Откуда по небесной обители растекается чума
Эпидемия, бунт и власть в императорской Москве 250 лет назад
Чума: путь в Москву
Считается, что в Москву эту заразу (строго говоря, чума — не вирусная, а бактериальная инфекция) занесли с театра русско-турецкой войны, из Молдавии и Валахии. В августе 1770 года зараза достигла Киева, затем Брянска.
Увертюра в военном госпитале. Без паники!
Карантин: монастыри и генералы
Рядом с Большим Каменным мостом располагалась крупнейшая московская мануфактура того времени — Большой суконный двор. С 1 января по 9 марта 1771 года на фабрике умерли 130 человек. Фабричная администрация то ли не поняла поначалу, от чего, то ли слишком хорошо поняла: объяви, что на Суконном чума, и о сбыте продукции придется забыть .
В момент врачебной проверки в марте на Суконном дворе обнаружилось 16 больных с сыпью и чумными бубонами, а сколько разбрелось по городу, уже никто не узнал.
Фабрику закрыли, здоровых рабочих перевели на другие предприятия, а больных увезли в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, ставший первым чумным госпиталем. При этом Суконный двор так и не был окружен караулами, и многие рабочие сбежали после оглашения диагноза.
Генерал-поручику Еропкину придется вскоре воевать в Кремле и на Красной площади, и отнюдь не с чумой.
От весны до осени: Москва зачумленная
Императрица одной из первых поняла и другую вещь: настала пора заботиться о том, чтобы зараза не дошла до Петербурга. Интересны детали.
Велено было также не пропускать проезжающих из Москвы не только к Санкт-Петербургу, но и в местности между столицами. Карантины были устроены в Твери, Вышнем Волочке, Бронницах.
Все эти меры помогли предотвратить превращение московского бедствия в общероссийское. Есть данные, что чума попала из Москвы в Воронежскую, Архангельскую, Казанскую и Тульскую губернии, но общенациональной пандемии не случилось.
Однако стоило в июле установиться теплой погоде, иллюзии рухнули. Смертность стала превышать 100 человек за сутки, вымирали целые улицы в Преображенской, Семеновской и Покровской слободах.
На улицах круглосуточно горели костры из навоза или можжевельника.
Бывало, что трупы выбрасывали на улицу или тайно зарывали в огородах, садах и подвалах, несмотря на указ императрицы с угрозой вечной каторги за сокрытие информации о заболевших и умерших.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
В обреченном городе не осталось власти, полиции и войска — и немедленно начались бесчинства и грабежи.
Фото: WestArchive / Vostock Photo
Рассказ мгновенно распространился по Москве, и толпы горожан устремились к Варварским воротам в надежде вымолить прощение у Богородицы. Священники, оставив храмы, служили молебны прямо на площади. Люди по очереди лазали к иконе, стоявшей над проемом ворот, по лестнице, просили исцеления, ставили свечи, целовали образ, оставляли пожертвования в специальном сундуке.
Московский митрополит Амвросий, понимая опасность скопления народа в разгар эпидемии, решил его прекратить: икону убрать в храм Кира и Иоанна на Солянке, а сундук с деньгами передать в Воспитательный дом.
Бой в Кремле и на Красной площади
Расправившись с митрополитом, мятежники двинулись на Остоженку, в дом генерал-поручика Еропкина, сохранившийся доныне. Еропкин оказался не робкого десятка; он продемонстрировал, что если в борьбе с чумой к сентябрю 1771 года власти особых успехов не добились, то с бунтовщиками справляться они умеют.
В ноябре, когда чума уже утихала, в Москве состоялась экзекуция: четыре человека, в том числе убийцы митрополита Амвросия, были повешены, 72 человека были биты кнутом, 89 человек высекли плетьми и отправили на казенные работы.
Граф Орлов. Последнее средство
Восстанавливать порядок в Москву Екатерина отправила графа Григория Орлова, который приехал в первопрестольную 26 сентября. Вслед за Орловым шли четыре полка лейб-гвардии.
Орлов снискал славу избавителя Москвы от мора. Принципиально новых санитарных мер, кроме укрепления застав и карантинов, он не ввел. Но пришла на помощь природа: начались ранние холода, и эпидемия стала понемногу сходить на нет.
Впрочем, стоит отдать графу Орлову должное: он начал с верного шага, не свойственного отечественным администраторам,— прибыв в Москву, сразу собрал консилиум специалистов и следовал его указаниям. Орлов велел заново разбить Москву на 27 санитарных участков, открыть дополнительные больницы и карантины. Орлов лично обходил все больницы, следил за лечением и питанием пациентов.
Более того. Понимая, что нищета и болезнь тесно связаны, Орлов организовал общественные работы по укреплению Камер-Коллежского вала вокруг Москвы: мужчинам платили по 15, а женщинам по 10 копеек в день. Боролся Орлов и с бродягами, разносившими заразу: их отправляли в Николо-Угрешский монастырь.
Фото: Alamy / Vostock Photo
По официальной статистике, с апреля по декабрь 1771 года в Москве умерли от чумы 56 672 человека. Но это не все — первые три месяца 1772 года чума в Москве, над которой в Петербурге уже отпраздновали победу, продолжалась, правда ежемесячное количество умерших снизилось до 30 человек. Об окончательном прекращении эпидемии было объявлено только в ноябре 1772 года.
А в одном из писем за границу сама Екатерина сообщала: чума в Москве похитила более 100 тысяч жизней. Это можно, пожалуй, рассматривать как невольное признание в том, что противостоять нежданной напасти по большому счету не смогли ни власти, ни общество.
Бог нам Прибежище и Сила… Сего ради не убоимся, внегда смущается земля.
Пс. 45: 2–3
Примерам помощи Божией при различных болезнях, моровых поветриях и прочих напастях несть числа. И всегда возникали они тогда, когда люди отступали от Бога, и прекращались, когда с покаянием призывали помощь Божию. Очень кратко приведу только три таких примера.
Процессия святого Григория Великого
В конце VI века в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, в самом начале которой умер папа Пелагий II. Именно тогда святитель Григорий был единодушно избран его преемником. Он призвал народ Рима покаяться в своих согрешениях. В житии святителя говорится, что он обратился к народу со словами:
В проповеди он призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На четвертый день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Как гласит предание, когда крестный ход проходил мимо замка, где находится гробница императора Адриана (сейчас это замок Святого Ангела близ Ватикана), произошло чудо: над его куполом показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась.
Образ архангела, вкладывающего меч в ножны, и ныне венчает купол замка – отсюда и его название. Это и вечное напоминание верующим о грозных последствиях отступления от Бога и о том, что покаяние призывает Божие милосердие.
Чудотворную икону Пресвятой Богородицы Семиозерской, называемой Смоленской, встречают в Казани торжественной процессией в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. 27 июня 1882 года. Автор - К. Сафонов
В царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Чума опустошала целые селения.
Крестным ходом с чудотворной Казанской иконой жители города вышли навстречу крестному ходу, идущему из Седмиезерной. Духовенство и народ, преклонив колена, молились Пречистой. Чудотворный Седмиезерный образ, принесенный в Казань, был обнесен вокруг города, его приносили в дома, в городе не умолкал колокольный звон. По молитвам Пресвятой Богородицы смертельная болезнь утихла.
Седмиезерный образ был обнесен вокруг Казани – и по молитвам Божией Матери смертельная болезнь утихла
Есть предание, что иконография образа, а именно благословляющий жест Богородицы, также связана с чудом, явленным Божией Матерью. Изначально икона была во всем подобна Смоленской Одигитрии, где Пресвятая Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой указует на Него как на путь спасения. Но в 1654 году, когда икону, после семидневного пребывания в Казани, уже хотели проводить в место ее постоянного пребывания, после всенощного бдения вдруг началась буря, пошел дождь со снегом, так что невозможно было выйти из храма, а когда все стихло, люди увидели, что положение правой руки Пречистой Девы изменилось: теперь она была изображена в виде благословляющего перстосложения. Это было воспринято как воля Богородицы еще на время остаться Своим чудотворным образом в Казани.
Не раз Седмиезерная икона являла свою чудотворную силу при спасении Казани от болезней. С 1658 года было установлено ежегодно 26 июня на месяц приносить икону в Казань из места ее постоянного пребывания – Седмиезерной пустыни, а 27 июля икону торжественно возвращали в пустынь. В последующие годы братия Седмиезерной пустыни многократно совершала крестные ходы с чудотворным образом.
Ныне чудотворная Седмиезерная икона, сохраненная в годы безбожной власти от поругания иеросхимонахом Седмиезерной пустыни Серафимом (Кошуриным), находится в Петропавловском соборе Казани, в алтаре. В Седмиезерной же пустыни пребывает чтимый список, перед которым возносят молитвы настоятель пустыни архимандрит Герман (Кузьмин), насельники, прихожане и паломники монастыря. Но братия не теряет надежды, что, как было в прежние годы, чудотворная икона вернется в родной монастырь и будет, по сложившейся веками традиции, на месяц приноситься в Казань для поклонения верующих.
Заступничество святителя Димитрия Ростовского
Храм Рождества Христова Село Чернево – ныне часть большого района Южное Бутово в Москве. С конца XVII века в деревне Чернево стоял деревянный храм. Деревянная церковь к началу XVIII века, когда эта земля принадлежала стольникам Таракановым, обветшала. На ее месте был возведен новый, каменный Христорождественский храм.
Церковь Рождества Христова после разорений богоборческого времени возвратили общине верующих в 1990 году. С 1995 года в ней находится Патриаршее подворье. В храме пребывает особо почитаемая икона святителя Димитрия Ростовского.
Жители взяли икону святителя и другие иконы, в том числе Казанскую икону Божией Матери, и обошли с ними вокруг села.
Крестному ходу встретилась траурная процессия – это был последний житель села, умерший от страшной болезни. Вскоре огромная черная туча закрыла небо, разразился сильный ливень. Больше случаев болезни не было.
В середине 1990-х годов, когда храм, а точнее – его руины, был возвращен Церкви, настоятель иерей Игорь Фёдоров обратился к жителям села с просьбой вернуть в храм то, что еще возможно, что когда-то было разобрано жителями по домам: иконы, утварь. Одной из первых в храм Рождества Христова вернулась чудотворная икона святителя Димитрия Ростовского. Она хранилась у одной женщины, которая нашла ее лежащей на земле.
Ныне протоиерей Игорь является настоятелем находящейся неподалеку новопостроенной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чернево – Патриаршего подворья. Нижний храм, по благословению Его Святейшества, освящен во имя святителя Димитрия Ростовского.
Да поможет нам всем Господь
молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых Своих!
Эпидемия, бунт и власть в императорской Москве 250 лет назад
Чума: путь в Москву
Считается, что в Москву эту заразу (строго говоря, чума — не вирусная, а бактериальная инфекция) занесли с театра русско-турецкой войны, из Молдавии и Валахии. В августе 1770 года зараза достигла Киева, затем Брянска.
Увертюра в военном госпитале. Без паники!
Карантин: монастыри и генералы
Рядом с Большим Каменным мостом располагалась крупнейшая московская мануфактура того времени — Большой суконный двор. С 1 января по 9 марта 1771 года на фабрике умерли 130 человек. Фабричная администрация то ли не поняла поначалу, от чего, то ли слишком хорошо поняла: объяви, что на Суконном чума, и о сбыте продукции придется забыть .
В момент врачебной проверки в марте на Суконном дворе обнаружилось 16 больных с сыпью и чумными бубонами, а сколько разбрелось по городу, уже никто не узнал.
Фабрику закрыли, здоровых рабочих перевели на другие предприятия, а больных увезли в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, ставший первым чумным госпиталем. При этом Суконный двор так и не был окружен караулами, и многие рабочие сбежали после оглашения диагноза.
Генерал-поручику Еропкину придется вскоре воевать в Кремле и на Красной площади, и отнюдь не с чумой.
От весны до осени: Москва зачумленная
Императрица одной из первых поняла и другую вещь: настала пора заботиться о том, чтобы зараза не дошла до Петербурга. Интересны детали.
Велено было также не пропускать проезжающих из Москвы не только к Санкт-Петербургу, но и в местности между столицами. Карантины были устроены в Твери, Вышнем Волочке, Бронницах.
Все эти меры помогли предотвратить превращение московского бедствия в общероссийское. Есть данные, что чума попала из Москвы в Воронежскую, Архангельскую, Казанскую и Тульскую губернии, но общенациональной пандемии не случилось.
Однако стоило в июле установиться теплой погоде, иллюзии рухнули. Смертность стала превышать 100 человек за сутки, вымирали целые улицы в Преображенской, Семеновской и Покровской слободах.
На улицах круглосуточно горели костры из навоза или можжевельника.
Бывало, что трупы выбрасывали на улицу или тайно зарывали в огородах, садах и подвалах, несмотря на указ императрицы с угрозой вечной каторги за сокрытие информации о заболевших и умерших.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
В обреченном городе не осталось власти, полиции и войска — и немедленно начались бесчинства и грабежи.
Фото: WestArchive / Vostock Photo
Рассказ мгновенно распространился по Москве, и толпы горожан устремились к Варварским воротам в надежде вымолить прощение у Богородицы. Священники, оставив храмы, служили молебны прямо на площади. Люди по очереди лазали к иконе, стоявшей над проемом ворот, по лестнице, просили исцеления, ставили свечи, целовали образ, оставляли пожертвования в специальном сундуке.
Московский митрополит Амвросий, понимая опасность скопления народа в разгар эпидемии, решил его прекратить: икону убрать в храм Кира и Иоанна на Солянке, а сундук с деньгами передать в Воспитательный дом.
Бой в Кремле и на Красной площади
Расправившись с митрополитом, мятежники двинулись на Остоженку, в дом генерал-поручика Еропкина, сохранившийся доныне. Еропкин оказался не робкого десятка; он продемонстрировал, что если в борьбе с чумой к сентябрю 1771 года власти особых успехов не добились, то с бунтовщиками справляться они умеют.
В ноябре, когда чума уже утихала, в Москве состоялась экзекуция: четыре человека, в том числе убийцы митрополита Амвросия, были повешены, 72 человека были биты кнутом, 89 человек высекли плетьми и отправили на казенные работы.
Граф Орлов. Последнее средство
Восстанавливать порядок в Москву Екатерина отправила графа Григория Орлова, который приехал в первопрестольную 26 сентября. Вслед за Орловым шли четыре полка лейб-гвардии.
Орлов снискал славу избавителя Москвы от мора. Принципиально новых санитарных мер, кроме укрепления застав и карантинов, он не ввел. Но пришла на помощь природа: начались ранние холода, и эпидемия стала понемногу сходить на нет.
Впрочем, стоит отдать графу Орлову должное: он начал с верного шага, не свойственного отечественным администраторам,— прибыв в Москву, сразу собрал консилиум специалистов и следовал его указаниям. Орлов велел заново разбить Москву на 27 санитарных участков, открыть дополнительные больницы и карантины. Орлов лично обходил все больницы, следил за лечением и питанием пациентов.
Более того. Понимая, что нищета и болезнь тесно связаны, Орлов организовал общественные работы по укреплению Камер-Коллежского вала вокруг Москвы: мужчинам платили по 15, а женщинам по 10 копеек в день. Боролся Орлов и с бродягами, разносившими заразу: их отправляли в Николо-Угрешский монастырь.
Фото: Alamy / Vostock Photo
По официальной статистике, с апреля по декабрь 1771 года в Москве умерли от чумы 56 672 человека. Но это не все — первые три месяца 1772 года чума в Москве, над которой в Петербурге уже отпраздновали победу, продолжалась, правда ежемесячное количество умерших снизилось до 30 человек. Об окончательном прекращении эпидемии было объявлено только в ноябре 1772 года.
А в одном из писем за границу сама Екатерина сообщала: чума в Москве похитила более 100 тысяч жизней. Это можно, пожалуй, рассматривать как невольное признание в том, что противостоять нежданной напасти по большому счету не смогли ни власти, ни общество.
Делитесь реальными историями реальных людей!
! ОГРОМНЕЙШАЯ просьба. Друзья, если вы размещаете историю в ленте, оставьте после текста ссылку, откуда вы это взяли. Статью написать - большой труд, поэтому давайте уважать авторов материала и создателей веб-проектов.
!! Пост, состоящий лишь из ссылки и анонса, будет удаляться: размещайте текст полностью.
. Посты с просьбой о помощи будут удаляться, в Елицах есть правила размещения таких постов.
. Эта группа - для текстовых историй. Цитаты, картинки и видео размещайте в других сообществах, пожалуйста.
В одну из поездок моих к рабам Божиим, еще и доселе сеющим пшеницу Божию, чистую в простых сердцах, смиренных знанием, но великих верой, (не о себе я тут веду речь) - довелось и мне, искателю, встретить на пути своих паломничеств дивную старицу, уже не человека, а почти Ангела во плоти. Она жива еще и до сих пор эта великая душа в многострадальном, изможденном без малого тридцатилетней болезнью, теле. Народ зовет ее "Параскевой болящей", знает ее давно и давно привык ее любить и верить ее вдохновенному слову живой и деятельной любви к ближнему. От праведника до разбойника всяк человек, переступающий порог ее келий, ближний чистой ее душе, родной ее любвеобильному сердцу.
Не раз и я бывал на беседе у этой дивной рабы Божией.
Не забыть мне никогда святости взгляда ее уже потухающих от бремени лет и тяжести неисцелимого недуга очей. По век мне не забыть внезапно вспыхнувшего в их глубине яркого луча неземного света, которым она просветила меня при первой моей встрече с ней. Где я уже видел этот взгляд? Чьи земнородные очи так на меня глядели. Серафимовы то были очи: так с портрета преподобного Серафима у Елены Ивановны Мотовиловой взглянул на меня батюшка, когда дал мне, незнаемому и странному, в дар до сих пор - вот уже пять лет прошло - сохранившийся апельсин дивеевской игумений Марии. Святая чистота и ясность неба отразились в этих очах, в этом дивном взгляде. Так ли будут смотреть там друг на друга спасенные и родные души? Там - великое, незнаемое, но такое близкое сердцу слово. Обители небесные. О, вы вожделенные исстрадавшемуся от земной неправды сердцу! Благословенные.
- Что ж, - говорила мне "болящая Параскева", - тут мало времени поскорбишь, поплачешь, а там за то возрадуешься, да еще как возрадуешься-то!
- Матушка! Крест-то свой трудно уж очень нести - тяжелее он кажется крестов других людей-то. Вот в будущее смотришь - за родину скорбишь, за себя, за семью: что ждет всех нас, что грозит России? Ведь во многое уже проникает сердце. Тяжко жить на свете!
- А ты себя знай! Чего о других судить да рядить? За мир скорби, да и себя не забывай готовить. Скоро всех позовет Господь к ответу, и ты своего ответа не минуешь. Оттого тебе да и другим крест-то стал больно тяжек, что антихрист близко и сатане власть дана большая.
- Я и сам это чувствую, да не могу смирить сердца; слишком уж оно к земле привязано.
- Вот что тебе скажу я: не дано нам знать времен и сроков "их же положи Отец во власти Своей", но о близости Страшного суда и временах близких к антихристу нам рассуждать даже заповедно. "От смоковницы, - говорит Господь, - возьмите подобие". Так-то, верно я тебе говорю, что он уже в мире. Во что обратили матушку-Россию, страну нашу православную, его безумные слуги. Да вот, чего тебе еще больше. Наш монастырь, в котором я свое начало полагала, весь от матушки игумений до последней послушницы обращался к оптинским старцам. При старце Макарии, предшественнике батюшки о. Амвросия Оптинского, игуменией у нас была Павлина, великой души старица и раба Божия. Так ей батюшка, отец Макарии, как-то раз сказал по духу: "Вот что, мать, ни ты, ни дети твои со внуками до антихриста не доживут, а правнуки твои узрят пришествие Господа во славе". Сосчитай-ка: не пришло ли уж время правнукам матушкиным на свет объявиться'. А все-таки скорбеть тебе не о чем: хоть и страшное приходит время, но скорбями всякая христианская душа в рай входит. Всяк призывающий имя Господне, спасется. А как там хорошо-то.
Светлая радость дивного видения озарила святое личико праведницы. У меня захолонуло на сердце.
- Матушка, что-же там-то.
- Одно скажу: несказанно хорошо, сладко. Нет у людей слов, чтобы передать о той радости, которая ожидает там любящих Бога. Молись - у Господа милости много.
"Болящая" замолкла и закрыла глазки. Светленькая, просветленная каким-то внутренним сиянием не то созерцания чего-то необычайно радостного, не то благодатной силой молитвы, лежала она на своем страдальческом, многолетнем одре тяжкого недуга. Я тихонько, боясь нарушить безмолвие святыни, вышел из полумрака ее келий, озаренной тихим мерцанием огонька лампады.
Да, несомненно есть они у Бога, эти небесные обители, которых так у Него много и которые готовит Сам Христос, Спаситель мира, всем, призывающим Его святое Имя во истине.
Смерть - где твое жало! Ад - где твоя победа!
"И если бы в жизни этой привременной", - говорит великий тайновидец преподобный Серафим, - тело твое было-бы струп один, и в язвах твоих заживо кишели черви, и вся храмина твоя исполнена была гнетущим тебя смрадным червем, то все это ты ни во что бы почел, если бы узрел радость блаженства будущей жизни.
Ему ли не были открыты все тайны Божественного домостроительства нашего спасения.
Прошло немного дней после моей беседы с "болящей Параскевой", Господь привел меня в скит Оптиной пустыни. В его затишье, невдалеке от смиренной его деревянной церкви, ютится место вечного упокоения скитских молитвенников. Ничем не выделяется эта спелая нива Божиих избранников от окружающего ее тихого отшельнического мира: ни ограды, отделяющей мир отошедших от мира живущих, ни пышных памятников с многоречивыми эпитафиями, ни склоненных над могилами плакучих ив, которыми в замену своих слез так любит осенять свои могилы веселье жизнерадостного мира.
Все тут общее между живыми и мертвыми за общей, отделяющей их от внешней суеты оградой. Да оно и понятно: живые мертвецы монашеских обетов, для которых смерть - приобретение, зачем им чуждаться своих мертвецов. Пловцы мятежного житейского моря, к чему им заграждать себе желанный вход в безмятежную пристань.
Любил я в мои редкие. редкие, увы, посещения Оптиной навещать этот тихий приют "странников и пришельцев". С чем сравнить чувство задумчивой, как бы самоотрешенной, грусти, навеваемое каменными и чугунными плитами с полустертыми временем и непогодой краткими надписями: иеромонах Иона, монах Варнава.
Отошла тайна одной жизни, наступила тайна другой. Что-то теперь зрят они, миру безвестные, Богом любимые, что зрят они там за этой глубокой синевой участливой ласки бездонного, беспредельного необъятного неба.
Обители небесные ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце не взыдоша благая, яже уготова Господь любящим Его.
Лет восемь-десять тому назад, вскоре после кончины батюшки о. Амвросия, на скитском братском кладбище до последней архангельской трубы, под смиренным могильным холмиком, скитская братия упокоила последние останки того, кто при жизни был любим под именем монаха Николая, более известного иод прозванием "Турка". Кто он был в миру, откуда явился в Оптину, никому из скитян, за исключением старца Амвросия и скитоначальника Анатолия, не было известно. Нерусское произношение выдавало, что не русский он был родом; по произношению и по смуглому обличью закрепили за ним его прозвище, и с ним ушел он в свою могилу.
Вот что поведал мне о монахе Николае Турке один раб Божий из мирских, капитан и вместе комендант одной из больших узловых железнодорожных станций; важнее же всего - искренний и беззаветный искатель правды Божией.
"Среди скитской братии в Оптиной пустыни довелось мне, - сказывал так мой комендант, - свести знакомство с одним монахом. Удивительный был он человек и необыкновенно цельного христианского, аскетического мирозерцания. Довольно сказать, что в скит он явился в чине полковника не то генерального штаба, не то артиллерии полковником, словом, из ученых, и еще сравнительно молодым человеком - лет 35 не больше. И чего, по мирским понятиям, этому странному человеку было нужно. Редко ведь кому так по внешним признакам жизнь улыбалась, а он пришел в Оптину, да так там и остался. Тогда еще в скиту начальствовал о. Амвросий. Необычно, в расцвете сил и быстрой служебной карьеры, поступил в монастырь мой полковник; необычно и повел свою жизнь в монашестве. Был там в скиту великий простец из самых простых монахов; нес он послушание привратника, был уже он человек годам к шестидесяти, а, может, и более и был замечателен только вечно благодушным настроением, да еще тем, что лето и зиму - круглый год - сиживал у скитских врат, на своем посту без шапки, да за трапезой мешал в свою миску разом все кушанья, которые и ел только для виду. Простец он был великий и не без затаенного юродства. Над ним добродушно посмеивались, но более внимательные замечали в нем глубокого делателя молитвы Иисусовой. Звали его Борис. Вот этого-то Бориса и взял себе в образец смиренномудрия ученый полковник, духовное же делание свое на пути монашеском вручив руководству отца скитоначальника, великого старца, о. Анатолия.
Теперь оба эти светильники монашеского духа уже отошли в святые обители Отца Небесного.
Поначалу не все доверяли искренности и чистоте намерений моего полковника - думали, вероятно, что его сердце искало духовно-чиновной карьеры: иеродиакон, иеромонах, архимандрит, а там, пожалуй, и епископ - на эту духовно иерархическую лестницу можно было бы, по мнению некоторых, и променять военную карьеру; но недоверчивости скоро пришлось уступить место другим чувствам: монах Варнава [Имя вымышленное, из опасения оскорбить чувство смирения о. иеромонаха] (так в монашестве звали полковника) упорно отказывался от всяких монашеских отличий и около десяти лет вел уединенную, молитвенную жизнь, не выходя из подражания смиренномудрию Бориса и послушания старцу-скитоначальнику.
Отошли в селения праведных скитоначальник, о. Анатолий и древний уже старичек-привратник, а монах Варнава все оставался тем же рядовым монахом, пока не наступил час воли Божией, и не вывел его, нового делателя, на пожелтевшую, уже близкую к зрелости, ниву Господню пастырем словесных овец Его богоизбранного стада.
Вот этот-то о.Варнава мне поведал и дивную повесть о монахе Николае-Турке. Я постараюсь вам рассказать ее речью самого о. иеромонаха. Выслушайте ее, запечатлейте ее поглубже в вашем сердце, и, придет время, поделитесь ею с теми, кто еще не утратил великого сокровища простой чистой веры.
"Жил я уже в скиту довольное время, - сказывал мне о. Варнава, - вы ведь хорошо знаете нашу скитскую жизнь: тихая, безмятежная жизнь! да и может ли она быть иной, когда всякая скорбь истинному монаху в радость, и тот только монах, кто, как старый лапоть, оттоптан и истрепан. Но особенно хорошо в лунные благовонные летние ночи: чувствуешь и слышишь в эти ночи, как живет, и дышит, и поет вечную славу своему Богу земля-кормилица. Выйдешь из келий: кругом благоговейная, премудрая тишина. Тихим огоньком перед святыней образов теплятся по братским келиям неугасимые лампады. Весь воздух скитский напоен ароматом его цветов, смолой его соснового бора, благоуханием молитвенных воздыханий тайных рабов Божиих. Чистые сердца, неведомые враждебному для них миру. Сколько еще их по православным обителям.
В одну из таких ночей зашел ко мне в келию монах наш ныне покойный Николай, которого мы все звали "Туркой". Странный он был; всегда застенчивый и молчаливый, болезненный и как-то всех сторонившийся человек, хотя мы все его как-то невольно любили. Ни к кому по келиям он не ходил даже днем, а тем более ночью, но на этот раз его приход ко мне не мог показаться мне необычайным: - о нем я уже был предварен скитоначальником о. Анатолием. Незадолго до прихода ка мне Николая Турка, о. Анатолий призвал меня к себе, да и говорит:
- Знаешь ли ты, что у нас в скиту по великой милости Божией есть свой Андрей Христа ради юродивый.
- Как это так, батюшка.
- Да, есть у нас такой человек, который в теле ли или не в теле - Бог знает, но был еще при жизни восхищен в небесные обители. Это наш Турка. Я благословлю ему придти к тебе в келию, а ты его расспроси хорошенько, да и запиши с его слов, что от него узнаешь. Только держи все это в тайне до его смерти.
И вот, в эту летнюю, лунную ночь зашел ко мне по послушанию этот раб Божий и на своем ломаном русском языке поведал мне свое сказание о тех небесных обителях, которые ему были показаны его Ангелом хранителем. Что это было за дивное сказание! Сердце мое трепетало от нечеловеческого прилива неизреченной радости торжествующей, оправданной надежды. А речь лилась из уст Николая, и лицо его светлело и светлело, пока не стало прямо-таки сиять каким-то необычайным внутренним светом. И жутко мне было, и страшно, и по неземному радостно.
Что говорил он мне, все это найдете в житии преподобного Андрея Христа ради юродивого. Для меня был важен только вид его бесконечного торжества, славы, отпечатлевшейся на его сияющем лике угодника Божия. Так мог говорить только истинный тайнозритель, Я мог только от времени до времени голосом, прерывающимся от неописуемого волнения, просить его продолжать, не умолкать говорить. Но он уже кончил и только прибавил с светлой, блаженной улыбкой:
- Ну, что ты еще знать хочешь, чего еще допытываешься. Придет время - сам увидишь. Что еще тебе сказать, да и как сказать тебе. Ведь на человеческом языке нет тех слов, которые могли бы передать, что там совершается, ведь на земле и красок-то тех нет, которые я там видел. Как же тебе все это передать. Ну, вот послушай, что я тебе скажу: ты знаешь ведь, что такое хорошая музыка. Ну, вот я слышал ее, только что слышал: она у меня звучит в ушах, она поет в моем сердце - я ее все еще продолжаю слышать. А ты ее не слыхал. Как же, какими словами могу тебе рассказать о ней, чтобы и ты по моим словам мог бы ее слышать и со мной вместе ею наслаждаться. Ведь, не можешь. Так и того, что я там видел, невозможно пересказать человеку. Довольно с тебя и того, что это так.
Последние слова он сказал мне с какой-то особой силой и точно с угрозой.
Умер наш Николай и только после его смерти о. Анатолий открыл нам, что был за угодник Божий:
- Не думайте, что это был простой смертный. Простому смертному не дается такой милости от Бога. Наш Николай был мучеником за имя Христово и за исповедание Его святого имени. Когда его омывали после кончины, то все тело его оказалось исполосованным страшными рубцами. Из него ремнями вырезали мясо на его родине в Турции за его обращение ко Христу, заставляя отречься от нашего Спасителя. Он не отрекся и с Божией помощью избег дальнейших страданий от руки мучителей. К нам, в Оптину, его прислал из Шамордина о. Амвросий, которого Николай нашел по его всероссийской славе [О. Амвросий последние полтора года своей жизни проживал в устроенном им Шамординеком женском монастыре], и знали о нем, кто он и что он, только великий старец да я, недостойный духовник его"".
В дни скорби, переживаемые теперь страдающей Родиной, в виду грядущих тягчайших искушений, надвигающихся зловещей угрозой на верных детей св. Церкви, да послужит моя немудрая, но истинная повесть эта к укреплению духа и веры моего брата-читателя. Не имеем мы "града зде пребывающа"; все упования наши - не от мира сего, который еще прежде чем возненавидеть нас, возненавидел Того, Кто обетовал нам в дому Отца Своего приготовить нам нетленные обители. И теперь, когда все заботы мира устремлены на создание земного благополучия, царства всеобщей сытости и удовлетворения низших животных потребностей человека, обрати, брат мой, свой взор к небесному, духовному, высшему. Вмале поскорби, поплачь, и да утешит, и да упокоит тебя милость Господня в веки веков бесконечная там, где ты призван к вечному царствованию с твоим Господом, в тех небесных обителях, где и теперь уже радуются все святые Божий и с ними оптинский простец - Николай Турка. С.А. Нилус.
Читайте также: