Райх в эмоциональная чума человечества убийство христа
"Убийство Христа"
Вильгельм Райх (1897–1957) написал книгу "Убийство Христа", в которой, исследуя жизнь и убийство Христа, пришел к выводу, что основной причиной его мучительной гибели на кресте была "эмоциональная чума", невротическое иррациональнопринудительное стремление к уничтожению психосексуальной энергии. Книга представляет собой приложение райховских идей "секс-экономики" к пониманию и истолкованию евангельского феномена убийства Христа [1] .
Убийство Христа Райх рассматривает не просто как одномоментный акт распятия живого человека, а как постоянное разрушение основ жизни, как процесс, который продолжается до настоящего времени, находя свое выражение в войнах, национальных конфликтах, преступлениях, террористических актах, жестоких убийствах.
Жизнь против смерти, любовь против вражды и насилия, свобода против угнетения – таков основной стержень раздумий Райха о Христе.
Замысел книги "Убийство Христа" во многом воспринимается как неожиданный и парадоксальный. Излагая в основном собственное учение об оргазме, автор одновременно затрагивает тему жизни Христа, пытается даже по-своему трактовать смысл его священных наставлений, его личность. Что же касается неверного понимания христианства в целом, то Райх стремится показать, что именно в этом состоит подлинная суть убийства Христа. Человечество поражено "эмоциональной чумой". Это несчастье и погубило Сына человеческого Христа.
Религиозные воззрения Райха возникают из последовательного анализа жизненной энергии человека. Автор развивает идеи Фрейда об Эросе и Танатосе. Убить Христа, по мнению Райха, – это не только распять его, это, прежде всего, истребить в себе "специфически человеческое". Уничтожение жизни – вот главная тема книги. Ненависть к жизни – предмет особого внимания автора, который обращается к теме Христа исключительно для того, чтобы восславить не смерть, а жизнь.
Однако в книге Райха нет собственно развернутых богословских сюжетов. На традиционные вопросы: "Был ли Христос земным человеком?", "Была ли у него близость с женщинами?" – Райх отвечает, взяв за основу собственное представление о человеческой природе. Сами же богословские выводы не нуждаются в доктринальных доказательствах. Здесь слово за интуицией.
Современный шотландский психиатр Рональд Лэинг пишет: "Например, в Библии нет ни одного довода в пользу существования богов, демонов и ангелов. Людям не было необходимости сначала “верить” в Бога – они непосредственно переживали Его присутствие, и то же самое справедливо в отношении иных духовных сущностей. Вопрос был не в том, существует ли Бог, а в том, является ли этот конкретный Бог величайшим из всех или единственным Богом; а также в том, как соотносятся друг с другим различные духовные агенты. Сегодняшние же публичные дебаты вовсе не о том, можно ли верить в Бога, не о конкретном месте тех или иных духов в духовной иерархии и т.п., а в том, существуют ли вообще Бог или духовные сущности и существовали ли они когда- либо" [2] .
"Царство Божие внутри нас", – утверждает Райх. Однако трактовка этой истины у психоаналитика совершенно иная, нежели, скажем, в библейских текстах. В. Райх имеет в виду истолкование человеческой природы, которую он рассматривает через глубинную структуру характера. Разумеется, само понятие характера в психоанализе отличается от бытового употребления этого слова. В повседневности мы относим к характеру некие свойства человека, которые выражают его личность. Он капризный или целеустремленный, щедрый или скупой, компанейский или замкнутый. В психоанализе специалисты фиксируют постоянные, стойкие формы реагирования на реальность. Можно сказать примерно так: в психике каждого человека есть зона спонтанности. В этой сфере он непредсказуем, стихиен, демонстрирует живую, непосредственную экспрессию. Чем обширнее область спонтанности, тем лучше.
Однако, к сожалению, зона спонтанности ограничена. За ней проступает жесткий каркас, называемый характером. Это более масштабное образование, нежели защитные механизмы. В пего включаются положительные организующие функции сознания и личности. Относительное постоянство характера обусловлено тремя факторами: унаследованной составляющей "я", природой инстинктов, против которой направлены защитные механизмы, но главным образом особой установкой личности, которая возникает под давлением внешнего мира [3] .
Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 г. ("Характер и анальный эротизм"), В. Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, который толковал природу и функции характера в работе с пациентами вместо анализа симптомов. Характер состоит из привычных отношений пациента, постоянного стандарта его реакций на различные ситуации. Он включает в сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность, упрямство), физические позы, привычки держаться и двигаться.
Интерес к физическому функционированию пациента привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии, и, в конечном счете, к физическим исследованиям. Ученый пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах – лишь один из аспектов универсальной энергии, которая присутствует повсеместно. В 1950-х гг. Райх объявил оргон (некую универсальную энергию) первичной субстанцией и основой всего существующего [4] . В. Райх создал Институт органа, который упоминается в тексте книги.
[ | Tags | | | free spirit, masters of discours, reich | ] |
На уход из жизни Игоря Кона откликнулись не только люди, для которых его исследования что-то значат, но и некие субъекты, которые называются "хулителями". Среди тех моих знакомых, чьей дружбой я дорожу, есть люди, для которых православие является основой их жизни. Я хотел бы обратиться в первую очередь к ним (хотя и остальным я буду благодарен за внимание). Посмотрите, пожалуйста, этот видеоролик. Здесь некий протоиерей Димитрий Смирнов высказывается о жизни, деяниях и смерти Игоря Кона.
Я считаю высказывания Димитрия Смирнова заведомо ложными, отвратительными и безобразными. Его устами говорит Эмоциональная Чума. О своем отношении к трудам Игоря Кона я высказался в своей прошлой записи, но видеоролик с протоиереем стал для меня невеселым поводом (и даже своего рода катализатором) вспомнить вот о чем: больше года назад на дружественном мне сайте издательства и книжного магазина "Гилея" был опубликован мой перевод главы из книги Вильгельма Райха "Убийство Христа". Где-то с осени этот текст перестал быть доступен для чтения из-за реконструкции сайта и до сих пор не восстановлен. В своем прошлом посте я как раз написал, что для меня Игорь Кон — это такой "русский Вильгельм Райх".
Я убедительно прошу всех моих верующих друзей (и всех остальных, кому это может быть интересно) прочитать эту главу из книги Райха. Она имеет самое прямое отношение к тому, что говорит протоиерей Димитрий Смирнов и к тому, чем всю свою жизнь занимался Игорь Кон.
Вильгельм Райх. Эмоциональная чума человечества. Том I: Убийство Христа (1953).
Глава 14. Гефсиманский сад: Истинная справедливость; значение Христа.
Когда Эмоциональная Чума поражает свою жертву, она делает это безжалостно и быстро. Она поражает немилосердно, невзирая на истину или факты, с единственной целью: погубить свою жертву.
Встречаются такие обвинители, что поступают как истинные правозаступники, утверждая правду в соответствии со свидетельством из многих источников. Но есть другие обвинители, единственной целью которых является убийство жертвы, и не важно оправданно оно или нет, справедливо или не справедливо.
И это есть убийство Христа сегодня, так же как это случилось две тысячи и четыре тысячи лет назад.
Когда эмоциональная чума поражает свою жертву, та предстает на общее обозрение и на общественное осуждение; обвинения против нее становятся известны всем. Жертва стоит обнаженной перед своими судьями, словно олень на открытой поляне в лесу перед тем как быть ему застреленным охотником, спрятавшимся в кустах. Настоящий обвинитель редко появляется на сцене, его личность держится в секрете до самой казни. И нет закона, что покарал бы снайпера из засады.
Стоять посреди открытой поляны в дремучем лесу, быть видным всем вокруг и оказаться мишенью для всех прячущихся в кустах — вот ситуация жертвы эмоциональной чумы, независимо от того, какую форму та принимает.
Когда эмоциональная чума наступает, справедливость тихо отступается с плачем. Ни в какой древней книге для нее нет ничего, к чему можно было бы апеллировать.
Смертный приговор утвержден еще до расследования преступления. Истинный мотив судебного преследования никогда не выходит на свет Божий. Причина убийства остается в кустах хорошо скрытой от чьих-либо глаз.
Когда ты видишь обвиняемого, но не обвинителя, обвинение, но не защиту, строгую букву писанного закона, но не истинную причину для обвинения, ты имеешь дело с убийством чумой.
Причины для убийства у чумы самые гнусные. Поэтому, чтобы гарантировать убийство, она не позволит взвешивать свое обвинение на весах правосудия, на которых у нее нет шансов против справедливости. Чума запятнает честь жертвы, очернит любой импульс для невинного намерения или поступка; она объявит приговор безобидным мелочам тем тоном и с той интонацией, что уничтожат остатки любви и уважения в сердцах преданных друзей жертвы.
Когда ты слышишь смертоносную, ядовитую интонацию обвинителя, знай, что Убийство Христа вот-вот случиться вновь.
Жертва чумы так или иначе, рано или поздно делала все это, с реальным намерением или без оного претворить в жизнь мечту. И это, вместе с изгнанием справедливости из зала суда, делает жертву немой и беспомощной.
Когда ты видишь нежное лицо жертвы и ее грустный, беспомощный взгляд, ты можешь быть уверен, что еще одно Убийство Христа совершается на твоих глазах.
Подлинное правосудие действует согласно законам жизни и истины, оно не подрывает честь жертвы. Прежде всего, оно пытается понять, как случилось, что Сын Божий (а все люди являются детьми Божьими) попал в то положение, что повлекло к привлечению его к суду.
Подлинное правосудие обнаружит несомненную причину, по которой в естественной Жизни всякий мужчина и всякая женщина нарушают существующий закон.
Подлинное правосудие осудит сам закон, который оно собирается применить. Имеет ли закон отношение к делу? Какой давности этот закон? Когда и при каких условиях он был установлен и кто был тот человек, что установил этот закон? Актуальны ли те предпосылки, послужившие причиной для установления такого закона? Существовали ли определенные причины во время установления закона, которые не имеют места и не обоснованны сегодня?
Когда ты сталкиваешься с судом, что не оценивает сам закон, применяемый в конкретном случае, который не обращается к истории этого закона, к его назначению, к его создателю, к обоснованиям для продолжения его действия в настоящем времени, ты имеешь дело с потенциальным или фактическим инструментом чумы, что полна решимости совершить еще одно Убийство Христа.
Ведь закон был установлен двести лет назад в то время, когда никто ничего не знал о любви Божьей в ребенке и в подростке, закон, который считал преступлением любить прежде достижения определенного возраста; и когда двести лет спустя такое знание стало широко распространенным и осознанным человеком, а судья отказывается принимать во внимание этот факт в своем решении, ты имеешь дело с законом, направленным на Убийство Христа эмоциональной чумой.
И истинным преступником здесь выступает не жертва, но сам закон, который не желает меняться в соответствии с естественным течением Жизни.
Когда ты сталкиваешься с законом, что был установлен шесть тысяч лет назад, тебе следует быть в шесть тысяч раз более осторожными в его применении. Как иначе может вершиться подлинное правосудие? Такие законы — самые мощные инструменты в руках злых людей, направляемые против Христа, который есть Любовь и Истина и путь в Царство Божие. Здесь коренятся причины, которые держат человека в неволе, которые порождают диктаторов, ведь люди боятся говорить, боятся сказать очевидное, что находится в глубине их души, но спрятано потому, что они боятся быть честными и справедливыми.
Если ты слышишь, что кто-то рассуждает о прогрессе, о свободе, о счастье, о мире и о братстве всего человечества, но он не говорит, какой закон должен остаться и какой должно изменить, он — лицемер и не подразумевает того, о чем говорит. Ему нужны лишь голоса избирателей или богатство, власть или места в той или иной палате, или он собирается вершить следующее Убийство Христа.
Христос не скрывается от закона и обвинителя, в то время как обвинители скрыли истинные мотивы убийства, и древний закон скрыл свой подлинный смысл от Христа. Он не пытается скрыться. Куда ему бежать? Зачем? Он вел бы свой образ жизни, где бы он ни находился, и его ждала бы та же судьба в любом месте на Земле.
Поэтому он не скрывается и не бежит. Не устраивает заговор. Ему нечего скрывать. Когда он не велит ученикам возвещать о его исцеляющей силе, он не скрывается, он лишь пытается обуздать их безумную жажду чудес.
Христос знает, что стража придет и схватит его. Он ждет и встречает ее. Жизнь прекрасно знает, как действует чума, поэтому она говорит своим похитителям:
Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил и вы не брали Меня; но да сбудутся Писания (Марк 14:48, 49).
Спустя две тысячи лет исследователь Энергии Жизни будет задержан полицией за свою деятельность ради выяснения, не является ли он шпионом той или иной страны. Они могли бы просто расспросить его, потому что скрывать ему нечего и он бы с радостью согласился объяснить смысл своих исследований. Но они копошились как воришки у соседей, которые знали и того меньше, чтобы разузнать, чем он занимается. Они не захотели прийти к нему на семинар. И спустя девять лет они по-прежнему не понимали, чем он занимается, несмотря на тысячи исписанных и опубликованных им страниц. Они не понимали потому, что были не способны этого понять. У них нет органов, чтобы познать Жизнь. И поэтому они крались по ночам как воры, чтобы рассмотреть то, что хорошо видно при дневном свете. Они прячутся по кустам с пистолетами наготове, в то время как он стоит на лугу, видный отовсюду.
Так действует чума, таковы ее помыслы и поступки.
Христос это Жизнь. И Христос был взят под стражу, так же как Жизнь задолго до него и долго после распятия содержалась и содержится под стражей до сих пор.
И все его сторонники сбежали и оставили его, когда он был схвачен, и они бездействовали до и после пленения, когда — невиновный — он прошел через муки и тяжкие страдания.
И даже его Бог, казалось, оставил его. Но внутренняя Жизнь его не покинула. Его внутренняя Жизнь продолжается пока теплится сама Жизнь, до последнего вздоха. Вот почему Бог — это Жизнь внутренняя и внешняя. Бог вовсе не оставлял его, хотя об этом возвещали заблуждающиеся люди, чья весть не имеет отношения к действительности.
И это тоже является признаком чумы.
История Христа обратила человечество в слезы и горе, подвигла человечество на величайшее искусство, потому что она является собственной трагической историей человечества. Люди — Христы и они жертвы чумы, беспомощные перед своими собственными судами, сбегающими учениками, бездействующими сторонниками, Иудами, целующими Учителя смертельными поцелуями, Мариями, дарующими Христу запретную, праведную любовь, ослабленными телами, что тщетно взывают к милости Божьей в их омертвелых членах, несмотря на ощущение присутствия Бога внутри них и снаружи. Люди, в сущности своей, несмотря на панцирь, на греховность, на ненависть, на извращенность, являются живыми существами и они не могут не ощущать Силу Жизни внутри себя и повсюду.
Христос это Жизнь, безвинно погибающая в течение многих тысячелетий от рук Жизни заблудшей и не способной вновь вернуться на пути Господни, а потому ставшей на страже древних законов с горящими глазами и смертоносными мечами, готовыми убить всякого, живущего жизнью Бога.
Христос это дитя, связанное или до тошноты напичканное отвратительными лекарствами, не понимающее, почему все причиняет ему такие ужасные страдания, медленно погружающееся в жалкое существование, чтобы вырасти будущим убийцей Христа.
Христос это мука четырехлетнего мальчика или девочки, лежащих в темноте в своей кровати, отчаянных, потому что Бог оживает в их маленьких телах, испуганных, что мать или отец могут зайти и завопить или ударить за то, что руки их находятся под одеялом.
Христос это кошмар подавленного Бога в сотворенных Богом гениталиях детей и подростков, оборачивающийся ужасными призраками, грабителями с ножами, мрачными тенями за окнами в виде многоногих осьминогов, чертей с раскаленными вилами и адского огня, пожирающего маленькие бедные души, сдавленные между Богом, пробуждающимся в их телах, и родителями, этими представителями Бога на Земле, которые наказывают за познание Бога в их членах. Он является источником греха, караемого в дантевском аду, он — искусственно созданный кошмар сумасшедшего.
И ты, защитник чести Бога в некой темной комнате, в некой деревне, в некой стране, разве не размышляешь ты усиленно прямо сейчас о том, как бы тебе добраться до автора этих "богохульств", чтобы вымазать его дегтем и вывалять в перьях, а затем поджечь эти перья и заставить бежать его в муках по улицам, в пример всякому добропорядочному гражданину? Именно об этом ты сейчас думаешь. Но время идет против тебя. Некоторые хорошо охраняемые входы в некоторые из дворцов познания уже свободны, и мы начинаем понимать, что же на самом деле творилось во имя Бога в течение такого ужасно долгого времени с тем великим множеством невинных маленьких Христов, детей Жизни и Бога.
Познание Бога, как и любовь в твоем теле, которую ты подавляешь, прорывается сквозь твою стражу у входа в рай, в котором ты пребываешь в своих мечтах, прорывается через преграды живой Жизни на этой планете.
Ты размышлял о загадке Убийства Христа в течение многих столетий и твоя неудача в поисках ответа обнаружила тебя как истинного и единственного убийцу Христа. Ты упорно продолжал скрывать это в течение долгого времени. Но хранить это в тайне скоро станет невозможно.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУМА
Если бы мы не считали эмоциональную чуму болезнью в строгом смысле этого слова, то оказались бы перед опасностью мобилизации против нее полицейских дубинок, а не медицины и образования. Для эмоциональной чумы характерно то, что она может воспроизводить себя посредством полицейских дубинок. Несмотря на то что она угрожает жизни, ее никогда не преодолеть с помощью полицейских мер.
Эмоциональная чума по своему происхождению ближе к характерному неврозу, нежели к органической болезни сердца, но при длительном течении она может привести к сердечному заболеванию или раку. Как и характерные неврозы, она поддерживается вторичными влечениями. В отличие от физических дефектов она представляет собой функцию характера и поэтому хорошо защищена. Если сравнивать ее, скажем, с истерическими приступами, то она не воспринимается как инородное для эго образование или патологический симптом. Как нам известно, характерно-невротическое поведение обычно в высшей степени рационализировано. При эмоционально зачумленном реагировании этот процесс носит более глубокий характер: осознание заболевания почти отсутствует. Может возникнуть вопрос, как же распознать чумную реакцию и как отличить ее от рациональной реакции. Ответ здесь тот же, что и в случае различения характерно-невротической и рациональной реакции: как только затрагиваются мотивы чумного реагирования, немедленно возникают тревога и гнев. Давайте обсудим это подробнее. У оргастически потентного человека, который свободен от эмоциональной чумы, тревога не возникает, напротив, когда терапевт обсуждает, скажем, динамику естественных жизненных процессов, пациент проявляет живой интерес. Тот же, кто страдает эмоциональной чумой, при обсуждении механизмов этого заболевания будет испытывать беспокойство и злиться. Не всякая оргастическая импотенция приводит к эмоциональной чуме, но каждый, кого она поразила, — либо устойчивый оргастический импотент, либо становится таковым незадолго до приступа чумы. Поэтому не так уж сложно отличить чумные и рациональные реакции.
Здоровый человек испытывает удовольствие от того, что его мотивы обсуждаются, а зачумленный — приходит при этом в ярость. Если чье-то мировоззрение нарушает образ жизни здорового человека, он борется за его сохранение рациональным способом, а зачумленный — выступает против других жизненных позиций, даже если они совершенно его не затрагивают. Мотив его борьбы — провокация, которую порождает одно лишь существование иного уклада жизни.
Энергия, подпитывающая эмоционально-чумное реагирование, регулярно черпается из генитальной фрустрации независимо от того, имеем ли мы дело с войной как с явлением, садистским по своей сути, или с клеветой на друзей. Застой сексуальной энергии, свойственный зачумленному индивиду, сходен со всеми другими биопа-тиями. Что касается различий, то я вскоре коснусь этого вопроса. О биопатической природе эмоциональной чумы свидетельствует тот факт, что, как и всякая иная биопатия, она излечивается возвращением естественной способности любить.
Эмоциональная чума распространена повсеместно. Нет людей, совершенно свободных от нее или, наоборот, хронически больных ею. Склонность к иррациональным чумным реакциям может таиться в глубине каждого из нас, пусть даже самого здорового и жизнерадостного, как и склонность к раку, шизофрении или алкоголизму.
Мы уже упоминали о биологическом сексуальном застое как о биофизическом ядре, который присущ всем формам эмоциональной чумы. Насколько позволяет судить наш опыт, генитальный характер неспособен пользоваться методами, несущими печать эмоциональной чумы. В социальной жизни это оказывается очень невыгодным, до такой степени в ней доминируют институты эмоциональной чумы. Есть и второй общий знаменатель всех форм эмоциональной чумы: отсутствие способности переживать естественное оргастическое удовлетворение регулярно приводит к развитию вторичных импульсов, особенно садистских. Это несомненный клинический факт. Неудивительно, что биопсихическая энергия, которая питает реакции эмоциональной чумы, всегда носит характер энергии вторичного влечения. В случаях явно выраженного садизма это влечение, свойственное только человеку, как правило, имеет место.
То, что суть эмоциональной чумы до нынешнего времени остается не понятой до конца, служит ей наилучшей защитой. Следовательно, точное осмысление природы этого явления и способов его действия позволяет смести эти защиты. Носители эмоциональной чумы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы ее существование истолковывали как фатальное бедствие. Реакция носителей и распространителей этого заболевания фактически представляет собой действия, доказывающие его неизбежность. Это позволяет разделить людей на тех, кто хочет помочь борьбе против эмоциональной чумы, и тех, кто желает сохранить ее фундамент. Если вникнуть в суть эмоциональной чумы, то раскроется ее иррациональная природа. Реакции эмоциональной чумы могут быть только иррациональными, они четко и бескомпромиссно противостоят рациональному образу мыслей и естественному восприятию жизни. Но не стоит брать ее приступом или воевать с ней, достаточно всего лишь дать точное фактическое правдивое описание естественных жизненных Функций, чтобы нанести ей серьезный удар.
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков | В книге одного из классиков психоанализа излагается теория формирования характера, рассмотрены основные формы характеров. Особое внимание уделяется генитальному, невротическому и мазохистскому… — Когито-Центр, (формат: 84x108/32, 368 стр.) Современная психотерапия Подробнее. | 2006 | 405 | бумажная книга |
Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков | В книге одного из классиков психоанализа излагается теория формирования характера, рассмотрены основные формы характеров. Особое внимание уделяется генитальному, невротическому и мазохистскому… — (формат: 130х200 мм (средний формат), 368 стр.) Современная психотерапия Подробнее. | 2006 | 510 | бумажная книга |
Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков | В книге одного из классиков психоанализа излагается теория формирования характера, рассмотрены основные формы характеров. Особое внимание уделяется генитальному, невротическому и мазохистскому… — Когито-Центр, (формат: 84x108/32, 368 стр.) Современная психотерапия Подробнее. | 2006 | 862 | бумажная книга |
Открытие Оргона. Биопатия рака | Вильгельм Райх - австрийский ученый, нейропсихиатр, врач, один из основателей Европейской школы психоанализа. В 1924 г. становится заместителем директора клиники, руководил которой З. Фрейд. Выступал… — Профит Стайл, (формат: 145x215мм, 416 стр.) Классики зарубежной психологии Подробнее. | 2016 | 1383 | бумажная книга |
Открытие Оргона. Функция оргазма | Вильгельм Райх - австрийский ученый, нейропсихиатр, врач, один из основателей Европейской школы психоанализа. В 1924 г. становится заместителем директора клиники, руководил которой З. Фрейд. Выступал… — Профит Стайл, (формат: 60x90/16мм, 336 стр.) Классики зарубежной психологии Подробнее. | 2016 | 1319 | бумажная книга |
Вильгельм Райх
Содержание
Биография
Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года в селе Добрынивцы на Буковине — тогда самой восточной оконечности Австро-Венгрии (теперь Заставнянский район Черновицкой области Украины). Детские годы и юность провёл неподалёку, в Южинце, где отец управлял арендованным земельным поместьем.
Его отец, Леон Райх — еврейский крестьянин среднего достатка — был властным (как и отец Фрейда, отца психоанализа), ревнивым и вспыльчивым мужчиной. Его красивая жена, Цецилия Ронигер, была полностью подчинена ему, хотя и страдала от его характера.
После смерти отца Вильгельм Райх, продолжая учиться, взял управление фермой в свои руки, но в 1916 году Первая мировая война разрушила эту семейную собственность. Вильгельм принял решение оставить дом и поступить на службу в австрийскую армию. Став офицером, он сражался в Италии.
В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета, а уже в следующем, 1919 году стал членом Венского Психоаналитического общества и приступил к психоаналитической практике. Здесь же, в университете он познакомился со своей первой женой — будущим медиком Анни Пинк, которая впоследствии тоже стала заниматься психоанализом. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и Фрейда и Маркса.
В 1922 году Райх получил медицинскую степень и стал первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922 году основавшего клинику в Вене, а впоследствии дорос до вице-директора этой клиники. В 1924 году Райх стал директором первого в стране учебного института психоанализа; теперь уже преподавал и сам.
Фрейд часто конфликтовал со своими учениками, когда те начинали настаивать на своих собственных взглядах. В 1927 году не избежал такого конфликта и Райх, придерживавшийся марксистских взглядов, а также полагавший, что в основе каждого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения.
В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году он вместе с другими создает клиники сексуальной гигиены для рабочих. В этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле рождаемости, воспитании детей и даже сексуальном образовании. Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность, он переезжает из Вены в Берлин. В Берлине, чувствуя себя куда более свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания коммунистически-ориентированному движению психического здоровья — здоровья трудящихся. Он читает лекции и организует гигиенические центры по всей Германии.
Однако вскоре его деятельность неожиданно прерывается на самом пике, поскольку ни психоаналитики, ни марксисты её не одобряют, и почти одновременно, в течение всего полугода, его исключают и из психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии.
Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты.
- Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим.
- Разрешение абортов.
- Разрешение разводов. Отказ от признания законности брака значимой.
- Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.
- Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.
- Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников на основе психоанализа. [1]
Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране — в 1933 году, устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер.
Райх уезжает в Данию. Свою первую жену, так и не разделившую его профессиональные и политические взгляды, он оставляет в Берлине. Через некоторое время в Данию переезжает член ячейки Райха балерина Эльза Линденберг, которой Райх увлёкся годом раньше. Райх женится на ней.
Но его теории не признают ни в Дании, ни в Швеции, и из обеих стран его быстро (в течение шести месяцев) изгоняют. Переехав в Норвегию, он, начиная с 1935 года, ведёт свои биологические и психологические исследования в течение 5 лет в Осло.
Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для него даром — в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную основу неврозов — основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для него момент жизни уходит вторая жена.
В 1939 году руководство Новой школы социальных исследований приглашает Райха в Нью-Йорк, куда он перезжает вместе со своей лабораторией. Здесь его ассистентом становится немецкая эмигрантка Ильза Оллендорф, на которой он впоследствии женится.
В Нью-Йорке Райх вводит третий компонент в свое интегративное учение и основывает Институт оргона, который является базой его исследований по биоэнергии, энергии жизни, иначе называемой им оргонической энергией. Её он якобы наблюдает в своих лабораторных экспериментах как фундаментальную жизненную энергию, присущую всем живым организмам. Эта энергия, по Райху, лежит в основе фрейдовской концепции либидо, являясь биологической силой. Эти воззрения оказали влияние на доктрины современного экологизма и космизма; естественно-научное сообщество воспринимает концепцию оргона как маргинальную теорию.
В 1950 году он пытается создать аккумулятор этой энергии и лечить при его помощи различные болезни, такие как рак, стенокардию, астму, переутомление, эпилепсию.
В 1954 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, не признавая его практику.
Райх продолжает свою деятельность, утверждая, что Управление не может быть компетентным в этих новых методах. В конце концов его сажают в тюрьму на два года за неуважение к суду (пренебрежение запретом на производство оргонных аккумуляторов), а Управление добивается решения о сожжении его книг и публикаций, имеющих отношение к производству оргонных аккумуляторов.
В 1957 году Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме от сердечного приступа.
Райх и современность
Несколько организаций по настоящее время продолжают исследования, начатые Райхом.
Источники
Читайте также:
- Эрадикационная терапия хеликобактер пилори клинические рекомендации
- Сделать прививку от столбняка в инвитро
- Если результат на хеликобактер положительный что это значит
- Профилактика бруцеллеза в россии
- Африканская чума в суджанском районе