Взаимодействие яичка и простаты. Простато-тестикулярные взаимодействия Белова.
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 21.12.2024
При клиническом анализе и прогностической оценке выявленных у пациентов особенностей протекания сексуальной абстиненции следует учитывать своеобразный регуляторный механизм, описанный в 1912 г. Н. А. Беловым. Как известно, предстательная железа является мышечно-железистым органом, причем морфологическое строение железистой части не оставляет никаких сомнений в том, что орган этот относится к типичным железам с внешней секрецией. Между тем простатический сок, представляющий собой внешний секрет предстательной железы, «не будучи использованным в половом акте», как пишет Н. А. Белов, «переполняя железистые ходы, всасывается и поступает в проток кровообращения... Тогда, поступая в кровь, внешний секрет обращается как бы во внутренний (не истинная, а, так сказать, факультативная внутренняя секреция) и действует на различные части организма».
Для сексолога же наиболее важно действие сока простаты на тестикулы, в частности, на спермиогенез. Как показали впрыскивания водных экстрактов предстательной железы здоровым собакам и пересадка простаты в брюшную полость подопытных животных, простатическая секреция в малых дозах возбуждает спермиогенез, а в больших подавляет его. С другой стороны, многочисленные экспериментальные и клинические данные свидетельствуют о наличии прямого стимулирующего влияния тести-кулярных андрогенов на морфологическое развитие и функцию предстательной железы. Отмеченные отношения складываются в своеобразную функциональную систему, механизм действия и общебиологическое значение которой описываются Н. А. Беловым следующим образом: «...при слишком большой частоте половых актов они могли бы перестать быть плодотворными вследствие того, что семенные железы при равномерной работе не поспевали бы создавать достаточное количество семенных телец.
Посмотрим, каким образом в этом отношении происходит ауторегуляция в организме. Это и есть самый интересный вопрос синергетики.
Начнем с того момента, когда предстательная железа и семенные железы только что дозрели. С этого времени равномерная секреторная деятельность семенных желез постепенно все в большей и большей степени действует на простату, повышая ее функциональную мощь. Предстательная железа переполняется секретом, повышает свою внутренне-секреторную деятельность (истинную или факультативную — в данном случае совершенно безразлично), а все это в избытке повышает половую потентность самца; в то же время libido sexualis повышено под влиянием секреции семенных желез. В это время может настать два исхода такого состояния: или 1) для самца явится возможность вступить в половой акт, или 2) таковой возможности не явится. В первом случае предстательная железа опорожнится от своего секрета, ее факультативная внутренняя секреция понизится вследствие отсутствия переполнения (или же понизится истинная внутренняя секреция от временного уменьшения прилива к органу), следом понизится половая потентность самца, но уменьшенная простатическая секреция начнет повышать деятельность семенных желез, повышать сперматогенез, что в конце концов снова повысит секрецию предстательной железы, а следовательно, все подготовит к новому половому акту.
Если же будет иметь место второй случай, то переполненная простата даст избыток факультативной внутренней секреции (или истинной под влиянием прилива), а избыток ее понизит секрецию семенных желез, следовательно, с их стороны перестанут поступать импульсы на предстательную железу, дальнейшее ее переполнение прекратится и вся простатотестикулярная система как бы замрет в ожидании полового акта.
Таким образом регулируется работа половой сферы самца. Всем известно, что чем чаще имеет место coitus, тем больше к нему проявляется стремление. При редких половых сношениях и libido sexualis становится более умеренным».
Описанный Н. А. Беловым механизм влияния простаты на функциональную активность семенников демонстрирует более редкий частный случай биологической саморегуляции, когда система обратных связей обеспечивает не стабилизацию уровня активности (тип регуляции, наиболее распространенный среди биологических объектов), а, наоборот, более энергичную адаптацию к крайним, экстремальным условиям существования: от максимальной мобилизации половых возможностей к максимальному их подавлению, или, в других условиях, в обратном порядке.
Клинические наблюдения подтверждают приложимость вскрытых Н. А. Беловым закономерностей и к человеку, хотя, как отмечает и сам автор, «эта ритмичность менее заметна в жизни людей». Ориентировку в сложных взаимоотношениях феномена Н. А. Белова облегчает схема, представленная на рисунке: если в левой части верхний полюс со знаком плюс обозначает повышение внутрисекреторной активности, а нижний, со знаком минус, — снижение, то, как показывают стрелки, повышение внутрисекреторной активности семенников повышает активность простаты и, наоборот, снижение внутрисекреторной активности семенников снижает активность простаты. Клинически феномен подтверждается тем, что патологические процессы, вызывающие атрофию семенников, порождают вторичную атрофию простаты.
Что же касается влияния простаты на семенники, то здесь отношения оказываются обратными: повышение «внутрисекреторной» (факультативной) активности простаты угнетает функцию семенников, в то. время как снижение возбуждает. Поскольку же усиление внутрисекреторной деятельности простаты связано с накоплением секрета в периоды полового воздержания, т. е. уменьшением активности простаты как железы с внешней секрецией, то именно в эти периоды и происходит подавление тестикулярной активности. Наоборот, при интенсификации половой деятельности, когда вследствие выделения секрета предстательной железы вовне снижается внутрисекреторная активность простаты, — происходит активация семенников.