При во время чумы комментарии
Новости о ежедневном росте числа инфицированных коронавирусом не радуют. Если бросить взгляд в историю, станет ясно, что и люди более ранних эпох сталкивались со вспышками эпидемий и стремительного распространения заразных болезней.
Вы в недавнее время не посещали регионы повышенного риска, такие как китайская провинция Хубэй, Венеция или Ломбардия? Не важно! По телевизору показывают людей в масках в общественных местах, перекрытые улицы, закрытые здания и офисы, изолированные боксы для зараженных и круизные лайнеры на карантине. Мир явно охватил страх, что из поначалу локальной эпидемии может развиться неконтролируемая пандемия.
Закрытие города и обязательное извещение
Разновидность чумы, эпидемия которой началась в Монголии в 1325 году, в 1347 году через китайский Шелковый путь проникла из Восточной Азии в регион Черного моря — на Крымский полуостров, в лагерь татар, которые осаждали генуэзскую Кафу (сегодня — Феодосия). Трупы скончавшихся от чумы татары катапультировали в осажденный город, и таким образом быстро распространяющаяся зараза с моряками попала на генуэзские торговые суда, а с ними — в Константинополь, Мессину на Сицилии, Венецию и Пизу, а также во французский портовый город Марсель. Чума неустанно продвигалась дальше — в Неаполь, Флоренцию и Рим, она была завезена в ряд областей Франции и остальной Европы.
Чтобы совладать со вспышкой эпидемии чумы, закрывались городские ворота, а жители с признаками болезни должны были являться в магистрат. Больных либо изолировали в их собственных домах, либо помещали в чумные госпитали.
Уксус как средство для дезинфекции и отпугивания насекомых
Узнать, как мыслили снова и снова сталкивавшихся с эпидемиями чумы медики Средневековья, можно из труда Consilium de Peste, написанного в первой половине XV века итальянским врачом Саладином Ферро фон Асколи (Saladin Ferro von Ascoli). Розмари Дилг-Франк (Rosemarie Dilg-Frank) перевела его в рамках диссертации по истории фармацевтики.
Кроме этого, необходимо было протирать уксусом лицо и нос, еду тоже рекомендовалось готовить с уксусом, а напитки — с кислыми соками лимона или граната.
В многочисленных врачебных книгах раннего Нового времени Acetum prophylacticum, Acetum Antisepticum или Acetum aromaticum фигурируют как средство для профилактики чумы и других заразных болезней. Смешанный с эфирными маслами уксус использовался для предотвращения заражения. С одной стороны, ароматические уксусные растворы рассматривались как репелленты, а с другой, из-за уксусной кислоты, — как предшественник дезинфицирующих средств.
Изоляция и карантин
В Венеции в 1486 году был основан первый государственный орган здравоохранения — Магистрат для здоровья (Magistrato alla Sanità), который во время вспышки чумы имел право вводить жесткие меры. Здесь принимались правила организации лазаретов, ограничения торговли, размещения иноземцев, общения с бродягами, издавались предписания для врачей и аптекарей.
Показательный пример работы этого венецианского органа дает медик и гигиенист Эрнст Роденвальдт (Ernst Rodenwaldt, 1878-1965) в своей работе об истории искоренения чумы в Венеции в XVI веке. Ключевым моментом в защите от чумы была изоляция больных в лазарете, а также обеззараживание в течение 40 дней товаров, к которым, как считалось, могли пристать возбудители заболевания. Прибывающие иноземцы, а также животные с длинной шерстью должны были помещаться на 40-дневный карантин, прежде чем им разрешалось въезжать в Венецию.
Рулоны тканей, ковры, одежда, шкуры, шерсть, кожа, перья и перины должны были проветриваться на протяжении нескольких недель, причем каждый день их переворачивали. Товары на продажу вынимали и тюков и мешков и проветривали, животных с короткой шерстью окунали в воду на отмели у берега, птицу опрыскивали уксусом.
Особенно строгие меры касались обращения с личными вещами скончавшихся от чумы, если они не уничтожались, как матрасы, покрывала или одежда. В домах жертв чумы жгли сильно пахнущие смеси из мирры, смолы и серы, прежде чем помещение снова отдавалось под жилье.
Во время вспышек других инфекционных заболеваний, например, холеры, в более поздние века принимались схожие меры.
Обязательные извещение и регистрация, обязательные изоляция и карантин, обеззараживающие мероприятия, а также ношение масок и защитной одежды — и сегодня это неотъемлемые меры защиты от инфекционных заболеваний, против которых не существует ни профилактической вакцины, ни действенного лекарства.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
В конце концов, мы - человечество XXI века! Мы продвинуты, компьютеризированы, вооружены бесчисленным оружием и средствами уничтожения, защищены антибиотиками и прививками. Тем не менее, что-то в этой пандемии говорит, что правила игры на этот раз отличаются от тех, к которым мы привыкли. Можно сказать, что на данный момент нет никаких правил.
Мы с ужасом ежечасно считаем больных и мертвых во всех уголках мира. В то же время наш противник не проявляет никаких признаков утомления, он беспрерывно собирает урожай среди нас, используя наши тела для размножения.
«Но это не проходит и люди уходят из одного дурного сна в другой. [Они] думали, что все еще впереди, они предполагали, что они-то не заболеют. Они продолжали заниматься своими делами, путешествовать и дискутировать. Они не могли вообразить, что чума лишает их будущего".
Мы уже знаем: определенная часть населения будет заражена вирусом. Определенный процент умрет. В Соединенных Штатах говорят о миллионе человек. Смерть сейчас очень ощутима. Те, кто могут, сдерживаются. Но те, чья сила воображения очень активна,- например, автор этих строк, так что вы должны принимать его слова с сомнением и скептицизмом - становятся жертвами фантазий и сценариев, которые рождаются с не меньшей скоростью, чем темпы заражения вирусом.
С другой стороны, когда мы смотрим сегодня на тех, кто рядом, на наших любимых, мы чувствуем, насколько каждый человек является целым миром, исчезновение которого будет незаменимым. Уникальность каждого человека внезапно прорывается изнутри, и так же, как любовь заставляет нас выделять одного человека из массы людей, так и осознание смерти заставляет нас это делать.
И да будет благословен юмор, лучший способ противостоять всему этому. Когда мы можем смеяться над коронавирусом, мы на самом деле говорим, что он еще не довел нас до полного паралича. Что внутри нас все еще есть свобода передвижения. Что мы продолжаем бороться с ним и мы - не только его беспомощная жертва (хотя в действительности мы ей являемся, но придумали способ забыть об этом).
Для многих нынешнее бедствие может стать роковым и определяющим событием в жизни. Когда это пройдет и люди выйдут из своих домов после продолжительного карантина, они увидят мир заново. Возможно, этому будет способствовать прикосновение к основам бытия. Возможно, близость смерти и чудо спасения от нее потрясут женщин и мужчин. Многие потеряют своих близких. Многие потеряют свое рабочее место, средства к существованию, свое достоинство. Но когда вирус минует нас, могут быть и те, кто не захочет вернуться к прежней жизни. Одни уйдут с работы, которая годами подавляла их. Другие решат покинуть свою семью или своего партнера. Третьи решатся родить детей или, наоборот, воздержаться от этого. Будут те, кто, наконец, "выйдет из шкафа".
Некоторые начнут верить в Бога. Будут верующие, которые разуверятся. Возможно, осознание краткости и хрупкости жизни побудит мужчин и женщин установить новый порядок приоритетов. Отделить зерна от плевел. Понять, что время, а не деньги - ценнее всего.
Будут те, кто впервые задаст себе вопросы о сделанном выборе, о том, что они упустили, о компромиссах, на которые пошли. О любви, которую предали. О жизни, которую не сумели прожить. Мужчины и женщины задумаются, - вероятно, ненадолго, но все же - зачем продолжать отношения, в которых они несчастны.
Будут и те, кто осознают, что их политические воззрения оказались ошибочными, поскольку были основаны исключительно на страхах или ценностях, которые рухнули в ходе катастрофы.
Возможно, кто-то вдруг поставит под сомнение причины, по которым их народ на протяжении поколений боролся со своим врагом и считал, что война - наилучшее решение.
Возможно, переживание такого сложного человеческого опыта побудит людей, например, отвергнуть националистические взгляды и ксенофобию.
Сам акт воображения из бездны отчаяния и страха обладает собственной силой. Воображение может не только видеть гибель, оно также может поддерживать свободу ума. В такие гнетущие времена воображение подобно якорю, который мы бросаем из глубины отчаяния в будущее, чтобы затем к нему устремиться. Сама способность представить себе лучшее положение означает, что мы не допустили, чтобы чума и тревога, которую она вызывает, охватили все наше существо.
Таким образом, можно надеяться, что, возможно, когда чума закончится и воздух наполнится ощущением исцеления и здоровья, другой дух проникнет в человечество - дух легкости и свежести. Возможно, люди начнут открывать привлекательные свойства простоты, не испорченной даже долей цинизма. Возможно, мягкость и доброта вдруг станут на определенное время ценится гораздо больше.
Может быть, мы поймем, что смертельная болезнь дала нам возможность срезать толстую оболочку свинства и жадности.
Отказаться от лишних вещей, под грузом которых мы стали задыхаться и которые грозят похоронить саму нашу жизнь.
Может случиться так, что люди увидят бессмысленность многих видов труда "общества изобилия " и захотят прекратить это. Возможно, их внезапно поразит банальное, наивное осознание ужасной несправедливости того, что есть настолько богатые люди и настолько бедные. До чего отвратительно, что такой богатый и пресыщенный мир не может дать каждому ребенку равные возможности.
Конечно, мы все являемся одной и той же инфицированной человеческой плотью, как мы теперь обнаружили. Бесспорно, благо каждого человека в конечном итоге есть благо для всех нас. Несомненно, залог благополучия планеты, на которой мы живем, в нашем здоровье, в чистоте нашего дыхания и будущем наших детей.
И, возможно, СМИ честно спросят себя, какова была их роль? Почему у нас осталось ощущение, что нами безжалостно манипулируют, промывают мозги и выманивают наши деньги. Я говорю не о серьезной и бесстрашной прессе, а о тех, кто давно превратились из "средств массовой информации" в средства превращения людей в массы, а нередко - в толпу.
Епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр
Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.
Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.
Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.
Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.
Житийная икона праведного Федора Ушакова Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!
Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.
И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.
Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.
А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.
У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.
Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.
Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.
От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья.
Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!
Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.
Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0
Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.
Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.
Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.
По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.
По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.
Исцеление сына царедворца, Паоло Веронезе
Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.
Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.
Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.
Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.
А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.
Лайф выяснил, чем "утешали" себя люди во время эпидемий в древности.
Коронавирус не первая страшная болезнь, с которой пришлось столкнуться человечеству. Оспа, бубонная чума, корь или холера — эпидемии этих болезней унесли миллионы жизней в истории человечества. Они сметали с лица земли целые города, влияли на геополитику, экономику и общество. Но тяга к сексу была неподвластна даже им. Посещение бань, борделей люди почему-то не откладывали, к этому прибавляли секс на кладбищах.
Привычка сходить в баню, а заодно и помыться была главной прерогативой жителей Римской империи. Даже несмотря на страшную Юстинианову чуму, которая бушевала в мире целых два столетия (с 541 по 750 год до н.э.), бани в Риме почти не закрывались. Римские термы были местом, где всегда были горячая и холодная вода и мыло, а их посещение считалось обязательным для больного человека. Якобы это способствовало скорейшему выздоровлению больного.
Однако за культом "чистоты" стояла не только гигиена. В термы приходили поболтать и расслабиться. А желание провести время в одиночестве и вовсе воспринималось как признак не только невоспитанности, но и злого умысла. Релаксации при этом способствовала и обычная проституция.
Вступать в интимную близость практически с кем попало считалось таким же нормальным явлением, как для современного человека почистить зубы. Да и от пола такие отношения не зависели. Для патрициев и свободных граждан Рима главным было сохранение своего социального статуса. Опозориться можно было весьма просто — вступить в связь с женщиной своего же социального класса. Для сексуальных утех годились девушки или юноши более низкого сословия. Как правило, в этой роли выступали рабы или проститутки.
Массовые оргии в честь богов
Однако куда более популярной забавой древних римлян были массовые оргии. Они устраивались в честь богини Венеры. Несмотря на крайнюю раскрепощённость римского общества, проводить их вне стен храмов было запрещено. Но "что позволено Юпитеру, не позволено быку", а потому некоторые правители делали для себя исключения. Самый знаменитый из них — Гай Юлий Цезарь Август Германик. Его поражающие воображение "развлечения" хорошо известны по знаменитому фильму "Калигула" Тинто Брасса.
Секс на кладбище
Женщины, да и мужчины лёгкого поведения обслуживали граждан Рима не только в публичных местах. Самая низшая каста обслуживала "клиентов" даже на кладбищах. Таких проституток называли бустуариями (от лат. busta — гробница), и найти их не составляло труда. Большинство римских "работников секс-индустрии" носили сандалии с вырезанной на подошве фразой Sequere me (лат. — следуй за мной). Проходя по песчаным улицам, они специально оставляли "рекламные послания" для своих клиентов.
Мода на "кладбищенские оргии" возродилась в Европе много столетий спустя, во время Чёрной чумы, которая накрыла Европу в XIV веке. Очумевшие в прямом и переносном смысле люди пытались найти спасение во всём. Кто-то на фоне католической пропаганды присоединялся к церковной инквизиции, которая жгла и пытала "порочных женщин" как ведьм. А кто-то находил утешение в их компании прямо на кладбищах. Столь необычное место служило проституткам и "отверженным" в качестве убежища. Недаром глоссарий историка-медиевиста Шарля Дюканжа даёт трактовку латинского слова cimeterium, перешедшего во французский язык в значении "кладбища как "убежища вокруг церкви".
Вдохновлённые языческими культами люди совокуплялись прямо возле выкопанных могил. Этими странными обрядами они пытались победить смерть.
Нью-йоркская адаптация секса во время чумы
"Сам себе партнёр" — такую рекламу запустил во время вспышки коронавируса Департамент здравоохранения Нью-Йорка.
Власти города рассказали, что "вы — ваш самый надёжный сексуальный партнёр". По их мнению, "мастурбация" не способствует распространению CoViD-19, особенно если "вы моете свои руки (и любые секс-игрушки) с мылом и водой по крайней мере на протяжении 20 секунд до и после секса".
Для тех же, кто живёт один или предпочитает онлайн-знакомства, у американских медиков тоже нашёлся совет: "Видеосвидания, интимные СМС (англ. — sexting) или свидания в секс-чатах могут стать подходящим вариантом".
Нергал и Эрра сообщают нам о важном
Сегодня я хотел бы обратиться к мифологическому сюжету о богах чумы. В Месопотамской традиции такими богами были Эрра и Нергал. Считалось, когда начинался мор, когда случался падеж скота или такие эпидемии достигали людей, это означало, что происходит некая эпифания, обнаружение высшего божества, вторгшегося в мир людей.
Я хотел бы обратить внимание на эту странную особенность: происходит несчастье, что-то трагичное, гибнут люди, животные, отравляются реки, начинаются голод, страдание, нищета – и люди связывают это с Богом.
У древних евреев в монотеистической традиции считалось, что источником мора или чумы является единое божество – Яхве – который дает людям и благодатные дары, и наказывает, когда они отклоняются от Господних путей, когда они слишком погружаются в земные дела. За это библейский Бог и покарал жителей Содома и Гоморры и наслал Ноев потоп.
Происхождение чумы в политеистическом контексте – это некоторрая эпифания, явление божества, которое показывает, что человек смертен, слаб, жалок. Человек уже живет в мире праха. Боги Эрра и Нергал как раз напоминают: вы прах, вы прах от праха, ваша воля, наслаждения, чувство безопасности и радости ничто перед лицом божества. И если божество захочет, оно вернет вас в состояние ничтожности – вашего праха. Это в мифологическом контексте.
На самом деле боги чумы напоминают о масштабе человеческого, который несравнимо меньше масштаба божественного. Если мы присмотримся к библейским сюжетам, то окажется, что чума, эпидемия, мор имеют такую же функцию – Бог наказывает людей, демонстрируя их ограниченность, слабость. Собственно, так понимали эпидемию чумы или холеры в Средневековье – несмотря на то, что христианский Бог благ и не пожалел сына для спасения людей, и все же в некоторых случаях он жестокой педагогикой возвращает людей на правую стезю. Если люди не понимают по-хорошему, Бог начинает с ними взаимодействовать по-плохому, показывая истинный путь ко спасению.
Такая интерпретация сакральности язвы, эпидемии, мора, чумы имеет (и в христианском, и дохристианском – иудейском и даже политеистическом контексте) – обладает одной принципиальной особенностью: чума, стихийное бедствие, катастрофа имеют определенный смысл: когда человек слишком разрастается в своей человечности, слишком убеждается в своем всемогуществе и всесилии, когда слишком много о себе мнит – божество, которое находится на более высоком уровне бытия, сознания, могущества и власти, как бы возвращает человека к его позициям. Ты прах, будь скромен. Ты раб Господен, не поднимай бунт против Бога. Ты заключил с Богом альянс (в иудаизме), союз, завет, ты не должен восставать на высший, духовный небесный порядок. Ты должен соблюдать определенные правила (в тч, семейные, политические, государственные, иерархические, религиозные). А если ты говоришь, что ничего этого знать не хочешь, ты получаешь чуму. Можно было бы подумать, что чума праведников пощадит, а грешников подумать. На самом деле праведник не так и страдает во время чумы – он готов к смерти, ко служению Богу, он даже понимает, за что Господь карает человечество, и поэтому видит в этом проявление Божественной справедливости. Праведник укрепляется в своей праведности, когда приходят боги чумы или когда ее насылает единое божество.
А терапия направлена именно против грешника – он слишком много возомнил о себе, он посчитал, что так хорошо все понимает и так развита наука, что ему и Бог не нужен, он сам о себе может позаботиться. Это как раз грешный помысел – восстание против Бога – и возводится к норме чумой.
Чума имеет определенный смысл. Чума – это проявление трансцендентного, божественного, сакрального измерения в мире, который забывает об этом измерении. Соответственно, если мы сейчас вернемся к этому взгляду – к сакральности чумы – то мы можем правильно интерпретировать то, что с нами происходит с нами в эпидемию коронавируса. Ведь то же самое - чем мы отличаемся от других эпох? Наше человечество уповает на технологические возможности, считает, что может высчитать геном, что может организовать жизнь миллиардов людей на планете по одной и той же либеральной рыночной логике, что человечество может обойтись без Бога, без богов, без обряда, без церквей, без ритуалов – лишь на основании своего рассудка.
И вот приходит коронавирус, который говорит – ничего подобного. Друзья, вы никто, вы прах. Вы маленькие, грязные, слабые, охамевшие насекомые, которые возомнили о себе бог весть что… Возвращайтесь к вашей пропорции. Вспомните, что такое страх Господень, что такое бич Господень. Вы пригрешаете, преступаете те рамки, которые вам даны, нарушаете заветы, которые вам дал Бог. Вы выходите за положенные человечеству рамки. Вы увлечены дьяволом, сатаной, титанизмом – получайте коронавирус, чуму, наказание.
И это самая лучшая из педагогик – потому что если вы не обратились, я вас уничтожу, создам другое человечество, или вообще закончится мир.
Вот что говорит божественное начало чумы – это и есть дискурс, месседж, нарратив чумы. Прекратите быть теми, которыми вы были, вернитесь на пути Господни, вернитесь к тем масштабам, которые положены замному человечеству. Остановитесь, переосмыслите свое поведение.
Сегодня такое прочтение может быть в рамках христианской, исламской, иудейской традиции, других религий (буддизма, индуизма и пр). Но религиозное (в широком смысле) прочтение эпидемии коронавируса в основном миноритарно. Мы говорим о том, сколько нам нужно масок, сколько нужно аппаратов ИВЛ, как надо строить новые клиники и какие меры надо предпринимать, чтобы вирус не распространялся дальше, как спасать людей.
Вроде бы все хорошо. Но не кажется ли вам, что такое отношение только усугубляет наше положение – мы говорим, ой, нам это нипочем, мы с этим справимся, никакого бога нет и в помине, надо рассчитывать на свои силы, и надо справиться с чумой нашими человеческими силами. Но не усугубляем ли мы тем самым наше положение? Если допустить религиозное, метафизическое значение чумы, то разве это должно быть нашим ответом? Если у чумы есть смысл, если пандемия хочет показать, что мы двигались в неправильном направлении, что надо менять курс цивилизации, что мы слишком далеко зашли в вере в имманентное – мы уже даже в людей не верим, мы верим в предметы, в объекты, в технологии, в ИИ, в геномы, в некий совершенно развоплощенный рациональный технократический разум, который не человеческий и все больше напоминает сатану.
Интересно, что Нергал – бог чумы, классический бог аккадской мифологии – спускается в ад к царице ада Эрешкигаль – и угрожает отрубить ей голову. Фактически, она пытается его сделать своим пленником, но он достает свой меч, берет ее за волосы и говорит – а сейчас, свинина, я тебя прирежу. Тогда падшая на колени перед богом чумы Эрешкигаль говорит – тогда остается только просить взять меня в жены. Аккадские истории кончаются так. Но интересно, что бог чумы Нергал спускается в ад, чтобы поставить на место и упорядочить восставшую на божественный порядок госпожу ада.
Это очень важный миф. Чума приходит не просто так, она приходит для чего-то – чтобы мы смирились, чтобы наше земное, материальное начало вернулось к своему законному местоположению в иерархии существ.
Боги чумы учат нас смирению. Бог насылает чуму в монотеистических культурах, чтобы человек вспомнил, насколько он ничтожен и слаб. И если мы будем бороться с чумой ЧП, новым кол-м масок, ИВЛ, одними докторами – то мы как Эрешкигаль говорим, что мы не убеждены – мы победим чуму сами, мы не изменим нашего образа жизни, мы будем праздновать и жить как раньше - только вот вернем капиталистическую экономику, наши секулярные ценности, наши развлечения, наш путь автономного человечества, наши исследования в области высоких технологий ИИ, мы продолжим модернизацию и цифровизацию нашего общества, мы нашлепаем в связи с эпидемией и карантином еще и чипы на руки, и таким образом преодолеем чуму сами.
Соответственно, мы просто сделаем нашу гибель неизбежной. Вот в чем дело. Бороться – да, преодолевать эпидемию – да, не дать ей распространиться – да. Но самое главное – если мы упустим, зачем чума, зачем коронавирус. И даже если нам удастся справиться без внутреннего изменения нашей жизни и общества – то не сделаем ли мы себе и всему человечеству только хуже?
Всего доброго, давайте подумаем об этом послании богов чумы в эпоху карантина…
Читайте также: