Патогенез Денге. Патологическая анатомия лихорадки Денге

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.12.2024

В случаях «классической» денге инокулированный комаром в организм человека Dengue virus реплицируется в клетках СМФ в течение 5-15 дней, затем попадает в кровь, обусловливая появление клинических признаков болезни Период виремии продолжается в течение 3-5 дней, после чего вирус фиксируется в различных органах и тканях, вызывая развитие умеренно выраженных дегенеративных изменений в почках, печени, миокарде, головном мозге и других органах Характерно развитие периваскулярной инфильтрации в коже, определяющей возникновение у больных макулопапулезной экзантемы.

В клетках кожного периваскулярного инфильтрата может выявляться антиген Dengue virus. Поражение клеток костного мозга обусловливает развитие лейкопении, тромбоцитопении и появление остеоалгий Из органов вирус может вновь выходить в кровь, вызывая развитие второй лихорадочной волны.
Развитие иммунных реакций обеспечивает элиминацию вирусов и формирование у реконвалесцентов непродолжительного гомотипичного (гомологичного) иммунитета

В возникновении геморрагической/шоковой формы денге (ГШД) ведущая роль отводится фактору заражения гетерологичным серотипом Dengue virus на фоне сохранения анти-Dengue-IgG к предыдущему серотипу вируса. Последние могут быть как результатом недавно (1-4 года тому назад) перенесенной «классической» формы инфекции, так и следствием трансплацентарной передачи «пассивных» антител.

При заражении новым антигенным вариантом Dengue virus предсуществующие специфические IgG-антитела, взаимодействуя с Fc-Rl рецепторами на мембране моноцитарно-макрофагальной клетки-мишени, усиливают патогенный эффект вируса, обеспечивая более легкую его интернализацию в клетку.


Активная репликация вируса и высвобождение вирусных антигенов в условиях вторичного иммунного ответа способствует образованию иммунных комплексов, усилению альтернативного пути активации комплемента с увеличением содержания С3а и С5а, активизации кининовой системы, повышению продукции лимфокинов, в частности sTNFr (сывороточный растворимый фактор некроза опухолей), TNF-a (фактор некроза опухолей-альфа), IFn-y (интерферон-гамма), IL1, IL8 и других медиаторов, что приводит к апоптозу эндотелиоцитов с увеличением проницаемости и ломкости сосудистой стенки, развитию экстравазации и геморрагии.

Наряду с этим при ГШД развивается супрессия тромбоцитогенеза в юстном мозге и нарушение функции тромбоцитов, что способствует прогрессированию геморрагического синдрома

В развитии ГШД определенное значение имеют этническая принадлежность больного (у лиц кавказской группы болезнь развивается чаще, чем у негроидов), состояние питания (болезнь чаще возникает у детей с пониженным питанием), пол и возраст (среди больных преобладают девочки моложе 15 лет), а также свойства вируса (при заражении юго-восточноазиатскими штаммами DEN 2 ГШД развивается несколько чаще) Вследствие повышенной проницаемости эндотелиальной стенки происходит перемещение плазмы крови во внесосудистый сектор (плевральная и брюшная полости, забрюшинная клетчатка, интерстициальное пространство внутренних органов), развивается гиповолемия со сгущением крови, что обусловливает развитие шоковых реакций.

В результате нарушения тромбообразования и функции тромбоцитов в условиях повышенной ломкости сосудистой стенки происходит экстравазация крови. Развитие ДВС-синдрома обеспечивает прогрессирование геморрагического синдрома с развитием массивных кровотечений.

У погибших от ГШД обнаруживаются геморрагии в эндокарде и эпикарде, кровоизлияния в плевре и паренхиме легких, в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта и в коже. В мелких сосудах наблюдаются набухание эндотелия, повышение проницаемости капиллярной стенки и периваскулярный отек, круглоклеточная инфильтрация, особенно в области экзантемы. Во внутренних органах (печень, почки, миокард, надпочечники) и в ткани головного мозга отмечаются отек и выраженные дистрофические изменения и очаги некрозов.

-