Диссоциативная реакция бегства

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.12.2024

Психогенная реакция бегства (Диссоциативная фуга)

Реакция бегства определяется как внезапное неожиданное убегание из дома, часто далеко от него, а также неспособность вспомнить свою собственную прежнюю жизнь и осознать самого себя, тем, кем больной был до этого. Субъект может считать себя совершенно другим лицом и заниматься совсем другим делом.

Расстройство встречается редко и, подобно психогенной амнезии, появляется наиболее часто во время войны, после стихийных бедствий или как результат тяжелых переживаний в личной жизни при наличии выраженного конфликта.

Хотя считается, что сильное злоупотребление алкоголем может вызвать у субъекта предрасположенность к развитию данного этиология его, как предполагается, в основном расстройства, связана с психологическими моментами. Существенную роль играет мотивация, направленная на избавление от эмоционально болезненных переживаний. Больные с расстройствами настроения и некоторыми личностными расстройствами (например, расстройство личности, истерические и шизоидные личности) обнаруживают особенную предрасположенность к развитию реакции бегства.

Клиническая картина психогенной реакции бегства характеризуется рядом типичных проявлений. Больной бродяжничает, причем внешне его скитания выглядят как целенаправленные действия; часто он уходит далеко от дома и каждая реакция может длиться по нескольку дней. В это время у него имеет место полная амнезия на прошлую жизнь и связанные с ней ассоциации, однако в отличие от больного психогенной амнезией он не осознает, что что-то забыл. Только в те моменты, когда больной внезапно возвращается к своему прошлому эго, он вспоминает время, предшествующее началу реакции бегства, но затем утрачивает память на весь период самой реакции бегства. На других людей больной с психогенной реакцией бегства не производит впечатления человека, который неправильно себя ведет; нельзя также сказать, что он действует как больной, утративший память из-за определенного травматизирующего фактора. Напротив, больной с психогенной реакцией бегства ведет спокойную, прозаическую, несколько напоминающую отшельническую, жизнь, занимается неквалифицированным трудом, живет скромно и ничем не привлекает к себе внимания.

Критерии психогенной реакции бегства, содержащиеся в DSM: А. Основным расстройством является внезапное, неожиданное бегство из дома или уход с работы, причем больной неспособен вспомнить, кем он был в прошлой жизни. Б. Осознание себя другим лицом (частичное или полное). В. Расстройство не связано с нарушениями личности в виде множественности личности или с органическим психосиндромом (например, с комплексом припадков при эпилепсии лобной доли).

Реакция бегства обычно бывает кратковременной - от часов до дней. Менее часто встречается реакция бегства, которая длится много месяцев и включает путешествия на очень большие расстояния, вплоть до тысяч миль. Обычно выздоровление бывает спонтанным и быстрым. Рецидивы наблюдаются редко. Обычно больному не требуется ничего, кроме заботы и поддержки. Если реакция бегства особенно длительная, можно облегчить восстановление памяти на свою собственную личность с помощью психотерапии; гипноз и амитал-натриевое растормаживание также могут принести пользу.

Диссоциативная реакция

Диссоциативная реакция Состояние, являющееся результатом сосуществования плохо интегрированных или расщепленных сознательных и бессознательных психических процессов, которые являются результатом неосознанных мыслей или поступков. Как "психический механизм", диссоциация может лежать в основе психологического феномена, ассоциирующегося с тяжелыми состояниями, включая истерию, некоторые формы шизофрении, гипнотическое состояние, снохождение, реакция бегства и некоторые эпилептические феномены.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Смотреть что такое "Диссоциативная реакция" в других словарях:

ДИССОЦИАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ БЕГСТВА — См. реакция бегства … Толковый словарь по психологии

диссоциативная рекомбинация — Химическая реакция с участием электрона и молекулярного иона, в результате которой образуются нейтральные атомы или молекулы. [ГОСТ 25645.113 84] Тематики ионосфера земли Обобщающие термины теория ионосферы EN dissociated recombination FR… … Справочник технического переводчика

F43.0 Острая реакция на стресс — Транзиторное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительный физический и психологический стресс и которое обычно проходит в течение часов или дней. Стрессом может быть … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

РАССТРОЙСТВА ДИССОЦИАТИВНЫЕ — мед. Диссоциативные расстройства группа психических расстройств, характеризующихся бессознательным расщеплением психических процессов на отдельные составляющие, что ведёт к нарушению целостности личности. Расстройства не обусловлены соматическими … Справочник по болезням

МКБ-10: Класс V — В Викитеке есть тексты по теме МКБ 10: Класс V Класс V (F) раздел … Википедия

МКБ-10: Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

МКБ-10: Класс V Психические расстройства и расстройства поведения — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

МКБ-10: Код F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

МКБ-10 Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

Список кодов МКБ-9 — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Переходная таблица: от МКБ 9 (глава V, Психические расстройства) к МКБ 10 (раздел V, Психические расстройства) (адаптированный русскоязычный вариант)… … Википедия

Охота к перемене мест

17 января 1887 года американский священник Ансел Бурн, встав пораньше с утра, отправился в банк. Там он снял все свои сбережения и сел в экипаж, идущий в другой город. Это последнее событие, которое Бурн запомнил. Домой он тем вечером не вернулся и следующим вечером тоже. Его близкие подали в газеты объявление о пропаже. Тем временем, в одном из соседних штатов объявился никому не известный А. Дж. Браун. Мужчина арендовал лавку и начал торговать мелкими товарами.

Но спустя пару месяцев новоиспеченный коммерсант проснулся в испуге и позвал соседей по дому. Он сообщил, что его зовут Ансел Бурн, что он понятия не имеет, где он и как он тут очутился, и что буквально вчера он брал деньги в банке, а потом — провал в памяти. Услышав рассказ о собственной лавке, священник пришел в ужас и признался, что ничего не смыслит в торговле. Более того, несмотря на все рассказы свидетелей, сам он свои приключения так и не вспомнил.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность — с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями.

Счастливо вернувшемуся домой Бурну обрадовались не только домочадцы. Уильям Джеймс, американский философ и психолог, заинтересовался его историей. Он провел со священником сеанс гипноза, и в трансе личность мифического А. Дж. Брауна появилась вновь. Воображаемый лавочник ничего не знал про Бурна, зато подробно рассказал о своей жизни в те два месяца и торговле, в которой неплохо разбирался. История, услышанная под гипнозом, помогла психологу подробно описать этот клинический случай в своей книге. Именно он позднее и дал этому феномену название «диссоциативная фуга». Диссоциация в психиатрии — состояние, когда пациент чувствует себя кем угодно, только не собой. Он может смотреть на себя со стороны или же просто ощущать себя кем-то другим. А «фуга» в переводе с латинского означает «бегство».

Следствие травмы

Согласно медицинской статистике, диссоциативная фуга встречается у 0,2% населения, то есть примерно у двух человек из 1 000. В современной психиатрии этим термином называют состояние, когда больной внезапно и целеустремленно уезжает или уходит куда-то, начисто забывая, кто он такой. В этом состоянии у человека, как правило, сохраняются базовые знания вроде географии и таблицы умножения, но он полностью забывает события из собственной жизни, свой адрес и даже имя. Поэтому близким бывает непросто найти пропавших пациентов с фугой.

Нечто подобное, например, произошло с Агатой Кристи. В 1926 году, после смерти матери и измены мужа, Кристи ушла из дома. О ее местонахождении ничего не было известно 11 дней. Книги королевы детективов уже стали популярными, так что история вызвала большой ажиотаж. Английская полиция, ведущая поиски, вначале обнаружила брошенный автомобиль, а спустя пару дней — и саму Агату. Та ничего не помнила о произошедшем. Собрав свидетельства очевидцев, следователи узнали, что писательница зарегистрировалась в отеле под именем любовницы мужа, после чего все 11 дней читала книги, проходила оздоравливающие процедуры и играла на фортепиано. Позже британский психолог Эндрю Норман назвал этот случай типичным примером диссоциативной фуги.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность — с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями. Довольно часто «новые люди» находят себе работу в областях, никак не связанных с их прежней сферой деятельности.

Обычно психиатрам удается расспросить переживших эпизод фуги уже постфактум, после возвращения к прежней реальности — ведь новая личность никогда не сможет осознать то, что она новая, пока не вспомнит старую. Переживающие это состояние люди часто способны внятно и с радостью рассказать любому желающему придуманную биографию, легко поддерживают светскую беседу и не имеют внешних признаков психических нарушений. Говорят, пациенты с фугой часто бывают куда общительнее во время приступа, чем в своей жизни до него.

Впрочем, не все истории выглядят так литературно. Некоторые из беглецов просто теряют память, не замещая свою личность новой, или путанно рассказывают выдуманные биографии — так, что любой заметит нестыковки. Обычно фуга длится от пары часов до нескольких месяцев.

В мае 1985 года юная и амбициозная американская журналистка Джоди Робертс ушла из дома и не вернулась. Ее родители вначале решили, что дочь уехала отдохнуть или ведет журналистское расследование. Но прошли месяцы, а девушка все не возвращалась. Полицейское расследование ничего не дало и Джоди объявили мертвой. Но спустя 12 лет ее вдруг обнаружили живущей в штате Аляска. Правда, это была уже не далеко не молодая журналистка: женщина представлялась Джейн Ди, успешно работала веб-дизайнером, жила с мужем и растила четверых детей. И хотя среди репортеров, освещавших эту историю, были и те, кто посчитал Джоди мошенницей, имитирующей амнезию, психиатры в один голос заявили, что у женщины была диссоциативная фуга.

Проходит это состояние так же внезапно, как и началось. Слово, собственное имя, знакомое место могут вернуть утраченные воспоминания. В этот момент люди нередко забывают все то, что пережили во время фуги. Помочь им вспомнить прожитые дни и месяцы может психотерапевт, владеющий гипнозом. К сожалению, психологическая помощь пациентам, пережившим расстройство, бывает нужна не только в этом. После продолжительной диссоциативной фуги люди фактически попадают в свое будущее, пропустив значительный кусок жизни близких. А смириться с произошедшими переменами иногда бывает нелегко.

Как правило, диссоциативная фуга случается только раз в жизни. Впрочем, у людей с множественным расстройством личности она может и повторяться. У каждой из альтернативных личностей могут быть свои цели и интересы, и невозможно предсказать, куда они заведут «владельца тела» в будущем.

Диссоциативная реакция бегства

Книга Романа Богословского «Токката и фуга» начинается с кино и кино же заканчивается. Завязка — как в плохом российском артхаусе: многозначительный диалог на фоне песка и стройки. Смысл произошедшего будет понятен лишь после прочтения всего текста: прояснится характер центрального персонажа зарисовки (и нет, это не песок), перестанет казаться бессмысленным диалог, да и последняя фраза из пролога — «Интересное кино получается. » — перестанет казаться затасканным штампом. В конце концов, про кино тут правда будет, пусть Богословский и вывернет эту тему в самом финале столь невероятно, что останется лишь приподнять брови да вымолвить: «Ой».

Хотя что уж там, это «ой» — то радостно-удивленное, то утомленное, то обреченное — будет преследовать читателя все скромные 192 страницы. Я уверена, что даже самые матерые интервьюеры и рецензенты, смело разбирающие Богословского на винтики и шпунтики, политику и эротику, трансгуманизм и традиционалистский дискурс, читали и приговаривали это «ой».

«Ой» начинается с толкования заголовка. После краткого ресерча выясняется, что токката — это быстрая и четкая инструментальная пьеса с короткими частями равной длительности. Фуга — форма полифонической музыки, где мелодия «перебегает» от одного голоса к другому. А токката и фуга — два произведения Баха в тональности ре-минор, упоминания о которых есть в тексте. Музыкой какое-то время занималась девочка-подросток Кира Ромина, главная героиня книги. После урока музыки, где детям рассказывали про Баха, ее прозвали «Токката», Ток.

Игра с музыкальными жанрами происходит и на уровне композиции текста. В книге две части. Первая часть называется «Токката» и действительно по композиции похожа на одноименное музыкальное произведение: быстрая (всего 60 страниц), четкая, с разбивкой на короткие отрезки, монофоничная. Текст написан от лица Киры, это дневник, которому она доверяет события своего взросления. Изменчивость тела, влечение к мужчине, первый секс — Богословский описывает все так, будто сам был девочкой-подростком («ой»). А его прозу действительно можно сравнить с музыкой: она образна, ассоциативна и максимально неконкретна.

Я замечаю деревянный мостик, перекинутый через меня. Конь прекращает пить, поднимает морду вверх, трясет головой — капли разлетаются в стороны, поблескивая на солнце, медленно колышется его грива. Он идет на мостик, поднимается на середину — и вдруг подпрыгивает, взлетает высоко в небеса. Потом падает вниз.

От его падения мостик разлетается на куски, обломки дерева и конь падают прямо в меня, тонут во мне, моя вода вздымается вверх огромной волной. Расплескивая воду по берегам, боль прокатывается через мое нутро, словно ток.

Большое место в жизни Киры занимает отец Михаил Ромин, определенно негативный персонаж, властный человек, не уважающий никого, кроме себя. Отец часто называет Киру Кирюшей — как мальчика. А еще по его желанию она коротко стрижется и вместо музыки занимается каратэ. Ромин хотел бы, чтобы у него был сын, а не дочь — это и становится источником всех проблем. Но тонкий психологизм и родительский нарциссизм не интересуют Богословского вообще, это слишком просто для его текстов. Здесь должны царить страсти, нарушаться запреты, раздаваться всхлипывания (то самое «ой»), а у читателя должно оставаться ощущение, что он заглянул, куда не следовало.

Отец привстает, хватает меня за руку, кость мучительно ломит. Он не кричит, но говорит громко, отчетливо: слышишь, ты? Никто в классе не может быть сильнее тебя. Говори, ты пропускаешь физкультуру? Пропускаешь или нет? Ты посмотри, какая сегодня жизнь! Ты должна быть сильной! Он хватает меня за вторую руку и трясет. Уже кричит: больше ешь мяса, больше тренируйся. Если сама не запишешься в секцию каратэ, я тебя туда за волосы отволоку. И кстати, подстригись, чего космы распустила? Сделай аккуратную прическу. Месяц тебе. Через месяц снова устрою вам соревнования. Не дай бог, ты отожмешься меньше. Узнаешь тогда, что будет.

Кира вырастает, освобождается от отцовского влияния, и хэппи-энд, казалось, был близок, но Богословский вновь сводит девушку и ее отца. Первая часть заканчивается тем, что героиня уходит со своим мучителем в неизвестность.

Вторая часть книги называется, как уже можно догадаться, «Фуга». Она почти в два раза длиннее первой (110 страниц) и полифонична. По сравнению с «Токкатой» в ней меняется все: герои, место действия, способ повествования — и первое время читатель и должен недоумевать, будучи не в силах догадаться, что происходит и при чем тут история Киры и Михаила Роминых. «Фуга» написана от третьего лица, но это текст, способный передать точку зрения любого героя. Довольно сложно описать связь с «Токкатой» без спойлеров: намеком обозначу, что герои из первой половины на самом деле окажутся во второй, просто будут немного другими.

Именно в «Фуге» Богословский надевает плащ эпатажного демиурга, нарушающего запреты, и решает, что ему под силу не только менять имена персонажей и их пол, не только вводить в текст любых новых героев — от Стинга до Кончиты Вурст, от Александра Дугина до Михаила Круга — но и устраивать оргии, описания которых с трудом выдержит даже опытный зритель Pornhub, а затем отводить душу в сценах, достойных низкопробного боевика.

Один из героев второй половины, молодой мужчина по имени Андрей, находится в странном состоянии, в котором оказался после того, как получил некую травму (подробности читателю неизвестны, хотя он может о них догадаться). Специалист, работающий с Андреем, объясняет, что тот находится в состоянии фуги — такое редкое психологическое расстройство действительно фиксируется в международном классификаторе болезней. Для него характерно стремление к переезду, присвоение новой идентичности и потеря воспоминаний о себе прежнем.

Состояние фуги — коварная штука. Из него что-то пробивается, рвется, но тут же тонет. Будто он в непроницаемую стену бьется. Он подавлен, раздражителен, в апатии вечно. Ты знаешь, я за двадцать пять лет службы в конторе на таких насмотрелся вдоволь. Все предметы ему вроде знакомы, слова, вещи, явления, но он не понимает сути. Не видит себя самого. Как тебе объяснить. Он чувствует себя словно зеркало, отражающее лопнувший мир. Будто он больше ни для чего не нужен, как только смотреть на все вокруг без личных интерпретаций. бессмысленно слышать, осязать. Словно реальность через него как бы наблюдает себя саму. Здесь и сейчас, без прошлого и будущего. Ему все знакомо, но никакой связи с вещами и явлениями он не чувствует. Если чуть короче — он жив, но мертв. Это и есть фуга. Диссоциативная фуга, отягощенная испугом и шоком.

По тому, что вообще происходит в книге, можно понять, что выхода Андрея из состояния фуги никто ждать не собирается — понимание, терпение, принятие не имеют отношения к этому художественному миру. Более того, главный злодей всего текста — «самый больной сукин сын из всех, что когда-либо знал этот мир», по выражению также присутствующего в тексте режиссера Квентина Тарантино (еще одно «ой») — мечтает, чтобы память к молодому человеку не вернулась никогда, потому что только так, в искаженном состоянии чужого сознания, антигерой способен воплотить свою мечту. Но оргиастическая сцена развязки с огромным количеством многоточий и криков «а-а-а» свидетельствует: кина не будет.

На самом деле, книга Богословского, сколь бы он ни заигрывал с киношными мотивами, никакой не фильм, а основа для сценария: из-за компактности в ней много пустот, при этом есть переизбыток второстепенных героев, а финальная сцена выглядит как бессистемные блуждания в песках, которые нужны лишь для того, чтобы главный злодей мог выдать свой исповедальный монолог. При всей продуманности структуры книги, при тех многочисленных отсылках, что есть в ней и к искусству, и к политике, и к этике, концовка разочаровывает — но объясняет все, даже разжевывает. А эпилог, который должен звучать, видимо, как кода, дробится на две части и уже не шокирует, не удивляет, а просто «ой»: после Михаила Круга, Стинга и Кончиты Вурст появление Квентина Тарантино — это уже, знаете, мелочь. И кажется, что Богословский сам только убегает все дальше и дальше от своего текста — в попытке накрутить сверху побольше, наддать посильнее.

Дата публикации: 29 декабря 2020
Категория: Рецензии
Теги: Елена Васильева Городец Роман Богословский Токката и фуга
Подборки: Что почитать про итальянскую литературу,

Диссоциативная реакция бегства


Диссоциативные расстройства – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушением или изменением ряда психических функций (памяти, сознания, осознания непрерывности собственной идентичности, чувства личностной идентичности. Термин «диссоциация» предложен французским психологом П. Жане, который заметил, что определенный комплекс идей может отщепиться от основной личности, существовать вне сознания.

В психиатрии термином «диссоциативные расстройства» обозначаются следующие феномены:

• возникновение множественной личности;

Причины возникновения диссоциативного расстройства

Факторы, способствующие развитию диссоциативных расстройств:

• врожденная способность легко поддаваться диссоциации;

• повторяющиеся эпизоды сексуального или психического насилия в детстве;

• влияние других членов семьи, которые страдают диссоциативными расстройствами или симптомами.

Симптомы диссоциативных расстройств

Основные диссоциативные симптомы:

1. Диссоциативная фуга (диссоциативная реакция бегства, психогенная реакция бегства) - внезапный уход человека с работы или из дома, часто сопровождающийся аффективно суженным сознанием. Характерна последующая полная или частичная потеря памяти, часто без осознания этой потери. Больной может считать себя другим человеком.

Больные с диссоциативной реакцией бегства часто попадают в замешательство относительно своей идентичности, придумывают для себя новую личность. Больной ведет себя необычно, откликается на разные имена, не осознает, что происходит вокруг.

2. Диссоциативная (или психогенная) амнезия – это внезапная потеря памяти, обусловленная травмирующим событием или стрессом, при сохранении способности к усвоению новой информации. Больной осознает потерю памяти, сознание не нарушено. Как правило, наблюдается во время стихийного бедствия или войны, чаще у женщин молодого возраста.

3. Диссоциативное расстройство идентификации (множественная личность) – это идентификация себя с несколькими личностями, каждая из которых периодически доминирует, определяя поведение, взгляды человека, его отношение к самому себе так, как если бы остальные личности отсутствовали. Эти личности могут быть разной половой принадлежности, различного возраста, относиться к разным национальностям. У каждой личности есть свое имя и описание. Во время преобладания одной личности больной не помнит своей истинной личности, не осознает существования остальных личностей.

4. Деперсонализационное расстройство – периодическое или постоянное переживание отчуждения своего тела или собственных психических процессов (человек ощущает себя сторонним наблюдателем). Часто наблюдается искажение ощущения времени, пространства, конечности кажутся несоразмерными, характерна дереализация (ощущение нереальности окружающего мира). Иногда больные ощущают себя роботами. Часто это расстройство сопровождается тревожными и депрессивными состояниями.

5. Синдром Ганзера – это умышленное продуцирование тяжелых психических расстройств. Описывается как миморечь – неправильные ответы на простые вопросы. Может сочетаться с дезориентацией, амнезией, расстройствами восприятия. Часто регистрируется среди заключенных.

6. Диссоциативное расстройство в виде транса. Характерно нарушение сознания с потерей способности реагировать на внешние раздражители. У детей такое состояние может наблюдаться после физического насилия, травмы.

Диагностика

Диагноз диссоциативное расстройство идентичности ставят в случаях, когда имеется 2 и более различающихся личностных состояний или идентичности, хотя бы 2 из них захватывают контроль над поведением человека. Больной не способен вспомнить персональную информацию, что выходит за пределы забывчивости. При этом расстройство не вызвано эффектами какого-либо вещества или общим медицинским состоянием.

Для исключения органических поражений головного мозга проводят ЭЭГ, МРТ, КТ.

Виды заболевания

В МКБ-10 Диссоциативные расстройства (F44) делят на следующие виды:

• диссоциативная амнезия (F44.0);

• диссоциативный ступор (F44.2);

• диссоциативная фуга (F44.1);

• транс и одержимость (F44.3);

• диссоциативные конвульсии (F44.5);

• диссоциативные двигательные расстройства (F44.4);

• диссоциативная потеря чувственного восприятия или анестезия (F44.6)

Действия пациента

При появлении признаков заболевания у себя или близких людей необходимо обратиться к врачу-психиатру или психологу.

Лечение диссоциативного расстройства

Лечение происходит с использованием разных видов психотерапии (семейной, когнитивной психотерапии), а также клинического гипноза.

Медикаментозное лечение не позволяет добиться заметных успехов, поэтому носит симптоматический характер. Некоторые антидепрессанты используют для облегчения сопутствующей тревоги, депрессии.

Читайте также: