Святые отцы о чуме и эпидемиях
Об эпидемиях, происходивших в России, а также связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.
В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.
Допетровская Русь
Чума в Москве 1770-1772 гг.
Чума в Тифлисе 1811 г.
В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.
Чума в Одессе 1812 г.
В следующим году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье – француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви.
Холера 1830-1833 гг.
О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг. и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому, в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.
Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам.
В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий. Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных.
Чума в Одессе 1837 г.
Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:
- Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
- Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
- Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
- Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
- На время отменялся колокольный звон.
Чума в Ахалцихе 1838 г.
Как было показано выше Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.
Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.
Протоиерей Иаков Баглиен
Существует большая озабоченность в связи с распространением эпидемии коронавируса (COVID-19). Эта угроза вызывает вопросы о том, какие практические меры мы должны принять в нашей церковной жизни. Многие заметили, что мы в прошлое воскресенье использовали одноразовые стаканы для запивки после Причастия. Это будет стандартным для всей нашей Западно-Американской епархии на время вспышки.
Часть проблемы – недостаток информации об этом новом вирусе. Наукой он пока еще не до конца исследован, и это создает большую неопределенность. Однако есть некоторые вещи, которые мы можем сказать однозначно:
Коронавирус:
1) Является респираторным вирусом. Легкие или умеренные случаи напоминают симптомы простуды и гриппа, хотя обычно с более сухим кашлем: кашель, боль в горле, высокая температура и одышка. В тяжелых случаях поражаются легкие, что может привести к смерти. В этом он напоминает грипп, который убивает от 15 000 до 30 000 американцев в типичном сезоне гриппа.
3) Это значительно серьезнее, чем обычный сезонный грипп. Южная Корея, которая, после Китая, лидирует в мире по масштабному тестированию населения, сообщает, что уровень смертности составляет 0,68%, что в несколько раз выше, чем гриппа. Другие оценки смертности намного выше, но они обычно основаны только на проверенных случаях. (Это важно; в этой стране только небольшое число людей прошли тестирование, в то время как Южная Корея тестирует более 10000 человек в день.)
4) В большинстве случаев болезнь будет легкой или средней тяжести. Тяжелые случаи могут затронуть любую возрастную группу, но они сконцентрированы на пожилых людях, особенно тех, у которых есть серьезные проблемы со здоровьем (диабет, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, астма и т. д.). В Италии, где сейчас самая тяжелая вспышка в Европе, 89% смертельных случаев были среди людей старше 70 лет, большинство из которых с различными заболеваниями, общими для этой возрастной группы. Тем не менее, молодые люди не должны считать себя в безопасности, так как молодые, здоровые люди также умирают от вируса; более того, вы не должны становиться переносчиком болезни, которая распространяется среди пожилых членов семьи и прихожан.
Как мы можем снизить риск заражения коронавирусом?
- Часто мойте руки с мылом и водой в течение минимум 20 секунд. Если мыло и вода недоступны, используйте дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе, которое содержит не менее 60% спирта.
- Избегайте тесного контакта с больными людьми.
- Старайтесь не касаться глаз, носа и рта немытыми руками.
- Очистите и продезинфицируйте поверхности, к которым часто прикасаются.
- Позаботьтесь о своем здоровье в целом. Постоянное информирование о прививках, включая прививку от гриппа, правильное питание и физические упражнения, помогают вашему организму оставаться в форме и легче перенести заболевание.
Все это полезно, и позвольте мне сосредоточиться на некоторых ключевых практиках и более подробно остановиться на них:
2) Не забывайте регулярно продезинфицировать свой мобильный телефон! Нет смысла тщательно мыть руки, а затем взять сотовый телефон, которым вы пользовались до того, как вымыли руки. Для протирки поверхности телефона хорошо подходит дезинфицирующее средство для рук или дезинфицирующая салфетка.
3) Избегайте ненужного контакта с толпой, на спортивных и культурных мероприятиях, танцах, барах и клубах. Избегайте поездок на общественном транспорте — самолеты, автобусы и т. д., кроме абсолютно необходимых. Если ваш ребенок занимается спортом, связанным с близким личным контактом, подумайте о том, чтобы отдохнуть от него в течение следующих нескольких месяцев.
Растущий список университетов, перешедших на онлайн-обучение для магистрантов, до конца зимнего семестра и на весь весенний семестр: Гарвард, Стэнфорд, Вашингтон, Вандербильт, Калифорнийский университет в Беркли, Сиракузы, Рутгерс, Индиана, Амхерст, Колумбия, Штат Огайо, штат Сан-Хосе — список длинный и быстро растущий. Штат Орегон и штат Орегон еще не предприняли этот шаг, но у них еще не было подтвержденного случая COVID-19 в их общинах.
Теперь о том, что это значит для нас и нашей церковной жизни?
Мы хотим, чтобы церковная жизнь продолжалась как можно более нормально и с минимальным риском для наших прихожан. После долгих размышлений и молитв ниже приведены мои пожелания в этой связи:
2) Те, кто убирают церковь, комнаты отдыха и прихожую — позаботятся о том, чтобы почистить все дверные ручки, поверхности стола и т. д. Для этого не обязательно использовать дезинфицирующее средство на спиртовой основе — обычные средства для чистки поверхностей вполне достаточны.
Частые вопросы:
1) Должен ли я почитать иконы, получать благословение священника и т. д.?
2) Как насчет Святого Причащения?
Почему? Наша православная практика причастия предполагает, что священник погружает лжицу в Св. Кровь между каждым причастием верующих. Что может быть более очищающим, чем это? (Я мог бы также упомянуть, что физическим элементом, преобразованным в Кровь Христа, является крепкое вино, содержащее высокий процент этанола и дубильных веществ, но это не столь важно).
Если Вы все еще сомневаетесь, подумайте, что происходит с Чашей, после Литургии. Священник (или дьякон, если он служит) потребляет содержимое Чаши в Алтаре. В большой церкви или соборе сотни людей могли общаться из этой чаши — многие с не диагностированными болезнями, включая не только респираторные заболевания, но и кишечные инфекции и т. Д. Неверующий человек ожидал бы, что священники и дьяконы, которые потребляют Св. Дары будут постоянно больны, тогда как в действительности священники и дьяконы испытывают меньше инфекционных заболеваний, чем население в среднем, потому что они, благодаря своей службе каждую неделю, получают Источник жизни и исцеления. (Те, которые посещали мой класс для взрослых, могут вспомнить мое личное свидетельство об исцелении опасной для жизни инфекции брюшной полости — к озадаченному раздражению хирурга — после приема мною запасных Даров.)
Так что будьте спокойны в этом отношении.
Чада Церкви пережили много периодов эпидемии в ее долгой истории и нашли успокоение и утешение в ее благодати. Давайте будем ревностными в молитве, будем делать то, что разумно, а в остальном будем полагаться на Бога.
PS: Приношу мою благодарность интерну Пантелеимону (доктору Брайану) Кертису, который прочитал вышеуказанную информацию и с ней согласен.
Епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр
Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.
Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.
Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.
Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.
Житийная икона праведного Федора Ушакова Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!
Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.
И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.
Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.
А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.
У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.
Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.
Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.
От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья.
Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!
Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.
Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0
Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.
Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.
Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.
По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.
По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.
Исцеление сына царедворца, Паоло Веронезе
Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.
Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.
Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.
Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.
А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.
На прошлой неделе многие обсуждали новомодное средство защиты от микроорганизмов — блокатор вирусов. С ним перед камерами появился не абы кто, а сам Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина. Довольно быстро выяснилось, что эффективность у средства весьма сомнительная. Причём не только против CoViD-19. Использование блокатора — самая безобидная из оплошностей в истории борьбы человечества с пандемиями. Самые страшные остались в прошлом. Рассказываем, как люди тушили огонь бензином во время чумы, испанки и Эболы.
Чума терзала человечество не раз и не два. Но именно благодаря эпидемии XIV века инфекция, поражающая лимфатические узлы, раз и навсегда стала синонимом любой смертельной заразы. В XIV веке чума выкосила более 25 миллионов человек — треть Европы. Что любопытно, отсутствие медицины лишь одна из причин, по которой мор достиг апогея.
Святые отцы против кошек
То, что разносчиками чёрной смерти являются крысы, европейцы смекнули не сразу. Первым делом люди обвинили кошек. Почему? Потому что в святых писаниях говорится, что они слуги Сатаны. Вскоре после объявления этой новости с улиц городов исчезли все Мурки и Барсики — их переловили и убили. И очень зря. Ведь хищники с беззвучным шагом ниндзя были главными естественными врагами грызунов.
Без кошек Европа быстро начала тонуть в крысах, которые, вопреки популярному мнению, были не главными поставщиками чумы. Главными были блохи. Заражённые чумной палочкой насекомые испытывали неутолимый голод (бактерия блокировала пищеварительный тракт), который пытались заглушить бесконечными сменами носителей. В агонии блохи ничуть не стеснялись пробовать и людей. Именно из-за этих едва заметных кровопийц в своё время чуть не вымерла Европа.
Впрочем, теория священнослужителей ещё ничего. Один из врачей того времени запрещал смотреть на умирающих от чумы. Он свято верил сам и учил остальных тому, что зараза вырывается из глаз больного во время его смерти и непременно передаётся всем, кто в это время смотрит на умирающего.
О воздушно-капельном распространении люди догадывались несколько раньше, чем придумали микроскоп и узнали о бактериях. Уже в XIV веке учёные подозревали, что некоторая зараза может распространяться по воздуху. В связи с этим они рекомендовали горожанам почаще убираться и не копить помои в хатах. Считалось, что так медленнее распространяется не только чума, но и тиф, холера и малярия.
Однако наравне со сторонниками чистого воздуха имели влияние на людей и их оппоненты, которые, к слову, больше приветствовались церковью, чем чистюли. Ведь католикам, скажем так, было престижно не мыться по полгода, поскольку нечего баловать тело. Бог не велел. Так вот, апологеты грязного воздуха настаивали на том, что чумной воздух нужно подавлять воздухом более "тяжёлым". Для этого некоторые врачи рекомендовали тащить в дома старых вонючих козлов, подольше находиться в отхожих местах и поглубже вдыхать тамошний воздух. Рекомендации такие основывались в том числе и на ложных наблюдениях, согласно которым уборщики туалетов реже болели чумой. В отдельные поселения, чтобы побороть чумной воздух, надолго загоняли и оставляли скот.
Рецепты вместо анекдотов
Лечить чуму пытались, мягко говоря, странными методами. Жар сбивали кровопусканием. Дескать, горячая кровь выйдет и состояние улучшится. Другие пытались остановить распространение болезни по телу ампутацией заражённых конечностей. Фармацевты рекомендовали прикладывать к бубонам — воспалившимся лимфоузлам — сушёную кожу лягушки. В другом сценарии нарывы массировали живыми цыплятами или вскрывали скальпелем. А что внутрь принимали… Пили уксус, ели мышьяк, ртуть и измельчённые минералы. Совсем отчаявшиеся не боялись употреблять патоку десятилетней выдержки.
Если чума выкосила треть Европы, то испанским гриппом (или просто испанкой) в начале XX века переболело треть населения планеты — около 500 миллионов человек. Погибло от заразы, по разным подсчётам, до 100 миллионов человек. Испанка — абсолютный лидер в списке смертельных болезней, поражавших когда-либо человечество. Как и в случае с чумой, молниеносному распространению гриппа способствовала не только отсталая медицина, но и опрометчивые решения властей.
Зависимость от рабства и жажда крови
В начале XX века в Северной Америке отменили рабство. И страна тут же столкнулась с нехваткой дешёвой рабочей силы. Штаты, разумеется, кинулись её завозить из других регионов. В том числе и из Восточной Азии, где к тому моменту уже бушевала эпидемия. Китайцы причём предупреждали о проблеме, но кто их тогда слушал? Подобным же образом заразилась Британская империя.
Солдаты, которые в тот период перемещались чуть ли не по всей Европе, тоже нехило помогли испанке в распространении. Стоит сказать спасибо и антисанитарии, царившей в полевых условиях. Военные не мылись и не меняли одежду так упорно, словно были уверены, что за гигиену их непременно будет ждать ад. В довесок на фронте люди всегда располагались плотно друг к другу, а теснота, как мы знаем на примере CoViD-19, — лучший друг пандемии.
Испанка была похожа на всё и сразу
Другая важная причина, по которой Европа в своё время не смогла ничего сделать с испанкой, — коварство симптомов. Как и нынешний CoViD-19, грипп начала XX века не сразу идентифицировали. Симптомы новой болезни постоянно путали с таковыми у старых: тиф, холера, лихорадка денге… От всего этого тогдашние медики начинали лечить больных испанкой в первую очередь. На поздних стадиях, когда у больных начала появляться сыпь в абсолютно неожиданных местах, медики разводили руками и твердили, что они столкнулись с искусственной болезнью, которую немцы синтезировали для победы в войне. Что, разумеется, было абсурдом — Германия болела так же, как и её соседи.
Аспирин — всему голова
Аспирин прописывали в лошадиных дозах: от 8 до 31 грамма в день. Для сравнения: в пачке обычного современного препарата "Аспирин экспресс" — 12 таблеток по 500 мг, то есть всего 6 граммов. Мода на полезную шипучку в народ пришла с фронта после того, как солдатам такие дозы прописал генеральный хирург армии США.
Что любопытно, аспирина в начале XX века было в избытке. По "счастливому" стечению обстоятельств именно незадолго до начала пандемии (в 1899 году) у фармацевтической компании Bayer истёк патент на производство этого лекарства. Как следствие, аспирин кинулись выпускать все кому не лень.
Считается, что передозировка ацетилсалициловой кислоты (некоммерческое название аспирина) тоже внесла лепту в показатель смертности от испанки. Проблема аспирина — в его влиянии на дыхательную систему при частом приёме. При назначавшихся во время эпидемии испанки порциях у 33% больных гриппом начиналась гипервентиляция лёгких, которая только усиливала кровохарканье и износ лёгких. В 3% случаев от 8–30 граммов аспирина в день и вовсе начинался отёк лёгких.
Все вспышки Эболы в Африке, по официальным данным, являются не такими смертоносными, как испанка, чума и даже CoViD-19. Однако об этом вирусе все знают потому, что он начал распространяться в эпоху информационных технологий, когда СМИ отчитывались онлайн чуть ли не о каждом чихе заболевших. Отсюда в истории с Эболой и очень много подробностей и деталей, от которых волосы встают дыбом.
Сглупили люди, но винят летучих мышей
В своём романе "Дракула" Брэм Стокер раз и навсегда демонизировал образ летучей мыши. Спустя несколько веков мы понимаем, что, в сущности, они весьма безобидные создания — кровь у людей не сосут. Однако по иронии судьбы именно эти животные всё же стали одной из главных причин распространения Эболы пять-шесть лет назад и CoViD-19 сегодня. Точнее, причина, конечно, не в мышах. Ночные существа только естественные носители возбудителей болезни. Причина в людях — ведь это они употребляют диких животных в пищу и в Африке, и в КНР. Причём необязательно летучих мышей. Заражаются и от тех, кто съел летуна или же доел за ним фрукт.
Традиции против здравого смысла
Как семь веков назад в Европе, так и сегодня в Африке над здравомыслием довлеют традиции и обычаи. Именно эта особенность в своё время стала главной проблемой, с которой столкнулись врачи, пытавшиеся закупорить Эболу.
Дело в том, что геморрагическая лихорадка передаётся не только с кровью и слизью больных животных, но и с любыми жидкостями заражённых людей (пот, слюна, кровь и т.д.). Отсюда и главная мера предосторожности в период эпидемии — исключить любые физические контакты, что для африканских культур и условий жизни практически немыслимо.
Во-первых, из-за нищеты люди группами спят в одной постели, носят по очереди одну и ту же одежду. Моются по очереди в ванне, не меняя воду. И не знают, что такое мыло. Если человек умер, все его вещи достаются живому. Во-вторых, умерших (неважно от чего) принято омывать всей семьёй. Перед погребением с мертвецом полагается как следует наобниматься и лобызаться. Всё это гарантирует заражение.
Медики и волонтёры, разумеется, пытались объяснить местным, что так делать категорически нельзя, и старались отбирать больных и мёртвых. И что, вы думаете, начали делать местные? Правильно. Прятать больных и устраивать тайные похороны.
Народные рецепты, перед которыми меркнет лимон с имбирё м
После того как в Рунет просочился фейк о пользе лимона и имбиря в борьбе с коронавирусом, оба ингредиента тотчас пропали с полок магазинов. Глупость? Глупость. Но совсем невинная по сравнению с тем, что предлагала народная медицина в Западной Африке во время вспышки Эболы.
Стоило только ВОЗ предположить, что на основе крови переболевших Эболой можно изготовить вакцину, в Африке началась охота на таких людей. Выздоровевших отлавливали и брали у них кровь, чтобы потом выпить или продать на чёрном рынке. Процедура эта была абсолютно бессмысленной, если не опасной вовсе. Ведь после выписки в крови пациентов патогены продолжают жить ещё несколько недель.
Вот ещё. Африканские шаманы вдруг решили, что для профилактики полезно пить солёную воду и с ней же принимать ванну. Что вы думаете? Десятки людей были госпитализированы с отравлением. В Уганде местные целители лечили людей втиранием пасты из травы в раны, которые сами же открывали. Неудивительно, что сторонники этой практики довольно быстро вымерли.
По существу, в африканских поселениях ничего не изменилось и по сей день. Там по-прежнему лечатся у шаманов и колдунов. А врачей часто недолюбливают. Ведь их методы претят дедовым рецептам.
Читайте также: