Клиника подкожного разрыва ахиллова сухожилия и его лечение
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 06.11.2024
Клиническая картина подкожного разрыва ахиллова сухожилия включает специфические симптомы и ряд симптомов, характеризующих общую картину закрытого повреждения мягких, тканей. Такие симптомы, как кровоизлияние, отек, скорее характеризуют время, прошедшее с момента травмы, чем характер повреждения самого сухожилия. В ряде случаев эти симптомы маскируют картину повреждения и являются одной из причин диагностических ошибок.
Основной жалобой больных при подкожном разрыве ахиллова сухожилия является боль в месте повреждения. Боль посит постоянный, ноющий характер. Другая жалоба — на слабость икроножной мышцы и хромоту. Наиболее опытные спортсмены и артисты отмечали, что трехглавая мышца голени «не включается» при попытке совершить движение стопой. Слабость мышцы проявляется еще в том, что при попытке встать на поврежденную ногу имеет место неустойчивость, невозможность встать на полупальцы. Эти симптомы являются результатом полного выпадения функции трехглавой мышцы голени.
При осмотре больного обращает на себя внимание отек, а через 2—3 дня и кровоизлияние в области ахиллова сухожилия. Контуры сухожилия не определяются даже при попытке напрячь трехглавую мышцу голени. В месте разрыва определяется западение, которое может быть выражено в разной степени в зависимости от величины отека и кровоизлияния.
В 1840 г. Н. И. Пирогов писал, что после перевязки ахиллова сухожилия у больных отсутствует активное напряжение трехглавой мышцы голени. Этот симптом незаслуженно забыт и не используется в практической работе, а между тем в ранние сроки после травмы он отмечен у большинства больных. Чтобы определить симптом, больного укладывают па кушетку в положении на животе так, чтобы стопы свешивались через край.
Вследствие поражения камбаловидной мышцы становятся невозможными подъем па полупальцы и полноценная опора па передний отдел стопы.
При подографии определяется опорное и переносное время шага во время ходьбы с раздельной регистрацией времени опоры на пятку, всю стопу и носок (по методике инженера И. Я. Чирского в модификации А. Я. Сысина). Эта методика рядом авторов успешно используется в ортопедической клинике для оценки цикличности походки (В. С. Гурфинкель и др., Я. Л. Славуцкий, А. А. Бороздина и др.). Она позволяет дать клиническую оценку различных фаз шага. В процессе ходьбы перекат с пятки на передний отдел стопы осуществляется главным образом с помощью трехглавой мышцы голепи, поэтому метод подографии является одним из наиболее адекватных для оценки функционального состояния конечности.
Консервативное лечение разрывов ахиллова сухожилия должно применяться только в тех случаях, когда имеется частичный разрыв волокон сухоятлия (обычно в месте перехода в мышцу). При полном разрыве самой сухожильной ткани нельзя обеспечить сопоставление концов, достичь нормальной длины сухожилия и сохранить физиологическое напряжение и натяжение мышцы. Только оперативным путем можно правильно соединить концы разорванного сухожилия, надежно фиксировать их и восстановить первоначальную длину сухожилия, что необходимо для создания нормального физиологического натяжения мышцы.
В настоящее время оперативное лечение полного разрыва ахиллова сухожилия является методом выбора. Однако применяемые методы лечения и тактика неодинаковы. Предложено более 40 методов сухожильного шва и большое количество методов пластического восстановления ахиллова сухожилия. В качестве шовного материала используют шелк, лавсан, кетгут, металлическую проволоку, сухожилие длинной подошвенной мышцы.
В ранние сроки после травмы применяется сшивание ахиллова сухожилия. Однако следует указать, что чаще всего возникает необходимость после наложения шва по Кюнсо производить дополнительную пластику лоскутом на ножке.
Показанием к сшиванию ахиллова сухожилия без дополнительней пластики служит состояние концов самого сухожилия — незначительное разволокнение их и возможность плотного сопоставления.
Операцию выполняют под внутрикостной анестезией 0,5% раствором новокаина в пяточную кость с наложением жгута на нижнюю треть бедра. Разрез кожи длиной 18—20 см делают дугообразно по внутреннему краю сухожилия. Послойно рассекают мягкие ткани, вскрывают партенон. Концы сухожилия сшивают лавсановой нитью по Кюнео и затягивают к положении максимального подошвенного сгибания стопы. Тонким кетгутом сшивают паратенон. Рану послойно ушивают. Конечность фиксируют циркулярной гипсовой повязкой от пальцев до верхней трети бедра: стопа находится в положении максимального подошвенного сгибания, голень — в состоянии сгибания под углом 160° в коленном суставе.
Как правило, у спортсменов и артистов балета пользуются дополнительной пластикой места сшивания разрыва лоскутом, взятым из центрального конца на ножке. Иногда используют распластанное сухожилие длинной подошвенной мышцы.
Из центрального конца сухожилия выше места разволокнения выкраивают лоскут на ножке основанием к линии разрыва. Размер лоскута 1,5х5—6 см. Лоскут откидывают на 180°, поворачивают скользящей поверхностью вверх, перекрывают линию шва и подшивают к дистальному концу шелковыми и кетгутовыми швами. Образовавшийся дефект в месте взятия трансплантата ушива ют шелковыми и кетгутовыми швами.
Диастаз между концами сухожилия со временем увеличивается. Если в раннем периоде после травмы он не превышал 2—3 см, то позднее он увеличивается до 4—6 см. Оперируя в поздние сроки, можно видеть в области разрыва рубцовый регенерат, соединяющий концы ахиллова сухожилия. Плотный однородный регенерат может быть использован в качество пластического материала.
Показанием к применению методики сшивания сухожилия в виде дубликатуры с использованием регенерата является полная регенерация ахиллова сухожилия. Ткань регенерата должна быть плотной на ощупь, не рваться при наложении зажима и прочной настолько, чтобы не повреждаться при тракции с помощью зажима. Макроскопически регенерат должен быть однородным по строению, лишен жировых включений и грануляционной ткани. На разрезе ткань регенерата отличается от ахиллова сухожилия более темным цветом и отсутствием первичного для сухожилия блеска. Ткань регенерата может быть использована в качестве пластического материала не ранее чем через 4 мес после травмы.
Среди отечественных хирургов первым применил пластическое восстановление ахиллова сухожилия при различных его повреждениях В. А. Чернавский. Автор считает целесообразным иссекать концы сухожилия в пределах здоровых тканей. Образовавшийся дефект заполняют толстым лоскутом, выкроенным иэ центрального конца.
В 1960 г. Streli описал модификацию пластического восстановления ахиллова сухожилия с помощью длинной подошвенной мышцы. Выделяют сухожилие длиной подошвенной мышцы, отсекают в верхней трети и используют в качестве шовного материала. Сшивание проводят с помощью специальной иглы-копья. Об использовании сухожилия длинной подошвенной мышцы в качестве пластического материала сообщал также Вohler. Нами используется сухожилие этой мышцы в случаях очень топкого паратенона для создания скользящего аппарата и для предупреждения спаек ахиллова сухожилия с подкожной клетчаткой.
Метод гомопластики, который в последние годы широко стали применять некоторые авторы, нами у артистов балета не применяется, и мы не рекомендуем этого делать. У артистов балета следует применять наиболее простые и малотравматичные методы. Осложнений после пластического восстановления ахиллова сухожилия мы не наблюдали. Некоторые авторы отмечают иногда такое серьезное осложнение, как нагноение раны с образованием лигатурного свища. Основной Причиной его является шелк. Ревизия свища и удаление шва ведут к его заживлению.
Значительно реже наблюдаются такие осложнения, как ограничение движений в голено-стопном суставе, рубцовое сращение кожи с ахилловым сухожилием, повторный разрыв ахиллова сухожилия.
-