Чума карьера без ума
Согласно информации статистического портала Edistat, книгу покупают почти в четыре раза чаще, чем в прошлом году. В Италии, которая в Европе лидирует по количеству заразившихся новым вирусом, за месяц Чума с 71-го места в рейтинге продаж взлетела на 3-е место.
Краткое содержание книги
Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведётся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в заражённом городе.
Чума приходит в этот город, лишённый растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.
Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днём увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.
Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.
Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.
В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведёт записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.
С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооружёнными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на чёрном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днём.
Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвётся в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.
В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остаётся Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.
Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародёры и расхищают все, что только могут унести на себе.
Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создаёт сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума лёгочная.
Сыворотку решают испробовать на безнадёжном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребёнка. Его не удаётся спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идёт на убыль.
Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в своё спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведёт откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причём обоими видами чумы одновременно. Доктору не удаётся спасти своего друга.
Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешённость.
Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удаётся его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.
Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города.
Цитаты из книги
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Das Gesicht interessiert mich nicht
Библия является одним из древнейших из дошедших до нас источников, в котором отмечен случай возникновения эпидемии чумы.
В первой книге Царств (глава 5) описывается война израильтян с филистимлянами. Израильтян преследуют военные неудачи. Проиграв битву, израильтяне, чтобы поднять свой дух, приносят к себе в стан ковчег завета Господня — шкаф со священными реликвиями. Но и это не помогает им — филистимляне снова одерживают победу, захватывают ковчег и с большим торжеством доставляют его в город Азот. Там они ставят ковчег к ногам статуи своего бога Дагона. А вскоре на город Азот и всю его округу обрушивается страшный удар: среди людей вспыхивает болезнь, в паховой области у них появляются наросты-язвы, и от этой болезни азотяне гибнут. Те, кто остался в живых, твердо уверены, что болезнь эта — Божья кара, и они стремятся избавиться от ковчега Господа и отправляют его в другую провинцию Филистеи — в город Геф.
Для европейцев чума началась в 1346 г. на побережье Черного моря и в устье Дуная. Византийский историк Никифор (Nicephorus) так изложил эти события: Около этого времени овладела людьми тяжкая чумоподобная болезнь, которая, двигаясь от Скифии и Меотии, и от устьев Дуная, господствовала еще в первую весну. Она оставалась весь этот год (1347), проходя только в точности по берегам, и опустошала как города, так и села, и наши, и все, которые последовательно простираются до Гада и Столбов Геркулесовых. В следующем году она отправилась и к островам Эгейского моря; потом поразила Родос, так же Кипр и жителей остальных островов.
В записи, датированной 1346 г., русский летописец свидетельствовал: Того же лета казнь была от Бога на люди под восточною страной на город Орнач (при устье Дона - Карамзин) и на Хавторокань, и на Сарай и на Бездеж (город на рукаве Волге, ниже Енотаевки) и на прочие грады во странах их; бысть мор силен на Бессермены (хивинцы) и на Татары и на Ормены (армяне) и на Обезы (абазинцы) и на Жиды и на Фрязы (генуэзцы и венецианцы в колониях при Черном и Азовском морях) и на Черкасы и на всех тамо живущих.
По меткому замечанию Гезера Г. (1867), черная смерть если и уклонялась от обычной картины чумы, то это лишь потому, что она совмещала в себе все те явления, которые были порознь в различных чумных эпидемиях. Прежде всего, авторами, современниками черной смерти, выделялся синдром febris continuae - непрерывная лихорадка . Под ним понимался следующий комплекс симптомов: черный и сухой язык, бред и взрывы бешенства, чувство тоски и боли в стороне сердца, ускоренное дыхание, кашель, разного рода мокроты, мутная и нередко черная моча, черные испражнения на низ, черная кровь. На фоне febris continuae появлялись петехии, карбункулы и бубоны. Трупы людей, умерших от чумы, к всеобщему ужасу живых, стремительно чернели и напоминали по цвету уголь - отсюда и появилось название черная смерть .
Аптека. Миниатюра из Tacuinum sanitatis — средневекового трактата о здоровье. XIV век
Это учение, получившее в дальнейшем название учения о контагии, в те времена получило своё дальнейшее развитие уже после открытия ван Левенгука. Как средство профилактической борьбы с чумой контагионисты предлагали изоляцию больных и длительные карантины.
Вскрытие трупа. Из страха перед церковью врачи проводили подобные занятия изредка и тайно. Миниатюра. Франция, XV век
Забрасывание в осажденный город мертвой лошади с помощью метательной машины. По сути — это биологический террор на основе миазматических представлений о распространении эпидемических болезней. С рисунка Леонардо да Винчи (1445—1520).
Альбер Камю
(1913—1960)
У Камю чума — главный герой, всемогущий и безжалостный, не оставивший людям никакого выбора, даже на соображения бич ли она Божий, наказание за грехи или просто трагическое стечение обстоятельств. В чуме человек существует, в ней погибает, но в ней и борется с нею и даже побеждает, несмотря на то, что зараза приходит и уходит независимо от его усилий.
Удивительно, что в этом ясном и прозрачном изложении (автор недаром назвал его хроникой) критики увидели прежде всего не ужасающую картину человеческого бедствия, а экзистенциальные идеи по поводу жизни и смерти и стали спорить — верил Камю в Бога или не верил, был апологетом суицида или его противником, почерпнул ли он свои идеи у Достоевского или, наоборот, противопоставил им нечто свое — одно это уже отвращает от подобных толкований, поскольку они нечеловечны, вторичны и не имеют никакого смысла на фоне людского горя, описанного с медицинской точностью и бесстрастием.
Автор, правда, потешил себя философскими играми на романном поле, но вот что привлекло на это поле других игроков, явно уступающих ему в стиле игры?
Хроника, записанная доктором Риэ, повествует о событиях, произошедших в 194… г. в Оране (Алжир), современном городе, 200 тысяч жителей которого занимались главным образом коммерцией.
После нашествия крыс в начале апреля началась чума. Доктор до этих событий успел отправить в санаторий безнадежно больную жену, а с началом их познакомился с парижским журналистом Рамбером, еще одним приезжим — Тарру, иезуитом отцом Панлю, служащим мэрии Граном и комиссионером по продаже вин и ликеров мсье Коттаром, ставшими главными героями хроники.
Доктор Риэ, давно решивший, что дает уверенность только повседневный труд, добился от префектуры согласия на признание факта эпидемии, а затем и на созыв санитарной комиссии. Поскольку форма чумы была необычной, коллега Риэ доктор Кастель взялся за изготовление сыворотки.
Город закрыли, запретили морские купания, выезд из города, переписки и междугородные разговоры. Разрешался только обмен телеграммами. Коммерция тоже скончалась от чумы. В Оран наземным транспортом и с воздуха поступали лишь предметы первой необходимости, за которыми выстраивались длинные очереди. Стала процветать спекуляция, на которой Коттар сколотил себе состояние. Люди, невзирая на опасность, заполняли кинотеатры и кафе, благо алкоголя хватало.
Вскоре к Риэ пришел Тарру с предложением об организации добровольных дружин для оказания превентивной помощи в перенаселенных кварталах, а затем в созданные дружины влились Гран, Рамбер и отец Панлю.
Когда с окраин чума вступила в центр города, пораженные эпидемией кварталы стали оцеплять. Тогда же началась серия пожаров — люди, вернувшись из карантина, поджигали свои собственные дома, вообразив, будто в огне чума умрет.
Ночью на городские ворота совершались вооруженные налеты. Перестало хватать гробов, и трупы просто закапывали во рвах, а затем начали сжигать.
Только благодаря неимоверным усилиям доктора Риэ и его коллег античумной механизм не давал сбоев. Но у борцов с чумой угасли уже не только всякие чувства, но и память.
Чума лишила всех способности любви и даже дружбы. Доктор Риэ считал, что привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.
В сентябре—октябре дружинники уже не в силах были справляться со своей усталостью, ими все больше овладевало странное безразличие и элементарное пренебрежение правилами гигиены.
А тем временем бубонная форма чумы переросла в легочную.
После этого Рамбер передумал бежать из города и сказал друзьям, что если он уедет, ему будет стыдно, и это помешает ему любить ту, которую он оставил, и что вообще стыдно быть счастливым одному.
Вскоре заразился Гран, но на другой день болезнь отступила от него. Выздоровела и девушка, заразившаяся легочной чумой. Помогла, скорее всего, сыворотка Кастеля. Сводки подтвердили, что болезнь стала отступать.
В город вернулся оптимизм, а в конце января префектура объявила, что эпидемию можно считать пресеченной. Начались празднества, танцы на площадях. Тарру стал одной из последних жертв чумы.
В день, когда Риэ потерял друга, доктор получил телеграмму, извещавшую о кончине его жены. Эту весть Риэ принял спокойно. К Рамберу приехала из Парижа его любимая.
Коттар, сойдя с ума от разочарования, что с чумой покончено и ему придется отвечать перед законом за спекуляцию, открыл пальбу с балкона своего дома по прохожим и был арестован полицией.
По мотивам романа режиссером Л. Пуэнсо в 1992 г. был снят одноименный фильм (производство Великобритании, Аргентины и Франции). Действие в нем происходит в южноамериканском городе.
В истории чумы известны три колоссальные пандемии
Фото 1а - карта распространения бубонной чумы в Средневековье
Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения.
По данным историков, в Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе — 40 тыс. (50% населения), в Венеции — 100 тыс. (70%), в Лондоне — девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Всего в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.
Фото 3 – чума в средневековом городе
Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара.
Симптомы черной смерти
Болезнь начиналась с невыносимой головной боли, которая сменялась лихорадочным жаром. Затем появлялись так называемые бубоны. Они вздувались чаще всего под мышками и в паху, увеличиваясь до размеров апельсина. Невыносимые страдания несчастного чаще всего заканчивались мучительной смертью.
Фото 4 - бубонная чума
В поисках спасения от смерти люди укрывались в церквях, где в неустанных молитвах и постах просили исцеления. Причины быстрого распространения чумы часто искали в грешной природе человека. В периоды обострения эпидемии улицы города наполнялись толпами кающихся грешников. Люди взывали к Богу и умерщвляли плоть, хлеща себя кнутами до полного телесного изнеможения.
Другая часть горожан не видела спасения в усердном служении Богу, а старалась провести возможные последние дни как можно пышнее и разгульнее.
Как лечили чуму?
Во время средневековых эпидемий чумы населению оказывали помощь специальные "чумные врачи".
Фото 7 – средневековые карантинные лазареты на территории Балканского полуострова
Природа болезни оставалась неизвестной, но уже тогда медики понимали, что для прекращения распространения болезни необходимо разобщение больных и здоровых. Так был придуман карантин. Слово "карантин" происходит от итальянского "quaranta" - сорок. В Венеции в 1343 году для приезжающих были построены специальные дома, в которых они содержались сорок дней, ни при каких обстоятельствах не выходя на улицу. Морскому транспорту, прибывавшему из опасных мест, также предписывалось стоять на рейде сорок дней. Карантин стал одним из первых барьеров на пути инфекции.
Фото 8 портрет Нострадамуса
В период Позднего Средневековья с чумой боролся великий Нострадамус. Он предлагал больным употреблять родниковую воду, как можно больше находиться на свежем воздухе и использовать лекарства, которые он изготавливал сам на основе целебных трав, но собственную семью не смог спасти. Жена и двое его сыновей умерли.
Чума в России
Фото 9 – Чума в Астраханской губернии. Сожжение домов и вещей в селе Никольском
Не обошла "черная смерть" стороной и Россию. На протяжении XIII-XIV столетий она посещала Киев, Москву, Смоленск, Чернигов. В Смоленске из всех жителей города осталось в живых пять человек, которые выбрались из города, закрыли городские ворота и ушли. В XIV веке в Пскове и Новгороде чума уничтожила две трети населения, а в Глухове и Белозерске вымерли все жители.
Истоки возникновения чумы
Существует несколько версий возникновения и распространения заболевания.
Фото 10 – крепость Кафа во время осады ханом Джанибеком
По одной из них, чума пришла с Востока, и татары принесли ее в Крым. Во время осады генуэзской крепости Кафы (сейчас это Феодосия) ордынский хан Джанибек нес ужасные потери от болезни, косившей его воинов. Хан принял решение снять осаду, но напоследок с помощью катапульты через крепостную стену перебросили еще не остывший труп воина, умершего от чумы.
В городе началась эпидемия, и жители спешно покинули крепость и отправились домой. Потом болезнь дошла до Европы. Однако с этой теорией не позволяет согласиться только один факт — переносчиками чумы не являются ни трупы, ни исходящий от них запах! Но, так или иначе, хроники свидетельствуют, что в 1346 г. в Крыму погибло около 85 000 человек. 1 ноября 1347 г. первая вспышка чумы была отмечена в Марселе, а уже через три месяца смертоносная зараза распространилась по всему югу Франции. К началу 1348 г. эпидемия расползлась по Испании. Она стала причиной смерти королевы Арагона и короля Кастилии.
Ученые полагают, что быстрое распространение чумы могло произойти из-за низкого уровня иммунитета людей, подорванного другими, не менее опасными болезнями — туберкулезом, оспой, холерой и т. д. Оставляло желать лучшего и питание большинства населения.
Еще одной причиной быстрого распространения заразы могла быть большая скученность населения, особенно в крупных городах.
К 1351 г. чума обошла весь континент. По утверждению средневекового историка Фруассара, погибло более 25 миллионов человек, что составляло треть населения Европы. Эту оценку подтверждают и новейшие исследования. Черная смерть миновала, но болезнь осталась. Чума возвращалась еще в 1361 году, 1369 году, и давала о себе знать все реже до конца XV столетия.
Кто же был основным распространителем заболевания?
Во время эпидемии Черной Смерти в 14 веке, считалось, что болезнь вызвалась и распространялась миазмами - нездоровыми запахами и парами или же дыханием инфицированных людей.
Фото 12 – переносчики и возбудители чумы
Реальный возбудитель чумы был обнаружен лишь в 1894, во время третьей пандемии, когда бактериолог Александр Йерсен выделил бактерию Yersinia Pestis, чумную палочку.
Переносчиками бактерий чумы стали блохи, живущие на черных крысах. Сами крысы обладают иммунитетом к возбудителю заболевания. В условиях антисанитарии средневековых городов, скученности населения и обилия крыс, люди заражались от укусов блох, и болезнь быстро разрасталась в эпидемию.
Ученые США выяснили истинного распространителя чумы
В официальном печатном органе Национальной академии наук США опубликовано исследование, согласно которому в распространении бубонной чумы в средневековой Европы виновны не крысы, а похожие на крыс песчанки (мелкие грызуны).
Ученые обратили внимание на то, что вспышки чумы в Европе по времени связаны с периодами теплой и влажной погоды в Центральной Азии, благоприятной для увеличения популяция этих зверьков и живущих на них блох.
По мнению ученых, песчанки и переносили чумную палочку на домашних животных и торговцев, путешествовавших по Великому шёлковому пути.
Лекарство от чумы и конец эпидемии.
Фото 13 – микробиолог Владимир Хавкин
Первую вакцину против чумы получил ученик Мечникова микробиолог Владимир Хавкин в 1897 году. Лекарство активно применялось по всему миру до 40-х годов ХХ века. Эта вакцина могла снизить заболеваемость в 2-5 раз, смертность - в 10. Более эффективная вакцина была создана в СССР при ликвидации чумы в Маньчжурии в 1945–1947 годах, когда впервые использовался антибиотик стрептомицин.
Сейчас в мире случаются отдельные вспышки чумы, при правильном лечении смертность не превышает 5 - 10%.
Современные версии возникновения чумы
Например, в Авиньоне в январе 1348 года, чуму обнаружили, только когда все монахи местного монастыря скончались в одну ночь. Есть упоминания о том, что в Багдаде смерть людей наступала через несколько часов после начала болезни.
На прошлой неделе многие обсуждали новомодное средство защиты от микроорганизмов — блокатор вирусов. С ним перед камерами появился не абы кто, а сам Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина. Довольно быстро выяснилось, что эффективность у средства весьма сомнительная. Причём не только против CoViD-19. Использование блокатора — самая безобидная из оплошностей в истории борьбы человечества с пандемиями. Самые страшные остались в прошлом. Рассказываем, как люди тушили огонь бензином во время чумы, испанки и Эболы.
Чума терзала человечество не раз и не два. Но именно благодаря эпидемии XIV века инфекция, поражающая лимфатические узлы, раз и навсегда стала синонимом любой смертельной заразы. В XIV веке чума выкосила более 25 миллионов человек — треть Европы. Что любопытно, отсутствие медицины лишь одна из причин, по которой мор достиг апогея.
Святые отцы против кошек
То, что разносчиками чёрной смерти являются крысы, европейцы смекнули не сразу. Первым делом люди обвинили кошек. Почему? Потому что в святых писаниях говорится, что они слуги Сатаны. Вскоре после объявления этой новости с улиц городов исчезли все Мурки и Барсики — их переловили и убили. И очень зря. Ведь хищники с беззвучным шагом ниндзя были главными естественными врагами грызунов.
Без кошек Европа быстро начала тонуть в крысах, которые, вопреки популярному мнению, были не главными поставщиками чумы. Главными были блохи. Заражённые чумной палочкой насекомые испытывали неутолимый голод (бактерия блокировала пищеварительный тракт), который пытались заглушить бесконечными сменами носителей. В агонии блохи ничуть не стеснялись пробовать и людей. Именно из-за этих едва заметных кровопийц в своё время чуть не вымерла Европа.
Впрочем, теория священнослужителей ещё ничего. Один из врачей того времени запрещал смотреть на умирающих от чумы. Он свято верил сам и учил остальных тому, что зараза вырывается из глаз больного во время его смерти и непременно передаётся всем, кто в это время смотрит на умирающего.
О воздушно-капельном распространении люди догадывались несколько раньше, чем придумали микроскоп и узнали о бактериях. Уже в XIV веке учёные подозревали, что некоторая зараза может распространяться по воздуху. В связи с этим они рекомендовали горожанам почаще убираться и не копить помои в хатах. Считалось, что так медленнее распространяется не только чума, но и тиф, холера и малярия.
Однако наравне со сторонниками чистого воздуха имели влияние на людей и их оппоненты, которые, к слову, больше приветствовались церковью, чем чистюли. Ведь католикам, скажем так, было престижно не мыться по полгода, поскольку нечего баловать тело. Бог не велел. Так вот, апологеты грязного воздуха настаивали на том, что чумной воздух нужно подавлять воздухом более "тяжёлым". Для этого некоторые врачи рекомендовали тащить в дома старых вонючих козлов, подольше находиться в отхожих местах и поглубже вдыхать тамошний воздух. Рекомендации такие основывались в том числе и на ложных наблюдениях, согласно которым уборщики туалетов реже болели чумой. В отдельные поселения, чтобы побороть чумной воздух, надолго загоняли и оставляли скот.
Рецепты вместо анекдотов
Лечить чуму пытались, мягко говоря, странными методами. Жар сбивали кровопусканием. Дескать, горячая кровь выйдет и состояние улучшится. Другие пытались остановить распространение болезни по телу ампутацией заражённых конечностей. Фармацевты рекомендовали прикладывать к бубонам — воспалившимся лимфоузлам — сушёную кожу лягушки. В другом сценарии нарывы массировали живыми цыплятами или вскрывали скальпелем. А что внутрь принимали… Пили уксус, ели мышьяк, ртуть и измельчённые минералы. Совсем отчаявшиеся не боялись употреблять патоку десятилетней выдержки.
Если чума выкосила треть Европы, то испанским гриппом (или просто испанкой) в начале XX века переболело треть населения планеты — около 500 миллионов человек. Погибло от заразы, по разным подсчётам, до 100 миллионов человек. Испанка — абсолютный лидер в списке смертельных болезней, поражавших когда-либо человечество. Как и в случае с чумой, молниеносному распространению гриппа способствовала не только отсталая медицина, но и опрометчивые решения властей.
Зависимость от рабства и жажда крови
В начале XX века в Северной Америке отменили рабство. И страна тут же столкнулась с нехваткой дешёвой рабочей силы. Штаты, разумеется, кинулись её завозить из других регионов. В том числе и из Восточной Азии, где к тому моменту уже бушевала эпидемия. Китайцы причём предупреждали о проблеме, но кто их тогда слушал? Подобным же образом заразилась Британская империя.
Солдаты, которые в тот период перемещались чуть ли не по всей Европе, тоже нехило помогли испанке в распространении. Стоит сказать спасибо и антисанитарии, царившей в полевых условиях. Военные не мылись и не меняли одежду так упорно, словно были уверены, что за гигиену их непременно будет ждать ад. В довесок на фронте люди всегда располагались плотно друг к другу, а теснота, как мы знаем на примере CoViD-19, — лучший друг пандемии.
Испанка была похожа на всё и сразу
Другая важная причина, по которой Европа в своё время не смогла ничего сделать с испанкой, — коварство симптомов. Как и нынешний CoViD-19, грипп начала XX века не сразу идентифицировали. Симптомы новой болезни постоянно путали с таковыми у старых: тиф, холера, лихорадка денге… От всего этого тогдашние медики начинали лечить больных испанкой в первую очередь. На поздних стадиях, когда у больных начала появляться сыпь в абсолютно неожиданных местах, медики разводили руками и твердили, что они столкнулись с искусственной болезнью, которую немцы синтезировали для победы в войне. Что, разумеется, было абсурдом — Германия болела так же, как и её соседи.
Аспирин — всему голова
Аспирин прописывали в лошадиных дозах: от 8 до 31 грамма в день. Для сравнения: в пачке обычного современного препарата "Аспирин экспресс" — 12 таблеток по 500 мг, то есть всего 6 граммов. Мода на полезную шипучку в народ пришла с фронта после того, как солдатам такие дозы прописал генеральный хирург армии США.
Что любопытно, аспирина в начале XX века было в избытке. По "счастливому" стечению обстоятельств именно незадолго до начала пандемии (в 1899 году) у фармацевтической компании Bayer истёк патент на производство этого лекарства. Как следствие, аспирин кинулись выпускать все кому не лень.
Считается, что передозировка ацетилсалициловой кислоты (некоммерческое название аспирина) тоже внесла лепту в показатель смертности от испанки. Проблема аспирина — в его влиянии на дыхательную систему при частом приёме. При назначавшихся во время эпидемии испанки порциях у 33% больных гриппом начиналась гипервентиляция лёгких, которая только усиливала кровохарканье и износ лёгких. В 3% случаев от 8–30 граммов аспирина в день и вовсе начинался отёк лёгких.
Все вспышки Эболы в Африке, по официальным данным, являются не такими смертоносными, как испанка, чума и даже CoViD-19. Однако об этом вирусе все знают потому, что он начал распространяться в эпоху информационных технологий, когда СМИ отчитывались онлайн чуть ли не о каждом чихе заболевших. Отсюда в истории с Эболой и очень много подробностей и деталей, от которых волосы встают дыбом.
Сглупили люди, но винят летучих мышей
В своём романе "Дракула" Брэм Стокер раз и навсегда демонизировал образ летучей мыши. Спустя несколько веков мы понимаем, что, в сущности, они весьма безобидные создания — кровь у людей не сосут. Однако по иронии судьбы именно эти животные всё же стали одной из главных причин распространения Эболы пять-шесть лет назад и CoViD-19 сегодня. Точнее, причина, конечно, не в мышах. Ночные существа только естественные носители возбудителей болезни. Причина в людях — ведь это они употребляют диких животных в пищу и в Африке, и в КНР. Причём необязательно летучих мышей. Заражаются и от тех, кто съел летуна или же доел за ним фрукт.
Традиции против здравого смысла
Как семь веков назад в Европе, так и сегодня в Африке над здравомыслием довлеют традиции и обычаи. Именно эта особенность в своё время стала главной проблемой, с которой столкнулись врачи, пытавшиеся закупорить Эболу.
Дело в том, что геморрагическая лихорадка передаётся не только с кровью и слизью больных животных, но и с любыми жидкостями заражённых людей (пот, слюна, кровь и т.д.). Отсюда и главная мера предосторожности в период эпидемии — исключить любые физические контакты, что для африканских культур и условий жизни практически немыслимо.
Во-первых, из-за нищеты люди группами спят в одной постели, носят по очереди одну и ту же одежду. Моются по очереди в ванне, не меняя воду. И не знают, что такое мыло. Если человек умер, все его вещи достаются живому. Во-вторых, умерших (неважно от чего) принято омывать всей семьёй. Перед погребением с мертвецом полагается как следует наобниматься и лобызаться. Всё это гарантирует заражение.
Медики и волонтёры, разумеется, пытались объяснить местным, что так делать категорически нельзя, и старались отбирать больных и мёртвых. И что, вы думаете, начали делать местные? Правильно. Прятать больных и устраивать тайные похороны.
Народные рецепты, перед которыми меркнет лимон с имбирё м
После того как в Рунет просочился фейк о пользе лимона и имбиря в борьбе с коронавирусом, оба ингредиента тотчас пропали с полок магазинов. Глупость? Глупость. Но совсем невинная по сравнению с тем, что предлагала народная медицина в Западной Африке во время вспышки Эболы.
Стоило только ВОЗ предположить, что на основе крови переболевших Эболой можно изготовить вакцину, в Африке началась охота на таких людей. Выздоровевших отлавливали и брали у них кровь, чтобы потом выпить или продать на чёрном рынке. Процедура эта была абсолютно бессмысленной, если не опасной вовсе. Ведь после выписки в крови пациентов патогены продолжают жить ещё несколько недель.
Вот ещё. Африканские шаманы вдруг решили, что для профилактики полезно пить солёную воду и с ней же принимать ванну. Что вы думаете? Десятки людей были госпитализированы с отравлением. В Уганде местные целители лечили людей втиранием пасты из травы в раны, которые сами же открывали. Неудивительно, что сторонники этой практики довольно быстро вымерли.
По существу, в африканских поселениях ничего не изменилось и по сей день. Там по-прежнему лечатся у шаманов и колдунов. А врачей часто недолюбливают. Ведь их методы претят дедовым рецептам.
Читайте также: