Леонардо да винчи и чума
Леонардо да Винчи, возможно, был величайшим изобретателем в истории, но в его время были настолько слабые технологии, что все наброски гения остались в лучшем случае на бумаге. Да Винчи рисовал эскизы и диаграммы своих устройств и сохранял заметки. Но либо у него не возникало желания воплощать их в реальность, либо не хватало средств. В результате, при жизни да Винчи практически ни одно из его изобретений не увидело свет. Да и узнали о трудах гениального изобретателя только после его смерти, поскольку он никогда не выносил свои заметки на публичное обсуждение.
И это невероятно грустно, потому что конструкторские навыки да Винчи намного опередили свое время. Если бы они были воплощены в реальных изобретениях, кто знает, может быть революция в мире техники случилась бы куда раньше. С другой стороны, многие из эскизов да Винчи невозможно было реализовать с помощью инструментов 15-16 века. Зато в 21 веке многие инженеры с удовольствием принялись за реализацию проектов да Винчи и выяснили, что те действительно работают. И работали бы, будь да Винчи немного смелее и еще чуточку изобретательнее.
Давайте посмотрим на изобретения да Винчи глазами обывателя двадцать первого века.
Подшипник
Парашют
Орнитоптер
На бумаге орнитоптер больше похож на птицу (или летучую мышь), чем современные самолеты. Его крылья начнут работать после того, как пилот повернет рукоятку. Это изобретение демонстрирует глубокое понимание аэродинамики да Винчи. Современные попытки воспроизвести орнитоптер показали, что тот действительно мог летать — если бы его подняли в воздух. Построить летательное средство, задействующее слабые мышцы человека, было бы сложнее.
Парашют и орнитоптер были только двумя из летающих машин, описанных да Винчи в его тетрадях. Среди других был и глайдер, и вертолетоподобное летательное средство, о которых мы, возможно, поговорим позже.
Пулемет
Механизм этого пулемета прост. Да Винчи предложил собрать 11 мушкетов на прямоугольной доске, а после сложить три таких доски в треугольник. Поместив вал посередине, можно было бы вращать всю эту штуковину так, чтобы один набор из 11 орудий стрелял, пока два других остывают и перезаряжаются. После этого весь механизм переворачивался и давал очередной залп.
И хотя да Винчи постоянно отмечал в своих тетрадях, что ненавидит войну и проклинает машины для убийств, ему нужны были деньги, и он легко мог убедить богатых покровителей, что такие машины помогут им одолеть своих врагов. Возможно, оно и к лучшему, что ни одна из машин для убийства, задуманных да Винчи, не была построена.
Водолазный костюм
Эти водолазные костюмы были созданы на самом деле, однако захватчики, против которых они должны были применяться, были успешно сражены венецианским флотом до того, как понадобилась подводная диверсия.
Бронированный танк
Схема бронированного танка в заметках да Винчи содержит забавный недостаток: колеса для движения вперед крутились в противоположную сторону от задних колес. Построенный таким образом, танк не мог бы двигаться. Да Винчи был слишком умен, чтобы допустить такую досадную ошибку, поэтому историки привели несколько причин, по которым изобретатель допустил такой промах сознательно. Возможно, он действительно не хотел, чтобы эта машина была построена. Другой вариант — он боялся, что схема попадет в лапы врагов, поэтому сделал ошибку, чтобы убедиться, что никто кроме него не сможет построить танк.
Самоходная тележка
Самоходная тележка да Винчи выдвигается на роль первого автомобиля в истории. Более того, поскольку у нее не было водителя, ее можно рассматривать и как первый роботизированный транспорт в истории.
Чертежи, сделанные да Винчи, не в полной мере раскрывают внутренний механизм, поэтому современным инженерам пришлось догадываться, что же заставляло тележку ехать вперед. Лучшим предположением был пружинный механизм вроде того, что используется в часах. Пружины прятались в корпусах с формой барабана и могли заводиться рукой. И пока пружина разматывается, тележка едет вперед, как заводная игрушка. Руль мог быть запрограммирован с помощью ряда блоков в цепи передач, хотя тот факт, что тележка могла поворачиваться только вправо, существенно ограничил бы ее полезность.
Леонардо, по-видимому, считал свою тележку чем-то вроде игрушки, но можно не сомневаться, что если бы она была построена, в скором времени последовали бы более полезные улучшения.
Города будущего
Мост Леонардо да Винчи.
Когда Леонардо жил в Милане примерно в 1400 году, в Европе буйствовала черная чума. Города страдали куда больше, чем сельская местность, и да Винчи предположил, что в городах есть что-то особенное, что делает их уязвимыми к болезни. Эта идея удивительно близка к современности, учитывая, что теория микробных болезней была разработана только в начале 20 века. Да Винчи задумал разработать собственный план: город, изначально спроектированный и созданный с нуля, который будет санитарно и жизненно пригодным.
Воздушный винт
Идея, во всяком случае, была такой. Смог бы такой винт летать? Вряд ли. Но было бы круто.
Робот-рыцарь
Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию человека.
Если самоходная тележка да Винчи была первым рабочим проектом роботизированного транспорта, робот-рыцарь мог стать первым роботом-гуманоидом, C-3PO 15 века. Да Винчи тщательно изучал анатомию человеческого тела и часами расчленял трупы, чтобы выяснить, как оно работает. Он понял, что мышцы движут костями. После этого он решил, что такой же принцип может лечь в основу машины. В отличие от большинства изобретений да Винчи, Леонардо, судя по всему, действительно построил робота-рыцаря, но тот использовался в основном для развлечений на вечеринках щедрого покровителя гения, Лодовико Сфорца. Конечно, тот робот намного отличался от современных киборгов.
Робот да Винчи не сохранился, и никто в точности не знает, на что тот был способен. Но судя по всему, он ходил, сидел и даже работал челюстями. В его работе использовалась система шкивов и шестерен. В 2002 году эксперт робототехники Марк Росхейм взял рабочие тетради да Винчи, чтобы построить рабочую модель робота 15 века. В результате, некоторые идеи Росхейм позаимствовал для создания планетарных роботов-разведчиков, которые будет использовать NASA.
Как видите, спустя полвека космических исследований проекты Леонардо да Винчи, наконец, вышли в открытый космос.
Чем совершеннее человек, тем глубже его любовь.
Только познавший себя может любить умудрёно.
Только ему и дано вымерить труд по плечу.
Леонардо да Винчи.
Некоторые исследователи, всерьёз склонны считать Леонардо посланником развитой внеземной цивилизации, или путешественником во времени, другие – жителем параллельного мира. Слишком хорошо знал он мирские дела и будущее. Ни до, ни после него не существовало подобного универсального человека. Гениального абсолютно во всех областях. Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания. Их – более пятидесяти! Многие сокрушаются, что родился Мастер не в своё время.
1466г. - В четырнадцатилетнем возрасте, Леонардо отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андрея Вероккио. Там и сложились его первые интересы. Вероккио был экспериментатором. Музыкант, живописец, ваятель и ювелир. Рядом с его мастерской находилась мастерская другого флорентийского художника Антонио Поллайоло, который производил рассечение трупов, но, только лишь для того, чтобы изучить суставы и мускулы. В те же годы, скрупулёзно изучал анатомию и Беноццо Гоццоли, ещё один флорентийский художник. В таком вот обществе, среди мастеров-экспериментаторов рос и развивался молодой Леонардо. Там он изучил черчение, химию, металлургию, работу с гипсом, кожей и металлом, обучался гуманитарным наукам и техническим навыкам. Занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Марсилио Фичино, ведущий мыслитель того времени гордо писал: - Наш век, наш золотой век вернул к жизни свободные искусства, почти совершенно уничтоженные. И произошло это во Флоренции!
Откуда этот несусветный бред по тем временам? Один за другим, в виде столбца, появляются в его рукописях вопросы:
- Откуда моча?
- Почему рвота?
- Откуда боли в боку?
- Слёзы.
- Чихание.
- Дрожание.
- Падучая болезнь.
- Почему молния убивает человека, а не ранит его? Почему, если бы человек сморкал нос, когда его ударило молнией, он не умер бы?
Откуда знал? Видел? Умирал? Тестировал? Как он мог тогда в этом признаться. Не спасло бы никакое возрождение. Вздёрнули бы, колесовали и сожгли. А потомки ближайших столетий презрительно воспринимали бы как. ну вы догадываетесь.
Поражали и его внешние данные: строен, высок, лицом прекрасен, многие называли его ангелом. При этом обладал нечеловеческой силой, одной левой гнул подкову. Абсолютно контролировал свои чувства, не проявляя обычных человеческих эмоций. Современники отмечали, что от него веет холодом бесчувствия. Он никого не ненавидел, но никого и не любил. Уровень его сознания отличался не только от уровня современников, но и от человеческого вообще. Чтобы обострить своё восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, превосходящие современную нейролингвистику. Знал ли он ключ к тайнам человеческой психики? У него была своя особая формула сна – каждые 4 часа он спал по 15 минут. Полтора часа в сутки! Остальные 22,5 часа – творил. Это сегодня известно, что после сна трудоспособность человека увеличивается в десять раз.
- Вы работаете уже много месяцев, а работа не движется.
- Движется. Я стремлюсь к совершенству.
Что бы ни говорили различные историки, но по прошествии пятисот лет после смерти великого Мастера именно его художественный гений выдержал испытание временем. Сегодняшние специалисты нашли целых 52 документа, содержащие отпечатки пальцев Леонардо. С их помощью, составляя отдельные детали, учёные сумели собрать воедино два отпечатка – левого указательного и левого большого пальцев.
Директор музея Леонардо да Винчи – Алессандро Веззоци:
- Мастер часто работал, когда ел. Использовал пальцы вместо кисти. Не исключено, что отпечатки позволят установить, что именно он ел.
Грюйе в конце 19 века сказал: - Скоро уже четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней.
Биограф Джорджо Вазари: - В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Философ А.Ф. Лосев: - Мона Лиза с её бесовской улыбочкой. Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть.
Борис Виппер: - Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит. Мы ощущаем присутствие существа наделённого разумом, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа.
Современные учёные неистово анализируют таинственный портрет. Компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учёными из Нидерландов и США, проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций – Мона Лиза на картине на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая.
А теперь, возьмите лупу и рассмотрите каждый глаз ОТДЕЛЬНО. Один смотрит на вас, другой – прямо в душу. Великий Гений пришёл к своей звезде? Отыскал душу и способ переноса?
К 1514-1515 гг. относят сейчас создание шедевра. До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше. Верили рассказу Вазари. Говорят, что именно модели Джоконды художник обязан своей смертью, поскольку сама модель оказалась биовампиром. За два года до смерти у Мастера онемела правая рука, он с трудом передвигался без посторонней помощи, а последний год жизни (1519) Леонардо провёл в постели.
Е-рун-да! Может картина ждёт именно вас? Или ещё полтысячи лет будет разыскивать подходящий сосуд, дабы вернуться в живой облик и закончить то, что было так интересно Мастеру.
Я думал, что учусь жить, а на самом деле – учился умирать.
Не жалейте бедного художника. Он может повелевать всем, что существует во вселенной.
Сначала он управляет своей мыслью – потом кистью.
Леонардо да Винчи.
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.
Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.
Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.
Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного оружия в то время требовала постоянного перезаряжания стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.
Тридцатитрехствольный орган состоял из 3 рядов по 11 малокалиберных пушек, соединенных в виде треугольной вращающейся платформы, к которой крепились большие колеса. Один ряд пушек заряжался, из него производился выстрел, затем платформа переворачивалась и ставился следующий ряд. Пока один ряд стрелял, второй охлаждался, а третий перезаряжался, что позволяло вести почти непрерывный огонь.
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:
Современники считали Леонардо да Винчи гением. Некоторые из них даже считали, что он прилетел к ним из будущего, настолько революционными были его изобретения и открытия. И в этом есть определенная доля правды. Без всякого преувеличения, без этого человека наш современный мир выглядел бы совсем по-другому.
Идеальный город
Да Винчи жил в Италии во времена, когда в городах бушевала чума, на улицах было очень грязно, а на голову в любой момент могли свалиться нечистоты. Проект его идеального города включал толковую систему канализации и вентиляции. Он состоял из двух ярусов. Верхний предназначался для пешеходов, а нижний – для передвижения по каналам грузового транспорта.
Скафандр
Леонардо да Винчи был по-настоящему очарован морем. Еще задолго до Кусто, он задумывался о создании скафандра. Его подводный костюм был полностью изготовлен из кожи. К лицевой части крепились две тростниковые дыхательные трубки, а также колокольчик, который должен был плавать на поверхности воды.
Самодвижущаяся повозка
В конце 15 века такое изобретение было поистине революционным. Деревянная повозка передвигалась благодаря взаимодействию пружин с колесами. В наше время ученые создали точную копию изобретения Леонардо Да Винчи. В ходе эксперимента они выяснили, что повозка действительно едет так, как предполагал изобретатель.
Крылатый параплан
Великий итальянец был просто одержим идеей о возможности человека летать. За свою жизнь он создал множество летающих машин, в том числе, и знаменитый параплан с хлопающими, как у птиц, крыльями.
Геохронология
Леонардо да Винчи – один из первых, кому пришла мысль о движении тектонических плит на нашей планете. Именно этим фактом он объяснял происхождение окаменелых моллюсков, найденных в толще земли. В то время, как большинство его современников считали эти находки лишь последствием Великого Потопа.
Переносной мост
Переносной, вращающийся мост был отличной находкой для военных. Он был невероятно легким и одновременно прочным. С таким изобретением армия могла быстро разворачиваться и сворачиваться в любом месте.
Пулемет
Леонардо да Винчи был пацифистом, что не мешало ему работать над усовершенствованием оружия. Так, например, он создал пушку, у которой было несколько стволов, вместо одного.
Зеркальное письмо
До сих пор точно неизвестно, было ли это попыткой ученого зашифровать свое письмо и таким способом защититься от плагиата? Возможно, Леонардо да Винчи во время письма просто боялся размазать чернила рукой, он ведь был левшой.
Чем совершеннее человек, тем глубже его любовь.
Только познавший себя может любить умудрёно.
Только ему и дано вымерить труд по плечу.
Леонардо да Винчи.
Некоторые исследователи, всерьёз склонны считать Леонардо посланником развитой внеземной цивилизации, или путешественником во времени, другие – жителем параллельного мира. Слишком хорошо знал он мирские дела и будущее. Ни до, ни после него не существовало подобного универсального человека. Гениального абсолютно во всех областях. Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания. Их – более пятидесяти! Многие сокрушаются, что родился Мастер не в своё время.
1466г. - В четырнадцатилетнем возрасте, Леонардо отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андрея Вероккио. Там и сложились его первые интересы. Вероккио был экспериментатором. Музыкант, живописец, ваятель и ювелир. Рядом с его мастерской находилась мастерская другого флорентийского художника Антонио Поллайоло, который производил рассечение трупов, но, только лишь для того, чтобы изучить суставы и мускулы. В те же годы, скрупулёзно изучал анатомию и Беноццо Гоццоли, ещё один флорентийский художник. В таком вот обществе, среди мастеров-экспериментаторов рос и развивался молодой Леонардо. Там он изучил черчение, химию, металлургию, работу с гипсом, кожей и металлом, обучался гуманитарным наукам и техническим навыкам. Занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Марсилио Фичино, ведущий мыслитель того времени гордо писал: - Наш век, наш золотой век вернул к жизни свободные искусства, почти совершенно уничтоженные. И произошло это во Флоренции!
Откуда этот несусветный бред по тем временам? Один за другим, в виде столбца, появляются в его рукописях вопросы:
- Откуда моча?
- Почему рвота?
- Откуда боли в боку?
- Слёзы.
- Чихание.
- Дрожание.
- Падучая болезнь.
- Почему молния убивает человека, а не ранит его? Почему, если бы человек сморкал нос, когда его ударило молнией, он не умер бы?
Откуда знал? Видел? Умирал? Тестировал? Как он мог тогда в этом признаться. Не спасло бы никакое возрождение. Вздёрнули бы, колесовали и сожгли. А потомки ближайших столетий презрительно воспринимали бы как. ну вы догадываетесь.
Поражали и его внешние данные: строен, высок, лицом прекрасен, многие называли его ангелом. При этом обладал нечеловеческой силой, одной левой гнул подкову. Абсолютно контролировал свои чувства, не проявляя обычных человеческих эмоций. Современники отмечали, что от него веет холодом бесчувствия. Он никого не ненавидел, но никого и не любил. Уровень его сознания отличался не только от уровня современников, но и от человеческого вообще. Чтобы обострить своё восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, превосходящие современную нейролингвистику. Знал ли он ключ к тайнам человеческой психики? У него была своя особая формула сна – каждые 4 часа он спал по 15 минут. Полтора часа в сутки! Остальные 22,5 часа – творил. Это сегодня известно, что после сна трудоспособность человека увеличивается в десять раз.
- Вы работаете уже много месяцев, а работа не движется.
- Движется. Я стремлюсь к совершенству.
Что бы ни говорили различные историки, но по прошествии пятисот лет после смерти великого Мастера именно его художественный гений выдержал испытание временем. Сегодняшние специалисты нашли целых 52 документа, содержащие отпечатки пальцев Леонардо. С их помощью, составляя отдельные детали, учёные сумели собрать воедино два отпечатка – левого указательного и левого большого пальцев.
Директор музея Леонардо да Винчи – Алессандро Веззоци:
- Мастер часто работал, когда ел. Использовал пальцы вместо кисти. Не исключено, что отпечатки позволят установить, что именно он ел.
Грюйе в конце 19 века сказал: - Скоро уже четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней.
Биограф Джорджо Вазари: - В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Философ А.Ф. Лосев: - Мона Лиза с её бесовской улыбочкой. Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть.
Борис Виппер: - Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит. Мы ощущаем присутствие существа наделённого разумом, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа.
Современные учёные неистово анализируют таинственный портрет. Компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учёными из Нидерландов и США, проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций – Мона Лиза на картине на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая.
А теперь, возьмите лупу и рассмотрите каждый глаз ОТДЕЛЬНО. Один смотрит на вас, другой – прямо в душу. Великий Гений пришёл к своей звезде? Отыскал душу и способ переноса?
К 1514-1515 гг. относят сейчас создание шедевра. До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше. Верили рассказу Вазари. Говорят, что именно модели Джоконды художник обязан своей смертью, поскольку сама модель оказалась биовампиром. За два года до смерти у Мастера онемела правая рука, он с трудом передвигался без посторонней помощи, а последний год жизни (1519) Леонардо провёл в постели.
Е-рун-да! Может картина ждёт именно вас? Или ещё полтысячи лет будет разыскивать подходящий сосуд, дабы вернуться в живой облик и закончить то, что было так интересно Мастеру.
Я думал, что учусь жить, а на самом деле – учился умирать.
Не жалейте бедного художника. Он может повелевать всем, что существует во вселенной.
Сначала он управляет своей мыслью – потом кистью.
Леонардо да Винчи.
Читайте также: