Bbc чума возвращение черной смерти 2016
Рейтинг показывает сильные стороны фильма
Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя
Сюжет
Севилья, конец XVI века. Торговец колониальными товарами Луис де Суньига в сопровождении доктора Монардеса и чиновника городского совета обследует портовые трущобы. Зажимая носы платками, они входят в барак. Там лежит мертвец. Доктор осматривает его и обнаруживает чумные бубоны под мышками, на горле и в паху. Он собирается вскрыть бубоны и выдавить для исследования гной из них, но де Суньига его останавливает. И так все понятно, в трущобы пришла чума. Они выходят из барака.
Чиновник говорит де Суниьге, что нужно оповестить население о начале эпидемии чумы. Де Суньига говорит, что этого не стоит делать до прибытия в порт очередного каравана судов из Нового Света. Иначе порт закроют, Севилья понесет огромные убытки. Он дает чиновнику расписку на получение денег. Имя получателя можете проставить сами. Чиновник спрашивает: сколько придется ждать с официальным заявлением, неделю? Две или три недели. Но ведь они занесут чуму в город! Еду им будут доставлять дети из сиротского приюта. А пока людям не стоит знать, что к нам пришла чума.
Толедо. Матео Нуньес ночью подъезжает к хижине, входит туда, заходит в спальню. Он разговаривает с молодой женщиной, которая сидит на кровати. Он хвалит ее за красоту, она поражается его учености. Матео говорит, что он процитировал Платона. Кто это такой? Он уже полторы тысячи лет мертв. Девушка раздевается. Матео приказывает ей лечь на постель и перевернуться. Он энергично занимается сексом с девицей.
В комнату входит женщина и сообщает, что Матео спрашивает какой-то человек. Матео приказывает приготовить ему коня возле черного хода. Он одевается, берет кинжал и выходит к гостю. Тот говорит: можешь убрать кинжал, я не вооружен. Я приехал по поручению твоего друга Германа, я его душеприказчик, ты перед ним в долгу. Денег у меня нет. Мне деньги не нужны. Ты обещал Герману, что выполнишь любую его просьбу. У него в Севилье остался сын, бастард. Последняя воля Германа: он просил вывезти его из города. Матео: сколько ему лет? Около пятнадцати. Как он выглядит? Его кожа белая, как сало. Зовут его Валерио Уэртас. Как его найти? Не знаю.
Севилья. Монахи раздают сиротам еду, те относят ее в портовые трущобы. Валерио берет корзинку с едой, забирается на крышу дома, двери которого отмечены черепом с костями в знак того, что тут живут люди, зараженные чумой. Валерио забирается на крышу, вскрывает черепицу и опускает на веревке корзину. Обитатели зачумленного дома забирают еду.
Матео подъезжает к бухте, на другой стороне которой раскинулась Севилья. Он садится в лодку и плывет к городу. Вместе с ним в лодке находятся двое торговцев. В сундуке, крышку которого поднял его спутник, Матео замечает человеческую голову. Матео прислушивается к разговору своих попутчиков. В этом городе золота столько, что, говорят, из него можно построить мост отсюда до самой Америки. Севилья – это новый Рим, это ворота в Новый Свет. И что, Севилья красивее Рима? Да, и красивее Парижа. Рим – древний город, а Севилья – молодой. Матео спрашивает торговцев: зачем вам реликвии? Я за короткое время вижу уже третью голову Иоанна Крестителя. Пару штук продали две недели тому назад в Толедо. Эта голова подлинная. Матео: и доказать можешь? Это ведь серьезное преступление – торговля фальшивыми реликвиями. Что, донести хочешь? У нас все равно нет денег, мы из Генуи плывем, дорога долгая и дорогая. Деньги мне не нужны, мне от вас потребуется кое-что другое.
Матео присоединяется к кавалькаде генуэзцев и проходит через городские ворота, не привлекая к себе излишнего внимания муниципальной стражи. Генуэзцы доводят Матео до городского рынка, который располагается у подножия Севильского кафедрального собора. Матео бродит по рынку. Он видит существо в плаще с капюшоном. Вместо головы у существа – голый череп.
Де Суньига идет через комнаты своего особняка. На плече у него сидит большой попугай. Птица слетает с плеча хозяина и устремляется к человеку, который рассматривает картины на стене. Попугай садится на плечо Матео. Почему ты не вошел через дверь? Ты бы меня заметил. Если меня поймают, то убьют. Матео и де Суньига обнимаются. Де Суньига: ты изменился за пять лет. Я хочу остановиться у тебя, мне больше некуда идти.
Матео и де Суньига сидят за столом. Матео: как ты смог так разбогатеть? Это Севилья, тут или богатство – или нищета. Тут большие возможности, главное – воспользоваться ими. Де Суньига рассказывает о смерти Германа: он торговал шелком с Норвегией. В бурю упал за борт корабля и утонул. Его пытались спасти рыбаки, но не успели. А куда он отправлялся на этот раз? Не знаю. Наверное, снова вез груз шелка. А как его жена? Я хотел выразить ей соболезнования, но не застал дома. На похоронах был? Меня не позвали. Хозяин предлагает гостю воспользоваться зубочистками, пропитанными вином: так из рта пахнуть не будет.
Матео приходит в мясную лавку, интересуется у мясника, где он может найти Валерио. Мясник советует обратиться к Молине, воришке, он сможет подсказать, как разыскать Валерио: их как-то видели вместе.
Валерио снова разбирает крышу, опускает вниз корзинку с едой. Ее никто не принимает. Валерио спускается в хижину через дыру в крыше и обнаруживает, что хозяева мертвы. Он забирает из дома ценные вещи, одежду, выбирается наружу.
Валерио приходит в лавку старьевщика. Он торгуется с его женой из-за цен на вещи умерших. Женщина спрашивает Валерио: а тебя мать не учила носить свою одежду лицом вверх? (Рубашка Валерио надета наизнанку). Старьевщик показывает жене партию мыла, которую он только что изготовил: говори всем, что это мыло из Болоньи. К старьевщикам приходит девушка-прачка, Хуана, она принимает в стирку одежду людей, умерших от чумы. Матео незаметно от старьевщика кладет в корзину Хуаны брошь, который он снял с тела мертвой женщины.
В тюрьму входят инквизиторы. Матео удается выбраться из тюрьмы, но за это ему приходится отдать платок, пояс и башмаки.
Валерио забирается в убежище, расположенное в развалинах неподалеку от порта. Он прячет в тайник заработанные за день деньги, достает оттуда книгу о чудесах нового Света, читает ее при свете свечи.
Де Суньига разговаривает со своим торговым партнером. Тот спрашивает: может, это лихорадка Святого Антония или чумка? Нет. Надо срочно скупать зерно. Покупайте у всех, у арабов, у генуэзцев. Но продавать зерно пока рано. Ждите, и никому ни слова. Хранить его можно здесь. Вот вам ключи от склада. И мой вам совет: на всякий случай увезите свою семью из города.
Матео видит, как из дома Германа выходит его вдова Тереза Пинело. Она садится в карету. В карете Тереза разговаривает со своим управляющим. Тот говорит: ваш муж хотел продать шелк в Норвегию, но оттуда пришел отказ. Я договорился с генуэзцами, те согласились, причем даже на лучших условиях. Тереза обращает внимание на молодую женщину, идущую по улице. Ее голова покрыта красным платком. Тереза: эту женщину необходимо найти.
Архимедас приводит Матео парня, говорит, что это Валерио. Матео: он что-то не похож на отца. Так это же бастард. Матео велит парню раздеться, расспрашивает его о родителях. Парень показывает Матео платок с монограммой Германа: он велел мне его продать, но это память об отце. Еще парень предъявляет Матео вырванную из книги страницу с гравюрой. Матео отдает Архимедасу деньги и уводит с собой парня.
Валерио и Хуана сидят на берегу реки. Валерио говорит: поехали вместе со мной в Новый Свет? Хуана говорит: старьевщик сказал, что я больше для него не стираю, одежду мертвецов следует сжигать, а мне нужны деньги. Продай брошь. Хуана молчит. Валерио протягивает ей несколько монет. А ты как без денег? Валерио не отвечает. Хуана запускает в штаны парню руку и удовлетворяет его мануально.
Матео приводит парня в дом де Суньиги. Его усаживают за стол. Матео: я увезу его, обучу какому-нибудь ремеслу. Куда? Где меня не ищут.
Валерио забирается выморочный дом. Он снимает с тела мертвой женщины крестик, обнаруживает плачущего младенца. Валерио относит его на берег реки и бросает в воду. Потом прыгает в реку, достает оттуда младенца, подкидывает его монахам. Монах, который заметил Валерио, сообщает об этом Матео. Тот разыскивает убежище Валерио, обнаруживает там его книгу. Появляется Валерио, Матео гонится за ним, валит на землю, говорит, что действует по поручению его покойного отца, вреда ему не причинит. Матео предлагает Валерио уехать в Новый Свет. Валерио прекращает сопротивляться.
Матео приводит в дом де Суньиги Валерио. Тот опознает самозванца: это я ему отдал платок. Матео порет ремнем мальчишку, потом ведет его к Архимедасу, требует вернуть деньги. Матео окружают вооруженные дети. Матео держит у горла их вожака нож. Малолетние бандиты настроены решительно. Появляется Валерио. Мальчишки плюются, крестятся, отступают. Архимедас возвращает деньги Матео и говорит про Валерио: берегись его, он сын самого дьявола.
Де Суньига угощает Валерио обедом. Тот блюет от переедания. Хозяин дома говорит: к хорошей еде и богатству еще надо привыкнуть. Потом де Суньига угощает Матео шоколадом: не смотри на цвет, это очень вкусно, не пахнет чесноком, как здешняя еда. Впрочем, скоро он тебе надоест. Де Суньига дает Матео деньги на дорогу в Новый Свет. А ты уверен, что хочешь уехать в Америку? Нет, но я устал прятаться.
Матео в таверне торгуется с капитаном судна, который берется доставить его и Валерио в Америку. Тот требует больше денег, чем Матео получил от де Суньиги: нужно оплатить переезд и охранную грамоту. Валерио отходит за вином. Матео договаривается о времени и месте посадки на судно. Моряк уходит. Возвращается Валерио. С собой он приносит кошелек, который смог украсть у моряка.
Священника Челсо де Гевара привозят в трущобы. Там обнаружен труп пожилого мужчины со стигматами на руках и ногах.
В полночь на берегу реки Валерио и Матео дожидаются лодки, которая должна доставить их на корабль. Ты чего дрожишь? Валерио: замерз. Матео: вот они! К берегу пристает шлюпка, оттуда выходят вооруженные люди. Это стража инквизиции. Они берут под арест Матео. Валерио показывает стражникам охранные грамоты, полученные от капитана. Его отпускают.
Старьевщица пытается пройти через городские ворота в Севилью. Ее останавливает стражник, осматривает женщину на предмет чумных бубонов, говорит, что проносить в город вещи из трущоб запрещено, их нужно выбросить. Женщина предлагает стражнику кусок сваренного ее мужем мыла: это из Болоньи, понюхайте, сможете продать дворянам. Стражник требует еще кусок мыла и пропускает старьевщицу.
Де Суньига ночью в повозке за городом встречается с молодым гомосексуалистом.
Матео выводят из тюрьмы, приводят в резиденцию инквизитора Челсо де Гевары. Тот предлагает пленнику сделку: он должен помочь инквизитору расследовать загадочное убийство. В портовых трущобах найден труп уважаемого купца Игнасио Асуаго. Он известен всей Испании, его знает король. Поскольку Матео официально признан еретиком, ему грозит смерть на костре (де Гевара показывает Матео приготовленный для него санбенито). Если Матео удастся помочь расследованию и найти убийцу – он будет прощен.
Матео привозят на место, где был обнаружен труп. Матео осматривает тело. Он находит распятие с написанными на нем буквами EVV. Кроме стигматов Матео обнаруживает на теле убитого сквозную рану около горла. Он рассказывает о своих выводах де Геваре: его убили не здесь, поскольку крови рядом нет. Но и следов повозки нет – значит, убийца очень силен, он принес труп на руках. Матео просит отдать ему тело, оно еще понадобится. Но родственники захотят его похоронить! Придумай что-нибудь.
Ночью из хижины в городе выносят труп. За этим наблюдают де Суньига и Мората. Де Суньига говорит: это третий труп за два дня, его нужно отвезти в лазарет за городом, чтобы никто не видел. Семья тоже может быть заражена. Мы больше не можем держать это в тайне, эта эпидемия нас разорит!
Матео ловит Валерио, избивает его, отбирает у него охранные грамоты, оставляет спать на конюшне у де Суньиги.
Утром Валерио сопровождает Матео, он катит тачку с трупом. Они прибывают к Монардесу. Тот делает вскрытие. Купца посадили на кол, и он медленно истек кровью. Кол прошел тело насквозь, отсюда и рана возле горла. Когда он умер – его прибили гвоздями к кресту.
Тереза со своим управляющим заходят в бордель. Тереза ищет запомнившуюся ей женщину. Они находят ее. Девушку зовут Евгения. Тереза осматривает ее, отдает хозяину борделя деньги, увозит девицу с собой.
В городском совете проходит совещание. Начальник стражи Мората предлагает дождаться судов из Америки. Если мы сообщим об эпидемии, порт будет закрыт, мы утратим монополию на торговлю с Новым Светом. Против предложения Мораты выступает советник Ларди. Он говорит, что жизнь и здоровье людей важнее денег. Большинство членов совета поддерживает точку зрения Ларди.
Де Суньига встречается с Ларди, предлагает ему взятку. Тот отказывается: я потерял всю мою семью, и сам заражен. Извините, не знал.
Матео приходит в красильную мастерскую, принадлежащую семье Асуаго. От сына покойного он узнает, что Игнасио содержал молодую любовницу по имени Кармен. Она куда-то исчезла. Но ее сестра живет в портовых трущобах. Туда все боятся заходить из-за эпидемии. Валерио говорит: я не боюсь. Матео и Валерио приходят в хижину, где живет сестра Кармен. Та при смерти, просит воды. Матео расспрашивает ее о сестре, та толком ничего сказать не может. Помнит только, что у Кармен был мужчина. Он приплывал на лодке. И это не Игнасио. Матео осматривает вещи в хижине, находит дорогие украшения. Откуда такие ценности в лачуге? Это принадлежит Кармен. Там же Матео находит гравюру. На ней изображено распятие и надпись по латыни, слова которой образуют аббревиатуру EVV. Валери дает женщине напиться.
Евгения позирует Терезе, которая пишет с нее картину. Евгения одета в нарядное платье. В руке у нее меч. Тут же стоят картины, подписанные отцом Терезы. Евгения догадывается: ты пишешь картины и подписываешь их мужским именем! Ты читать умеешь? Кто тебя научил? Никто. С женской подписью их бы никто не купил. Переодевайся, сеанс окончен.
Валерио на берегу реки с Хуаной. Она просит парня размозжить ей ногу большим камнем (калекам охотнее платят милостыню). Валери выполняет ее просьбу, но Хуана в последний момент успевает отдернуть ногу. Молодые люди обмениваются пощечинами и удаляются в кусты.
Матео приходит к Терезе. Он выражает женщине свои соболезнования. Они заходят в мастерскую. Ты подписываешь свои картины именем отца? Он прославился на пол-Европы, как и все мужчины в этой семье. Матео: когда-нибудь ты будешь ставить свою подпись. Матео обращает внимание на портрет Евгении: кто это? Она бесподобна. Тереза смотрит в лицо Матео: у тебя все та же печаль в глазах. Как ты можешь жить праведно без Господа?
Ночью за городом де Суньига со своими людьми застает советника Ларди с обнаженным молодым мужчиной. Ларди сидит в повозке, он укрывает промежность снятым с себя нижним бельем. Де Суньига рассказывает Ларди историю о мотыльках, которых инстинкт гонит прямо в огонь. Вам теперь решать, гореть или нет. Я могу вам помочь.
Дети прибегают на берег реки, куда течением выбросило труп молодой женщины в нарядном платье.
На излете 2019 года несколько жителей Китая заболели чумой. Эта новость прошла практически незамеченной, и только у людей, знакомых с историей, зашевелились волосы от ужаса.
Челябинскую область накормили колбасой с африканской чумой
На фоне беспощадной борьбы за экологию и триумфального шествия по миру Греты Тунберг мы стали забывать, что вирусные инфекции, убившие десятки миллионов наших предков, остаются главной угрозой существованию человечества. Казалось бы, полностью побежденные микробы время от времени возвращаются в поисках новых жертв, словно пробуя на прочность антивирусную защиту современного общества.
Что же случилось в КНР? В округе Шилин-Гол автономного района Внутренняя Монголия было зафиксировано не менее трех случаев заболевания чумой. Инфицированные были срочно изолированы и отправлены в один из госпиталей Пекина.
Если в прессе об этом писали мало, то в китайских соцсетях эту тему обсуждали настолько бурно, насколько позволяли цензурные рамки — людей взволновала возможность того, что больные могли добираться до места лечения самостоятельно, на общественном транспорте. Появлялись и панические посты — китайцы в ужасе писали, что ни за что не приблизятся к району, в котором расположен инфекционный центр.
На этот раз, кажется, обошлось — качественные санитарные условия и антибиотики смогли подавить вспышку в зародыше, не позволив отдельным случаям болезни перерасти в эпидемию. В начале декабря местная пресса сообщила, что из карантина были выпущены несколько человек, контактировавших с зараженными чумой. Сами они все еще находятся в закрытом больничном отделении и проходят курс лечения.
Не только чума оставила неизгладимые следы в людской памяти. До появления современных препаратов и повсеместной вакцинации в мире периодически бушевали эпидемии оспы, сыпного тифа, холеры и других бактериальных инфекций. Их главным отличием был относительно высокий шанс для организма справиться с болезнью.
Наиболее известна бубонная чума, приводящая к воспалению лимфатических узлов в паховой области, подмышках и шее — их черный цвет дал болезни народное название. Есть еще легочная форма, которая настолько заразна, что передается воздушно-капельным путем.
При всей грозной силе у чумы есть одна слабость: рост уровня санитарии и медицины в больших городах смог выбить заразу далеко за пределы цивилизованного мира в малонаселенные области. В итоге она нашла временное убежище в бесконечных степях, раскинувшихся на территории КНР, Монголии и стран Средней Азии.
Пока судьба милосердна, и ни одна из вспышек болезни не переросла в аналог пандемий, однажды поставивших человечество на грань выживания. Однако расслабляться нельзя — за последние две тысячи лет чума разила редко, но метко.
Источник фото: Wikipedia/Stéphane Magnenat На фото: тарбаган, или монгольский (сибирский) сурок
Невозможно точно определить количество жертв чумной инфекции, сопровождавшей человечество с момента его появления. По самым скромным оценкам, она стала причиной смерти не менее 200 миллионов жителей планеты.
Современные исследователи уверены, что каждой эпидемии предшествовал период катаклизмов и климатических изменений — ураганы и ливни губили урожаи и приводили к массовому голоду и ослаблению иммунитета, а также гнали к людским поселениям орды мелких грызунов.
Вспышку африканской чумы зафиксировали в ЕАО. Найдено 10 очагов
Юстинианова чума стала катастрофой поистине колоссального масштаба: в 541 году нашей эры она вышла из Египта и смерчем прокатилась по Византии и странам Средиземноморья. Историки по-прежнему спорят о цифрах, но они в любом случае шокируют: болезнь убила от 25 до 50 миллионов людей — почти четверть населения Земли в ту эпоху.
Спустя 800 лет она вернулась в виде черного мора, память о котором жива даже сегодня. Жертвами чумы стали от одной до двух третей всех европейцев. Зараза опустошала целые страны, ставила на колени королей и князей церкви, превращала цветущие города в обители теней. До сих пор значительная часть западной культуры отражает генетический страх от пережитой пандемии.
С чумой боролись, терзая свою плоть воздержанием и плетьми, с помощью магии и волшебных амулетов, ртути, серебра и мышьяка, а болезнь стали персонифицировать — в расстроенном сознании одержимых страхом людей правила бал Дева Чума, способная одним мановением руки умертвить целый город.
Когда инфекция отступила, мир перестал быть прежним. Огромные территории лежали опустошенными, а состав населения резко поменялся — меньше всего от чумы пострадали обладатели третьей отрицательной группы крови, так что изменился даже генетический состав жителей Европы.
Вспышки болезни продолжались еще около трех столетий, они были относительно локальным, но не менее летальными. Последняя крупная эпидемия случилась в 1771 году на территории Российской империи, ее центром стала Москва. По всей видимости, инфекцию принесли солдаты и торговцы, вернувшиеся с турецкого фронта. Она истребила от 50 до 100 тысяч человек — прежде всего городских бедняков, живших в условиях полной антисанитарии, — и привела к жестоко подавленному бунту обезумевших от страха горожан.
Главная опасность чумы в наше время — скорость, с которой она может разлететься по миру. Если раньше путешествие на другой конец света длилось месяцами, то сейчас вы за день долетите хоть до Австралии. Именно поэтому так важно отслеживать любые вспышки чумы и людей, контактировавших с ее жертвами, — современная транспортная система может в момент разнести инфекцию по целому континенту.
По идее, нас всех должен спасти антидот, ведь за последнее столетие чумные микробы изучены вдоль и поперек, а значит, некогда грозная инфекция не должна больше представлять никакой опасности. Увы, это не совсем так.
Несмотря на накопленный современными эпидемиологами объем знаний, чума оказалась слишком сложной формой бактериального заражения для того, чтобы одолеть ее раз и навсегда. Ученые пока довольствуются тем, что рисуют карты действующих и реликтовых чумных очагов, а также вырабатывают меры по быстрой ликвидации вспышки заболевания.
В качестве превентивной защиты в России и Китае применяются живые вакцины, созданные на основе ослабленных штаммов чумы. Они способны эффективно защитить человека, но действуют не больше года и могут иметь побочные эффекты.
До момента появления чудодейственных вакцин всегда остается надежда вылечить больного с помощью антибиотиков. Они способны нейтрализовать бактерии, если только они не добрались до легких, — в таком случае смерть наступает в течение суток и спасти пациента почти невозможно.
Возвращение "Черной смерти"
Международной группе исследователей удалось полностью восстановить геном возбудителя чумы, который вызвал одну из самых масштабных эпидемий в истории человечества, известную как "Черная смерть". Ранее полностью реконструировать геном какого-либо древнего микроба не удавалось.
Эпидемия "Черной смерти" произошла в XIV веке. До недавнего времени вопрос о том, какая именно инфекция стала ее причиной, оставался предметом дебатов. Однако генетические исследования, опубликованные в 2010 году, подтвердили господствовавшую до этого точку зрения, согласно которой катастрофу вызвала палочка чумы – Yersinia pestis.
Фрагмент картины Питера Брейгеля-старшего "Триумф смерти"
Предполагается, что этот микроб в первой половине XIV века проник с территории современного Китая в Европу по Великому шелковому пути, в 1346 году достигнув Крыма. Оттуда крысы, обитавшие на торговых судах и служащие резервуаром инфекции, быстро разнесли чуму по всей Европе.
Разыгравшаяся в результате этого эпидемия "Черной смерти", пик которой пришелся на 1348-1350 годы, унесла жизни от 30 до 60 процентов населения Европы, уменьшив население Земли с примерно 450 миллионов до 350-375 миллионов и значительно повлияв на ход мировой истории.
География распространения "Черной смерти". Иллюстрация исследователей
Неудивительно, что конкретный штамм и особенности возбудителя этой эпидемии давно интересовали ученых самого разного профиля – от инфекционистов до историков.
В 1980-х годах сотрудники Лондонского музея провели раскопки захоронения примерно 2,4 тысяч жертв "Черной смерти" в Ист-Смитфилде неподалеку от лондонского Тауэра. Группа исследователей под руководством Кирстен Бос (Kirsten Bos) из канадского университета Макмастера и Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) из немецкого Университета Тюбингена использовали в исследовании зубы четырех эксгумированных черепов, находящихся на хранении в музее.
Как следует из отчета, опубликованного в Nature, из этих зубов ученые выделили миллионы фрагментов ДНК, принадлежащих Y.pestis, а также умершим людям и бактериям, разложившим тела после смерти.
Для выделения и реконструкции генома возбудителя исследователи воспользовались тем, что нуклеотиды (четыре структурные единицы ДНК, или "буквы" генетического кода), расположены в двух цепочках молекулы ДНК комплементарно, то есть в четком соответствии друг с другом (аденин одной цепочки соединяется с тимином другой, а гуанин, соответственно, с цитозином).
Выделив ДНК современных палочек чумы, ученые использовали их для подбора и выделения комплементарных фрагментов генома древнего возбудителя. После удаления дублирующихся последовательностей нуклеотидов и фильтрации в их распоряжении оказался генетический материал, содержащий в сумме 2366647 "букв". Средняя длина фрагментов этого материала составила 55,53 азотистых основания.
Затем, опять воспользовавшись геномом современных Y.pestis, исследователи собрали эти фрагменты в целостную двухцепочечную ДНК, состоящую из примерно 4,6 миллиона нуклеотидов. Задача несколько упрощалась тем, что генетический материал бактерий содержится в единственной хромосоме (за исключением трех плазмид – дополнительных молекул ДНК, не кодирующих структурные белки микроба. Плазмиды возбудителя "Черной смерти" были реконструированы тем же способом, что и хромосомная ДНК).
Как отмечают исследователи, разработанная технология может применяться для расшифровки генома любого древнего микроба, представляющего научный интерес. "Это существенный технологический шаг вперед, значительно продвигающий всю область исследований ДНК и патогенов", - отметил эксперт по древним эпидемиям чумы из Университетского колледжа Корка в Ирландии Марк Эктман (Mark Achtman), ранее открывший китайское происхождение чумы и не принимавший участия в настоящем исследовании.
Проанализировав геном возбудителя "Черной смерти", исследователи обнаружили, что, во-первых, за прошедшие с эпидемии 660 лет у бактерии изменилась структура лишь 12 генов, а во-вторых, все известные сейчас штаммы чумной палочки являются потомками восстановленной Y.pestis. Каждый из эволюционировавших генов планируется тщательно исследовать, чтобы выяснить, как они влияют на вирулентность микроба.
Флюоресцентная микрофотография Y.pestis. Иллюстрация CDC
Учитывая такое сходство древнего возбудителя с современными (которые даже в районах, где лечение труднодоступно, не вызывают масштабных эпидемий), ученые предположили, что основной причиной "Черной смерти" стала не высокая агрессивность иерсинии, а условия, в которых жили европейцы в XIV веке.
Это вполне соответствует существующим гипотезам об эпидемии. Перед ее возникновением в Европе, где постоянно росло население, началось похолодание климата. В результате этого значительно снизились урожаи, и большинство европейцев жило впроголодь (что подтверждают и археологические раскопки, показавшие, что многие жившие тогда люди были истощены и подвержены различным заболеваниям). Обстановку усугубляла начавшаяся в 1337 году Столетняя война. В таких условиях люди становились более восприимчивыми к инфекции, а низкая санитария и миграции населения способствовали быстрому распространению заболевания.
Анализ ДНК возбудителя "Черной смерти" и ее "родственных связей" с современными палочками чумы позволил построить "генеалогическое дерево" иерсиний. Бос и Краузе пришли к выводу, что древняя бактерия находится около самых корней этого дерева, то есть стала патогенной для людей незадолго до эпидемии XIV века. Следовательно, заключили они, "Юстинианова чума" VI века, не говоря уже о предполагаемых более ранних эпидемий, чумой быть не может.
Упомянутый выше ирландский эксперт Эктман с этим выводом в корне не согласен. По его словам, коллектив Краузе не принял во внимание несколько известных случаев чумы, которые продлевают генеалогическое дерево возбудителя значительно дальше в прошлое. Сам Краузе счел эти случаи недостаточно достоверными.
Одним из доводов, подтверждающих мнение Эктмана, может стать то, что, хотя структурные изменения генов иерсинии происходят крайне медленно, порядок их расположения в геноме меняется довольно быстро. По мнению ряда экспертов, этот порядок может существенно влиять на вирулентность бактерии и, следовательно, являться важным фактором ее эволюции. А поскольку Бос и Краузе собирали ДНК Y.pestis из небольших фрагментов, как раз этот фактор они учесть не могли.
Возможно, ответ на этот и многие другие вопросы найдется, когда возбудитель "Черной смерти" будет воссоздан по полученному геному – именно этим исследователи намерены заняться в дальнейшем. Хотя эта идея на первый взгляд кажется устрашающей, реальная опасность от нее крайне низка. Во-первых, все работы подобного рода проводятся только в учреждениях со всеми мыслимыми мерами биологической защиты, а во-вторых, древний возбудитель явно не имеет устойчивости к современным антибиотикам.
В заключение остается лишь добавить, что зубы, ставшие источником генетического материала, ученые дисциплинированно вернули на место.
С чумой принято связывать три глобальных эпидемии, оставивших глубокие следы в истории человечества. Начало первой из них, так называемой Юстиниановой чумы, приходится на VI век, затем регулярные вспышки инфекционных заболеваний с высокой смертностью фиксировались в прилегающих к Средиземному морю государствах на протяжении еще двух веков. Жертвы эпидемии, по приблизительным оценкам, исчисляются десятками миллионов человек. Главный удар пришелся на азиатские, африканские и европейские владения Византийской Империи. Гибель значительной части населения во многом содействовала крушению планов Юстиниана по воссозданию Римской Империи в прежних границах.
Породившая "Черную смерть" инфекция долгое время оставалась предметом дискуссий. Среди возможных возбудителей назывались сибирская язва, натуральная оспа, холера и даже геморрагическая лихорадка, подобная лихорадкам Эбола и Марбург. Точку в споре, похоже, поставили немецкие исследователи, недавно обнаружившие фрагменты ДНК возбудителя чумы в массовых захоронениях XIV века на территории Великобритании, Франции, Германии и Нидерландов.
Вторая пандемия чумы - знаменитая "Черная смерть", опустошившая Европу и Ближний Восток в середине XIV века. По приблизительным оценкам, в течение нескольких лет болезнь убила от 30 до 60 процентов жителей затронутых территорий. В результате население Земли, достигшее к началу XIV века 450 миллионов человек, спустя еще сто лет (и это при тогдашней рождаемости) составляло всего 350 миллионов.
Третья и последняя
Третья чумная волна, постигшая человечество во второй половине XIX века, началась в Северо-Восточном Китае и, благодаря развитию морского транспорта, затронула все пять обитаемых континентов. Только в Китае пандемия унесла более 12 миллионов жизней, еще примерно столько же - в Индии. Отзвуки пандемии фиксировались в различных регионах мира вплоть до середины 50-х годов XX века.
В период третьей пандемии чумы были получены основные знания об этой инфекции, позволившие разработать первые научно обоснованные методы борьбы с ней. В 1894 году работавшие в Гонконге француз Александр Йерсен и японец Сибасабуро Китасато независимо друг от друга выделили бактерию-возбудителя чумы, впоследствии названную в честь Йерсена. В 1897 году французский исследователь Поль-Луи Симонд, изучавший чуму в провинции Юньань и на Тайване, доказал, что заболевание передается с укусами инфицированных блох. Наконец, приблизительно в это же время иммигрант из России Вальдемар Хавкин провел в пораженном эпидемией Бомбее первый, достаточно успешный по тем временам эксперимент по вакцинации местного населения против чумы.
Главные же прорывы в борьбе с чумой приходятся на середину XX века, когда один за другим были разработаны антибиотики, способные подавлять размножение возбудителя инфекции. В 1944 году был выделен стрептомицин, в 1949 - хлорамфеникол, в 1952 - был получен тетрациклин. С появлением этих лекарств чума, при условии своевременного начала лечения, перестала быть смертельным заболеванием. Страшные эпидемии чумы с миллионами жертв остались в прошлом. Хочется верить, что навсегда.
Чума – это тяжелое инфекционное заболевание, относящееся к карантинным заболеваниям. Вызывается бактерией иерсинией (Iersinia pestis). Возбудитель чумы был открыт в 1894 г. независимо французским учёным А. Йерсеном (1863-1943) и японским учёным С. Китазато (1852-1931).
Чумной микроб чувствителен к воздействию обычных дезинфицирующих средств и кипящей воде погибает в течение 1 мин. Однако, в трупах животных он может сохраняться до 60 дней, хорошо переносит низкие температуры и замораживание.
В России эндемичными по чуме регионами являются Прикаспийская низменность, а также Восточно-Уральский регион, Ставрополье, Забайкалье и Алтай.
Инфекцию переносят чаще всего грызуны — крысы и мыши, а также белки и дикие собаки. Чума передается людям через укус зараженного животного или блох, живущих на нем. Заразиться можно также контактным и воздушно-капельным путями от больного человека.
Что при этом происходит?
Инкубационный период чумы обычно составляет от 2 до 5 дней, реже от нескольких часов до 12 дней. Заболевание начинается с озноба, резкого повышения температуры до 390С, пульс учащается, артериальное давление падает. Наблюдается бред, спутанность сознания, нарушения координации.
Существует несколько форм чумы: бубонная, легочная, септическая и легкая (т.н. малая чума).
При бубонной форме увеличиваются лимфатические узлы (бубоны), становятся крайне болезненными, твердыми, но не горячими (окружены отекшей тканью). Могут увеличиваться печень и селезенка, что заметно при осмотре. Лимфоузлы заполняются гноем и могут вскрываться. Смерть больного при бубонной форме чумы без лечения наступает между третьим и пятым днем болезни. Погибает более 60% заболевших.
При легочной чуме происходит поражение легких. В первые 24 часа у больного проявляется кашель, сначала прозрачная мокрота вскоре окрашивается кровью. Больной умирает в течение 48 часов, эффективно только лечение, начатое на самых ранних этапах развития болезни.
При септической форме микробы распространяются с кровью по всему телу, и человек погибает максимум в течение суток.
В районах, эндемичных по чуме, может наблюдаться малая форма чумы. Проявляется увеличением лимфатических узлов, повышением температуры тела, головной болью; эти симптомы проходят в течение недели.
Диагностика и лечение
Для диагностики чумы проводят:
лабораторный посев и выделение бактерий из крови, мокроты или ткани лимфоузлов;
иммунологическую диагностику;
ПЦР (полимеразную цепную реакцию).
При подозрении на чуму больного изолируют, для персонала обязательно ношение противочумных костюмов. После выписки человек в течение 3 месяцев находится под наблюдением врачей.
Если лечение начато своевременно, то чума достаточно успешно лечится соответствующими антибиотиками.
Противочумная вакцина существует, однако на 100% от заболевания не защищает. Заболеваемость среди вакцинированных снижается в 5-10 раз, и само заболевание протекает в более легкой форме.
Читайте также: