Как поставить ненецкий чум
Коренное население Ненецкого АО ненцы. Издревле они вели кочевой образ жизни, занимаясь оленеводческим хозяйством и путешествуя по бескрайней тундре. В наши дни ничего не изменилось. Только в чумах ненцев появились сотовые телефоны, интернет и спутниковое телевидение, а вместо открытого очага по центру располагается буржуйка на дровах. Это обусловлено особенностью разведения и естественного выпаса оленьего стада: каждые 1−2 месяца приходится перемещаться, чтобы его прокормить.
Кочевые ненцы живут обособленно, но в целом плотно связаны с администрацией округа как с точки зрения бизнеса, так и в смысле образования своих детей. Ежегодно в конце августа вертолёт забирает всех учащихся а в конце декабря возвращает назад. Часто вместе с детьмя в посёлок улетают и женщины.
Не знаю, есть ли в городе специально построенный чум для туристов со значками, сувенирами и ненцами в национальной одежде. В колхозном чуме всё гораздо прозаичнее. Одежда ненца ватник и валенки. На экстренный случай есть одежда из оленьей шкуры. Это один из самых тёплых материалов унты, шерстяной свитер, верхняя одежда из шкуры с капюшоном. Даже в самый лютый мороз и пургу одежда из шкур сохраняет тепло. Ещё непременными атрибутами настоящего ненецкого чума являются баклажки со спиртом; моргающий свет от неровной работы генератора; хаски; пьяный ненец; очень пьяный ненец и ненец, убитый в ссанину.
В 33−градусный мороз ехать на снегоходе со скоростью полсотни километров в час чертовски холодно. Ехать же пассажиром сзади пиздец, как холодно. От встречного ледяного ветра водителя закрывает лобовое стекло. Пассажира водитель закрывает только условно. Но дело совсем не в том, что холодно лицу. Проблема с руками приходится изо всех сил держаться за боковые ручки, и примерно через 15 минут езды по морозной тундре пальцы уже не двигаются. Причём перчатки не спасают, нужны специальные лыжные варежки с внешней ветровой защитой. Также существует реальная угроза простудить коленные суставы, которые никуда не спрячешь.
Дорога пролегала мимо Пустозёрска города-призрака.
В наше время города уже не существует. Основан он был в 1499 году князем Иваном III, и стал первым русским городом за полярным кругом. Название происходит от озера Пустое, на мысе которого он был расположен. Вплоть до 1780 года Пустозёрск являлся административным, торговым, культурным и религиозным центром Печорского края.
Город служил местом ссылки и заключения. Сюда был сослан старообрядец протопоп Аввакум, приговорённый к сожжению в 1682 году.
Часовня и трапезная имени протопопа Аввакума. Была освящена в 2012 году в честь 330−летия гибели Пустозёрских узников.
Время в пути тянулось бесконечно. Это, пожалуй, было одно из самых тяжёлых испытаний выносливости на тот момент.
В конечном счёте мы достигли цели. Чум издалека приятно дымил буржуйкой и источал изнутри живительное тепло. Проводники пригласили нас внутрь и попросили часок подождать, пока они съездят чуть дальше за мясом.
Деревянные сани. Летом ездят по тундре не хуже, чем по снегу зимой.
Это стадо насчитывает около 250 оленей.
Лайки не мёрзнут. Они спят, окапываясь в снегу, и иногда весело резвятся на трескучем морозе. А мороз крепчал. По ощущениям было заметно холоднее, чем утром.
Конструкция чума простая деревянные направляющие, на них кладётся войлочный утеплитель, а сверху оленья шкура в несколько слоёв. Если не топить печку будет холодно, поскольку всё тепло мгновенно выходит наверх. Но учитывая одежду ненцев и их привычку, им подогрев требуется не в таком количестве, как нам. Главное укрыться от пурги.
Идеи для вашего дома.
Второй ненец Ваня был более бодрым, но менее словоохотливым. Поэтому мы начали пить спирт, закусывая его остывшим оленьим языком и запивая чаем, который слабо подогревался на еле тлеющей буржуйке.
Вечерело. Мороз становился крепче, по ощущениям было около - выйдя на улицу, всё тело мгновенно сжималось, и с каждым разом надежда согреться отдалялась всё дальше. Буржуйка почти потухла, как и взгляд Вани; генератор начал издавать голодные икающие звуки; а Саня снова поднялся знакомиться.
Пора было налаживать быт самостоятельно. Мысль о перспективе заночевать в остывшем чуме мгновенно вывела из крови весь алкоголь. Генератор быстро заполнили бензином, напилили и накололи дров растопили буржуйку сырой древесиной.
Ночь. Мороз под - Ехать домой около 2,5 часов. В эцихе ехали поочерёдно. Дважды заезжали на попутные электростанции, чтобы немного прийти в себя.
Лёжа в эцихе, можно было о многом подумать: и о происходящих с нами событиях, и о суровом северном крае, и о людях, которые здесь живут, работают и выживают.
Вот сейчас я пишу этот текст и думаю, что же можно добавить к вышесказанному? Определённо, не стоит ездить в мороз в железной ванне для сырой оленины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Региональная олимпиада школьников по краеведению и родным языкам _______________________________________________________________ | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная олимпиада школьников по краеведению и родным языкам
Традиционное жилище ненцев - чум
Лаптандер Светлана, ученица 11 класса
Хороля Надежда Сэромовна,
учитель родного языка
Панаевск, 2009 г.
Устройство чума и его значение . ………………………………. 4 стр.
б) Внутреннее устройство чума у ненцев…………………………………6 стр.
г) Правила жизни в чуме и вокруг чума………………………………….8 стр.
д) Установка и разборка чума…………………………………………….9 стр.
Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время является чум. Чум был характерен также для Саянских предков самоедов. Он сохранился и сейчас в Южной Сибири в районах расселения оленеводческих групп тувинцев и тофаларов. Особенности ненецкого чума подробно описаны В. Чернецовым и Л. Хомич.
Ими написано достаточное количество научных статей и монографий. Однако – вопросы традиционного жилища северных народов, требуют дальнейшего, углублённого изучения.
Объектом для исследования выбрано традиционное жилище ненцев в прошлом и в настоящее время.
Рассмотреть изменения ненецкого чума в настоящее время.
- Изучение научно-популярной литературы по данной проблеме.
- Описание чума моих родителей.
Если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что лучше чума не придумано никакое другое жилище, что древний человек, не зная законов физики, смог создать уникальное жилище, которое при метелях и ветрах остаётся устойчивым, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала.
Устройство чума и его значение
К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.
На Ямале люди с древних времен живут в чумах. Чум, по-ненецки мя”, центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир.
Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.
Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.
Величина чума с давних времен зависела от богатства семьи. Остроконечный чум считался чумом бедняков. Обычно чум служил жилищем отдельной семьи. Кроме отца, матери и детей в чуме могли жить и другие сородичи.
Сегодня, когда Ямало-Ненецкий автономный округ достиг высокого уровня цивилизации и многие представители коренных народов живут в благоустроенных квартирах, отношение к чуму изменилось. Его символическое значение во многом утрачено. Теперь его считают обычным, но в то же время очень удобным жильем в тундре и тайге. Но и по сей день к чуму и правилам жизни в нем принято относиться с почтением и соблюдать с древности сложившиеся обычаи.
В двадцатом веке изобрели новое жилище из легкого металла дюралюминия. Оно было легким, сборным и переносилось на вертолетах, но оказалось неудобным и вредным для тайги и тундры.
Из чего делают чум?
Чум сооружают из жердей. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах. Всего для этого нужно 36-40 шестов. Изготавливаются они из стволов ели длиной около 5 м (бывают до 7-8 м). Все шесты в нижней части заостряются.
От числа шестов зависят размеры чума – чем больше шестов, тем вместительнее чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне. Летом можно использовать старые вытертые нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.
Диаметр чума достигает 5-8 метров, он может вместить до двадцати человек. На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочёвок с короткими остановками. Причём делают это женщины. Они, как правило, являются и собственниками чумов, получая их в приданое от своих родителей.
Особенности ненецкого чума подробно описаны В. Чернецовым и Л. Хомич.
Внутреннее устройство чума у ненцев
Каждый предмет и каждое место внутри с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют симзы. С давних времён на нём принято было помещать семь личин или голов семейных или родовых духов. В чуме шамана симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.
За симзы размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи.
Напротив си, у входа, находится нё. Это – место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь, вытягивает нитки из оленьих жил и сухожилий. Здесь она готовит пищу, накрывает стол.
Посередине, между си и нё, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой.
Летом спальное место отгораживается пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём же его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют под подушками. Рядом с родителями лежат маленькие дети. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, ещё дальше – старики и другие члены семьи или гости. В чуме бывает дымно, летом дым помогает бороться с комарами. Дым скапливается наверху, заставляя обитателей лежать на полу.
Кроме мужской и женской части чума и спального места есть ещё особое место для женских вещей, оно находится по обеим сторонам от входа. Там хранят одежду, обувь и вещи хозяйки. Существует и нежилая часть чума – пелей.
Вместе со своими владельцами чум часто перемещается с места на место. Поэтому в нем нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели там есть только ларь и маленький столик - толь, то, что легко перевозить.
Из другой обстановки в чуме используют меховые мешки, сумки и подушки. Их стараются украсить ремешками, цветными тесемками, медными бляхами. Используют ещё женские сумочки. Их делают из меха и тоже украшают. К сумочке крепятся мешочек для ниток, игольник и футлярчик для наперстка.
Сегодня есть передвижные электростанции. А раньше для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром или оленьим жиром, в который погружался фитиль. Позднее появились керосиновые лампы. У входа чум находится колотушка для отряхивания снега с обуви и подола верхней одежды.
Если в чуме есть маленькие дети, то обязательно есть и люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкурки оленя, песца и собаки. Ребёнок прикреплялся в люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используют и сегодня. Люлька, как и любой другой предмет в чуме, красиво оформлялся и воспринимался как произведение искусства.
Правила жизни в чуме и вокруг чума
В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство нё – прихожая чума – находится под её покровительством. Мужчина или же мальчик не должен прикасаться к посуде. По мифам ненцев от звона посуды вся дичь испугается и убежит.
Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду (совик) и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.
Гостей – мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей – женщин, наоборот, размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.
Пространство вокруг чума тоже строго распределено. Сегодня народы Ямала ездят и на нартах, и на снегоходах, и на машинах. Раньше, когда основным транспортом были нарты, перед входом в чум обычно находились женские нарты. За священным шестом чума – симзы снаружи ненцы ставили священные нарты – хэхэ’ хан. Чум с задней стороны подпирался грузовой нартой. Это делалось для того, чтобы нюки, уложенные в определённом порядке, не разворачивало и не срывало ветром. Зимние вещи оставляли на грузовых нартах прямо в тундре. При ловле оленей из таких нарт образовывали загон.
Установка и разборка чума
Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.
Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.
По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю.
Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника. Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Симзы – это название опорных шестов в ненецком чуме, раньше они считались священными. Поперёк кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл.
Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Так называются листы из оленьих шкур или бересты для покрытия ненецкого чума.
Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху. Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.
Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. А уже на шкурах раскладывается семейная постель. По окружности, у основания шестов, раскладывают меховые мешки, сумки и другие мягкие вещи. Затем кладут подушки, а вместо одеял ненцы используют женские ягушки.
Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.
Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.
Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.
Чум моих родителей
В настоящее время мои родители проживают в чуме, который достался моему отцу -Лаптандеру Арапу Михайловичу - от его отца – Лаптандера Михаила Даниловича, так как всё родовое имущество передаётся от отца к сыну. Сын является продолжателем династии. Кроме традиционного жилища у моей семьи нет другого жилья. У моих родителей десять детей, наш чум находится в шести-семи километрах от населённого пункта Панаевск. В учебное время я со своей сёстрой и братьями проживаю в интернате, на время каникул уезжаем в свой чум, к родителям.
Я сосчитала количество шестов в чуме, их сорок штук, длина - пять метров. Диаметр нашего чума составляет шесть метров. В летнее время чум покрывается нюками, сшитыми из брезента. Для того, чтобы в чуме было тепло зимой, чум покрывается зимними нюками, сшитыми из оленьих шкур. Летом мы с мамой занимаемся ремонтом этих нюков. В это лето мы заменили полностью подол одного из нюков. В следующее лето планируем заменить верхнюю часть.
До недавнего времени жилище наше освещалось керосиновой лампой, в настоящее время для освещения используем генератор. В чуме горят четыре электрические лампочки, также мы можем смотреть видео- и DVD- фильмы, а раньше этого не было, в вечернее или в дождливое время люди в чуме могли рассказывать своим детям сказки, загадывать загадки, если приезжал гость, то пели эпические песни - ярабц или же сюдбабц. Сейчас можно слушать музыку, разговаривать по сотовому телефону с сёстрами и братом, которые находятся других городах и посёлках.
Для отопления чума используется печка-буржуйка, в последнее время печки стали делать из более толстой стали, так как в них тепло держится дольше. Моя мама рассказывала, что раньше зимой и летом в чуме разжигали костер прямо на земле или на снегу, при этом было очень дымно, а для освещения использовали сальник, от которого было много копоти.
Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство.
Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором своего народа, историей своего края, этнографией, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.
Ксения Явтысая встречает нас у чумов Центра арктического туризма на седьмом километре Лая-Вожской дороги. Внутри национального жилища ненцев уже горит огонь. Летом обогревать чум не нужно, но над очагом висит чайник, а главное — вблизи пламени нет комаров, которые особенно активны в тундре в середине лета. Поэтому огонь здесь нужен всегда.
Артистка, санитарка, бухгалтер.
"Родилась я в 1947 году, в Малоземельской тундре, где испокон веку жили мои предки. Родители у меня были, естественно, оленеводы, — рассказывает Ксения Филипповна. — Жила я в чуме с рождения, потом нас переселили в поселок Нельмин-Нос. Первое время домов не было, тоже жили в чуме, а потом стали строить жилье. Но было так: стоит дом, а рядом чум. Ведь мы, особенно родители наши, привыкли в нем жить, не умели жить в доме. Потом нам дали всем команду: "Хорош, надо учиться жить культурно", — и сказали сносить чумы".
В 1953 году Ксения Филипповна пошла в школу-интернат, отучилась 11 лет. Затем работала — там, где была нужна: специалистом в Доме культуры, санитаркой в медпункте, кассиром в сельсовете, бухгалтером в колхозе. Потом вместе с мужем уехала в Нарьян-Мар, вышла на пенсию.
"Мы с мужем ходили в театральную группу при этнокультурном центре — у нас был национальный театр. И муж как-то говорит: давай поставим свой чум. Мы тогда жили в Нарьян-Маре. Поставили чум на озере, километров десять от города", — вспоминает она.
Сначала семейный чум был вроде дачи. Но потом там стали появляться гости.
"Люди, проезжая, стали интересоваться: ведь обычно оленеводы на лето уходят к морю и здесь, в лесотундре, их не бывает. А тут чум стоит, люди видят, подходят. Мы зазываем, варим бульончик, ставим чайничек, усаживаем их за стол и начинаем рассказывать про ненцев, про их традиции, обычаи, как они живут", — говорит Явтысая.
В это же время свои чумы поставили еще несколько энтузиастов, интересующихся традиционной ненецкой культурой. Как вспоминает Ксения Филипповна, тогда никакой конкуренции между владельцами гостевых чумов не было, даже когда в гости все чаще стали заглядывать туристы и командировочные и их прием стал приносить небольшой доход. В какой-то момент у Явтысая было пять чумов, но потом один пришлось отдать родственникам-оленеводам, затем скончался супруг Ксении Филипповны, и ее наладившееся было дело постепенно заглохло.
Центр арктического туризма
Когда недалеко от столицы Ненецкого автономного округа Нарьян-Мара был построен Центр арктического туризма, Ксения Филипповна решила вернуться к полюбившемуся ремеслу — знакомить гостей тундры с обычаями ее коренных жителей. Так она стала культурологом-аниматором: водит туристов, рассказывает, как устроен чум, чем отличаются мужские нарты от женских, как ненцы принимают гостей.
"Чум начинается с выбора места: оно должно быть ровное, там кладут латы, то есть доски, важно, чтобы они не "ходили", не "плясали", — раскрывает часть секретов Явтысая. — Дальше выбирается место для очага. Раньше очаг был открытый, просто огонь. После этого ставят три шеста, причем нужно, чтобы они были абсолютно одинаковой длины, потому что если один будет хоть немного короче, в сильный ветер чум будет качаться и может даже упасть. Дальше укладывают остальные шесты, поднимают поднючье (материал из оленьей шкуры, на который кладется нюк — покрытие чума — прим. ТАСС)".
Вообще чум на удивление более вместителен и просторен, чем может показаться снаружи. Внутри хватает места для двух столов, стульев, очага, нескольких спальных мест.
За год ненцы собирают и разбирают свои жилища десятки раз, кочуя с места на место. Для них в отличие от крестьян-земледельцев домом является не участок, а вся тундра. Именно поэтому сам чум должен быстро собираться и разбираться.
"Зимой установка чума занимает около часа — хочется в тепло, холод подгоняет. Летом — еще меньше, потому, что, когда кочуют к морю, берут минимум вещей, да еще и комары… Чум разбирается и укладывается на сани, у чума может быть пять-шесть саней с одной стороны и столько же с другой. Все, что есть в чуме, складывается в эти сани, у каждых саней есть свое предназначение", — поясняет Явтысая.
Даже места для сна в чуме строго распределены — у входа спят самые старшие, а дети дальше от входа. В качестве простыней используют оленьи шкуры. Те, что с более коротким мехом, кладут днем, их легче чистить, а теплые шкуры с длинным мехом играют роль ночных простыней.
Ненецкое гостеприимство
Рассказы о жизни ненцев Ксении Филипповне нигде искать не надо: она хорошо помнит собственное детство.
Но привлекает она гостей не только этим: Явтысая организует поездки туристов непосредственно в тундру, к настоящим оленеводам. Хотя сначала сами ненцы в тундре с сомнением отнеслись к этой идее.
"Потому что им казалось, что туристы их будут отрывать от дел. Мне говорили: надо рассказывать о ненцах приезжим, ну так и рассказывайте сами. Потом отношение стало меняться: меня спрашивают, а почему не едут туристы, где же туристы. Это говорит о том, что есть интерес, что они поняли, где выгода", — рассказывает Явтысая.
Весь мир — в тундру
Сегодня в тундре бывают туристы не только из России, но и из Норвегии, Германии, Швеции, США, Мексики, Чехии — и это далеко не полный перечень. Так же широк и список профессий: Ксении Филипповне приходилось быть проводником в тундре для орнитологов и этнографов, журналистов и простых отдыхающих.
"Ненцы — народ гостеприимный. У чума стенки тонкие, все слышно. И если хозяйка слышит, что кто-то приехал, даже если она только убрала стол, она сразу накрывает его снова. Угощают обычно супом, дают жаркое, рыбу отварную. Летом добавляются ягоды. А вот грибы ненцы не очень любят, потому что это деликатес, в поисках которого разбредаются олени. Оленеводу надо собирать стадо обратно, поэтому мы грибы не очень любим", — рассказывает Явтысая.
У центра имеется три оленя, так что у гостей есть возможность прокатиться на оленьей упряжке и понять, что для ненца олень — не только еда, транспорт, жилище, но еще и друг. Ксения Филипповна говорит, что сможет узнать этих троих даже в большом стаде. Это же сможет и каждый оленевод. А олени знают путь к дому.
"Двоюродный брат моего мужа как-то попал в переплет — метель, пурга, ничего не видно. Говорит, что собирался в кропачьем чуме спать. Это когда зарываешься в снег, упряжка с тобой рядом, сани боком ставятся, тебя заносит снегом. Потом почувствовал, что олени-то идут и идут, и положился на них, вожжу ослабил, и они вывели к чуму", — вспоминает она.
Сегодня Ксения Филипповна работает над новыми проектами — разрабатывает с коллегами новые программы для праздников.
"Солнце нового года — 7 января. С каждым годом это мероприятие получает интерес, к нам стали приезжать, в журнале отзывов есть надпись на английском языке. В январе после полярной ночи в пасмурный день мы разводим большой костер, встаем вокруг него, и этот круг олицетворяет солнце. А по кругу передаем маленький огонек — свечу. Это символизирует, что мы все должны жить в дружбе и согласии", — говорит она.
Константин Крылов
Читайте также: