Динамика слуха при болезни Меньера и аудиометрия при ней
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 05.11.2024
У наблюдавшихся нами больных с болезнью Меньера при исследовании кохлеарной функции обнаружена своеобразная динамика слуховой способности, заключающаяся в том, что в первом периоде заболевания после нескольких приступов головокружения, наряду с появлением субъективных ушных шумов, отмечается тугоухость звукопроводящего характера.
В этом периоде отмечается преимущественное понижение слуха для басовой речи, сравнительно хорошая слуховая способность для восприятия чистых тонов всего слухового спектра при костном проведении звука и умеренное понижение слуховой функции при воздушном звукопроведении. Тугоухость имеет равномерный характер для всех частот зоны слухового восприятия. Увеличение интенсивности звука при речевой аудиометрии позволяет достичь 100% разборчивости речи. Данные дополнительных методов исследования (баланс громкости, дифференциальный порог восприятия силы звука, шумовая аудиометрия по Лангенбеку, тест Бинга и др.) обычно указывают на наличие односторонней звукопроводящей тугоухости.
Во втором периоде заболевания обнаруживается смешанная форма тугоухости, проявляющаяся в виде ухудшения слуховой способности как при костном проведении звука, так и при воздушном. Кроме того, отмечается преимущественное понижение слуха для тонов высоких частот. Смешанный характер тугоухости во втором периоде заболевания также подтверждается при использовании дополнительных методов исследования. Наконец, третий период заболевания обычно сопровождается поражением слуховой функции звуковоспринимающего характера, при котором, наряду с резкой односторонней тугоухостью, отмечается почти одинаковая слуховая способность при воздушном и костном проведении звука. Вместе с тем, как правило, имеет место выраженная дискантовая тугоухость.
При определении кривых нарастания равной громкости отмечается характерная для поражения звуковосприятия картина. Весьма типичным для слуховой функции в третьем периоде является наличие феномена ускоренного нарастания громкости, которое отмечается при определении дифференциального порога восприятия силы звука (Luscher), сдвига порога слуха при маскировке (Watson, Tolan) и др.
Наличие феномена ускоренного нарастания громкости определяется и при применении речевой аудиометрии для исследования слуховой способности, когда при максимальном увеличении интенсивности звука не удается получить 100% разборчивость речи и, кроме того, по мере увеличения интенсивности звука степень разборчивости речи уменьшается.
Динамика слуховой функции у лиц, страдающих болезнью Меньера, в зависимости от стадии заболевания является функциональным отражением сущности его патоморфологического процесса. В первом периоде болезни имеется нарушение органа слуха звукопроводящего характера, что подтверждает существующие данные о наличии гидропса лабиринта, изменяющего условия звукопроведеиия и приводящего к нарушению слуховой функции (скалярная тугоухость).
В последующем в результате механического давления на нервные окончания периферического слухового рецептора и влияния на него измененного химического состава внутрилабиринтных жидкостей наступает раздражение баро- и хеморецепторов ушного лабиринта, обусловливающее поражение нервных элементов внутреннего уха. Неоднократное повторение приступов заболевания с воздействием упомянутых факторов приводит обычно к развитию атрофико-дегенеративных изменений в клетках кортиева органа и спирального узла. Это подтверждается постепенным прогрессированием тугоухости, переходом ее из звукопроводящей в смешанную, а затем в звуковоспринимающую. Кроме того, на прогрессирование патологического процесса и поражение нервных элементов кортиева органа ушного лабиринта указывает появление феномена ускоренного нарастания громкости в третьем периоде болезни Меньера (невральная тугоухость).
В качестве иллюстрации динамики слуховой способности при болезни Меньера приводим данные пороговой тональной аудиограммы больной Л. На рисунке слуховой рельеф данной больной указывает на поражение звукопроводящего характера, в то время как повторное исследование, произведенное через пять лет, обнаружило поражение звуковоспринимающего аппарата.
Большинство отиатров согласно с тем, что ушные шумы и головокружение при болезни Меньера происходят в результате поражения внутреннего уха, однако неясным еще остается вопрос — почему головокружение при этом заболевании в ряде случаев излечивается, а ушные шумы в большинстве случаев остаются постоянными.
Bourguigron при описании невибраторных ушных шумов, происшедших в результате раздражения улитки, отмечает, что эти раздражения могут происходить от циркуляторного расстройства лабиринта. Максимальное проявление подобного раздражения, по мнению автора, отмечается при болезни Меньера, когда поражается ствол внутренней слуховой артерии, развивающийся при этом лабиринтоз может носить спастический или тромботический характер. Приведенные изменения обуславливают возникновение субъективного ушного шума, затем глухоты и головокружения.
Патологические изменения, имеющие место в лабиринте при болезни Меньера, представляют собой вазомоторные изменения в виде водянки лабиринта (Halpike, Cairns, Williams, В. С. Олисов и др.), которая обуславливает повышение давления внутрилабиринтной жидкости. Приведенные данные могут объяснить происхождение ушных шумов при болезни Меньера и дают основание для изыскания рациональной симптоматической сосудистой терапии, так как этиология данного заболевания окончательно не изучена.
-