Экзистенциализм камю посторонний чума
Центральная проблема философии Альбера Камю (1913 - 1960) - проблема смысла жизни. Однако своеобразие его позиции заключается в том, что он категорически отрицает существование Бога и возможность человека решать свои проблемы через Него.
Абсурд человеческой жизни состоит не только в суете повседневности; он задан на самом глубоком, фундаментальном уровне бытия, если додумать ситуацию человеческой жизни последовательно и до конца. Человеческое бытие абсурдно по своей сути, по определению. Обусловлено это именно наличием у человека сознания, которое противопоставило его остальному миру. С одной стороны, сознание очень эффективно: оно успешно решает задачи, которые человек перед собой ставит, позволяет объяснять природные и общественные события, предотвращать нежелательные из них. Но человеку объяснения отдельных событий мало. Он хочет понять, что есть мир как целое, зачем он существует и какое место человеку в этом мире отведено. Но ответа как раз и нет. Человек слишком мал по отношению ко всему мирозданию, возможности его сознания ограничены.
Философия и религия пытались найти ответ на то, что есть мир как целое и человек в этом мире, но все эти попытки были и остаются тщетными и иллюзорными. Пытаясь охватить весь мир своим ограниченным умом, человек совершает уловку, которую подчас сам не замечает. Человек мыслит мир не из его собственных оснований, а из оснований собственного разума, некритически перенося на мир принципы разума и допуская тем самым разумность и целостность мира. На самом же деле человеку никогда не удается объяснить мир как целое, он становится для нас непостижимым, поскольку на протяжении веков человек понимал в нем лишь те фигуры и образы, которые сам же в него вложил. Становясь самим собой, мир ускользает от челове- - ка. В этом суть онтологической (бытийной) ситуации человека в мире, когда человек честно взглянул на свое положение в мире и лишился иллюзий (иллюзий о Боге, о материи, об объективном историческом процессе и т. д). Камю называет ее состоянием Абсурда.
Есть три наиболее последовательных возможных ответа на вопрос. Первый из них - извлечение максимальных выгод для себя из этой жизни, невзирая ни на какие моральные, правовые и иные рамки человеческого поведения, ведь все они условны и относительны. В силу того, что нет Бога, нет никаких абсолютных норм поведения, извне или свыше заданных человеку, только он сам определяет, как ему жить и чем руководствоваться. Абсурд человеческой жизни выявляет равноценность последствий всех действий. Он не рекомендует совершать преступления (это было бы ребячеством), но выявляет бесполезность угрызений совести. Если все виды опытов равноценны, то опыт долга не более законен, чем любой другой. Иначе говоря, преступник, выбирающий тот путь жизни и те ценности, которые осуждаются обществом, в конечном счете имеет право на свой выбор, если, конечно, он искренен и последователен в своем выборе. Нет высшего судьи, однозначно определяющего, что есть добро, а не зло.
Эти первые два ответа лишь усиливают абсурд жизни, но не устраняют его. Есть третья возможность, и только она может проявить величие человека, его мужество. Это путь бунта против своей судьбы, путь ясного осознания абсурдности человеческого пребы- 462 вания на земле, равноценности добра и зла и тем не менее бунта против этой абсурдности и равноценности. Опираясь только на самого себя, человек вопреки всему начинает утверждать моральность и разумность жизни. Только такой бунт позволяет выстоять человеку и человечеству в этом мире. Из той борьбы против нацизма (а нацизм - это прямое следствие, по Камю, разбожествленного мира, когда на место Бога как абсолютной и высшей ценности поставили нацию), в которой участвовал и сам французский мыслитель, Камю вынес очень важное для себя положение, что правда, доброта, нравственность, хотя и укоренены только в человеческом мире, не имея подкрепления свыше, в божественном авторитете, в своей борьбе против лжи и преступления могут одержать верх.
Задача каждого человека: собственной жизнью свидетельствовать в пользу величия человека, осмеливающегося бросить вызов своей абсурдной судьбе и могущего одержать победу в этой борьбе вопреки всему, в том числе вопреки своей смерти. Истина человеческой жизни вообще, т. е. человечества в целом - в руках каждого человека, который должен распорядиться своей судьбой. Каждый человек должен бороться прежде всего с самим собой, потому что скатиться в рутину повседневной жизни, поддаться обволакивающей всего человека монотонности жизни легче и удобнее. Легче уступить низменным инстинктам, в культ возводящим только успех.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Исходной точкой всякого знания, согласно экзистенциализму, является анализ конкретного бытия человеческой жизни. Это бытие - единственная подлинная действительность. Оно не есть ни проявление внечеловеческого мира, ни выражение существующего вне конкретного человеческого сознания идеального прототипа - идеальной сущности человека.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Характер экзистенциализма в романе
по зарубежной литературе
|
Работа выполнена студенткой 51 группы заочного отделения Батуриной Мариной Владимировной
2. Основная часть
Глава 1. Образ-символ чумы…………………………..…7-10
Глава 2. Существование и возможность бытия ..10-14
Условно экзистенциализм разделяется на два направления: атеистическое - правильнее было бы сказать - светское, потому что характерной чертой их философии является не отрицание Бога, а агностицизм, убеждённость в невозможности рационального доказательства бытия Бога и отказ прибегнуть к вере для такого допущения - (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное –К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).
В начале 1938 г. Камю начинает осваивать и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел достичь много.
Фактом биографии писателя, во многом определившим жизненную судьбу и философскую позицию, явилась болезнь. Так, из-за туберкулёза, которым с 1930 года болен писатель, рухнули надежды на продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей университетских преподавателей философии, развалился первый брак.
Глава1. Образ-символ чумы
Каждый персонаж романа – это один из вариантов ответа на вопрос о смысле и путях существования в бессмысленном и жестоком мире.
Глава 2. Существование и возможность бытия
В дальнейшем, когда заблуждаться относительно постигшего город бедствия становится невозможно и городские власти оказываются вынужденными объявить город закрытым, поведение жителей становится более разнообразным.
Признавая возможными и такие пути человеческого поведения, Камю всё же не уделяет им чересчур много внимания, - ему гораздо интереснее разобраться в том, что не лишено определённой логики. Это наблюдается, в частности. в развитии самой острой дискуссии книги – между ученым иезуитом Панлю и доктором Рие.
Не меньшим испытанием для отца иезуита становится собственная болезнь: принимать помощь врачей - значит признать слабость и непоследовательность собственных убеждений. Священник, кроме того, прекрасно понимает, что помощь эта не поможет ему спастись. Судя по первоначальному варианту романа, Камю приводил Панлю, заболевшего чумой к религиозной катастрофе. Но в окончательном варианте романа Панлю остаётся верен собственному выбору.
Доктор Рие неоднократно, в силу своей профессии, сталкивался лицом к лицу со смертью. Смерть ребёнка, пробудившая к подлинному бытию отца Панлю, явилась серьёзным испытанием и для доктора Рие.
С приходом чумы доктору, к сожалению, слишком часто приходится видеть, как умирают, но многочисленность смертельных случаев никак не разбудила героя от сна существования.
Больных становится много и доктора начинает не хватать на то, что раньше воспринималось как внимательное отношение к своим пациентам. Стоит, например, обратить внимание на то, как сухо ведет себя доктор Рие у постели привратника собственного дома, человека каждый день встречавшего и провожавшего его.
Если до этой смерти доктор, прилагая огромные усилия в борьбе с чумой, делал то, что, в сущности, делал бы любой честный врач столкнувшийся с такой ситуацией, и считал свою деятельность - делом имеющим смысл и перспективу. Смерть ребенка, случившаяся после того, как на нём испытывают сыворотку Кастеля, на фоне немногочисленных фактов никак не объяснимого исцеления, приносит доктору понимание того, что усилия, предпринимаемые им и его соратниками, бесполезны.
Теперь перед доктором Рие со всей остротой встаёт вопрос выбора собственного поведения в этом жестоком, мире - мире, равнодушном к попыткам человека как-либо отменить или хоть как-то уменьшить эту жестокость. Человеку, наделённому здравым умом, есть от чего прийти в отчаянье. Иван Карамазов, как известно, вернув Алёше свой билет в царство будущей гармонии, отвернулся от многочисленных бедствий мира и стал невольным и равнодушным соучастником убийства собственного отца. Доктор Рие, отбросив ненужные иллюзии относительно будущего, обретает, пройдя через испытание смертью невинного ребёнка, обретает новое понимание своего предназначения в этом мире.
Мужество, скромность и простота, с которой главные герои романа, делают своё трудное дело, возможно, явились причиной того, что герои романа несколько похожи друг на друга, за что писателя неоднократно упрекали как художника. Нам кажется, что Камю сознательно ограничивал себя, пытаясь ответить на более важные вопросы.
3. Заключение.
Благодаря художественному мастерству Альбера Камю, и читатели романа способны сбросить груз привычных представлений и привычек, трезво посмотреть на свой жизненный удел и, таким образом, оставив мир бытия, перейти к осмысленному существованию.
Можно сказать, что чума заставила оранцев перепроверить своё отношение к привычным моральным нормам и ценностям. Варианты имморального поведения (мародёрство, пьянство, жажда сатурналий и т.д.) перед лицом смертельной опасности не отрицаются Камю, но роман построен так, что читатель понимает: люди, выбирающие их не соль земли.
1.Долгов К.М. От Киркегора до Камю.Фило-софия.Эстетика. Культура.М.:Искусство,1990.
2 .Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов:
Эссе. М.: Союз фотохудожников России, 1996.
3. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун ХХI века.
М.: Советский писатель, 1989.
4.Камю Альбер.Избранное.Предисловие Великовского
Мн.: Нар.асвета, 1989.
5.Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Составле-
ние и предисловие К. Долгова. М.: Радуга, 1990.
6. Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М.: Прогресс, 1986.
7. Словарь литературоведческих терминов.М.:
8. Хайдеггер М. Бытие и Время. М., 1997.
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 05.08.2013 2013-08-05
Статья просмотрена: 14994 раза
Экзистенциализм — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, ставящее проблемы смысла жизни, отношения человека к смерти и абсурдности бытия.
Осмысление существования человека в пограничных ситуациях, определение подлинности выбора в таких ситуациях, формирование способности стать судьей своих поступков — эти и подобные глобальные установки экзистенциализма стали жизненными ценностями и бытийными ориентирами для многих героев западноевропейской литературы.
Основы экзистенциализма были заложены еще в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором (1813–1855), а сложилось это направление в XX в. на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. [4;529]
Представители экзистенциализма поставили в центр внимания проблемы существования человека, отношения человека к смерти, смысла жизни, ответственности, выбора, бытия как такового, проблемы, трогающие душу любого человека, задумывающегося о смысле своего бытия.
Экзистенциализм приобрел большое влияние на умы людей в Европе во многом также благодаря крупному писателю, публицисту, философу — Альберу Камю (1913–1960).
Чужим, лишним ощущает себя и сам Мерсо:
Мерсо — посторонний и в отношении к жизни, которая ему представляется нелепым собранием ритуалов, он отказывается выполнять их. К примеру, он не плачет на похоронах своей матери, отказывается в последний раз взглянуть на свою мать и т. д.
Но Мерсо чужд не только обществу, не только жизни, он чужд и самому себе. Он даже не знает, что ему интересно:
В литературоведении превалирует точка зрения, что Мерсо — вымышленный образ. «Воображаемость образа Мерсо акцентирует отсутствие у него портрета, привычек, точных указаний на возраст, вследствие чего героя можно отнести к разным поколениям (от 25 до 40 лет).
Ощущение ирреальности происходящего создаётся также благодаря мотиву сна, который пронизывает всю повесть:
Равнодушного Мерсо не вывело из состояния сна даже совершённое им убийство:
И этот самый мотив игры появляется в сцене в зале суда, когда у Мерсо появляется ощущение, будто всё это игра:
Категории абсурдности существования отведена главенствующая роль. Ею пронизана вся повесть. Абсурдно уже первое предложение:
Абсурдным является и суд над Мерсо: героя судят не за убийство, а за то, что он не плакал на похоронах матери. И кроме Мерсо это осознаёт лишь его адвокат:
Суд над Мерсо также является доказательством ирреальности происходящего. То, что его судят и за поведение на похоронах матери, противоречит не только юридическим законам, но и правам человека и элементарному здравому смыслу. Тем не менее, к данному обстоятельству обращается не только прокурор, но и адвокат (например, в эпизоде, когда он просит присяжных учесть, что именно привратник предложил кофе).
Таким образом, Альбер Камю ставит героя в типичное для экзистенциалистов положение вещей — в крайности ситуации, оставляя его на грани выбора между жизнью и смертью, в результате чего должно наступать прозрение. И Мерсо выбирает свободу от абсурда, отказавшись от компромисса, герой принимает смерть. В повести нашли отражение такие категории экзистенциализма, как свобода, страх, смысл жизни и бытия, смерть, отчуждение.
В повести есть два лейтмотива, которые характеризуют героя и жизнь — это мотив равнодушия и мотив жары. И оба этих мотива связаны с экзистенциализмом непосредственно, так как мотив равнодушия непосредственно связан с одной из главных категорий экзистенциализма — свободой.
1. Антология мировой философии. В 4-х т. Том 1. Часть 1. М., 1969, 575 с.
2. Камю А. Посторонний. Избранное. М., 1989, 464 с.
3. Камю А. Записные книжки. Творчество и свобода. М., 1990, 555 с.
4. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В. М. Кожевникова, П.А Николаева. М., 1987, 865 с.
Влияние лицейского преподавателя Жана Гренье, который познакомил Камю с трудами выдающихся философов Запада XIX века – Фридриха Ницше, Льва Шестова, Николая Бердяева, Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра
Факторы, сформировавшие мировоззренческо-эстетические позиции Альбера Камю
Французская литература: Монтень, Руссо, Вольтер, Ларошфуко
Сближение с прокоммунистическими кругами французской интеллигенции
Открытие близости смерти (в 17 лет заболел туберкулезом)
Утвердился на позициях сопротивления любому политическому насилию
Сторонник бунта человека против абсурда, который должен быть направлен на утверждение и сохранение моральных ценностей
Альбер Камю – человек и художник (1913 – 1960). Важные факты биографии
Родился 07.11.1913 года в Алжире (в городке Мондови) в бедной французской семье. Отец умер от ран, полученных в боях на Марне, когда Альберу был всего один год. Мать была служанкой в зажиточных семьях.
Обучение – коммунальная школа, Алжирский лицей, Алжирский университет. Увлечение литературой и философией.
В 17 лет заболел туберкулезом.
1936 год – вступление в коммунистическую партию.
1937 года – исключён из неё.
С 1936 года началась литературная деятельность Камю.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х годов – период творческого расцвета таланта Камю.
1957 год – стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.
04.01.1960 года – погиб в автомобильной катастрофе.
Экзистенциальный (от лат. ехіstеntia – существование) – тот, который касается главных, внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности.
Художественный мир Альбера Камю
Этапы творчества, определённые самим писателем
Особенности творческой манеры А. Камю
Тесная связь с экзистенциалистскими идеями и концепциями.
Анатомический анализ абсурдных взаимоотношений между личностью и миром.
Изображение мужественного человека как своеобразного морального эталона современности.
Целостность, единство, взаимодополняемость его философских и литературных произведений.
Воплощение в творчестве идеи активного гуманизма.
Метафоричность, иносказательность, символичность художественного письма.
Философский смысл реализовался в форме романа-притчи .
1. реалистическое описание борьбы оранцев со страшной болезнью (хотя исторически такой эпидемии в Оране не было, здесь автор выходит в сферу вневременного обобщения);
Смысловая многоплановость делает это произведение близким к мифу, к притче, и одновременно – это роман-предостережение, что делает его вневременным, общечеловеческим явлением.
Использовав стилизацию под жанр хроники , Альбер Камю подчеркнуто акцентирует внимание читателя на объективности изображаемого, подбирая для этого специальные языковые средства – каждое слово отличается удивительной точностью лексического значения, даже если оно употреблено в переносном смысле; рассказ почти не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски, изложение событий и комментариев очень сдержанны, даже несколько отстранены, как в эпических поэмах. Почти протокольно фиксируется история борьбы с чумой. Камю вводит кроме точки зрения основного рассказчика ещё и видение чумы и её влияния на Оран и оранцев и других персонажей произведения (дневник Тарру, проповеди отца Панлю, диалоги героев, описание их мыслей и стремлений), за счёт чего образуется многогранная и правдивая картина трагедии.
Обращаясь к изображению чумы как общечеловеческой катастрофы, Камю создаёт коллективный портрет оранцев , детализируя его конкретными образами-типами, такими как Риэ, Коттар, Панлю, Рамбер, Гран, Тарру и другие.
Наиболее открыт к решению экзистенциальных вопросов именно доктор Риэ. Он оказывается в самом эпицентре эпидемии, но не только клятва Гиппократа обязывает его самоотверженно бороться с чумой. Он стремится прежде всего уберечь в себе человека, честного человека, который просто выполняет свою работу, свой долг.
Отец Панлю просит бога спасти этого ребёнка, но ребёнок умирает. И тогда отец сомневается в справедливости и всесильности господа. Его вторая речь милосерднее и человечнее, он почти дошёл до ереси, характеризуя масштабы зла, принесённого чумой. Но вместе с тем не может отречься от своей веры. Автор отдаёт отца Панлю чуме, потому что он не достиг соглашения с самим собой в понимании единства любви к господу и к отдельному живому человеку. Он выбрал бога и умер с распятием в руках, мужественно перенеся страдания.
Важно, что герои Камю делают свой выбор сознательно. Идея нравственного выбора является стержнем каждого из персонажей романа. Писателя меньше интересуют факты биографии и особенности характера его героев. Главное внимание Камю сосредоточено на их экзистенциальном кредо.
Жизнь – Чума – Смерть
Перед каждым возникает проблема: бороться или сдаться?
Оранские обыватели выжидают, наполняются страхом, ждут смерти или чуда
Те, кто не разучился мыслить, делают выбор
Бернар Риэ – врач-гуманист, его выбор на пользу человека и жизни. Его идеал – любовь к людям в целом
Жан Тарру – гуманист, противник смертной казни и беды в целом, выбирает борьбу за жизнь и становится жертвой чумы
Раймон Рамбер – индивидуалист, стремится к личному счастью с любимой женщиной, под давлением чумы понимает, что не может быть счастливым, когда страдают другие
Отец Панлю – не выдерживает противоречия между любовью к богу и любовью к живому человеку, выбирает для себя смерть
Старый испанец (астматик) – воплощение идеи сбережения жизненной энергии, хочет жить, не заботясь ни о чём
Коттар – выбирает между любовью к самому себе, к деньгам и между возможностью быть с людьми в тяжёлых испытаниях; несёт в себе преступное начало, одобряет чуму как средство своей безопасности и наживы
Экзистенциализм –направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм широко распространяется после Второй мировой войны. В некоторой степени популяризации этого направления способствовало то, что такие его представители, как Ж-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, будучи не только философами, но и писателями, воплощали свои философские идеи в художественных произведениях – романах, повестях, пьесах и т.д. Но в большей степени его популярности способствовала сама тема исследования – проблема человека. Мы знаем, что эту проблему ставили многие философы, но экзистенциалисты подходят к её решению совершенно по-новому. В центре внимания этих философов – проблема существования человека, его внутреннего мира, его переживаний, страхов и забот.
Можно сказать, что это программное заявление экзистенциализма. Ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования, свобода человека, его одиночество – вот что должно быть, с точки зрения представителей этого направления, объектом внимания философов. И прежде чем решать эти проблемы, необходимо понять, чем человек отличается от всех других предметов материального мира. Так возникает проблемасущности и существования. Чтобы её понять, Жан-Поль Сартр приводит такой пример. Ремесленник изготавливает нож. Прежде чем его сделать, он руководствуется определённым понятием: понятием ножа (нож должен иметь удобную ручку и острое лезвие); кроме того, ремесленник должен руководствоваться определённой техникой его изготовления, то есть иметь рецепт изготовления. Невозможно представить
Свобода в экзистенциализме понимается не как награда, заветная цель, к которой надо стремиться, а как тяжёлое бремя – человек обречён быть свободным. Свобода всегда связана с выбором, а кто выбирал, тот знает, что необходимо проанализировать все возможные варианты выбора, а эти варианты могут быть равноценными. Здесь можно вспомнить Буриданова осла, который стоял между двумя стогами сена и умер от голода, так и не выбрав ни одного из них.
Большое значение в философии экзистенциализма имеют такие понятия, как страх, тревога, забота. Они употребляются не в физиологическом или психологическом смысле, а в экзистенциальном – тревога, страх и забота имеют место тогда, когда человек взял на себя ответственность за других людей, когда он один принимает решение.
Человек может отказаться от свободы, но в таком случае он потеряет себя, перестанет быть личностью. Мир становится безличным, в этом мире никто ничего не решает, ни за что не несёт ответственности. Взаимоотношения между людьми остаются, поскольку человек не мог бы стать человеком вне других людей, но это социальная коммуникация – в ней отношение одного человека к другому определяется социальными ролями, которые играют люди (муж, учёный, член какой-либо партии и т. д.). Эта социальная коммуникация должна быть заменена экзистенциальной коммуникацией. Эта экзистенциальная коммуникация – хрупкое создание, она может в любой момент разрушиться, поэтому человек должен научиться жить с сознанием хрупкости и незащищённости всего того, что он любит.
Сущность человека проявляется в пограничной ситуации. Это понятие, введённое в философский язык экзистенциалистами, вышло далеко за рамки философии. Пограничная ситуация – это ситуация между жизнью и смертью, это человек перед лицом смерти. Как он поведёт себя в этой ситуации – таков он и есть. Человек может прожить жизнь в повседневных заботах, несущественных мелочах, так и не поняв, что он представляет собой на самом деле.
Есть ли какой-то другой выход из создавшейся ситуации? Можно ли обойтись без самоубийства и избежать абсурда? Камю даёт положительный ответ на этот вопрос. Абсурд не нужно уничтожать самоубийством, его нужно максимально полно изжить. Актёр, Дон Жуан, Завоеватель, Писатель преодолевают себя, реализуют себя. Человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним, путём самоотдачи и полноты существования. Это то, что называется бунтом, но не в его политическом аспекте. Бунт понимается как борьба интеллекта с превосходящей его реальностью.
Человек, согласно экзистенциализму, обречён быть свободным, он несёт бремя свободы. Жить в свободе трудно, поэтому её не каждый выбирает. Свобода сопряжена с одиночеством. Осознавая ответственность за свою собственную жизнь и за жизнь других людей, человек испытывает тревогу и страх.
Отношения человека и мира пронизаны абсурдом. Неизбежное следствие абсурдности человеческого существования – скука и мысль о самоубийстве (физическом самоуничтожении и философском самоубийстве как растворении личности в мире). Человек должен не уничтожить абсурд, а преодолеть его путём реализации своих возможностей.
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования
Исполнитель: ученица 9 класса Казак Дарья
Руководитель: Вертохина Светлана Валерьевна
Учитель русского и литературы
I.2. Особенности мира героя.
I.3. О понятии экзистенциализма.
I.4. Принципы экзистенциализма и их реализация на страницах повести.
I.5. Абсурд как способ изображения действительности.
Глава II. Практическая часть.
II.1. Анкетирование учащихся старшего звена.
Список литературы и Интернет-источников
Во Франции XX столетия было множество таких моралистов: Сент-Экзюпери, Мальро, Альбер Камю.
Для научно практической конференции нами была выбрана тема, которая связана с философией XX века.
Цель данной работы:
1. получить представление об экзистенциализме как философском течении;
2. проанализировать, как реализуются принципы экзистенциализма на страницах повести;
4. исследовать мнение учащихся старшего звена для определения начитанности в сфере философской литературы путём анкетирования.
Предположим, что в этом произведении тема абсурда является основополагающей.
Актуальность обусловлена недостаточностью изученности зарубежной литературы 20 века и состоит в том, что в наше время человек пытается постичь мир и самого себя, обращаясь к философской литературе.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью воспитывать интерес учащихся к художественной литературе, в том числе и к зарубежной, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
I.2. Особенности мира героя.
"Посторонний" – произведение французской литературы XX века, повесть-исповедь, представляющая собой записки убийцы, ждущего казни после суда.
I.3. О понятии экзистенциализма.
Философия - (в переводе с греч. sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, которые постигли западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Его представители решительно отвергают любые попытки превратить человека в послушный инструмент познания или производства. Говорят о том, что такой человек совершенно далёк от науки. Экзистенциалисты утверждают, что важно только его существование. Что человек – это временное, появляющееся в мире, существующее и уже потом становящееся личностью. Есть ремарка Камю, что в мире смысла утраты случайность играет роль единственного закона.
I.4. Принципы экзистенциализма и их реализация на страницах повести.
1. Применительно к человеку, существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.
3. Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть.
Чтобы жить, экзистенциалисты считают, надо видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды. Герой повести Камю осознаёт, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Существует только моё представление о добре и зле.
В философии экзистенциализма А. Камю использует утрату смысла жизни, связанного с отчуждением личности от общества, от истории, он живёт в гармонии только с самим собой.
Общество его осуждает за то, что он не соблюдает всю процедуру прощания и занимается тем, что ему приносит радость. Не подумав об общественном мнении, он пошел с девушкой на пляж, проведя с ней ночь, и этот факт представляют как святотатство. Мерсо кажется, что судят совсем не его, ведь трудно признать себя в этом выродке, как его представили на суде.
Рассматривая третий принцип, где говорится, что человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть. Главный герой не боится смерти и говорит о том, что рано или поздно человек умрёт, и неважно где это случится и когда. Жизнь и смерть всегда находятся рядом. Смерть может прийти каждое мгновение, и никто от неё не застрахован. Часть общества готовы прятаться от реальности и жить иллюзиями. Мы не готовы принять смерть, следовательно, мы откладываем её на будущее. Вероятно, если мы откажемся признавать смерть центром нашей жизни, то тогда смерть можно понять. Смерть - единственное, что в жизни гарантировано.
I.5. Абсурд как способ изображения действительности.
Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом. Только абсурд кладет конец самым восхитительным, а потому и самым опасным иллюзиям и заблуждениям.
Ведь роман об абсурде – абсурдное произведение, в нём не отражено привычное видение мира. Главный герой не желает лгать и притворяться, и именно поэтому он кажется всем крайне подозрительным. Общество считает, что он посягает на устои, нарушая общепринятые законы и правила.
Глава II. Практическая часть.
II.1. Анкетирование учащихся старшего звена.
Философские произведения подразумевают размышления при прочтении. Для более глубокого исследования степени начитанности и заинтересованности мы решили провести анкетирование среди учащихся старшего звена, 10-11 классов.
Большинство школьников интересуется зарубежной литературой и считают ее интересной.
Нами было опрошено 102 человека, из них:
71%-читали произведения зарубежных авторов
Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что ребята знакомы с философской литературой.
Философская литература очень сложна для восприятия и понимания. Несмотря на это 54% читают данную литературу и 46% не читают.
Наиболее развёрнутыми ответами были:
1. Философские произведения учат нас жизни, преодолению препятствий, возникающие на жизненном пути. Такие произведения раскрывают важные вопросы и заставляют задуматься над ними.
2. Философские произведения меняют или корректируют мировоззрение, что положительно влияет на поведение в целом
3. В философских произведениях описываются множество людских пороков. Авторы описывая их, решения избавления от них, учат нас как нам не допустить ошибок, происходивших с героями произведения.
1. 44%-считают, что читать данную литературу важно в любом возрасте:
а. Эти произведения нужно читать в любом возрасте, книги с философским уклоном всегда актуальна. Эти произведения помогать всем открыть в себе новые горизонты познания, истины жизни.
б. Книги нужно читать в любом возрасте, т. к помогают развиваться человеку, познавать мир.
в. не делать поспешных выводов, уметь думать и рассуждать, принимать верные решения, чтобы развиваться, как личность.
2. 38% - считают, что читать данную литературу важно в подростковом возрасте:
а. философские произведения важно читать в подростковом возрасте, чтобы не допустить в будущем каких-либо ошибок, воспринять информацию, стать мудрым и просто насладится чудесной книгой в прекрасном возрасте.
б. вдумчиво читать
в. помогают найти ответы на вопросы
г. подсказывают, как действовать в различных обстоятельствах
д. меняют или корректируют мировоззрение, что положительно влияет на поведение в целом, описываются людские пороки, над которыми стоит задуматься
а. Нет. Каждый сам решает, когда для него приходит время для таких книг и приходит ли вообще.
б. Философские книги не из легких, нужно вчитываться и во все вдумываться, а у подростков для этого не всегда хватает усидчивости и начитанности.
4. 9% респондентов считают, что читать нужно в зрелом возрасте.
а. задуматься о смысле жизни, что есть человек, взглянуть на реальность под другим углом.
Итак, наша гипотеза подтвердилась.
В существовании абсурда не действуют привычные нормы. Единственное, в чем уверен герой данной повести - это то, что скоро придет к нему смерть. Смерть как проявление абсурдности существования – вот основа освобождения героя Камю от ответственности перед людьми. Он раскрепощен, ни от кого не зависит, ни с кем не хочет себя связывать. Он – посторонний в отношении к жизни, которая ему представляется нелепым собранием всевозможных ритуалов, и он отказывается выполнять эти ритуалы.
В ходе исследования мы
· получили представление об экзистенциализме как философском течении;
Список литературы и Интернет-источников:
Читайте также: