Кохлео-вестибулярные стрептомициновые нарушения. Стрептомициновая интоксикация уха

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 06.11.2024

При применении гидрострептомицина у ряда больных наблюдалась полная глухота даже после небольших доз этого лекарства. В связи с этим международное общество по аудиологии в 1955 г. призвало ограничить его назначение лишь строгими показаниями.

Кохлео-вестибулярные нарушения в виде шума в ушах, головокружения, тошноты и рвоты нередко наступают непосредственно после субокципитального введения стрептомицина. Эти явления обычно преходящи, но могут длиться и несколько дней, а иногда привести к стойким нарушениям. Объективно отмечается нистагм в обе стороны. Наблюдается нистагм ротаторный, ротаторно-горизонтальный, горизонтальный, а также вертикальный и диагональный. Наряду с симптомами раздражения часто имеются и признаки угнетения функции — понижение слуха, гипорефлексия лабиринта.

При продолжающемся введении стрептомицина может в таких случаях выключиться полностью как кохлеарная, так и вестибулярная функция. Особенностью клинического течения стрептомицинового поражения лабиринта является медленное развитие компенсаторных механизмов. Больные после выключения лабиринта в течение длительного срока жалуются на беспокоящие их стато-кинетические и оптико-вестибулярные расстройства.

Помимо токсических свойств самого стрептомицина, большую роль в патогенезе заболеваний внутреннего уха и слухового нерва играет способ его введения. При эндолюмбальном введении этого препарата глухота бывает чаще, чем при внутримышечном. Субокципитальный же способ введения, по данным Попелянского, еще более опасен, так как при этом создается большая концентрация препарата в мозговой жидкости и происходят грубые изменения ликвородинамики.

Предполагается, что при субокципитальном введении стрептомицин поступает через водопровод улитки во внутреннее ухо и оказывает непосредственное воздействие на кортиев орган. С этим, по-видимому, связана внезапно развивающаяся одно- или двусторонняя глухота. Ряд авторов наблюдали больных, у которых глухота наступила непосредственно после субокципитального введения стрептомицина. При эндолюмбальном введении глухота, по наблюдениям Попелянского, развивается медленнее.


У части больных после прекращения стрептомицинотерапии отмечается некоторое улучшение слуховой функции. Оно возможно и при глухоте, развивавшейся после субокципитального введения препарата.

Тяжелые поражения могут, однако, развиться и при внутримышечном введении даже сравнительно небольших доз стрептомицина. Так, у больного, описанного Н. А. Васильевым, после введения 30 г стрептомицина обнаружено полное выключение вестибулярной функции с обеих сторон и нерезкое понижение слуха на одно ухо, характерное для поражения звуковоспринимающего аппарата. Наряду с этим у больного отмечены нарушения со стороны органа зрения и центральной нервной системы, которые обычно не наблюдаются в клинике заболеваний VIII пары нервов.

Так, при ходьбе больной не узнает хорошо знакомых людей, не может отличить мужчину от женщины, предметы движутся в разные стороны. Если больной останавливается, мелькание предметов прекращается и «все становится на место». Такие же наблюдения приводят Г. Д. Аронович, Я. Л. Готлиб.

Стрептомициновая интоксикация внутреннего уха и VIII нерва характеризуется некоторыми клиническими особенностями. Наиболее существенной является несомненное преобладание в клинической картине симптомов нарушения вестибулярной функции. Это нарушение встречается чаще, чем поражение слуха, а при комбинированном поражении обеих функций оно, как правило, наступает раньше и более выражено. Прогноз поражения слуха более благоприятен; в части случаев в дальнейшем наступает улучшение.

При интоксикации другими веществами обычно превалирует поражение слуховой функции, притом более стойкое; кроме того, полное и стойкое выпадение возбудимости лабиринта наблюдается очень редко.

Важной особенностью является также своеобразие вестибулярных нарушений, нередко их сочетание с некоторыми зрительными расстройствами и замедленная компенсация.

-