Пять остяков в одном чуме живут
Наш край живет интересной и насыщенной жизнью, но не всегда можно заранее узнать о каком-нибудь значительном событии или памятной дате. На этой страничке читающий апельсин по секрету поделится любопытными сведениями о нашей малой родине.
В прошлом основой мировоззрения народностей Севера была мифология, которая служила одним из источников их религиозных представлений. Характерными чертами воззрений народностей Севера на окружающий мир являлись дуализм и анализм. В окружающем мире якобы всегда действовали два противоположных начала — доброе и злое. Доброе покровительствовало и способствовало благополучной жизни людей, их успешным промыслам, здоровью, а злое строило человеку всякие козни: болезни, голод и т.п.
По мнению нганасан, существовали НГУО (духи — хозяева отдельных явлений природы: неба, солнца, земли, огня, оленей) и БАРУСИ (существа, вредящие людям) Они, по представлениям нганасан, обитали в воде: реках, озерах, в море. Злые божества БАРУСИ ни к каким добрым делам не способны, все нехорошее исходит от них. ДЯМАДА- духи, служившие шаманам.
У эвенков духи злые и добрые: СЭВЭКИ — добрые, ХЭВЭКИ — злые. У долган, как у якутов, АБААСЫ — злые духи. Они невидимы, но могут показаться людям в различных образах. АБААСЫ — создатели всех вредных животных и растений, людям причиняют всевозможные бедствия. АЙЫЫ — добрые божества, духи, олицетворявшие начала добра и справедливости.
Ненцы считали, что пурга, ветер, гроза, реки, озёра, урочища имели своих духов. Предполагали, что землю создал их главное божество — НУМ. У Нума был сын НГА — бог болезней, несчастий и смертей. По верованиям ненцев, Нум не входил сам в нужды людей, а защищал их от Нги. Кроме Нума у ненцев было ещё одно доброе божество Я — небо — мать — земля. Духов уважали и боялись.
Жизнь народностей Севера, как и большинство населения окраин царской России, отличалась глубокой хозяйственно — экономической, культурной и политической отсталостью. Система царского административного управления среди народностей Севера ничем не отличалась от существующей системы управления в других регионах России. Всё трудоспособное коренное население Севера мужского пола обязано было платить царю ясак (налог в 15 −20 вв. с народов Сибири, главным образом, пушниной). Жило коренное население родами, которые возглавляли князцы. На лицо было расслоение общества на бедных и богатых.
Как уже было сказано выше, проживали народности Севера в краю суровом, студёном. И всё равно с любовью относились к нему. Вспомним пословицы, поговорки и наставления о земле.
В озёра и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве привязывают лоскутки материи, и хвосты пушных зверей. Это любовь и уважение к земле. Землю, где живёшь, надо любить. Не ругай землю, если упадёшь или споткнёшься. Земля — наша мать, она нас всех кормит и поит, она даёт нам жизнь.
В суровом студеном краю первостепенную роль играла одежда. Ненецкие пословицы и пословицы хантов гласят: Благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда. Счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда. Не имеющий удачи в жизни тот, кому ветер холодит тело через истёртую одежонку.
Но одежда служила не только защитой от холода, в тёплой лёгкой шкурке -жизненность и одухотворённость оленя, который был для ненца смыслом его бесконечной трудной кочевой жизни — и одеждой, и пищей, и транспортом. В старых поверьях говорится о том, что мать — земля даёт душу человеку и оленю, и души эти равноценны. Поэтому, наверное, олень — чуть ли не главный образ многих пословиц, поговорок и наставлений.
Вот некоторые из них: Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать. Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
Кто заставляет оленуху работать тяжко, не видать тому телёнка от этой важенки! (эвенкийские наставления) Оленю лучшая мерка — в дороге проверка. (ненецкая пословица) Оленята бодаются, силами набираются.(долганская пословица) Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт.(долганская пословица) Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к ним хозяина.) (ненецкая поговорка) Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша (олений обоз). (эвенкийское наставление)
Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми. (эвенкийское наставление) Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливет других людей. (эвенкийское наставление) Пред старшим не сиди, младший к старшему подойди.(нганасанская пословица) Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц. (долганская пословица)
Пословицы о труде направлены против лодырей, которые прикрывались ниматом (древний обычай раздавать нуждающимся людям мясо убитого оленя), пользовались этим: Есть ты мастер, а работать нет. (эвенкийская пословица) Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению. (нецкая поговорка) Работящий вечером рубит дерево, а ленивый оставляет до утра. (ненецкая поговорка)
В повседневной разговорной речи народностей Севера очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов. Человек, у которого мало ума, похож на птенца. (ненецкая пословица) У него мозги, как у рыбьей мелюзги. (ненецкая пословица) У него в голове не мозг, мох. (ненецкая поговорка) Что лентяй руками не может, то он всегда языком одолеет.(долганская пословица) Меньше языком болтай, больше работай. (эвенкийская пословица) У зазнавшегося человека нос хореем стоит, (хорей — шест длинной 5 — 6м., которым подгоняют оленей, когда едут на санях) (ненецкая пословица) У которого сердце спит, тот не знает радости. (ненецкая пословица) Он даже северного сияния не видит. (ненецкая поговорка о равнодушном человеке) Кто часто меняет решение, не заслужил уважения. (нганасанская пословица) В глаза — прямой, как стрела, а за глаза — изменчивый, как смола. (нганасанская пословица)
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки долган
Все большее распространение получили и получают у долган пословицы и поговорки.
Каждая пословица и поговорка — это художественное произведение, несущее в себе неповторимость народа, создавшего его.
Естественно, малые фольклорные жанры испытывают на себе влияние русского, якутского фольклора, но у долган они имеют особую окраску, особый колорит. «Прикладные элементы традиционных промыслов и ремесел тружеников Севера придают пословицам и поговоркам особую выразительность, доходчивость и убедительность, ведь опыт профессии — это опыт столетии, если не тысячелетий: слишком щедрые потоки слов — подобны меху песца весной. И правда, даже то, что ценится действительно на вес золота — дорогой мех песца — с наступлением тепла линяет, теряет свою привлекательность и ценность.
Так же, как и загадки, пословицы и поговорки имеют разнообразную тематику. Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий долган, высмеивают человеческие пороки.
- Чем метели над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
- Корми пса щенка, если хочешь иметь хорошего дружка.
- Оленята бодаются, силами наливаются.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
- У одного ум — в словах, у другого — в делах.
- Где тундра оленьими копытами разбита, там и куропатки будут сыты.
- Что сделал спешно, то очень трудно переделать.
- Мужчина должен быть без страха, а женщина умней, чем росомаха.
- Как олень гордо несет свою голову — так же высоко держи свое имя.
- Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги-аргиши. Тот, кто оленя может бить, не уйдет от его копыт.
- Оставленный в тундре запас — и для нас, и для вас.
- Обещание пьяницы, как летний миг тянется.
- Кто заглядывает в стаканы, тот не высмотрит свои капканы.
- Пастуха спирт опьяняет, а его стадо разгоняет.
- Чтобы перестал огонь дымить, надо его подкормить.
- Обижать своих соседей — то же, что дразнить медведей.
- Если ссоры внутри рода — род скуднее год от года.
- Смог оленя дикого добыть — должен и соседа мясом одарить.
- Умный, кто собеседника убедит, а сильный, кто себя самого победит.
- Говори спокойно, а молчи достойно.
- Плюет в костер тот со скуки, у кого делом не заняты руки.
- Что лентяй руками не может, то он языком всегда одолеет.
- Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и сказку слушать.
- Про тex, что не чтят свой род, люди забывают, как летом про лёд.
- И кривоногая гагара считает, что ее птенцу хромота к лицу, и лебеди ему не пара.
- Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц.
- Легким аргишом-обозом больше груза вывозят.
- Семье, где работящий муж, нечего бояться зимних стуж.
Пословицы и поговорки эвенков
Это краткие и мудрые изречения, вошедшие в оборот разговорной речи. Этот жанр устного народного творчества имеет древнее происхождение. Но и меткие выражения и идиомы (устойчивые словосочетания) часто относят к пословицам и поговоркам. Если приметы и поговорки эвенкийского происхождения, то пословицы эвенки в основном заимствовали у русских.
Пословицы и поговорки эвенков можно разделить на следующие группы:
- О труде, трудолюбивых и лентяях..
- О дружбе и коллективизме.
- О подвиге, отваге, трусости.
- О правде и лжи.
- O мудрости и глупости.
- О больших городах.
- О шаманах.
- О мире.
Больше всего пословиц и поговорок о труде. Они направлены против лодырей, которые, прикрываясь ниматом (древний обычай раздавать мясо убитого оленя нуждающимся), пользовались этим.
Если не будешь работать — не будешь хлеб есть.
Есть ты мастер, а работать нет.
Не тот хорош, кто красивый, а тот хорош, кто в работе хорош.
В повседневной разговорной речи эвенков очень много выражений, осуждающих глупцов, болтунов, восхваляются умные, честные и порядочные люди:
Ума нет, не проживешь.
От тундры до Москвы одна кочевка.
Некоторые пословицы и поговорки напоминают стихотворения.
Перед дождем травой пахнет.
Собака траву ест — дождь будет.
Волк огня боится.
Когда дым из чума к земле идет, мороза не будет.
Устав, не ложись на снег — замерзнешь.
Идя по дороге, не бросай в реку камушки — плохо будет, дети умрут.
Никогда не клади в костер кедровых дров — будут болеть у оленей глаза и ноги.
Пословицы и поговорки
Одна мысль хороша, а две лучше.
Ума нет — не проживешь.
Меньше языком болтай — больше работай.
Труд труженика боится.
Есть ты мастер, а работать нет.
Пословицы и поговорки нганасан
Нганасанскнс пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями.
Пословица — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какие-либо жизненные явления. В отличие от пословицы поговорка лишена обобшающе-положительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.
Нганасанские пословицы и поговорки очень разнообразны по содержанию. Они учат молодое поколение, как приспособиться к холоду, как уберечь тепло в жилище, как выжить в пургу. Как и в любом фольклоре, в нганасанских пословицах и поговорках выступает конфликт между добром и злом, между холодом и теплом. На севере, у малочисленных народностей, в почете всегда были труд и труженик. Этой теме посвящено большое количество пословиц и поговорок. Нганасанские пословицы высмеивают человеческие пороки: лень, зависть:
Пословицы и поговорки ненцев
Пословицами мы называем краткие народные изречения, имеющие буквальное и переносное значение. Люди vпотребляет их почти так же легко и непринуждённо, как слова собственной речи. Но пословицы и поговорки — не просто слова или разумные фразы, или верные жизненные наблюдения. Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно нас pадует не только метким наблюдением, но и тем, как красиво это выражение. Пословицы хорошо запоминаются. Как и русские пословицы и поговорки, ненецкие делятся по тематике.
Большинство ненецких пословиц и поговорок посвящены оленю, который даёт им всё: пищу, жилище, одежду.
Олень за ягелем бежит быстрее, чем от хорея.
Оленю лучшая мерка — в дороге проверка.
О человеке складывается мнение по его упряжке оленей.
Есть пословицы, прославляющие трудолюбивого человека.
Его сильные руки не сдвинешь и упряжкой, даже если упереться о колоду листвяжную.
Ленивый человек как рыба, плывущая по течению.
Много у ненцев пословиц, высмеивающих человеческую тупость, болтливость, неряшество:
У него мозги, как у рыбьей мелюзги
У него в голове не мозг, а мох.
Кто неряха, тому не уберечься от мух.
Нужно научиться отличать пословицу от поговорки. Поговорка имеет узкий, конкретный смысл, пословица — более широкий. Пословица — законченное суждение, а поговорка — приговорка. Пословица — двухчленное изречение, а поговорка — одночленная фраза, точнее — пословица — сложноподчиненное предложение, поговорка — простое.
МКУОШИ «Панаевская школа – интернат среднего
Викторина
в 4 классе
Заснеженная моя земля
Сэротэтто Алла Алексеевна
Цель: Способствовать формированию любви к родному краю.
Задачи: 1. Формирование у воспитанников навыков общения.
2. Развитие познавательных интересов.
3. Расширение представлений о полуострове Ямал.
Целевая аудитория: 4класс
Музыкальное сопровождение песня в исполнении Игоря Корнилова “Северный край”.
Воспитатель: Ребята, вы, конечно, любите путешествовать и сегодня мы отправимся с вами в необычайно интересное путешествие в заснеженный край, на просторы Ямала, на берега самой большой реки Западной Сибири – Обь. Все что вам встретится на пути, вы должны хорошо запомнить, чтобы, вернувшись из нашего путешествия вы смогли нарисовать нашу красавицу – реку заснеженном крае, о просторах Ямала
В переводе с ненецкого языка на русский слово “Ямал” означает “край земли”. В старину называли эти места “краем крещеного света”. Ямал – заповедный уголок земли – является хранителем удивительно самобытной и уникальной культуры.
10 декабря мы день рождения образования Ямало-Ненецкого автономного округа. За 75 лет наш округ прошёл огромный путь промышленного гражданского строительства. Быстрыми темпами идёт развитие индустриального строительства, растут города и посёлки, идёт прокладка магистральных газопроводов, железных и автомобильных дорог, развивается ямальская авиация.
На Ямале живёт полмиллиона людей, для которых округ стал родным домом на многие годы.
Есть на карте место
Он мне очень дорог.
Там метут метели
И лежат снега.
В тундре есть морошка
И растёт брусника.
Это мой Ямал!
Воспитатель: Сегодня мы поиграем в одну очень интересную викторину, совершим путешествие со мной по моим родным просторам. В процессе игры вы узнаете много нового и интересного о жизни и загадки ненецкого народа.
Из зала выходят желающие поиграть
Конкурс – разминка.
Воспитатель: Я называю вопросы и команды по очереди дают ответы.
1.Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Ямал)
2.Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)
3.Как переводится название нашего края — Ямал? (край земли)
4.Назовите столицу нашего округа. (Салехард)
5.Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Юрий Васильевич Неёлов)
6.Что изображено на гербе нашего округа?
7.Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)
8.Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, звероводство, оленеводство, рыболовство.)
9.Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое жилище? (чум.)
10.При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)
11.При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)
12Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)
13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)
14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)
15. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник)
16. Что едят олени? (ягель, мох)
1. Тема Загадки (Слайд)
1.Пять остяков в одном чуме живут. (Рукавицы)
2.Прежде чем выйти на улицу, другу за пазуху залезет. (Меховые чулки)
3.У старухи нос курносый, у старика — широкий. (Женские и мужские кисы)
4.У старика нос плоский, у старухи нос острый. (Узоры на мужских и женских пимах)
5.Сухое озеро с травянистыми берегами. (Глаз)
6.Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся. (Глаза)
7.Два белогрудых оленя тянут грузовую нарту. (Глаза и нос)
8.Речку тальником перегородил. (Ресницы)
9.Двух остяков разделяет одно бревно, и за всю жизнь они не встретятся. (Нос, глаза)
10.меховой кочки семь дырок. (Голова)
11.В безбрежном море дощечка плавает. (Язык)
12.В круглом чуме без костей извилинами свернут. (Мозг)
13.На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты. (Уши)
14.Косточки, рубите, жирок, дальше толкай! (Рот, зубы, язык)
15.Между двумя один бескостный смят. (Стелька пимов)
15Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы. (Зеркало)
16.Пять братьев одному кланяются. (Пальцы рук)
2. Тема Я всё тебе расскажу (Слайд)
Вопрос: Как в ненецкой семье отмечают дни рождения?
Ответы детей (День рождения, по ненецким обычаям, отмечается один раз в жизни)
Чтец 1: Родился младенец, отпала у него пуповина, – милости просим в чум родителей на угощение. Родившие мальчика – продолжателя рода и будущего хозяина – обязаны забить молодого олененка и выставить на стол все, что есть в чуме вкусного. У новорожденной – девочки таких привилегий нет, празднование проходит символически, без излишеств.
3. Тема Жилище (Слайд)
Вопрос: Расскажите о жилище ненцев. Чем отличается летний чум от зимнего? Как он устроен?
Ответы детей: (Летний чум покрывают брезентом а зимний сшит из оленей шкуры)
Чтец 2: Основным типом старого ненецкого жилища является чум (мя). Чум сооружается из 30 – 50 шестов, покрывается двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Старину летом чум покрывается покрышками, сшитыми из вываренной бересты
Физминутка: ( Мешок с подарками) Каждый из участников выбирает из мешка предмет и называет его
4. Тема Наша одежда (Слайд)
Вопрос: Расскажи о женской, мужской и женской ненецкой одежде.
Ответы детей: (Женская одежда ягушка, мужская малица)
Чтец 2: Женская шуба паны имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополняется меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикрепляются многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, они удерживают шапку на голове при порывах ветра. Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.
5. Тема Средство передвижение (Слайд)
Вопрос: Внимательно рассмотрите иллюстрации. Для чего они предназначены?
Ответы детей: (Нарта — хан)
Чтец 2: Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 – 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, креплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты есть дощатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем грузовые, копылья. Различаются нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т.к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар), более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.
6. Тема Я играю (Слайд игры)
Вопрос: Какие ненецкие игры вы знаете?
Ответы детей: (Нгын, вывко, нухукова”)
Воспитатель: Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых, для женщин и для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр. Для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические игры воспитывают детей быть мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания. Игра готовит ребёнка ко взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, является неотъемлемой частью духовной культуры. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радости.
Итоги викторины: Награждение победителей.
Список используемой литературы:
Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ. учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.
Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.
Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. — 2002.- №11.- С.34-35
Россия, ЯНАО, Надымский район, пос. Кутопьюган
МОУСОШИ п.Кутопьюгана
Учитель начальных классов
Максимова Любовь Степановна
Загадка
Отгадка
На конце холма чернеет уголёк
На место укочевавших другие прикочуют
Летом – меховые, зимой – берестяные
Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись.
Старик в шубе дни и ночи защищает прорубь от ветра.
Долго сидит у проруби, инеем покрылся
Обгорелые пни без числа.
Кусок рога мамонта среди мяса жиреет.
Двуногий не двигает, четвероногий двигает.
Одна сторона - поднючье, другая сторона - нюк.
Зимой и летом - как ягель.
Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая.
Днём и ночью дрожит, всего боится.
Зимой около пенька его не видно.
Никакой богатырь бросить не может
На перешейке тонкого мыса оставлен красивый воз.
Ходит, а следов не видно.
Живой - глаза смотрят, умрёт- глаза смотрят.
Крылья есть - не летаю, ноги есть – не хожу, в небо не смотрю, звёзд не считаю, от людей убегаю.
Когда спит, когда не спит, когда умрёт- всегда глаза открыты.
Летом - серая, зимой - белая.
В густом лесу два уголька носит.
И в воде плавает, и по земле ползает.
Сам белый, а кончик носа и кончик хвоста - чёрный.
У порога чума доброе существо рычит.
Одни посидели, другие на их место сели.
Среди плывунов стройное деревце стоит.
Великан полгода спит.
Девушка на тоненьких ножках ведёрко несёт.
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
Радость пастуха-оленевода
на четырёх палочках бежит,
обсохнет – за мамой побежит.
Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова,
Потому, что по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить. На кого?
Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё
Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит.
У кого зимой и летом нос всегда холодный?
Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает.
Когда на лыжах я в тайгу иду под снегопадом,
Четыре лапы на снегу со мною мчатся рядом,
Когда врага почует вдруг, рычит и огрызается.
А если к ней подходит друг, глазами улыбается.
Другу верному верна. Угадай-ка: кто она?
В реке живёт, в лесу живёт.
С круч катается, в речке купается.
Рыбу ловит, лису остановит.
Таёжная красавица мехом своим славится.
Что это такое? Лежит на земле белый камешек, а внутри сердечко стучит?
В дремучем лесу котёл кипит. Огонь не горит, а котёл кипит.
Муравейник с муравьями
Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится.
Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
Загадка
Отгадка
Лежат на кочках кусочки янтаря. В рот положишь - тут же растают.
Десять чёрных бусинок на одной веточке висят.
Сквозь землю пролез, русскую шапку надел.
Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит.
Луч света сквозь стену проходит.
Весной зелёными рождаются, а осенью желтеют, краснеют и на землю осыпаются.
ЧЕЛОВЕК
(ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЧАСТИ ТЕЛА, ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОГО ОБИХОДА)
Загадка
Отгадка
Пять остяков в одном чуме живут.
Прежде чем выйти на улицу, другу за пазуху залезет.
У старухи нос курносый, у старика - широкий.
Женские и мужские кисы
У старика нос плоский, у старухи нос острый.
Узоры на мужских и женских пимах
Сухое озеро с травянистыми берегами.
Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся.
Два белогрудых оленя тянут грузовую нарту.
Речку тальником перегородил.
Двух остяков разделяет одно бревно, и за всю жизнь они не встретятся.
Косточки – рубите, досочка – вытаскивай.
У меховой кочки семь дырок.
В безбрежном море дощечка плавает.
В круглом чуме без костей извилинами свернут.
На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты.
Косточки, рубите, жирок, дальше толкай!
Между двумя один бескостный смят.
Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы.
Десять братьев - один корень.
Пять братьев одному кланяются.
На концах пяти мысов опрокинуты костяные чашки.
Четыре брата - старшему кланяются. Как вместе сойдутся – любое дело сделают.
То один другого опередит, то второй его опередит, друг друга догнать не могут.
Одна сторона деревянная, другая сторона - живое мясо.
Ребенок в люльке
По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет.
Человек в малице
Утром сосчитает, вечером сосчитает.
Застёжки у паницы (ягушки)
Один мужчина бежит, бежит и в тупик попадает.
Живое мясо в зубах держит.
Без дна, без крышки, бочка мясом наполнена.
Невидимо придёт, невидимо уйдёт.
Незаметно придёт – любого украдёт.
Один мужичок тащит двух лебедей.
Деревяшка таскает, косточка мелет, хрусткое подтаскивает.
Ложка, зубы, язык
Из норки лисичка выползает.
Когда пришла, когда ушла - её не видно, её не слышно.
Голова деревянная, в голове две дырки.
Быстрее всех летит, быстрее всех делает.
Тридцать мужиков рубят, один встречает.
Муж и жена тянутся друг к другу, но между ними лежит валежник – бревно.
Между двумя домами чашку с углями таскают.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Загадка
Отгадка
Олень от них убегает - а они не отстают.
Два воробья друг друга подгоняют.
Когда пришла, когда ушла- не видно и следа.
Едущего никто не заметит.
По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь не может.
Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут.
Ладони раскрывает, гребешок бросает.
Один мужчина свои следы собирает.
Где опускаются два крыла, там водовороты кружатся.
Сам маленький, а всё стойбище перевозит.
Костылёк в упряжке
Бегут два брата вперегонки, а обогнать друг друга никак не могут!
Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный.
Три рода в одном стойбище находятся.
Копьё, хорей, костяной наконечник
На склоне холма один мужчина свесил ноги.(Скобочка для вожжа на седелке первого оленя)
***Червяк с костяной головой.
Одна заводь глубокая, другая заводь мелкая.
Пролёт у нарты и сидение
Две собаки в небо лают.
По склону холма аргиш извивается.
Вожжа, которой направляют оленей
У деревянной постромки хвост вытянулся.
На конце тонкого мыса домик стоит.
Одна сотня мужчин вверх тянет, другая сотня мужчин вниз тянет.
Поплавки и грузила
Через дырявое железо выросла берёза.
Под снегом ворует.
Решетчатый дом в воде сидит. Рыба в дом войдёт, а из дома не выйдет.
Сеть для рыбной ловли - морда
ЖИЛИЩЕ ИПРЕДМЕТЫ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА
Загадка
Отгадка
В чум входящего бьёт, на улицу уходящего бьёт.
Две старухи друг друга за волосы держат.
Два первые шеста чума
Чёрные тучи, белые тучи вплавь уходят.
Когда ставят чум, поднимают нюки и поднючья
Китовые рёбра блестят тёплым блеском.
В горячем море, в туманном просторе богатыри в шлемах остроконечных скачут… Что это значит?
Стоит толстяк: живот деревянный, пояс железный, а в животе - солёная рыба.
Два медвежонка через озеро друг на друга поглядывают.
Голова костяная, хвост железный.
В железном домике голый остяк пляшет.
Палочка может крутиться, у палочки семь дырок.
Перекладина для крюков, на которые подвешиваются котлы
Остяцкая лыжница узкая.
Перекладина для крюков, на которые подвешиваются котлы
Хорошего коня на длинной верёвке обучают.
Мастер из дома выходит, поколет, порежет, снова заходит, лишь там покой находит.
Один - ещё только есть начинает, а другой - уже в макодан выскочил, вслед за ветром улетел.
Огонь и дым очага
Маленькая лошадушка тащит воз сена.
Четыре девушки одним платком покрыты.
Ног нет, рук нет, а в рубашке.
Сам голый, а одежда за пазухой.
Еда её по углам губ сыплется.
Где он пройдёт, там дорога светлей становится.
По острию ножа птичка прыгает
Одноногий мужичок туда войдёт
Железный кукушонок упал на спину.
Один мужчина в деревянном домике после работы отдыхает
Нож в деревянном чехле
Один мужчина охотится внизу, другой – наверху.
Грузила и поплавки
У старухи нос рябой.
След от саней товарища ровняет.
От ходьбы между двумя чумами нога оленя высохла.
Точило или брусок
С его железных саней только слюни брызжут.
Где сидел, там черно
Следы семи оленей.
Отверстия в крюке для котла
Назад - вперёд только копыта поблескивают.
Вокруг озера идут двое, а сойтись не могут.
Где он стоял, то место почернело.
Место старого чума
Два друга сто друзей держат.
Шесты - основа чума
Два воробушка вечером к небу стремятся.
Волшебник на железе посредине чума сидит – и угостить может, и укусить может
Старика волшебника одевают и раздевают.
Внизу молния сверкает, вверху люди шумят.
Кипящий котёл под костром
В веточках прячется, в огне рождается, а в небе исчезает.
В лесу молится, дома на боку лежит.
Злые языки я вылечиваю.
Стоят ровными рядами рёбра кита, освобождённые от мяса.
Читайте также: