Автор произведения чума философ экзистенциалист
Механическая 3 на?*Представление 3
Эпистемология-2 название…?*Теории познания
Идеальное-это…?*Свойство деятельности 2
«Ноосфера-высшее 12 считал…?*В.И.Вернадский
Философская 7называется…? *Теоцентризм
Сущность 3 определении?*1+2+3+4
Доказательство 6 схоластом…?*Фомой Аквинским
Исходный 6.Канта?*Категорический императив
Отражение 5 называется?*Ощущение
Кто 5 процесса?*О.Шпенглер, А.Тойнби
У 9 человечества?*Августин,Д.Вико
Как 8 процессов?*Формационный и 5
Как 10 виде?*Антиутопия
В 8 управляемым?*Да
Симукляр-это?*Точная копия 5
Ризома-6 характерны?*Отсутствие упорядоченности, 1
Основные1материи?*Вещество и поле
Синергетика-1название?*Науки о 3
«Уровни 4-это…?*Эмпиризм и теория
Дилемма 9 понятий…?*«общественное 3
Какое 5 материализму?*Сознание есть 3
Диалектика- 2 которому?*Объективный мир 3
Почему 7 диалектики?*Фиксирует источник 3
Что 3 отрицания?*Возможные формы 1
Какие 4 правильны?*Общее существует 10
Как 6 случайности?*Случайность-форма 8
Что 6 содержание?*Содержание
Что 6 явления?*В смысле объема 5
Детерминизм-это?*Концепция признающая 4
В 3 позитивизма?*Опоре только 3
Какие 9 философия?*Неопозитивизм, постпозитивизм
Чем 5 неопозитивистов?*Исследованием языка 1
Какой 10 ненаучных?*Верификация
Какая 5 эталоном?*Математика
Ницше 4 является?*Рабская мораль
Идея 3 в философии?*Ф.Ницше
Витгенштейн 8 как?*Активность, направленную 4
В 5 А.Шопенгауэру?*В ее 4
Какие 3 экзистенциализма?*Вина,страх,1
Принадлежал5типа?*Да, Аристотель 7
Характерной 5 является?*Перипатетизм
Автор 5 суфизма?*Аль-Газали
Направление, 6 называется?*Реализм
Главная 3 Возрождения?*Антропоцентризм
Ф.Бэкон 13 знания?*«призраки рода, 3
Сущность 6 что?*Осуществляется 6
Кто 10 человека)?*Т.Гоббс
Какие 5 целом?*Вера в человеческий 4
Французские 2 антропогенез?*С развитием 6
Монизм-это…?*Учение, признающее 3
Дуализм-1 учение?*Признающее материальную 6
Какое 9 сущность?*Наука о наиболее 6
Предметом 4 является?*Пантеистический бог
В 6 XVII в?*Взаимодействовали 3
Характерной 5 является?*Перипатетизм
Почему 6 удовольствий …?*Социально-экономические 4
Какие 5 философии?*На раннем 2
Кто 6 Аверроэс?*Ибн-Рушд
Назовите 5 Возрождения?*Дж.Бруно
Какие 10 познания?*И.Ньютон
Рационализм 1 идею?*Ведущей роли 3
Основное 1 эмпиризма?*Все знания 4
Идея 3 принадлежит?*Ж.Руссо
В 6 просветителями?*Законы природы 5
Диалектика-2 которому?*Мир движется, 3
Метафизика-2 которому?*Материальный мир статичен
Позиция 6 результат…?*Противоречий природы 8
Какие 13 ей?*Разрабатывает универсальные 3
Какова 3 мировоззрения?*Миф,религия,философия
Путь познавательной(2)Ф.Бэкону: Муравьи,паука,пчелы
Эмпиризм обосновывает идею: Ведущей роли опыта в познании
Можно(2)механики И.Ньютона(2)картины мира? Да
Деизм-это (2)сторонники которого. Допускали(1)Бога только как первопричины
Кто(3)отожествлял человека с машиной? Ж.Ламетри
Кто(4)существующим по Дж.Беркли? Воспринимающий субъект
Назовите (3)пантеизма эпохи Возрождения? Дж.Бруно
На чем, по И.Канту, (3)поведение людей? Чувстве долга Что(1)центром философских(2)И.Фихте?
Обоснование активности и свободы человека Что является основой мира у Ф.Шеллинга?
Мировой дух Кто (3)диалектики как метода?
Г.Гегель В чем (5)в философии Г.Гегеля? Метод революционен,система консервативна
Можно ли (2)фейербаховская(9),метафизичность? Нет
Тип философского(1)центре(1)проблема человека? Антропоцентризм
Мировоззрение Августина(1)? Теоцентрическим
Основоположник новоевропейского рационализма? Декарт
Происхождение человека и общества есть? Антропосоциогенез
Способ существования материи есть? Движение
Наука(1)Шакариму Кудайбердиеву,(4)образования? Наука о совести
Кто из русских философов(2)русс.души(1) самосознания? Бердяев Н.
Критерий истины в марксистско-ленинской трактовке? Практика
Отражение(3)сторон предмета называется? Ощущение
Когда (2)мифологического(5)индии? 6в.до н.э.
Даосы(3)вселенной заложена в ? Каждом человеке
В(7)к Богу(2)ценностей есть ? Соборность
Главный(2)сил общества? Человек
Что(2)«демаркация(1)Карла Поппера? Отделение научного знания от ненаучного
Общественное сознание-это? Воззрение людей…взглядах
Философское определение человеческого общества Высшая(11)институтов сфера духа
Два(3)философии? Материализм и идеализм
Философское(4)две субстанции? Дуализм
К какому(3)Х.А.Ясави? Суфизм
Родоначальник индуктивого(1) исследования? Ф .Бэкон
Социогенез –это? Становление общества
Основной(5)согласно И.Алтынсарину? Просвещение и воспитание
Творчество(1)русского(6) экзистенциализма? Достоевский ф.
Принятие осевого времени в философии истории ввел? К.Ясперс
Открытие законов диалектики принадлежит? Гегелю
Создатель психоаналитической концепции культурогенеза? З.Фрейд
Древнегреческий философ впервые определивший человека как существо общественное,государственное,политическое? Аристотель
Согласно учению Улдалака весь мир явления состоит из трех материальных элементов? Тепла,воды,пищи
Французские(4)цивилизации? С развитием(1)естественного
Философы –представители структурализма? К.Леви-Стросс,М.Фуко,Ж.Лакан
Содержанием(5)прекрасное? Эстетического сознания
Вопрос ()отношении(2)сновной вопрос?
У И.Канта(4)основанное…как средство? Гипотетический императив
К естественным(2)НЕ(1) право на? Образование
Форма мировоззрения(5)сверхъестественное? Религия
Какому(5)полярных категорий? Диалектике
Фалес(2)первоначала мира? Воду
Кого(5)после Аристотеля? Аль-Фараби
Главная(2)эпохи Возрождения? Антропоцентризм
К какому(3)система Гегеля? Объективному идеализму
Просветитель(1)казахской(1)литературы? Абай кунанбаев
Кто рус.(3)разработал принцип всеединства? Соловьев
Онтология –это? Учение о бытии
Выделите общепринятое определение диалектики? Учение общ(2)природы, общ. и мышл.
Какой (2)НЕ относится к нерациональному? интеллект
Ид(0) это:Система идей…групп
Категория(6) есть ?Явление
Философы(1)школы?Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Период(4)философии?Период ОТЦОВ ЦЕРКВИ
Философы-экзистенциалисты?Сартр, Камю, Ясперс
Учение(3)отражает?Всеобщий принцип двойственной природы вещей
В философии(4) является?положительное
Потенциальное (7)категориями?Возможности и действительности
К философии (13)считали?Неопозитивисты
Выделение(1)высказывание?Материализм – это философское. сознания
Выделение(1)высказывание?Идеализм - это признание идей.. материальное
Принцип(3)означает ?Созерцательное отношение к действительности
Альбер Камю
(1913—1960)
У Камю чума — главный герой, всемогущий и безжалостный, не оставивший людям никакого выбора, даже на соображения бич ли она Божий, наказание за грехи или просто трагическое стечение обстоятельств. В чуме человек существует, в ней погибает, но в ней и борется с нею и даже побеждает, несмотря на то, что зараза приходит и уходит независимо от его усилий.
Удивительно, что в этом ясном и прозрачном изложении (автор недаром назвал его хроникой) критики увидели прежде всего не ужасающую картину человеческого бедствия, а экзистенциальные идеи по поводу жизни и смерти и стали спорить — верил Камю в Бога или не верил, был апологетом суицида или его противником, почерпнул ли он свои идеи у Достоевского или, наоборот, противопоставил им нечто свое — одно это уже отвращает от подобных толкований, поскольку они нечеловечны, вторичны и не имеют никакого смысла на фоне людского горя, описанного с медицинской точностью и бесстрастием.
Автор, правда, потешил себя философскими играми на романном поле, но вот что привлекло на это поле других игроков, явно уступающих ему в стиле игры?
Хроника, записанная доктором Риэ, повествует о событиях, произошедших в 194… г. в Оране (Алжир), современном городе, 200 тысяч жителей которого занимались главным образом коммерцией.
После нашествия крыс в начале апреля началась чума. Доктор до этих событий успел отправить в санаторий безнадежно больную жену, а с началом их познакомился с парижским журналистом Рамбером, еще одним приезжим — Тарру, иезуитом отцом Панлю, служащим мэрии Граном и комиссионером по продаже вин и ликеров мсье Коттаром, ставшими главными героями хроники.
Доктор Риэ, давно решивший, что дает уверенность только повседневный труд, добился от префектуры согласия на признание факта эпидемии, а затем и на созыв санитарной комиссии. Поскольку форма чумы была необычной, коллега Риэ доктор Кастель взялся за изготовление сыворотки.
Город закрыли, запретили морские купания, выезд из города, переписки и междугородные разговоры. Разрешался только обмен телеграммами. Коммерция тоже скончалась от чумы. В Оран наземным транспортом и с воздуха поступали лишь предметы первой необходимости, за которыми выстраивались длинные очереди. Стала процветать спекуляция, на которой Коттар сколотил себе состояние. Люди, невзирая на опасность, заполняли кинотеатры и кафе, благо алкоголя хватало.
Вскоре к Риэ пришел Тарру с предложением об организации добровольных дружин для оказания превентивной помощи в перенаселенных кварталах, а затем в созданные дружины влились Гран, Рамбер и отец Панлю.
Когда с окраин чума вступила в центр города, пораженные эпидемией кварталы стали оцеплять. Тогда же началась серия пожаров — люди, вернувшись из карантина, поджигали свои собственные дома, вообразив, будто в огне чума умрет.
Ночью на городские ворота совершались вооруженные налеты. Перестало хватать гробов, и трупы просто закапывали во рвах, а затем начали сжигать.
Только благодаря неимоверным усилиям доктора Риэ и его коллег античумной механизм не давал сбоев. Но у борцов с чумой угасли уже не только всякие чувства, но и память.
Чума лишила всех способности любви и даже дружбы. Доктор Риэ считал, что привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.
В сентябре—октябре дружинники уже не в силах были справляться со своей усталостью, ими все больше овладевало странное безразличие и элементарное пренебрежение правилами гигиены.
А тем временем бубонная форма чумы переросла в легочную.
После этого Рамбер передумал бежать из города и сказал друзьям, что если он уедет, ему будет стыдно, и это помешает ему любить ту, которую он оставил, и что вообще стыдно быть счастливым одному.
Вскоре заразился Гран, но на другой день болезнь отступила от него. Выздоровела и девушка, заразившаяся легочной чумой. Помогла, скорее всего, сыворотка Кастеля. Сводки подтвердили, что болезнь стала отступать.
В город вернулся оптимизм, а в конце января префектура объявила, что эпидемию можно считать пресеченной. Начались празднества, танцы на площадях. Тарру стал одной из последних жертв чумы.
В день, когда Риэ потерял друга, доктор получил телеграмму, извещавшую о кончине его жены. Эту весть Риэ принял спокойно. К Рамберу приехала из Парижа его любимая.
Коттар, сойдя с ума от разочарования, что с чумой покончено и ему придется отвечать перед законом за спекуляцию, открыл пальбу с балкона своего дома по прохожим и был арестован полицией.
По мотивам романа режиссером Л. Пуэнсо в 1992 г. был снят одноименный фильм (производство Великобритании, Аргентины и Франции). Действие в нем происходит в южноамериканском городе.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Характер экзистенциализма в романе
по зарубежной литературе
|
Работа выполнена студенткой 51 группы заочного отделения Батуриной Мариной Владимировной
2. Основная часть
Глава 1. Образ-символ чумы…………………………..…7-10
Глава 2. Существование и возможность бытия ..10-14
Условно экзистенциализм разделяется на два направления: атеистическое - правильнее было бы сказать - светское, потому что характерной чертой их философии является не отрицание Бога, а агностицизм, убеждённость в невозможности рационального доказательства бытия Бога и отказ прибегнуть к вере для такого допущения - (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное –К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).
В начале 1938 г. Камю начинает осваивать и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел достичь много.
Фактом биографии писателя, во многом определившим жизненную судьбу и философскую позицию, явилась болезнь. Так, из-за туберкулёза, которым с 1930 года болен писатель, рухнули надежды на продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей университетских преподавателей философии, развалился первый брак.
Глава1. Образ-символ чумы
Каждый персонаж романа – это один из вариантов ответа на вопрос о смысле и путях существования в бессмысленном и жестоком мире.
Глава 2. Существование и возможность бытия
В дальнейшем, когда заблуждаться относительно постигшего город бедствия становится невозможно и городские власти оказываются вынужденными объявить город закрытым, поведение жителей становится более разнообразным.
Признавая возможными и такие пути человеческого поведения, Камю всё же не уделяет им чересчур много внимания, - ему гораздо интереснее разобраться в том, что не лишено определённой логики. Это наблюдается, в частности. в развитии самой острой дискуссии книги – между ученым иезуитом Панлю и доктором Рие.
Не меньшим испытанием для отца иезуита становится собственная болезнь: принимать помощь врачей - значит признать слабость и непоследовательность собственных убеждений. Священник, кроме того, прекрасно понимает, что помощь эта не поможет ему спастись. Судя по первоначальному варианту романа, Камю приводил Панлю, заболевшего чумой к религиозной катастрофе. Но в окончательном варианте романа Панлю остаётся верен собственному выбору.
Доктор Рие неоднократно, в силу своей профессии, сталкивался лицом к лицу со смертью. Смерть ребёнка, пробудившая к подлинному бытию отца Панлю, явилась серьёзным испытанием и для доктора Рие.
С приходом чумы доктору, к сожалению, слишком часто приходится видеть, как умирают, но многочисленность смертельных случаев никак не разбудила героя от сна существования.
Больных становится много и доктора начинает не хватать на то, что раньше воспринималось как внимательное отношение к своим пациентам. Стоит, например, обратить внимание на то, как сухо ведет себя доктор Рие у постели привратника собственного дома, человека каждый день встречавшего и провожавшего его.
Если до этой смерти доктор, прилагая огромные усилия в борьбе с чумой, делал то, что, в сущности, делал бы любой честный врач столкнувшийся с такой ситуацией, и считал свою деятельность - делом имеющим смысл и перспективу. Смерть ребенка, случившаяся после того, как на нём испытывают сыворотку Кастеля, на фоне немногочисленных фактов никак не объяснимого исцеления, приносит доктору понимание того, что усилия, предпринимаемые им и его соратниками, бесполезны.
Теперь перед доктором Рие со всей остротой встаёт вопрос выбора собственного поведения в этом жестоком, мире - мире, равнодушном к попыткам человека как-либо отменить или хоть как-то уменьшить эту жестокость. Человеку, наделённому здравым умом, есть от чего прийти в отчаянье. Иван Карамазов, как известно, вернув Алёше свой билет в царство будущей гармонии, отвернулся от многочисленных бедствий мира и стал невольным и равнодушным соучастником убийства собственного отца. Доктор Рие, отбросив ненужные иллюзии относительно будущего, обретает, пройдя через испытание смертью невинного ребёнка, обретает новое понимание своего предназначения в этом мире.
Мужество, скромность и простота, с которой главные герои романа, делают своё трудное дело, возможно, явились причиной того, что герои романа несколько похожи друг на друга, за что писателя неоднократно упрекали как художника. Нам кажется, что Камю сознательно ограничивал себя, пытаясь ответить на более важные вопросы.
3. Заключение.
Благодаря художественному мастерству Альбера Камю, и читатели романа способны сбросить груз привычных представлений и привычек, трезво посмотреть на свой жизненный удел и, таким образом, оставив мир бытия, перейти к осмысленному существованию.
Можно сказать, что чума заставила оранцев перепроверить своё отношение к привычным моральным нормам и ценностям. Варианты имморального поведения (мародёрство, пьянство, жажда сатурналий и т.д.) перед лицом смертельной опасности не отрицаются Камю, но роман построен так, что читатель понимает: люди, выбирающие их не соль земли.
1.Долгов К.М. От Киркегора до Камю.Фило-софия.Эстетика. Культура.М.:Искусство,1990.
2 .Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов:
Эссе. М.: Союз фотохудожников России, 1996.
3. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун ХХI века.
М.: Советский писатель, 1989.
4.Камю Альбер.Избранное.Предисловие Великовского
Мн.: Нар.асвета, 1989.
5.Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Составле-
ние и предисловие К. Долгова. М.: Радуга, 1990.
6. Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М.: Прогресс, 1986.
7. Словарь литературоведческих терминов.М.:
8. Хайдеггер М. Бытие и Время. М., 1997.
Есть произведения, дающие интересный сюжет – для пересказа и воспоминаний. Но есть художественные тексты, сталкивающие с иной логикой, с таким пониманием жизни, которое, возможно, и приходило тебе на ум, но никогда не оформлялось в ясный образ др
В двухсоттысячном Оране стали умирать крысы, потом – люди. Сначала думали: просто инфекция, потом пришлось признать: чума. Город закрыт, мертвых все больше. Нельзя спрятаться от реальности массовой гибели за высокими словами и былыми учениями о четко сформулированной защите от зла. Сознание должно запылать, когда проясняется: люди обречены, нет им спасения. Автор наращивает ужас, чтобы появился хоть какой-то свет. Так бывает в литературе. Камю видит вокруг себя миллионы бездумных современников, заброшенных в существование невидимой рукой и не задающих лишних вопросов. В унынии и радости они барахтаются в повседневности и вскоре навсегда уходят в небытие. Так нельзя, так плохо. Быть человеком – значит, бороться со смертью, не соглашаться с предписанной участью. Чума – не во французском Оране, она повсюду, где культура и цивилизация. Роман написан в 1944 году, поэтому сопоставление чумы и фашизма обязательно.
Эпидемия проверяет героев: что выберут, кем будут? Имя Камю прочно связано с философией экзистенциализма. Обойдемся без теории, но небольшой тест предложить стоит. Ты уверен, что все большие идеи, объясняющие мир, лишь элегантно выстроенные слова? Чувствуешь, что смерть – предел, за которым совсем нет ничего, никаких следов человека?
Есть произведения, дающие интересный сюжет – для пересказа и воспоминаний. Но есть художественные тексты, сталкивающие с иной логикой, с таким пониманием жизни, которое, возможно, и приходило тебе на ум, но никогда не оформлялось в ясный образ другого существования. Камю предлагает нам роман-идею – большой рассказ об абсурде. В чем этот абсурд? В том, что мыслим и творим, как боги. А умираем и сгниваем в земле, как жалкие, обреченные звери.
Служащий мэрии Жозеф Гран – стареющий аутсайдер, давно брошенный женой, так и не дождавшийся повышения по службе. Он считает, что во всем виновато его косноязычие, неумение сказать нужное слово, которое все изменит, все решит. Наверное, поэтому он задумал написать потрясающее произведение. И уже который месяц переделывает первую фразу, так и не найдя идеальной формы. Он тоже борется со смертью. Скромно, бессловесно, борется, как умеет – в составе добровольной дружины.
Жозефу трудно, но легче, чем безымянному старику, который выходил на балкон, ласковым голосом созывал кошек и смачно, вкладывая всю ненависть к миру, плевал в них, шумно радуясь каждому попаданию. С началом чумы кошки исчезли. Худо старику, ведь единственная мания, ставшая смыслом, теперь не может быть реализована. А желания помочь ближнему у страшного дедушки совсем нет.
Вспомним Жану Тарру, приехавшего в город незадолго до страшных событий и ставшего их летописцем. Тарру хорошо понимает проблему времени – оно постоянно сжимается, вытесняя нас. Можно пытаться замедлить его: проводить дни в приемной зубного врача на жестком стуле, сидеть на балконе в воскресенье после обеда, слушать доклады на непонятном для себя языке, выбирать самые длинные и самые неудобные железнодорожные маршруты. Или без многословия, не смотря на часы, биться за человека. Зная, что судьба одна. Именно так и поступает Жан Тарру, создавший первую добровольную дружину.
Долго всматриваясь в то, что считал абсурдом, писатель столкнулся с ним в последние мгновения своей жизни. В расцвете славы, в январе 1960 года он ехал в машине из Прованса в Париж. Автомобиль вылетел с дороги и врезался в платан. Альбер Камю погиб на месте катастрофы. Ему было 46 лет.
Цитаты:
- Все всегда стоит труда. - В мире всегда была чума, всегда была война. И однако ж, и чума и война, как правило, заставали людей врасплох. - Кто возьмется утверждать, что века райского блаженства могут оплатить хотя бы миг человеческих страданий?
- Когда невинное существо лишается глаз, христианин может только или потерять веру, или согласиться тоже остаться без глаз. - Стоит только обзавестись привычками, и дни потекут гладко.
- Лгать слишком утомительно. - Бесплодна жизнь, лишенная иллюзий.
- Тревога - это легкое отвращение перед будущим. - Когда ждешь слишком долго, то уже вообще не ждешь. - Мужчины и женщины или слишком быстро взаимно пожирают друг друга в том, что зовется актом любви, или же у них постепенно образуется привычка быть вместе. Между двумя этими крайностями чаще всего середины нет. - Самый удобный способ познакомиться с городом — это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают. - Любая радость находится под угрозой.
Интересные факты
- Камю очень увлекался Достоевским. В одном из театров он даже играл Ивана Карамазова.
Описание файла
Документ из архива "Философия, ее предмет и основные функции", который расположен в категории "контрольные работы". Всё это находится в предмете "философия" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "контрольные работы и аттестации", в предмете "философия" в общих файлах.
Онлайн просмотр документа "159131"
Поделитесь ссылкой пожалуйста: |
Текст 10 страницы из документа "159131"
А) феноменология герменевтики
С) аналитическая философия
D) философия марксизма
579 В аксиологической концепции Э.Фромма к неплодотворным ценностным ориентациям людей современного общества не относится ориентация
580 По Т.Куну, совокупность ценностей, убеждений, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию
581 Русский писатель, чье творчество дало огромный толчок развитию философии экзистенциализма
583 Аналитическая философия подвергла анализу
585 Махизм – это то же самое, что и
В) объективный идеализм
D) субъективный идеализм
587 Направление современной философии, в котором смысл понимается не как имманентный объекту (миру, тексту) и подлежащий экспликации, а как результат произвольно реализуемых дискурсивных практик
В) философия жизни
589 С точки зрения представителей неопозитивизма, философии противопоставляется
590 Ситуация личностного выбора – одна из основных тем
Е) философии жизни
591 Направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного
593 Автор концепции постиндустриального общества
595 Философское направление, для которого характерен ярко выраженный сциентизм
В) логический позитивизм
596 Симулякр – это
А) реальность как она есть
В) копия реальности
С) копия копии реальности
D) вымышленный мир
Е) подлинный мир
597 К философии следует предъявить те требования научности, которые сложились в естественных и математических науках, считали
598 С позиции экзистенциализма, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами
А) сущности и существования
В) коллективного общественного бытия
С) морали и нравственности
D) соотношения веры и знания
Е) общественного бытия
599 Постмодернизм представлен в таком философском направлении, как
А) реальных фактов от вымышленных
В) этических и эстетических характеристик
С) научного знания от ненаучного
D) религиозной веры от нерелигиозной
Е) математических задач от логических
604 Принцип, выдвигаемый неопозитивистами, согласно которому любое высказывание должно подлежать опытной проверке на истинность
605 Философско-мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки
606 М.Хайдеггер полагал, что последнее основание, прибежище человеческого бытия и единственное универсальное средство его постижения
607 М.Вебер и Т. Парсонс, рассматривавшие идею ценности как социально значимой нормы, средства выявления социальных связей и функционирования социальных институтов, являются представителями аксиологической концепции
В) натуралистического психологизма
D) культурно-исторического релятивизма
Е) персоналистского онтологизма
610 С точки зрения прагматизма, истина – это
А) верное отражение действительности
В) то, что полезно, выгодно для достижения целей, что приносит успех
С) только научное знание
D) то, что разделяется большинством людей
Е) любые понятия
611 По утверждению А. Шопенгауэра, воля
А) обусловлена материальными потребностями человека
В) это мистическое чувство
С) формируется в процессе познания
D) есть абсолютное начало
Е) обусловлена духовными потребностями человека
D) логический позитивизм
613 Согласно Ф.Ницше, вместе с волей к жизни человеком движет
614 В неопозитивизме центральное место занимает проблема
С) логико-лингвистического анализа
616 Создатель психоаналитической концепции культурогенеза
617 Фатализм – это
А) разумное отношение к жизни
В) вера в рок, судьбу
С) признание активности человека
D) гадание на картах
Е) научный подход к жизни
А) эмоции, переживания, чувства человека
В) инстинкты, неосознанные представления
С) абстрактное мышление
D) волю, мотивы, интересы, способности человека
Е) социальные нормы, запреты, догмы
D) Н. Данилевский
620 Философ, который определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой
621 Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития
622 Возникновению психоанализа З.Фрейда способствовал анализ особенностей
А) эстетического вкуса
В) религиозного сознания
D) рационального мышления
Е) нравственного сознания
623 Неопозитивисты основные философские проблемы
В) плодотворно решают
С) считают псевдопроблемами, лишенными объективного содержания
D) не считают важными
Е) такой вопрос ими не ставится
625 Философское направление XX века, в центре исследований которого стоит анализ языка науки
626 В развитии науки Т. Кун выделяет две фазы: нормальная наука и .
А) застой в науке
В) период отрицания науки
С) сосуществование различных теорий
D) абсолютность науки
Е) научная революция
627 Согласно неклассической философии, разум
А) метод познания
В) субстанция мира
С) атрибут материи
Е) модус мышления
628 Ф. Ницше считал, что продуктом христианства является
А) высокая мораль
С) рабская мораль
Е) воля к власти
629 Экзистенциальная философия Ж.П. Сартра - это философия
Е) свободы и ответственности
630 Направление философии, единственным объектом которого является человек
632 Философское направление, утверждающее, что источником подлинного знания могут быть лишь отдельные конкретные науки
А) философский текст
В) система кодировки информации
Е) средство коммуникации
634 Ж.Деррида предлагает в своей философии
А) обращение к восточной культуре
В) реформацию европейской культуры
С) обращение к казахской культуре
D) деконструкцию европейской культуры
Е) ренессанс европейской философии
635 А.Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевскому абсолютному духу предлагает
Читайте также: