Рекрутирование эозинофилов. Общие механизмы рекрутирования эозинофилов.
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 21.12.2024
В рекрутировании эозинофилов принимают участие как общие механизмы (для всех типов клеток), так и механизмы, специфические для эозинофилов.
1. Эмиграция эозинофилов из кровотока начинается с этапа его контакта с эндотелием, что успешнее проходит в капиллярах в связи с их маленьким просветом.
2. По соседству с участком воспаления рецепторы для L-селектина на неактивированных эозинофилах взаимодействуют с активированными местно эндотелиальными клетками капилляров, вероятно, через Е-се-лектин. В результате этого контакта и под воздействием тока крови происходит процесс перекатывания или скольжения эозинофила по поверхности эндотелиальной клетки. Этот процесс получил название "роллинга". В результате него происходит замедление тока крови и активация клеток под влиянием медиаторов, содержащихся местно.
3. Клеточные факторы, диффундирующие из зоны воспаления через эндотелиальный барьер, такие, как цитокины и липидные медиаторы, продуцируемые периваскулярными лимфоцитами и макрофагами, а также эндотелиальными клетками, могут теперь активировать эози-нофилы, что приводит к повышению аффинитета и экспрессии молекул адгезии на поверхности эозинофилов. Среди рецепторов адгезии можно выделить интегрин VLA-4 (CDw49d/CD29), который связывается с VCAM-1 на эндотелиальной клетке, и р2-интегрин LFA-1 (CDlla/CD18), Mac-1 (CDllb/CD18) и р150.95 (CDllc/CD18), которые связываются с ICAM-1.
4. Хемоаттрактанты (IL-2, IL-5, RANTES, PAF), диффундирующие из зоны воспаления, могут индуцировать миграционный ответ эозинофилов, а впоследствии инициируют трансэндотелиальную миграцию (диапедез), в течение которого лейкоциты эмигрируют между эндотелиальными клетками. Для облегчения процесса трансмиграции адгезия эозинофила к эндотелиальной клетке должна быть ослаблена, что достигается в результате угнетения экспрессии рецепторов или их шеддинга (сбрасывания). Некоторые работы подтверждают, что эозинофилы в процессе миграции в ткани бронхов in vivo или через монослой эндотелиальных клеток in vitro сбрасывают L-селектин.
5. Трансмигрировавшие эозинофилы движутся под влиянием хемотактического градиента в зону воспаления. На этом этапе прямой миграции клеток может способствовать не только повышенная концентрация хемотаксических факторов, но также взаимодействие интегринов на поверхности эозинофилов и внеклеточных белков тканевых клеток.
6. По мере приближения эозинофилов к очагу воспаления клетки испытывают влияние смеси высоких концентраций цитокинов, липидных медиаторов, нейропептидов и т.д. Спектр и соотношение секретированных медиаторов определяет степень активации эозинофилов. Эффект большинства факторов является дозозависимым. В итоге, под воздействием высоких концентраций хемотаксических факторов, например PAF, происходит потеря клетками чувствительности и функциональной активности, т.е. их десенситизация.
7. Во время заключительной стадии продолжительная экспозиция тканей или трансмигрировавших эозинофилов в присутствии цитокинов, высвободившихся в течение воспалительной реакции, может повысить их жизнеспособность и восстановить утраченные провоспалительные свойства (ресенситизация), такие, как высвобождение гранулярных белков, липидных медиаторов, кислородных радикалов.
Специфические механизмы рекрутирования эозинофилов.
Как было указано выше, интегрин VLA-4 (CD49d/CD29) был выявлен только на эозинофилах, базофилах, лимфоцитах, моноцитах и дендритных клетках, но не на нейтрофилах. Это подтверждает возможность существования более селективных механизмов рекрутирования эозинофилов и базофилов через взаимодействие VLA-4/VCAM-1. Также было показано, что IL-4 индуцирует экспрессию VCAM-1 на эндотелии, приводящую к селективной адгезии на нем эозинофилов и базофилов.
Второй возможный механизм селективного рекрутирования эозинофилов может заключаться в секреции специфических хемоаттрактантов: IL-2, IL-5 и LCF. Если IL-5 активирует только эозинофилы, то IL-2 и LCF также одновременно с эозинофилами рекрутируют CD4+ лимфоциты.