Влияние радия на ухо. Воздействие рентгеновского облучения на ухо
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 21.12.2024
Т. Н. Мильштейн изучала действие радия на ухо животных (кроликов, у которых удобнее впоследствии наблюдать лабиринтные реакции выпадения). Травма наносилась путем «радиевого укола» при помощи особого аппарата с эманацией, испускавшего очень узкий пучок лучей для изолированного поражения намеченной планом опыта части лабиринта, например области круглого или овального окна.
В первом случае вестибулярный аппарат не давал никакой реакции; во втором — при нацеливании луча на овальное окно получался ряд рефлексов: нистагм положения, тонические рефлексы на мышцах шеи и туловища при отсутствии спонтанного нистагма и при сохранности обычных лабиринтных реакций на вращение и калоризацию. Гистологический контроль обнаруживал наличие эксудата под дном перепончатого лабиринта и даже пронизывание его форменными элементами; эксудат располагался вокруг тромбированного капилляра.
Все это указывало на ограниченное в пространстве действие радиевого укола. Найденное близко напомннало травму лабиринта при искусственном, механическом вдавливании стремечка в глубину овального окна; там тоже можно было констатировать подобные изменения и приблизительно в том же месте лабиринта. Все это дает право считать, что при «направленной» радиотравме можно довольно точно вызвать разрушение на определенном участке.
Н. А. Паутов изучал действие рентгеновых лучей на кроликах и морских свинках и, в частности, влияние облучения на динамику травм. Оказалось, например, что после ампутации ушной раковины у необлученных кроликов рана заживает типично, не оставляя стриктуры в наружном слуховом проходе. Наоборот, у облученных животных спустя некоторое время начинается нагноение и распад краев раны и в конце концов образуется стриктура прохода.
Не только при местном, но и при общем облучении животных спустя очень большой срок могут развиваться лабиринтиты, что было подтверждено гистологическими данными, полученными на препаратах височной кости (Н. И. Иванов).
По Н. А. Паутову, лабиринтные заболевания наблюдались даже спустя 11 месяцев после актинической травмы. У кроликов бурные явления лабиринтита (вестибулярные) были выражены сильнее, чем у свинок. Важно отметить, что с течением времени некоторые признаки уже исчезают, например шкурка животных успевает прийти к норме, а в крови еще существуют изменения и даже в поздних периодах, во время операции ткани рвутся, как при какой-нибудь злокачественной опухоли (саркома), и сильно кровоточат.
По Н. А. Паутову, если оперировать облученных животных, то в промежутках до 3 недель рана заживает, как в норме; если же оперировать после этого срока, когда появляются симптомы местной лучевой болезни, то края раны расползаются; но если применить антибиотики, например бициллин, то удается получить первичное натяжение. Из этого можно сделать вывод, что незаживление раны зависело от инфекции. Кроме того, в указанном начальном периоде после облучения очень повышена кровоточивость, которая впоследствии может сменяться обратным состоянием.
Эксперименты Н. А. Паутова показали, что при действии рентгеновых лучей у кроликов некоторые явления регенерации запаздывают, например, когда животные начинают выздоравливать, то можно видеть, что шкурка у них опять уже стала пышной, а в крови и тканях еще не все в порядке; даже в поздних стадиях в тканях во время операций обнаруживается дряблость. Лабиринтиты наблюдались иногда спустя много месяцев после облучения. При ампутации ушной раковины у необлученпых кроликов рана заживала типично, а у облученных — имелись разнообразные дефекты заживления.
Н. И. Иванов обнаруживал при гистологической обработке патологическую картину, типичную для лучевого поражения: кровоизлияния и серозный эксудат в полостях внутреннего уха и атрофично-дегеиеративные изменения кортиевого органа.
-