Матери во время чумы
3 апреля, в канун православного праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит объезд Москвы с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой "Умиление". Подобные молитвенные действия многократно спасали разные города и страны от различных "моровых поветрий", в наше время именуемых "эпидемиями".
Верите ли вы в чудеса? В период серьёзных испытаний этот вопрос отнюдь не праздный. И пожалуй, не так много людей, кто с упёртостью наивного материалиста скажет: нет, в мире есть только физические и химические явления, а наше сознание – лишь их проявление. Даже убеждённые атеисты порой соглашаются, что в мире "не всё так просто" и некоторые явления выбиваются из сугубо материалистического представления. Хотя слово "чудо" таким людям произнести ой как сложно.
Но, как говорится, "не бывает атеистов в окопах под огнём", а нынешнюю коронавирусную пандемию уже сравнивают с самой настоящей третьей мировой войной, масштабы трагичности которой, слава Богу, не так велики, но по числу охваченных стран ситуация поистине беспрецедентна. Для человека же верующего очевидно: это – попущение Божие, наказание за наши грехи, выводы из которого ещё будут сделаны. Так же, как очевидно и то, что помимо санитарно-эпидемиологических, медицинских средств борьбы с распространением коронавируса очень важно применять меры духовные. Главные из которых Сам Господь определил в словах: "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Евангелие от Матфея, 17:21).
Неслучайно разгар пандемии пришёлся на православный Великий пост, время, наиболее благоприятное для уединённой молитвы. Подчеркну: не для "пира во время чумы", а именно для молитвенных трудов, которые, как в последние дни уже говорили Святейший Патриарх Кирилл и многие другие архипастыри и пастыри Русской Церкви, могут совершаться не только в храме, но и в домашнем уединении. Но патриаршее благословение на время карантинных мер не посещать храмовые богослужения отнюдь не означает их отмены. Все храмы Русской Православной Церкви продолжают жить великопостной богослужебной жизнью и не закрывают своих врат от верующих. Хотя и с вынужденными ограничениями относительно числа молящихся.
На этой неделе, в субботу, 4 апреля, православные будут праздновать один главных праздников Великого поста, Похвалу Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), а вслед за ним, 7 апреля, и великий двунадесятый праздник Благовещения. Эти богородичные дни напоминают верующим о том, Кто является нашей главной Небесной Заступницей перед Господом. И в том числе о том, как во времена моровых поветрий (так в древности именовались смертоносные эпидемии) христиане обращались за помощью именно к Божией Матери, молясь перед Ее чудотворными иконами. И очень часто болезни отступали, чему в Житиях святых и исторических описаниях различных святынь есть тысячи свидетельств.
Именно в эти тяжёлые дни, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял решение совершить молитвенный объезд Москвы, не просто как российской столицы, но и как города, наиболее пострадавшего от коронавируса, с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой "Умиление". Как говорится в циркулярном письме первого патриаршего викария митрополита Воскресенского Дионисия:
По сложившейся традиции Святейший Патриарх. привозит из Крестового Владимирского храма своей рабочей резиденции в Чистом переулке хранящийся там Честный Образ Богоматери "Умиление", перед которым молился преподобный Серафим Саровский. На сей раз Святейший Патриарх не только привезёт эту величайшую Святыню, но совершит с Нею с 16.00 объезд вокруг всей Москвы. Святейший Владыка призывает всех священнослужителей, монашествующих и мирян Первопрестольного града в часы его объезда города усугубить свои домашние молитвы и вместе с ним совершить чтение акафиста Божией Матери с приложением молитвы, "чтомой во время вредоносного поветрия".
В истории Церкви, в том числе и новейшей, подобные молитвенные объезды и даже облёты на самолётах и космических станциях, своего рода ускоренные крестные ходы, уже встречались. Пожалуй, наиболее известна история, как осенью 1941 года, в страшные дни Битвы за Москву, был совершён облёт с одной из чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Сегодня многие скептики пытаются опровергнуть это предание, действительно, не получившее отражение в официальных документах, но сама вера в то, что именно такой облёт тогда спас Первопрестольную, уже очень многое значит.
Крестный ход из Дивеева с иконой Божией Матери "Умиление" накануне прославления преподобного Серафима. 1903 год. Фото: официальный сайт Дивеевского монастыря
Но почему в эти дни в качестве святыни, которая объедет столицу, избрана именно икона Божией Матери "Умиление"? Что это за образ, который, как уже было сказано выше, непосредственно связан с одним из самых почитаемых духовных подвижников Русской Церкви, преподобным Серафимом Саровским? Приведём краткую историческую справку об этой святыне:
"Икона Пресвятой Богородицы "Умиление" с конца XVIII века являлась главной святыней Дивеевского монастыря. Перед этим чудотворным образом молился и скончался преподобный Серафим Саровский. Он называл её "Всех радостей Радость", а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. После закрытия монастыря в советские годы игуменья Александра (Траковская) вместе с другими сёстрами перевезла образ в Муром. После её смерти монахиня Мария (Баринова) с благословения Патриарха Пимена передала икону протоиерею Виктору Шиповальникову, а в 1991 году – Патриарху Алексию II. С тех пор образ находится в домо́вом храме резиденции Святейшего Патриарха".
За этими, довольно сухими и тезисными, словами – целая эпоха и множество судеб православных христиан, включая трёх последних русских Патриархов. И множество чудес и исцелений, которые, что очень важно, не стоит приписывать самой иконе, но её Первообразу – Пресвятой Богородице. Однако и сама эта святыня благодаря таинственной связи с изображённой на ней Небесной Владычицы обладает особой чудотворной силой. Как и многие другие иконы Божией Матери, даже просто перечислить которые в рамках небольшой статьи невозможно, а потому остановимся лишь на нескольких из них, наиболее известных именно своей целительной силой в годы эпидемий.
Сразу оговорюсь: речь пойдёт не о таких широко известных чудотворных образах Пресвятой Богородицы, как Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская и Иверская иконы, но о менее известных, но оттого не менее глубоко почитаемых святынях Земли Русской. В первую очередь, святынях нашей глубинки, не раз спасавших её от моровых поветрий.
Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в середине XII века святому благоверному князю Андрею Боголюбскому и стал одной из главных святынь Владимирской Руси. Одна из немногих сохранившихся до наших дней домонгольских икон Божией Матери.
По молитвам перед Боголюбским образом было немало чудес и исцелений, в том числе – спасение от одной из самых страшных в истории Государства Российского эпидемий чумы – морового поветрия 1654-1655 годов. В Угличе, где в это время находилась эта икона, перед ней был совершён молебен Пресвятой Богородице, и эпидемия отступила. Приведём фрагмент весьма пространной молитвы перед Боголюбской иконой Божией Матери:
О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.
Этот образ Божией Матери был явлен в городе Шуе в годы уже упомянутой эпидемии чумы середины XVII века. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал отчаявшимся горожанам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери, что и было сделано.
В те времена моровая язва унесла сотни тысяч жизней по всей Европе. И только искренняя молитва жителей русской глубинки перед образом Небесной Владычицы даровала чудо. После того как икона была освящена и ей были обнесены улицы города и ближайшие веси, болезнь стала угасать. Этот образ и впоследствии неоднократно даровал верующим чудеса и исцеления, в том числе – от страшной эпидемии холеры 1831 года.
Седмиезерная икона Божией Матери. Фото: pravoslavie.ru
С этим образом также связано чудесное прекращение морового поветрия 1654-1655 годов в Казани, где эпидемия чумы в то время свирепствовала особенно жестоко, говоря современным языком, с неоднократными рецидивами. Вот как это описывается в истории Седмиозерной иконы, на которой Пресвятая Богородица, по преданию, уже после написания этого образа Сама сложила руку в благословляющем двуперстии:
"Для исцеления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась. В 1655 году сам митрополит препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала ещё больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спасало город от язвы".
Что же касается Москвы, также неоднократно затронутой страшными эпидемиями, то стоит напомнить о чудотворном образе, спасавшем столицу, однако не столь широко известном сегодня. Это – Грузинская икона Божией Матери, чье происхождение очевидно из её названия. Уже в первой половине XVII века она оказалась в Русских землях, будучи принесённой из разорённой персидским шахом Аббасом Грузии в единоверную Россию. Прославилась многими чудотворениями, в том числе исцелением многих москвичей от моровой язвы.
К сожалению, древний образ этой иконы был утрачен, однако существует немало списков, также являющихся чудотворными. Самые известные из них находятся в следующих московских храмах: в церкви Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церкви Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, д. 3), храме Воскресения Христова в Сокольниках (близ одноимённой станции метро) и в храме святителя Мартина Исповедника, что на улице Александра Солженицына на Таганке.
Все эти храмы российской столицы открыты, в них соблюдаются строгие санитарно-эпидемиологические нормы, а потому верующие могут безбоязненно прийти и помолиться перед этими чудотворными списками Грузинской иконы Божией Матери, чья милость и заступничество перед Господом, вне всяких сомнений, поможет и от сегодняшней эпидемии. Главное – искренне и от души обращаться к Небесной Владычице:
"Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!"
Бог нам Прибежище и Сила… Сего ради не убоимся, внегда смущается земля.
Пс. 45: 2–3
Примерам помощи Божией при различных болезнях, моровых поветриях и прочих напастях несть числа. И всегда возникали они тогда, когда люди отступали от Бога, и прекращались, когда с покаянием призывали помощь Божию. Очень кратко приведу только три таких примера.
Процессия святого Григория Великого
В конце VI века в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, в самом начале которой умер папа Пелагий II. Именно тогда святитель Григорий был единодушно избран его преемником. Он призвал народ Рима покаяться в своих согрешениях. В житии святителя говорится, что он обратился к народу со словами:
В проповеди он призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На четвертый день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Как гласит предание, когда крестный ход проходил мимо замка, где находится гробница императора Адриана (сейчас это замок Святого Ангела близ Ватикана), произошло чудо: над его куполом показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась.
Образ архангела, вкладывающего меч в ножны, и ныне венчает купол замка – отсюда и его название. Это и вечное напоминание верующим о грозных последствиях отступления от Бога и о том, что покаяние призывает Божие милосердие.
Чудотворную икону Пресвятой Богородицы Семиозерской, называемой Смоленской, встречают в Казани торжественной процессией в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. 27 июня 1882 года. Автор - К. Сафонов
В царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Чума опустошала целые селения.
Крестным ходом с чудотворной Казанской иконой жители города вышли навстречу крестному ходу, идущему из Седмиезерной. Духовенство и народ, преклонив колена, молились Пречистой. Чудотворный Седмиезерный образ, принесенный в Казань, был обнесен вокруг города, его приносили в дома, в городе не умолкал колокольный звон. По молитвам Пресвятой Богородицы смертельная болезнь утихла.
Седмиезерный образ был обнесен вокруг Казани – и по молитвам Божией Матери смертельная болезнь утихла
Есть предание, что иконография образа, а именно благословляющий жест Богородицы, также связана с чудом, явленным Божией Матерью. Изначально икона была во всем подобна Смоленской Одигитрии, где Пресвятая Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой указует на Него как на путь спасения. Но в 1654 году, когда икону, после семидневного пребывания в Казани, уже хотели проводить в место ее постоянного пребывания, после всенощного бдения вдруг началась буря, пошел дождь со снегом, так что невозможно было выйти из храма, а когда все стихло, люди увидели, что положение правой руки Пречистой Девы изменилось: теперь она была изображена в виде благословляющего перстосложения. Это было воспринято как воля Богородицы еще на время остаться Своим чудотворным образом в Казани.
Не раз Седмиезерная икона являла свою чудотворную силу при спасении Казани от болезней. С 1658 года было установлено ежегодно 26 июня на месяц приносить икону в Казань из места ее постоянного пребывания – Седмиезерной пустыни, а 27 июля икону торжественно возвращали в пустынь. В последующие годы братия Седмиезерной пустыни многократно совершала крестные ходы с чудотворным образом.
Ныне чудотворная Седмиезерная икона, сохраненная в годы безбожной власти от поругания иеросхимонахом Седмиезерной пустыни Серафимом (Кошуриным), находится в Петропавловском соборе Казани, в алтаре. В Седмиезерной же пустыни пребывает чтимый список, перед которым возносят молитвы настоятель пустыни архимандрит Герман (Кузьмин), насельники, прихожане и паломники монастыря. Но братия не теряет надежды, что, как было в прежние годы, чудотворная икона вернется в родной монастырь и будет, по сложившейся веками традиции, на месяц приноситься в Казань для поклонения верующих.
Заступничество святителя Димитрия Ростовского
Храм Рождества Христова Село Чернево – ныне часть большого района Южное Бутово в Москве. С конца XVII века в деревне Чернево стоял деревянный храм. Деревянная церковь к началу XVIII века, когда эта земля принадлежала стольникам Таракановым, обветшала. На ее месте был возведен новый, каменный Христорождественский храм.
Церковь Рождества Христова после разорений богоборческого времени возвратили общине верующих в 1990 году. С 1995 года в ней находится Патриаршее подворье. В храме пребывает особо почитаемая икона святителя Димитрия Ростовского.
Жители взяли икону святителя и другие иконы, в том числе Казанскую икону Божией Матери, и обошли с ними вокруг села.
Крестному ходу встретилась траурная процессия – это был последний житель села, умерший от страшной болезни. Вскоре огромная черная туча закрыла небо, разразился сильный ливень. Больше случаев болезни не было.
В середине 1990-х годов, когда храм, а точнее – его руины, был возвращен Церкви, настоятель иерей Игорь Фёдоров обратился к жителям села с просьбой вернуть в храм то, что еще возможно, что когда-то было разобрано жителями по домам: иконы, утварь. Одной из первых в храм Рождества Христова вернулась чудотворная икона святителя Димитрия Ростовского. Она хранилась у одной женщины, которая нашла ее лежащей на земле.
Ныне протоиерей Игорь является настоятелем находящейся неподалеку новопостроенной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чернево – Патриаршего подворья. Нижний храм, по благословению Его Святейшества, освящен во имя святителя Димитрия Ростовского.
Да поможет нам всем Господь
молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых Своих!
Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин.
Почтенный председатель! я напомню
О человеке, очень нам знакомом,
О том, чьи шутки, повести смешные,
Ответы острые и замечанья,
Столь едкие в их важности забавной,
Застольную беседу оживляли
И разгоняли мрак, который ныне
Зараза, гостья наша, насылает
На самые блестящие умы.
Тому два дня наш общий хохот славил
Его рассказы; невозможно быть,
Чтоб мы в своем веселом пированье
Забыли Джаксона! Его здесь кресла
Стоят пустые, будто ожидая
Весельчака — но он ушел уже
В холодные подземные жилища…
Хотя красноречивейший язык
Не умолкал еще во прахе гроба;
Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться. Итак,
Я предлагаю выпить в его память
С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,
Как будто б был он жив.
Он выбыл первый
Из круга нашего. Пускай в молчаньe
Мы выпьем в честь его.
Твой голос, милая, выводит звуки
Родимых песен с диким совершенством;
Спой, Мери, нам уныло и протяжно,
Чтоб мы потом к веселью обратились
Безумнее, как тот, кто от земли
Был отлучен каким-нибудь виденьем.
Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Oдно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!
Если ранняя могила
Суждена моей весне —
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, —
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.
И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах!
Благодарим, задумчивая Мери,
Благодарим за жалобную песню!
В дни прежние чума такая ж, видно,
Холмы и долы ваши посетила,
И раздавались жалкие стенанья
По берегам потоков и ручьев,
Бегущих ныне весело и мирно
Сквозь дикий рай твоей земли родной;
И мрачный год, в который пало столько
Отважных, добрых и прекрасных жертв,
Едва оставил память о себе
В какой-нибудь простой пастушьей песне,
Унылой и приятной… Hет, ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!
О, если б никогда я не певала
Вне хижины родителей моих!
Они свою любили слушать Мери;
Самой себе я, кажется, внимаю,
Поющей у родимого порога.
Мой голос слаще был в то время: он
Был голосом невинности…
Не в моде
Теперь такие песни! Но все ж есть
Еще простые души: рады таять
От женских слез и слепо верят им.
Она уверена, что взор слезливый
Ее неотразим — а если б то же
О смехе думала своем, то, верно,
Все б улыбалась. Вальсингам хвалил
Крикливых северных красавиц: вот
Она и расстоналась. Ненавижу
Волос шотландских этих желтизну.
Послушайте: я слышу стук колес!
Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею.
Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то — нежного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой!
Брось, Мери, ей воды в лицо. Ей лучше.
Сестра моей печали и позора,
Приляг на грудь мою.
Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый….
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые — и лепетали
Ужасную, неведомую речь….
Скажите мне: во сне ли это было?
Проехала ль телега?
Ну, Луиза,
Развеселись — хоть улица вся наша
Безмолвное убежище от смерти,
Приют пиров, ничем невозмутимых,
Но знаешь, эта черная телега
Имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны! Послушай,
Ты, Вальсингам: для пресеченья споров
И следствий женских обмороков спой
Нам песню, вольную, живую песню,
Не грустию шотландской вдохновенну,
А буйную, вакхическую песнь,
Рожденную за чашею кипящей.
Такой не знаю, но спою вам гимн
Я в честь чумы, — я написал его
Прошедшей ночью, как расстались мы.
Мне странная нашла охота к рифмам
Впервые в жизни! Слушайте ж меня:
Охриплый голос мой приличен песне.
Гимн в честь чумы! послушаем его!
Гимн в честь чумы! прекрасно! bravo! bravo!
Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов, —
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой….
Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может… полное Чумы!
Входит старый священник.
Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.
Он мастерски об аде говорит!
Ступай, старик! ступай своей дорогой!
Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.
Ступайте по своим домам!
Дома
У нас печальны — юность любит радость.
Ты ль это, Вальсингам? ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая, обнимал
И с воплем бился над ее могилой?
Иль думаешь, она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата, слыша голос твой,
Поющий бешеные песни, между
Мольбы святой и тяжких воздыханий?
Ступай за мной!
Зачем приходишь ты
Меня тревожить? Не могу, не должен
Я за тобой идти: я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю —
И новостью сих бешеных веселий,
И благодатным ядом этой чаши,
И ласками (прости меня, господь)
Погибшего, но милого созданья…
Тень матери не вызовет меня
Отселе, — поздно, слышу голос твой,
Меня зовущий, — признаю усилья
Меня спасти… старик, иди же с миром;
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!
Bravo, bravo! достойный председатель!
Вот проповедь тебе! пошел! пошел!
Матильды чистый дух тебя зовет!
Клянись же мне, с поднятой к небесам
Увядшей, бледною рукой — оставить
В гробу навек умолкнувшее имя!
О, если б от очей ее бессмертных
Скрыть это зрелище! Меня когда-то
Она считала чистым, гордым, вольным —
И знала рай в объятиях моих…
Где я? Святое чадо света! вижу
Тебя я там, куда мой падший дух
Не досягнет уже…
Он сумасшедший, —
Он бредит о жене похороненной!
Отец мой, ради бога,
Оставь меня!
Спаси тебя господь!
Прости, мой сын.
Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость.
Патриарх Кирилл утвердил для верующих молитвы, которые нужно читать во время пандемии. Но как еще может помолиться православный человек, чтобы получить поддержку и защиту? Священники советуют обратиться к Боголюбской иконе Божией Матери. В XVIII веке она спасла город Владимир от чумы.
История появления
Икона написана в память чудесного явления Богородицы князю Андрею Боголюбскому. По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода , князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время литургии в день празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в храме Христа Спасителя. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово ), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь в честь Рождества Богородицы.
Спасение во время чумы 1771 года
Еще одно чудо икона явила во время монголо-татарского нашествия хана Батыя. Храм Рождества Богородицы сожгли, уцелел только один Боголюбский образ Божией Матери.
Прославилась икона после спасения целого города от эпидемии чумы и холеры.
В 1771 году Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова (где она в то время находилась) была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там.
В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай - ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир.
Что на ней изображено
На иконе Боголюбской Богоматерь изображена во весь рост с поднятыми руками к явившемуся ей Господу, как было пред окончанием явления Ея великому князю Андрею.
В правой руке Ея находится хартия, в которой изображена молитва, произнесенная Ею к Сыну Своему и Богу нашему, да благословит Он место, Ею избранное.
Над образом Богоматери изображены в малом виде пять икон бывших во время путешествия Андрея из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила.
Боголюбская икона Божией Матери.
Слова, которые нужно читать перед иконой Богородицы:
О, Пречистая Госпоже Богородице,
Надеждо нашего спасения!
Воззри милостивно на предстоящия
с верою и любовию и покланяющияся
Пречистому образу Твоему;
приими наше хвалебное пение сие
и пролей теплую Твою молитву
о нас грешных ко Господу,
да, презрев вся наша согрешения,
спасет и помилует нас!
О, Предивная Владычице!
Покажи на нас чудныя милости Твоя.
Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели
и благостыни, спаси от искушений, бед
и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома,
от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы;
подай нам Свою милостивую помощь
на пути, в мори и на суше,
да не погибнем люте.
О, Всемилостивая Боголюбивая Мати,
с твердым упованием возсылаем
к Тебе нашу смиренную молитву!
Не отрини наших слез и воздыханий,
не забуди нас во вся дни живота нашего,
но всегда пребывай с нами,
и Твоим заступлением и ходатайством
у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим
и величаем Преблагословенное
и Всепетое имя Твое.
Читайте также: