Чума альбера камю критика
Для человека без шор нет зрелища прекраснее, чем сознание в поединке с действительностью, которое побеждает, Ни с чем не сравнить образ гордой человечности. Дисциплина, которой дух подчиняет себя, воля, которую он кует из любого подручного материала, решимость встречать все с глазу на глаз - в этом и есть могущество и не заурядность.
Его мучила и жгла тревога за людей, удивление их безопасностью в главном, озабоченность смыслом жизни, что теряется. И это при том, что он не был аскетом. Наоборот, ему дано было острое ощущение жизни, всех ее радостей и наслаждений, ощущение, подесятерене чахоткой. Не потому ли, что он так жадно любил горячую плоть жизни, он так рано научился размышлять о смерти?
Альбер Камю родился в 1913 году в городке Мондови (Алжир). Ему было не больше года, когда он потерял отца: в первой мировой войне отец будущего писателя был смертельно ранен. А через двадцать пять лет на долю сына тоже выпала война - самая жестокая и кровавая вторая мировая. И тогда Камю, уже зрелый художник и философ, осмысливая историю человечества, признает абсурд ее ведущим началом. Но это будет позже, в 1942 году.
А пока Альбер Камю стремится к знаниям. И что могла дать сыну мать, испанка по происхождению, которая работала уборщицей у богатых? Юноше неожиданно повезло: один из учителей местного лицея, где он учился, распознал в нем одаренную личность и добился стипендии для обучения Камю в университете. В 1932-1936 годах Альбер Камю - студент Оранского университета, что в Алжире. Здесь он приобретает знания и . туберкулезом: изнурительная работа и упорное обучение подорвали его здоровье.
Если в начале века Сизиф (т.е. человек) достаточно высоко выкатил свою каменную глыбу, то за годы первой мировой войны этот камень скатился вниз. Однако Сизиф снова взялся за свой вечный труд. Вторая мировая война окончательно разрушила всякую надежду - обессиленный Сизиф в отчаянии. И вдруг раздался голос, который сказал, что, несмотря на абсурдность мира, человек должен противостоять судьбе, меняя ее, насколько это возможно. Итак, Камю не отрицал, что есть все основания для отчаяния, однако стремился сделать окружающий мир для людей, лишенных всякой надежды, приемлемым.
4 января 1960 года Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе. Сравнительно небольшая по объему и чрезвычайно глубокая по содержанию творческое наследие Камю выдержала проверку временем, ибо она несет в себе высокие духовные и художественные ценности.
Философский смысл реализовался в форме романа-притчи.
Рассказчик стремится наиболее полно воссоздать то, что видел и слышал, ссылаясь на документы, записи, показания вспашке, и старается придерживаться тона беспристрастного свидетеля:
Интересные события, что взято сюжетом этой хроники, произошли 194. года в Оране, Все думают, что эти события для такого города просто-таки невероятные, поскольку было в них что-то необычное. А Оран, на первый взгляд, город обычное, такая себе французская префектура на алжирском побережье. Именно городок, признаться, гадкое. На первый взгляд, тихомирне, и лишь куда позже примічаєш, чем оно ведре-зняється от множества других торговых городов, разбросанных под всеми широтами. Ну как себе представить, скажем, город без голубей, без деревьев и садов, где не слышишь ни хлопанье крыльев, ни шелеста листьев,- словом, город безликое?
Пресса в Оране німувала, администрация города цеплялась за любой повод, чтобы только не назвать болезнь, якобы это является лучшим способом остановить эпидемию. Люди не могли и не хотели верить, что в город пришла чума. Когда Оран объявили закрытым городом, жители почувствовали себя заключенными и предпринимали отчаянные попытки пробиться на волю - и ложью, подкупом и силой. А были и такие, которые приспособились к новым условиям жизни.
Герои романа по-раВНОму относятся к чумной эпидемии.
Этих своих персонажей, каждый из которых воплощает определенную философскую идею, автор сводит с главным героем романа - доктором Рие. В споре, беседе, сопоставлении с логикой и манерой поведения Рие обнаруживается ложность или справедливость их позиций.
Для каждого из героев романа рано или поздно наступает время прозрения, время выбора, и они присоединяются к доктору Рие. Эти моменты открытия истины героями являются узловыми эпизодами романа.
Священник Панлю, который олицетворяет религиоВНОе мировосприятие, остался верен своим убеждениям даже после гибели невинного ребенка. Полагаясь на волю Божию, он, заболев, отказывается лечиться. Отталкивая помощь людей, Панлю отрекается от всего земного, отворачивается от страшной правды. И болезнь забирает Панлю, доказывая несостоятельность его морали.
Ибо он знал то, чего не ведала эта счастливая толпа: бацилла чумы никогда не умирает и никогда не исчезает, десятилетиями она может дремать где-то в закоулке мебели или в стопке белья, он терпеливо выжидает своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовичках и в бумагах, и, возможно, наступит день, когда на горе и в поучение людям чума разбудит крыс и пошлет их умирать на улице счастливого города.
Так завершается роман.
Что такое чума у Камю? Как трактовать название романа и устрашающий, почти живой образ чумы, которая предстает на его страницах?
Следовательно, в контексте романа чума является универсальной метафорой зла во всей его многоликости и непреодолимости.
По мнению Камю, все люди в определенной степени пребывают в неведении, потому что абсолютное знание невозможно. Но неведение, считающее, что ему все известно, и поэтому можно убивать, для Камю является самым страшным злом.
Согласно информации статистического портала Edistat, книгу покупают почти в четыре раза чаще, чем в прошлом году. В Италии, которая в Европе лидирует по количеству заразившихся новым вирусом, за месяц Чума с 71-го места в рейтинге продаж взлетела на 3-е место.
Краткое содержание книги
Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведётся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в заражённом городе.
Чума приходит в этот город, лишённый растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.
Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днём увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.
Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.
Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.
В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведёт записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.
С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооружёнными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на чёрном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днём.
Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвётся в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.
В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остаётся Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.
Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародёры и расхищают все, что только могут унести на себе.
Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создаёт сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума лёгочная.
Сыворотку решают испробовать на безнадёжном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребёнка. Его не удаётся спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идёт на убыль.
Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в своё спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведёт откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причём обоими видами чумы одновременно. Доктору не удаётся спасти своего друга.
Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешённость.
Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удаётся его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.
Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города.
Цитаты из книги
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как же замечательно, что эту книжку я читала в электронном формате! Потому что я всю ее исчеркала цитатами! В моей практике пользования электронной книгой "Чума" - самая исписанная разными цветами и заметками на полях книга! Нет слов, как меня вдохновляет программа по зарубежной литературе этого года! Практически все - попадание в сердце. Но, "Чума" - это моя любовь, пожалуй, самые безоговорочные пять звезд и дорога в любимые книги!
Просто потрясающе, насколько Камю мастер слова. Насколько он способен вбросить читателя, что называется в омут с головой в такую книгу. Тематика-то тяжелая, но читается на одном дыхании. Просто великолепно писатель выточил до мельчайших деталей человеческую психологию в экстренной ситуации! Именно "выточил", вылепил, как скульптор! Передо мной открылся довольно посредственный город, которому суждено стать тюрьмой в самом скором времени. В нем самые обычные жители, каждый со своей жизнью проблемами, индивидуальностью и стадным инстинктом. Сначала они не верят в настигнувшее их горе и винят власть, потом убеждаются и в истерике пытаются бежать, после - смиряются и терпят разлуку, потом - начинают действовать вместе (причем сначала это вынужденно, а потом уже и по собственному желанию, так как вдруг пришло осознание, что все они - узники в одинаковых условиях), потом снова впадают в унынье, отчаявшись, а уже после этого отдельные люди доживают до победы, потеряв слишком многое и слишком многих. А возможно и самих себя.
Это всего лишь схема, между всем этим происходит масса грустных событий, куча смертей, даже самых неожиданных смертей и не обязательно от чумы. Я настолько все это проживала, что порой хотелось разрыдаться, порой впадала в отчаяние, переживала за всех и радовалась малейшим сдвигам в сторону будущего. Будто сама переживала эти ремиссии, все состояния каждого человека. Совершенно каждого. Поражалась героизму борцов с чумой, силой и волей зачумленных. Очень понравилось, что каждый персонаж - яркая индвидуальность, нет ни одного похожего человека, даже в таком, казалось, одинаковом пространстве, замкнутом, все индидуальны. Индивидуальны в своем восприятие чумы, разлуки, любви. Последние три чувства раскрыты совершенно потрясающе! Не ожидала такой детализации. Но, видимо, Камю даже лучше удается описывать персонажей в замкнутом пространстве! Понравились реминисценции из "Постороннего".
"Чума" - невероятного масштаба и невероятных трудов произведение, роман-хроника. Самый сильный роман-хроника из тех, что довелось мне прочитать! Произведение настолько вбрасивало меня свою атмосферу и эмоционально, и морально, что порой реально тяжело было возвратится в собственную реальность. Благодаря "Чуме" я иначе посмотрела на собственную жизнь, поняла, насколько мне дорого то, что у меня есть. Те, кто у меня есть. Я смотрела на ёлку с ее разноцветными гирляндами и радовалась, эти гирлянды окрашивали морозный день своими красками. Окрашивали и очерчали жизнь. Подумалось, что я и раньше не употребляла сленговое слово "Чума-а-а-а", так теперь и не смогу. Аж в дрожь бросает от первоначального и основного значения. Теперешние подростки не имеют понятия о чем они говорят. Надо всунуть им эту книгу, как пособие для просвещения, и пусть не говорят таких страшных глупостей.
Мироздание, замкнувшееся само на себя. Клочок реальности, вобравший в себя весь мир и все чувства мира. А мир этот завис на краю пропасти, и так ему хочется ступить в пустоту, что этот шаг кажется самой желанной и заветной мечтой.
Иногда встречаются писатели, заслуживающие свое звание классика - причем, дважды, а может, и трижды. Но Камю просто бесподобен, ему удалось столь гармонично соединить внешний динамичный сюжет и глубинные переживания, что создается впечатление, будто все эти мысли и эмоции изначально родились внутри тебя, а вовсе не были продиктованы звучащей извне книгой. В маленьком алжирском городке происходило что-то странное: сначала везде находили дохлых крыс, потом пропали кошки, а потом и людей стала поражать неведомая болезнь. Один из главных героев - врач, и ему не составило труда догадаться о том, что за напасть обрушилась на их город, однако власти в первую очередь думали об общественном спокойствии, отмахивались общими фразами, критический момент был упущен, и когда отрицать очевидное стало бесполезно, город объявили зоной карантина и закрыли. Динамичное повествование, медицинское расследование, голый экшн. Зона отчуждения железным барьером обрушилась на город: уехавшие жители не могли вернуться, а гости не могли уехать. Для случайно оказавшегося по чумную сторону баррикад молодого журналиста это стало настоящей трагедией. Он стал вестником нового недуга - тоски. Внезапно, до сих пор даже не задумывающиеся над этим, люди вспомнили, что у них есть близкие, и, усиленная разлукой, эта тоска становится невыносимой, усиливаясь, выгорая, соединяясь с постоянным страхом эпидемии, новых разлук, заточения, невозможности связаться с внешним миром. Это невероятный, невыразимый накал эмоций усиливается до предела, выворачивает душу и, достигнув крещендо, ужасающе преображается в свою полную противоположность. Где был пир во время чумы, где почти языческие ритуалы заклятия злого духа? Кто-то пытался бороться, кто-то пытался сбежать, прорвать заслоны, кто-то - скрыться в темных углах. Где всё? Пришла привычка, смерть стала молчаливой сестрой. Пришли покорность судьбе, бессилие, отчаяние. Безнадежность. Камю рисует словами, будто прозрачными красками на стекле, а ты смотришь через них на солнце и видишь непередаваемый ужас. Это такой накал эмоций, что становится трудно дышать.
Я понимаю, что это.
Чума вышла за пределы простой эпидемии, приобретя тонкость метафоры и величие миропорядка. Чума - это состояние души, и она властвовала над людьми еще задолго до прихода болезни в этот город. Это то, что разлучает людей друг с другом. Это то, что отделяет людей от мира. Эта тонкая грань подобно скальпелю иссекает нарывы души, и нужно что-то получше крепкого иммунитета, чтобы уцелеть под смертоносным дыханием этой чумы.
А самое поразительное в том, что автору каким-то непостижимым образом удалось нащупать одну шизоидную струну внутри меня. Когда я был молод, было у меня такое концептуальное понятие как "карантин", выросшее из отчаяния, боли, дымного неба и грязных бинтов. И вот сейчас оказалось, что мой "карантин" и "чума" у Камю - лишь два названия одного чувства. Одиночество прозрачной завесой целлофановой плёнки больничной палаты. Безнадежность, как скальпель, ведущий по коже новые линии жизни. Обреченность по капле втекает по трубке мне в вены. И низко нависший потолок, по словам любимой моей безумной Амели, заменяющий собой крышку гроба. И так до конца. А после конца ждет нас только огонь крематория. "Я - Безысходность."
Ненавижу себя за то, что не читала это по программе - тогда как раз был карантинный период. Моя реакция была бы потрясающей. Но я и сейчас потрясен. Это грандиозно.
"Нельзя жить одной только чумой".
Карантин — это я,
карантин — это ты.
Желтизна сентября
возле пьяной мечты.
У больницы авто,
на носилках она…
Расскажи мне про то,
что шепнет тишина.
Я почувствую боль,
морфий в вены волью.
Я уже не король
и другую люблю.
Карантин — это смерть,
карантин — это сон…
Ты должна умереть,
отдавая поклон.
Ты не бойся, ложись,
ощути, что мертва…
Карантин — это высь.
Ты, наверно, права…
(с) Карантин — это я,
Карантин — это ты.
Это вся жизнь моя,
Блеск погибшей мечты.
Карантин — это смерть,
Карантин — это сон…
Предгорячечный бред,
Животворный огонь.
Быль и небыль сплелись,
Против смысла восстав.
Карантин — это высь.
Ты, наверное, прав…
Это просто ЧУМА, а не книга, скажу я вам! Прочитав её, я осознал, как сильно соскучился по настоящей классической литературе, по произведениям, которым я без сомнения ставлю 5 звезд, которые захватывают с первых страниц, персонажи которых становятся хорошими друзьями, с которыми приятно проводить время.
От эмоций к фактам. Это моя вторая встреча с Камю. И если главного героя Постороннего я так и не смог понять и принять, то персонажи Чумы были мне очень близки.
Талантливый доктор, который ненавидит смерть и не может примириться с несправедливостью, царящей в мире. Забавный Гран, мечтающий написать книгу и никак не решающийся сдвинуться с мертвой точки, пылкий журналист Рамбер, жаждущий встречи с женой, темная лошадка Катар, истинное лицо которого открывается только к концу повествования. И, конечно, прирожденный философ Тару, рассуждения которого просто восхищают мудростью и остроумием. Эти жители Орана сопровождают читателя на протяжении всей истории, окуная его в мир прогрессирующей эпидемии чумы.
Вроде ничего особенного в сюжете. Вымышленный, безликий, на первый взгляд, город, сраженный микробом страшной болезни. Скука смертная, подумаете Вы? Ничего подобного! Представьте на секунду, что Вы и другие люди рядом живут каждый день, как последний. Каково это? Как вы будете себя вести, когда вокруг смерть, страх и беспросветный мрак? Поначалу атмосфера напоминала Триеровскую Меланхолию, но потом пришел к выводу, что у Камю всё гораздо глубже: Чума в романе не только болезнь, но и метафора, собирательный образ пороков нашего мира. Всё это позволяет нам понять один из финальных монологов Тару, который для меня явился квинтэссенцией романа.
Произведение в высшей степени психологичное, Камю прекрасно исследовал человеческие характеры во всех проявленияз!
Вообще книга является кладезем мудрых мыслей. Написано удивительно легко, но пронизано едкой иронией и глубоким философским смыслом, в котором каждый найдет что-то для себя.
Очень понравилась религиозная линия и вопросы, над которыми в очередной раз заставил задуматься Камю. В лице Отца Панлю для меня сейчас отражается вся церковь, и я отлично понимаю негодования доктора. Какими нелепыми кажутся возвышенные проповеди священника после того ужаса, который приходится ежедневно наблюдать на улицах Орана.
И всё же, несмотря на гнетущую атмосферу книги, она оставляет после себя ощущение какого-то просветления, приятной усталости, и даже надежду на светлое будущее Орана. Ведь на протяжении всего повествования наблюдается борьба за выживание, люди не опускают руки, пытаются что-то изменить, и у многих это получается. Любое испытание дается человеку для того, чтобы сделать его жизнь лучше, на мой взгляд. И на примере Орана это можно хорошо проследить. Мне показалось, что после перенесенной чумы, мертвый, пассивный город ожил, жизнь в нем заиграла новыми красками, а люди стали больше ценить каждое прожитое мгновение.
Да, на эту книгу можно смотреть диаметрально противоположно и видеть в ней лишь черные стороны, но в подобной противоречивости и заключена главная прелесть этого по-настоящему философского произведения. Спасибо Камю за эту историю, оставившую пищу для размышлений, и за одну из последних цитат, которая мне очень близка:
есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их.
Обязательно буду читать автора ещё, ведь теперь он рискует стать любимым!
9,5/10
888 книга, отмеченная на данном сайте. 16 книга из флэшмоба 2013 года. Эта рецензия будет 130 рецензией на эту книгу на данном сайте.
Поехали?
Знал, что возле в трудный миг не останется
У меня есть "я", мы справимся (с) Bahh Tee
Отличная книга! Волшебная! Восхитительная! Да настолько, что я готова кричать, давать её каждому для прочтения, писать кучи приятных слов, быть сумасшедшей - ведь всё это нестрашно, если книга нравится. Если нравится настолько. Я думала, что давненького такого не было, чтоб задело прям настолько сильно, я попыталась пересмотреть махом всё прочитанное за 2013 год, я искала ту нить, чтобы ухватиться, и я не находила. Я нашла всё в этой книге, всё то, что было нужно, что так своевременно. И эта книга дала силы и надежды на дальнейшее прочтение флэшмобных книг (честно, я зашиваюсь, но виновата сама).
Что мы знаем о Чуме? Что она была? Что это заразное инфекционное заболевание, которое вызывает лихорадку, воспаление лимфоузлов, высокую смертность? А знаем ли мы, как именно люди живут, когда они узнают, что в их городе буйствует Чума, когда город закрыт на карантин после сотого случая заражения? Вот ведь это и удивительно, и так притягательно в этой книге, да и вместе с тем, безумно отталкивающе своим мироощущением и представлением. А ведь Камю удивительно преподнёс эту сторону и изнанку жизни города. Метаморфозами и красочным языком. Я за это и готова читать экзистенциалистов. Хотя я не совсем понимаю, как можно вроде и верить в Бога, а вроде и считать, что он ничем не поможет? А ведь вера даёт силы, и это экзистенциалисты признают!
Чума - это не только болезнь, но и вся жизнь современного человечества. Сильная книга, красивый язык, потрясающая энргетика философии и прозы сделали эту книгу одним из шедевров 20 века, оно и понятно, такие книги нужно читать, нужно обсуждать, нужно знать, понимать. Этот как в один момент город превращается в закрытое чумное место, страшное место, в котором кипят страсти и переживания на самом тонком эмоциональном уровне, способные вызвать настоящее потрясение разума, заставляющие задуматься над тем, кем ты являешься в этом мире. Всего лишь точкой. Невидимой и может никому не нужной. А ведь этот город подобен нам, в котором кипят страсти, подобные чуме. Вся книга состоит из обречённого состояния, читаешь и понимаешь, что ничего хорошего нет, быть не может, не будет. Лично мне не особо-то и верилось, что в наше время чума может стремительно унести тысячи жизней. Однако вся аллегория была понятна и предельно интересна. Вся смерть от Чумы столько же реальна, насколько реально массовое уничтожение людей нацизмом, войной. Камю показывает нам через эту призму весь ужас нацизма и геноцида. Будто своей рукой проводит тонкую грань, показывая, насколько мы не защищены в этом мире. Сам Камю, настаивая на множестве возможных прочтений повести, выделял одно: "Очевидно, что „Чума“ повествует о борьбе европейского сопротивления против нацизма: врага, который в книге прямо не назван, узнали по всей Европе" (цитата из предисловия к книге). Люди были в агонии! Вот, что страшно! Чума поразила город: куда бежать, кому звонить и кого звать, кого спасать и где спасаться, кто друг тебе, а кто враг? Как сделать ВЫБОР и не ошибиться, когда уже всё равно? Когда не за горами твоя смерть? Как остаться человеком в такой ситуации? Это страх, боль, агония, безысходность и ненависть. Каждый переживает как может, как хочет, как умеет.
Из борьбы со злом рождается добро.
Верно-верно! Апофеоз романа. Самое замечательное в этой книге, на мой взгляд, это даже не детальные, реалистичные описания подробностей эпидемии, а того, что происходит с людьми, когда они оказываются лицом к лицу с такой опасностью в закрытом от внешнего мира пространстве. Хотя именно это и собирался донести до нас Альбер Камю. Когда ты в беде, ты никому не нужен. Когда в беде весь город, происходит объединение сильнейших. Рассказ о событиях в закрытом городе ведётся от лица врача Риэ, который помогает больным, рискуя собственной жизнью, одновременно размышляя о том, есть ли чума зло и что такое зло. Этим и дорога эта книга. Бесценна. Человек и сам не знает, как он поведет себя в подобной ситуации, и меняется либо в лучшую, либо в худшую сторону. Но не могу винить я их, таких плохих гадов. Это безудержный поток удара. который ломает тебя изнутри, ломая кости и нутро. И каждый переживает по-своему. Кому как проще, кто как научился.
Беспристрастный, немного циничный и практически бесчувственный, Камю пишет о человеческих вещах, взаимоотношениях и поведении людей в условиях горя и страха перед смертью. Горькое послевкусие.
При этом из книги можно выделить несколько философских законов человеческого бытия:
1. Человек привыкает ко всему. А привыкнув к чему-то необычному, ему сложно вернуться в нормальные условия.
2. С усилением страха перед смертью ощущение ценности собственной жизни ослабевает. Человек думает о том, что его ждёт впереди, но не о том, что остаётся уже позади.
3. Для нас имеет ценность только тот человек, который живёт в нашем воображении и памяти. Потеряв его, мы скорбим, но только до того момента, пока он живёт в воображении. Оставив воображение, человек остаётся в памяти и чувств не вызывает.
В какой-то мере, эта книга заставила меня немного переосмыслить отношение к жизни и некоторым моментам. После прочитанного начинаешь понимать, что мелкие проблемы и неприятности - это просто пыль и что жизнь прекрасна.
Всего-то надо было прочитать до конца, чтобы поднять залитые от слез глаза и отпустить их всех, потому что с некоторых пор все жители, поборовшие чуму стали родными и порадоваться за них, что хоть на данном этапе их мучения подошли к концу, почему я так говорю, да потому, что чума, как говорит Доктор Риэ не уходит бесследно, что настанет время и вспыхнет новый виток эпидемии, даже, если пройдут столетия. Потому что так нужно. Чума - это главный показатель того, что в мире что-то не так, что мир раздроблен, и что нужно объединять усилия. Своим превосходным произведением Камю пытается донести до нас, что человек имеющий все блага, материальные и моральные, может в считанные секунды их потерять в силу разного вида обстоятельств. И что в любые времена и в любых ситуациях всегда необходимо оставаться человеком, помогать и быть нужным обществу. И в тоже время человек не имеющий ничего, меньше боится расстаться с благами или вовсе не боится. Что чувствует человек, когда из дня-в-день теряет, если не члена семьи, то обязательно друга или коллегу, а если "чума" совсем не милосердна, и забирает и того, и другого. В какие времена человеческие страдания были от нас далеки? Мы не должны быть равнодушными к человеческой боли - будь ли она душевная, моральная или физическая, мы всегда должны идти навстречу к тем, кому в данный момент тяжело, даже несмотря на то, что может этот человек тебе никто, и возможно тебя это совсем не касается.
Книга великолепна во всех своих проявлениях и вся суть её в том, что нет у неё единственной правды, философия многогранна, многоистинна, и что любой читатель сможет найти в ней свою неповторимую изюминку и сродниться с ней. Главное - набраться побольше терпения и упорства. И читать-читать-читать, параллельно благодаря Мир, Вселенную за то, что пока нас не коснулась эта беда, и молиться о том, чтобы и не тронула.. Ведь иначе будем ли мы, и если да, то в каких условиях? Как нам дальше будет нужно бороться. И главное - за что?
Я была в Агонии во время прочтения. Это страшно.
Читайте также: