Когда было написано первое время чумы
В те далекие времена свирепствовала чума, по вине которой уходило много жизней и закрывались театры. Писал ли Уильям Шекспир свою мрачную, отчаянную драму "Король Лир", находясь в полной изоляции? Историки поделились своим мнением.
Эксперты не исключают, что Шекспир написал Лира во время карантина
На сегодняшний день многие из нас вынуждены сидеть дома, и пока одни просматривают видео TikTok и обновляют живые блоги, другие заинтересованы мемом, который гласит, что Шекспир написал свое произведение "Король Лир" во время чумы. Как говорят, он воспользовался долгим закрытием театра "Глобус", чтобы засесть за письменный стол.
Но правда ли это? Конечно, справедливо будет сказать, что на карьеру драматурга повлияла бубонная чума, которую невозможно представить в современном мире даже в разгар коронавируса. В младенчестве ему посчастливилось пережить эту болезнь: город Стратфорд-на-Эйвоне в Лондоне был опустошен огромной вирусной вспышкой летом 1564 года, через несколько месяцев после его рождения. Четверть населения скончалось. Его отец, Джон, принимал самое активное участие в работе по оказанию помощи беднейшим слоям населения Стратфорда.
Чума представляла большую угрозу для всех сфер жизни
Когда Шекспир стал актером, а затем драматургом и акционером лондонской компании, чума представляла собой как профессиональную, так и экзистенциальную угрозу. Елизаветинские врачи даже не подозревали, что болезнь передается крысиными блохами, и в тот момент, когда вспыхивал вирус ( зачастую в весенние или летние месяцы, пиковые сезоны для театров), власти пытались запретить массовые собрания. Учитывая, что власти, естественно, относились к театру с подозрением, как к подстрекательству к распутству, переодеванию и другим вещам, театры неизменно закрывались в первую очередь. Как прямо сказал один проповедник того времени: "Причина болезни - грех, а причина греха - игра". Между 1603 и 1613 годами, когда писательская карьера Шекспира была в самом расцвете, "Глобус" и другие лондонские театры были закрыты в общей сложности на 78 месяцев.
Как утверждают историки, это были мрачные периоды для театров во всех смыслах этого слова. Актеры были вынуждены заниматься другой работой, и, конечно же, многие из них умерли (особенно уязвимыми были люди в возрасте от 10 до 30 лет). Компании распадались или были вынуждены гастролировать по провинциям, надеясь, что известие о чуме не опередит их. Как отмечал по крайней мере один биограф Шекспира, в этих закрытиях скрывалась любопытная ирония: Елизаветинские театралы любили перекусывать лесными орехами, которые, возможно, помогали отпугивать чумных блох.
Так как насчет теории Лира? Известно, что пьеса была поставлена перед королем Джеймсом I в 1606 году - первое выступление в истории. Как отмечает историк театра Джеймс Шапиро, летом 1606 года в Лондоне произошла крупная эпидемия чумы, которая привела к закрытию "Глобуса" и всех других лондонских театров. Эта вспышка была не такой страшной, как три года назад, когда погибло более 10% населения Лондона, но она бушевала все лето и начало осени, и приход Сити-оф-Лондон, где жил Шекспир, был одним из пострадавших. Сам дом драматурга также был затронут: одной из тех, кто умер в том году, была хозяйка его квартиры, Мэри Маунтджой.
В произведении можно увидеть мрачность того времени
"Король Лир", возможно, самая мрачная трагедия, написанная Шекспиром, в которой можно заметить настроение автора. Атмосфера в городе, должно быть, была ужасной – пустынные улицы и закрытые магазины, бегающие собаки на свободе, сиделки, которые несут высокие посохи, выкрашенные в красный цвет, чтобы все остальные держались на расстоянии, церковные колокола бесконечно звонят на похороны. Что-то похожее, кажется, происходит в обесцвеченном мире пьесы.
Текст насыщен образами смерти, хаоса, нигилизма и отчаяния, и каждый чувствует холод. Как мрачно замечает Глостер: "Любовь остывает, дружба отпадает, братья разделяются, а во дворцах - измена". Мы не знаем наверняка, что Лир был написан в чумное время. Это далеко не так ясно, как "Алхимик" Бена Джонсона или иронически озаглавленная журналистская брошюра Томаса Деккера "Чудесный год", в которой рассказывается о страшных событиях 1603 года, но это определенно похоже.
В других пьесах Шекспира также говорится о чуме
"Король Лир" - не единственная пьеса Шекспира, в которой упоминаются чума или мор, постоянно присутствующий в реальности драматурга и его современников. Хотя в его сценариях не так уж много прямых упоминаний о бубонной чуме, она, скорее, чувствуется, чем видится. Иногда это предмет заговора, как в "Ромео и Джульетте", когда вспышка болезни настигает посланника, которого отправил монах Лоренс, и заставляет его отправиться на карантин. Это означает, что письмо с известием о том, что Джульетта инсценировала свою смерть, не доходит до Ромео. Еще раньше в пьесе прозвучала реплика Меркуцио в третьем акте: "Чума на оба ваших дома!", возможно, вызвала бы мрачный смешок, даже если бы фраза, скорее всего, относилось к другой смертельной болезни того времени - оспе.
"Макбет", предположительно написанный во время эпидемии 1606 года, содержит короткую, узловатую речь, которая вызвала бы страх у многих зрителей: "Где припадок скорби слывет обычным делом; где не спросят, по ком звонят на кладбище; где жизни быстрее вянут, чем цветы на шляпах".
"Король Лир" еще более прямолинеен. Лир описывает "эпидемии, которые висят в воздухе", ссылаясь на распространенную теорию о том, что болезнь может распространяться воздушно-капельным путем. В одной из своих многочисленных тирад король называет свою дочь Гонерилью "чумной язвой, тисненым карбункулом в моей испорченной крови" - указывая отвратительно-специфическим намеком на увеличенные лимфатические узлы, один из симптомов бубонной чумы.
Как карантин отразился на писателе-драматурге?
Была ли чума благом лично для Шекспира, еще более сомнительно. Во-первых, как акционер двух театров и компании, он был так же озабочен, как и любой продюсер Вест-Энда в 2020 году. Закрытие театра неукоснительно влияет на прибыль. И есть ли вообще какой-то смысл создавать новые сценарии, если никто не может их поставить. Во-вторых, мы знаем, что он тесно сотрудничал с актерами, своими самыми доверенными сотрудниками, и, возможно, даже писал свои пьесы в здании театра. Поскольку занятый актер-писатель привык делать сразу 17 вещей, изоляция не была его предпочтительным режимом, насколько мы можем судить. Вряд ли чумные времена были спокойными, особенно если вы оказались в ловушке города. Дом Шекспира на Силвер-стрит выходил окнами на церковь, колокола которой постоянно звонили бы в честь жертв чумы: там не было спасения.
Стоит заметить еще один момент. Во время предыдущей страшной вспышки чумы в июне 1592 года, когда театры были закрыты почти на шесть месяцев, Шекспир обратился к поэзии: его длинные повествовательные поэмы "Венера и Адонис" и "Обесчещенная Лукреция" были написаны в это время, возможно, по той причине, что молодой автор отчаянно нуждался в более надежном источнике дохода. Если бы театры оставались закрытыми, а его вынужденная пандемией карьера поэта взлетела вверх, то не было бы ни Лира, ни Ромео и Джульетты, ни Гамлета, ни Макбета, ни Антония и Клеопатры, ни одного из лучших произведений Шекспира.
Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин.
Почтенный председатель! я напомню
О человеке, очень нам знакомом,
О том, чьи шутки, повести смешные,
Ответы острые и замечанья,
Столь едкие в их важности забавной,
Застольную беседу оживляли
И разгоняли мрак, который ныне
Зараза, гостья наша, насылает
На самые блестящие умы.
Тому два дня наш общий хохот славил
Его рассказы; невозможно быть,
Чтоб мы в своем веселом пированье
Забыли Джаксона! Его здесь кресла
Стоят пустые, будто ожидая
Весельчака — но он ушел уже
В холодные подземные жилища…
Хотя красноречивейший язык
Не умолкал еще во прахе гроба;
Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться. Итак,
Я предлагаю выпить в его память
С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,
Как будто б был он жив.
Он выбыл первый
Из круга нашего. Пускай в молчаньe
Мы выпьем в честь его.
Твой голос, милая, выводит звуки
Родимых песен с диким совершенством;
Спой, Мери, нам уныло и протяжно,
Чтоб мы потом к веселью обратились
Безумнее, как тот, кто от земли
Был отлучен каким-нибудь виденьем.
Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Oдно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!
Если ранняя могила
Суждена моей весне —
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, —
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.
И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах!
Благодарим, задумчивая Мери,
Благодарим за жалобную песню!
В дни прежние чума такая ж, видно,
Холмы и долы ваши посетила,
И раздавались жалкие стенанья
По берегам потоков и ручьев,
Бегущих ныне весело и мирно
Сквозь дикий рай твоей земли родной;
И мрачный год, в который пало столько
Отважных, добрых и прекрасных жертв,
Едва оставил память о себе
В какой-нибудь простой пастушьей песне,
Унылой и приятной… Hет, ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!
О, если б никогда я не певала
Вне хижины родителей моих!
Они свою любили слушать Мери;
Самой себе я, кажется, внимаю,
Поющей у родимого порога.
Мой голос слаще был в то время: он
Был голосом невинности…
Не в моде
Теперь такие песни! Но все ж есть
Еще простые души: рады таять
От женских слез и слепо верят им.
Она уверена, что взор слезливый
Ее неотразим — а если б то же
О смехе думала своем, то, верно,
Все б улыбалась. Вальсингам хвалил
Крикливых северных красавиц: вот
Она и расстоналась. Ненавижу
Волос шотландских этих желтизну.
Послушайте: я слышу стук колес!
Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею.
Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то — нежного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой!
Брось, Мери, ей воды в лицо. Ей лучше.
Сестра моей печали и позора,
Приляг на грудь мою.
Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый….
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые — и лепетали
Ужасную, неведомую речь….
Скажите мне: во сне ли это было?
Проехала ль телега?
Ну, Луиза,
Развеселись — хоть улица вся наша
Безмолвное убежище от смерти,
Приют пиров, ничем невозмутимых,
Но знаешь, эта черная телега
Имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны! Послушай,
Ты, Вальсингам: для пресеченья споров
И следствий женских обмороков спой
Нам песню, вольную, живую песню,
Не грустию шотландской вдохновенну,
А буйную, вакхическую песнь,
Рожденную за чашею кипящей.
Такой не знаю, но спою вам гимн
Я в честь чумы, — я написал его
Прошедшей ночью, как расстались мы.
Мне странная нашла охота к рифмам
Впервые в жизни! Слушайте ж меня:
Охриплый голос мой приличен песне.
Гимн в честь чумы! послушаем его!
Гимн в честь чумы! прекрасно! bravo! bravo!
Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов, —
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой….
Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может… полное Чумы!
Входит старый священник.
Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.
Он мастерски об аде говорит!
Ступай, старик! ступай своей дорогой!
Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.
Ступайте по своим домам!
Дома
У нас печальны — юность любит радость.
Ты ль это, Вальсингам? ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая, обнимал
И с воплем бился над ее могилой?
Иль думаешь, она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата, слыша голос твой,
Поющий бешеные песни, между
Мольбы святой и тяжких воздыханий?
Ступай за мной!
Зачем приходишь ты
Меня тревожить? Не могу, не должен
Я за тобой идти: я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю —
И новостью сих бешеных веселий,
И благодатным ядом этой чаши,
И ласками (прости меня, господь)
Погибшего, но милого созданья…
Тень матери не вызовет меня
Отселе, — поздно, слышу голос твой,
Меня зовущий, — признаю усилья
Меня спасти… старик, иди же с миром;
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!
Bravo, bravo! достойный председатель!
Вот проповедь тебе! пошел! пошел!
Матильды чистый дух тебя зовет!
Клянись же мне, с поднятой к небесам
Увядшей, бледною рукой — оставить
В гробу навек умолкнувшее имя!
О, если б от очей ее бессмертных
Скрыть это зрелище! Меня когда-то
Она считала чистым, гордым, вольным —
И знала рай в объятиях моих…
Где я? Святое чадо света! вижу
Тебя я там, куда мой падший дух
Не досягнет уже…
Он сумасшедший, —
Он бредит о жене похороненной!
Отец мой, ради бога,
Оставь меня!
Спаси тебя господь!
Прости, мой сын.
Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость.
Klaus Ohlenschlager/Picture Alliance/Global Look Press
Из-за эпидемии коронавируса во многих странах мира вводится карантин. Сотрудников компаний переводят на удаленную работу, закрываются магазины, рестораны, бары и другие развлекательные учреждения, школы и другие учебные заведения также переходят на удаленную работу, а в некоторых случаях вообще прекращают работу.
В нашей стране ряд регионов перешли в режим обязательной самоизоляции.
Такая ситуация многих пугает и вводит в состояние депрессии. Однако карантин – это не только заточение в четырех стенах, это еще и возможность подумать о чем-то важном или сделать то, на что не хватало времени раньше.
Ниже мы расскажем о 8 достижениях в науке и литературе, которые были сделаны во время карантина.
1. Александр Пушкин “Евгений Онегин”
Кажется, в нашей стране нет такого человека, который не читал бы роман в стихах Александра Пушкина “Евгений Онегин”. Роман был написан в 1832 году.
Этот роман был много раз экранизирован, по нему была поставлена опера великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Однако мало кто знает, что осенью 1830 года в Москве наблюдалась вспышка холеры, что вынудило Пушкина уехать в свое родовое поместье. Именно во время такой своеобразной “самоизоляции” Пушкин и дописал роман, который стал классикой и вошел в число шедевров мировой литературы.
2. Лукиан “Александр, или лжепророк”
Лукиан родился в городе Самосата, расположенном на территории современной Турции. Он был популярным драматургом и сатириком. В своих пьесах он высмеивал многие пороки современного ему общества. Одно из его произведений “Александр, или лжепророк” высмеивает римлян, которые искали магические объяснения жизненных неурядиц.
Александр – имя реального человека, который был родом из Средней Азии. О нем известно мало, однако он утверждал, что обладает магическими способностями и может лечить любые болезни.
Особенно ему верили во время эпидемии чумы, которая началась в 165 году н.э. Она получила название Антониновой чумы и бушевала на всей территории Римской империи.
Ее обнаружил греческий врач Гален. Чума пришла из Китая по Великому Шелковому пути.
Римляне старались изолировать себя от ненужных контактов. В то же самое время Лукиан написал свое сатирическое произведение о целителе Александре.
3. Томас Манн “Волшебная гора”
Это произведение считается одним из лучших образцов немецкой литературы. “Волшебная гора” Томаса Манна была опубликована в 1924 году.
Книга рассказывает о молодом человеке, который навещает своего брата в туберкулезном санатории в швейцарских Альпах.
Самому автору была близка эта тема, так как его жена страдала от туберкулеза. В 1912 году она оказалась в швейцарском санатории, где Манн навещал ее. В последующие годы супруги часто были пациентами различных санаториев и лечебных учреждений по всему миру. Этот опыт и дал Манну пищу для написания “Волшебной горы”.
Чехов – еще один русский писатель, который написал свои лучшие произведения во время эпидемии холеры. В частности, в период с 1892 по 1899 год он написал такие известные произведения, как “Палата номер 6” и “Черный монах”.
В это время Чехов жил практически в уединении в своем поместье. Именно здесь он помогал местным жителям, пострадавшим от эпидемии холеры и голода. Он также работал практикующим врачом. Чехов страдал от туберкулеза, из-за чего умер в 1904 году.
5. Джон Милтон “Потерянный рай”
Английский писатель Джон Милтон известен тем, что написал знаменитое произведение “Потерянный рай”.
Многие знают, что во время написания произведения Милтон был слепым. С 1652 до 1667 года он диктовал свое произведение членам семьи и друзьям, которые записывали его.
Однако это стало сложнее сделать после того, как его семья переехала в новый дом, чтобы избежать Великой эпидемии чумы, которая бушевала в Лондоне с 1665 по 1666 год. Именно во время изоляции Милтон и дописал “Потерянный рай”.
6. Джованни Боккаччо “Декамерон”
“Декамерон” — собрание ста новелл итальянского писателя Джованни Боккаччо, одна из самых знаменитых книг раннего итальянского Ренессанса, написанная приблизительно в 1352—1354 годы.
События книги происходят во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из трех благородных юношей и семи дам уезжают из охваченной эпидемией Флоренции на загородную виллу, чтобы спастись от болезни. За время карантина они рассказывают 100 историй, которые и составляют основу произведения.
Считается, что Боккаччо написал произведение во время эпидемии чумы, которая бушевала во Флоренции. Сам автор, как и его герои, уехал из города, чтобы избежать болезни и путешествовать по городам Италии.
7. Уильям Шекспир
Всю свою жизнь Уильям Шекспир сталкивался с эпидемиями чумы. Даже в детстве Шекспир стал одним из тех, кто выжил во время эпидемии чумы в 1564 году.
Чума также появляется во многих произведениях Шекспира, включая знаменитую пьесу “Ромео и Джульетта”.
В период с 1605 по 1606 год Шекспир переживал настоящий пик творчества. В это время были написаны многие его произведения, такие как “Король Лир”, “Макбет” и “Антоний и Клеопатра”.
Эксперты считают, что его продуктивность в этот период связана с тем, что в это время в Англии бушевала эпидемия чумы, что вынуждало его находиться на карантине, во время которого он много писал.
Английский физик и математик Исаак Ньютон обнаружил и описал притяжение и описал несколько важных законов физики.
Без его открытий современный мир был был совсем иным.
В 1665 году Ньютон был студентом в Кембриджском университете. Однако из-за эпидемии чумы университет был закрыт, и Ньютон вернулся к своей семье, где начал проводить серию экспериментов.
Именно во время работы во время карантина он начал замечать законы притяжения и движения. Когда Ньютон вернулся в университет в 1667 году, он начал продвижение по карьерной лестнице, и в 1669 году стал профессором.
Из-за коронавируса в России ближайшая неделя стала нерабочей, кроме того объявлены каникулы для школьников и студентов. Людей призывают соблюдать карантинные меры и оставаться дома. Кого-то такие меры тревожат и беспокоят. Но можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: нас ожидает эпоха уникальных научных открытий и великих литературных произведений. Поскольку карантин и самоизоляция это время творческих поисков! Во всяком случае в этом нас убеждает опыт великих предшественников.
Кто: Джованни Боккаччо.
По поводу чего карантин: Флорентийская чума 1348 года.
Что придумал: “Декамерон”, одну из самых знаменитых книг Ренессанса.
Джованни Бокаччо, фреска Андреа дель Кастаньо.
История создания: “Декамерон” одна из самых жизнеутверждающих книг не только своего времени. Это гимн эротике и любви. Однако к рождению “Декамерона” привели трагические обстоятельства. В 1348 году во Флоренцию пришла черная смерть - вторая в истории пандемия чумы, она унесла две трети населения города. В те времена люди уже знали о том, что спастись от черной смерти можно с помощью самоизоляции. Собственно сам сюжет “Декамерона” строится на том, что во время нашествия чумы семь девушек и трое юношей решили переждать эпидемию на загородной вилле в трех километрах от Флоренции и коротали время рассказывая друг-другу романтические истории. Однако сам Боккаччо, несмотря на это знание, потерял во время эпидемии отца и дочь, а его друг Петрарка - свою музу и возлюбленную Лауру. В то время Европу охватила волна суеверий и мракобесия. Современники Боккаччо думали, что чума результат Божьего гнева. Вместе с религиозным фанатизмом росла нетерпимость и подозрительность: везде искали (и находили!) отравителей, устраивались погромы инородцев, обвиняемых в распространении болезней. “Декамерон” со своим жизнелюбием и гуманизмом, где
ум, находчивость и благородство побеждали глупость, лицемерие и предрассудки произвел настоящую революцию в умах. И навсегда остался символом Возрождения.
Кто: Уильям Шекспир.
По поводу чего карантин: Чума в Лондоне в 1606 году
Что придумал: пьесы “Король Лир”, “Макбет”, “Антоний и Клеопатра”
История создания: Летом 1606 года в Лондоне началась очередная эпидемия чумы. Эта вспышка была не такой катастрофической, как ее предшественница, случившаяся тремя годами ранее, когда болезнь выкосила 10 процентов жителей Лондона, но напуганные власти сразу перешли к крутым мерам. Как только число умерших от чумы превысило 30 человек в неделю лондонские чиновники тут же запретили проведение публичных мероприятий и театр “Глобус”, где давала спектакли труппа “Слуги короля”, закрылся. Для Шекспира - совладельца театральной компании, это решение было серьезным финансовым ударом. Но для Шекспира-драматурга в этот момент открылось окно возможностей. В 1606 году ему исполнилось 42 года, он был в расцвете своего таланта, а благодаря чумному карантину у него появилось время, чтобы расширить репертуар своего театра. Поскольку заработать кассовыми сборами со спектаклей было невозможно, единственным источником денег были подарки короля Якова I Стюарта. Монарх был одним из самых образованных людей своего времени, знал латынь и древнегреческий, а время от времени сам брался за перо. Он упражнялся не только в популярном в то время жанре наставлений своему сыну, но и вошел в историю, как автор первого в мире трактата о вреде табака. Яков I благоволил Шекспиру и удостоил его труппу королевского титула. Шекспир в свою очередь направил своего Пегаса пастись в тех темах, которые могли быть близки интересам венценосца. Так появились самые знаменитые трагедии Шекспира “Король Лир” и “Макбет”, где главными действующими лицами являются цари. Король Лир стал жертвой рокового решения совершить неподготовленный “транзит власти” - он отдает власть дочерям, не обеспечив себя железобетонными гарантиями. А Макбета губят чрезмерные амбиции, которые подталкивают его к цареубийству. Для современников Шекспира чума была настоящей бедой, для потомков она является одним из соавторов лучших трагедий великого британца.
Кто: Исаак Ньютон.
По поводу чего карантин: Великая чума в Лондоне в 1665-66 годах.
Что придумал: Открыл закон всемирного тяготения. Начал разработку теории дифференциального и интегрального исчислений. Провел оптические эксперименты в ходе которых установил, что свет состоит из нескольких цветов солнечного спектра.
Ученый Исаак Ньютон. Портрет кисти Г. Кнеллера
История создания: При первых признаках “черной смерти” состоятельные горожане во главе с королем Карлом II стремились покинуть город. Среди беженцев оказался и 23-летний студент Исаак Ньютон, недавно получивший степень бакалавра Тринити Колледжа Кембриджского университета. Ньютон отправился пережидать чуму в семейное поместье Вулсторп , расположенное примерно в 100 километрах к северо-западу от Кембриджа . Отсутствие профессорского надзора не слишком смущало молодого затворника, к этому времени он уже составил себе список из 45 нерешенных проблем в природе и человеческой жизни. И с увлечением занялся самостоятельными научными исследованиями. Для начала Ньютон купил на рынке несколько оптических призм и занялся опытами. В ставнях своей спальни он просверлил небольшое отверстие для того, чтобы луч света проходил сквозь призму. В результате комната Ньютоне светилась цветами радуги - свет распадался на цвета солнечного спектра. На основании этого и других опытов Ньютона вывел свою теорию оптики. Но самым значительным открытием “чумного периода” стал закон всемирного тяготения. Согласно легенде на мысли об этом Ньютона навело падение яблока с дерева, росшего во дворе его дома. Юный гений задумался: “Почему яблоки всегда падают перпендикулярно земле? Они подчиняются силе тяжести? Но если она существует, то не ограничивается влиянием на яблоки, а простирает свое действие гораздо дальше. Почему не до Луны? Возможно эта сила управляет движением планет!”
Когда через полтора года карантин закончился, выяснилось, что жертвами эпидемии стали около 100 тысяч человек, четвертая часть населения Лондона. Но для Ньютона возвращение в Лондон было временем триумфа. Он вернулся полный новыми идеями и теориями. Через два года студент Исаак Ньютон получил должность профессора, а “чумные годы” он называл самым продуктивным периодом своей научной деятельности.
Кто: Мэри Шелли.
По поводу чего карантин: Год без лета в 1816 году, когда из-за извержения вулкана Тамбора планета испытала эффект ядерной зимы.
Что придумала: роман “ Франкенштейн , или Современный Прометей”.
История создания: После катастрофического извержения индонезийского вулкана Тамбора в атмосферу было выброшено примерно 150 квадратных километров пепла. Гарь и пыль надолго закрыли поверхность Земли от солнечного света. В Европе и Америке в июне и июле выпадал снег, перемерзали реки. Посевы вымерзли, из-за голода начался разгул преступности. Чтобы переждать лихие времена компания молодых людей, в которую помимо Мэри Шелли и ее мужа входил лорд Байрон сняла жилье на берегу Женевского озера. Из-за холодной и дождливой погоды затворники практически не выходили из дома. Ради развлечения друзья решили устроить соревнование: кто из них напишет самую страшную историю. Победила Мэри Шелли с историей про доктора Виктора Франкенштейна, который нашел способ превращать мертвую материю в живую и создал из частей мертвецов монстра-убийцу. Теперь это самый популярный персонаж апокалиптических фильмов.
КСТАТИ
Нарушение карантина по коронавирусу: какие штрафы в России, США и Европе
Рассказываем, на кого распространяются финансовые наказания (подробности)
Глобальная инфекция коронавируса как повод для обращения к классикам
Увы, нет ничего нового в этом самом старом из миров.
Между прочим, из пятидесяти веков летописи человечества, в которых жили и умирали многие сотни поколений наших предков, в современном мире лишь третье поколение людей живет без массовых эпидемий и пандемий смертельных болезней.
Во всей предыдущей истории губительные инфекции присутствовали всегда, периодически выливаясь в масштабные эпидемии с миллионами жертв.
Из донесенных историками свидетельств наиболее известна так называемая "Юстинианова чума" VI века нашей эры, которая охватила весь цивилизованный мир того времени. Тогда погибло около 10 млн человек. Цифра невероятная, поскольку все население мира в то время не превышало 500 млн человек.
Эта болезнь не обошла и Россию. К тому же в годы Гражданской войны в Поволжье и на Урале бушевали тиф и холера. Эти эпидемии, вместе взятые, унесли жизни десятков тысяч наших земляков, жителей Башкирии .
Таким образом, он наслал проклятие на враждующие семьи Монтекки и Капулетти.
Гениальность Пушкина здесь проявляется в каждой строчке. Приведем полностью монолог Вальсингама, ярко передающий чувства людей в погибающем от чумы селении.
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой.
Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, – хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, –
Быть может. полное Чумы!
Перейдем теперь от истории и ссылок на классиков к сегодняшнему дню.
Человек XXI века живет в сверхинформационном обществе. Любая новость, касающаяся здоровья, а тем более – смерти, публикуется и озвучивается в первую очередь, а если речь идет о сотнях жертв эпидемии и пандемии, то здесь активность СМИ повышается в разы. Прибавьте к этому социальные сети и многочисленные мессенджеры .
Этот перманентный алармизм не может не сказываться на душевном здоровье и на здоровье в целом. Но это еще полбеды.
Приведем еще одну цитату из пушкинского творения:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта…
Самоизоляция не может не давить на психику, и непонятно, как долго это будет продолжаться .
По своей сущности человек в обстоятельствах форс-мажора не меняется, живи он в VI, XIV или XXI веке. Тревога и беспокойство также свойственны сегодня людям, как и ранее, хотя они и живут в цифровую эпоху, в эру высоких технологий, коммунальных удобств и эффективной медицины.
Камю как философ дает в этом романе нравственный посыл – в кризисное время люди от атомизации и индивидуализма идут к сообществу, к солидарности и к соучастию.
Сегодня как никогда востребованы взаимоподдержка, милосердие, ответственность, готовность помочь старым и немощным.
Как считает Камю, люди каждый сам по себе способны победить конкретное зло, но они не могут в отрыве от других людей уничтожить зло (чуму) как глобальный вызов. Здесь нужно действовать сообща. Когда эта эпидемия сойдет на нет, пожалуй, это и будет один из главных нравственных уроков эпидемии коронавируса: людям доброй воли надо быть вместе не только против новоявленного смертельного вируса, но и против многих других вызовов, которые, возможно, еще предстоят. История повторяется, как и было сказано….
Читайте также: