Сотрудника во время чумы
Лайф выяснил, чем "утешали" себя люди во время эпидемий в древности.
Коронавирус не первая страшная болезнь, с которой пришлось столкнуться человечеству. Оспа, бубонная чума, корь или холера — эпидемии этих болезней унесли миллионы жизней в истории человечества. Они сметали с лица земли целые города, влияли на геополитику, экономику и общество. Но тяга к сексу была неподвластна даже им. Посещение бань, борделей люди почему-то не откладывали, к этому прибавляли секс на кладбищах.
Привычка сходить в баню, а заодно и помыться была главной прерогативой жителей Римской империи. Даже несмотря на страшную Юстинианову чуму, которая бушевала в мире целых два столетия (с 541 по 750 год до н.э.), бани в Риме почти не закрывались. Римские термы были местом, где всегда были горячая и холодная вода и мыло, а их посещение считалось обязательным для больного человека. Якобы это способствовало скорейшему выздоровлению больного.
Однако за культом "чистоты" стояла не только гигиена. В термы приходили поболтать и расслабиться. А желание провести время в одиночестве и вовсе воспринималось как признак не только невоспитанности, но и злого умысла. Релаксации при этом способствовала и обычная проституция.
Вступать в интимную близость практически с кем попало считалось таким же нормальным явлением, как для современного человека почистить зубы. Да и от пола такие отношения не зависели. Для патрициев и свободных граждан Рима главным было сохранение своего социального статуса. Опозориться можно было весьма просто — вступить в связь с женщиной своего же социального класса. Для сексуальных утех годились девушки или юноши более низкого сословия. Как правило, в этой роли выступали рабы или проститутки.
Массовые оргии в честь богов
Однако куда более популярной забавой древних римлян были массовые оргии. Они устраивались в честь богини Венеры. Несмотря на крайнюю раскрепощённость римского общества, проводить их вне стен храмов было запрещено. Но "что позволено Юпитеру, не позволено быку", а потому некоторые правители делали для себя исключения. Самый знаменитый из них — Гай Юлий Цезарь Август Германик. Его поражающие воображение "развлечения" хорошо известны по знаменитому фильму "Калигула" Тинто Брасса.
Секс на кладбище
Женщины, да и мужчины лёгкого поведения обслуживали граждан Рима не только в публичных местах. Самая низшая каста обслуживала "клиентов" даже на кладбищах. Таких проституток называли бустуариями (от лат. busta — гробница), и найти их не составляло труда. Большинство римских "работников секс-индустрии" носили сандалии с вырезанной на подошве фразой Sequere me (лат. — следуй за мной). Проходя по песчаным улицам, они специально оставляли "рекламные послания" для своих клиентов.
Мода на "кладбищенские оргии" возродилась в Европе много столетий спустя, во время Чёрной чумы, которая накрыла Европу в XIV веке. Очумевшие в прямом и переносном смысле люди пытались найти спасение во всём. Кто-то на фоне католической пропаганды присоединялся к церковной инквизиции, которая жгла и пытала "порочных женщин" как ведьм. А кто-то находил утешение в их компании прямо на кладбищах. Столь необычное место служило проституткам и "отверженным" в качестве убежища. Недаром глоссарий историка-медиевиста Шарля Дюканжа даёт трактовку латинского слова cimeterium, перешедшего во французский язык в значении "кладбища как "убежища вокруг церкви".
Вдохновлённые языческими культами люди совокуплялись прямо возле выкопанных могил. Этими странными обрядами они пытались победить смерть.
Нью-йоркская адаптация секса во время чумы
"Сам себе партнёр" — такую рекламу запустил во время вспышки коронавируса Департамент здравоохранения Нью-Йорка.
Власти города рассказали, что "вы — ваш самый надёжный сексуальный партнёр". По их мнению, "мастурбация" не способствует распространению CoViD-19, особенно если "вы моете свои руки (и любые секс-игрушки) с мылом и водой по крайней мере на протяжении 20 секунд до и после секса".
Для тех же, кто живёт один или предпочитает онлайн-знакомства, у американских медиков тоже нашёлся совет: "Видеосвидания, интимные СМС (англ. — sexting) или свидания в секс-чатах могут стать подходящим вариантом".
Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Уход на удаленную работу, самоизоляция, карантин - все это реалии распространения новой коронавирусной инфекции. Однако на многих предприятиях полностью отказаться от присутствия специалистов на месте не выйдет. Профсоюзы в разных регионах разрабатывают специальные рекомендации, как правильно обеспечить условия труда во время нынешней эпидемии. “Солидарность” побеседовала с главным доверенным врачом Федерации профсоюзов Свердловской области, чтобы выяснить, какие способы обезопасить себя на работе наиболее применимы.
За 40 лет медицинской практики главный доверенный врач Федерации профсоюзов Свердловской области Владимир Бондарчук не видел мер, подобных тем, что принимаются сейчас по всему миру. Да, по поводу отдельных заболеваний карантины, конечно, бывали. Но масштабы прежних действий несопоставимы с тем, что предпринимается сегодня. С точки зрения специалиста, в нынешних условиях особенно важно, чтобы работники, продолжающие выходить на работу, соблюдали ряд простых и понятных мер предосторожности, максимально обезопасив себя от заболевания.
- Про регулярное мытье рук, кажется, успели вспомнить уже все. Это действительно необходимо, - говорит Бондарчук. - Кроме того, на рабочих местах должно быть мыло и дезинфицирующее средство с достаточным запасом. Все нормы СанПиНа в создавшейся ситуации должны четко соблюдаться. Влажная уборка помещений, проветривание, приборы для дезинфекции и циркуляции воздуха. Производства бывают разные - от офисных до крупных промышленных. И для каждой категории существуют собственные меры предосторожности. Свои - для металлургов, свои - для химических производств.
Отдельно Владимир Бондарчук рассказал про эффективность масок, ставших на волне паники чуть ли не дефицитом:
- Люди разделились на два лагеря. С одной стороны те, кто считает маски чуть ли не антивирусной защитой номер один, а с другой - те, кто высмеивает первых, заявляя о полной неэффективности масок. Как врач, я считаю, что отказываться от масок нельзя. В то же время нужно четко понимать, какая из масок-респираторов для каких функций предназначена. Часть из них может просто задержать частицы, на которых переносится инфекция, и ограничить прикосновения рук к лицу. Другие же, специализированные, действительно помогают остановить вирус.
По словам главного доверенного врача ФПСО, стандартные медицинские маски, продающиеся (или уже закончившиеся) в большинстве аптек, предназначены не для защиты от болезни, а для людей, уже страдающих от респираторных заболеваний - гриппа или ОРВИ. То есть для тех, кто уже заболел и хочет защитить от инфекции членов семьи. Сотрудники Всемирной организации здравоохранения предупреждают: ношение медицинской маски не защищает от респираторных вирусов - это касается не только китайского коронавируса, но и тех же банальных гриппа и ОРВИ.
Другое дело - медицинские респираторы. Их функция как раз и заключается в защите обладателя от различных заболеваний. Респираторы очищают воздух, который вдыхает человек, от небольших частиц, размеры которых характерны для вирусов, включая коронавирус 2019-nCoV. Как пояснил медик, на всех респираторах есть специальная маркировка, состоящая из набора латинских букв и цифры. Самая расхожая маркировка для наших широт - FFP. Согласно этому стандарту медицинские респираторы делятся на три класса: FFP1 защищает от 80% частиц, FFP2 - от 94% и FFP3 - от 99%.
Кроме того, в продаже можно встретить и американские медицинские респираторы, их девять категорий: N95, N99, N100, P95, P99, P100, R95, R99 и R100. Маркировка 95 означает, что респиратор защищает от 95%, 99 - от 99%, а 100 - от 99,97% частиц. Буква N говорит о том, что респиратор неустойчив к воздействию масла, R - выдерживает контакт с масляным аэрозолем, а Р - устойчив к маслу.
Увеличить доход работников, находящихся на карантине, - с таким предложением к Министерству труда и соцзащиты обратился в начале марта депутат Госдумы, председатель ФПСО Андрей Ветлужских. С точки зрения профсоюзов, в связи с распространением инфекции сотрудникам, вынужденно отстраненным от работы, необходимо компенсировать хотя бы 2/3 утраченного заработка (по нормам простоя).
При этом, по словам депутата, стоит обратить внимание и еще на одну проблему. Если оплата карантина еще прописана, то что делать тем, кому рекомендовано придерживаться режима самоизоляции и его аналогов, - не ясно. При невозможности дистанционной работы варианты применяются разные - от отпуска за свой счет (при отсутствии средств у работодателя) до оплаты простоя.
- Коронавирус - только повод обратить внимание на существующую несправедливость. Самая массовая категория граждан, которые часто уходят на карантин, - это молодые матери, у которых не хватает стажа для получения нормальных выплат по больничным. С нашей точки зрения, было бы честно, если бы в этой ситуации оплата производилась как за простой, а не как за больничный, - сказал Ветлужских.
Несмотря на то, что официального ответа главе ФПСО пока не поступило, для прессы в Минтруде ответили в том смысле, что в России из-за карантина, вызванного коронавирусом, отстраняют от работы в единичных случаях. А значит, придумывать дополнительную схему оплаты больничного листа по этому поводу нет необходимости.
Однако ситуация в связи с эпидемией меняется ежедневно. Об увеличенном больничном для определенных случаев уже высказались премьер-министр России Михаил Мишустин и вице-премьер Татьяна Голикова.
В создавшихся условиях перед работодателями встают довольно трудные проблемы. Как обеспечить эффективность и безопасность труда работников, сохранив справедливую оплату? Чтобы помочь социальным партнерам разобраться в ситуации, профсоюзы разрабатывают инструкции, как правильно обезопасить людей и при этом не нарваться на штрафы или санкции за неправильное оформление бумаг. В распоряжении “Солидарности” оказались основные рекомендации, разработанные Федерацией профсоюзов Свердловской области.
Рекомендации по организации взаимодействия работодателя и профсоюза по профилактике коронавирусной инфекции среди работников
1. Подготовка работодателем совместно с профкомом Плана мероприятий (алгоритма действий) в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.
2. Выполнение работодателем Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди работников (письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27).
3. Соблюдение требований ТК РФ при вынужденном изменении режима труда и отдыха работников.
3.1. Перевод работников на дистанционную работу (“с домашней точки”) при наличии технической и фактической возможности ее выполнения (ст. 312.1 ТК РФ).
Изменение условий трудового договора в этом случае производить с соблюдением ст. 72 ТК РФ - по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме к трудовому договору. В дополнительном соглашении закрепить сроки и условия дистанционной работы:
- обязанность работодателя обеспечить техническую базу (ноутбук, доступ к корпоративной сети, интернету и т.д.);
- режим труда и отдыха;
- обеспечение контроля работодателем за выполняемой работой и режимом труда и отдыха;
- порядок и сроки направления работником отчетов о выполненной работе и других, с учетом особенностей, установленных ст.312.2 - 312.5 ТК РФ.
3.2. Временный перевод работника на другую работу:
- по соглашению сторон (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);
- без согласия работника на срок до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу для предотвращения эпидемии, пожара, наводнения, голода и др. (ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ), а также в случаях простоя либо необходимости замещения временно отсутствующего работника, если они вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Оплата труда в этих случаях производится по выполненной работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).
3.3. Удовлетворение заявлений работников о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы для добровольной самоизоляции (ст. 128 ТК РФ).
3.4. Перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска с соблюдением ст. 124 ТК РФ. Локальным нормативным актом могут быть предусмотрены иные случаи перенесения отпуска помимо перечисленных в ст. 124 ТК РФ.
3.5. Отзыв из ежегодного оплачиваемого отпуска (например, при необходимости замены заболевшего работника) только с согласия работника. Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.6. Простой - время приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
Новости о ежедневном росте числа инфицированных коронавирусом не радуют. Если бросить взгляд в историю, станет ясно, что и люди более ранних эпох сталкивались со вспышками эпидемий и стремительного распространения заразных болезней.
Вы в недавнее время не посещали регионы повышенного риска, такие как китайская провинция Хубэй, Венеция или Ломбардия? Не важно! По телевизору показывают людей в масках в общественных местах, перекрытые улицы, закрытые здания и офисы, изолированные боксы для зараженных и круизные лайнеры на карантине. Мир явно охватил страх, что из поначалу локальной эпидемии может развиться неконтролируемая пандемия.
Закрытие города и обязательное извещение
Разновидность чумы, эпидемия которой началась в Монголии в 1325 году, в 1347 году через китайский Шелковый путь проникла из Восточной Азии в регион Черного моря — на Крымский полуостров, в лагерь татар, которые осаждали генуэзскую Кафу (сегодня — Феодосия). Трупы скончавшихся от чумы татары катапультировали в осажденный город, и таким образом быстро распространяющаяся зараза с моряками попала на генуэзские торговые суда, а с ними — в Константинополь, Мессину на Сицилии, Венецию и Пизу, а также во французский портовый город Марсель. Чума неустанно продвигалась дальше — в Неаполь, Флоренцию и Рим, она была завезена в ряд областей Франции и остальной Европы.
Чтобы совладать со вспышкой эпидемии чумы, закрывались городские ворота, а жители с признаками болезни должны были являться в магистрат. Больных либо изолировали в их собственных домах, либо помещали в чумные госпитали.
Уксус как средство для дезинфекции и отпугивания насекомых
Узнать, как мыслили снова и снова сталкивавшихся с эпидемиями чумы медики Средневековья, можно из труда Consilium de Peste, написанного в первой половине XV века итальянским врачом Саладином Ферро фон Асколи (Saladin Ferro von Ascoli). Розмари Дилг-Франк (Rosemarie Dilg-Frank) перевела его в рамках диссертации по истории фармацевтики.
Кроме этого, необходимо было протирать уксусом лицо и нос, еду тоже рекомендовалось готовить с уксусом, а напитки — с кислыми соками лимона или граната.
В многочисленных врачебных книгах раннего Нового времени Acetum prophylacticum, Acetum Antisepticum или Acetum aromaticum фигурируют как средство для профилактики чумы и других заразных болезней. Смешанный с эфирными маслами уксус использовался для предотвращения заражения. С одной стороны, ароматические уксусные растворы рассматривались как репелленты, а с другой, из-за уксусной кислоты, — как предшественник дезинфицирующих средств.
Изоляция и карантин
В Венеции в 1486 году был основан первый государственный орган здравоохранения — Магистрат для здоровья (Magistrato alla Sanità), который во время вспышки чумы имел право вводить жесткие меры. Здесь принимались правила организации лазаретов, ограничения торговли, размещения иноземцев, общения с бродягами, издавались предписания для врачей и аптекарей.
Показательный пример работы этого венецианского органа дает медик и гигиенист Эрнст Роденвальдт (Ernst Rodenwaldt, 1878-1965) в своей работе об истории искоренения чумы в Венеции в XVI веке. Ключевым моментом в защите от чумы была изоляция больных в лазарете, а также обеззараживание в течение 40 дней товаров, к которым, как считалось, могли пристать возбудители заболевания. Прибывающие иноземцы, а также животные с длинной шерстью должны были помещаться на 40-дневный карантин, прежде чем им разрешалось въезжать в Венецию.
Рулоны тканей, ковры, одежда, шкуры, шерсть, кожа, перья и перины должны были проветриваться на протяжении нескольких недель, причем каждый день их переворачивали. Товары на продажу вынимали и тюков и мешков и проветривали, животных с короткой шерстью окунали в воду на отмели у берега, птицу опрыскивали уксусом.
Особенно строгие меры касались обращения с личными вещами скончавшихся от чумы, если они не уничтожались, как матрасы, покрывала или одежда. В домах жертв чумы жгли сильно пахнущие смеси из мирры, смолы и серы, прежде чем помещение снова отдавалось под жилье.
Во время вспышек других инфекционных заболеваний, например, холеры, в более поздние века принимались схожие меры.
Обязательные извещение и регистрация, обязательные изоляция и карантин, обеззараживающие мероприятия, а также ношение масок и защитной одежды — и сегодня это неотъемлемые меры защиты от инфекционных заболеваний, против которых не существует ни профилактической вакцины, ни действенного лекарства.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Уходим, уходим, уходим
Утром в рабочей почте Леонид обнаружил письмо от руководства:
«Коллеги, руководство настоятельно рекомендует всем перейти на удаленный режим. Поэтому с понедельника начинаем работать из дома.
Если вы не можете обеспечить мне доступ к данным — это не моя проблема, а ваша
Самого Леонида новость о переходе на удаленку гораздо больше обеспокоила, чем обрадовала. Его проект должен запуститься уже через два месяца, сроки летят, команда еще не до конца сбалансирована. И в таких условиях изменение формата точно не поспособствует успешному завершению. Но и оставить всех в офисе волевым решением Леонид не может, это будет противоречить политике компании. Надо подчиняться.
Леонид прекрасно понимал, что ему нужно будет очень быстро найти ответы на вопросы, связанные с переходом на удаленку, в частности:
— Все ли сотрудники работают на ноутбуках, которые можно унести домой? Что делать тем, кто работает на стационарных компьютерах?
— Как организовать удаленное и защищенное подключение к офисной компьютерной сети?
— Как получить доступ к данным, которые не выходят за пределы офиса из соображений информационной безопасности?
Преступление и изоляция
Леонид попытался связаться с ведущим программистом, но выяснилось, что тот уехал в деревню — и местный интернет никаких видеоконференций не тянет.
— А ты зачем так далеко уехал? — спросил программиста Леонид.
— Ну, в целях самоизоляции, — ответил программист. — У меня вся семья там, подальше от города.
— Сделай себе там хотя бы интернет нормальный.
— Попробую, но это займет дня три.
В тот же день проявилась еще одна проблема, которой никто не ждал: программисты один за другим начали писать Леониду, что не видят данных, необходимых им для работы. Почему это происходило, никто не мог понять. Сначала думали, что что-то с интернетом, потом — что-то с доступами. У тех, кто остался работать в офисе, все было в порядке.
— Сколько это может стоить? — не сдавался Леонид.
— Пять, — ответили ему
Безопасники дали ясно понять, что утечка данных грозит виновнику уголовной ответственностью.
— Но у меня проект горит. И вы тоже видели распоряжение руководства — не снижать показателей. А у меня они снижаются, потому что из дома сотрудники не могут получить доступ к данным. Дайте доступ — и мы все наладим.
— Распоряжение распоряжением, а у нас ответственность. Вплоть до уголовной. Так что нарушать периметр безопасности мы не станем ни при каких обстоятельствах.
— А если я предложу вам способ обойти наши внутренние правила безопасности? — предпринял последнюю попытку Леонид.
— Это пятнадцать, — ответили безопасники, и разговор закончился.
Вернуть всех
Проблему надо было решать, и Леонид отправился к руководству.
— Я понимаю безопасников, — сказал он, — у них своя зона ответственности, и они действуют совершенно правильно. Но у меня из-за этих данных практически встал проект. А сроки горят. И проект важный. Надо что-то придумать.
— Тогда тащи своих в офис, раз такое дело, — ответило руководство.
— Ну нет, — ответил один из программистов, — я не поеду. У меня родители пожилые, а до офиса два автобуса и метро. Я не готов рисковать их жизнью ради какого-то там проекта.
Кто-то сразу согласился. Кто-то вспомнил настоятельную рекомендацию руководства оставаться дома.
— Есть приказ по компании, я могу работать удаленно. А если вы не можете обеспечить мне доступ к данным — это не моя проблема, а ваша.
Кто-то потребовал компенсировать расходы на такси. Леонид написал в HR-отдел, попросил дополнительный бюджет. Ему ответили, что денег нет.
В итоге из 25 сотрудников почти половина согласилась вернуться в офис, еще пятеро могли полноценно работать из дома.
Леонид снова пошел к руководству:
— Я вернул в офис всех, кого смог. Но это только половина моих людей. Многие просто боятся выходить из дома, за родственников беспокоятся. Давайте все-таки попробуем что-то сделать с безопасностью. Сегодня у нас так, а завтра будет хуже, и нам правда придется разогнать всех по домам — масштабы проблемы могут расти неконтролируемо. А доступ к этим данным в удаленном режиме может понадобиться не только мне, но и вам, и самим безопасникам. Нам всем придется работать в новой действительности.
Из своего кармана
Еще одной неожиданной проблемой, связанной с работой из дома, стал дефицит виртуальных переговорок — серверных мощностей, обеспечивающих качество видеоконференций. Когда конференции проводились один-два раза в день, серверов хватало, а вот теперь, когда видеосвязь стала единственным способом коммуникации, застолбить место стало возможно только на послезавтра. А программистам Леонида надо общаться прямо сейчас, они вместе пишут один код. В офисе они могли прийти друг к другу в кабинет, поговорить в курилке, уединиться, на крайний случай, в кафе напротив на пару часов.
В условиях самоизоляции самые ответственные сотрудники стали ездить друг к другу в гости. Но глобально это проблему тоже не решало.
Леонид продолжил шествие по техническим специалистам и на этот раз обратился к службам, обслуживающим сервера:
Глобальная инфекция коронавируса как повод для обращения к классикам
Увы, нет ничего нового в этом самом старом из миров.
Между прочим, из пятидесяти веков летописи человечества, в которых жили и умирали многие сотни поколений наших предков, в современном мире лишь третье поколение людей живет без массовых эпидемий и пандемий смертельных болезней.
Во всей предыдущей истории губительные инфекции присутствовали всегда, периодически выливаясь в масштабные эпидемии с миллионами жертв.
Из донесенных историками свидетельств наиболее известна так называемая "Юстинианова чума" VI века нашей эры, которая охватила весь цивилизованный мир того времени. Тогда погибло около 10 млн человек. Цифра невероятная, поскольку все население мира в то время не превышало 500 млн человек.
Эта болезнь не обошла и Россию. К тому же в годы Гражданской войны в Поволжье и на Урале бушевали тиф и холера. Эти эпидемии, вместе взятые, унесли жизни десятков тысяч наших земляков, жителей Башкирии .
Таким образом, он наслал проклятие на враждующие семьи Монтекки и Капулетти.
Гениальность Пушкина здесь проявляется в каждой строчке. Приведем полностью монолог Вальсингама, ярко передающий чувства людей в погибающем от чумы селении.
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой.
Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, – хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, –
Быть может. полное Чумы!
Перейдем теперь от истории и ссылок на классиков к сегодняшнему дню.
Человек XXI века живет в сверхинформационном обществе. Любая новость, касающаяся здоровья, а тем более – смерти, публикуется и озвучивается в первую очередь, а если речь идет о сотнях жертв эпидемии и пандемии, то здесь активность СМИ повышается в разы. Прибавьте к этому социальные сети и многочисленные мессенджеры .
Этот перманентный алармизм не может не сказываться на душевном здоровье и на здоровье в целом. Но это еще полбеды.
Приведем еще одну цитату из пушкинского творения:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта…
Самоизоляция не может не давить на психику, и непонятно, как долго это будет продолжаться .
По своей сущности человек в обстоятельствах форс-мажора не меняется, живи он в VI, XIV или XXI веке. Тревога и беспокойство также свойственны сегодня людям, как и ранее, хотя они и живут в цифровую эпоху, в эру высоких технологий, коммунальных удобств и эффективной медицины.
Камю как философ дает в этом романе нравственный посыл – в кризисное время люди от атомизации и индивидуализма идут к сообществу, к солидарности и к соучастию.
Сегодня как никогда востребованы взаимоподдержка, милосердие, ответственность, готовность помочь старым и немощным.
Как считает Камю, люди каждый сам по себе способны победить конкретное зло, но они не могут в отрыве от других людей уничтожить зло (чуму) как глобальный вызов. Здесь нужно действовать сообща. Когда эта эпидемия сойдет на нет, пожалуй, это и будет один из главных нравственных уроков эпидемии коронавируса: людям доброй воли надо быть вместе не только против новоявленного смертельного вируса, но и против многих других вызовов, которые, возможно, еще предстоят. История повторяется, как и было сказано….
— Это моя любимая тема. Я вообще считаю, что Средние века, как мы их представляем, и не заканчивались, просто вместо рыцарей и вместо мечей мы убиваем друг друга автоматами Калашникова, ну и ядерное оружие немножко поменяло мир, и интернет у нас есть. А так, те властные практики, которые имели место, они, в общем, никуда не делись.
Когда после выборов 2012 года Путин выходил на Манежную площадь, и люди радовались тому, что к ним вышел Путин, мы все наблюдали, по сути, византийскую и вообще европейскую средневековую аккламацию,
суть которой в том, что новый утвержденный правитель выходит к народу, и люди кричат его имя. Очень средневековая штука.
Полицейское государство — это не средневековое изобретение, оно появилось только в раннее Новое время. Когда у нас есть постоянная полиция, которая следит за людьми и выполняет в довесок санитарно-эпидемиологические функции. И это те самые практики, которые в случае необходимости воскрешаются.
Мы можем делать вид, что мы все такие толерантные в моменты, когда все хорошо, но когда все плохо, такая вот архаичность — убей мамонта, убеги от саблезубого тигра, прикрывшись другими, — все равно так или иначе выпрыгивает.
— В конце февраля появился специальный термин — инфодемия — обозначающий ситуацию, когда слухи и теории заговора распространяются быстрее, чем собственно вирус. Как складывалось с информированием людей в Средние века?
— В целом люди были неплохо информированы, власти разрабатывали разные меры противодействия эпидемии. В России в XVII веке писали, что нужно объезжать Москву стороной, потому что в Москве действует зараза, если, например, направляешься под Смоленск в действующую армию (это во время рижского похода Алексея Михайловича, когда случилась довольно страшная вспышка, самого царя спасло, видимо, то, что он участвовал в этой геополитической авантюре, вся армия была с ним, и там приходилось идти на довольно тяжелые меры). Ну и фейк-ньюс, естественно, был и тогда.
Еще важными для людей были призывы всяческих проповедников, которым приходили религиозные озарения.
Убийство архиепископа Амвросия во время чумного бунта в Москве 1771 г., гравюра Шарля Мишеля Жоффруа
— У мусульман и католиков тоже есть такие эксцессы, просто там карантин более жесткий и нельзя выстроиться в очередь к мощам. Но истинно верующие, наверное, хотели бы так сделать и наверняка считают, что это лучшая мера против коронавируса, нежели все карантины и будущие вакцины.
А вот на Руси карантинные меры принимает как раз церковь. Патриарх Никон берет царскую семью и отвозит их в Калязин, в монастырь с высокими крепостными стенами, попутно выставляя кордоны, чтобы до царской семьи не добрался никто из зараженных.
Читайте также
— Кстати, о правителях. Когда Путин приехал в госпиталь в Коммунарке, первое, что мне пришло в голову из исторических аналогий, — это Наполеон, во время египетского похода посещавший больных чумой в Яффе. В Средневековье были такие случаи, когда государь идет и своей рукой спасает больных от чумы?
И я как историк плакал бы от счастья, если бы Путин лечил коронавирус одним прикосновением руки.
— Были ли какие-то совсем странные способы борьбы с чумой?
— Вот эти пляшущие скелеты, стреляющие из ружей, — это все началось из-за чумы, когда смерть одновременно и нигде, и повсюду?
Пляска смерти, Михаэль Вольгемут (1493)
— Люди начинают действительно бояться того, что они умрут, а не ожидать этого как спасения от жестокого мира?
— Фактически да. То есть они все равно верят и надеются на спасение, потому что без надежды на спасение совсем как-то грустно и неправильно. Христианство проповедует, что после смерти нас ожидает какой-то лучший мир, но потом мы видим чуму и понимаем: мы должны страдать и в этой жизни, и можем пострадать в следующей жизни. То есть в XIV–XV веках люди начинают видеть жизнь совсем безрадостной.
— Сейчас в связи с коронавирусом вымирают целые сектора экономики. Интересно, как это происходило в эпидемиях Средневековья, когда все ремесленные производства вымирали в связи с повальными заболеваниями. И как быстро города восстанавливались от эпидемий?
— Считается, что мануфактуры начинают развиваться как раз благодаря чуме, поскольку машины появляются, потому что людей становится меньше.
Некоторые ученые считают, что, поскольку население уменьшилось, а капитал при этом сохранился, то начинают больше цениться работники, труд становится более механизированным. Во время эпидемий современники также жаловались, что все закрыто, еды купить негде, товары стоят бешеных денег, а часто еду вообще не продают, как было в XVII веке на Руси.
— Чем занимались люди, сидя на карантине?
Например, на заставах во времена Ивана Грозного ловили людей и бросали в огонь все их имущество, с которым они пытались бежать, и вроде как даже самих этих людей хватали и бросали в огонь.
Читайте также
— Образ чумного доктора широко тиражируется в искусстве. А с какого момента образ человека в маске с клювом стал популярным?
— Образ маски с клювом появился только в XVII веке. То есть это не средневековый образ. В XIV веке никто не знал, что нужно делать с бубонной чумой, и не было хороших средств, позволявших ее излечивать, не было вакцины. Единственное, что могли придумать, — это карантин. Медицина, насколько я представляю, начнет развиваться сильно позже, и тогда появятся идеи, что с этим можно сделать, помимо сиропа из толченых лягушек.
— Вы говорили как-то, что источник — это роман, написанный со сносками. Тогда вопрос: можем ли мы чему-то научиться из исторических трактатов, и если да, то что мы можем усвоить из текстов про эпидемии в нашей ситуации?
Но при этом все описания эпидемий поучительны, потому что понимаешь, какой ужас люди пережили до нас, и что вот этот опыт, он, с одной стороны, не должен повториться, с другой — мы понимаем, что нужно предпринимать какие-то меры, чтобы он не повторился, — тот же карантин.
Потому что не хочется, чтобы описание Юстинианом чумы в Константинополе было реальностью для Москвы 2020 года.
Читайте также
— Что бы вы посоветовали почитать про эпидемии чумы в Средневековье?
Касательно эпидемий в России у нас не очень много источников, это в основном летописи, из-за чего мы плохо представляем, как распространялась чума. Есть моя любимая история про московского князя Симеона Гордого, умершего в XV веке, и считается, что как раз от чумы — вроде бы именно в этот период на Русь пришла очередная вспышка. Есть такая красивая легенда о том, как дети Симеона умерли от чумы, а сам Симеон здоров, и он идет с ними проститься, что не самый разумный ход в этих условиях. Но он идет к ним, прощается, заболевает и умирает.
Почему это важно
Читайте также: