Висцеральный лейшманиоз. Формы и возбудитель висцерального лейшманиоза

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 06.11.2024

Детский лейшманиоз, кала-азар, внутренний лейшманиоз (русек.), leishmaniasis visceralis (лат.), visceral leishmaniasis, black sickness (англ.), kalaazar (инд.), leishmamose viscerale, leislimamose inFantile (франц.), viszerale Leislimaniase Lingeweide-Leislimartiase (нем.), leishmaniosis visceral, leishmaniosis infantit (исп.)

Висцеральный лейшманиоз — трансмиссивная болезнь тропических и субтропических стран, характеризующаяся хроническим течением, периодическим повышением температуры различной продолжительности, прогрессирующим малокровием, лейкопенией, гранулоцитопенией. гепатоспленомегалией и истощением. Переносчики: москиты—флеботомусы.

Лейшманиоз внутренних органов был известен с древнейших времен под разными названиями: в Мидии — лихорадка дум-дум, бурдван-лихорадка, кала-дух, кала-ивар, кала-азар и др.; в Китае — йн-п'и; в Средиземноморье — цанаки, пускара,понос и др.

Наличие висцерального лейшманиоза на территории СССР было установлено в начале XX века. В 1909 г. в Вене Sluca и Zarfl распознали ато заболевание- у больного, приехавшего из Ташкента. Второй случаи описан Е. И. Марциновским в 1910 г. в г. Климовичи бывшей Могилевской губернии у девочки в возрасте 1 года 9 месяцев, привезенной с юга. В 1910 г. заболевание было установлено М. Н. Никифоровым в Москве при вскрытии трупа 6-летней девочки, привезенной из Ташкента. В дальнейшем В. Л. Якимов (1913) н А. Г, Гурко (1913) установили, что в республиках Средней Азии и Закавказья имеются эндемичные очаги болезни.


Различают две основные формы висцерального лейшманиоза: индийский кала-азар и средиземноморский, ранее обозначавшийся как детский, висцеральный, лейшманиоз. При этом необходимо иметь в виду наличие географически х вариантов этих форм в различных странах или ландшафтах, с различными условиями внешней среды и социально-бытовой спецификой населения.

При висцеральном лейшманиозе наблюдается как естественный, так и приобретенный иммунитет. О возможности естественного иммунитета говорят случаи отсутствий генерализации процесса при наличия первичного аффекта (И. А. Мирзоян, 1941; М. Н. Мевзос, 1955). О возникновении приобретенного иммунитета свидетельствуют факты самоизлечения от висцерального лейшманиоза (Р. С. Гершеиовнч, 1947), а также отсутствие повторных заболеваний (Laveran, 1917; Craig и Faust, 1945; Д. Т. Кульберсон, 1948, и др.).

Для установления приобретенного иммунитета предложена кожная проба с лейшманином (Manson-Bahr, 1961). Реакция становится положительной через 1—2 месяца после проведения полного курса лечения, а также у лиц. иммунизированных в эксперименте штаммами лейшманий от животных, В эндемичных очагах положительная кожная проба наблюдается у известного процента населения, в отношении которого можно допустить ранее перенесенное заболевание со спонтанным излечением.

На месте укуса москита через несколько дней или недель в ряде случаев возникает небольшая папула, являющаяся первичным аффектом. После расчесов папула может изъязвляться и покрываться корочкой. Язвочка поверхностная и после ее исчезновения не остается рубца.

Первичный аффект при висцеральном лейшманиозе наблюдала в Узбекской ССР Л. Ф. Бурова (1932), обнаружившая в Ташкенте L. donovani в соскобе папул, расположенных на коже липа (в 2 случаях) и руки (в одном случае). Затем первичный аффект описали В. П. Петров (1936), Р. С. Гершеиовнч (1936) и К. Г. Титов (1938). Детальное описание случаев появления папулой или пятен на коже лица, в соскобе которых были обнаружены лейшманин, с последующим — через несколько месяцев — развитием клинической картины висцерального лейшманиоза и появлением лейшманин в пунктате костного мозга дал Н. А. Мнрзоян (1941) в Самарканде.
Первичный аффект наблюдали также в Судане Kirk и Cole (1944). в Грузинской ССР Г. М. Маруашвили (1948), а Казахской ССР Ф. Чун-Сюн (1962) и др.

-