В конечно нет в нем этого ума что гений для иных а для иных чума
Счастливые часов не наблюдают.
Шёл в комнату, попал в другую. — про Молчалина
Мне всё равно, что за него, что в воду. — про Скалозуба
Что мне молва? Кто хочет, так и судит,
Да батюшка задуматься принудит:
Брюзглив, неугомонен, скор,
Таков всегда…
А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Оценка: 4.3 ( 11 голосов)
- 1. Зачем ума искать и ездить так далеко?
- 2. Цитаты о Софье
- 3. Подумаешь, как счастье своенравно!
- 4. Герой не моего романа - значение
- 5. Софья “Горе от ума” характеристика с цитатами
- 6. Фамусов – цитаты характеризующие
- 7. Цитаты из “Горе от ума”, характеризующие героев
Знаете ответ?
- 1.
Игорь Проскуренко 500 - 2.
yana yana 399 - 3.
Мурад Алекперов 328 - 4.
Дарья Свиридова 328 - 5.
Nd Dust 294 - 6.
Елизавета Звездина 244 - 7.
Gleb Apple 222 - 8.
НИКИТА ЯКОВЛЕВ 220 - 9.
Даниил Яцевич 206 - 10.
Ксения @@ 185
- 1.
Кристина Волосочева 19,120 - 2.
Ekaterina 18,721 - 3.
Юлия Бронникова 18,580 - 4.
Darth Vader 17,856 - 5.
Алина Сайбель 16,787 - 6.
Мария Николаевна 15,775 - 7.
Лариса Самодурова 15,735 - 8.
Liza 15,165 - 9.
TorkMen 14,876 - 10.
Влад Лубенков 13,530
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
У многих читателей при знакомстве с героями произведения А.С.Грибоедова "Горе от ума" возникает вопрос: "Почему Софья, "девушка не глупая", предпочитает дурака умному человеку?"
Образ Софьи выполняет в комедии важную роль, так как основной конфликт и развитие сюжета происходят в результате любовной интриги. Софью любит Чацкий, ради неё он приезжает в Москву, в дом Фамусова. Почему же Софья оказала предпочтение Молчалину?
Героиня произведения очень молода, ей всего семнадцать лет. Вряд ли можно говорить о каких-то устоявшихся убеждениях, сознательном выборе жизненного пути. Воспитывалась Софья, как и многие московские барышни, на дому: её обучали танцам, пению, игре на фортепьяно и французскому языку. Она любит музыку, достаточно, видимо, начитанна, предпочитает французские романы, сентиментальные произведения. Об этом говорит её отец, важный чиновник Фамусов:
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг.
Софье нравился когда-то Чацкий, но она не считает эти чувства серьёзными:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой.
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
Юная Софья высказала очень характерную для фамусовского общества мысль: "Зачем ума искать. ". Эта фраза позволяет понять, что под словом "ум" подразумевалась образованность. И действительно, ведь Чацкий уехал, чтобы продолжить образование, а Софья, как и многие другие, считала это ненужным. Становится понятным, почему главный герой получил "горе от ума", ведь из-за своего стремления "увидеть свет", получить образование, он три года находился вдали от любимой, а затем и совсем потерял её. Да и в отношениях с соотечественниками, поделившись своими просвещёнными взглядами, герой испытал унижения, оскорбления, был отвергнут обществом, что также стало следствием его критического взгляда на современную действительность. А Софья к тому времени уже выбрала другого, того, кто особым умом не отличался:
Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
Можно проследить возникновение у героини чувства к Молчалину по высказываниям самой Софьи:
. милый человек, один из тех, кого мы
Увидим – будто век знакомы.
Действительно, рядом, в их доме, живёт молодой человек, умеющий быть услужливым: вовремя скажет комплимент, смотрит влюблёнными глазами. А у девушки как раз наступила пора грёз, желание любить и быть любимой:
Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,
Из глубины души вздохнёт,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Девушка невольно сравнивает Молчалина с Чацким. В разговоре со служанкой Лизой, а потом и с самим Чацким подчёркивает недостатки одного и достоинства другого:
Счастлив там, где люди посмешнее (о Чацком).
Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело.
Как большинство влюблённых, Чацкий идеализирует любимую. Он считает Софью умной, доброй, справедливой, восхищается её красотой. А когда подозревает наличие соперника, то не может поверить, что Софья, с её сердцем и умом, предпочла Молчалина: невозможно любить ничтожного человека, который ради карьеры или другой какой-либо выгоды готов льстить, унижаться, угождать хотя бы тем, что вовремя погладит чью-то собачку. Но так рассуждает Чацкий, который о нравственности имеет довольно строгие понятия. Однако он не может знать, видит ли Софья то же самое в поведении Молчалина и что думает она по поводу его моральных качеств.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, –
Вот я за что его люблю.
Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему.
Когда он догадывается, что уважения к Молчалину у Софьи, возможно, и нет, то советует девушке приглядеться к человеку более внимательно, но переубедить уже невозможно.
Подумайте, всегда вы сможете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей.
Любила ли Софья Молчалина по-настоящему – сложно сказать, этого не понял и умный Чацкий. Но вот Чацкого она не любила, это точно, иначе не объявила бы его сумасшедшим. А он помнил о ней всегда, скучал в разлуке, мечтал о встрече. Софья удивила его и причинила страдания. Обида и боль заставляют Чацкого покинуть дом Фамусовых, уехать из Москвы без всякой надежды на счастье с любимой.
Неизвестна дальнейшая судьба Софьи, которую отец хотел бы временно выслать из Москвы, но можно предположить, что ей предстоит брак по расчёту и типичная для московской барыни размеренная жизнь. И об участи Молчалина автор не сообщает. Один только Чацкий сам решает, что делать дальше, и уезжает туда, "где оскорблённому есть чувству уголок".
А судьи кто?
Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чацкий
Свежо предание, а верится с трудом.
Чацкий
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Лиза
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Чацкий
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Чацкий
Послушай! Ври, да знай же меру.
Чацкий
Счастливые часов не наблюдают.
Софья
Улыбочка и пара слов,
И кто влюблен — на все готов.
Лиза
Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Молчалин
Ба! знакомые все лица!
Фамусов
Карету мне, карету!
Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Где нас нет.
Софья Чацкий
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Чацкий
Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
Чацкий
Чацкий: Лицом и голосом герой.
Софья: Не моего романа.
Чацкий Софья
Шёл в комнату, попал в другую.
Софья
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Фамусов
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Чацкий
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Чацкий
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Молчалин
Молчалины блаженствуют на свете!
Чацкий
А, впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Чацкий
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Фамусов
Господствует ещё смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Чацкий
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например.
В глазах темно, и замерла душа;
Грех не беда, молва не хороша.
Лиза
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.
Чацкий
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума.
Софья
Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Чацкий
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
Чацкий
Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
Фамусов
Подумаешь, как счастье своенравно!
Софья
О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? Душа или язык?
Чацкий
Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Чацкий
Бывают странны сны, а наяву страннее.
Фамусов
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов
Судьба, проказница — шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.
эпиграф к "Горе от ума", написанный не А.С.Грибоедовым
Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
Софья
Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.
Чацкий
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена.
Чацкий
А чем не муж?
Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Чацкий
Судьба нас будто берегла;
Ни беспокойства, ни сомненья.
А горе ждёт из-за угла.
Софья
Судьба любви — играть ей в жмурки.
Чацкий
Да хоть кого смутят
Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
Софья
Я правду об тебе порасскажу такую,
Что хуже всякой лжи.
Платон Михайлович Горич
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом!
Чацкий
Да, мочи нет. Мильон терзаний
Груди от дружеских тисков
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Чацкий
Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?
Чацкий
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне всё равно, что за него, что в воду.
Софья
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! Как острый нож оне.
Софья
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -
Высокий идеал московских всех мужей.
Чацкий
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Чацкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_nazvaniya_komedii_gore_ot_uma.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума.
Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы. В своем произведении А.С.Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко” и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А.С.Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя.
Комедия А.С.Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким — смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глупцов”), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир.
Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
Вот в чем суть противопоставления: ум — “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, — ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений — “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами — пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль. ” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества — это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:
Спросили бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя.
Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические — все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин — “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества — либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого — лишь плод больного воображения. “Умный человек, — замечал Гельвеции, — часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен — вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.
Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.
Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, — с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.
Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.
Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.
Сегодня 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова.
Мы перечитали бессмертную пьесу "Горе от ума" и решили выяснить, есть ли в этом произведении хоть пара строк, не растащенных на цитаты.
"Дым отчества", "служить бы рад", "карету мне, карету" - мы оставили школьным учебникам и выбрали 33 цитаты, которые не на слуху.
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок. Знаете, кто в бедности рожден.
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
В глазах темно, и замерла душа;
Грех не беда, молва не хороша.
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
Кто служит делу, а не лицам.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут.
А потому, что патриотки.
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
Не знаю для кого, но вас я воскресил!
Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож.
Ах! Боже мой! Неужли я из тех,
Которым цель всей жизни - смех?
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.
Конечно нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ну, постоянный вкус! В мужьях всего дороже!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Как платья, волосы, так и умы коротки.
Ах! Если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит!
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
О! Если б кто в людей проник:
Что хуже в них? Душа или язык?
Молчалины блаженствуют на свете!
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Читайте также: