Как нарисовать чум для хантов
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
592db3e69f054.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной группе
Подготовила и провела :Джаватова М.А.
Возрастная группа: старшая, 5-7 лет
Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная
Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, жилище северных народов.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная.
Наглядный ( показ наглядных иллюстраций)
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная
Наглядные-куклы в народных костюмах, иллюстрации, макет чума.
Литературные – стихи, загадка.
Оборудование – куклы, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, альбомные листы.
Словарная работа: чум, войлок, сукно, брезент, шест, орнамент.
Цель: Способствовать расширению и углублению представлений детей о быте, жизни коренных народов – ненцы .
Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.
Познакомить детей с последовательностью сбора чума.
Дать представление об орнаменте.
Развивать познавательный интерес.
Расширять словарный запас детей.
Развивать диалогическую речь.
Развивать творческие способности и мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство толерантности по отношению коренным народностям Севера.
Входит воспитатель в руках ненецкой куклой , здоровается с детьми.
К вам пришла я не одна,
Гостью к вам я принесла,
Будем вместе мы играть,
На вопросы отвечать.
- К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим ее. (Дети здороваются куклой).
- Ребята, наша гостья очень любит свой край. И хотела бы рассказать вам о нем.
-Ребята, живу я на далеком севере, коренные жители нашего края – это ненцы, а жилище наше называется –чум. Строят его из оленьих шкур, зимой в нем тепло, а летом прохладно.
- Давайте посмотрим, какие бывают чумы, как их строят и что находиться внутри чума.
Презентация сопровождается рассказом воспитателя.
- Ставят чум быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола.
Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.
На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку. Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее.
Верхней части чума находится дымовое отверстие.
Когда каркас готов, на него натягивали покрышки- шкуры, войлок, брезент.
Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег, ставили нарты.
Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.
Когда пастухи вместе со стадом оленей кочуют по тундре, то в местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы – свои жилища. Раскладывают костры. Вот такое место и называется – стойбище. Место для стойбища люди выбирают там, где повыше чтобы чумы издалека видны были.
Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.
Чум - это переносное жилище северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком, брезентом.
- Послушайте загадку про чум.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла.
Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа и разжигает огонь.
Из мебели в чуме - низкий столик высотой 20 сантиметров, за которым едят.
Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур.
Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.
Основная деятельность ненцев–это оленеводство, рыболовство, охота.
- Ребята, а давайте поиграем.
- Ребята, наша гостья к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?
- Дети вместе с воспитателем строят чум.
- Вот и готов наш чум.
- Хороший чум у нас получился.
- Теперь каждый из вас знает, как строят чум ненцы.
- Но посмотрите, у нас еще есть конверт.
- Посмотрим, что там?
Воспитатель достаёт из конверта полоски бумаги с изображением орнамента.
- Ребята, что это такое? (Орнамент, узор).
- Правильно это ненецкий орнамент.
- Для чего его используют? (Для украшения одежды, обуви, сумочек).
- Орнаментом ненцы украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.
Воспитатель раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его раскрасить, чтобы потом украсить чум, который построили.
Дети украшают чум орнаментом.
- Ребята, что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, а давайте попросим нашу гостю погостить у нас в группе пожить в чуме, который мы построили.
Выбранный для просмотра документ Традиционное переносное жилище хантов -чум.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Работу выполнил: Прасин Тимофей, ученик 8класса
Руководитель: Плотникова Клавдия Николаевна, педагог ДО
Консультант: Прасина Светлана Федоровна, учитель родного языка
Цель : 1. Познакомить учащихся с бытом народа ханты, типами жилищ.
2. Воспитывать уважение к культуре коренных жителей тайги, уважение к предкам .
Одна хантыйская легенда рассказывает о далеких временах, когда на земле появились люди. Стал Нум-Торэм думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болото оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают остов жилища, накроют его шкурами оленей. С тех пор, рассказывает легенда, ханты промышляют оленями, лесными зверями, а живут в чумах…
- Сегодня мы с вами поговорим о традиционном жилище ханты
Обские Угры за свою историю создали десятки типов жилых построек разнообразных по конструкции и назначению. Есть жилище конусообразной формы, лучше которого для севе рян до сих пор не было создано это – чум.
Чум – традиционное жилище народа ханты (фото1,2), проживающего на территории Ханты-мансийского Автономного округа - Югры. Используется при кочевом образе жизни. В чуме живут и летом, и зимой. Он сделан из жердей в виде конуса и рассчитан на несколько человек. Последовательность установки чума традиционна: сначала выбирают площадку, размечают места для постелей и очага. Место для чума должно быть чистым и удалено от наклонных деревьев.
Главный элемент чума – шест (фото 3) На постройку уходит от 20 до 30 жердей. Заготовку подбирают из тонкоствольной ели или сосны с утолщением в середине. Такой шест не прогибается под тяжестью покрытия и снега. Главных шестов у чума два. Они связаны между собой в вершине и как бы держат всю конструкцию. Дверь располагается по направлению восхода солнца или обращена к реке. После того, как установлены шесты в виде конуса, натягивается покрытие чума. Покрытие заходит один за другой, сверху их обвязывают веревками. Чтобы попасть в чум необходимо откинуть дверь. В зависимости от времени года чум покрывают: летом и осенью берестяным полотном, зимой - полотном, сшитым из оленьих шкур. Сейчас и то и другое заменяется брезентом .
- Зачем ты меня так изрубил? Больше ты нигде не разведешь огонь, пока не отдашь мне свою дочь.
У них была дочь, в дневной люльке сидела. Мать заплакала и не хочет отдавать дочь, а муж, раз уж он изрубил огонь, должен был рассчитаться. Поставил люльку с ребенком на костер. Костер сразу же разгорелся. Эта поучительная сказка учит бережному отношению к святому огню.
Как в конструкции чума, так и в распределении жилой площади нет мелочей.
Справа и слева от очага, находятся так называемые спальные места. Справа посредине место хозяина и хозяйки. В дальнем правом углу место для маленьких детей до 6 лет. Справа, ближе к двери, место для стариков. Левая половина чума предназначена для остальных членов семьи и гостей. В центральной части размещаются более маленькие дети, причем девочкам отведена левая сторона, а мальчикам – правая. Место для старшей девочки крайнее слева, ближе к очагу. При необходимости она заменяет мать по хозяйству, разжигая огонь, готовя еду, не беспокоя остальных членов семьи. Старший мальчик находится в дальнем левом углу, там же размещают и гостей.
В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум поделен на хозяйственную часть и спальную, в переднем углу чума стоит сундучок с фигурками домашних духов. Летом в чуме расстилают свежескошенную траву, зимой покрывают лапником - хвойными ветками.
В чуме живет иногда две семьи, что при ограниченной площади жилища, казалось бы, осложняло межличностные отношения. Однако этого не происходит. Внутренняя сдержанность, невмешательство в дела другой семьи отличают характер северян. Отношения нормализуются и тем, что люди много времени проводят на улице.
2. Какова последовательность его установки?
Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.
Чум – жилище северных оленеводов
Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.
Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.
С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.
Яранга – национальное жилище народов Чукотки
Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.
Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.
В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.
Иглу – эскимосское жилище из снега и льда
Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.
Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.
Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводиться меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно крайнего севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь, в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга
Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.
Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.
Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.
Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.
Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.
В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.
Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?
Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.
Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.
Освещаются иглу сквозь ледяные стены.
Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.
Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…
Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Предания многих северных народов гласят о том, что человек и чум появились в один момент. И это утверждение совсем недалеко от истины. Все дело в том, что данное традиционное жилье использовалось людьми с самой зари своего становления. Оно всегда было универсальным для кочевых народов Севера, занимающихся животноводством (оленеводством). Живут в чумах ненцы, ханты, коми и энцы.
По своей сути, чум – это переносная палатка конусообразной формы. Она отлично приспособлена к местным условиям. Во-первых, его форма делает его очень устойчивым к ветрам и метелям. Во-вторых, благодаря такой форме, снег всегда скатывается вниз, и снять чум для переезда не составляет труда.
Существует летний и зимний вариант чума. Так, летом он накрывается мешковиной или корой. Вход при этом завешивают грубой тканью. Зимой же, используются исключительно шкуры оленей, сшитые в единое полотно. Вход при этом защищают отдельной шкурой. Для того чтобы ветер не продувал чум, его основание присыпают снегом.
В центре любого чума всегда стоит печь. Она – источник тепла и места приготовления пищи. Теплый воздух также не дает любым осадкам попадать внутрь жилища. Все они испаряются еще на подлете из-за горячего воздуха.
Как правило, чум делают из 20-40 шестов. При переездах они укладываются на специальные нарты. Размеры жилища определяются длиной шестов. Чем больше количество шестов и чем больше их длинна, тем вместительнее будет чум.
На самом деле именно яранга является национальным жилищем народов Чукотки. Данный тип жилища очень часто путают с чумом, и это не удивительно, ведь между ними есть определенное внешнее сходство. Тем не менее, яранга имеет крупный план и мощный деревянный каркас. Покрывают жилище шкурами оленей, моржей, китов. Такой дом состоит всегда из двух половин: полога и чоттагина.
Полог – это непосредственно жилое помещение. Здесь спят, едят и сушат одежду в зимнее время. Топится полог жирником или керосинкой. Открывать ночью полог нельзя, поэтому малая нужда справляется в нем же. Для этого предусмотрена специальная емкость. Соответственно чоттагин – холодная хозяйственная часть яранга. Зимой температура в нем такая же, как на улице, разве что ветра нет.
В одном яранге может быть несколько пологов. На одну семью приходится один полог в яранге. Однако, это временная мера. Очень скоро, молодая семья получит собственное жилище, а не отдельное помещение.
Абсолютно в каждом яранге есть верхние и боковые жерди, которые используются для мяса и рыбы. Они висят в дыму, который поднимается от очага в центре жилища. К слову, дым выступает неплохим консервантом. Не трудно догадаться, что в тундре проблемы с деревьями. Поэтому топят огонь преимущественно кустарниками, которые растут, как правило, у рек. Очаг, который стоит в чоттагине используется исключительно для приготовления еды, а не для обогрева.
Каждый ребенок знает эту куполообразную постройку из снежных блоков, диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров. Когда снег неглубокий, вход в иглу делается прямо в стене. К ней в таком случае пристраивают небольшой коридор из тех же снежных блоков. Если же снег глубокий, то вход в жилище будет прямо в полу, через тоннель. Жизненно важно, чтобы вход находился ниже уровня пола. Это позволяет обеспечить приток кислорода и отток углекислого газа, а также позволяет сохранять тепло.
Сегодня иглу чаще всего используется туристами в качестве аварийного жилья, на случай проблем с палатками или резкого и значительного ухудшения погоды. При подготовке к длинным лыжным переходам, инструкторы всегда рассказывают и тренируют людей троить иглу.
Несмотря на всю свою простоту, возвести иглу не так уж просто человеку неподготовленному. Ярким примером тому служит судьба первых полярников, которые долго не могли постичь секрет строительства. Местные же возводят иглу за 1-2 часа. Секрет строительства иглу заключается в использовании снежных плит разной формы для разных частей конструкции, которые складывают по специальной методике. Жилище имеет форму сужающейся раковины. Внутри дома не будет слышно даже самой сильной пурги.
Внутренние стены иглу оплавляются. Любопытно, что чем сильнее мороз на улице, тем больший нагрев может выдержать иглу внутри. Если вход в такое жилище сделан правильно, то с воздухом для дыхания никаких проблем не будет. Для легкости дыхания в своде также пробивают вентиляционное отверстие. Свет в иглу поступает прямо через его ледяные стены.
Чукча в чуме дождался рассвета.
послал жену набрать воды для чая.
фото Алексей Сулоев
Северяне
Ямальская ночная сказка.
Закат на стойбище оленеводов
Полуостров Ямал, март 2016
EXIF: Canon 5D Mark 3 + Canon EF 80-200 f/2.8 L, ISO 160, f/5, выдержка 1/800, ФР 200mm
Автор фото: Камиль Нуреев
ЧУМовое детство!
Полуостров Ямал, февраль 2016
EXIF: Canon 5D Mark 3 + Canon EF 24 mm f/1.4 L II, ISO 100, f/5.6, выдержка 1/1000
Автор фото: Камиль Нуреев
Жизнь и быт в вечной мерзлоте Ямала
Как живут современные ненцы-тундровики.
Олень в тундре — настоящее и будущее
— А у тебя сколько оленей?
— У меня нет оленей.
— Как нет? Ты, значит, совсем бедная?
В конце учебного года мальчик упрашивал свою семью подарить Татьяне хотя бы одного оленя, ведь без них жить нельзя. Олень — это жизнь.
Олень для коренного жителя — это еда, одежда, транспорт и деньги:
Дети кочующих ненцев учатся в интернатах. От стойбища до стойбища десятки, а то и сотни километров, организовать школу в тундре невозможно. Поэтому в начале сентября вертолет облетает стойбища и забирает детей в школу.
Татьяна Рочева работает поваром в школе-интернате и рассказывает о своей профессиональной боли: накормить детей коренных ненцев поначалу очень тяжело — из дома они привозят сырое мясо, а когда оно заканчивается, едят только хлеб и чай. Спят, не раздеваясь и не расправляя кровать, как дома. А для одной ученицы пришлось освободить… шкаф, в котором она сидела часами — замкнутое пространство напоминало девочке родной чум.
Полуостров Ямал из окна вертолета:
Чай и 100 грамм
Без чая здесь дела не делаются, и разговоры не ведутся. Крепкий, душистый чай в тундре — атрибут уюта и знак гостеприимства, серьезные разговоры начинаются после второй чашки.
Ненка разводит огонь в чуме, чтобы вскипятить чай:
Ягель, или олений мох, — это красивый белый лишайник, которым олени питаются зимой. Восстанавливается такое пастбище медленно, поэтому ненцам нужны большие ненарушенные промышленными объектами чистые территории, по которым можно перемещаться со стадом, кочевать.
Состояние рек и количество рыбы очень важны для ненцев, живущих за счет рыбалки:
Ненцы — люди очень широкой души
В их простоте есть и сила, и наивность. Наверное поэтому как-то по-особенному тоскливо слушать, как природа вокруг них умирает, и чувствовать беспомощность, которую чувствуют они перед неумолимо наступающей на оленьи пастбища индустриализацией Ямала. Индустриализацией, которая в то же время принесла квартиры и снегоходы, возможность лечить и учить детей, продавать оленей.
Ненецкие женщины шьют национальные одежды своими руками из оленьих шкур:
Команда Гринпис России отправилась на Ямал, чтобы расспросить коренных ненцев о произошедшем, но столкнулась с серьезным противодействием. А также узнала и о других язвах Ямала. Почитать об этом можно тут.
Читайте также: