Чума в золотой орде в 14 веке
Возбудитель чумы – чумная палочка. Инкубационный период заболевания – 2 – 6 дней. В зависимости от вида чумы летальность составляет 95 – 100 процентов. Даже при правильном лечении умирают 10 процентов заболевших.
Теория о происхождении возбудителя чумы в Китае
С 1894 года начинается новый этап в изучении истории эпидемии чумы. Была выявлена бактерия-возбудитель этой болезни. В середине XX века генетики обнаруживают, что любой живой организм, в том числе бактерии и вирусы, со временем претерпевают генетические изменения, то есть мутации. По мутационным изменениям двух образцов можно определить, сколько времени прошло между этими двумя организмами. Также можно узнать, насколько близки организмы людей или растений. В 2013 году во время исследования чумной палочки Yersinia pestis выяснилось, что бактерия способна отращивать ответвления подобно дереву и она, как люди, размножается.
Пандемия XIV века началась в Китае. Далее она распространилась по Средней Азии, дошла до Крыма, оттуда перекинулась в Константинополь (Стамбул), через Александрию – в Сицилию и направилась в Европу. Возможно, были и другие пути распространения этой бактерии.
Животные – разносчики чумы
Есть несколько версий причины столь быстрого распространения чумной заразы. Ученые также исследуют климатические изменения, потому что эти факторы связаны друг с другом. Животные сыграли большую роль в распространении инфекции. Переносчиками чумы являются блохи, обитающие в шкуре грызунов – сусликов, сурков, крыс. Считается, что человеку инфекция передается через укус зараженной блохи. В этом случае болезнь развивается в течение нескольких дней, может привести к потере рассудка и смертельному исходу. Второй способ заражения – воздушно-капельный. Легочная чума может убить человека за 24 часа.
Пока ученые точно не знают, через какого грызуна и какой вид блох переходит инфекция, об этом идут споры.
Народы верили, что чума – это Божья кара
В XIV – XV веках во время пандемии чумы население Европы сократилось в три раза. Распад Золотой Орды также связан с распространением этой болезни.
Пока доподлинно неизвестно, конкретно каких городов коснулась чума в XIV веке, так как рукописей, связанных с Золотой Ордой, сохранилось очень мало. Об этом пишут лишь в некоторых русских, арабских и итальянских источниках. Но исходя из общей карты можно сказать: недалеко от Алма-Аты, на территории Иссык-Куля в Кыргызстане жил тюркский народ, исповедующий христианство. На территории его обитания было обнаружено большое количество надгробных камней, датируемых 1339 – 1340 годами. После этого в течение 70 лет такие камни не ставили, на этот отрезок времени приходится лишь один камень.
Позже чума перекидывается и на Поволжье. В Булгаре в 1350-х годах надгробные камни ставились в большом количестве, позже, после 1357 – 1358 годов в Поволжье не было найдено ни одного надгробного камня с надписью на булгарском языке.
Примерно в 1364 годах чума настигает города Сарай (столица Золотой Орды. – Ред.) и Биляр (столица Волжской Булгарии. – Ред.).
«В те же годы разрушаются и целые города. Исчезают некоторое виды ремесленников. Например, на территории Иссык-Куля не остается мастеров по изготовлению надгробных камней и нанесению надписей на камень. Мало того, как мы знаем из истории Европы и Византии, не хватает даже людей для захоронения трупов.
После распада Золотой Орды, в 1430 – 1440 годах появляются ханства, в том числе и Казанское ханство. Но их территории были намного меньше земель Золотой Орды, потому что численность населения сильно сократилось.
Исчезновение булгарского языка и процесс появления близких к разговорному языку литературных языков
«Язык волжских булгар был близок к чувашскому. Исчезает и сам народ, заселявший Среднюю Волгу, и язык этого народа. Я думаю, что с XIV века начинается процесс кипчакизации жителей Средней Волги.
По моей версии, вместе с исчезновением старых литературных языков появляются другие, близкие к разговорному языку. Надгробные камни, датирующиеся второй четвертью XIV века, имеют надписи на старо-татарском языке. Потому что сюда переселяются представители кипчакских родов. В этот период в Европе усиливается религиозность, люди проявляют интерес к вероисповеданиям.
Юлай Шамиль оглы в Колумбийском университете изучает восточные языки и культуру, защищает докторскую диссертацию по Золотой Орде. В 1983 – 1984 годах преподает в Университете штата Индиана, в 1989 – 2017 годах – в государственном университете в Висконсине. С 2017 года руководит кафедрой казахского языка и тюркологии в Казахстане.
Интервью с историком Тимуром Хайдаровым о зарождении и распространении чумы, а также о ее влиянии на развитие государств
— Как долго вы работали над книгой?
— От момента задумки до завершения — восемь лет.
— Если говорить о материалах для исследования, испытывали ли вы трудности с доступом к каким-либо данным?
— Вы знаете, до сих пор трудно пробиться к данным отечественных археологов и антропологов. Это одна из главных проблем данной темы. Исходя из опыта ведущих современных зарубежных специалистов, именно данные генетического анализа человеческих останков, обнаруженные в ходе археологических раскопок, являются определяющими при проведении крупных исследований на тему пандемий чумы прошлого.
Другой проблемой, с которой я столкнулся в ходе работы над книгой, стало то, что на сегодняшний день в отечественных научных кругах не сформирована единая оценка данного исторического явления. Зачастую представители отечественных естественных наук как обладатели более развитой научной методологии продолжают либо диктовать историкам исследовательское направление по изучению этой темы, либо без учета достижений исторической науки начинают апеллировать крайне спорными с научной точки зрения теоретическими конструктами. Впрочем, этим грешат не только отечественные специалисты. В защиту наших ученых могу сказать, что до сих пор не обнаружено или не введено в широкий научный оборот ни одного крупного захоронения эпохи чумы на территории России.
— Какие специалисты вам помогали в поиске информации? Кого вы привлекали к работе над изданием?
— Конечно же, я консультировался не только с историками, но в большей степени я обращался к биологам. Чума — биологический процесс, и, чтобы не совершить фактических ошибок в описании этого заболевания, нужно было обращаться именно к биологам. Большое спасибо я бы хотел выразить Юлаю Шамильоглу, ставшему моим наставником в ходе исследования, а также его коллеге, одному из крупнейших мировых специалистов, профессору Аризонского университета Монике Грин. Откровением для меня стали труды западных исследователей, среди которых Б. Кэмбелл, М.В. Долс, Л. Лангер, О. Бенедиктов, Б.В. Шмидт и Дж. Александр. Все это позволило несколько по-иному взглянуть на исследовательскую тему и значительно расширить источниковую базу книги.
— Насколько глубоко эта тема рассматривалась ранее?
— В том-то и дело, что этот вопрос рассматривался поверхностно. Есть серьезная проблема (и она сохраняется до сих пор), которая заключается в отсутствии введенных в научный оборот массовых погребений. Наличие массовых чумных погребений зачастую является для специалистов косвенным свидетельством начала масштабных изменений в социально-экономической сфере накануне Нового времени. Их обнаружение позволило бы снять ряд наиболее острых вопросов для современной отечественной науки, главный из которых касается численности населения татарских и русских территорий накануне вспышки чумы и сразу же после нее. Разрешение этого вопроса облегчило бы ответ на другие вопросы: в частности, об уровне развития сельского хозяйства, структуры тогдашней экономики, дорожного строительства, материальной культуры, основных миграционных и урабанизационных процессов.
Существовавшая исследовательская практика из-за доминирования естественно-научного направления и переработанного в СССР социологического детерминизма марксизма до последнего не позволяла более пристально исследовать озвученные выше вопросы. В отечественных работах в основном рассматривалась исключительно история медицины или, в лучшем случае, в рамках медицинской географии и климатологии хронология распространения различных эпидемий и заболеваний. Ситуацию усугублял тот факт, что в условиях идеологического противостояния с Западом массовое использование работ зарубежных авторов было очень затруднено и зачастую в исторической науке рассматривалось в качестве идеологической диверсии.
Также не улучшала положение нехватка традиционных для западных исследователей групп письменных источников (завещаний). Сразу хочу оговориться, что это не относилось к работам отечественных специалистов естественно-научного профиля. Именно ссылки на их работы уже в 1950-е позволили западным специалистам значительно расширить свою теоретическую и исследовательскую базу. В результате идеи отечественных специалистов естественно-научного профиля через труды учеников западных теоретиков чумы стали активно использоваться нашими учеными в 1990-е. При этом российская исследовательская практика по чтению и критическому текстологическому анализу отечественных письменных источников была практически забыта либо вошла в статическое состояние.
— Это не совсем развенчание, поскольку эта тема, как выяснилось по ходу исследования, традиционна для казанских исследователей. Отечественные историки, профессора Казанского медицинского университета заложили основу, согласно которой эпидемия средневековой чумы все-таки имеет ордынское, то есть нижневолжское происхождение. Это дало большой толчок для исследований распространения пандемии чумы на территории России. Начиная с 1879 года систематически исследовался местный климат, животный мир и так далее, но это была непопулярная даже среди отечественных специалистов точка зрения. Популярной и очень распространенной точкой зрения в российском обществе оставалась идея, сформированная еще в 17 веке, согласно которой чума пришла исключительно из Новгорода и Западной Европы, а татары и жители восточных окраин русских земель практически не были знакомы с данным бедствием. В книге я постарался это не столько развенчать, сколько расширить, потому что ранее в данном направлении вообще не было сделано ничего комплексного. К слову, по этой причине существует масса заблуждений относительно самого заболевания.
Одним из главных заблуждений относительно чумы является определение ее в качестве вирусного заболевания. В то время как данное заболевание имеет бактериологическую природу возникновения. Еще в конце XIX века, в ходе начавшейся в Индии и Китае третьей пандемии чумы, специалистами был определен ее возбудитель — бактерия Yersinia pestis. В своих теоретических взглядах на проблему дальнейшего распространения данного заболевания среди человеческих сообществ я исходил из того, что для жизнедеятельности любого организма на Земле нужен белок. Поэтому сейчас специалистами среди распространителей чумы рассматриваются порядка 30 видов живых организмов. Среди последних можно назвать и человека. Однако я не стал сильно углубляться в биологию чумы.
Главным образом я сконцентрировался на анализе влияния фактора эпидемии чумы на ход исторических событий. Для этого мне пришлось совместить данные современной теоретической литературы с текстологическим анализом исторических источников. Параллельно с этим пришлось разрешить множество задач, связанных с определением в источниках вспышек того или иного заболевания. Как показал текстологический анализ, на территории Улуса Джучи были зафиксированы, кроме чумы, вспышки сибирской язвы и сыпного тифа. Если говорить о собственно чуме, то в источниках есть описания трех ее видов: легочная, септическая и бубонная. Однако окончательно ответить на этот вопрос смогут лишь лабораторные исследования человеческих останков, найденных в ходе раскопок.
«Популярной и очень распространенной точкой зрения в российском обществе оставалась идея, сформированная еще в XVII веке, согласно которой чума пришла исключительно из Новгорода и Западной Европы, а татары и жители восточных окраин русских земель практически не были знакомы с данным бедствием". Карта hist-geo.net
Есть и другой интересный момент, который я затрагиваю в своей книге. Дело в том, что долгое время многие вообще не могли объяснить, почему одни татарские кланы уходили, а другие приходили им на смену, а также определить, какое количество населения было на территории Золотой Орды и Руси. Еще один важный вопрос: почему неожиданно исчезло мощное золотоордынское государство и на его месте возникла огромная страна под названием Россия со столицей в Москве? Эти аспекты много чего объясняют и раскрывают логику определенных процессов. После этой книги, которая фактически заново раскрывает историю России, начинаешь иначе смотреть на многие вещи.
— В одной из прочитанных мною статей по этой теме говорится, что первая волна пандемии не особо отразилась на политических и социальных аспектах средневекового татарского государства. Действительно ли влияние первой волны было не таким сильным? Также хочу спросить вас про четвертую волну пандемии — в этот период происходит территориальный распад Золотой Орды.
— Вообще, во время первой волны (1346—1352) основной удар пришелся на Европу, но там роль сыграли ближневосточные вспышки — Балканы, Ближний Восток. Основная проблема и основной вопрос при анализе первой волны заключаются в том, почему, пройдя Золотую Орду, она не пошла на Север. Скорее всего, это можно логично объяснить использованием метода карантинов (этот метод четко читается в исламе). Ориентируясь на письменные источники, можно отметить, что в летописях не фигурируют ордынские города на Волге, расположенные севернее Сарая. Однако в то же время источники сообщают о городах, расположенных в низовьях Дона, в Крыму, степях между Причерноморьем и Прикаспием. Скорее всего, эпидемия чумы пошла по Днепру, а затем на Балканы. Карантин позволил смягчить последствия.
Эта книга — скорее гипотеза, нежели точное обоснование, но, как подсказывает научное чутье, скорее всего, выводы, сделанные в ней, будут подтверждаться. К слову, уже подтвердилась моя догадка о том, что чума пришла не из средней Азии, а с Северного Кавказа. Я нашел источник северо-персидского летописца, где была выявлена интересная хронологическая последовательность: перед каждой крупной вспышкой на Нижней Волге — где-то за 2,5—3 года — в районе Тебриза и Северного Кавказа фиксировалась крупная вспышка. Источники есть, и они позволяют провести реконструкцию событий. Опираясь на знания о том, по какой логике обычно развивается и распространяется эпидемия, мне оставалось только логически домыслить ход распространения чумы на территории Золотой Орды. Еще один интересный момент: как только вспышка чумы возникает в Золотой Орде, в этот же год начинается эпидемия в Московском княжестве. Тут же затрагивается Крым и Казанское ханство. Археологические данные косвенно это подтверждают. В частности, нумизматический материал четко указал на общее снижение населения.
Дело в том, что в этом регионе распространены природные эпидемические очаги чумы. Соответственно, как только началось подтопление, носители заболевания — местные грызуны — в поисках пищи отправились к человеку. В русских летописях очень четко указываются 1308—1309 годы — именно в этот период фиксируется массовый приток грызунов. Все это в совокупности привело к увеличению количества вредных микроорганизмов и повышению риска возникновения эпидемии. Однако для последней был необходим толчок — голод. И он произошел, когда климат начал резко меняться. Болезнь в случае голода принимает огромные масштабы — от локальной вспышки она переходит к пандемии. То есть изначально возникшая в 1330-х местная вспышка заболевания вследствие разразившегося в первой половине 1340-х масштабного голода стала приобретать характер пандемии.
На фоне пандемии коронавируса 2020 года в обществе проснулся интерес к аналогичным событиям, имевшим место в прошлом. При этом выяснилось, что многие довольно смутно представляют себе историю собственного государства.
При обсуждении великих эпидемий прошлого в Рунете довольно часто звучит мнение, что Россия пострадала от буйства инфекций меньше, чем, к примеру, страны Европы. Утверждается, например, что эпидемии чумы, уничтожавшие от 30 до 60 процентов населения Старого Света, практически не сказались на России.
Это неверно. Чума не просто нанесла серьезный ущерб, но и изменила ход истории Российского государства.
Вместе с тем эпидемия в Киеве была локальной вспышкой, не получившей серьезного распространения. Более суровые испытания были впереди.
Начавшись в Монголии, эпидемия шла на Запад вместе с купцами и воинами. Добравшись до Золотой Орды, зараза через Крым добралась в итальянские земли, а затем охватила весь Старый Свет.
Парадокс состоит в том, что на пути в Европу чума лишь слегка затронула русские земли, несмотря на зависимость Руси от Золотой Орды.
На обратном пути в Новгород владыка почувствовал себя плохо. Он скончался в обители Архангела, при устье реки Узы, впадающей в Шелонь, 3 июля 1352 году.
Гибель великого князя и его наследников
Вслед за Псковом эпидемия поразила и Новгород. Белоозеро и Глухов вымерли почти полностью.
В конце концов чума дошла до Москвы. Главной ее жертвой стал сын Ивана Калиты, великий князь Московский Симеон Гордый. Он умер 27 апреля 1353 года, находясь в полном отчаянии. Князя страшила не собственная смерть, а то, что в марте 1353 года чума унесла жизни двух его маленьких сыновей — Ивана и Симеона. В итоге умирающий Симеон Гордый написал завещание, не имевшее аналогов — власть и все свое имущество он завещал жене для передачи сыну, в том случае, если супруга является беременной.
Надежды князя не оправдались, княгиня Мария Александровна не была беременной. В итоге власть перешла к брату Симеона Ивану Ивановичу Красному, чей сын Дмитрий Иванович разобьет ордынцев в Куликовской битве и получит прозвище Донской.
В 1654 году на Россию обрушилась новая масштабная эпидемия чумы, охватившая Москву и целый ряд других русских городов. По сути, в течение трех лет страна пережила две вспышки заболевания — первая охватила Москву, центральную часть России, затем распространилась на Казань и Астрахань. Вторая вспышка в 1656-1657 годах затронула низовья Волги, Смоленск и снова Казань.
Царь Алексей Михайлович находился с войскам, а его жену и детей патриарх Никон уже после первых смертей в Москве вывез в Троице-Сергиев монастырь. Там же спасались и другие представители знати.
Вскоре в Москве начались паника и массовое бегство. Для нераспространения заразы дороги, ведущие из города, блокировали войсками. В самой столице все погрузилось в хаос: на улицах валялись трупы умерших, банды мародеров, которые не боялись ни стражи, ни чумы, грабили брошенные дома элиты и торговые лавки. Бежавшие из Москвы купцы и ремесленники приносили болезнь в другие города.
Спад эпидемии в столице наметился в конце осени 1654 года. Но представители элиты в Москву не спешили. Патриарх прибыл лишь 3 февраля 1655 года, царь Алексей Михайлович — неделей позже.
Данные о жертвах в различных источниках крайне противоречивы, однако современники заявляли, что смертность была чрезвычайно высокой. В масштабах страны речь может идти о сотнях тысяч человек.
В 1770 году, в период русско-турецкой войны, вместе с товарами и трофеями из Османской империи в город пришла чума.
Город к тому времени перестал быть столичным, а потому чрезвычайных мер для борьбы с чумой сразу принято не было. Более того, главнокомандующий Пётр Салтыков, московский гражданский губернатор Иван Юшков и обер-полицмейстер Николай Бахметев предпочли вообще уехать из города. Среди москвичей прошел слух, что избавить от чумы может прикосновение к Боголюбской иконе Божьей матери. У храма, где находилась икона, началось столпотворение. Московский архиепископ Амвросий, понимая, что это может не спасти, а погубить москвичей, запретил молебны, а икону повелел спрятать подальше от глаз страждущих.
15 сентября 1771 года недовольные верующие подняли бунт, который быстро превратился в вооруженное восстание. 16 сентября мятежники схватили и убили архиепископа Амвросия. Начались грабежи и погромы, коснувшиеся в том числе больниц и карантинных домов. Врачей, пытавшихся остановить эпидемию, зверски избивали. Московский гарнизон во главе с генерал-поручиком Петром Еропкиным с огромным трудом отразил атаку на Кремль. Остановить бунт удалось лишь после того, как были убиты около 100 мятежников.
Согласно отчётам, предоставленным Орловым в Государственном совете, с момента начала эпидемии до конца ноября 1771 года в Москве от чумы умерло порядка 50 тысяч человек.
С развитием медицины вспышки чумы в регионах центральной России удалось прекратить. Что касается южных областей и Средней Азии, то там это заболевание было взято под устойчивый контроль в период СССР с созданием имеющей широкие полномочия санитарно-эпидемиологической службы.
Сами видите, как легко сегодня можно раздуть панику мировых масштабов буквально на пустом месте. Вокруг коронавируса уже успели нагородить тысячу и одну теорию заговора, а последователи бабы Ванги тычут перстом в небо и пророчат всем смерть. Но все это детский лепет по сравнению с действительно страшной эпидемией, которая в свое время тоже пришла из Азии. Вот только она на самом деле изменила планету, попутно уничтожив половину жителей Европы. Вспоминаем историю черной смерти — пандемии чумы, бушевавшей в середине XIV века.
Предвестники беды
Средние века в целом сложно назвать комфортным временем жизни для большинства населения. Дело не в отсутствии коворкингов и смузи с круассанами только по праздникам вроде дня рождения местного пэра. На протяжении всего (как правило, непродолжительного) жизненного пути условного Петера или Жана сопровождали голод, болезни и войны.
Но в середине XIV века произошло нечто настолько ужасное даже для тогдашних закаленных Петеров и Жанов, что в итоге это отложилось в генетической памяти их потомков и наших современников. Невообразимый ужас и смерть, шагавшие рука об руку, внушили людям: вот он, ниспосланный богом за все человеческие прегрешения конец света — дальше ничего не будет.
Началось все… впрочем, до сих пор никто толком не знает, что стало причиной масштабного бедствия. Сама чума, точнее вызывающая болезнь бактерия Yersinia pestis, появилась на свет задолго до человека и даже его предков. Вот только на протяжении миллионов лет чумой болели многочисленные грызуны — от сусликов до крыс. По мере расселения людей болезнь настигла и наше племя. Считается, что завуалированные свидетельства о бушующих чумных эпидемиях можно найти в Библии.
Первая по-настоящему масштабная и исторически зафиксированная пандемия чумы захлестнула человеческую цивилизацию в Византийской империи в середине VI века, во времена правления императора Юстиниана. Она бушевала полстолетия и порой буквально опустошала целые города, а Византийскую империю поставила на край гибели.
Но люди склонны забывать обо всех неприятностях, тем более если они были давно и черт знает где. К XIV веку о Юстиниановой чуме знали в основном лишь по страшилкам и сказкам. Но в начале 1340-х годов поползли тревожные слухи с Востока: там то ли жабы падают прямо с неба, то ли небесный огонь поразил города — в общем, точно творится что-то неладное.
Интернета тогда не было, а потому вести о беде где-то в Азии доходили в виде обрывков, да и то годы спустя. Разумеется, загодя закрывать порты и сухопутные пути никому в голову не приходило. Мало ли что разносит простой люд. Меж тем надвигалась большая беда. Совсем скоро Европа лишится половины населения.
Заражение
Но почему этот в целом нормальный для природы процесс активизировался именно в середине XIV столетия? Ученые говорят о комплексе взаимосвязанных причин. Среди них, например, климат, который в первой половине столетия был не только холоднее обычного, но и куда более влажным. Несколько лет Европу обильно засыпало снегом и поливало дождем. Сотни затопленных городов, неурожай, нашествие саранчи, голод — и, как следствие, ослабленный иммунитет. Не стоит забывать и об антисанитарии, царившей в средневековых городах. Все это привело к пробуждению оспы, которая считается предвестницей чумы.
Опять же время было такое. Вся Европа погрязла в войнах и стычках разных масштабов. При этом континент уже был крепко опутан торговыми маршрутами. Шелка и специи, новые технологии и драгоценные металлы, оружие и пушнина — то была эпоха, когда купцы несказанно богатели и начинали оказывать серьезное влияние на политику мировых держав.
Считается, что сначала чума свирепствовала в Китае в 1320—1330-е годы. В некоторых районах осталось не более 10% населения. Самолетов, поездов, пароходов и вездеходов не было, поэтому распространялась эпидемия медленно, годами. После Китая настала очередь Индии, Золотой Орды и, наконец, Европы.
Долгое время историки винили во всем хана Джанибека, в 1346 году осадившего генуэзскую крепость в Крыму. Мол, когда в его войске началась эпидемия, он приказал забрасывать в крепость зараженные тела с помощью катапульт. В итоге армию хана покосила болезнь, а купеческие корабли разнесли заразу по средиземноморским портам.
Сегодня эту версию всерьез не рассматривают и вообще сомневаются в самом факте осады. Но в любом случае остается факт: в 1346-м черная смерть накрыла итальянские города, а в следующие два года — всю Западную Европу.
Обычно от появления первых признаков заражения до смерти проходило от нескольких часов до пяти дней. Уровень смертности — почти стопроцентный, выздоравливали единицы. Трупы умерших от бубонной чумы почти мгновенно чернели, чем вызывали ужас еще живых соплеменников. Именно из-за этой особенности поведения мертвых тел болезнь и получила свое название.
Черная смерть не щадила никого. Мостовые городов были переполнены разлагавшимися трупами, которые некому было хоронить. Миллионы горожан в панике бежали из городов, но это мало помогало: среди беженцев обычно находился хоть один больной чумой, чего было достаточно для заражения всех окружающих. Говорят, в Париже после пандемии из 300 тыс. человек осталось менее 3 тыс. Умирали горожане и крестьяне, бедные и богатые, рабы и короли. Умирали все.
На опустевших улицах городов, помимо ужаса и болезни, промышляли насильники, грабители и мародеры, которые решили, что им нечего терять. Неминуемость смерти и уверенность в наступившем конце света со многих сорвала и так не слишком устойчивые моральные скрепы.
Худшим местом во время пандемии был, как ни странно, лазарет (от венецианского острова Лазаретто, где хоронили умерших от чумы больных). Туда волокли всех, у кого было хоть малейшее подозрение на заболевание. А иногда банды грабителей насильно приводили в лазарет богатых горожан, чтобы беспрепятственно хозяйничать у них дома. Лазареты превратились в лагеря смерти, откуда не было дороги обратно ни для больного человека, ни для здорового. Фактически это были места изоляции больных, где их не столько лечили, сколько оставляли умирать подальше от остальных.
Сложно сказать, сколько человек погибло от черной смерти и сопутствовавших ей явлений. Многие города полностью опустели, при этом в сельской местности обстановка была чуть лучше. По оценкам историков, от бубонной чумы погибло не менее 25 млн европейцев. Вымерло от 30 до 70% жителей Западной Европы. Ни до, ни после в истории человечества не было столь масштабного вымирания. Пожалуй, перед нами тот случай, когда известная нам цивилизация действительно стояла на пороге полного уничтожения.
Чума дошла и до ВКЛ, и до Руси. Вот только достоверных сведений о том, как болезнь повлияла на эти территории, очень мало. Сохранились отдельные свидетельства о разгуле хвори в таких городах, как Смоленск, Псков и Новгород, то есть там, где существовали более-менее прочные торговые связи с западными соседями. Там тоже были смерть, ужас и прочие неприятности. Но все же размах бедствия по каким-то причинам был куда меньше, чем в Западной Европе. Пандемия начала сходить на нет, когда добралась до Польши.
Молитва и молоко — лучшее лекарство
И все-таки люди выжили, а черная смерть отступила. Все благодаря медицине и своевременному лечению? А вот и нет.
Впрочем, сопротивляться заражению все же пытались. Действенным способом борьбы с заразой было сжигание умерших, а также их вещей и жилья. Проблема в том, что сжечь такое количество трупов крайне затруднительно.
Уже заболевшим тоже было из чего выбрать. Например, в яички нужно воткнуть иголки. Если не повезло и яичек нет, стоит попробовать компресс из смеси слив, яблок, жемчуга, красного сандала и кораллов. Снова не повезло и нет жемчуга с кораллами? Тогда берем пиявок, ящериц и высушенных жаб, накрываем ими бубоны и ждем, пока все это добро высосет чумной яд.
В открытые раны можно положить масло и сало, а избавиться от лихорадки наверняка поможет свежая кровь только что убитых щенков и голубей. Действенным считалось вскрытие бубонов и прижигание раскаленной кочергой. Способ на самом деле иногда помогал, вот только был очень высокий риск смерти от сердечного приступа и болевого шока.
Но, конечно, самый топ среди всех методов — молитва. Ежедневно по городам ходили толпы босоногих священников и прихожан, которые истово часами напролет читали молитвы и бичевали себя.
Последствия
Пандемия хоть и исчезла спустя пять лет, однако отдельные эпидемические вспышки чумы еще долго сотрясали весь мир. Но именно черная смерть оказала огромное влияние на всю европейскую цивилизацию, подтолкнув ее к коренным преобразованиям. Во многом благодаря чуме Западная Европа сегодня именно такая, какая есть.
Выжившим достались полностью разрушенные экономика и торговые связи — как местные, так и международные. Нужно было отстраивать все заново. Зато небывалый расцвет ждал опустевшие города, которые так нуждались в рабочих руках. Из-за их недостатка образовались предпосылки для последующего создания мануфактур, механизации производства и промышленной революции. Простые жители городов и рабочие становятся реальной силой. Видя это, в города бегут крестьяне, подрывая основы феодальной системы.
Разгул болезни подкосил авторитет церкви и вывел на первый план авторитет светских властей, которые хотя бы пытались принимать какие-то меры по сдерживанию пандемии. Зародились новые религиозные течения, которые полтора столетия спустя вылились в Реформацию и протестантизм.
Чума подкосила основную угрозу для Европы — Золотую Орду, которая в итоге распалась на несколько ханств, а вскоре и вовсе прекратила свое существование. В городах начали пытаться поддерживать подобие гигиены, время от времени очищая улицы от нечистот. Сильнейший толчок для развития получила медицина. Обычным явлением стало ранее запрещенное церковью вскрытие трупов на медицинских факультетах, повсеместно распространялись трактаты о профилактике болезней.
И конечно, искусство. Черная смерть породила целый жанр так называемого чумного искусства. Трактаты, стихи, гравюры и картины — на протяжении столетий писатели и художники находили особую красоту в смертельной хвори и ретранслировали ее через свои работы.
До сегодняшнего дня риск очередной эпидемии чумы не исчез окончательно. Однако он как никогда близок к нулю благодаря развитию медицины и устойчивости человечества к подобным заболеваниям, приобретенной за сотни лет ужаса и страданий.
Читайте также: