Crusader kings 2 пляшущая чума
обновленный 18 января 2017 г. 19:27
отправил 18 января 2017 г. 19:29
В феврале Crusader Kings 2 исполняется пять лет. Пару недель назад я запустил ее, чтоб опробовать последнее дополнение The Reaper’s Due (ну и то, что Paradox добавила в игру соответствующим патчем), но… нельзя просто взять, запустить Crusader Kings 2, за часик быстренько что-то в ней посмотреть, а потом выключить. Я застрял. Сначала – на то время, что потребовалось для создания Британской империи. Потом… потом вышло еще интереснее.
Князь Рюрик (язычник, скандинав на славянской земле) наплодил слишком много сыновей, поэтому после его смерти главному наследнику досталось не так уж много. Именно в этот момент была проиграна гонка, победитель в которой получил бы титул царя Руси: южный сосед (из Твери, если не ошибаюсь) успел нахватать намного больше нужных областей, чем я. Пришлось устремить свой взор на северные земли: дикие, пустынные и разобщенные.
А потом началась долгая и мутная борьба за королевства Лапландия, Швеция и современную Прибалтику. Пока я ковырял наемниками своего скандинавского соседа (дурачок оказался единственным в регионе, кто не принял христианство, поэтому на него набросились и другие католики: Померания и Норвегия), из Азии пришли монголы. Взглянув на юг – Рутению и Русь – я даже порадовался, что выбрал целью своей экспансии северо-запад, а не юг!
Но издевательства над славянами скоро закончились, а монголы обратили внимание на мою Новгородщину (уже давно заселенную итальянцами, потому что лет двести назад я не обратил внимание на то, что мой наследник умудрился забыть о родительских корнях). Тут-то и пригодилось огромное количество бесправных Рюриковичей, которые регулярно отправлялись в качестве женихов и невест в Польшу, Священную Римскую Империю, Францию, Испанию и Русь.
К слову, московский владыка сам предложила встать на мою сторону – между нами не было никаких соглашений. В решающий момент, когда пятидесятитысячное войско монголов уже напало на наши объединенные силы под Новгородом, из-за леса, из-за гор, словно Гэндальфы во главе роханской кавалерии, прискакали император Священной Римской империи и король Польши. После той славной битвы цивилизаций монголы так больше никогда и не пытались пойти на меня войной.
И это – только первая половина истории. Дальше началось долгое и тяжелое противостояние с Померанией и Норвегией с целью захватить большую часть Скандинавии и создать титул императора. Еще был забавный эпизод, когда одно из моих северных графств оказалось вассалом византийского владыки, но его теплолюбивые войска во время объявленной мной войны буквально замерзли (ну, вероятнее всего, оголодали, но это скучные детали) на поле боя. Дело-то было почти что за полярным кругом.
Закончилось все тем, что я поженил свою наследницу на претенденте на норвежский престол, напал на соседа, сделал зятя королем, а через поколение моя внучка собрала у себя все необходимые королевские титулы (кроме Дании) и стала первой императрицей в нашем роду.
Но этот путь был не так уж легок. Помимо привычных проблем – амбициозных вассалов, назойливого королевского совета, злобных соседей, тупых наследников, выдающих следующую наследницу за каких-то проходимцев – The Reaper’s Due добавила в игру еще несколько способов профукать государство, быстро и весьма несвоевременно померев.
В углу появился специальный значок? Запирайте врата своего замка и молитесь, чтобы на вас никто не напал: в стране началась эпидемия. Впрочем, очень часто агрессоры сами жалеют, что сунулись в охваченные заразой земли, ведь их войска начинают таять как снег в июле. Самое страшное – это, конечно, чума, которая буквально опустошает провинции. Можно потратиться на лечебные заведения и их дорогостоящие улучшения, но это не предотвратит вспышку какой-нибудь болезни, лишь уменьшит вред для страны и ее экономики.
И самое страшное – это когда заболевает кто-то, кто играет важную роль в ваших планах на будущее. Помимо заражения статусы у персонажей теперь бывают самые разные: получил в бою пикой в глаз – одноглазый (лихой вид покалеченного короля девушек, почему-то, не впечатляет), придворный лекарь, кхм, решил поэкспериментировать с методиками лечения гриппа – однорукий. Некоторым князьям и королям даже лица отрезают!
В общем, жить в Crusader Kings 2 стало намного страшнее, а потому играть в нее заметно веселее. Сочетание двух главных DLC прошлого года – The Conclave и The Reaper’s Due – делают из Crusader Kings 2 совершенно новую игру. Конечно, не стоит забывать и про более ранние DLC, а вот тот же косметический The Reaper’s Due Content Pack я бы к покупке не порекомендовал. Конечно, если вас не заинтересует его описание в Steam…
И пусть мне не нравится ценовая политика Paradox, я не могу не признать, что сейчас, пять лет спустя, Crusader Kings 2 играется даже лучше, чем на релизе. Это глубокая, разнообразная и очень увлекательная… стратегия? Скорее уж симулятор династии. Симулятор ангела-хранителя одной конкретной семьи. Иногда подлого, чуть ли не приспешника Люцифера, но в итоге все, что он делает, он делает ради своей семьи. Даже Семьи.
Что тут скажешь? Простор для совершенства огромен, но Crusader Kings 2 по-прежнему захватывает дух. Заканчивая очередную партию, я вспоминаю все истории, которые приключились с Рюриковичами за последние часы, и думаю: до чего же хороша эта игра! Это ли не доказательство того, что испытание временем ей пройдено?
В свободное от работы и семейных забот время Олег пишет тексты для разных игровых изданий. На IGN Россия он пришел вскоре после запуска сайта весной 2013 года. Любит Fallout времен Interplay, Baldur's Gate, The Witcher 3 и некоторые другие (преимущественно – старые) игры, о чем периодически ворчит в своем твиттере – @old_katarn. Впрочем, аполитичным людям к нему лучше не заглядывать.
Please help with verifying or updating older sections of this article.
At least some were last verified for version 2.6.
Disease plays a large role in Crusader Kings II, due to the lethality of ailments in the Middle Ages, and generally bad side effects they give to the player character. Most characters are capable of living through the majority of diseases, though some may still die when an outbreak occurs.
All diseases are represented by health traits.
Contents
Normal diseases [ edit ]
Disease | Description | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Generic Illness |
Epidemic | Contagiousness | Outbreak | Duration | Trait | Effects | Recovery MTTH (for 45yo with 5 base health) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Consumption (AKA Tuberculosis) | 30% | 1.2% | 30 months | -2 health | 24 months | ||
Slow Fever (Typhoid Fever) | 30% | 1.2% | 30 months | -3 health, -10% fertility | 4 months | ||
Camp Fever (Typhus) | 50% | 4% | 10 months | -4 health, -20% fertility | 12 months | ||
The Plague (Bubonic Plague, Black Death) | 95% | 1% | 10 months | -7 health | 3 months | ||
Measles | 60% | 3% | 8 months | -2 health | 5 months | ||
Smallpox | 50% | 8% | 8 months | -3 health, -25% fertility | 5 months | ||
Great Pox (Syphilis) | 50% | 8% ( Sunset Invasion) | 8 months | -2 health, -20% fertility | Recovery ONLY with Possessed trait |
With Reaper's Due expansion [ edit ]
With The Reaper's Due active, the disease system becomes more complex. Characters will first contract symptoms which will then be diagnosed by their court physician. Hospitals can be built to fight epidemics at the province level and the epidemics also affect the level of prosperity in a county.
An infection
can develop after being Wounded
or Severely Injured
. They can be dangerous as a court physician cannot treat this symptom; the player character may have to make up for the lost health by other means. However, it will heal on its own given enough time, just like other diseases. Counter-intuitively, an infection arising from being Severely Injured
is less dangerous than the same trait arising from Wounded
; this is because the infection actually replaced Severely Injured
(with no net health decrease), but is added on top of being Wounded
.
Outbreaks can begin in any province, and may spread through single ocean tiles. Infected provinces tend to lose prosperity and may experience its opposite: depopulation. Basic hospitals provide minor protection from depopulation.
Upgraded hospitals can also prevent the county from becoming infected. This makes them useful not only in your capital but also in provinces near your capital, especially at chokepoints such as the Grisons-Lombardy mountain pass.
Certain events may reduce a province's disease resistance: a smugglers' ring forming and refusal to pay for a hospital's upkeep. High prosperity also lowers disease resistance.
The Black Death is larger and more deadly, and gets a chance of major outbreak to occur 200 years into any game, regardless of start date. (This can be changed on the game rules panel.) After a major outbreak has happened, the disease becomes endemic and may break out again, but likely on a smaller scale. The Black Death has special patterns. It may miss India, Africa, Scandinavia, Britain, or the Steppes. It also has a chance to miss a discontinuous region called the Historical Plague Exclusion Zone. Once you see evidence of which regions it is skipping, try to move your capital there.
Epidemics can never spread to Iceland, because it does not share any sea zones. However, Iceland is a small duchy in a weak de jure empire, so moving your capital there may reduce both demesne levies and vassal levies. Iceland is also far from everything else, increasing the risk of independence factions.
Rulers receive the option to go into seclusion when an epidemic spreads to counties near their capital. Alternatively, rulers with the Paranoid
trait can go into seclusion at any time. Rulers must be landed or patricians to shut the gates.
Once the option to go into seclusion is taken, the ruler is isolated together with their courtiers. All secluded characters receive a -5 penalty to their Diplomacy attribute, and can no longer lead armies (if previously able to) or perform jobs (if they are councilors).
If the period of seclusion is too long, negative events may occur, and may result in characters obtaining the Cannibal
trait, becoming Craven
and experiencing food shortages. The ruler can also kick out any courtier who displays any symptoms of disease. Seclusion may fail if a courtier is exposed to the outside world or contracts a disease before becoming secluded.
Upon opening the gates, the ruler gets the Abandoned the commoners modifier. While this modifier is active (1 year), they have -10 general opinion and cannot shut the gates again.
Чума на оба ваши дома
Судя по нововведениям, очередное дополнение будет посвящено такой важной теме как эпидемия Черной Смерти, и другие приятные заболевания.
Чума на все ваши дома! Слава Нурглу!
Придворный врач. Да, теперь свора дармоедов при вашем дворе пополнилась этой эпической должностью. И это не просто подарочный титул, а вполне себе серьезная профессия. Придворный коновал будет лечить своего повелителя в меру сил. Так что в ваших же интересах назначать на эту должность кого-нибудь умного.
Добрый доктор Айболит…
Соответственно, от характеристик вашего Придворного Врача зависит, сдохнете ли вы от дизентерии, или еще немножко поживете. Или, может, загнетесь в муках от простого кашля, который ваш тупорылый врач решил лечить ртутной настойкой. Добро пожаловать в Средневековье, ребята!
- А можно мне другого врача?
И вот тут-то, после очередного бодрящего визита на горшок, вы призовете своего придворного Менгеле, и он предложит вам четыре способа лечения – Экспериментальное, Мистическое, Проверенное или Осторожное.
Экспериментальное лечение зависит от навыков вашего эскулапа, и может включать в себя, скажем, хирургию (чтобы вылечить простуду, ага), или другие веселые методики. Если повезет – немедленно вылечитесь. Если не повезет – помрете. Есть и производные – например, вас будут оперировать, наркоз не сработает, по итогу выздоровеете, но полностью рехнетесь.
Мистическое лечение подразумевает обращение к разным божественным Мумбо-Юмбо, пляски с бубном, бодрящее сожжение на костре, черную магию и тому подобные вкусняшки. Учтите, в Средние Века вполне себе привычный нам анализ крови и поедание плесени как основного источника пенициллина почитали за магию. Мистическое лечение может помочь если вы набожный, не помочь если вы циник, и даже повлиять на вашу личность.
И тут я понял что с отечественной медициной что-то не так
Проверенное лечение самое надёжное. Ну, надежное по меркам Средневековья, помните, да? Поэтому ждите от него таких интересных приключений как забивание в темечко гвоздя которым Христа присобачили к кресту, умывание кровью и прикладывание свежей коровьей требухи к больному месту. При доле везения оно может снять симптомы, но большого эффекта не возымеет.
Лечим и калечим
Зомби-апокалипсис в разгаре
Кроме того, в карантине могут произойти разные интересные события – межличностный конфликт, сближение тех или иных людей, штурм города обозленными крестьянами, которые хотят спастись от болезней. Замкнутая система карантина идеальна для убийств, ну и каннибализм тоже будет иметь место.
Пора подумать о внедрении карательной психиатрии
Второй способ – строительство Больниц. Это будет особый объект, напоминающий торговые фактории. Больницы будут снижать угрозу эпидемий. Каждую больницу можно будет улучшать, повышая ее эффективность. Ещё можно будет построить Лепрозорий. Можно ли будет ввести карательную психиатрию, и рассаживать своих политических противников по дурдомам, или хотя бы бросать их в камеры с прокаженными пока неизвестно.
Красота-то какая! Лепота!
I like to move it, move it! I like to move it, move it!
Истории эти будут порождать цепочки квестов. Можно будет повестись на эти байки, можно будет растянуть такого говнопроповедника на дыбе, подкупить и прочее-прочее-прочее.
Еще одна линейка квестов и событий будет посвящена поискам Источника Вечной Жизни. Выполняя разные задания по итогу можно будет найти или не найти Источник, испить из него, и… да, ваш персонаж перестанет стареть. Ну не прелесть ли?
Дата релиза DLC и даже название пока неизвестны. Пираты обещают, что выпустят полный перевод уже после выхода этого дополнения и патча, который правит ошибки и баги.
Если мы посмотрим на линейку игр Paradox, то увидим, что они примерно покрывают историю средиземноморья от 3 века до нашей эры до конца второй мировой войны, а историю всего мира от 15 в. до конца второй мировой войны. Однако, вторые кресты для меня выделяются особенно. И даже не потому, что я люблю историю средневековья (я вообще изучаю древний мир). А по другой причине.
По моей специальности скорее нужен Imperator Rome, скрин которого мы и видим
Данный король Германии хороший воин, а в остальном не получился
Но важнее всего то, что эти черты позволяют вам начать отыгрывать персонажей игры. Правитель самодур? Значит можно творить беспредел, даже если нас за это будут вассалы ненавидеть. Трусливый? можно попытаться обыграть это нежеланием устраивать войны или как-то рисковать. Кончено, многие из этих вещей существуют только в вашей голове. Но это рождает безграничные границы для отыгрыша. Например, в одной из моих игр за Византию мой правитель был невероятно похотливым. Список любовниц был огромным, а бастардов был наверно с десяток. Сын же его, став правителем, моим усилиями принял целибат и вообще стал чрезвычайно набожным.
Но решает далеко не только отыгрыш. Важна сама механика. На самом деле, почти 6 лет спустя в Crusader kings 2 существует столько различных механик, что можно легко потеряться. Тут вам и интриги всякие (система фракций та же), и попытки посадить своего папу на престол (если вы католик), и вступить в какое-нибудь сообщество ( или монашеский орден). Не говоря уже о том, что некоторые формы правления представлены собственными механиками (на ум приходят республики и ханства). На самом деле, все эти различные механики часто очень сильно дополняют игру, но есть и проблема. Некоторые из механик могут оказаться почти неиспользуемыми.
В последнем дополнении, например, ввели механику отношений с Китаем. Можем начать ему платить дань, но лучше девок его себе брать
Самой главной же механикой является система феодализма. Она воссоздает иерархическую систему вассально-сеньориальных отношений. Насколько корректно — вопрос иной, наверно я поговорю об этом в другом посте. Суть этой системы проста — есть несколько ступеней в иерархической лестнице. Император (если есть ) — король — герцог — граф — барон. Тот, кто является выше по лестнице сюзерен, ниже вассал. Вассал твоего вассала не твой вассал. То есть у герцога вассалы это графы, а сюзерен король (при этом у короля не все вассалы герцогы, могут быть и графы и бароны). Это система в игре используется для отображения почти всех отношений между правителями (будь то Африка, Азия или Европа). Собственно, это базовая механика игры, на которой строится большая часть геймплей.
Например, у моего императора Латинской империи среди вассалов есть этот герцог, а у него ясно дело будут свои вассалы, но все уровнем граф и ниже
Как-то я сразу скакнул к каким-то игровым рассуждениям, ничего не сказав о том, как собственно игра играется. Те, кто смотрели стримы Михаила Нарицы или же игравшие в игры парадокс примерно представляют, что это за игра такая. Так же можно по скриншотам догадаться, что всю игру мы будем смотреть на карту, поделенную на провинции. Недаром игры Paradox называют контурными картами. Никакой красивой графики или боев, где мы может наблюдать за каждым бойцом, тут нет, только карта, портреты и всякие числа. Если вам такое не нравится… то покупать скорее всего даже смысла нет.
Примерно так выглядит весь геймплей, слева висят какие-то менюшки, а остальное контурная карта.
Всем остальным игра может подарить массу незабываемых ситуаций. В каждой игре история может пойти по-своему. То венгерская династия становится самой популярной в мире, то французы оказывают в Литве или что еще. Каждый раз игра по-новому разыгрывает события (хотя иногда какие-то константы сохраняются). Всё это игру просто невероятно реиграбельной.
Венгерская династия Арпадов правит везде, кроме Венгрии… обычное дело
При условии, что вы понимаете как играть. И честно говоря, я думаю, что сама игра не объяснит вам все так, как объяснили бы дневники разработчиков. У Paradox есть отличная черта, раз в неделю (раньше может быть в месяц, сам уже не помню) они выкладывают дневник разработчиков, где рассказывают о фичах новой игры/дополнения, над которой команда работает в данный момент. Благодаря ним, ко времени игры/дополнения базовое понимание есть. А вот после обучения… не уверен. Все-таки многие элементы в обучении раскрыты не так хорошо.
Но, пожалуй, главная беда игры это её цена. Нет, сама игра стоит рублей 600. Только играть в игру без дополнений далеко не так весело. С дополнениями же цена доходит до огромных чисел. Несколько тысяч заплатить за игру шестилетней давности это конечно дико. И какого-то здравого аргумента за то, что это правильный подход, у меня нет. Понятное дело, что когда дополнения выходят раз в пару месяцев, полгода или даже год это выходило не так дорого, но нынче это получается огромная сумма денег. Все DLC к игре стоят 6000 рублей (как геймплейные, так и различные косметические).
Хотите немного металла в ваших Крестах? Вообще, чего я не покупал, так это музыки к игре
Однако в свое время я не побоялся потратить деньги на все геймплейные дополнения. Поскольку нельзя выпускать такие стратегии ежегодно, а разработчики должны зарабатывать деньги, то такой подход с дополнениями работает отлично. Ведь люди покупают каждый год Call of Duty или Battlefield. Частично это работает и с Crusader Kings 2. Просто вместо того, чтобы каждый год платить на новую колду, я покупаю дополнение к крестам (которые еще и очевидно дешевле, чем AAA проект) И тут дело еще в том, что сейчас становится непонятно зачем создавать новую часть серии. Ведь движок и так пока способен на хорошом уровне реализовывать то, чего хотят разработчики. Если создавать новую часть, но надо реально делать что-то необычное, революционное. Иначе новая часть будет просто не нужна.
Скорее я жду сейчас новое дополнение, о котором еще напишу, когда оно выйдет. И видимо проведу там еще часов 50-100. Пока это единственная игра, которая так легко меня удерживает в себе.
А любите ли вы Контурные карты? И если любите, то какой её сорт?
Читайте также:
- Чума в речицком районе
- Как брать мазок из зева и носа на дифтерию
- Вакцина против пастереллеза и сальмонеллеза телят
- Стрептококк и молочница связь
- Аудиозапись кашля пациента больного коклюшем относится к следующему