А деревья заболели чумой виктора цоя
За словами Сергея Бодрова: "Человек, слушающий Цоя, он не похож на других и во что-то верит. Я думаю, что в этом есть такой настоящий порыв к свободе внутренней. К прямой и ясной картине мира. К чистоте и стройности. Мир замутнён, стёрты его признаки, которые хочется восстановить. Когда очень хочется увидеть мир в его чистоте" - скрывается новое отношение истинной Веры к окружающей жизни.
Верующий Богу и Законам Его человек, согласно Бодрову и Цою, не может мириться с ложью безбожной цивилизации. Обладающий такой глубокой верой человек весь мир почитает своим, а себя самого - ответственным за него. Из раба "божьего" такой верующий человек преображается в сына Божия и принимает на свои слабые плечи ответственность за ближних своих. Так начинается противостояние "миру, что во зле лежит".
На экране окна
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка.
И стучит пулемётом дождь,
И по улицам осень идёт,
И стена из кирпичей-облаков крепка.
А деревья заболели чумой,
Заболели ещё весной,
Вниз летят с ладони листья,
Махавшие нам свысока.
Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка.
А потом придёт она.
Собирайся, - скажет, - пошли,
Отдай земле тело.
Ну, а тело не допело чуть-чуть,
Ну, а телу недодали любви.
Странное дело.
Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка. (1989 г.)
Цой говорит о "странной сказке" в которую превращена действительность, и в которой нет места Законам естества: "Утро прожектором бьёт из окна", а само окно стало "экраном" противоестественной жизни, где люди перестали жить искренне - "молчит телефон - Отключён." Не о чем говорить и не с кем общаться. Не стало ближних.
"Снова Солнца на небе нет" - т.е. нет Высокой Цели и смысла жизни. "Каждый бьётся сам за себя" и из-за вот этого людского эгоизма "кажется, Солнце не больше, чем сон".
"И стучит пулемётом дождь". - Вода,- то ,что соединяет мироздание воедино, превратилась в ритм пулемётных очередей когда-то ближних людей, теперь активно противостоящих друг другу.
"И по улицам осень идёт" - идёт эпоха разделения между людьми и тотального недоверия.
"И стена из кирпичей-облаков крепка" - Над людьми остаётся крепкая стена из предустановлений, предубеждений лицемерной, удобной земной власти "веры", где пастыри, как одинаковые по форме своих взглядов мёртвые кирпичи "стоят в вере" плотно прислонившись друг к другу.
Природа не может пережить предательства по отношению к ней рода человеческого в Едином мироздании и умирает:
"А деревья заболели чумой.
Заболели ещё весной.
Вниз летят ладони-листья,
Махавшие нам свысока".
Ветви на несвободных деревьях уже не смеют стремиться к Солнцу, а листья перестали быть просящими ладонями, махавшими людям вольно с высоты. Чума тут, скорее не Чернобыльский апрель, хотя и это прочтение может иметь место, но более серьёзно о том, что чума христианской цивилизации перешла на Мир Божий ещё в незапамятные времена.
А конец песни вообще страшный:
"А потом придёт она,
"Собирайся, - скажет, - пошли.
Отдай земле тело".
Ну, а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело"
Здесь Виктор прямо поёт о себе и о своей скорой смерти. Он ведает, что забрать у него могут только тело, стало быть у него нет сомнений в загробной жизни. Вот только телу его недодали любви. Это говорит о том, что Виктор не был аскетом, потому что любые извращения естества были ему чужды. Виктор знал, что ему не дадут допеть, но "дошёл до конца".
Тяжёлые скорбные аккорды и строгий медленный ритм в этой воистину трагической песне. Это прямой и пристальный взгляд человека с возвышенными чувствами на окружающую его никчемную жизнь. Никаких иллюзий. Но и никакого приспособленчества - толерантности к "окружающей" действительности. И ведание о том, что так жить нельзя, и эта "сказка с несчастливым концом" всё же кончится когда-то, потому как "странная" она и неугодная людям и Богу.
О песне Цоя "Странная сказка"
За словами Сергея Бодрова: "Человек, слушающий Цоя, он не похож на других и во что-то верит. Я думаю, что в этом есть такой настоящий порыв к свободе внутренней. К прямой и ясной картине мира. К чистоте и стройности. Мир замутнен, стёрты его признаки, которые хочется восстановить. Когда очень хочется увидеть мир в его чистоте" - скрывается новое отношение истинной Веры к окружающей жизни.
Верующий Богу и Законам Его человек, согласно Бодрову и Цою, не может мириться с ложью безбожной цивилизации. Обладающий такой глубокой Верой человек весь мир почитает своим, а себя самого - ответственным за него. Из раба "божьего" верующий человек преображается в сына Божия и принимает на свои слабые плечи ответственность за ближних своих. Так начинается противостояние "миру, что во зле лежит".
На экране окна
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка.
И стучит пулеметом дождь,
И по улицам осень идет,
И стена из кирпичей-облаков крепка.
А деревья заболели чумой,
Заболели еще весной,
И слетят с ладони листья,
Махавшие нам свысока.
Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка.
А потом придет она.
Собирайся, - скажет, - пошли,
Отдай земле тело.
Ну, а тело не допело чуть-чуть,
Ну, а телу недодали любви.
Странное дело.
Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка. (1989 г.)
Цой говорит о "странной сказке" в которую превращена действительность и в которой нет места Законам естества: "Утро прожектором бьёт из окна", а само окно стало "экраном" противоестественной жизни, где люди перестали жить искренне - "молчит телефон - Отключён." Не о чем говорить и не с кем общаться. Не стало ближних.
"Снова Солнца на небе нет" - т.е. нет Высокой Цели и смысла жизни. "Каждый бьётся сам за себя" и из-за вот этого людского эгоизма "кажется, Солнце не больше, чем сон".
"И стучит пулемётом дождь". - Вода,- то ,что соединяет мироздание воедино, превратилась в ритм пулемётных очередей когда-то ближних людей, теперь активно противостоящих друг другу.
"И по улицам осень идёт" - идёт эпоха разделения между людьми и тотального недоверия.
"И стена из кирпичей-облаков крепка" - Над людьми остаётся крепкая стена из предустановлений, предубеждений лицемерной, удобной земной власти "веры", где пастыри, как одинаковые по форме своих взглядов мёртвые кирпичи "стоят в вере" плотно прислонившись друг к другу.
Природа не может пережить предательства по отношению к ней рода человеческого в Едином мироздании и умирает:
"А деревья заболели чумой.
Заболели ещё весной.
Вниз летят ладони-листья,
Махавшие нам свысока".
Ветви на несвободных деревьях уже не смеют стремиться к Солнцу, а листья перестали быть просящими ладонями, махавшими людям вольно с высоты. Чума тут, скорее не Чернобыльский апрель, хотя и это прочтение может иметь место, но более серьёзно о том, что чума христианской цивилизации перешла на Мир Божий ещё в незапамятные времена.
А конец песни вообще страшный:
"А потом придёт она,
"Собирайся, - скажет, - пошли.
Отдай земле тело".
Ну, а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело"
Виктор уверен, что забрать у него могут только тело, стало быть у него нет сомнений в загробной жизни. Вот только телу его недодали любви. Это говорит о том, что Виктор не был аскетом, потому что любые извращения естества были ему чужды. Виктор знал, что ему не дадут допеть, но "дошёл до конца".
Тяжёлые скорбные аккорды и строгий медленный ритм в этой воистину трагической песне. Это прямой и пристальный взгляд человека с возвышенными чувствами на окружающую его никчемную жизнь. Никаких иллюзий. Но и никакого приспособленчества - толерантности к "окружающей" действительности. И ведание о том, что так жить нельзя, и эта "сказка с несчастливым концом" всё же кончится когда-то, потому как "странная" она и неугодная людям и Богу.
Вот ещё три песни Виктора Цоя, написанные четверть века назад, но ставшие ещё актуальнее в наше скорбное время.
О песне Цоя "Дерево"
Я знаю - моё дерево не проживёт и недели.
Я знаю - моё дерево в этом городе обречено,
Но я всё своё время провожу рядом с ним. Мне все другие дела надоели.
Мне кажется, что это мой дом. Мне кажется, что это мой друг.
Припев:
Я посадил дерево. Я посадил дерево.
Я посадил дерево. Я посадил дерево.
Я знаю - моё дерево, завтра , может сломать школьник.
Я знаю - моё дерево скоро оставит меня.
Но, пока оно есть, я всегда рядом с ним. Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир. Мне кажется, что это мой сын.
Припев:
Я посадил дерево. Я посадил дерево.
Я посадил дерево. Я посадил дерево.
Это не просто печальная жалостливая песенка для кого-то из гринпис. Здесь всё гораздо серьёзнее, чем кому-то может показаться с первого взгляда.
Речь о том, что мир цивилизации во всём противоположен живому зелёному миру, и тот, кто встал на защиту обречённого к безвременной смерти Мира Божьего, должен быть готов к защите Его.
"Древо Жизни" в "этом городе" XX века обречено, "моё дерево не проживёт и недели".
И только высокое понимание ответственности за Жизнь может спасти Божий Мир от наглого и преступного социума. Поэтому только тот, кто "всё своё время проводит с ним", живёт вместе с Древом Жизни, кому "все другие дела надоели", кто принимает Мир Божий, как свой "Дом", как то, что ему ближе всего, как "Друга", сможет противостать "школьнику", то есть схоласту из мира библейской парадигмы индивидуального личностного, "богоизбранного" мёртвого взгляда на Божий мир.
Песня протяжная эта полна глубокого трагизма верующего Богу праведного человека, не выделяющего себя из "окружающего" мира. Боль дерева и радость его заставляет чуткую человеческую душу Цоя быть рядом с посаженным им деревом. Теперь это и его Мир, и его Сын. Но твёрдое ВЕДАНИЕ о том, что зелёному миру нет места в жизни социального города не даёт покоя Виктору Цою.
Поэтому с такой тревогой и болью Виктор повторяет, что он стал иным, чем живущие рядом с ним мёртвые продукты иного взгляда на мир, чем у него. Рядом нет людей, способных понять того, кто посадил Древо Жизни в своей Душе. В том, чья Душа соединилась с Душой Божьего Мира.
Вот это противопоставление Божьего Мира и мира социального, белого, бесцветного и холодного, с гибнущей в нём , живым и беззащитным во многих песнях Цоя.
Но Жизнь всё равно побеждает:
" Красная-красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два - на ней цветы и трава,
Через три - она снова жива
И согрета Лучами Звезды
По имени Солнце!
И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живёт по Законам другим
И кому умирать молодым.
Он не знает слово "да" и слова "нет".
Он не помнит ни чинов, ни имён
И способен дотянуться до Звёзд,
Не считая, что это сон.
И упасть, опалённым Звездой
По имени Солнце!"
Или же как в песне "1000% не Цоя" "Сказка":
"Кто виноват в том, что нет добрых глаз
И вместо домов строят мосты.
Когда-нибудь здесь переделают нас
И затопчем траву, хоть это цветы.
Без права на смерть, по Воле Богов
Живём на камнях и у всех в душе снег.
Здесь не отличить друзей от врагов.
Можно только гадать: ведь ты человек".
Так кто же виноват в том, что из мира ушла любовь и искренность? Что не стало уюта в Божьем зелёном мире, а в "душе у всех снег"? Что нас уже переделали так, что мы "затоптали траву", не понимая, что теперь не видать нам ни "цветов", ни плодов с Древа Жизни?
Да, судя по Украине, уже "не отличить друзей от врагов". И человек пал так низко, что можно только гадать, что же с ним будет дальше, и что ещё может эта безумная тварь сотворить с Миром Божьим.
О песне "1000% не Цоя" "Сказка" ("Ты человек")
Эта сказка о том, что вокруг
Что видят глаза, что видно во сне.
И кто твой сосед - враг или друг,
И с чем он плывёт по бурной реке.
Кто виноват в том, что нет добрых глаз
И вместо домов строят мосты.
Когда-нибудь здесь переделают нас
И затопчем траву, хоть это цветы.
Без права на смерть, по Воле Богов
Живём на камнях и у всех в душе снег.
Здесь не отличить друзей от врагов.
Можно только гадать: ведь ты человек.
Человек - это хорошо или плохо? Виктор в этой песне ставит этот вопрос. Все животные живут по Воле Богов, и вроде и человек живёт естественной жизнью. А естественная жизнь, она продолжается от Камня Рода - от семени человек, животных, деревьев и трав. Всё живое на Древе Жизни плодоносит - даёт плоды. Об этом в песне "трава, хоть это цветы", сначала трава, потом цветы, затем и плоды, а из них семя - и опять трава и цветы.
Вроде бы и у человека всё по Воле Богов, но человек ещё к тому же и дитя цивилизации, социума. Вот потому в душе у него снег, несмотря на естественное происхождение.
Но у человека другие "боги", социальные и "языческие", если хотите..). И эти "боги" почитают не Бога Единого, сотворившего Жизнь, но Власть в обществе, несущую смерть всему Живому. Якобы власть эта взяла на себя заботу о народе, "спасает" его от смерти.
Кроме того, что ты видишь во сне и наяву, есть ещё "соседи", готовые тебя предать за посулы общественных социальных благ. И ты не знаешь, кто плывёт по бурной реке жизни, твой друг или враг?
Кто виноват в том, что люди сошли с природного пути и перестали иметь открытый взгляд на мир, а стали смотреть "из-под углы"?
Кто виноват, что вместо домов - уюта семейной жизни и родового очага стали выстраивать "мосты" - отношения в иерархии на социальной лестнице? - Весь образ "христианской" жизни "библейского" противоестественного порядка! Этот "порядок" топчет зелёную праведную жизнь. Топчет цветы жизни.
"Без права на смерть" - это перекликается со словами Виктора: "Смерть стоит того, чтобы жить", то есть Жизнь по Цою - есть преодоление смерти. "А Жизнь только Слово. Есть лишь Любовь и есть Смерть".
Тот, кто не боится смерти, преодолевает её Любовью к жизни, но не индивидуальной и себялюбивой, а Любовью к Жизни всего Божьего Мироздания.
Человек пока только гадает, как ему жить? Какой жизнью. Жить ли ему смертью окружающего мира, что было до сих пор, или же жить Любовью в Единстве Мироздания, к чему его Бог призывает! Пока у всех в душе снег.
Обращение к "соседям" встречается неоднократно, например, "и сосед за стенкой стонет, он увидел страшный сон" и в таком же контексте.
"Бурная река" и "мосты" напоминают "Камчатку" - "Я не вижу реки, я не вижу моста", и там они берутся в том же контексте, что и в "1000% не Цое".
Наконец, "можно только гадать: ведь ты человек" опять-таки в том же контексте, что и песне, посвящённой БГ:
"И что холод ветров я буду чувствовать боком, опьянённый сознаньем того, что я - человек".
Ну, а "затопчем траву, хоть это цветы" - это отношение к зелёной жизни во многих песнях Виктора:
"Солнце светит и растёт трава,
Но тебе она не нужна".
"Красная-красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два - на ней цветы и трава,
Через три - она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце".
Единственное, в чем я уверен на 100% - это в том, что "Сказка" из "1000% не Цоя" принадлежит Виктору Цою. И текст и не менее прекрасная музыка. Не имею данных, когда была написана Виктором Цоем эта песня. Очень трудно понять, какая "Сказка" какую продолжает и объясняет. Давайте думать вместе, возможно и придём к общему выводу.
"Сказка" из "1000% не Цоя" мистичнее, задумчивее, а "Сказка с несчастливым концом" более откровенно говорит о нашем времени, более трагична, более связана с решением социальных вопросов. И то, и другое очень характерно для Виктора, однако ни то, ни другое записные "цоеведы" не желают сознательно в творчестве В.Цоя примечать.
Виктор Цой настоящий художник слова, кто бы в этом сомневался. И всё это богатство его художественной картины мира весьма ярко проявляется в песне "Сказка", органически связанной с его песней "Странная сказка" 1989 года, подробный анализ которой дан мною ниже. У кого есть желание, можно сравнить и подумать ещё на тему, какая песня предваряла другую и почему.
О песне Цоя "Странная сказка"
За словами Сергея Бодрова: "Человек, слушающий Цоя, он не похож на других и во что-то верит. Я думаю, что в этом есть такой настоящий порыв к свободе внутренней. К прямой и ясной картине мира. К чистоте и стройности. Мир замутнен, стёрты его признаки, которые хочется восстановить. Когда очень хочется увидеть мир в его чистоте" - скрывается новое отношение истинной Веры к окружающей жизни.
Верующий Богу и Законам Его человек, согласно Бодрову и Цою, не может мириться с ложью безбожной цивилизации. Обладающий такой глубокой Верой человек весь Мир почитает своим, а себя самого - ответственным за него. Из раба "божьего" верующий человек преображается в сына Божия и принимает на свои слабые плечи ответственность за ближних своих. Так начинается противостояние "миру, что во зле лежит".
На экране окна
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка.
И стучит пулеметом дождь,
И по улицам осень идет,
И стена из кирпичей-облаков крепка.
А деревья заболели чумой,
Заболели еще весной,
И слетят с ладони листья,
Махавшие нам свысока.
Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка.
А потом придет она.
Собирайся, - скажет, - пошли,
Отдай земле тело.
Ну, а тело не допело чуть-чуть,
Ну, а телу недодали любви.
Странное дело.
Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка. (1989 г.)
Цой говорит о "странной сказке" в которую превращена действительность и в которой нет места Законам естества: "Утро прожектором бьёт из окна", а само окно стало "экраном" противоестественной жизни, где люди перестали жить искренне - "молчит телефон - Отключён." Не о чем говорить и не с кем общаться. Не стало ближних.
"Снова Солнца на небе нет" - т.е. нет Высокой Цели и смысла жизни. "Каждый бьётся сам за себя" и из-за вот этого людского эгоизма "кажется, Солнце не больше, чем сон".
"И стучит пулемётом дождь". - Вода,- то ,что соединяет мироздание воедино, превратилась в ритм пулемётных очередей когда-то ближних людей, теперь активно противостоящих друг другу.
"И по улицам осень идёт" - идёт эпоха разделения между людьми и тотального недоверия.
"И стена из кирпичей-облаков крепка" - Над людьми остаётся крепкая стена из предустановлений, предубеждений лицемерной, удобной земной власти "веры", где пастыри, как одинаковые по форме своих взглядов мёртвые кирпичи "стоят в вере" плотно прислонившись друг к другу.
Природа не может пережить предательства по отношению к ней рода человеческого в Едином мироздании и умирает:
"А деревья заболели чумой.
Заболели ещё весной.
Вниз летят ладони-листья,
Махавшие нам свысока".
Ветви на несвободных деревьях уже не смеют стремиться к Солнцу, а листья перестали быть просящими ладонями, махавшими людям вольно с высоты. Чума тут, скорее не Чернобыльский апрель, хотя и это прочтение может иметь место, но более серьёзно о том, что чума христианской цивилизации перешла на Мир Божий ещё в незапамятные времена.
А конец песни вообще страшный:
"А потом придёт она,
"Собирайся, - скажет, - пошли.
Отдай земле тело".
Ну, а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело"
Здесь Виктор прямо поёт о себе и о своей скорой смерти. Он ведает, что забрать у него могут только тело, стало быть у него нет сомнений в загробной жизни. Вот только телу его недодали любви. Это говорит о том, что Виктор не был аскетом, потому что любые извращения естества были ему чужды. Виктор знал, что ему не дадут допеть, но "дошёл до конца".
Тяжёлые скорбные аккорды и строгий медленный ритм в этой воистину трагической песне. Это прямой и пристальный взгляд человека с возвышенными чувствами на окружающую его никчемную жизнь. Никаких иллюзий. Но и никакого приспособленчества - толерантности к "окружающей" действительности. И ведание о том, что так жить нельзя, и эта "сказка с несчастливым концом" всё же кончится когда-то, потому как "странная" она и неугодная людям и Богу.
Читайте также: