Методика моноаурального исследования. Ускорение нарастания громкости

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 06.11.2024

Одним из самых важных свойств слуховой системы, широко используемым в современных технологиях цифровой звукозаписи, цифрового радиовещания и др., является эффект слуховой маскировки.

Эффект маскировки связан с процессом взаимодействия сигналов, благодаря которому происходит изменение слуховой чувствительности к одному сигналу (маскируемому — maskee) в присутствии другого (маскирующего — masker).

Это взаимодействие тонов постоянно присутствует в музыке и речи и приводит к тому, что восприятие громкости, тембра и других признаков одного сигнала в присутствии другого меняется вплоть до полного отсутствия его слышимости (например, речь на фоне проходящего поезда).

Эффекты слуховой маскировки проявляются по-разному в зависимости от вида сигнала и способа его воздействия и могут быть разделены на следующие основные группы:

— одновременное моноауральное маскирование;

— временное (неодновременное) маскирование (вперед и назад);

— центральное (бинауральное) маскирование;

В практической работе звукорежиссера умение пользоваться этими свойствами слуха имеет очень большое значение при всех видах обработки звукового материала: многоканальной записи, монтаже, реставрации, введении различных эффектов и др.

Если на каждое ухо слушателя подавать основной тон с различной интенсивностью и частотой, то можно установить зависимость его порогов слышимости от частоты (рис. 3.2.1). Если теперь к этому основному тону добавить дополнительный тон определенной частоты и интенсивности, то в результате взаимодействия обоих тонов произойдет изменение порогов чувствительности к основному тону (действительно, на фоне шума приходится сильно повышать голос, чтобы можно было его услышать). Если менять частоту основного тона и на каждой частоте оценивать, на сколько децибел надо повысить его уровень, чтобы можно было слышать его на фоне дополнительного мешающего (маскирующего) тона, то можно количественно оценить степень маскировки.


Степень (уровень) маскировки есть разность в децибелах между уровнем порога слышимости данного тона в присутствии маскирующего тона и уровнем порога слышимости в тишине.

Анализ зависимостей этих сдвигов от частоты и интенсивности маскируемого и маскирующего тона, представленных на рис. 3.4.2, позволяет выявить ряд закономерностей:

— наиболее выраженная маскировка наблюдается, если частота маскируемого звука близка к частоте маскирующего звука, степень маскировки уменьшается по мере увеличения разницы между той и другой частотой;

— степень маскировки увеличивается по мере нарастания интенсивности маскирующего звука (уровень его интенсивности в дБ указан в виде цифр над кривыми);

— маскировка становится существенно несимметричной по мере нарастания интенсивности маскера и более выраженной по отношению к звукам высокой частоты;

— высокочастотные маскеры эффективно маскируют лишь звуки в относительно узком диапазоне частот, тогда как звуки низкой частоты являются эффективными маскерами для звуков в очень широком частотном диапазоне. Это явление связано со спецификой обработки звука в улитке (см. разд. 3.1): максимум возбуждения низкочастотных звуков находится у самой вершины базилярной мембраны, и низкочастотная огибающая бегущей волны имеет постепенно нарастающую амплитуду вдоль всей базилярной мембраны, достигая своего максимума у вершины с последующим крутым спадом. Таким образом, проходя вдоль всей базилярной мембраны, волна оказывает воздействие и на ее нижние отделы, где находятся максимумы высокочастотных звуков; в то же время высокочастотные звуки не проходят к вершине — и, следовательно, почти не оказывают влияния на низкочастотные звуки.

На низких частотах, примерно до 500 Гц, кривые (т. е. степень маскировки) от частоты практически не зависят, при дальнейшем увеличении частоты наблюдается четкая зависимость: при каждом удвоении частоты уровень порога слышимости повышается на 3дБ.

Методика моноаурального исследования. Ускорение нарастания громкости

Современная методика аудиометрии основана на измерении порогов слуховой чувствительности. Накопившийся опыт и многочисленные исследования показывают, что пороги слуха не определяют функциональную способность органа слуха в отношении надпороговых звуков, т. е. тех звуков, с которыми практически приходится в жизни иметь дело, в том числе и звуков речи.

Установлено, что субъективная громкость восприятия звука, лежащего выше порога слуха данного больного, зависит не только от надпороговой его силы, но и от характера поражения органа слуха. В последнее время и практику введены новые дифференциально-диагностические методы, которые основаны на том, что при различных поражениях слуховой функции чувствительность уха к изменению интенсивности звука неодинакова. В одних случаях увеличение интенсивности дает большее, в других — меньшее повышение субъективной громкости.

Параллельное нарастание интенсивности и громкости нарушается при некоторых поражениях слуха, т. с. нарастание громкости опережает нарастание интенсивности. Это положение было давно известно и нередко отмечается при разговоре с лицами, страдающими тугоухостью. Убедившись в том, что тугоухий не разобрал то или иное слово, беседующий с ним повторяет это слово несколько более громким голосом, и, к своему удивлению, выслушивает недоуменный вопрос тугоухого: «Почему вы так громко говорите?».

Небольшое повышение интенсивности речи не только повышает ее разборчивость, но и вызывает столь резкое увеличение ее громкости, что она становится неприятной. Следовательно, в данном случае нарастание громкости резко ускорено по сравнению с нарастанием интенсивности. Такое явление известно сейчас под названием Recruitment of loudness. Под этим термином, который переводится как «ускорение нарастания или выравнивание громкости», вошел в литературу новый феномен, который может служить весьма важным критерием деятельности слухового органа. Этот феномен получил значение в дифференциальной диагностике между поражениями различных отделов слухового анализатора.

Рассмотрим соотношения между интенсивностью звука и громкостью его восприятия в здоровом и больном ухе при заболевании среднего и внутреннего уха. Если, например, у больного с односторонним средним отитом имеется понижение слуха на больное ухо на 60 дб, то звук, скажем, в 100 дб, подаваемый одновременно в оба уха, будет восприниматься с разной громкостью: здоровым ухом — с громкостью 100 дб, а больным — 40 дб, так как .при пороге на это ухо в 60 дб надпороговая громкость составляет 100—60 = 40 дб.

Очевидно, что громкость на оба уха может стать одинаковой лишь в том случае, если разница в интенсивности звука, подаваемого в каждое ухо, будет равна разнице в порогах. Например, звук 80 дб будет восприниматься больным ухом с той же громкостью, что и звук в 20 дб здоровым ухом.

феномен ускорения громкости

Выравнивание громкости имеется при некоторых заболеваниях внутреннего уха. При этом для здорового уха сила звука над порогом будет, как указано, равна 100 дб; для больного же уха, на которое слух понижен на 60 дб, надпороговая сила будет равняться лишь 40 дб, т. е. громкость на больное ухо нарастает гораздо быстрее, чем на здоровое.
При быстром возрастании громкости точность измерения должна быть значительно большей; с этой целью аудиометры снабжаются ступенчатым усилением не в 5 дб, а в 1 дб.

Исследование феномена выравнивания громкости прово-(ится с помощью двух телефонов аудиометра. Звук определенной частоты подается посредством переключателя сначала в одно, а затем в другое ухо.
Руководствуясь указаниями больного на то, что он ощущает в каком-либо ухе более громкий звук, или на то, что в обоих ушах ощущается звук одинаковой громкости, исследователь варьирует громкость при испытании хуже слышащего уха, пока она не сравняется с ощущением громкости в здоровом или лучше слышащем ухе. Таким образом, достигается одинаковое ощущение громкости в обоих ушах. Тест считается положительным, если при таком ощущении показания аудиометра дают значительную разницу в надпорогавой интенсивности звука для каждого уха.

При отсутствии двойных телефонов в аудиометре исследование производится таким образом, что телефон приставляется начала к одному уху, а затем — к другому.
Исследование можно провести и при помощи громко звучащего камертона. Исследование затруднено в тех случаях, когда при двусторонней тугоухости нет резкой разницы между порогами слышимости для обоих ушей. В таких условиях Г. И. Гринберг для выявления соотношения между силой и громкостью звуков при различных видах тугоухости предложил определять для каждого уха отдельно равную громкость для тонов различной частоты, т. е. выводить так называемые кривые равной громкости.

Автор описывает методику исследования следующим образом. В качестве тона сравнения берут обычно звук с частотой 1000 гц, получаемый от другого генератора.
Г. И. Гринберг исследовал указанным образом больных с различными формами тугоухости. Для упрощения исследования автор большей частью, кроме измерения порогов слышимости, ограничивался определением только одной кривой равной громкости, находившейся на уровне 20 дб над порогом слышимости для тона сравнения (1000 гц).

При смешанной форме тугоухости кривые равной громкости занимают среднее положение между двумя упомянутым направлениями.
При определении кривых равной громкости у больных с нервной тугоухостью автор отмечал феномен ускорения нарастания громкости. Резкое нарастание громкости имело месте даже при незначительном (на 5 дб) повышении интенсивности звуков над порогом для тех частот, пороговая интенсивность которых очень велика. При этом исследуемый тон воспринимался больным ухом с практически нормальной громкостью. Поэтому кривые равной громкости при нервной тугоухости идут не параллельно порогу слышимости для больного уха. а приближаются к тем кривым равной громкости, которые наблюдаются при высоких интенсивностях звуков для нормального слуха.

ЛОР-болезни:

Популярные разделы сайта:

Надпороговая тональная аудиометрия. Феномен ускорения нарастания громкости (ФУНГ)

Описывая аудиометрию как основной метод изучения состояния слуха, мы до сих пор имели в виду определение слуховой чувствительности, т. е. измерение порогов слышимости. Однако пороги слышимости по могут полностью охарактеризовать слуховую функцию. Она в большой мере определяется способностью воспринимать звуковые сигналы различной интенсивности над порогом слышимости.

Разумеется, диагностические пробы, основанные на анализе восприятия звуковых сигналов надпороговой интенсивности, представляют интерес для клинической аудиологии только в сопоставлении со слуховой чувствительностью. Вместе с тем сведения о пороговых ощущениях не могут обеспечить аудиологию падежными критериями социальной адекватности слуха, поскольку слуховое общение между людьми, как и вообще сигнальное использование звуков в различных сферах человеческой деятельности, осуществляется на надпороговых уровнях интенсивности.
В то же время оценка состояния слуха по надпороговым тестам представляет собой проблему крайне сложную.

Разные надпороговые тесты могут отражать столь различные физиологические процессы, что иногда становится неправомерным их сопоставление, а это, естественно, связано с отрицателиьыми последствиями в диагностической практике.

Практически основу надпороговой аудиометрии составляет чисто клиническое наблюдение необъяснимого повышения ощущения громкости у некоторых тугоухих больных. Обратим внимание сразу на то, что явление такого обострения громкости характеризуется больными как неприятное ощущение. Но именно этот феномен получил название ускорения нарастания громкости, или как это принято в иностранной литературе, recruitment of loudness.

тональная аудиометрия

В дальнейшем, однако, выявление феномена ускорении нарастания громкости стали осуществлять с помощью инструментальных аудиометрических проб. Диагностический смысл феномена с тех пор опирается на отдельные специально разработанные тесты или их комплексы. Клиническое же проявление феномена в известной мере утратило свое значение. В связи с практической значимостью вопроса число методов выявления феномена ускорения нарастания громкости увеличивалось явно непропорционально возможностям физиологического их обоснования. И это не замедлило сказаться на результатах использования надпороговой аудиометрии.

Сам принцип диагностики и патогенетической интерпретации тугоухости по показателям нарушения функции громкости покоится на не очень убедительно сформулированном представлении о том, что определенные формы поражения волосковых клеток улитки приводят к обострению восприятия специфического раздражителя и благодаря этому к ускорению нарастания громкости. Объяснить физиологическую сущность такого представления довольно трудно.

В виде гипотезы ее можно связать с явлениями парабиоза в самих волосковых клетках или в нервных окончаниях вокруг них, с нарушением эфферентной регуляции их функции, с несогласованностью генераторной деятельности наружных и внутренних волосковых клеток и др. Но если принять положение о связи нарушения функции громкости с состоянием волосковых клеток, то дифференциально-диагностический смысл определения феномена ускорения нарастания громкости можно свести, во-первых, к дифференцированию поражения рецептора и звукопроводящих структур уха и, во-вторых, к дифференцированию поражения рецептора и ретрокохлеарных образований, в частности слухового нерва.

Следует, однако, заметить, что первая задача в основном может быть решена и без надпороговых проб. Потребность в них возникает главным образом при необходимости установления внутриулиткового нарушения звукопроведения. Исходя из этого, со временем как основное диагностическое направление развития надпороговой аудиометрии выкристаллизовалось раннее выявление поражений VIII нерва, хотя оно не получило окончательного решения и до сих пор.

Вместе с тем вначале аудиометрические тесты, связанные с установлением феномена ускорения нарастания громкости, широко использовались в подтверждении диагноза при самых различных формах тугоухости как нейросенсорного, так и кондуктивного типа. И теперь уже можпо утверждать, что во многих случаях это привело но к уточнению, а к противоречивости диагностических суждений.

Исследование нарастания и выравнивания громкости. Результаты исследования нарастания громкости

Исследование нарастания громкости при ступенчатом повышении интенсивности на 5—10 дб является весьма трудоемким и далеко не всегда может быть проведено в условиях практической работы. Можно упростить методику, применяя с самого начала звуки большой интенсивности. Если, например, при интенсивности звука в 100 дб громкость на оба уха почти выравнивается, то при наличии значительной разницы в пороговых аудиограммах это указывает на положительный тест; если же при этом условии громкость на оба уха сильно различается, значит тест отрицательный.

Этот же принцип положен в основу исследования выравнивания громкости с помощью громкозвучащего камертона. Камертон прилаживают к раздвоенной резиновой трубке так, что звук может достигать обоих ушей. Для этой цели пользуются стетоскопом. Сдавливая поочередно трубки, вставленные в уши, можно сравнивать восприятие звука обоими ушами.

Если больной вначале при максимальном звучании камертона слышит обоими ушами одинаково громко, а по мере затихания камертона громкость на хуже слышащее ухо заметно снижается, то это говорит о наличии феномена выравнивания громкости.

Исследование феномена производится также при опыте Вебера. Если в начале опыта при сильном звучании камертона звук воспринимается посредипе головы, а затем латерализуется влево, это указывает на наличие в правом ухе феномена выравнивания громкости. Сильный звук одинаково громко воспринимался обоими ушами, несмотря па значительную разницу в остроте слуха, т. е. имело место выравнивание громкости. Это выравнивание, естественно, исчезает при постепенном затихании звучания камертона.

исследование нарастания громкости

Исследование феномена базируется на субъективном сравнении ощущения громкости здоровым и больным ухом. Для суждения о выраженности этого феномена целесообразно сравнивать соотношение между интенсивностью звуков и громкостью у данного больного с выведенными в норме данными.

При доведении интенсивности звука до 100 дб громкость восприятия больным ухом будет равна примерно 50 дб. Иное положение имеется при понижении слуха, вызванном поражением волоскового аппарата улитки. Так, при пороге восприятия в 45 дб надпороговое повышение на 50 дб (от 45 до 95 дб) дает повышение громкости примерно на 90 дб, т. е. имеется выравнивание громкости.

Еще более выражен феномен у другого больного (также с поражением улитки): при повышении интенсивности звука всего на 35 дб (от 50 до 85 дб) громкость восприятия стала большей, чем в нормальном ухе. Это явление известно под названием ower recruitment. При заболеваниях слухового нерва феномен отсутствует, а иногда отмечается обратное явление—громкость повышается в меньшей степени, чем интенсивность. Так, при повышении интенсивности на 35 дб (от 60 до 95 дб) громкость повышается лишь на 15 дб.

При двустороннем поражении органа слуха, особенно если нет заметной разницы в слуховой функции между обоими ушами, определение выравнивания громкости становится трудным. В таких случаях применяют так называемый моноауральный метод, состоящий в том, что больной сравнивает громкость различных по высоте звуков—изучается кривая равной громкости.

Тональная пороговая аудиограмма является по существу кривой равной громкости (пороговой) при различной интенсивности тонов. Известно, что при усилении тонов кривая постепенно уплощается, а при 100 дб она становится горизонтальной.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Притворная тугоухость и глухота. Опыт Ломбарда, Говсеева

Недостаток описанных методов исследования состоит в том, что они, как уже сказано, базируются на субъективных ответах обследуемых. Эти ответы требуют часто серьезной цроверки не только в тех случаях, когда обследуемые из тех или иных соображений стремятся скрыть имеющийся дефект слуха либо, наоборот, его преувеличить (аггравация). Значительные противоречия в показаниях бывают и у лиц, искрение желающих дать точные ответы.
Для выявления притворной слухоты существует ряд объективных методов. Остановимся на некоторых наиболее распространенных способах.

Опыт Ломбарда. Обследуемый читает текст или ведет счет. В это время оба уха заглушаются сильным шумом трещотки Барани. Положительный результат свидетельствует о наличии слуха; однако нужно опасаться субъективизма при оцепке изменений громкости голоса и избегать поспешных выводов на основании однократного исследования. Отрицательный результат не может служить доказательством глухоты. Так, у контуженых мы часто не получали положительного результата при наличии у них слуха, что, по-видимому, связано с их заторможенностью; голос не повышался, речь не теряла своего монотонного характера.

притворная тугоухость

Тато (Tato) развил с целью объективной аудиометрии опыт Ломбарда, сделав возможным определение слуховых порогов. На расстоянии 1 м от исследуемого устанавливают микрофон шумомера; на уши надевают наушники. Исследуемому предлагают говорить, читать или, что лучше всего, рассказывать естественным голосом. Устанавливают интенсивность его голоса шумомером. После этого повторяют опыт, одновременно посылая через наушники заглушающий шум в 10, 20, 30, 40 дб и т. д. При помощи шумомера улавливают тот момент, когда исследуемый начинает усиливать голос. В норме это наступает между 10 и 20 дб над слуховым порогом. Таким образом, объективно обнаруживается не только наличие слуха, но и определяется слуховой порог с точностью ±10 дб.

Второй опыт Тато основан на нарушении контроля над собственной речью. Исследуемому предлагают говорить, читать или рассказывать. Применяют прибор, воспринимающий речь исследуемого и передающий ее ему же через усилительную систему. Таким образом, исследуемого заставляют выслушивать то, что говорит он сам, по временам замедляя речь. Показателем наличия слуха является то, что исследуемый также начинает замедлять речь, задерживаться или сбиваться.

Способ Говсеева основан на следующих наблюдениях. Если провести по спине испытуемого одежной щеткой, то нормально слышащий безошибочно определит, что это сделано именно щеткой. Если же по его спине провести ладонью руки, а щеткой по своему платью, то испытуемому с нормальным слухом трудно распознать, проводят ли щетку по его спине или по платью врача, и в своих показаниях он будет путаться, так как у него сочетаются слуховые ощущения с осязательными. В случае глухоты при этом опыте имеются лишь осязательные ощущения и ответы будут четкими. Следовательно, мнимая глухота обнаруживается при путаных показаниях больного.
Рауш-наркоз применялся одно время широко для обнаружения притворной глухоты. Мы его применяли во время Великой Отечественной войны.

Читайте также: