Гостевой дом на чуме
Этнографический туризм привлекают в район немало гостей из других городов и стран. Вот только познакомиться с бытом оленеводов-ижемцев летом весьма сложно. На их выпасы к Карскому морю летают только вертолеты. Поэтому, любителям этнографии лучше приезжать в Ижму зимой, когда оленеводческие чумы стоят в борах-беломошниках, а олени добывают ягель из-под рыхлого, ненастующегося снега.
Проект выполняется на базе туристского комплекса ЧП Вокуевой в селе Сизябск. В комплекс входят чум, дом-музей, загон для оленей, гостевые дома. Формы занятий с группами: экскурсии по музею, чуму, мастер-классы по национальным видам спорта (метание аркана), знакомство с оленем, мастер-классы по традиционным ремеслам. Гости могут изучить историю и культуру коми и оленеводческую культуру коми-ижемцев.
Для любителей приключений и активного отдыха сплав по Сэбысю на байдарках - прекрасная возможность соприкоснуться с северной природой. Рыбалка с различными снастями, а осенью - еще и охотой на боровую дичь. Для любителей ягод июль и август - время сбора голубики, черники, смородины, морошки, а сентябрь - брусники. Для тех, кому не по душе байдарки и физические нагрузки, есть возможность доехать до таежных избушек на моторной лодке, порыбачить и осенью поохотиться вместе с проводником-инструктором. Можно посетить древнее языческое святилище ижемцев.
Праздник охотника проводится ежегодно в марте в д. Ласта. Его инициаторами и организаторами является население деревни, при финансовой поддержке добровольного общества охотников и рыболовов. Принять участие в празднике съезжаются потомственные охотники со всего района. В 2008 году мероприятию присвоен статус районного. Программа праздника состоит из множества конкурсов. В конкурсе по традиционной одежде охотника участники представляют не только охотничью омуницию, свои трофеи, но и импровизации на тему охотничьего быта.
Филиппова Виктория Яковлевна
8 82140 94 5 32
Сплав по реке Ижме - начинается из города Сосногорска, буквально в 200 м от железнодорожного вокзала. Занимает на байдарках 10 дней, на катамаранах или резиновых лодках - 15 дней. Путешествие привлекательно для семейного, школьного и молодежного летнего отдыха. Река чередуется несложными перекатами и продолжительными плесами. Обилие песчаных кос, пляжей, заливных лугов. Все это позволяет легко определиться с биваком туристским группам даже с небольшим опытом путешествий.
Начинается со стелы с названием села при въезде в Сизябск. Дальнейший маршрут проходит по селу и включает в себя остановки в значимых местах. Экскурсия пешая, по продолжительности занимает 2 - 2,5 часа. Данная экскурсия рассчитана для разновозрастной категории, не рекомендована в зимнее время.
ул. им. Канева М. И., д.21
тел.: 8 (82140) 96 484
Чупрова Вероника Васильевна
Гостевой дом села Сизябск
Адрес: Ижемский район, село Сизябск
Адрес: г.Сыктывкар, ул. Интернациональная, 133
Тел.: (8212) 280-444
Адрес: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 119
8(8212) 24-56-10, 29-11-91.
Гостевой дом, чум оленевода, банкетный зал.
Отличное место для корпоративного и семейного отдыха.Лес, река, свежий воздух, артезианская скважина с кристально чистой водой. База расположена в живописном месте на берегу реки.
до с. Ижма – 7 км
Чупров Константин Яковлевич
8 904 864 99 82
Отдых в гостевом доме на левом берегу реки Печоры, в самом центре посёлка Щельяюр, будет особенно интересен тем, кто хочет научиться рыбной ловле. Гостям предлагаются уютные 1-, 2-, 3-местные номера. На первом этаже – просторная кухня. Есть парковка с видеонаблюдением.
до с. Ижма – 55 км
8 912 170 53 33, 8 904 202 03 59
Этот дом готовится к публикации и скоро станет доступен
Показать похожие дома
Губа Кислая (Апатиты, Апатиты (городской округ), Мурманская область, Россия)
Продолжаю рассказ об Ижме - удивительном краю в глубине Республики Коми, где живёт самобытный народ коми-ижемцев и легко ощутить себя иностранцем. В прошлой части мы осмотрели село Ижма - настоящую столицу этого края, теперь же выйдем за её пределы.
. В селе Сизябск в 6 километрах от Ижмы несколько лет назад местная жительница Зинаида Павловна Вокуева организовала небольшой этнографический музей, самая известная "изюминка" которого - настоящий чум с живыми оленями. О хождении к ней через реку и две деревни и пойдёт речь.
С набережной Ижмы как на ладони четыре села за рекой - в этой "агломерации" живёт добрая половина население Ижемского края - а это всего лишь 19 тысяч человек. В самой Ижме - четыре тысячи жителей, в каждом из четырёх сёл в среднем по тысяче.
С лева направо (то есть с юга на север) - почти не заметный Гам, где есть обезглавленная деревянная Сретенская церковь (1905):
Мохча - самое внушительное из четырёх селений, родина великой лыжницы Раисы Сметаниной. Самая заметная его часть - высокая, типично северная щелья, то есть обрывистый берег. Еще тут есть церковь (о ней позже) и деревянная водонапорка на горе, издали похожая на острожную башню:
Бакур - ближайшее к Ижме село, справа просматривается обезглавленная и превращенная в клуб Спасская церковь (1867-75):
И цель предстоящего похода - Сизябск с Благовещенской церковью (1843-45). Дом Вокуевой не виден за ельником в левой части кадра:
Впрочем, глазами всё это не видно - кадры сняты 20-кратным зумом. Да и о том, где чум, я не знал - почему-то дозвониться Зинаиде Павловне я так и не смог, и по прибытии в Ижму ещё и долго колебался, надо ли идти на удачу. Но помогли обстоятельства: это тут, в Москве снег в апреле вызывает возмущение и мысли о распилах-и-откатах, там же в это время только-только кончается зима. В 8 утра, когда почти всё ещё закрыто, было порядка -15, и чтобы не мёрзнуть, я решил хоть куда-нибудь идти. Очень кстати подвернулась тропа на тот берег:
Из заречных сёл в Ижму ходили люди вполне цивильного облика, один раз мимо проехали сани (не снимал - у меня и так вид слишком дикий для этих мест). Прямая дорога по руслу ведёт в Мохчу, а тропа на Бакур и Сизябск ответвляется и уходит в кусты:
Хотя ширина речной долины - километра три, на реку приходится от силы процентов 20 - в основном же путь лежит через пойму. Не знаю, насколько она проходима летом - наверняка здесь протоки да болота, зимой же это кратчайший путь.
У меня была мысль отдельно зайти в Мохчу, но поленился. Может быть и зря - село судя по всему очень красивое. В облике Воскресенской церкви (1830-32) даже и без главок угадывается устюжское барокко, столь хорошо воспринятое коми.
Центр села с большой буквой "М" - видно, что тут живут патриоты своего населенного пункта. В случае с ижемцами это не кажется такой уж иронией.
Потом мне попалась асфальтовая дорога, идущая прямо через снега речной поймы - будто асфальт лежит на льду. Она ведёт к речному порту на двух берегах у северной окраины Ижмы, и движение по ней для такой глубинки весьма активное. Кстати, после Троицко-Печорска, Инты и Воркуты это был первый асфальт без снега, по которому я шёл.
Бакур - типичное ижемское село. Старые избы-керки здесь в основном обшиты досками и покрашены, дома стоят просторно, но по холмам. Попадаются избы-особняки - фирменная особенность Ижмы, где среди крестьян-оленеводов и купцов не редко попадались и миллионеры. Тут явно жил не миллионер, но успешный крестьянин:
Многие дома стерегут вот такие собаки, похожие на гибрид песца с белым медведем. Показательно, что НИ ОДНА из них на меня не гавкала. но впрочем, по глазам видно, что кобель своё дело знает. Не завидую тому, кто влезет в этот двор без спросу - такой не кусает, а откусывает.
Пока люди ждут автобуса на остановке, крестьянин перегоняет лошадей. Лошадь или снегоход - штуковина здесь не менее полезная, чем машина. Кстати, обратите внимание, как пристально в мою сторону смотрят - при том, что фотографирую я от пояса, большим зумом и по Солнцу (то есть мужику оно светит в глаза).
Центр села на холме. Именно здесь увидел сани с заглавного кадра - был большой соблазн снять наездника на фоне деревни, но побоялся, так как он меня стопроцентно заметит.
На холме - уже упомянутая церковь-ДК с воинским мемориалом у апсиды. Три неизменных атрибута российского села в одной постройке.
Школа удивляет своей опрятностью даже в контексте опрятной Ижмы. Обратите внимание на деревянную вертушку. Было бы желание - из дерева можно соорудить почти что любое благо цивилизации.
Надо заметить, что местные не сводили с меня глаз почти всё время, что я был в их поле зрения, что в сочетании с чужой речью вызывало явный дискомфорт. Особенно когда у церкви-ДК наткнулся на пятерых мужиков, которые криком что-то обсуждали, активно жестикулируя..
Но Бакур пройден - впереди Сизябск на живописном угоре:
Благовещенская церковь - угадывается провинциальный классицизм:
Пока шёл, была мысль спросить у кого-нибудь (например, мимо проходила интеллигентного вида женщина, похожая на учительницу), где тут чум - но постеснялся. И в общем начал уже нервничать - но обернувшись у входа в село, вдруг увидел искомое:
Современная избушка с чумом на заднем дворе. Да еще и труба дымит - значит, там точно кто-то есть!
Через несколько минут я подошёл к дверям, пару раз позвал, но подойти не решался: если людей с этого кадра здесь в тот момент было, до собака была и исправно гавкала.
В итоге, убедившись, что она привязана хорошо и до крыльца не добежит, я всё-таки позвонил в дверь. На крыльцо вышла невысокая, уже немолодая женщина, по виду - чистокровная коми. Это и оказалась сама Зинаида Павловна, и вскоре она поила меня чаем в музейной половине избы.
Оказалось, что "чум-музей" - формулировка от истины весьма далёкая. Официально проект Зинаиды Павловны называется "Войвыв сикт", что переводится как "Северная дервня", и чум там может и самая известная часть, но не главная. Сейчас Вокуевой принадлежат две избы - жилая, где находится чум и "общая" часть музея, и полностью музейная в глубине села. Помимо музея, это и гостевой дом, который может принять до 8 человек. В общем, очень похоже на дом Нины Николаевны в мезенском селе Кимжа, где я был этим летом. Но у Вокуевой, это видно, масштаб пока больший (как минимум потому, что её проект старше).
Музейная комната посвящена в основном раритетам советской эпохи, и выполняет роль гостиной. К чаю Зинаида Павловна угостила меня ижемскими шаньгами - очень вкусный "бутерброд с хлебом", то есть плоская лепёшка из слоёв чёрной и белой муки. Позже в Сыктывкаре я попробовал таких же шанег - но уже с картошкой или творогом вместо "белой" части. Есть у Зинаиды Павловны и другие традиционные северные блюда вроде строганины или оленьего мяса - но это уже только для тех, кто приехал надолго, так как одни надо готовить, а к другим туристу надо привыкать.
Сам же музейный зал, хотя и посвящен советской эпохе, поражает своим колоритом.
Зинаида Павловна успела мне рассказать очень многое. Например, о том, что олени у неё недавно умерли - и как она считае, умерли от сглаза, так как содержала она их хорошо и они были здоровы. Дело в том, что оленеводы - народ до крайности суеверный, и считается, что оленей не должны видеть и тем более фотографировать чужаки. Когда на Ижму хотели приехать журналисты для съёмок научно-популярного фильма, на контакт не пошла ни одна артель. Музей этот им - как заноза, и всё-таки радует, что магия на Севере в большем почёте, чем саботаж. Так преломилось тут православие - коми забыли языческих богов, но их мир всё равно пронизан потусторонними силами, которые так же реальны, как например животные.
Анбур - алфавит Коми. Усть-Вымь - не буква, а место, где всё начиналось.
В сенях - экспозиция охоты, рыболовства и оленеводства:
Приглядитесь к этим вещам - широкие лыжи, огромный старый рубанок, деревянные щипцы, используемые при дублении оленьих шкур. В избушке - птичий хвост и старый-старый обрез (или это пистолет? но тогда ему лет двести!). Что означают эти птичьи хвосты, мне никто объяснить не смог - хотя такой же я видел, например, в сыткывкарском музее. Может, просто русским это знать не положено? Например, у удмуртов крыло рябчика в чёрном коробе было главным элементом молельни..
Во дворе - вот такая вот очень добродушная собака, которая при виде гостя начинает скакать на задних лапах. К ней можно подойти - она обнимет и будет лизаться, да при том с такой радостью, что становится даже жалко уезжать.
А вот и собственно чум. Прогресс затронул и эти древние сооружения - современные чумы обшивают не шкурами, а шинельным сукном:
Простая и совершенная постройка - сложенные конусом длинные жерди, обтянутые прочной материей. Внутри уже давно не очаг, а печка-буржуйка:
На фотографии этого не видно, но помещение чума довольно крупное, а благодаря высоте еще и очень просторное. Здесь даже уютно. И что интересно - это не старинный чум с очагом и шкурами, а именно современный. В таких работают оленеводы в наши дни. Да и просто следы присутствия вроде стаканов - чум не выглядит музеем.
Больше всего впечатляет простота: разобранный чум легко можно увезти на легковой машине. Собственно, периодически Зинаида Павловна и возит его на выставки. Мир из двери чума выглядит иначе:
Примерно в середине моего пребывания в дом натурально вломилось человек 5 мужиков и одна женщина. Оказалось - ребята из деревни Гам отдыхать приехали, хотели у Зинаиды Павловны арендовать "ватрушку" (типа спасательного круга) и с горки покататься в своё удовольствие. Чум для них был такой же диковинкой, как и для меня - это опять о закрытости оленеводческой касты. Вообще же, сюда целесообразнее приезжать отдохнуть, а не посмотреть. Потенциал глухих уголков Русского Севера для "деревенского туризма" грандиозен - и хорошо, что такие как Зинаида Павловна или Нина Николаевна с Мезени понемногу начинают его осваивать.
На всякий случай дам здесь и телефон этого места, который почему-то не нашёл в интернете: 8-912-56-25-228 и 8-904-27-05-391.
Сфотографировать себя Зинаида Павловна не позволила, но как оказалось, это была не последняя встреча.
До автобуса обратно в Ижму (а пешком я шёл около двух часов, что повторять мне не хотелось) оставалось около получаса, и я успел немного погулять по Сизябску. Беспредельно огромные ижемские керки - даже на Мезени мне не случалось видеть трёхэтажных изб!
Главная улица. Администрация с флагом Коми без флага России:
Магазин "Надежда", от которого отходят маршрутки. Раз 6 в день они ходят в Ижму, еще раз шесть - в Гам, через все четыре села.
Избы размером с многоквартирный барак и колодец:
Удивительный воинский мемориал с птицей:
И только оленей на Ижме мне увидеть не довелось - они уже ушли на летние пастбища вдоль Чёрной реки в Ненецком АО.
На остановке к приезду автобуса собрались люди. Говорили с ощутимым акцентом, и в целом было видно, что русский язык селянам даётся с некоторым напряжением. Мимо проехали две очень симпатичные девицы на снегоходе - очень хотелось их заснять, но не рискнул.
Да-да-да, я в курсе, что Вам "очень хотелось бы посмотреть на лица", а без лиц Вам ску-у-у-у-чно. Но не умею я фотографировать людей незаметно, да и не люблю, а как бы они себя повели, если бы заметили - я честно не знаю. Поэтому - только издалека:
На маршрутке я уехал назад в Ижму, которую мне ещё только предстояло осмотреть:
Есть в Ижемском краю и ещё несколько селений - Брыкаланск, Усть-Ижма, Щельяюр на Печоре. Во многих сохранились церкви, а как видно из этого поста, любое ижемское село богато артефактами. Ижемский край так мал и безлюден, что не так сложно осмотреть их все. Летом на Ижме проходит большой и красочный народный праздник Луд, а севернее лежит еще более заповедная старообрядческая Усть-Цильма, куда я может быть еще доберусь летом, по пути в Нарьян-Мар.
Но третья часть об Ижме будет не об этом - мы ненадолго вернёмся в Сыктывкар.
КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми. ". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.
Неофициальный блог НАО
Страницы
суббота, 11 октября 2014 г.
- Во-первых, я не ощущал в Прибалтике себя дома, не ощущал себя “своим” среди литовцев, при том, что в мой круг общения входили продвинутые люди, которые, как говорится, “создают новости”, кто мелькает в СМИ. Мотивом к переселению в Россию было сильное желание жить среди русских, в родной для меня русской культуре. В этом меня поймут только позитивно мыслящие, активные люди.
- Во вторых, желание создать семью с русской девушкой.
- В третьих, в Сибири доступны натуральные источники здоровья и роскоши: ягоды, травы, продукты пчеловодства, орехи, морепродукты, оленина, медвежий жир, в конце концов вместо синтетических финских пуховиков – натуральные меха.
- И ещё один важный мотив переселится - желание ощущать вкус свободы, проживая в чуме и передвигаясь по дикой природе Сибири.
- Как выбирать шесты в лесу?
- Через какой срок после срубания сосны можно её обтачивать ? Насколько я знаю, столяры за сырое дерево не берутся, чтобы не испортить станки. А если топором, то , может, можно сразу?
- Чем обтачивать шест: топором, рубанком или ещё какими-то инструментами?
- Правильно ли я понимаю, что берётся верхняя часть сосны?
- Шест делается круглым или овальным?
- Насколько я понял, основным соединением шестов служит соединение первых трёх шестов. В месте крепления сухожилий к шесту шест немного протачивается, чтобы сухожилия не соскальзывали по шесту?
- Существует ли порядок расстановки шестов после установки трёх связанных шестов?
- В месте соединения шестов вверху чума всегда остаётся не прикрытое нюками отверстие. Оно нужно для вентиляции, света, либо его просто не удается прикрыть?
- Используют ли натуральный юртовый войлок (8 мм толщиной) из овечьей шерсти для утепления вместо оленьих шкур либо солдатского военного сукна?
- Мне интересно, можно ли купить чум либо оленьи шкуры для чума, а, может, и готовые сшитые нюки из оленьих шкур? Я, конечно, боюсь задавать такой вопрос, так как не знаю обычаев, связанных с чумом. Понимаю, что оленеводы сами себе делают чумы, но без опыта сшивания оленьих шкур, сшить их самому либо отдать городскому человеку было бы глупостью. Также не представляю, продают ли оленьи шкуры в таких количествах, насколько знаю, для чума нужно около 50 шкур.
- Интересно, сколько времени можно использовать нюк для чума ? Слышал, что за несколько лет нюк приходит в негодность для зимнего чума, т.к. волоски шкуры ломаются.
- Как ненцы защищаются от диких животных? Может быть, как-то помечается территория вокруг чума либо просто собака и ружьё ? Если не обсуждать духов, а помимо этого?
- Как ненцы защищаютя от комаров и мошки в чумах? Знаю, что у тех ненцев, которые вместо печи разводят очаг прямо в чуме, как это было раньше, мошка не попадает в чум через верхнее отверстие из-за дыма, исходящего от костра в чуме. А как эта проблема решается, когда дыма в чуме нет ?
Вероника и Фёдор Талеевы |
Фёдор ошкуривает шесты |
Афанасий Петрович |
Николай Ламдо - на заднем фоне. Избегал фотографирования |
Выяснилось, что у нас немало раритетов и семейных реликвий, которые мы сможем использовать в нашем чуме.
- Два основных четырехгранных шеста, принадлежавших Канюковой Пелагее Михайловне – бабушке моего мужа. Они находятся в Хонгурее, на чердаке, в хорошем состоянии.
- Ещё есть люлька, которую мастерил дедушка для Феди, а дуга у неё столетняя. Она от люльки Талеевой Надежды Петровны – матери мужа и её сестры Михайловой Анастасии Федоровны. Кстати, балаганы для чума шила Анастасия Федоровна так же как и инструменты для выделки оленьих шкур тоже найдут своё место в чуме.
- Надежда Аркадьевна бережно хранит медный чайник и крюк для костра. До весны она обещала сшить нам пады – большие сумки для хранения вещей. Все это они привезут к нам в мае. Мы их очень ждем.
- Железную печку смастерил муж моей сестры Мартынов Николай Михайлович – знатный рыбак и охотник из поселка Нельмин Нос. У него самая вкусная копчёная щука!
Вот ведь! А мне так и не удалось осуществить свою мечту — переночевать в чуме. Но чувствую: всё ещё впереди.
Сергей, мне нравится Ваша основательность и вдумчивый подход к делу. Прислушайтесь к ЧУМработнице: в НАО хорошо (дважды на себе проверено, и снова тянет туда).
Талеевы молодцы! Отрадно видеть, как всем миром чум строят. Только так и правильно. Не прервётся ниточка, связывающая поколения.
Лена Воронина, для этого случая очень подходит зима. Вот приедешь, отвезём тебя в тундру и оставим там на съедение волкам))
Конечно же, всё не так страшно, как многим рисуется. В чуме тепло, успевай только печку топить. Почему-то в связи с этим вспомнился родной дом. К утру печки понемногу остывали, поэтому вылезать из-под одеяла было страшно. Но мы уже сквозь сон слышали,как папа несёт дрова, как растапливает печь, и всё становилось на свои места)
К Веронике теперь, наверное, будут туристы приходить. Обозначим дом Талеевым как живую экспозицию ненецкого уклада жизни)
Ирина, к туристам мы пока не готовы, хотим сами чумовой жизнью пожить. Вот, когда нам надоест - можно и туристов пускать.
Вероника, я первая в туристы запишусь - очень хочется посмотреть на всё, описанное тобой, своими глазами. А то иногда стыдно делается - называю себя чумработницей, а хлеба чумработницкого не пробовала)
Елена,
Спасибо за добрые слова и советы. Да, действительно появились мысли побывать в НАО.
А почему основательно подхожу к построению чума ? Да потому что нужено он мне не только для детской потехи во дворе, а жить там. Есть и опыт проживания в брезентовом чуме, поэтому уже знаю как важны детали, но так же и удовольствие от того, что так близко спишь к земле.
Сергей, жаль, что Вы тогда пропали и не выходили на связь. Может, прочитав те комментарии, как-то по-иному распорядились бы своей жизнь?)
А Вы в курсе, что в Заельцевском парке Новосибирска есть этнопоселение, где в том числе есть и чум? Сайт этнопоселения.
Вот где ваши единомышленники!)
Не умею мыслить в сослогательном наклонении, что если бы.
А вот в Заельцовском парке был, чум видел! Как же я мог не съездить туда :) Там есть хорошая большая юрта в которой кафе. А чум пустой, поставлен для вида и его конструкция по качеству далёка от ненецкого чума. Владельца того видел, и отзывы от друзей с ним раотавших слышал, единоышленником его никак не назову.
Кстати, интересно было узнать, чт в Нарьян Маре время московское. Казалось бы так далеко от Москвы.
Сергей, почему-то провела аналогию новосибирского этнопарка и этнопарка "Кочевник" под Москвой. Там всё по-настоящему, но, веротяно, это зависит от того, кто там работает.
Загляните в пост Аллы Набутовой Кусочек ямальской тундры под Москвой
Сергей, приезжайте к нам в чум. У нас очень уютно (так говорят гости) и совсем не пусто))) Будем рады поделиться опытом чумостроения и жизни в чуме и Вас послушать:) ждем в гости)
Алла, рада видеть тебя вновь на страницах ЧУМотеки. Заглянула на твой сайт и прочитала совершенно сногсшибательную новость - оказывается, у вас в этнопарке прошла чукотская свадьба! Как красиво, как правильно, как здорово! Поздравляем молодых Умку и Энер, пусть живут долго и счастливо.
СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ!
Ну что рассказатьпро чум. Шесты из сосны, Сергей не смейся, но это не макушки, а вся длина сосны которые у нас растут и то далеко не везде. Рубят их зимой, т.к. летом оленеводы не бывают в лесу. Обрабатывать топор и рубанок, да и то чисто символически. Они по толщине как раз подходят. ну нет у нас высоких и толстых деревьев. Плоские шесты я встречал, они были вытесаны из плах -досок. Строгать можно сразу, сами досохнут, сушить лучше выставить их в форме чума без нюка. Макушка связывается из двух шестов, но тогда при установке чума нужны лишних два человека, а так связать три шеста не туго и нормально в виде треноги. Порядок укладки шестов есть этому надо немного учиться. Макодан (отверстие в верху чума) оставляется всегда открытым для вентиляции, света и дыма, в сильный ветер, дождь, мороз прикрывают небольшой покрышкой или шкурой, подпирая ее хореем. Зимний нюк из оленних шкур он стриженный, сукно импользовать можно, брезент. Я в свое время делал нюки из прорезиненной ткани. Сейчаси дарнит приспосабливают. С оленними покрышками много хлопот и ухода. Из овечьей шкуры конечно же покрышки не делают. Самая лучшая вещь в чуме из овечьих шкур - это одеяло с карманом для ног, обшитое сукном. Вот это нужная вещь. Как то так.
Спасибо, Леонтий!
Было полезно получить ответы. Никак не могу понять про макодан (отверстие в верху чума), который оставляется всегда открытым для вентиляции, света и дыма.
Насколько знаю всё тепло устремлается вверх. Обычно в домах особо тщательно заделывают щели, а вв чуме в самом верху отверситие! Туда, по логике, должно всё тепло уходить. Для меня это ещё загадка большая! Полагаю, что тепла от печи хватает на обогрев, а выходящий тёплый воздух является преградой для проникновение через это отверстие холодного воздуха.
Ты, сЕРГЕЙ, прав. Запомни, в чуме тепло,особенно зимой, пока топится печка. Буржуйка прогорает быстро. через 15 минут температура в чуме будет только на 5 градусов выше чем на улице. -20, то будет -15. Если еще не разуверился, то скажу в балагане ( тряпичный полог для сна) если в нем люди она может быть до 0 градусов всю ночь. Но бывает волосы примерзают. и часто.
Читайте также: