Как купаются чукчи в чуме
и посмотрел их быт и нравы.
(Это самый Север моей большой, большой Родины)
У меня есть шкуры бурого и черного гималайского медведя и мне очень захотелось заиметь обязательно шкуру белого медведя, хотя бы лоскуток 10 на 10 см. А где можно найти такую шкуру, только на самом севере нашей большой страны и вероятней всего у настоящих чукчей она точно есть, как я наивно полагал…
Как-то раз, ранней, ранней весной, на самый север к геологам на ледовитый океан летел вертолет МИ 8 на 2-3 дня, и я упросил вертолетчиков подкинуть меня на какое нибудь отдаленное стойбище первобытных чукчей. Раньше с вертолетчиками о таком очень просто можно было договориться за бутылку, две, три спиртного.
Если надо сесть вертолету в неположенном месте или кому-то вдруг очень приспичело, просто останавливается самопишущий барометр высоты – своеобразный черный ящик полетов, а куда после полетел сам вертолет, раньше никак не фиксировалось. Это сейчас есть разного рода джипис навигаторы, а в том, далеком прошлом, ни чего такого и подобного этому не было, лети куда захочешь, но далеко от своего маршрута не удаляясь, так как время полета все-таки фиксируется при возвращении на аэродром, а если маршрут полетов состоит из нескольких дней, то пилот вертолета вообще вольный как птица и его сдерживает только наличие в баках горючего…
Закупив на большой земле почти ящик водки (основная валюта на севере, да и в других диких и не диких местах) и взяв на всякий случай по банке тушенки, сгущенки, чая и сухарей (черт его знает, что они там едят) я и, загрузился в вертолет. Мы долго летели, а внизу расстилалась безбрежная тундра и вот мы подлетаем к стойбищу, состоящему из трех чумов-яранг и наибольший чум стоял посередине. В метрах 100 от чумов (чтоб никто из чукчей и оленей не угодил под лопасти) вертолет быстро приземлился и так же быстро улетел, а я побрел, под тяжелой ношей рюкзака позвякивая бутылками и упираясь под этой тяжестью своим взглядом в истоптанный оленями ягель.
При подходе к ярангам и уже окруженный местными аборигенами, обнаружилась натоптанная тропинка в ягеле, длиной всего-то метров 30 и ведущая в основном к большому чуму. Уже подходя к этой яранге, я с удивлением увидел, что с лева и справа от этой вытоптанной в ягеле тропинке лежит явно человеческий дерматин в рулонах и листах. Я ведь какой не какой, но охотник и собачье или звериные экскременты от человеческих могу все-таки отличить. Это все меня страшно поразило, ну понятно, что в тундре не спрячешься, ну зайди ты хоть за чум, зачем же перед чумом-то гадить.
Так я под своей тяжестью озадаченный и ввалился в наибольший чум и встал в оцепенении как вкопанный на его пороге, так как в нем, в интимном полумраке были только полуголые до пояса молодые и старые женщины, принимавшие воздушные ванны и что-то там свое мастеря, ведь чукчи почти совсем не моются по другому. Я совсем растерянный попятился назад, позвякивая бутылками в рюкзаке, тут-то меня и встретил прибежавший хозяин стойбища, и пригласил в правый чум поменьше.
Пока мы ели не совсем свежую строганину с хозяевами стойбища и запивали ее водкой или наоборот, так я и не понял. А женщины в это время что-то парили и жарили. Хозяева яранги почти совершенно не говорили по-русски и хорошо, что среди них был малец лет 9-10, который несколько лет учился в школе интернате на большой земле и поэтому все наши разговоры хоть как-то мог переводить. Стол был не богатый яствами, но очень сытный и когда мне предложили рыбу с явным душком, я естественно вежливо отказался.
Почти в конце застолья, ко мне молча, подошла девчушка чукчи лет 13, и как я понял, ее мне стали сватали на ночь. Я, конечно же, отказался, запаивая хозяев водкой, что бы они на меня не обиделись. Ведь у нас европейцев все это принято делать украдкой, как бы воруя, а здесь сами же родители предлагают это сделать, да еще в своем собственном чуме. А у нас европейцев так не принято. Понятно, что нельзя долго самим по себе скрещиваться и это чукчи на уровне звериных инстинктов это все понимают, но мне от этого их звериного понимания легче не становится.
Проснувшись утром с похмелья, я оказался один в чуме и начал все окружающее изучающе рассматривать и обратил большее внимание на то место в чуме, которое мне напомнило красный угол с иконами в крестьянской избе. В котором укромно стоял маленький деревянный идол, еще какие-то принадлежности их религиозного культа и обтянутый оленьей кожей бубен, а также среди этого всего висело нечто наподобие бус, но явно не бусы, так как в этом всем не было никакой симметрии.
К кожаному ремешку были привязаны разноцветные камушки, всевозможные ракушки, тряпочки, деревянные завитки ерника – карликовой березы и т.п. безделушки, но все выглядело первобытно красиво. Тут в чум вошел мой малец-переводчик, и я сразу же спросил у него, что это такое и что это все означает.
ААА, говорит он, это мол записная книга истории нашего стойбища. Вот видишь крепко затянутый жилой оленя черный камушек, это большой мор оленей был, а это моя мать родилась и т.д. и т.п. Ведь у чукчей нет письменности, и они так записывают все, что произошло с ними. Это что-то на подобии узелковой письменности или памяти их кочевого племени.
Уже почти выходя из чума, я вспомнил о том, что лежит вдоль вытоптанной в ягеле тропинки справа и слева и спросил у этого мальца, что бы это все означило. Как я понял из его повествования, это тоже записная книжка, наподобие узелковой письменности, но только это уже гостевая книга от благодарных гостей. Каждый благодарный гость, как бы этим всем наваленым говорит спасибо всем хозяевам стойбища. Вы меня накормили, напоили, спать уложили с женщиной, вот я и наклал Вам всем в благодарность свою кучу дерьма перед вашим чумом.
Выходит хозяин каждый раз утром из чума и видит, вон то, тонкое и длинное - это вон тот гость был и это оставил, вон видишь от него малыш белобрысый бегает, а это толстое и короткое от того-то гостя - вон пацанка от него синеглазая прыгает.
В общем-то, в тундре нет комнатных и других поганых мух, только одни хищные и кровососущие насекомые и когда разберешься во всех этих тонкостях, то все становится логичным. Постоит, постоит стойбище скотоводов-кочевников на одном месте и переберется на новое место в этой необъятной тундре, вот записная книжка благодарных гостей и опять начинается с чистого листа.
Но шкуру белого медведя я у чукчей так и не добыл, обидно, досадно, да ладно, все-таки не так просто слетал к чукчам и узнал от них много для себя нового.
Но вот почему Мы-то Все как гости Сами себе гадим перед своим же собственным домом и даже в своём собственном дому, Я так и не понял - линять отсюда уже все, все единым скопом собираемся на новое стойбище чё-ли.
Вечно ВРИО НАЧ СДП МЕДВЕДКА
Если желаешь посмотри мою монографию - Скопируй её название и вставь в браузер
Мультипериодический закон эволюции
Некоторые места планеты поражают воображение своими климатическими условиями и особенностями быта обитающих там народов. Одно из таких мест – Крайний Север. На земле не найти более сурового края. В условиях вечной мерзлоты найти там что-то живое достаточно сложно. Редкое растение и животное выдержит такую температуру. Однако и в тех сложных условиях люди приспосабливаются к жизни. Одним из народов, населяющих северный край, являются чукчи. О них и пойдет речь в данной статье.
Кто такие чукчи
Чукчи – это древние обитатели крайнего северо-востока Сибири. По роду своей деятельности они делятся на кочевые, оседлые и пешие. У чукчей издревле сложилось два основных типа хозяйства. Первый – это оленеводство, а второй – морской промысел. И оседлые, и кочевые чукчи ведут весьма скромный образ жизни.
Домашняя утварь содержит лишь самое необходимое количество предметов, изготовленных в основном из дерева. Один из вопросов, часто интересующих пользователей Сети: как моются чукчи? Ходит множество слухов о том, что чукчи якобы вообще не моются или моются раз в год.
Моются ли чукчи
Принять горячую ванну или душ в условиях Крайнего Севера – задача практически невыполнимая. Поэтому с давних времен так повелось, что жители северного региона практически не мылись. У чукчей даже было поверье, что во время мытья из тела человека вымывается сила и здоровье. Это неудивительно, поскольку даже в нагретой палатке температура воздуха редко повышается выше нуля. Чтобы защититься от холода, чукчи вынуждены натирать свои тела жиром, который предохраняет их от переохлаждения. Смывая жир, они становятся незащищенными от лютых морозов. Исходя из всего, становится понятным, почему чукчи не моются. Однако способы очищения тела они все же придумали.
Как моются чукчи
Местные жители изобрели такой способ: они периодически собирались стойбищем, обмазывали свои тела жиром нерпы, разводили огонь и грелись около костра. Грязь, налипшая на тело, смешивалась с растопленным от костра жиром. Взяв в руки специальные скребки, чукчи соскабливали грязь с жиром со своих тел.
Есть еще один способ того, как моются чукчи. Для очистки своего тела от загрязнений жители Крайнего Севера придумали носить кожаную одежду ворсом внутрь. В результате этого происходит механическое очищение кожи при помощи ворсинок.
Современные условия
Конечно же, технический прогресс дошел и до таких отдаленных от цивилизации уголков планеты, как Крайний Север. Еще со времен советской власти жителей тундры стали принудительно приучать к банным процедурам. Данный процесс с течением времени прижился.
В нынешний час современные оленеводы получили возможность использовать мобильные бани. В их распоряжении имеются также миниатюрные переносные печи. Это, конечно же, делает процесс очищения тела гораздо более простым и удобным.
Однако, несмотря на все достижения современности, жители Крайнего Севера, по сравнению с другими народами, принимают ванны гораздо реже. Для них жир, который они наносят на свое тело, – это важный помощник в борьбе с суровыми холодами. Поэтому они не сильно торопятся с ним расставаться.
Интересные факты
Как и где моются чукчи, мы разобрались. Стоит отметить также физиологические особенности данной народности. Несмотря на то что жители Крайнего Севера достаточно редко моются, от них не исходит резкий, неприятный запах. Северные народы не нуждаются в дезодорантах. Мало того, ходят даже слухи, что после того, как под влиянием советской власти чукчи стали регулярно мыться, их кожа стала трескаться и кровоточить. Ушная сера у жителей тундры также отличается от европейской. Если у нас она вязкая и липкая, то у народов Севера она совершенно сухая.
Заключение
Многие люди приходят в шок, когда узнают, как моются чукчи. Тот, кто привык принимать душ каждый день, не может себе представить, как можно не мыться неделями. Однако следует учитывать и физиологию разных народов мира, и климатические условия, в которых они проживают. У чукчей нет нужды мыться каждый день. Во-первых, в условиях суровых морозов они практически не потеют. Во-вторых, их пот, даже если он и образовывается, не имеет неприятного запаха и не доставляет таких неудобств, как жителям более жарких регионов. А в-третьих, защитная пленка на коже в совокупности с нанесенным на нее жиром – это самая главная защита от лютых морозов Крайнего Севера.
Все знают, что в традиционных условиях своей жизни народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, ханты, манси, эскимосы и т.п. – никогда не практиковали мытья тела. Обычно это объясняют просто: в тундре девять месяцев в году лежит снег, да и летом вода холодная, чтобы её согреть – нужно много топлива для костра, а где его взять в безлесной тундре, и т.д. Это очевидная причина. Но есть и более глубокие.
Не мытьё, а очищение
Всякий народ, до начала индустриальной эры с её миграциями, был приспособлен к своей природной среде. И всякий на свой манер заботился о гигиене тела. Не составляли исключения и народы Крайнего Севера. Время от времени они совершали процедуру очищения тела. Чукчи, ненцы, эвенки и другие, живущие традиционным хозяйством в тундре, практикуют её до сих пор.
Она заключается в том, что жители стойбища собираются вокруг очага в яранге или чуме, набрасывают на себя всю имеющуюся одежду и начинают преть. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и начинают скрести друг другу кожу костяными скребками. Закончив эту процедуру, обильно смазываются жиром нерпы.
Как выяснилось, этот способ очищения кожи является самым оптимальным в условиях круглогодичного обитания в суровом климате арктической тундре. Но чтобы это признали учёные, пришлось пройти через многочисленные трагедии.
Что русскому здорово, то чукче смерть
Нельзя сказать, что культбазы принесли только вред. Было в них и много положительного, прежде всего – распространение информации. Школы, библиотеки, радиоточки сильно расширили кругозор коренных народов. Кроме того, тут была возможность приобрести промышленные товары, а также получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем у шаманов.
Но нельзя отрицать и отрицательную сторону контакта двух культур, из которых одна, к тому же, агрессивно навязывалась. Аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях при культбазах, а для детей эта процедура сделалась обязательной. Однако вместо ожидаемого укрепления здоровья, мытые туземцы стали чаще болеть и умирать. Особенно ярко это выразилось у детей. Это послужило причиной частых побегов и похищений детей из школ при культбазах в родные стойбища, а также многочисленных восстаний народов тундры против советской политики в 1930-50-х гг.
Адаптация народов Севера к своей среде
Вред, причинённый здоровью северных народов насильственным внедрением банных процедур, созданных другими народами в других природных условиях, уже давно не решается отрицать никто, кто знаком с реалиями Севера. В чём же дело?
Здесь можно выделить три важнейшие причины. Во-первых, организм туземцев, сотни поколений которых не мылись в горячей воде, иначе реагировал на воздействие высоких температур. У северных народов гораздо быстрее, чем у русских, возникали в таких условиях явления сердечной недостаточности.
Во-вторых, горячая вода оказывала, также из-за длительного приспособления к совсем другому способу очищения тела, вредное действие на кожные покровы туземцев. Жир, которым они регулярно смазывали себя, предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения, а также (хотя и не полностью) и от болезнетворных бактерий. Это была защитная плёнка, лишаясь которой, абориген Севера становился гораздо уязвимее к воздействию морозов и возбудителей болезней.
И, наконец, третье. Летом в тундре, как известно, очень много комаров. Это ещё полбеды. В разгар лета начинается массовый лёт гнуса. Он продолжается обычно недели две, но это поистине самое адское время года там. Даже для исконных обитателей, которые, казалось бы, должны быть привычнее. Однако известно, что во время лёта гнуса иногда не выдерживают даже олени и, обезумев, бросаются в реки. Слой задубевшей кожи, смешанной с жиром, на лицах и кистях рук туземцев, как оказалось, служит природной защитой от гнуса и комаров. Насекомым сложнее кусать сквозь него до крови, да и запах собственно человеческого тела он отбивает. То есть отсутствие мытья позволяло народам Севера легче переносить периоды массового размножения кровососущих насекомых.
Спаивание и отчуждение от привычного образа жизни
Само мытьё при этом превращалось в профанацию. Зайдя в баню и окатив себя водой один разок, абориген выходил, показывал на струящиеся по нему потоки воды и тут же требовал положенную награду… Наверное, нет необходимости лишний раз пояснять, сколько коренных жителей быстро унесла к духам предков такая практика, при их генетически обусловленной низкой толерантности к алкоголю.
В наше время представители коренных народов Севера, живущие в городах, переняли и такой атрибут городской цивилизации, как душ и ванны. Это стало возможным не только в связи с отказом от традиционных способов хозяйствования, но и по причинам появления одежды, лучше защищающей от холода, электрификации стойбищ и распространения различных репеллентов от насекомых.
Тем не менее, знающие люди утверждают, что и в этих условиях северные народы значительно реже, чем русские, прибегают к водным процедурам. Дело не только в многовековой привычке. В последнее время некоторые учёные начинают обращать внимание на то, что слишком частое мытьё, вошедшее в моду в современных городах, оказывается вредно и для европейцев.
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Что делать, если друг начнет тонуть в море? Спасать его самостоятельно, звать на помощь, бросить ему доску или плавательный круг либо надеяться, что он сам выплывет? Чукчи точно знали: ничего делать не нужно. В море, по их поверьям, обитают духи, которые отвечают за переход в иной мир. И предпринимать какие-либо действия означает препятствовать могущественным существам.
Предки чукчей заселили территорию Чукотки (Российская Федерация) на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. Сейчас численность этого народа немногим более 16 тыс. человек. Некоторые покинули прибрежные регионы Северного Ледовитого океана и расселились на территории России, Северной Америки и европейских стран.
Вот 15 любопытных фактов о луораветланах, которые откроют вам их жизнь с новой стороны.
По поверьям чукчей, духи обитают во всех предметах и явлениях. После достижения зрелости человек мог почувствовать в себе шаманские силы и под влиянием духов поменять пол. При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот.
К началу XX века этот обычай полностью изжил себя.
Чукчи селились в ярангах — невысоких палатках из кожи с отверстиями для вентиляции, которые затыкались мехом. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром.
Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада. Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни.
Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит.
Развод всегда был делом простым, и примерно треть женщин чукчей разрывала семейные узы хотя бы раз в жизни. И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он (или она) уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей (от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом), и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье.
До начала XX века существовала традиция группового брака (в котором инициатива все-таки принадлежала женщине), но потом постепенно исчезла.
Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного.
Для защиты от холода матери так закутывали детей, что малыши были похожи на шары. А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности.
Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе.
Глава семьи обладал неограниченной властью и распоряжался жизнью любого из своих родственников. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2–3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками.
В. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай.
Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо (копальхен) и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя.
Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус.
Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия. Однако именно мясо оленей для них является наиболее здоровой и подходящей пищей.
Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе и, несмотря на сильный ветер и мороз, не выказывали никаких признаков неудовольствия. А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем. Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы. Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться.
Также чукчи проявляли удивительную выносливость: пастухи могли проводить по 2–3 суток без сна, а на охоту мужчины всегда отправлялись с небольшим запасом пищи. В случае неудачи охотники могли почти ничего не есть несколько суток, но не теряли проворства в преследовании добычи.
Однако временами даже железные организмы чукчей давали сбой. Так, молодая женщина, проведя весь день за шитьем, ночью стерегла стадо. А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу.
Этнограф В. Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха.
Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок.
Наталия Белякова
Или вернулись сюда осознанно — на территорию, официально признанную лишь условно пригодной для постоянного пребывания.
Оленеводство и морская охота
У коренных народов Чукотки три столетия назад сложился симбиоз двух типов хозяйствования.
Тундровое оленеводство — исконное занятие довольно воинственных кочевых племен, пришедших на Чукотку в XVI веке. Носители этой ДНК до сих пор считаются хранителями традиций, и чукотский язык распространен среди них сильнее всего.
Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов.
Морзверобои и тундровики встречаются осенью на ежегодном празднике оленя. Обеим сторонам есть что предъявить: тысячные оленьи стада vs добыча морских охотников.
Туристам в бригадах оленеводов и в поселках морзверобоев рады, и это не этнографический аттракцион. С теми, кто прибыл с материка, интересно поговорить и степенно обменяться опытом.
Коренные народы полярной тундры и арктического побережья знают многое из того, что неведомо на Большой земле, и обмен получается вполне равноценный. Например, обсудят плюсы и минусы складной новомодной яранги и традиционной, из шкур оленя.
Пока родители находятся со стадами оленей в тундре, дети живут и учатся в интернате в поселке оленеводов.
Яранга — модель мира
Традиционное жилище чукчей — это целый мир. В доме, который некогда вмещал патриархальную семью из двух-трех поколений, сейчас, как правило, проживает одна — родители и дети. Быт подчиняется тысячелетним ритмам, и разве что генератор позволяет уверенно смотреть в будущее, да цифровая тарелка свидетельствует о приобщении к цивилизации.
В остальном та же простодушная, но крепкая вера в то, что конструкция яранги символизирует мироздание, где цепи, спускающейся с центра потолка, касаться ни в коем случае нельзя — будет буран или еще чего хуже.
Имена новорожденным чукчи обычно выбирают за три месяца. Стараются не повторяться: имя — по-прежнему эксклюзив, его надо заслужить, чем-то проявив себя.
Российские стандартные имена обязательны, дополнительные неофициальные чукотские — роскошь.
Как накормить духа
Обряд общения с духами лаконичен: несколько капель огненной воды на землю плюс по щепотке всех видов еды со стола. Также обязательно приветствовать духа убитого животного — его славят как кормильца и только потом разделывают как добычу.
На вольном выпасе и гребне волны
Местная еда — локальная, органическая — попадает на стол в результате промысла.
Нерпы высовывают любопытные усатые морды в Анадырском заливе. Киты показывают спины — часто, хвосты — реже, под настроение — в заливах Чукотского и Баренцева моря. Из-под колес трэкола выскакивают куропатки, а на стоянке видны свежие следы песцов, иногда даже волков. Вот тут лось прошел. Все это — основа местного рациона наряду с олениной. Обычное меню — котлеты из оленины, бульон из мяса ластоногих, медвежатина или стейки из кита.
Туриста от резидента легко отличить по гастрономическому поведению. Приезжий набросится на икру — и его можно понять, она здесь крупная и невозможно вкусная, особенно кетовая. Обитатель Чукотки скорее предпочтет строганину чира или хариуса: нежные лепестки обмакиваются в смесь соли и перца и отправляются таять на языке.
Есть и безусловная экзотика. Итильхин — янтарный деликатес из сала и кожи кита – легко усваивается, а велькопахен — испытание для крепких духом и желудком. Это мясо моржа невыносимо ароматно: сначала его зашивают в шкуру оленя, там оно ферментируется около месяца, а затем подается гостям.
Есть на Чукотке поговорка: "Чукча, по собственной воле в воду не полезет". На Чукотке, до прихода русских, не было традиции мыться, и уж тем более купаться. Как анекдот (не в смысле весёлый, а как история), ходила в народе молва об оленеводе, которого санрейсом доставили в больницу, помыли перед операцией и он, от избытка кислорода, скончался.
Курьёзных случаев с приучением чукчей и эскимосов к водным процедурам было много. В 1930-х годах, одна из первых педагогов в Сирениках, много рассказывала детям о бане и необходимости соблюдения гигиены. Однажды учительница уехала из посёлка по делам, а когда вернулась узнала, что ученики заболели. Один из школьников, сагитировал детвору принять баню, чтобы их быстрее приняли в пионеры (о которых учительница тоже много рассказывала). Бани в посёлке в то время не было, поэтому рассказ учительницы был устным. Из услышанного дети поняли, что нужно мыться. А где в посёлке 1930-х годов взять воду? В реке! Дети залезли в холоднющую речку, сидели там до посинения и, как следствие, заболели.
Но все эти исторические анекдоты давно в прошлом. А в настоящем вопрос, который недавно задал читатель: можно ли купаться на Чукотке?
Можно, а в иных случаях даже нужно. Бытовое мытьё дома под душем и в бане в рассчёт не берётся. Сегодня на Чукотке моются все. Даже там, где нет централизованной системы водоснабжения.
В некоторых населённых пунктах есть бассейны: Анадырь, Билибино, Провидения. В Эгвекиноте большой бассейн на ГРЭС закрыли, но в посёлке есть маленький бассейн примерно 4х4 метра.
2. Бассейн с морской водой в посёлке Провидения
Ещё одним видом купания, хотя и весьма специфическим, являются крещенские купания. В последние лет пять они набирают популярность в народе. Купания происходят в купелях, в которые закачивают воду из пожарных цистерн.
3. Крещенские купания
Настоящие же купания, причём круглогодичные, устраивают на горячих ключах. Заковыка в том, что находятся источники только на восточной Чукотке и вне населённых пунктов.
4. Самые большие горячие ключи расположены недалеко от Лорино. Что характерно, снежники возле ключей сохраняются всё лето, что придаёт купанию особый флёр.
5. Не устаю повторять, что наибольшие эмоции в горячих ключах получаешь зимой. Самое трудное в этом купании - преодолеть страх раздеться. Вылезать не страшно, потому что после 10 минут купаний тело нагревается как в бане.
Купание в открытых водоёмах также практикуется. В июле и августе вода в неглубоких водоёмах прогревается до 20 и, даже рассказывали, 22 градусов!
Быстрее всего прогреваются т.н. термокарстовые озёра. Озёрами их можно назвать только за внешний вид, на самом деле это скорее обводнённые болота, глубиной до метра, из которых сантиметров 50, а то и 70 это водоросли и жижа. В походах купание в таких озёрах носит не только охлаждающий эффект, но и действует как средство от комаров. Долго в таком озере не покупаешься, на дне ледяная линза, но кожный зуд от комариных укусов снимает.
6. Купание в термокарстовом озере
7. После купания в таких озёрах неплохо принять душ, потому что всё тело в тине. Но за отсутствием душа "грязь" приходится просто стряхивать.
В окрестностях поселений есть карьеры, откуда в своё время брали грунт для строительства. Они тоже прогреваются довольно неплохо.
8. Купание в карьере возле Анадыря
Большие озёра прогреваются хуже, градусов до 15-16, но и в них, в хорошую погоду не грех искупаться.
9. Купание на озере Майниц
К крупным водоёмам, в которых регулярно проходят массовые купания, можно отнести Анадырский лиман. С середины июля по середину августа вода может прогреваться до 17-18 градусов. Не ЮБК, но для Чукотки тоже не плохо.
10. Купание в Анадырском лимане
Купаются и в реках. Температура воды в них, конечно ниже, чем в озёрах, но вполне комфортная для непродолжительных заплывов
11. Купание на реке Великой
В морях и бухтах на Чукотке не купаются. Точнее так, местные не купаются. Зато, примерно каждый пятый приезжий желает помыть ноги в Индийском океане залезть в море. Увидели на Чукотке человека, который купается в море, в 9 из 10 случаях - приезжий. Исключение составляют случаи, когда рядом с бухтой, заливом, морем есть баня. Температура воды в морской акватории, даже в самый тёплый месяц, не превышает 10 градусов.
12. Купание в бухте Эгвекинот
Экстрим, он же дебилизм, от прописки не зависит. Купание в водопадах на Чукотке - случаи единичные, но имеющие место быть.
13. Купание в водопаде
За гранью понимания купания в околозимних водоёмах. Подобные моржовые процедуры также присущи людям с материка.
14. Октябрьский прыжок в озеро Эльгыгытгын
Но как бы ни были вариативны чукотские купания, население Чукотки предпочитает купаться на тёплых морях. И желательно летом.
Читайте также: