Классический период этологии. Наблюдение в этологии
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 21.12.2024
В развитии этологии выделяют классический период, непосредственно связанный с работами К. Lorenz (1949, 1950, 1966), N. Tinbergen (1951, 1957, 1963), К. von Frisch (1971), и современный период, обозначаемый как синтетический (D. Dewsbury, 1978). Наиболее полное описание доклассического и классического периода и дефиниции понятий этих периодов даны в обзоре К. Klopfer (1974). В той или иной мере в задачи этологии вообще и этологии человека в частности входит:
а) наблюдение и описание поведения, т. е. феноменология и типология;
б) выяснение причин, вызвавших данное поведение, к которым могут быть отнесены генетические, средовые, церебральные, биохимические;
в) изучение онтогенеза конкретного поведения;
г) выяснение функционального значения данного поведения, его эволюционная история на основании сравнительного исследования, фактически — филогенез и историогенез поведения.
Необходимо отграничить особенности этологического исследования от бихевиориального и психологического. При этом нужно учитывать следующее.
А. Основным инструментом исследования в этологии является неэкспериментальное наблюдение в естественных условиях. Иными словами, человек должен оцениваться не как автомат с заданными параметрами входа и выхода, что свойственно бихевиоризму (В. F. Skinner, 1959, 1968, 1974), и не как объект, предъявляющий при заданных условиях некую сумму ответов на стандартный тест, что в значительной мере характерно для экспериментально-психологического исследования, но как объект наблюдения, являющийся результатом эволюционной и социальной истории, живущий в конкретной, естественной для него среде (N. Tinbergen, 1975).
Выбор метода неэкспериментального наблюдения человека в этологии обусловлен тем, что эксперимент значительно искажает результат. То, что в экспериментальной ситуации воспринимается как рефлекс, в естественных условиях является лишь небольшим фрагментом сложного адаптивного поведения. В частности, в ходе экспериментального воздействия при сопоре может наблюдаться хоботковый рефлекс, но при простом наблюдении удается заметить не только хоботковую мимику, но и мимическую диссоциацию, жевательные движения, облизывания, т. е. множество компонентов пищевого поведения.
Изолированное наблюдение экспериментального хоботкового рефлекса практически мало дает для понимания его причин. Если мы видим достаточно полный комплекс поведения, то можем предполагать, что включение хоботкового рефлекса обусловлено причинами, стимулирующими пищевое поведение, самой мощной из которых является гипогликемия. Таким образом, простое наблюдение поведения может дать больше для выяснения причин нарушения сознания, чем проверка наличия рефлекса (F. Plam, J. В. Posner, 1985).
Б. Существенным отличием этологического подхода от бихевиориального подхода является то, что «внутренние» состояния, возникающие при реализации поведения, онто-и филогенез, пространственно-временные связи совершенно игнорируются бихевиоризмом, для которого «концептуализированной» является лишь среда, детерминирующая некие ответы (Ф. Е. Василюк, 1986). В этологии, как и в психологии, существенное значение придается эндогенному энергетическому и системному механизму, реализующим ответы на средовое воздействие; при этом подразумевается, что поведение сформировано в ходе эволюции и носит адаптивный характер (I. King, 1970; R. Hinde, 1975) и все четыре фактора, о которых говорилось выше (описание, причины, эволюция, значение), при рассмотрении элемента поведения или целостного поведения обсуждаются этологами постоянно (J. Hutt, 1970, L. Fairbanks, 1977; V. Grant, 1985).
-