Кто такой теркин с лепры
О народном герое Василии Теркине
Образцом для подражания для защитников Отечества во время Великой Отечественной стал герой литературный, герой народный - Василий Тёркин.
Великая Отечественная застала Твардовского в глухой подмосковной деревушке Грязи. Здесь поэт облюбовал место для спокойной работы над задуманной поэмой о Василии Тёркине.
Воскресный день 22 июня резко нарушил эти планы: едва услыхав о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, поэт выезжает в Москву в переполненном поезде звенигородского направления.
Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта.
Александр Трифонович написал и напечатал много стихотворений и фронтовых очерков и совсем забыл об оставленной в Москве рукописи поэмы, замысел которой уже не представлялся ему актуальным.
Весной 1942 года Твардовский был переведён в резерв в Москву, где вернулся к своим старым тетрадкам с записями о Тёркине.
Долго автор не мог найти ту самую ниточку, сюжет, сомневался в нужности этой работы, но вскоре понял, что нашёл то самое большое дело, которому можно отдаться до конца.
27 июня 1942 года в письме к жене Марии Илларионовне в Чистополь он поделился своими мыслями о новом замысле:
Тёркин - кто же он такой?
Просто парень сам собой
Поэма имела большой успех. Отрывки из неё читают по радио Орлов и Левитан.
До войны ещё в помине
Был ты, Тёркин, на Руси.
Тёркин? Кто такой? А ныне
Тёркин - кто такой? -
Поэма имела большой успех у народа и издавалась, несмотря на военное время, большими тиражами.
Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста.
В 1943 году после написания второй части, Александр Трифонович решил остановиться, хотел закончить поэму. Это, по словам ряда критиков, было одной из его замечательных черт: чуткое осознание меры, когда работа удалась, и нужно уметь вовремя её завершить, не допустить исчерпанности. Однако вскоре поэт понял, что Тёркин ещё не исчерпан, не завершён. К тому же он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения.
Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.
Тайна обаяния Василия Теркина в особом отношении к нему автора, который отдал герою всё лучшее, что имел сам, свой огромный неисчерпаемый талант и своё большое сердце, своё вдохновение, шутки и выдумки, тепло и бодрость духа.
Важна принадлежность Тёркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец.
Тёркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.
Герой Твардовского - это герой конкретной войны, Великой Отечественной. Вместе с тем есть в нём то, что сближает его с русским солдатом всех времён.
Важно и то, что книга завершается вовсе не оптимистическими здравицами: в финале выражено чувство вины, и сама книга посвящается памяти павших:
Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
И закончил без конца
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
И это справедливо: по широте охвата событий войны, по конкретности изображения армейского быта книга Твардовского - уникальное явление в поэзии военных лет.
Вспомним, например, что помимо ярких динамичных эпизодов она содержит множество лаконичных, но выразительных фрагментов, посвящённых подробностям фронтового быта - шинели, шапке-ушанке, сапогам и многим другим деталям одежды, воинского снаряжения, даже питания в походных условиях.
Народный характер героя сказывается не только в эпизодах сражений, но в ещё большей мере - в самом отношении к войне прежде всего как к тяжёлой работе.
Не зарвёмся, так прорвёмся,
Будем живы - не помрём.
Срок придёт, назад вернёмся,
Что отдали, всё вернём.
В произведении несколько лирических отступлений, в которых Твардовский:
- размышляет о важности прибаутки, которая поднимает боевой дух;
- раздумывает о бесстрашии воинов;
- вспоминает отчий дом;
- опровергает слухи о смерти Василия Теркина;
- прославляет каждого солдата, который стал воплощением его героя.
В первой роте появился солдат, который ест за двоих и удивляет интересными рассказами. Его шутки помогают замерзшим, в холодных и грязных шинелях, голодным бойцам не терять силу духа.
История Теркина о вине перед родными. Солдаты не могли их защитить и вынуждены были отступать. Герой в составе группы из десяти человек выходил из окружения. Он был политруком и старался подбодрить солдат.
Они остановились на постой в деревне, где жила семья командира. Его жена накормила и обогрела солдат, но порадоваться приходу мужа не смогла: советские войска отступили, оставляя их в немецкой оккупации.
Горькую правду осознавал и командир. Он до утра колол дрова, потому что хотел облегчить быт жене, искупить свой грех. На утро дети провожали отца слезами.
Зима. Полк переправляется через реку. Первый взвод добирается до противоположного берега, начинается артобстрел. Переправа сорвана.
Все считали, что первый взвод погиб, но утром дозорные заметили плывущего в сторону бойцов человека. Это Теркин, который сообщил, что солдаты его взвода живы и просят поддержки артиллерии.
Весельчак и жизнелюб Теркин рассуждает о войне:
- нельзя, чтобы в такое время твоя хата была с краю;
- война неравная, но победит мужество и благородство, потому что они защищают родную землю.
Василий Теркин спокойно воспринимает вероятность гибели, говорит о том, что их подвиг еще будет воспет последующими поколениями.
Протягивая связь, Теркин попадает под артобстрел. Снаряд падает рядом с ним, но не взрывается. Боец, показывая свое бесстрашие, проверяет блиндаж, из которого велся вражеский огонь, и вступает в противостояние с немецким офицером, у которого пистолет. Теркин защищается штыком, побеждает, но его ранят.
Раздается выстрел советской артиллерии. Теркин понимает, что погибнет. На утро его обнаружили танкисты. Башенный стрелок держал его на руках и согревал своим дыханием. Так рождается солдатское побратимство.
Теркин воюет не ради славы, возможности похвастаться и рассказать о подвигах, а ради жизни.
По дороге из госпиталя Теркин знакомится с танкистами, которые в бою потеряли командира. Они отдают Теркину его гармонь. Осиротевший инструмент в руках героя отогревает души людей — они забывают о страхе и потерях.
Боец с бородой сокрушается, что потерял кисет, который напоминал ему о родном доме. Теркин говорит о своей потере — шапке. Он размышляет о том, что вещь потерять можно, а вот Родину — нельзя.
Весна. Отдых после боя. Гул майского жука сменяет гуд бомбардировщика. Теркин поднимается и со зла стреляет в небо, подбивает самолет.
Василий вспоминает о госпитальном друге — мальчишке из Тамбова, который получил за свой подвиг орден. Родная Теркину Смоленщина пока что не могла похвалиться героем.
Второй год войны, лето. Теркин в обороне. Его вызывают к генералу. Теркина награждают орденом и недельным отпуском домой. От последнего герой отказывается.
Идет бой за деревушку Борки. Солдатам кажется бессмысленным погибать за разрушенную деревеньку. Теркин считает, что лучше сидеть в своем болоте, в кругу своих однополчан, поддерживаемыми своими танками и артиллерией, чем как он год назад прятался от немцев один в копне сена под Москвой.
У каждого защитника дома осталась любимая женщина. Их любовь оберегает и вдохновляет солдат, предостерегает и стоит на страже их совести. Женщины в письмах не жалуются на тяготы военной жизни. Только у главного героя нет суженой. Большая любовь еще ждет его.
Наступление. Молодые бойцы равняются на опытного и, как им кажется, бесстрашного Теркина. Но тому тоже страшно. В атаке убит командир — лейтенант. Главный герой заменяет его и ведет в бой подразделение. Его тяжело ранят.
Теркин остался на поле боя: свои сочли его мертвым. К нему приходит Смерть. Она пугает героя увечьем, но он отказывается сдаваться и просит дать ему возможность увидеть победу и погулять среди живых. В санчасть Теркина доставляет похоронная команда. Смерть не отстает до последнего.
Герой из госпиталя сообщает в часть, что живой, но ранен в ногу. После выздоровления вернется к своим, чтобы вместе выгнать врага за пределы страны либо погибнуть.
Вернувшись в часть, Теркин почувствовал себя чужим, потому что у него появился конкурент — Иван Теркин — молодой рыжий парень, герой и балагур, орденоносец, гармонист. Василий сначала отнесся ревностно к нему, но потом уступил лидерство. Проблему решил командир, который сказал, что скоро в каждой роте будет свой Теркин.
Третья весна войны. Теркин в качестве разведчика приходит в село, где чинил деду и бабе часы. Старики прячутся в погребе, часы унес немец в качестве трофея. Василий обещает, что больше не отступит и привезет им из Германии пару таких часов.
Бабье лето, идет бой на Днепре. Теркин со всей пехотой переправляется вплавь на правый берег. Немцы сдаются в плен.
Войска освобождают один за другим населенные пункты. В каждом из них солдат встречают их родные. Один боец отпросился, чтобы навестить семью в селе Красный Мост, и узнал, что его жена и сын погибли. Он горько плачет о них. Их смерти требуют расплаты.
Советские солдаты в Европе. Их приветствуют как освободителей. По дороге Теркин встречает землячку, солдатскую мать, которая возвращается за Днепр. Он дает ей лошадь, корову, домашнюю утварь.
Баня в чужой стороне — воспоминание о Родине. Солдат раздевается, видны все шрамы от ран. Бойцы радуются завершению войны. Солдата в чистой гимнастерке с орденами сравнивают с Теркиным.
Обратите внимание на такие художественные особенности этого произведения:
- Кто такой Василий Теркин: замысел и история создания поэмы.
Работа над поэмой о герое финской войны Васе Теркине была завершена к 1940 году. В начале Второй мировой войны А. Твардовский оказался в эпицентре военных действий — выходил из окружения в Киеве.
- Центральные проблемы.
Сюжетообразующая тема произведения — это восхваление мужества и стойкости солдата, поклонение его героизму и подвигу, утверждение веры в победу. Поэма наполнена жизнеутверждающим пафосом. В контексте темы войны и подвига народа автор поднял такие проблемы, как:
- любовь к родной земле;
- ответственность за друзей и соратников на войне;
- военная дружба;
- подвиг простого солдата;
- нелегкая армейская служба;
- умение сопереживать и прощать, несмотря на вызовы войны;
- значение для солдат любви и поддержки родных;
- ценность свободы и взаимовыручки.
Раскрывая эти проблемы, писатель реализовал гуманистический идеал, продемонстрировал уважение к простому человеку, воспел истинного героя войны и победителя — народ.
Центральный персонаж поэмы — Василий Теркин — собирательный образ. Он воплотил лучшие человеческие, моральные качества, жизненные идеалы, черты характера.
Шутками поднимает боевой дух соратников по оружию, в бою демонстрирует отвагу и взаимовыручку, чувствует ответственность перед теми, кого призван защищать, не боится смерти, но хочет увидеть победу. Гармонист и песенник.
Стойкость народного духа Твардовский воплотил в образе деда — героя Первой мировой войны. Он огорчен отступлением советских войск, но верит в то, что они непременно победят немца. С топором в руках защищает от врагов старуху.
Гуманизмом веет от образа старого генерала, который награждает Теркина. Он с уважением, по-отечески говорит с простым солдатом, обещает тому освобождение родного края Василия.
Сюжет поэмы Твардовского изложен в тридцати завершенных частях. Есть пролог и эпилог. В произведении нет указания на конкретные даты, топографию событий, потому что задача писателя — создать масштабный и всеобъемлющий образ фронтовых дорог простого солдата-пехотинца — того, кто победил в войне.
Собранные автором истории объединяет центральный персонаж — Теркин — символ стойкости народного духа. Каждая часть произведения отличается завершенностью. Это обусловлено тем, что произведение печатали частями. Авторские диалоги, которые он ведет с героем, с самим собой, с читателями, делают изложение живым и эмоциональным.
Но возвращаюсь к "Теркину" периода боев в Финляндии.
Написать вступление к предлагаемой серии фельетонов было поручено мне я должен был дать хотя бы самый общий "портрет" Теркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с читателем. Перед этим я напечатал в газете "На страже Родины" небольшое стихотворение "На привале", написанное под непосредственным впечатлением от посещения одной дивизии.
В этом стихотворении были, между прочим, такие строчки:
Дельный, что и говорить,
Был старик тот самый,
Что придумал суп варить.
На колесах прямо.
Для меня, до того времени не служившего в армии (если не считать короткого времени освободительного похода в Западную Белоруссию) и не писавшего ничего "военного", это стихотворение было первым шагом в освоении новой тематики, нового материала. Я был тут очень еще неуверен, держался своих привычных ритмов, тональности (в духе, скажем, "Деда Данилы"). И в своем вступлении к коллективному "Теркину" я обратился к этой ранее найденной интонации, которая в применении к новому материалу, новой задаче казалась мне наиболее подходящей.
Приведу некоторые строфы этого "начала" "Теркина":
Вася Теркин? Кто такой?
Человек он сам собой
При фамилии такой,
Слава громкая - герой
С ним сроднилась быстро.
И еще добавим тут,
Если бы спросили:
Почему его зовут Вася - не Василий!
Потому, что дорог всем,
Потому, что люди
Ладят с Васей как ни с кем,
Потому, что любят.
Богатырь, сажень в плечах,
Ладно сшитый малый,
По натуре весельчак,
Хоть в бою, хоть где невесть,
Но уж это точно:
Перво-наперво поесть Вася должен прочно,
Но зато не бережет
И врагов на штык берет,
Как снопы на вилы.
И при этом, как ни строг
С виду Вася Теркин,
Жить без шутки б он не мог
Да без поговорки.
Замечу, что когда я вплотную занялся своим ныне существующим "Теркиным", черты этого портрета резко изменились, начиная с основного штриха:
Теркин - кто же он такой?
Просто парень сам собой
И можно было бы сказать, что уже одним этим определяется наименование героя в первом случае Васей, а во втором - Василием Теркиным.
Все последующие иллюстрированные фельетоны, выполненные коллективом авторов, носили единообразные заголовки: "Как Вася Теркин. " Приведу полностью, к примеру, фельетон "Как Вася Теркин "языка" добыл":
Снег глубок, а сосны редки.
Вася Теркин на разведке.
Белоснежен, без заплат
Теркин видит, Теркин слышит
Белофинн летит на лыжах:
Знать, беды не чуя, он
Лезет прямо на рожон.
Теркин, взвесив обстановку,
Он уткнулся в снег ничком
Стал похож на снежный ком.
Вид заманчивый "трамплина"
Мчит он с маху на "сугроб".
Дальше хода нету, стоп!!
Так в разведке очень ловко,
Добыл Теркин языка
И доставил в штаб полка.
Может показаться, что я выбрал особо слабый образец, но и рассказы о том, "как Вася Теркин поджигателей в плен взял", которых он "бочками накрыл всех поодиночке и, довольный, закурил на дубовой бочке"; о том, как он "на лыжах донесение доставил", "пролетая леса выше, над бурливою рекой", "через горы, водопады мчась без удержу вперед"; о том, как из кабины вражеского самолета он "кошкой" вытянул "за штанину" шюцкоровца, и другие - все это производит теперь впечатление наивности изложения, крайней неправдоподобности "подвигов" Васи и не такого уж избытка юмора.
Я думаю, что тот успех "Васи Теркина", который у него был на финской войне, можно объяснить потребностью солдатской души позабавиться чем-то таким, что хотя и не соответствует суровой действительности военных будней, но в то же время как-то облекает именно их, а не отвлеченно-сказочный материал в почти что сказочные формы. Еще мне кажется, что немалую долю успеха нужно отнести на счет рисунков В. Брискина и В. Фомичева, исполненных как бы в мультипликационном стиле и нередко забавных по-настоящему.
К слову, неоднократно отмечалось, что иллюстрации О. Верейского к "Книге про бойца" очень слитны с ее стилем и духом. Это правда. Я лишь хочу сказать, что в отличие от "Васи Теркина" ни одна строка "Василия Теркина", иллюстрированного моим фронтовым товарищем художником О. Верейским, не была написана как текст к готовому рисунку, и мне даже трудно представить, как это могло бы быть. А с "Васей Теркиным" именно так и было, то есть задумывалась тема очередного фельетона, художники "разносили" ее на шесть клеток, выполняли в рисунках, а уже потом являлись стихи-подписи.
Отдав дань "Васе Теркину" одним-двумя фельетонами, большинство его "зачинателей" занялись, каждый по своим склонностям и возможностям, другой работой в газете: кто писал военно-исторические статьи, кто фронтовые очерки и зарисовки, кто стихи, кто что. Основным автором "Теркина" стал А. Щербаков, красноармейский поэт, давний работник редакции.
А успех у читателя-красноармейца "Теркин" имел больший, чем все наши статьи, стихи и очерки, хотя тогда к этому успеху мы все относились несколько свысока, снисходительно. Мы по справедливости не считали это литературой. И по окончании войны в Финляндии, когда один из моих товарищей по работе в военной печати услышал от меня - в ответ на вопрос о том, над чем я теперь работаю, - что я пишу "Теркина", он лукаво погрозил мне пальцем; так, мол, я и поверил тебе, что ты станешь теперь этим заниматься.
Но я именно теперь думал, работал, бился над "Теркиным". "Теркин" почувствовал я, по-новому обратившись к этой работе, - должен сойти со столбцов "уголков юмора", "прямых наводок" и т. п., где он до сих пор выступал под этим или иным именем, и занять не какую-то малую часть моих сил, как задача узкоспециального "юмористического" толка, а всего меня без остатка. Трудно сказать, в какой день и час я пришел к решению всеми силами броситься в это дело, но летом и осенью 1940 года я уже жил этим замыслом, который отслонил все мои прежние намерения и планы. Одно ясно, что это определялось остротой впечатлений пережитой войны, после которой уже невозможно было просто вернуться к своей обычной литературной работе.
"Теркин", по тогдашнему моему замыслу, должен был совместить доступность, непритязательность формы - прямую предназначенность фельетонного "Теркина" - с серьезностью и, может быть, даже лиризмом содержания. Думая о "Теркине" как о некоем цельном произведении, поэме, я старался теперь разгадать, ухватить тот "нужный момент изложения" (как выразился в письме ко мне недавно один из читателей), без которого нельзя было сдвинуться с места.
Недостаточность "старого" "Теркина", как это я сейчас понимаю, была в том, что он вышел из традиции давних времен, когда поэтическое слово, обращенное к массам, было нарочито упрощенным применительно к иному культурному и политическому уровню читателя и когда еще это слово не было одновременно самозаветнейшим словом для его творцов, полагавших свой истинный успех, видевших свое настоящее искусство в другом, отложенном на время "настоящем" творчестве.
Теперь было другое дело. Читатель был иной - это были дети тех бойцов революции, для которых Д. Бедный и В. Маяковский когда-то писали свои песни, частушки и сатирические двустишия,- люди поголовно грамотные, политически развитые, приобщенные ко многим благам культуры, выросшие при Советской власти.
В своей знаменитой поэме "Василий Тёркин" выдающийся советский писатель и поэт Александр Твардовский метко и ёмко рисует образ находчивого и, несмотря на тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, весёлого солдата. Василий Тёркин - не просто главный герой произведения, это собирательный образ народа, способного стойко переносить любые невзгоды.
Поэма недаром стала одним из центральных произведений Твардовского, поскольку балагур и весельчак Тёркин - один из самых ярких и позитивных образов русской литературы ХХ века, а строки, написанные четырехстопным хореем, без труда и надолго остаются в памяти.
Характеристика героя
Василий Иванович Тёркин - простой сельский парень, родом из Смоленщины (автор сделал его своим земляком). Он - пехотинец стрелкового полка. Не обладая какими-то выдающимися способностями, Василий является настоящей душой своей роты: это человек широкой души и большого сердца, неунывающий оптимист, который подбадривает своих товарищей-сослуживцев словами "перетерпим, перетрём".
Автор намеренно не сообщает подробностей биографии своего героя, подчеркивая его "обыкновенность", чтобы каждый смог отыскать частичку солдата Тёркина и в собственном характере: "Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. "
Произведение Твардовский задумал еще до начала ВОВ, однако тот Василий Тёркин, который стал родственной душой тысячам простым солдат, появился в 1942 году. Этот собирательный образ русского солдата придавал силы, воодушевлял и помогал сражаться реальным людям.
При этом Василий - не супер-герой, не великий воин, обладающий богатырской силой и мощным телосложением. Однако в некоторых местах поэмы угадываются фольклорные нотки, при помощи которых автор еще больше сближает героя с народом. Так, в главе "Два солдата" Тёркин подобно настоящему Илье Муромцу защищает слабых и немощных, приходит на помощь к старикам, о которых в начале главы на сказочный манер говорится " жили-были дед да баба". Такого героя не отличают внушительные размеры, зато в избытке смекалки, оптимизма, отваги и любви к родной земле.
Твардовский "осовременил" народного защитника, добавив к вышеперечисленному искрометный юмор, необходимую хитрость и выносливость. Василий способен даже "спать в запас", быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей действительности. А самое главное его достоинство - никогда унывать, ведь только так можно выжить в страшной войне!
Тёркин - фигура героическая, но не показушная. Для него война - это тяжкое испытание и работа, которую необходимо выполнять. Он бросается в ноябрьскую реку, чтобы сообщить своим об укреплении взвода на берегу (глава "Переправа"); в главе "Тёркин ранен" удерживает вражеский дзот, будучи раненым, до прихода подмоги; сбивает вражеский самолёт, поднимает за собой в бой солдат вместо погибшего офицера и первым врывается в деревушку, вступает в неравную схватку с превосходящим его по силе немцем и даже самой Смертью! И при всём при этом с юмором отмечает "Нет, ребята, Я не гордый . Я согласен на медаль."
Василий не только душа компании, но и талантливый мастер: в его руках ожили старая пила, часы, стоявшие много лет. Он прекрасно играет на гармони, поёт и танцует, не лезет в карман за словом, развлекая усталых бойцов в редкие часы затишья.
Неслучайна и фамилия главного персонажа поэмы: Тёркин - от слова "тёртый", опытный, видавший жизнь
Образ героя в произведении
Поскольку Василий Тёркин - образ собирательный, то детальных описаний внешности в поэме не найти. Всё, о чём сообщает автор: сельский парень, возрастом за 20 лет, среднего роста, неяркой внешности. Однако главная красота его - внутри, в широкой душе, добром и сострадательном сердце, героизме и оптимизме.
Твардовский не придает этой героической личности никакого романтического ореола, напротив, даже слегка приземляет его при помощи простонародных выражений: "хрястнул. промеж глаз", ударил немца со звуком "шмяк". Этот художественный приём также даёт читателю увидеть в обобщенном образе личность, индивидуальность, для которого война - не способ возвыситься, добыть себе медалей и наград, а бой " ради жизни на земле".
В одной из глав Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Автор различает двух Тёркиных цветом волос (Иван - рыжий) и военной специализацией (второй Тёркин - бронебойщик), в остальном же эти два солдата очень похожи. Это еще один приём индивидуализации и обобщения, при помощи которого автор показывает, что такой Тёркин - не уникальное явление, их тысячи, миллионы, которые неотделимы от всей массы воюющего народа. И цель одна на всех - освобождение родной земли, ради жизни на ней.
Автор называет своего персонажа "русский чудо-человек", не возвеличивая его напрасно, но и не преуменьшая заслуг простого солдата.
Твардовский, сам познавший горести войны, в лице Василия Тёркина передает читателю главный посыл: никогда не унывать и с юмором относиться к испытаниям судьбы, именно этот подход поможет выжить в любых условиях.
Отдымился бой вчерашний,
Высох пот, металл простыл.
От окопов пахнет пашней,
Летом мирным и простым.
В полверсте, в кустах — противник,
Тут шагам и пядям счет.
Фронт. Война. А вечер дивный
По полям пустым идет.
По следам страды вчерашней,
По немыслимой тропе;
По ничьей, помятой, зряшной
Луговой, густой траве;
По земле, рябой от рытвин,
Рваных ям, воронок, рвов,
Смертным зноем жаркой битвы
Опаленных у краев.
И откуда по пустому
Долетел, донесся звук,
Добрый, давний и знакомый
Звук вечерний. Майский жук!
И ненужной горькой лаской
Растревожил он ребят,
Что в росой покрытых касках
По окопчикам сидят.
Отпляшись, а там сторонкой
Удаляйся в березняк,
Провожай домой девчонку
Да целуй — не будь дурак,
Налегке иди обратно,
Мать заждалася.
И вдруг —
Вдалеке возник невнятный,
Новый, ноющий, двукратный,
Через миг уже понятный
И томящий душу звук.
Звук тот самый, при котором
В прифронтовой полосе
Поначалу все шоферы
Разбегались от шоссе.
На одной постылой ноте
Ноет, воет, как в трубе.
И бежать при всей охоте
Не положено тебе.
Ты, как гвоздь, на этом взгорке
Вбился в землю. Не тоскуй.
Ведь — согласно поговорке —
Это малый сабантуй.
Ждут, молчат, глядят ребята,
Зубы сжав, чтоб дрожь унять.
И, как водится, оратор
Тут находится под стать.
С удивительной заботой
Подсказать тебе горазд:
— Вот сейчас он с разворота
И начнет. И жизни даст.
Жизни даст!
Со страшным ревом
Самолет ныряет вниз,
И сильнее нету слова
Той команды, что готова
На устах у всех:
— Ложись.
Смерть есть смерть. Ее прихода
Все мы ждем по старине.
А в какое время года
Легче гибнуть на войне?
Летом солнце греет жарко,
И вступает в полный цвет
Все кругом. И жизни жалко
До зарезу. Летом — нет.
В осень смерть под стать картине,
В сон идет природа вся.
Но в грязи, в окопной глине
Вдруг загнуться? Нет, друзья.
А зимой — земля, как камень,
На два метра глубиной,
Привалит тебя комками —
Нет уж, ну ее — зимой.
А весной, весной. Да где там,
Лучше скажем наперед:
Если горько гибнуть летом,
Если осенью — не мед,
Если в зиму дрожь берет,
То весной, друзья, от этой
Подлой штуки — душу рвет.
И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти черной
Только собственной спиной.
Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.
Ты прижал к вискам ладони,
Ты забыл, забыл, забыл,
Как траву щипали кони,
Что в ночное ты водил.
Смерть грохочет в перепонках,
И далек, далек, далек
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берег.
И друзей и близких лица,
Дом родной, сучок в стене.
Нет, боец, ничком молиться
Не годится на войне.
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу,
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Ну-ка, что за перемена?
То не шутки — бой идет.
Встал один и бьет с колена
Из винтовки в самолет.
Трехлинейная винтовка
На брезентовом ремне,
Да патроны с той головкой,
Что страшна стальной броне.
Бой неравный, бой короткий.
Самолет чужой, с крестом,
Покачнулся, точно лодка,
Зачерпнувшая бортом.
Накренясь, пошел по кругу,
Кувыркается над лугом,—
Не задерживай — давай,
В землю штопором въезжай!
Сам стрелок глядит с испугом:
Что наделал невзначай.
Скоростной, военный, черный,
Современный, двухмоторный
Самолет — стальная снасть —
Ухнул в землю, завывая,
Шар земной пробить желая
И в Америку попасть.
— Не пробил, старался слабо.
— Видно, место прогадал.
— Кто стрелял?— звонят из штаба.
Кто стрелял, куда попал?
Адъютанты землю роют,
Дышит в трубку генерал.
— Разыскать тотчас героя.
Кто стрелял?
А кто стрелял?
Кто не спрятался в окопчик,
Поминая всех родных,
Кто он — свой среди своих —
Не зенитчик и не летчик,
А герой — не хуже их?
Вот он сам стоит с винтовкой,
Вот поздравили его.
И как будто всем неловко —
Неизвестно отчего.
Виноваты, что ль, отчасти?
И сказал сержант спроста:
— Вот что значит парню счастье,
Глядь — и орден, как с куста!
Не промедливши с ответом,
Парень сдачу подает:
— Не горюй, у немца этот —
Не последний самолет.
С этой шуткой-поговоркой,
Облетевшей батальон,
Перешел в герои Теркин,—
Это был, понятно, он.
Читайте также: