Лучевая анатомия паравертебрального пространства
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 21.12.2024
а) Общие сведения о паравертебральном пространстве. Паравертебральное пространство (ПВП) представляет собой пространство цилиндрической формы, которое расположено вокруг позвоночного столба и продолжается от основания черепа до верхнего средостения. Глубокий листок глубокой фасции шеи (ГЛ-ГФШ) полностью окружает ПВП, которое, в свою очередь, делится на предпозвоночное(предпозвоночная часть ПВП) и околопозвоночное (околопозвоночная часть ПВП).
Новообразование, расположенное в предпозвоночном пространстве, будет смещать предповозвоночные мышцы вперед. По этому признаку его можно отличить от новообразования заглоточного пространства, которое будет смещать эти мышцы кзади. Опухоль околопозвоночного пространства будет смещать жировую клетчатку заднего шейного пространства (ЗШП) в сторону от структур задней поверхности позвонков.
Глубокий листок глубокой фасции шеи выступает в качестве барьера, который предотвращает распространение инфекционного или опухолевого процесса, но при этом направляет его в эпидуральное пространство.
Наиболее распространенная локализация процесса - тела позвонков, наиболее частые причины-метастазы и инфекционно-воспалительные заболевания. Поэтому, при обнаружении патологического процесса в ПВП практически всегда оказываются вовлеченными тела позвонков.
Одна из самых распространенных диагностических ошибок заключается в том, что рентгенолог принимает гипертрофию мышцы, поднимающей лопатку, за опухоль. Гипертрофия является следствием повреждения ЧН XI, которое чаще всего происходит во время шейной лимфодиссекции. Поставить правильный диагноз помогает атрофия трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышцы с одноименной стороны.
б) Показания и методы лучевой диагностики. Рентгеновские снимки шеи в боковой проекции позволяют быстро оценить состояние предпозвоночных тканей на предмет отека, а также определить целостность костных структур. Оптимальным методом визуализации мягких и костных тканей шеи является КТ с контрастированием в костном и мягкотканном окнах с сагиттальной и коронарной реконструкциями. Оптимальным методом визуализации в случае эпидурального распространения процесса является МРТ с контрастированием.
Схема, аксиальный срез на уровне ротоглотки. Показаны предпозвоночный и околопозвоночный отделы паравертебрального пространства, покрытые глубоким листком глубокой фасции шеи. Обратите внимание, что фасция делает изгиб в медиальном направлении, крепится к поперечным отросткам позвонков и подразделяет паравертебральное пространство на два отдела. Спереди от него расположены опасное и заглоточное пространства, сзади и с латеральной стороны-заднее шейное пространство.
Схема, аксиальный срез на уровне щитовидной железы. Показаны предпозвоночный и околопозвоночный отделы паравертебрального пространства, покрытые глубоким листком глубокой фасции шеи. Этот листок представляет собой плотный барьер, который, с одной стороны препятствует распространению инфекции, а с другой направляет ее в эпидуральное пространство. В предпозвоночном отделе паравертебрального пространства проходят ветви плечевого сплетения, которые расположены между передней и средней лестничными мышцами. Эти нервные волокна выступают в качестве двунаправленного пути, по которому опухолевый процесс может распространяться между подмышечной ямкой и паравертебральным пространством.
в) Лучевая анатомия. Само название этого пространства, «паравертебральное», достаточно четко описывает его анатомию. Это пространство цилиндрической формы, которое находится вокруг (пара-) позвоночного столба. Подобный термин использовался не всегда. Традиционно вся эта область, в том числе ткани, которые располагаются сзади и по бокам от позвоночника, называлась предпозвоночным пространством. Поскольку называть ткани, расположенные сзади и по бокам от позвоночника, предпозвоночными не слишком разумно, старая терминология была пересмотрена.
ПВП окружено ГЛ-ГФШ. Оно продолжается от основания черепа до верхнего средостения, до уровня Т4 позвонка. ПВП включает два основных компонента: предпозвоночный и околопозвоночный
Границей между ними выступает ГЛ-ГФШ, который крепится к поперечным отросткам позвонков. Предпозвоночное пространство лежит спереди от этого листка, а околопозвоночное - сзади.
Рассмотрим анатомические взаимоотношения этих двух пространств с окружающими тканями. Сразу спереди от предпозвоночного пространства расположены заглоточное и опасное пространства. Спереди и латеральнее лежит парное сонное пространство, а с латеральных сторон находится передний край ЗШП. Околопозвоночное пространство находится глубже ЗШП, позади от поперечных отростков шейных позвонков.
ГЛ-ГФШ полностью окутывает ПВП. Его передняя часть (передний ГЛ-ГФШ) проходит от поперечного отростка шейного позвонка одной стороны до поперечного отростка другой стороны, огибая спереди предпозвоночные мышцы. Задняя часть (задний ГЛ-ГФШ) огибает околопозночные мышцы и крепится к выйной связке, идущей вдоль остистых отростков позвонков.
Иногда хирурги называют переднюю часть глубокого листка «покрывалом», поскольку в ходе операции она выглядит как гладкая, похожая на покрывало поверхность, по которой глотка скользит вверх и вниз. Передняя часть глубокого листка является очень плотной и выступает в качестве двустороннего барьера. Поэтому, опухолевый или инфекционный процесс, локализующийся в предпозвоночном пространстве, по пути наименьшего сопротивления будет распространяться в эпидуральное пространство. В то же время, патологический процесс, локализующийся в глотке, обычно не проникает в ПВП.
Единственным образованием, проходящим через ГЛ-ГФШ, является плечевое сплетение. Нервные корешки С1-С5 выходят через межпозвоночные отверстия, проходят между передней и средней лестничными мышцами в предпозвоночном пространстве, а затем выходят через отверстия в ГЛ-ГФШ. Отсюда они направляются в ЗШП и далее в подмышечную ямку. За счет этого становится возможным периневральное распространение злокачественного процесса сразу в двух направлениях.
Чтобы понять, какие заболевания и псевдозаболевания могут поражать ПВП, сначала следует разобраться, какие важные анатомические структуры в нем расположены. В предпозвоночном пространстве находятся предпозвоночные мышцы (длинная мышца шеи и длинная мышца головы), лестничные мышцы (передняя, средняя, задняя), корешки плечевого сплетения, диафрагмальный нерв (СЗ— С5), позвоночные артерия и вена, тела позвонков. В околопозвоночном пространстве находятся околопозвоночные мышцы и структуры задней поверхности позвонков.
(Слева) Схема, сагиттальная проекция. Показаны взаимоотношения фасций и пространств шеи. Сразу кпереди от паравертебрального пространства (розовый) расположены опасное пространство и заглоточное пространство. Из-за наличия плотного глубокого липка глубокой шейной фасции патологический процесс из паравертебрального пространства будет распространяться в эпидуральное пространство.
(Справа) Схема, голова и шея, вид сбоку. Паравертебральное пространство имеет цилиндрическую форму. Оно продолжается от основания черепа до средостения. Глубокий листок глубокой фасции шеи полностью окружает паравертабрельное пространство.
(Слева) Схема аксиальной проекции на уровне ротоглотки. Показано условное новообразование паравертебрального пространства, которое смещает предпозвоночные мышцы и разрушает тело позвонка. Обратите внимание, что глубокий листок глубокой фасции шеи ограничивает распространение опухоли и «направляет» ее в эпидуральное пространство.
(Справа) КТ с КУ, аксиальный срез на этом же уровне. Флегмона-абсцесс в предпозвоночной части паравертебрального пространства. Отмечается накопление контраста. Слева виден эпидуральный абсцесс. Обратите внимание, что предпозвоночные мышцы смещены кпереди.
(Слева) Схема аксиального среза на уровне щитовидной железы. Условное новообразование подподъязычного отдела паравертебрального пространства, которое происходит из тела позвонка и смещает предпозвоночные мышцы кпереди. Опухоль окружает плечевое сплетение и позвоночные артерии, распространяется в эпидуральное пространство.
(Справа) МРТ Т1ВИ, аксиальная проекция. Метастатическое поражение тела позвонка и структур его задней поверхности слева. Опухоль накапливает контрастное вещество и распространяется в эпидуральное пространство. Обратите внимание, что предпозвоночные мышцы смещены кпереди.
г) Лучевая диагностика заболеваний паравертебрального пространства (ПВП). Описывая характеристики образования ПВП, сначала следует ответить на вопрос: «По каким признакам я определил, что это образование первично возникло в ПВП?». Патологический процесс происходит из предпозвоночного пространства, если он локализуется в толще предпозвоночных мышц или в теле позвонка. Также из предпозвоночного пространства будет происходить опухоль, смещающая предпозвоночные мышцы кпереди. В большинстве случаев именно по этому признаку можно отличить новообразование предпозвоночного пространства от новообразования заглоточного пространства, которое будет смещать предпозвоночные мышцы назад.
Новообразование локализуется в околопозвоночном пространстве, если оно либо находится в толще околопозвоночных мышц, либо смещает жировую клетчатку ЗШП в сторону от задней поверхности позвонков.
При патологическом процессе в предпозвоночном пространстве всегда следует искать признаки эпидурального распространения. Помните, что любой инфекционный или опухолевый процесс, распространяющийся за пределы ПВП, будет сдерживаться ГЛ-ГФШ. Поэтому по пути наименьшего сопротивления (через межпозвоночное отверстие) его путь будет лежать в эпидуральное пространство, в результате чего может возникнуть сдавливание спинного мозга.
Также патологический процесс может распространиться в ПВП по ветвям плечевого сплетения. Внеузловое распространение опухоли из подмышечных лимфоузлов (обычно при раке молочной железы) делает возможным ретроградное периневральное распространение опухоли по ветвям плечевого сплетения. И напротив, злокачественная опухоль ПВП может по этим нервам антероградно проникнуть в подмышечную ямку.
Кактолько рентгенолог обнаружил опухоль, локализующуюся в ПВП, ему следует свериться со списком заболеваний для дифференциальной диагностики. После выделения характерных признаков новообразования число возможных нозологических форм обычно удается сократить. В подавляющем большинстве случаев патологический процесс берет происходит из тел позвонков, наиболее распространенные причины - инфекционно-воспалительное поражение и метастазы. Поэтому, при обнаружении образования в ПВП, всегда следует обратить внимание на тело близлежащего позвонка, потому что оно чаще всего также поражено.
Чтобы дифференцировать остеомиелит тел позвонков от других заболеваний позвоночного столба, необходимо обратить внимание на наличиедеструктивных изменений запирательных пластинок соседних позвонков; также будет отмечаться повышение сигнала от межпозвоночного диска на Т2ВИ и накопление в нем контрастного вещества. Межпозвоночное пространство при метастатическом поражении или неходжкинской лимфоме будет не заинтересовано; также при данных состояниях обычно поражаются сразу несколько позвонков. Распространение в эпидуральное пространство может отмечаться при и при метастазах, и при лимфоме.
Диагноз хордомы следует заподозрить при обнаружении новообразования с деструктивным ростом, которое расположено в области клиновидно-затылочного сочленения ската или в области первого шейного позвонка. Хордома -это крупное мягкотканное новообразование, для которого характерен гиперинтенсивный сигнал на Т2ВИ; очень часто опухоль распространяется в паравертебральное и эпидуральное пространства. Если распространение в эпидуральное пространство происходит в области шеи, возможно ранее возникновение опаснейшего осложнения-сдавливания спинного мозга.
К доброкачественным нейрогенным опухолям ПВП относятся шваннома и нейрофима плечевого сплетения. И та, и другая выглядят как веретеновидные образования с четкими контурами, которые накапливают контрастное вещество. Располагаются они обычно между передней и средней лестничными мышцами.
В основе сосудистых заболеваний ПВП лежит поражение позвоночных артерий. Чаще всего встречаются расслоение, аневризмы и псевдоаневризмы позвоночных артерий. И хотя все эти состояния достаточно легко диагностируются при КТ-ангиографии, МРТ Т1ВИ с подавлением жира в аксиальной проекции помогает в диагностике расслоения: в просвете сосуда визуализируется гематома, которая обычно имеет форму полумесяца и гиперинтенсивный сигнал. Диагностика псевдозаболеваний (шейные ребра, увеличение поперечного отростка) или дегенеративных заболеваний (передняя межпозвоночная грыжа, гипертрофия суставных фасеток дугоотростчатых суставов, остеофиты тел позвонков). Одна из самых распространенных диагностических ошибок заключается в том, что рентгенолог принимает гипертрофию мышцы, поднимающей лопатку, за опухоль или ее рецидив. Такое «псевдозаболевание» является следствием поражения спинномозговой части добавочного нерва (ЧН XI), обычно вследствие шейной лимфодиссекции.
Повреждение добавочного нерва приводит к атрофии грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц, а гипертрофия мышцы, поднимающей лопатку, развивается как компенсация с целью облегчить поднимание руки. На снимках мышца выглядит увеличенной, может накапливать контрастное вещество. Чтобы подтвердить диагноз, необходимо обратить внимание на уменьшенные в размерах трапециевидную и грудино-ключично-сосцевидную мышцы, которые часто подвергаются жировой инфильтрации.
д) Клинические особенности. В диагностике огромную роль играет сбор анамнеза. Лихорадка, боль в области шеи, боль при пальпации характерны для остеомиелита тел позвонков. При скоплении гноя в эпидуральном пространстве может возникнуть тетрапарез. У пациентов с метастазами обычно уже известен первичный очаг, с неходжкинской лимфомой - уже выставлен диагноз. В обоих случаях может иметься боль в шее, клиника радикуло- или миелопатии.
Шванномы плечевого сплетения могут быть спорадическими, а могут возникать на фоне нейрофиброматоза II типа (множественные шванномы). Нейрофибромы также иногда возникают спорадически, но чаще всего встречаются у больных с нейрофиброматозом I типа. И нейрофибромы, и шванномы представляют собой медленно растущие безболезненные образования.
Повреждение позвоночных артерий может быть следствием как небольших (мануальная терапия), так и тяжелых травм. Одним из последствий повреждения позвоночной артерии может стать отсроченный инсульт. При повреждении задней нижней мозжечковой артерии у пациента развивается латеральный медуллярный синдром (Валленберга).
Тендинит сухожилия длинной мышцы шеи проявляются болью в шее и болью при глотании, которые длятся около 2-7 дней. У пациентов с гипертрофией мышцы, поднимающей лопатку, в анамнезе обычно имеются сведения о проводившейся шейной лимфодиссекции.