Гулянка во время чумы
гулянка во время чумы
• большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями
• богатая и торжественная еда с приглашением множества гостей
• богатая торжественная трапеза
• застолье, большое праздненство, на котором много гостей
• что устроили герои пушкинской сказки про царя Салтана в самом ее конце
• это веселое застолье случается во всех сказках Пушкина
• крутой банкет из жизни русских царей
• бельгийский доминиканец, получивший в 1958 году Нобелевскую премию мира за помощь беженцам
• застольный финал сказок
• большой званый обед
• роскошная гулянка во время чумы
• свадебное застолье на весь мир
• фуршет на весь мир
• банкет у Бориса Годунова
• застолье на Руси
• чем прославился Лукулл?
• банкет на весь мир
• банкет из жизни царей
• застолье во время чумы
• застолье во дворце
• привычный ужин Екатерины I
• вечеринка у царя Гороха
• банкет во время чумы
• богатое и торжественное угощение
• банкет с русским размахом
• старик, старец; суфийский духовный наставник. (О. Хайям)
• Царское угощение после завершения дела
• Богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей
• Стихотворение М. Лермонтова
• банкет, который "горой"
• застолье "на весь мир"
• м. (см. пира) пиршество ср. пируха ж. пирушка умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. Пир свадебный, именинный. них пир горой идет. Пир на весь мир. Каковы гости, таков и пир. На пиру много друзей. Как при пире, при беседе много друзей; как при горе, при кручине- нет никого! чужом пиру да похмелье. чужого пира похмелье. На чужом пиру с похмелья. Как в пир идти, так и голову чесать. Когда пир, тогда и песни. пир идешь, не хвастай, а когда из пиру идешь, хвастай. Горе горевать не пир пировать. Что в пир, что в мир (т. е. по миру), все в одном. Мое горе в миру не годится в пиру. Ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. Звал волк козу на пир, да коза нейдет. Радуйся, Кирюшка, будет у бабушки пирушка! Пирные подготовки. Дом пирный. Пировые затеи. Пировой староста, стар. кого избирали в хозяева народного пира, бол. на храмовых праздниках; обычно церковный староста. Пиряне, свадебные гости. Пировный праздник, церк. званый. Пировать, пиршествовать, быть участником пира, веселиться разгульно за столом; бражничать; праздновать что-либо пиром. Хлеб-соль берем, а вас паровать зовем (согласие на свадьбу). Где пировать, тут и пиво наливать (и брагу сливать). Люди пировать, а мы горевать. Каково пируется? Пированье ср. пировка ж. перм. действ. по глаг. Пирователь, -ница, пирушник, пирянин, пировник, -ница, пирник, пирщик, щица, кто пирует, участник пира, сотрапезник. Пиршественый, пирный, пировой; относящ. до великого, торжественного празднества, пиршества. Пиршествовать, пировать торжествено и великолепно; пиршествованье, пированье или роскошное пиршество. Паршествователь, ница, кто пирует, хозяин и застольники. Пирничать, пирушначать, пировать или задавать пиры почасту, жить широко, разгульно; бражничать, бывать на попойках, жить для еды и питья. Пирог м. (пирожина, пирожища; пирожок, -жочек; пирожишка). сев. до Моск. хлеб ситный, лучший ржаной; новг. вологодск. перм. хлеб полбеный, либо ячный; тамб. кур. ряз. пшеничный; оренб. ситный яровой, без всякой приправы; что в вост. губ. калач, в южн. булка; хлебенное, печенье, б. ч. пшеничное, с начинкою. Пироги бывают: с горохом, с кашею, с грибами (гороховик, крупеник, грибник), с мясом, рыбой (кулебяка) и пр. Пирог защипанный, глухой; незащипанный или растегай; пирог долгий, круглый, треух; кислый, сдобный; подовый, из кислого теста, вздутый; слад кий, чиненый сластями, либо торт. Пирог в боку, завал брюшной. Испекли пирожок во весь бочок, прибили, Чем живешь? "Долгами." что пьешь? "Щи с пирогами." Пирог дошел, так хлеб пошел, а хлеб дошел, так помиру пошел! о мотах. Сел бы на пенек да съел бы пирожок! сказ. Пироги горячи едят подьяча! пылу, с жару! кипит, шипит, чуть не говорит! Повязка головы пирогом, широкая, развалистая, с узлом на темени. На весь мир пирога не испечешь. Звать кого на пирог, на именины. Колчан пригож стрелами, а обед пирогами. Пирог арзамасский, с рыбой астраханской. Доброе (или ласковое) слово лучше мягкого пирога. Пирог то ешь, да хозяина не съешь. Был бы хлеб, а пирог даром. Ешь пироги, а хлеб вперед береги (т. е. ешь так, чтоб на хлеб стало). Рад бы дружку пирожка, да у самого ни куска. Пирога ждать (покуда поспеет), не евши спать. Пироги до того дойдут, что и хлеба не дадут. По домам да к пирогам. Разрежем пирог поперек. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу, откушать попрошу! Есть брага да пирожки, так есть и друга и дружки! Пирог обеду ворог, сразу насытить. Пироги обеду вороги. Ешь хлеб, коли пирога нет. Рад дурак, что пирог велик; рад пирог, что у дурака рот велик! пирог все завернешь. пирог годится (все уйдет). Что-ни лучший пирог в печи забыла! Ел бы пирог, да в печи сжег. Пекла, кажись, пирожки, а вышли покрышка на горшки! Худ пирог, да съелся; добр пирог, да не за два пошел. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Хорошо попам да поповичам: и зовут, и пироги дают. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. за пирог (за порог), а чорт поперек! про сапоги, а он про пироги. Частое сито чинит пироги редки. От частого сита редкие пироги. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт. Уж он съел пирог до обеда. Испекла пирог во весь бок (побили). Дочку замуж выдать не пирог испечь. Со всякого по крохи(е), голодному пироги. него выйдет из полузерна пирог. Порог поскребла да пирог испекла. Деревянный пирог, начинка мясная? (гроб с телом). Пирожки, пир на другой день свадьбы, у молодых, для мужниной родни. Арх. растенье желтый донник. Пироговый, к пирогу относящ. Пироговая пошлина, стар. взималась в пользу сборщиков податей. За городовую и пироговую пошлину, со ста тысяч пуд соли, сто рублев. Пирожный, то же, и более употреб. Пирожная начинка. Пирожный день, стол, перм. третий по свадьбе, пир у родителей молодой, которая сама потчует пирожками, обычно в первое воскресенье по свадьбе; пирожки ниж. то же. Пирожковый, к пирожкам, мелким пирогам относящ. Пирожное ср. сладкий пирог и вообще сладкое печенье, сахарное хлебенное разного вида. Русский обед: горячее (щи с кашей), холодное (студень, залитое), тельное (рыбное), пирог, кулебяка; жареное (птица) и пирожное. Пирожня или пирожная ж. пирожный курень, пекарня, где пекут и продают пироги, особенно подовые, подымаемые на сковороде. Пирожник, -ница, кто печет пироги, торгует ими, в курене или вразноску: охотник до пирогов. Пирожник? палка, которою расправляют льняные моты? Пирожница, жена пирожника; на чем стряпают пироги: доска, лоток, особая скамья; скамья, на которой рушат пироги, калужск. скалка, для сканья, рассучки теста, оренб. Пироговик м. пирожница, скамья, на которой продавцы рушат, режут пироги. Пирожников, -ницын, им принадлежащий. ничий, к ним относящ. Пирожничать, промышлять пирогами; проедаться на пирогах. Пирожничанье, действ. по глаг
• опера российского композитора А. А. Николаева ". во время чумы"
• опера русского композитора Ц. А. Кюи ". во время чумы"
• роман английского писателя Джеймса Ханта ". поэтов"
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Танец как психотерапия
В раннее средневековье танцы были неразрывно связаны с темой смерти, и эту тему человек использовал в творчестве еще с древних времен. Особенно возрос страх перед смертью во времена распространения в Европе чумы. Именно тогда в живописи и литературе появился образ старухи с косой. Смерть, как и нечистая сила, вызывала у людей ужас, а слабо развитая медицина, войны и антисанитария в условиях эпидемии его только усиливали. Многие жители европейских стран в те годы прибывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время избавляющей от угнетенного состояния.
Соперничество под контролем церкви
Однако тяга человека к пляскам оказалась настолько велика, что в итоге католическая церковь вынуждена была смириться с ней, впрочем, на своих условиях – взяв танцевальную сферу под свой контроль: танец должен быть пристойным и отвечать определенным канонам.
Постепенно танцы перестали носить импровизационный характер и напоминать ритуальные обряды. Этот вид искусства начал стремительно развиваться, стали появляться новые танцы. Короли и вельможи постоянно соперничали, стараясь обойти друг друга в искусстве проведения балов, праздничных шествий, маскарадов.
Как танцевали в средние века
Если народные танцы продолжали быть более свободными в плане движений и представляли собой чаще всего хороводы, то придворные, напротив, стали принимать определенные, строгие очертания.
Согласно сохранившимся письменным документам, придворные танцы в основном состояли из определенным образом чередующихся шагов, реверансов и маленьких прыжков. В линейном танце участники выстраивались в один или несколько рядов и выполняли различные па в строгой последовательности. К таким танцам относились, например, джига, моррис и бассе.
Помимо хороводных или линейных танцев, в средние века был популярен контрданс, сочетавший в себе оба этих вида. Такие танцы состояли из хлопков и шагов вперед-назад. К контрдансам относятся яичный танец, павана, кадриль.
Наиболее модные танцы тех лет
Кэрол (другие называния – кароль, карола) был очень модным в XII-XIII веках в Англии, Франции, Италии. Он имел народные корни и представлял собой круговой либо цепочный хоровод. Взявшись за руки, танцующие вышагивали попеременно то в быстром, то в медленном темпе. При этом участники процесса пели: запевал впереди идущий, а припев исполняли все вместе. Ну чем не современный новогодний хоровод!
На смену кэролу в XIII веке пришел эстампи. Во время его исполнения танцоры выстраивались попеременно то в две линии, то в круг, но уже не пели - теперь танец сопровождался игрой музыкантов.
Очень распространен был и яичный танец, связанный с темой Пасхи. Танцоры плясали между лежавшими в центре яйцами, пытаясь не раздавить их. Танец имел много вариаций. Исполняли его обычно во время народных праздников.
Особой популярностью в средние века пользовался старинный английский танец моррис, практиковавшийся еще со времен английского короля Эдуарда III и изначально зародившийся в деревнях. Он был посвящен подвигам храбрых героев и исполняли его, как правило, мужчины одной общей группой из нескольких человек. На ноги, как правило, прицепляли колокольчики. Аккомпанементом служила игра на барабанах, трубах, флейте или скрипке. В качестве дополнительного атрибута танцоры могли использовать мечи или палки, изображая битву.
Кстати, в Англии этот танец до сих пор исполняют на фольклорных праздниках – в стране есть даже специальный День танца моррис.
Как одевались танцоры
Представители богатых сословий для танцев использовали яркие наряды из дорогих тканей. Причем, неизменное обилие кружев было характерно как для женских, так и для мужских костюмов. Дамы под платьями носили корсеты и плиссированные юбки. Мужчины облачались в разноцветные яркие туники, на которых красовались родовые гербы, а на поясе у танцора, как правило, висел меч.
Что касается простых крестьян, то у них не было специального наряда для плясок – танцевали в повседневном. Но если кто-то имел более праздничную одежду, облачался в нее. Крестьянки были одеты в простые цветные платья, а мужчины – в деревенские рубахи.
Поскольку классы бедняков и представителей знати никогда не проводили совместные праздничные мероприятия, танцы богатых особ сильно отличались от народных плясок.
Пропасть между этими двумя социальными слоями была настолько велика, что искусство придворного танца в плане разнообразия и техники исполнения в средние века шагнуло далеко вперед. И такое стремительное развитие танца дало толчок к последующему зарождению более современных стилей.
И в продолжение темы средневековья любопытная информация о том, какой косметикой пользовались женщины прошлого.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Новости о ежедневном росте числа инфицированных коронавирусом не радуют. Если бросить взгляд в историю, станет ясно, что и люди более ранних эпох сталкивались со вспышками эпидемий и стремительного распространения заразных болезней.
Вы в недавнее время не посещали регионы повышенного риска, такие как китайская провинция Хубэй, Венеция или Ломбардия? Не важно! По телевизору показывают людей в масках в общественных местах, перекрытые улицы, закрытые здания и офисы, изолированные боксы для зараженных и круизные лайнеры на карантине. Мир явно охватил страх, что из поначалу локальной эпидемии может развиться неконтролируемая пандемия.
Закрытие города и обязательное извещение
Разновидность чумы, эпидемия которой началась в Монголии в 1325 году, в 1347 году через китайский Шелковый путь проникла из Восточной Азии в регион Черного моря — на Крымский полуостров, в лагерь татар, которые осаждали генуэзскую Кафу (сегодня — Феодосия). Трупы скончавшихся от чумы татары катапультировали в осажденный город, и таким образом быстро распространяющаяся зараза с моряками попала на генуэзские торговые суда, а с ними — в Константинополь, Мессину на Сицилии, Венецию и Пизу, а также во французский портовый город Марсель. Чума неустанно продвигалась дальше — в Неаполь, Флоренцию и Рим, она была завезена в ряд областей Франции и остальной Европы.
Чтобы совладать со вспышкой эпидемии чумы, закрывались городские ворота, а жители с признаками болезни должны были являться в магистрат. Больных либо изолировали в их собственных домах, либо помещали в чумные госпитали.
Уксус как средство для дезинфекции и отпугивания насекомых
Узнать, как мыслили снова и снова сталкивавшихся с эпидемиями чумы медики Средневековья, можно из труда Consilium de Peste, написанного в первой половине XV века итальянским врачом Саладином Ферро фон Асколи (Saladin Ferro von Ascoli). Розмари Дилг-Франк (Rosemarie Dilg-Frank) перевела его в рамках диссертации по истории фармацевтики.
Кроме этого, необходимо было протирать уксусом лицо и нос, еду тоже рекомендовалось готовить с уксусом, а напитки — с кислыми соками лимона или граната.
В многочисленных врачебных книгах раннего Нового времени Acetum prophylacticum, Acetum Antisepticum или Acetum aromaticum фигурируют как средство для профилактики чумы и других заразных болезней. Смешанный с эфирными маслами уксус использовался для предотвращения заражения. С одной стороны, ароматические уксусные растворы рассматривались как репелленты, а с другой, из-за уксусной кислоты, — как предшественник дезинфицирующих средств.
Изоляция и карантин
В Венеции в 1486 году был основан первый государственный орган здравоохранения — Магистрат для здоровья (Magistrato alla Sanità), который во время вспышки чумы имел право вводить жесткие меры. Здесь принимались правила организации лазаретов, ограничения торговли, размещения иноземцев, общения с бродягами, издавались предписания для врачей и аптекарей.
Показательный пример работы этого венецианского органа дает медик и гигиенист Эрнст Роденвальдт (Ernst Rodenwaldt, 1878-1965) в своей работе об истории искоренения чумы в Венеции в XVI веке. Ключевым моментом в защите от чумы была изоляция больных в лазарете, а также обеззараживание в течение 40 дней товаров, к которым, как считалось, могли пристать возбудители заболевания. Прибывающие иноземцы, а также животные с длинной шерстью должны были помещаться на 40-дневный карантин, прежде чем им разрешалось въезжать в Венецию.
Рулоны тканей, ковры, одежда, шкуры, шерсть, кожа, перья и перины должны были проветриваться на протяжении нескольких недель, причем каждый день их переворачивали. Товары на продажу вынимали и тюков и мешков и проветривали, животных с короткой шерстью окунали в воду на отмели у берега, птицу опрыскивали уксусом.
Особенно строгие меры касались обращения с личными вещами скончавшихся от чумы, если они не уничтожались, как матрасы, покрывала или одежда. В домах жертв чумы жгли сильно пахнущие смеси из мирры, смолы и серы, прежде чем помещение снова отдавалось под жилье.
Во время вспышек других инфекционных заболеваний, например, холеры, в более поздние века принимались схожие меры.
Обязательные извещение и регистрация, обязательные изоляция и карантин, обеззараживающие мероприятия, а также ношение масок и защитной одежды — и сегодня это неотъемлемые меры защиты от инфекционных заболеваний, против которых не существует ни профилактической вакцины, ни действенного лекарства.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лайф выяснил, чем "утешали" себя люди во время эпидемий в древности.
Коронавирус не первая страшная болезнь, с которой пришлось столкнуться человечеству. Оспа, бубонная чума, корь или холера — эпидемии этих болезней унесли миллионы жизней в истории человечества. Они сметали с лица земли целые города, влияли на геополитику, экономику и общество. Но тяга к сексу была неподвластна даже им. Посещение бань, борделей люди почему-то не откладывали, к этому прибавляли секс на кладбищах.
Привычка сходить в баню, а заодно и помыться была главной прерогативой жителей Римской империи. Даже несмотря на страшную Юстинианову чуму, которая бушевала в мире целых два столетия (с 541 по 750 год до н.э.), бани в Риме почти не закрывались. Римские термы были местом, где всегда были горячая и холодная вода и мыло, а их посещение считалось обязательным для больного человека. Якобы это способствовало скорейшему выздоровлению больного.
Однако за культом "чистоты" стояла не только гигиена. В термы приходили поболтать и расслабиться. А желание провести время в одиночестве и вовсе воспринималось как признак не только невоспитанности, но и злого умысла. Релаксации при этом способствовала и обычная проституция.
Вступать в интимную близость практически с кем попало считалось таким же нормальным явлением, как для современного человека почистить зубы. Да и от пола такие отношения не зависели. Для патрициев и свободных граждан Рима главным было сохранение своего социального статуса. Опозориться можно было весьма просто — вступить в связь с женщиной своего же социального класса. Для сексуальных утех годились девушки или юноши более низкого сословия. Как правило, в этой роли выступали рабы или проститутки.
Массовые оргии в честь богов
Однако куда более популярной забавой древних римлян были массовые оргии. Они устраивались в честь богини Венеры. Несмотря на крайнюю раскрепощённость римского общества, проводить их вне стен храмов было запрещено. Но "что позволено Юпитеру, не позволено быку", а потому некоторые правители делали для себя исключения. Самый знаменитый из них — Гай Юлий Цезарь Август Германик. Его поражающие воображение "развлечения" хорошо известны по знаменитому фильму "Калигула" Тинто Брасса.
Секс на кладбище
Женщины, да и мужчины лёгкого поведения обслуживали граждан Рима не только в публичных местах. Самая низшая каста обслуживала "клиентов" даже на кладбищах. Таких проституток называли бустуариями (от лат. busta — гробница), и найти их не составляло труда. Большинство римских "работников секс-индустрии" носили сандалии с вырезанной на подошве фразой Sequere me (лат. — следуй за мной). Проходя по песчаным улицам, они специально оставляли "рекламные послания" для своих клиентов.
Мода на "кладбищенские оргии" возродилась в Европе много столетий спустя, во время Чёрной чумы, которая накрыла Европу в XIV веке. Очумевшие в прямом и переносном смысле люди пытались найти спасение во всём. Кто-то на фоне католической пропаганды присоединялся к церковной инквизиции, которая жгла и пытала "порочных женщин" как ведьм. А кто-то находил утешение в их компании прямо на кладбищах. Столь необычное место служило проституткам и "отверженным" в качестве убежища. Недаром глоссарий историка-медиевиста Шарля Дюканжа даёт трактовку латинского слова cimeterium, перешедшего во французский язык в значении "кладбища как "убежища вокруг церкви".
Вдохновлённые языческими культами люди совокуплялись прямо возле выкопанных могил. Этими странными обрядами они пытались победить смерть.
Нью-йоркская адаптация секса во время чумы
"Сам себе партнёр" — такую рекламу запустил во время вспышки коронавируса Департамент здравоохранения Нью-Йорка.
Власти города рассказали, что "вы — ваш самый надёжный сексуальный партнёр". По их мнению, "мастурбация" не способствует распространению CoViD-19, особенно если "вы моете свои руки (и любые секс-игрушки) с мылом и водой по крайней мере на протяжении 20 секунд до и после секса".
Для тех же, кто живёт один или предпочитает онлайн-знакомства, у американских медиков тоже нашёлся совет: "Видеосвидания, интимные СМС (англ. — sexting) или свидания в секс-чатах могут стать подходящим вариантом".
Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин.
Почтенный председатель! я напомню
О человеке, очень нам знакомом,
О том, чьи шутки, повести смешные,
Ответы острые и замечанья,
Столь едкие в их важности забавной,
Застольную беседу оживляли
И разгоняли мрак, который ныне
Зараза, гостья наша, насылает
На самые блестящие умы.
Тому два дня наш общий хохот славил
Его рассказы; невозможно быть,
Чтоб мы в своем веселом пированье
Забыли Джаксона! Его здесь кресла
Стоят пустые, будто ожидая
Весельчака — но он ушел уже
В холодные подземные жилища…
Хотя красноречивейший язык
Не умолкал еще во прахе гроба;
Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться. Итак,
Я предлагаю выпить в его память
С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,
Как будто б был он жив.
Он выбыл первый
Из круга нашего. Пускай в молчаньe
Мы выпьем в честь его.
Твой голос, милая, выводит звуки
Родимых песен с диким совершенством;
Спой, Мери, нам уныло и протяжно,
Чтоб мы потом к веселью обратились
Безумнее, как тот, кто от земли
Был отлучен каким-нибудь виденьем.
Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Oдно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!
Если ранняя могила
Суждена моей весне —
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, —
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.
И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах!
Благодарим, задумчивая Мери,
Благодарим за жалобную песню!
В дни прежние чума такая ж, видно,
Холмы и долы ваши посетила,
И раздавались жалкие стенанья
По берегам потоков и ручьев,
Бегущих ныне весело и мирно
Сквозь дикий рай твоей земли родной;
И мрачный год, в который пало столько
Отважных, добрых и прекрасных жертв,
Едва оставил память о себе
В какой-нибудь простой пастушьей песне,
Унылой и приятной… Hет, ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!
О, если б никогда я не певала
Вне хижины родителей моих!
Они свою любили слушать Мери;
Самой себе я, кажется, внимаю,
Поющей у родимого порога.
Мой голос слаще был в то время: он
Был голосом невинности…
Не в моде
Теперь такие песни! Но все ж есть
Еще простые души: рады таять
От женских слез и слепо верят им.
Она уверена, что взор слезливый
Ее неотразим — а если б то же
О смехе думала своем, то, верно,
Все б улыбалась. Вальсингам хвалил
Крикливых северных красавиц: вот
Она и расстоналась. Ненавижу
Волос шотландских этих желтизну.
Послушайте: я слышу стук колес!
Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею.
Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то — нежного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой!
Брось, Мери, ей воды в лицо. Ей лучше.
Сестра моей печали и позора,
Приляг на грудь мою.
Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый….
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые — и лепетали
Ужасную, неведомую речь….
Скажите мне: во сне ли это было?
Проехала ль телега?
Ну, Луиза,
Развеселись — хоть улица вся наша
Безмолвное убежище от смерти,
Приют пиров, ничем невозмутимых,
Но знаешь, эта черная телега
Имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны! Послушай,
Ты, Вальсингам: для пресеченья споров
И следствий женских обмороков спой
Нам песню, вольную, живую песню,
Не грустию шотландской вдохновенну,
А буйную, вакхическую песнь,
Рожденную за чашею кипящей.
Такой не знаю, но спою вам гимн
Я в честь чумы, — я написал его
Прошедшей ночью, как расстались мы.
Мне странная нашла охота к рифмам
Впервые в жизни! Слушайте ж меня:
Охриплый голос мой приличен песне.
Гимн в честь чумы! послушаем его!
Гимн в честь чумы! прекрасно! bravo! bravo!
Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов, —
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой….
Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может… полное Чумы!
Входит старый священник.
Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.
Он мастерски об аде говорит!
Ступай, старик! ступай своей дорогой!
Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.
Ступайте по своим домам!
Дома
У нас печальны — юность любит радость.
Ты ль это, Вальсингам? ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая, обнимал
И с воплем бился над ее могилой?
Иль думаешь, она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата, слыша голос твой,
Поющий бешеные песни, между
Мольбы святой и тяжких воздыханий?
Ступай за мной!
Зачем приходишь ты
Меня тревожить? Не могу, не должен
Я за тобой идти: я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю —
И новостью сих бешеных веселий,
И благодатным ядом этой чаши,
И ласками (прости меня, господь)
Погибшего, но милого созданья…
Тень матери не вызовет меня
Отселе, — поздно, слышу голос твой,
Меня зовущий, — признаю усилья
Меня спасти… старик, иди же с миром;
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!
Bravo, bravo! достойный председатель!
Вот проповедь тебе! пошел! пошел!
Матильды чистый дух тебя зовет!
Клянись же мне, с поднятой к небесам
Увядшей, бледною рукой — оставить
В гробу навек умолкнувшее имя!
О, если б от очей ее бессмертных
Скрыть это зрелище! Меня когда-то
Она считала чистым, гордым, вольным —
И знала рай в объятиях моих…
Где я? Святое чадо света! вижу
Тебя я там, куда мой падший дух
Не досягнет уже…
Он сумасшедший, —
Он бредит о жене похороненной!
Отец мой, ради бога,
Оставь меня!
Спаси тебя господь!
Прости, мой сын.
Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость.
Читайте также: