Характеристика модели школа чум кочевая школа
В первые дни нового учебного года в социальных сетях появилось сразу несколько публикаций, посвящённых образованию на Севере. Взрослые люди родом из кочевых семей поделились воспоминаниями о первом расставании с родителями, об учёбе и интернатской жизни. Эти заметки стихийно переросли в бурное обсуждение условий проживания в интернатах, минусов и плюсов этой системы и других форм обучения, таких как кочевые школы.
Кочевые школы – проект, не оставляющий равнодушным никого: он привлекателен как бренд и медиа-повод для чиновников и журналистов, вызывает острые дискуссии в местных сообществах, интересует учёных как новое явление в культуре. Однако тех, кто реально представляет, что такое современное кочевое образование в России, гораздо меньше тех, кто об этом говорит… Люди, транслирующие в массы идею кочевого образования, слабо представляют, что в действительности происходит в таких учебных заведениях, как организована жизнь детей в семьях оленеводов, в каких условиях живёт и работает учитель.
Что такое кочевая школа?
Идея и название этой формы обучения восходят к истории первых десятилетий советского Севера – работе собственно кочевых школ, школ-передвижек, стойбищных школ и красных чумов. Ещё в XIX веке в России были предприняты единичные попытки создать школы, соответствующие образу жизни кочевого населения страны, а в 1920-1930-е об этом задумались и советские просветители [2]. В эти годы на культбазах строились школы-интернаты, но у родителей сохранялся свободный выбор, отдавать детей учиться или нет, и большая часть из них делала его не в пользу учёбы. По этой причине на стойбищах оленеводов, рыбаков и охотников открывались кочевые школы, призванные не только обучать грамоте детей в удалённых кочевьях, но и убеждать родителей через год-два отправить их в стационарную школу [3].
Снимок учеников советской школы-передвижки в Тазовском районном краеведческом музее. Ямал, 2017.
С 1938 г. началась ликвидация кочевых школ. Если они справлялись с несложной программой начальной школы, то после введения обязательного семилетнего обучения в середине 1950-х единственной приемлемой формой для всеобуча кочевого населения оказалась школа-интернат. К этому времени начали закрывать малокомплектные стационарные школы в небольших национальных посёлках, а школы-интернаты укрупнять. В связи с внедрением программы перевода на оседлость коренного населения Сибири, кочевые школы окончательно прекратили своё существование [4]. В то же время деятельность по ликвидации безграмотности взрослого населения продолжалась дольше: последние красные чумы были закрыты только в 1970-е гг.
Кочевые школы, открывшиеся в новой России в конце XX сначала в Республике Саха (Якутия) и в Амурской области, изначально задумывались как альтернатива системе школ-интернатов, подвергшейся критике после распада СССР за русификацию, утрату детьми этнических знаний и травматический опыт для психики ребенка [5].
Помимо Якутии практика кочевого образования за последние двадцать пять лет в том или ином виде реализовывалась в Ненецком автономном округе, Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах Красноярского края, Ханты-Мансийском автономном округе, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Вместе с тем статус кочевых школ в настоящее время имеют не более сорока учреждений по всему Северу и Сибири с общей численностью учеников около пятисот человек, а большинство детей из кочевых семей обучаются в школах-интернатах.
Кочевые школы и детские сады обычно собирают небольшие классы или группы (3–10 человек), состоящие из детей одной-трёх семей. Некоторые школы по этой причине могут быть закрыты со временем, по мере взросления их воспитанников. В зависимости от природно-климатической зоны и хозяйственной деятельности семей школы можно разделить на два основных типа: кочевой и стационарный. Среди реально кочующих школ, в свою очередь, можно выделить два сценария: школа кочует с одной семьей/общиной или школа переезжает из семьи в семью, которые находятся на удалении друг от друга, и проводит учебные сессии в каждой из них. Последний случай предполагает очно-заочную форму обучения и называется региональными методистами сетевой моделью. Так, к примеру, работала кочевая школа, организованная французским антропологом Александрой Лаврилье среди эвенков-оленеводов с. Усть-Нюкжа Амурской области [8].
По сезонности работы школы разбиваются на три группы: круглогодичные (имеется в виду учебный год), работающие две четверти из четырёх и летние. К круглогодичным относятся стационарные кочевые школы и некоторые кочевые детские сады. Реально кочующие учреждения, как правило, проводят занятия в кочевых условиях в течение II и III учебных четвертей, в I и IV четвертях дети учатся в базовой школе-интернате. Подобный график обусловлен сложностями кочевого маршрута в период распутицы, поэтому весной и осенью дети переезжают учиться в посёлок. Мне посчастливилось наблюдать, как в таком ритме работала долганская кочевая школа-детский сад на стойбище оленеводов Жарковых в Хатангском районе на Таймыре.
Летние школы представляют собой так называемые этнолагеря для поселковых детей или временные занятия с дошкольниками – такая практика сезонной предшкольной подготовки распространена на Ямале.
Три балка на долганском стойбище семьи Жарковых: школа (слева), дома учительницы (в центре) и семьи. Таймыр, 2013. Фото: А. Терёхина.
Кочевое образование на Ямале
Мои полевые исследования, как и личный опыт организации кочевого детского сада, в основном связаны с Ямало-Ненецким автономным округом, поэтому на ситуации с кочевым образованием в этом регионе я бы хотела остановиться подробнее. Надо заметить, что ситуация в ЯНАО значительно выделяется по сравнению с другими регионами Севера и Сибири, в которых с 1990-х гг. наблюдается упадок оленеводства. Напротив, в ЯНАО более 16 тыс. человек ведут кочевой и полукочевой образ жизни (ненцы, ханты, коми, селькупы), то есть там сосредоточены более 60% кочевников страны, и выпасают самое большое стадо домашнего северного оленя в мире – около 700 тыс. голов. Наряду с этим ямальские кочевники поддерживают основы этнической культуры и родные языки, что обусловлено, в первую очередь, сохранением на Ямале семейного кочевания.
В законах ЯНАО были закреплены права родителей на выбор образовательного учреждения, формы организации образовательного процесса [10]. На начальном этапе проекта, учитывая опыт Якутии, предполагалось развитие школьного (в первую очередь начального) образования в Ямало-Ненецком автономном округе, что отразилось как в правовых формулировках, так и в первичной презентации проекта в СМИ. Однако фокус на школьном образовании оказался невостребованным, поскольку специфика кочевания и запросы родителей на Ямале вступили в противоречие с идеей собственно кочевых школ.
Игры возле чума воспитателя. Ямальский район, ЯНАО. Фото: А. Терёхина, А. Волковицкий.
Тем не менее подготовительные классы в той форме, в какой они существовали, в 2016/17 учебном году были отменены из-за некоторых противоречий с федеральным законодательством. Учёные, педагоги и родители отреагировали на отмену нулевых классов негативно из-за предстоящих трудностей прохождения учебной программы тундровыми детьми. По мнению опытных учителей школ-интернатов, ученик без подготовки и владения русским языком не может успешно их освоить, а предложения использовать в начальной школе родной язык в качестве языка обучения пока не поддерживаются. Это в ряде случаев ведёт к тому, что дети остаются на второй год и / или переводятся в коррекционные классы, что делает практически невозможным продолжение учёбы после школы. Здесь можно было бы порассуждать о том, нужна ли вообще федеральная система образования детям оленеводов (в такой форме или в таком объёме), но сами тундровики дают однозначный ответ.
Кочевое образование в России на данный момент – явление не системное, лишь малая часть детей из числа коренных народов Севера и Сибири ходят в кочевые школы и детские сады. Ситуация в каждом регионе уникальная из-за специфики кочевания (протяжённость и частота маршрутов, удалённость от посёлков и др.), развитости инфраструктуры и просто наличия бюджетных средств. Лидерами по количеству кочевых образовательных учреждений на сегодняшний момент являются Республика Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий автономный округ – наиболее финансово благополучные регионы Арктики.
Школы-интернаты остаются единственной формой обучения, способной охватить полным общим образованием всех детей из реально кочующих семей. Детям, по их собственным словам, уже немного проще расставаться с родителями, ведь рядом с ними братья и сёстры, а в посёлке живут родственники, но малыши всё равно в первый год грустят по дому и плачут, поэтому идеи о школе без отрыва от семьи никогда не перестанут витать на Севере. Пусть кочевые школы не стали альтернативой школам-интернатам, но в некоторых случаях являются их дополнением. Гибкость кочевого образования, соответствующая мобильности кочевой жизни, позволяет в конкретных ситуациях решать какие-то образовательные проблемы. Например, школу в долганской семье на Таймыре попросили открыть родители, потому что в посёлке был закрыт спальный корпус и детям приходилось ютиться у родственников; а на Ямале кочевые детские сады помогают детям подготовиться к школе.
Литература и источники
2. Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939. Вып. 15. С 93.
3. Кронгауз Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. Москва. Учпедгиз, 1948. С. 101–106
4. Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2003.
5. Роббек В.А. Кочевые школы – синтез двух цивилизаций // Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия). Якутск: CMYK-master, 2007. С. 10.
7. Терёхина А.Н. Кочевые школы: ограничения или возможности? // Этнографическое обозрение. 2017. № 2. С. 137–153.
8. Lavrillie A. Anthropology and Applied Anthropology in Siberia: Questions and Solutions Concerning a Nomadic School among Evenk Reindeer Herders // Sustaining Indigenous Knowledge: Learning Tools and Community Initiatives for Preserving Endangered Languages and Local Cultural Heritage / Ed.E. Kasten, T. de Graaf. Fürstenberg: Verlag der Kulturstiftung Sibirien, 2013. P. 105–127.
11. Атлас кочевого образования. Салехард, 2017.
На протяжении многих веков народы Крайнего Севера создавали самобытную культуру – уникальный компонент человеческой цивилизации. В условиях расширяющегося промышленного освоения территорий их проживания кочевые народы стоят на пороге этнического кризиса, который грозит потерей единства этнических признаков (язык, культура, уклад жизни, традиционные формы хозяйствования: оленеводство, охота, рыболовство).
Сегодняшняя реальность поставила перед государством в целом и перед системой образования Ямала в частности перспективную задачу: найти оптимальные формы организации обучения и воспитания детей с учетом уклада и образа жизни кочевого населения.
Предоставление образования детям, изучение родных языков в естественных условиях семейного, производственного кочевья, усвоение правил и обычаев жизни родителей, сохранение ценностей предков могло бы стать препятствием для растворения культуры северных народов в глобальной цивилизации.
Оказавшись в отрыве от семьи, родной языковой среды, привычного уклада жизни, учащиеся слабо адаптируются к школьному ритму. Неравный учебный старт обусловлен запоздалым началом обучения, упущенными возможностями развития ребенка в определенные сензитивные периоды. Следствием этого становятся неуспешность и стресс, отрицательно влияющий на психическое и физическое здоровье младшего школьника.
Даже нормы питания школьников, требования к ассортименту продуктов, объему, специфике приготовления блюд, регламентированные соответствующими санитарными правилами, игнорируют особенности кухни представителей коренных малочисленных народов Севера. Так, в рацион включено большое количество молочных продуктов, овощей, однако не предусмотрено использование мяса северных оленей, речной рыбы.
В ситуации, когда в условиях интерната невозможно в полной мере удовлетворить этнокультурные потребности коренных малочисленных народов Севера, одной из форм организации образовательного процесса тундровых детей, может быть кочевая школа.
Важным преимуществом кочевой школы является предоставление ребенку возможности жить в привычных условиях, что облегчает адаптацию к образовательному процессу. Кроме того, сохраняется традиционное семейное воспитание.
Нужно отметить, что принципы кочевой формы организации образовательного процесса в регионе учитывают особенности природно-климатических и социально-экономических условий жизни на Севере: низкая плотность населения, удаленность мест кочевий от поселков, слаборазвитость транспортной инфраструктуры, отсутствие средств устойчивой связи, дефицит энергообеспечения кочевых родовых общин, недостаточное финансирование перевозки товаров первой необходимости, отсутствие качественных бытовых условий.
Первой попыткой по отработке модели кочевого образования в автономном округе стало открытие в 2010 году региональной экспериментальной площадки в д. Лаборовая (Приуральский район). Учитывая особенности детей тундры, разработана и апробирована модель непрерывного образования, которая в первую очередь ориентирована на природу ребенка. Школа, представленная в данной модели – школа выбора, школа самоопределения. Согласно концепции данной модели обучение начинается в кочевом детском саду, что позволяет дать предшкольное образование всем детям 6-8 лет независимо от места проживания. Детский сад в данном случае организован на местах стоянок родителей. Воспитание в семье – вот коренное отличие модели.
В уставы всех муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих интернат, внесены изменения в части установления основных характеристик организации образовательного процесса для детей, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их кочевий.
Региональным институтом развития образования разработаны методические рекомендации по организации деятельности школ, осуществляющих обучение детей в местах кочевий, в том числе в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Уже сформирована сеть образовательных организаций, предоставляющих образование в местах кочевий, планируется развитие сетевого взаимодействия, повышение квалификации педагогических работников.
Одновременно с этим дополняется и перерабатывается перечень современного оборудования, организовано его приобретение, создаются условия для изучения языков и культуры коренных народов (создание электронной библиотеки - образовательного портала, разработка и издание мультимедийной продукции).
Реализуется план работы по методическому сопровождению образовательной деятельности в рамках кочевого образования с учетом стажировок, выезда методистов на места кочевий. Так, в 1 полугодии 2014 года проведены 5 окружных семинаров (с включением лекций, мастер-классов, круглых столов и практических занятий в форме открытых уроков, внеклассных мероприятий), на которых обучено 170 педагогических работников.
Благодаря практике его реализации образование становится максимально приближенным к местам проживания кочевого населения. Деятельность школ-интернатов, которые являются центрами образовательных округов, охватывает всю прилегающую к ним территорию, где проживают представители коренного населения. Любой родитель может письменно заявить о потребности в предоставлении своему ребенку кочевой формы обучения. Школы-интернаты, в свою очередь, должны обеспечить условия для реализации данной образовательной услуги.
Осуществляется мониторинг эффективности реализации проекта, его информационное сопровождение. Так, с целью выяснения потребности жителей округа в новой форме организации образовательного процесса в 2013 году среди взрослого тундрового населения проведено анкетирование о перспективах развития образования в местах кочевий (622 человек из 7 сельских территорий округа).
При ответе на вопрос о праве выбора формы обучения детей 86% отдают предпочтение школам-интернатам, как устоявшейся и зарекомендовавшей себя форме получения образования, 38% - за кочевой детский сад, 28% хотели бы обучать своих детей в кочевой школе. В зависимости от образа жизни, маршрутов касланий респонденты определили, что оптимальными формами работы кочевого воспитателя / учителя могут быть выездная форма, организация обучения детей на факториях и постоянное проживание в стойбище.
Для информирования кочующего населения об особенностях кочевой формы образования разработан, переведен на языки коренных малочисленных народов Севера и распространяется информационный буклет о кочевом образовании на Ямале.
Для справки. В 2013-2014 учебном году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 9 образовательных организаций предоставляют образование 53 воспитанникам в системе кочевого дошкольного образования (Приуральский, Тазовский, Пуровский, Шурышкарский районы), 35 детям – начального общего образования (Приуральский район), 8 – дополнительного (Надымский район).
Управлением образования Приуральского района разработаны программы развития кочевого образования на базе установленных модульных зданий в д.Лаборовая и фактории Паюта, обеспечивающих возможность проведении образовательного процесса, в том числе и в перспективе с использованием дистанционных образовательных технологий. Модули оснащены самым современным мультимедийным и цифровым оборудованием: подключены мобильный компьютерный класс, мультимедиапроектор, цифровые микроскопы; имеются развивающие игры (включая легоконструкторы и робототехнические наборы), методические рекомендации, учебные пособия (в частности, на электронных носителях).
Модуль, расположенный на этностойбище Земля Надежды (д. Лаборовая), обеспечивает продолжение реализации уже апробированной полустационарной модели кочевого образования и служит учебным классом для проведения занятий с детьми, проживающими на этностойбище и базовым ресурсным центром для кочевых учителей, выезжающих на обучение к месту проживания детей на стойбища.
Взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти стимулирует развитие проекта. Анализ маршрутов касланий кочевого населения и учет особенностей региона позволили определить 6 пунктов организации обучения детей (в 4 муниципальных образованиях округа) и сроки их подключения к сети Интернет.
С целью обеспечения доступного и качественного предшкольного образования тундровых детей, школы осуществляют дифференцированное обучение на родном языке (Сеяхинская школа-интернат, Ямальский район), апробируют модель сезонной кочевой школы (Овгортская школа-интернат, Шурышкарский район).
В Ямальском районе реализуется программа для предшкольных групп (152 ребенка) на базе 6 школ-интернатов, пять разделов которой отражают основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения национальным видам декоративно-прикладного творчества.
Преимуществом кочевой школы является построение учебно-воспитательного процесса с учетом образа жизни коренных народов, их мировоззрения. Моноэтнический состав обучающихся позволяет в полной мере реализовать концепцию национального образования и вести обучение на родном языке, что влияет на восприятие и усвоение произведений устного народного творчества, обычаев, игр, праздников.
Вместе с тем существует необходимость решения ряда проблем. Требуется доработка нормативной правовой базы для организации образования в местах кочевий на муниципальном и институциональном уровнях. Кроме того, что население, ведущее кочевой и (или) полукочевой образ жизни, еще недостаточно информировано о возможностях новой формы предоставления образования, руководители и педагогические коллективы ряда школ-интернатов, в свою очередь, не готовы к организации работы в данном направлении.
Необходимо насыщение материально-технической базы организаций специфичным оборудованием для организации кочевого образования. Сказывается и дефицит учебников нового поколения для детей коренных народов Севера, адаптированных для преподавания в местах кочевий. Актуальна потребность в кадрах из числа тундрового населения, имеющих педагогическое образование, с целью привлечения их в качестве кочевых воспитателей /учителей. Не решен вопрос об организации курсовой подготовки воспитателей из числа родителей для предшкольной подготовки своих малышей в условиях кочевья.
Немаловажно организовать оказание консультационной помощи детям получающим общее образование вне школы (самообразование), а также создать систему профессиональной ориентации и профильного обучения в условиях кочевья. Кроме того, необходимо предоставление услуг профессионального обучения в местах проживания (подготовка по направлениям: водитель малой моторной техники, оленевод, медицинская сестра, воспитатель детского сада и др.) и сопутствующих услуг (оказание профессиональных консультаций педагогами-психологами, логопедами, предоставление в пользование художественной и учебной литературы; доступа к сети Интернет, помощь в получении образования с помощью дистанционных технологий и др.).
"Модельные (видовые) характеристики сельской образовательной организации (учреждения)"
КОЧЕВАЯ ШКОЛА - малокомплектное сельское начальное общеобразовательное учреждение для обучения детей народов, ведущих кочевой образ жизни, непосредственно по месту их проживания без отрыва от семьи и национальных трудовых и воспитательных традиций [1].
История первой кочевой школы для детей-эвенков на севере Амурской
области начинается с 1920 г., задолго до того, когда ни о каком практическом современном опыте работы таких школ не могло быть и речи. В то же время имеется опыт кочевых школ в ранние периоды становления Советской власти [2].
Тогда начала развиваться и сеть кочевых школ. Учитель, перекочевывал
вместе с населением, во время стоянок обучал детей в яранге, чуме или юрте (традиционное передвижное жилище), где, не было элементарных условий для нормального обучения и воспитания детей. Учителю и учащимся приходилось заниматься сидя на корточках в дымном чуме, и тем не менее они добивались определенных совместных успехов [2].
С практикой кочевого образования уже несколько десятилетий экспериментируют в ряде стран: Нигерии, Кении (и других государствах Восточной Африки), Иране, Сирии, Индии, Киргизии, Монголии.
Кочевые учебные заведения в перечисленных государствах имеют множество форм от шатровых школ Корана в Сомали до лодок-школ (boat-school) в Бангладеше. Деятельность по распространению грамотности в бывших колониальных странах активизировалась в связи с запуском UNESCO международной программы “Education and the Millennium Development Goals” в 2000 г., цель которой – обеспечение всеобщим начальным образованием всех детей и взрослых до 2015 г.
“Передовиком” в разработке современного кочевого образования выступает Республика Саха (Якутия). Поэтому следующая информация будет представлена из закона “О кочевых школах Республики Саха (Якутия)” [5].
Статус кочевой школы
1. Кочевая школа – самостоятельное образовательное учреждение или филиал образовательного учреждения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
2. Кочевая школа создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.
Виды кочевых школ
К кочевым школам относятся: 1) кочевая школа (филиал). 2) начальная кочевая школа – детский сад. 3) общинная школа. 4) гувернерская школа. 5) таежная школа. 6) стационарная кочевая школа. 7) воскресная школа. 8) сетевая кочевая школа. 9) летняя кочевая школа.
Организация образовательного процесса в кочевых школах
1. Кочевые школы по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разрабатывают с учетом местных условий и утверждают годовые календарные учебные графики.
2. В кочевых школах действует государственный образовательный стандарт.
3. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, сетевого (в том числе дистанционного) и дуального образования, экстерната устанавливаются учредителем кочевой школы на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся и отражаются в уставе кочевой школы.
4. Учредитель кочевой школы создает условия для реализации индивидуальных учебных планов учащихся кочевой школы с учетом особенностей освоения образовательных программ и образовательных потребностей учащихся.
Подготовка педагогических работников для кочевых школ
Подготовка педагогических кадров для кочевых школ ведется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации с учетом потребностей республики в кадрах, рассчитанных на основе мониторинга, проводимого государственным органом управления образованием Республики Саха (Якутия), а также с учетом образовательных потребностей личности. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов широкого профиля по двум и более педагогическим специальностям.
Права учащихся кочевой школы
Учащиеся кочевой школы имеют право на:
1) воспитание в кочевой семье, приобщение к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, приобретение трудовых навыков; 2) охрану здоровья; 3) образование на родном языке; 4) участие в делах семьи, школы, общины; 5) труд в общине и его вознаграждение в установленном порядке [6].
ОБРАЗОВАНИЕ В МЕСТАХ КОЧЕВИЙ НА ЯМАЛЕ
За прошедшие годы в результате поиска наиболее эффективных путей организации образования в местах кочевий на Ямале сложились разнообразные модели кочевого образования, учитывающие сложившуюся инфраструктуру и род занятий местного населения.
Сегодня на территории Ямала предоставляют образование в местах кочевий 22 образовательных организации: 17 детских садов и 5 школ. Кочевым образованием с учетом предшкольной подготовки охвачено свыше 250 детей.
В атласе кочевого образования представлены модели кочевого образования, функционирующие на территории Ямала в 2016 году.
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЕРЕВНЯ ХАРАМПУР ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СЕЛО ОВГОРТ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Список использованной литературы:
1. Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009
2. Головин А.Ф. КОЧЕВАЯ "ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ"
3. Кронгауз, Ф.Ф. Первые шаги Советской власти в области строительства школ (1917-1930). Просвещение на Крайнем Севере. - Ленинград, 1967 - Вып. 15.-28 с.
4. Кронгауз, Ф.Ф. Первые шаги Советской власти в области строительства школ (1917-1930). Просвещение на Крайнем Севере. - Ленинград, 1967 - Вып 38 с.
5. А.Н. Терехина ЭО, 2017 г., № 2 "КОЧЕВЫЕ ШКОЛЫ: ОГРАНИЧЕНИЯ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ?"
Система образования для кочевых народов Севера должна быть многоуровневой. Надо строить кочевые школы. Учитель должен обладать целым спектром компетенций, причем не только педагогических: искусно владеть малой снегоходной техникой и современными методами навигации, в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь. Необходимо использовать достижения западной цивилизации: интерактивное обучение через Интернет. Можно развивать систему тьютеров, чтобы учитель на быстроходном снегоходе перемещался от стойбища к стойбищу. Но при этом учитель должен быть мультиспециалистом. Успеха в реализации задач кочевой школы может достичь педагог, вышедший из этой среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_seliversova_n.i.docx | 49.35 КБ |
prilozhenie_seliverstova_n.i._.docx | 30.21 КБ |
seliverstova.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Селиверстова Неонила Игоревна
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
б) школы - интернаты советских времён;…………………………..…….…………. 5
- Последствия системы интернатского обучения. ….……………….…..……………5-6
- Кочевая школа – будущее коренных малочисленных народов Севера…………. 6-8
- Результаты беседы с воспитанниками интерната п. Мыс Каменный…………..…8-9
- Заключение…………………………………………………………………………. …9
- Список литературы…………………………………………………….……………….10
- Приложение…………………………………………………………………….…….I-VII
Селиверстова Неонила Игоревна
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
II.1. Основная часть. Историческая справка. Ненцы — один из коренных
Очевидно, что интернаты не могли не оказать серьезного воздействия на культуры народов Севера, должны были изменить каналы передачи традиционных знаний и существовавшую систему социализации. Дети обучаются физике и математике, но забывают обычаи предков и не могут вернуться в тундру. Они либо остаются в поселках, либо уезжают в города. Иногда мальчишки еще пытаются после 6-7-го классов сбежать к отцу в тундру. Но если мальчики в ней не росли, они теряют много навыков и их процесс взросления затягивается до 20-25 лет. Они слишком многого не умеют. Тогда как их сверстники, которые кочевали с отцами, уже в 15-17 лет обычно могут жениться и пасут свое стадо. Неграмотных и малограмотных в тундре становилось все меньше. К сожалению, в 1975 году на территории Ненецкого округа закрылся последний Красный Чум.
II.2. Последствия системы интернатского обучения. В начале XX века уровень
Деятельность интернатов оценивается далеко не однозначно. С одной стороны, большинством признаются заслуги этой системы в деле просвещения малочисленных народов Севера, в формировании слоя национальной интеллигенции, в интегрировании коренного населения в российское общество, а с другой, в них видят одну из основных причин современного бедственного положения этих народов. Большинство авторов, пишущих об интернатах, сходятся в оценке их деятельности на Крайнем Севере и в основном одинаково для всех регионов описывают ее результаты . (Приложение VII)
II.3. Кочевая школа – будущее коренных малочисленных народов Севера. В
Что же из себя представляет кочевая школа? Новая модель образования пока будет реализовываться в начальном школьном звене и дошкольном воспитании. В 2011 году открыли сеть инновационных площадок во всех районах ЯНАО и городе Салехарде, чтобы выяснить специфику организации национального образования с учетом проживания на Ямале представителей разных северных народов (ненцы, ханты, манси, селькупы, коми). В итоге, в Тазовском районе на факториях уже организованы кочевые детсады. В селе Самбург Пуровского района детям преподают традиционные виды хозяйства. Сегодня в округе проходит испытание несколько вариантов организации кочевого образования. Один из них предусматривает закрепление педагога за бригадой оленеводов, вместе с которой он каслает, другой — за территорией, где учитель передвигается от стойбища к стойбищу. (Приложение IX)
В недалёком будущем учитель будет кочевать вместе со всеми или приезжать на какое-то время и занимается с детьми. Однако существует опасение: из-за появления новой образовательной формы придется закрыть интернаты. Но пока кочевая школа создана для обучения детей лишь на первой ступени. После четвертого класса они все равно отправятся в интернаты: представить обучение для старшеклассников в условиях тундры, например урок химии в чуме, весьма сложно. В кочевой школе есть один бесспорный плюс: ни один из языков народностей России не является в школах языком обучения, а в кочевой школе уроки ведутся на родном языке кочевых народом, что можно назвать большим подспорьем в деле сохранения языка и культуры этих народов. (Приложение X). Еще один вариант организации образовательного процесса в тундре — на факториях, где оленеводы останавливаются на время. В этот период занятия в полустационарной школе проводятся в специально оборудованных помещениях. Их оснастят образовательными модулями, состоящими из морозоустойчивых блок-контейнеров. В планах — обеспечить такие школы интерактивными досками и планшетниками.
Какая из форм организации кочевого образования приживется на Ямале? Время покажет. Но уже с начала реализации программы специально созданный координационный совет при губернаторе, куда входят представители различных департаментов, ведет мониторинг ее эффективности и изучает мнение коренных жителей. Некоторые высказывают сомнения, полагая, что знания, полученные в проверенной временем классической школе, более фундаментальны. Со временем благодаря высокоскоростному Интернету и облачным технологиям качество образования в чуме повысится. В помощь кочевому учителю и его ученикам будет организована единая окружная образовательная база, куда войдут все методические разработки, задания и материалы [6] . (Приложение XI).
Каким должен быть кочевой учитель? Он должен обладать целым спектром компетенций, причем не только педагогических. Например, искусно владеть малой снегоходной техникой и современными методами навигации. А в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь (Приложение XII).
По словам Анны Неркаги [7] , кочевая школа - это новый уровень и форма образования. В основу обучения положен принцип семейного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. После окончания девятого класса выпускники школы продолжат обучение в Ямальском многопрофильном колледже или Ямальском полярном агроэкономическом техникуме. Они изучат основы оленеводства и рыболовства, получат специальности разъездного фельдшера, учителя кочевой школы или менеджера этнотуризма . (Приложение XIII)
II.4. Результаты беседы с воспитанниками интерната п. Мыс Каменный.
Совсем недавно мы встретились с воспитанниками интерната п. Мыс Каменный. В ходе беседы выяснилось, что не все ребята знают о кочевых школах. А когда им рассказали, что собой представляет такая школа, и какие перспективы открываются перед ребятами, то воспитанники интерната стали более разговорчивыми. Все они вспоминают, как 6-7 летними детьми их оторвали от родителей. Практически из них никто не знал русский язык. Сложно было адаптироваться в посёлке, хотя некоторых ребят родители привозили в посёлки и рассказывали совсем о другой жизни.
Многому дети учатся во время летних каникул: арканить оленей, ставить капканы, ловить рыбу, ходить на охоту, шить ягушки, выделывать шкуру, ставить и разбирать чум, сооружать нарты, вышивать бисером и многому другому. За 9 месяцев навыки теряются, поэтому в следующие летние каникулы приходится снова учиться мастерству. Хотя в интернате тоже обучают и вышивать бисером, и вырезать по дереву, но секреты мастерства всё-таки передают родители.
Таким образом, проживая и обучаясь в тундре, маленькие жители не замкнутся в северном пространстве, а приобщатся к благам цивилизации, будут подготовлены к обучению в 5-11 классах, станут полноправными членами мирового сообщества. Все это даст возможность юным северянам быть востребованными.
После беседы с ребятами выяснилось, что уже определились в выборе профессии учителя кочевой школы 3 воспитанников интерната.
- Заключение. Подводя итог нашей исследовательской работе, хотелось,
А успеха в реализации задач кочевой школы может достичь педагог, вышедший из этой среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией.
[2] В системе образования открыта окружная экспериментальная площадка по отработке модели такой школы-сада (фактория Лаборовая, Приуральский район). Базовым образовательным учреждением выступает Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования. В эксперименте участвует Ямальский многопрофильный колледж (Салехард).
[3] Следует отметить, что внедрение интернатской системы происходило и в других странах циркумполярного региона (Аляска, Канада, Гренландия), подобная система интернатов существовала и для индейцев более южных районов США.
[4] Эвенкийский язык, как и многие другие, включен ЮНЕСКО в список исчезающих – от силы процентов 20-30 эвенков еще могут на нем полноценно общаться.
[7] Ненецкая писательница Анна Неркаги вошла в российскую и мировую литературу словно ураган, издав в семидесятые — девяностые годы прошлого века одну за другой четыре повести, получившие широкую известность.
Предварительный просмотр:
Из воспоминаний очевидцев.
Час полета стоит больше 90 тысяч рублей. 50 миллионов — примерно столько каждый год уходит на то, чтобы на вертолетах, катерах и оленьих упряжках доставить школьников в поселки.
Основной сферой деятельности ненцев являются традиционные отрасли хозяйства – оленеводство, охотпромысел и рыболовство. Кочевой образ жизни ненцы сохранили на западе (Канинский полуостров), на востоке (Большеземельская тундра) и частично в центральной части округа. В юго-восточной части Ненецкого округа ощущается внимание к проблемам оленеводов со стороны государства и нефтяных компаний, и это связано с интенсивными нефтяными разработками. Сохранение и развитие традиционной культуры, языка и хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера (КМНС) относится к числу важных социально-экономических задач современной России.
В истории взаимоотношений интернатов с культурой ненцев Ямала можно выделить три основных этапа, каждому из которых соответствует своя конфигурация межкультурных контактов. Первый этап (1930 - середина 1950-х годов) не имел серьезных последствий для ненецкой культуры, и интернаты занимали по отношению к ней внешнее положение; второй этап (конец 1950 -1960-е годы) связан с началом массового обучения ненецких детей, которое сопровождалось активным и агрессивным насаждением европейской культуры, для этого этапа характерно начало интенсивных контактов интернатов с аборигенной культурой. Приход второго поколения учеников (примерно с конца 1970-х годов) знаменует собой начало третьего этапа взаимоотношений, при котором интернаты уже занимают определенное положение в ненецкой культуре.
При сравнении современного состояния ненецкой культуры с периодом, предшествовавшим началу интенсивных контактов с интернатами, обнаруживается высокая степень сохранности тех ее основных компонентов, на которые интернаты на протяжении всей своей истории оказывали непосредственное давление (язык, культура питания, система личных имен и обращений, одежда, представления о чистоте). Вместе с тем, в этих же сферах фиксируется наличие заимствованных под влиянием интенсивных контактов элементов, которые не разрушили существовавшие системы, а были ими адаптированы.
О ситуации, в которой оказались языки народов Крайнего Севера к концу XX века, написано много. Обзор этой литературы не входит сейчас в нашу задачу; важно подчеркнуть, что практически все авторы указывают на бедственное положение этих языков.
Перепись фиксирует произошедшее годы у всех этих народов (кроме ямальских ненцев) значительное снижение доли лиц, считающих титульный язык родным. При сопоставлении этих данных с имеющимися сведениями за 1926 год становится очевидным, насколько значительно сократилось это число за рассматриваемый период.
Совершенно иначе на этом фоне выглядит положение титульного языка у ямальских ненцев. Согласно переписи 2010 г., доля тех, кто назвал родным язык своей национальности, у них самая высокая из всех народов Севера, а скорость снижения этого показателя от переписи к переписи самая низкая. Даже если принять во внимание, что данные переписи не совсем надежны, можно видеть, что положение ненецкого языка существенно отличается от положения других северных языков.
Данные переписи 2010 года
Ямало-Ненецкий автономный округ
Национальный состав и владение языками, гражданство
Численность населения соответству-ющей национальности
Читайте также: