Святой валентин и эпилепсия
"ДС" продолжает серию материалов "История болезни". Ранее мы рассказали о чахотке, считавшейся болезнью аристократии, испанке - штамме гриппа, который выкосил чуть ли не треть планеты, паротите, известном всем под названием "свинка", опасной для девочек краснухе, "детской" кори, которой стоит бояться взрослым, многоликом гепатите, "стеклянной болезни" остеопорозе, полиомиелите, приковавшем к коляске президента США Рузвельта, роже, сифилисе, варикозной болезни, "сахарной болезни" диабете, о том, что ни один человек, рожденный после 1979-го, не защищен от оспы, почему украинцам стоит бояться малярии, как Украина стала одной из первых стран, где начали лечить бешенство и как в старину лечили зубы.
14 февраля - день особенный. Ведь святой Валентин считается не только защитником влюбленных, но и покровителем страдающих от эпилепсии. Во всяком случае в Европе. Этот факт впервые получил широкую огласку 14 февраля 2009 г., когда в столице Польши Варшаве прошли мероприятия, приуроченные ко Дню борьбы с эпилепсией. Через два года в День влюбленных уже отмечали Европейский день борьбы с эпилепсией. А с 2015 г. Международный день борьбы с эпилепсией под эгидой Международного бюро по эпилепсии и Международной лиги борьбы против эпилепсии получил в календаре памятных дат собственную прописку - второй понедельник февраля. В этом году он придется на канун Дня святого Валентина.
Внезапный вскрик, падение, потеря сознания, судороги, пена изо рта. То, что большинство из нас слышало об эпилепсии, приводит в ужас. Впрочем, неподготовленных свидетелей генерализованного (синонимы - общего, большого) эпилептического приступа можно понять - это в самом деле тяжелое зрелище. Однако далеко не во всех случаях эпилепсия проявляется именно так. Это многоликое заболевание является одной из наиболее распространенных нервных болезней, занимая третье место после инсульта и болезни Альцгеймера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эпилепсия ежегодно регистрируется у 2,4 млн человек и оценивается в 0,5% глобального бремени болезней. При этом ни возрастных, ни социальных, ни расовых границ не имеет. Не связана болезнь и с интеллектуальными способностями, человеческими качествами, профессиональными навыками и талантом.
Большой эпилептический припадок настолько заметен, что эпилепсия стала одним из первых заболеваний, привлекших внимание человека. Как утверждают знатоки древнеиндийской медицины ведического периода, первую четкую трактовку и описание недуг получили между 4 000 и 1 500 гг. до нашей эры. Более точную дату установить трудно - Веды (древнейшее священное писание индуизма) записывались в период XVI - V вв. до н. э., а до того длительное время существовали исключительно в устной форме. А вот факт, что сведения об этой болезни присутствуют на выставленных в Лондонском музее Вавилонских глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н. э., бесспорен. Более того, 40 этих бесценных артефактов содержат описания различных типов припадков, выделяемых и сегодня. Впрочем, в те времена объяснения им были даны самые мистические, в связи с чем рекомендации по лечению включали и спиритические сеансы. Заболевшему это, безусловно, не помогало, но и не вредило, что само по себе хорошо.
Страдания не кончились даже тогда, когда наивной вере в козни дьявола и заразность эпилепсии был положен конец. По непонятной причине ученые умы просвещенного ХVIII в. стали считать эпилептические припадки разновидностью сумасшествия. Госпитализация несчастных в клиники для душевнобольных, а то и тотальная изоляция от пациентов любого иного профиля продолжилась вплоть до середины ХIХ в. К несчастью, в отсутствие сколь-нибудь эффективного лечения и то и другое, по сути, превращалось в пожизненное заключение.
Первая специализированная клиника для лечения эпилепсии была открыта в Лондоне в 1857 г. Это выдающееся событие ознаменовало выделение неврологии из психиатрии в самостоятельную науку. Тогда же в терапии болезни начали применяться бромиды, а врачи отметили первый реальный успех. Эти средства не всегда срабатывали и имели массу побочных действий, но прежде не удавалось достичь и таких результатов. До конца века чудесные лекарства получили активное применение в Европе и Соединенных Штатах Америки.
И все же настоящий научный фундамент в изучении эпилепсии заложил английский невролог Джон Хьюлингс Джексон в 1873-м. Талантливый врач предположил, что характер судорог напрямую связан с локализацией и выраженностью неких подвижных процессов в головном мозге. Эта идея стала выглядеть еще более зрелой, когда в 1875-м английский физиолог и хирург Ричард Катон обнаружил, что мозг проявляет электрическую активность.
Так что, похоже, одновременное покровительство святого Валентина тем, кто борется с эпилепсией, и стремящимся быть вместе любящим сердцам, - это очень правильно. Пусть у них все получится.
Святой мученик Валентин Римлянин считается у католиков покровителем не только влюбленных, но и эпилептиков. Раньше эпилепсию даже называли болезнью святого Валентина. Считалось, что молитва именно к этому святому поможет избавиться от болезни. Как возникла связь между Валентином и эпилепсией?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала познакомиться с явлением, которое филологи-слависты Н. И. и С. М. Толстые назвали этимологической магией. Она состоит в том, что созвучные слова (независимо от того, случайно или нет это созвучие) сближаются в сознании людей, и возникающая связь отражается в фольклоре, обрядах, связанных с объектами, которые этими словами обозначаются.
В некоторых областях Болгарии святой Игнат почитается как повелитель огня (его называют Игнат-огният), бытовые запреты в день его праздника объясняются стремлением уберечь дом от пожара. Иногда у тех же болгар имя святого сближается со словом инат ‘упрямый, своенравный’. Считают, что если не почитать святого Игната, он будет вредить людям, делать всё наперекор. Человек, заболевший в день Игната, будет болеть долго. В этот день старались не запрягать лошадей и волов, чтобы те не были упрямыми.
Святого Вита (серб. Вид) сербы, хорваты и словенцы почитали как покровителя зрения (ср. вид ‘зрение’). Сербы называли словами вид, видац, видовача или видова трава целебное растение, которое улучшает зрение. Это растение следовало собирать накануне дня святого Вита, настаивать на воде, умываться настоем и тереть травой глаза. А в северо-восточной Боснии девушки клали эту траву под подушку, чтобы увидеть суженого во сне. Нам видова трава известна под названием очный цвет (Anagallis arvensis).
Народная этимология сближала имя святого Власия со словом волос, которое имело значение ‘болезнь скота’. Эта болезнь представлялась в народе как едва видимый, тонкий, как волосок, червячок. Чтобы она не поразила животных, их хозяин постился в день святого Власия.
Сербы в день святой Варвары варили особое блюдо из смеси различных злаков. Это блюдо называлось варица (а в восточно-сербских диалектах и вовсе - вьрвара), а его приготовление, как считалось, способствовало хорошему урожаю и плодовитости скота.
В Восточной Сербии рудокопы особо почитали святого Прокофия (Прокопия). В его день устраивался особый праздник рударска слава с жертвоприношением свиньи или овцы. По другому сербскому поверью, могильщики в день святого Прокопия не должны были копать новую могилу, иначе им грозит беда. А болгары Трояновского округа считали, что в этот день нельзя копать огород, иначе Прокопий ударит их мотыгой. Все эти приметы возникли из-за созвучия имени Прокопий и глагола копать.
Греки сближали имя святого Спиридона со словом σπύρι ‘сыпь, прыщи, опухоли’, поэтому в Северной Греции его считали защитником детей от оспы и воспаления миндалин.
Имя святого Варфоломея болгары сближали со словом въртоглавие ‘головокружение’, а святого Елисея – со словом олисяване ‘облысение’. В праздники этих святых не работали, чтобы не подвергнуться таким напастям.
Румыны связывали имя святого Фоки со словом foc ‘огонь’. Поэтому в румынских поверьях Фока стал братом святого Ильи, связанного с громом и молнией. Также Фока, как считали румыны, поджигает нивы земледельцев, не почитающих святых и нарушающих запреты на работу в поле.
Подобные верования имелись не только у славянских и балканских народов. Например, святая Люция у романских и германских народов считалась целительницей глазных болезней из-за того, что ее имя образовано от латинского слова lux ‘свет’.
Этот же механизм и вызвал связь святого Валентина и эпилепсии. Название эпилепсии в народе порой образуется от глагола, означающего ‘падать’ (вспомним старинное русское название падучая). А латинское имя Valentinus оказалось созвучным с древневерхненемецким глаголом fallan ‘падать’ (ср. англ. to fall). Из-за этого созвучия сначала у германоязычных народов, а потом и у их соседей Валентин стал почитаться как целитель эпилепсии.
14 февраля Католическая Церковь отмечает память двух одноименных святых - пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба священномученика жили в III веке в Италии, и оба приняли мученическую смерть через отсечение главы. Так какой же из двух Валентинов является покровителем влюбленных? Одни источники отдают предпочтение пресвитеру, другие - епископу. Для верующего человека самый достоверный источник информации о святом - это его житие. О чем же повествует житие священномучеников, живших в первохристианские времена, когда Церковь была едина и не было разделения на православных и католиков?
В житие пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 19 июля) сказано о том, что после того, как обратил в христианскую веру императорского советника Астерия, был обезглавлен по приказу императора Клавдия. Никакого намека на романтическую историю о любви в житие святого нет.
О Валентине, епископе Тернийском в католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжелой болезни (в некоторых переводах написано - от жестокого хондроза), а затем был обезглавлен за распространение христовой веры в городе Интерамне (современное название города - Терни). Житие католического святого епископа Валентина Тернийского во многом напоминает житие
православного святого Валентна, епископа Интерамского (память 12 августа). Совпадает также и время их мученической кончины.
Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына ученого язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен и он никак не мог выпрямиться (жестокий хондроз?). Причем излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случаи уверовали во Христа и сам Херимон, и его ученый отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина и тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.
В некоторых православных справочниках ("Полный православный богословский энциклопедический словарь") епископы Валентин Тернийский и Валентин Интерамский приводятся, как одно и то же лицо. Другие авторитетные источники (к примеру, "Полный месяцеслов Востока" архиепископа Сергия) считают, что для идентичности святых нет достаточных оснований и делают осторожную пометку: "вероятно одно и то же лицо". Так или иначе, самоотверженная жизнь и мученическая смерть этих святых достойна уважения. Но, опять же, в их житиях мы не находим никаких намеков на историю с красавицей, которую мученик Валентин исцелил от слепоты и которой перед казнью написал любовное послание ("валентинку"). Всех этих событий, положивших основу романтичного праздника, в житиях ни одного из Валентинов не оказалось. И действительно, история о Валентине и "валентинках" поначалу никакого отношения к вышеназванным святым не имела.
История праздника уходит во времена первых американских поселенцев. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого света. Одной из таких легенд и была история римского патриция Валентина, тайного христианина, жившего в середине III века в период жестоких гонений на христиан. Валентин не только был сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды, во время тайного венчания его служанки с римским воином, стражники задержали показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого Валентина из-за уважения к его званию. Всех задержанных обвинили в принадлежности к запрещенной секте и поместили в местную тюрьму.
Патриций Валентин тщетно искал возможности поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой для них смертью, пока не повстречал дочь начальника тюрьмы - слепую некрасивую девочку, над которой все издевались из-за ее недуга. Через нее-то и решил он отправить весточку в темницу. Поскольку передать письменное сообщение было опасно, патрицию пришла мысль отправить в тюрьму каждому из узников устное послание и вырезанное из бумаги сердечко окрашенное в красный цвет, как символ Божьей любви, которая укрепляет верующих во всех бедах и страданиях. Несколько таких сердечек с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в темнице христианам. Ободренные узники приготовились достойно встретить уготованную им смерть от диких зверей на арене цирка. Но неожиданно в тюрьму пришел сам патриций Валентин.
Валентин предложил себя в обмен на свободу своих слуг. Кровавые сцены на аренах кирка, где голодные звери набрасывались на христиан, стали уже для жителей Рима обычным приевшимся развлечением. Но чтобы на арене оказался знатный патриций - это стоило многого. Всех христиан отпустили, а Валентин, передав красное сердечко ("валентинку") слепой дочери тюремщика, шагнул навстречу смерти. Взяв в руки бумажное сердечко потрясенная девочка вдруг прозрела и увидела свет. Окружающие же неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка, прекрасна.
Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного ребенка. Вот такая красивая, по своей сути христианская, история.
Трудно сказать каким образом историю мужественного патриция приписали священнослужителю по имени Валентин, но из Америки в Европу эта легенда вернулась несколько в иной интерпретации вместе с шумным праздником, который докатился и до нашей страны.
В американизированном варианте Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал влюбленные пары. Задержанный римскими властями, в тюрьме он излечил от слепоты дочку тюремщика и влюбился и нее. Перед казнью монах Валентин послал предмету своей любви письмо и форме сердечка ("валентинку"), и котором восхищался ее красотой и молодостью. Вот этот-то факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь приуготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской страстью?
Немало было высказано и напечатано по этому поводу едкого, уходя от проблемы светского характера праздника к сомнению в святости самого мученика. Но как оказалось никто из священномучеников Валентинов (ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский, ни епископ Интерамский) к легенде, которая легла в основу праздника, не имеют никакого отношения.
Так как же относиться ко дню Валентина, к которому уже готовится молодежь от детских садов до университетов и академий? Как воспринимать "день любви", кое-где уже превратившийся в явное непотребство? Призывы игнорировать празднование памяти католического святого ничего не дадут, так как выяснилось, что, во-первых, к празднику он никакого отношения не имеет, а, во-вторых, святой этот чтится и православными (по крайнем мере один из предполагаемых прообразов).
Как поступить в этой ситуации подсказывает случай из жизни одного небольшого города европейской части России. Жители бывшего уездного городка, сохранившего добрые провинциальные традиции, выступили против агрессивной американизации облика города: против рекламных щитов с иностранными надписями, казино, ночных клубов и прочей западной мишуры. Борьба эта ни к чему не приводила, пока несколько православных предпринимателей не пустили шапку по кругу и возродили дореволюционную чайную. К удивлению чайная, ставшая в городе популярной, неожиданно быстро окупила затраты и стала приносить прибыль, направить которую было решено на возрождение отечественных традиций. Постепенно из города исчезло то, против чего безуспешно боролись городские активисты. Никто конечно не заменял плакаты с рекламой пепси на плакаты "Молодежь выбирает квас!", но таких рекламных щитов, как в Новосибирске, на которых обкуренный малец, растопыренными пальцами призывает народ в Нью-Йорк на тусовку, в этом городе не увидишь. Вывод из приведенной истории простой - запреты ни к чему не приведут. Самый эффективный метод противостоять экспансии западного образа жизни - это возрождение собственного утраченного.
В связи с днем святого Валентина стоит вспомнить, что среди почитаемых православных святых найдется не мало, жизнь которых для современной молодежи достойна подражания. Удивительно романтична, к примеру, история благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских. Излеченный дочерью пчеловода Февронией от проказы, князь повенчался с ней, но гордые бояре, не потерпев княгини-простолюдинки, предложили князю отказаться от законной супруги. Не желая принести в жертву княжению свою любовь и клятву верности, князь предпочел изгнание. По
требованию народа святые супруги были возвращены в Муром, где княжили справедливо, прожили жизнь долгую и счастливую и умерли в один день и час, приняв перед смертью иноческий постриг с именами Давид и Евфросиния. С тех пор родители просят у святых Петра и Февронии молитв перед Господом за своих детей, вступающих в брак.
Благоверные князья Петр и Феврония Муромские не единственные православные святые, которые являются покровителями счастливого брака. Если бы современная молодежь воспитывалась на святоотеческом наследии, а не на сомнительных легендах, то не нужно было бы в епархиальном управлении заводить специальные бланки для написания просьб о расторжении церковного брака. Как часты нынче венчания в храме, также и часты просьбы эти церковные браки расторгнуть. А все потому, что в современное понятие любви нынче входит многое - от юношеской влюбленности до элементарного скотства, но вот о жертвенности ради любимого и близкого человека как-то забыли. Житие Петра и Февронии - достойный пример той жертвенности, которой была окрашена и легенда о римском патриции мученике Валентине, и которая совершенно исчезла из американизированного ее варианта о монахе мученике Валентине.
Возвращаясь к истории о мученике Валентине, которую хранили в своих сердцах американские выходцы из Европы, и которую так опошлили их потомки, можно сказать, что истинное значение дня святого Валентина – это готовность отдать себя ради тех кого любишь, как около 2000 лет назад ради нашего спасения принес Себя в жертву Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос. Что же касается шумного светского характера дня памяти мученика Валентина с его викторинами, шоу-программами и прочей пошлой мишурой, то за это всем нам стоит попросить прощения у святого, отдавшего свою жизнь за Христа и сложившего голову "ради други своя".
Святой мученик Валентин Римлянин считается у католиков покровителем не только влюбленных, но и эпилептиков. Раньше эпилепсию даже называли болезнью святого Валентина. Считалось, что молитва именно к этому святому поможет избавиться от болезни. Как возникла связь между Валентином и эпилепсией?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала познакомиться с явлением, которое филологи-слависты Н. И. и С. М. Толстые назвали этимологической магией. Она состоит в том, что созвучные слова (независимо от того, случайно или нет это созвучие) сближаются в сознании людей, и возникающая связь отражается в фольклоре, обрядах, связанных с объектами, которые этими словами обозначаются.
В некоторых областях Болгарии святой Игнат почитается как повелитель огня (его называют Игнат-огният), бытовые запреты в день его праздника объясняются стремлением уберечь дом от пожара. Иногда у тех же болгар имя святого сближается со словом инат ‘упрямый, своенравный’. Считают, что если не почитать святого Игната, он будет вредить людям, делать всё наперекор. Человек, заболевший в день Игната, будет болеть долго. В этот день старались не запрягать лошадей и волов, чтобы те не были упрямыми.
Святого Вита (серб. Вид) сербы, хорваты и словенцы почитали как покровителя зрения (ср. вид ‘зрение’). Сербы называли словами вид, видац, видовача или видова трава целебное растение, которое улучшает зрение. Это растение следовало собирать накануне дня святого Вита, настаивать на воде, умываться настоем и тереть травой глаза. А в северо-восточной Боснии девушки клали эту траву под подушку, чтобы увидеть суженого во сне. Нам видова трава известна под названием очный цвет (Anagallis arvensis).
Народная этимология сближала имя святого Власия со словом волос, которое имело значение ‘болезнь скота’. Эта болезнь представлялась в народе как едва видимый, тонкий, как волосок, червячок. Чтобы она не поразила животных, их хозяин постился в день святого Власия.
Сербы в день святой Варвары варили особое блюдо из смеси различных злаков. Это блюдо называлось варица (а в восточно-сербских диалектах и вовсе — вьрвара), а его приготовление, как считалось, способствовало хорошему урожаю и плодовитости скота.
В Восточной Сербии рудокопы особо почитали святого Прокофия (Прокопия). В его день устраивался особый праздник рударска слава с жертвоприношением свиньи или овцы. По другому сербскому поверью, могильщики в день святого Прокопия не должны были копать новую могилу, иначе им грозит беда. А болгары Трояновского округа считали, что в этот день нельзя копать огород, иначе Прокопий ударит их мотыгой. Все эти приметы возникли из-за созвучия имени Прокопий и глагола копать.
Греки сближали имя святого Спиридона со словом σπύρι ‘сыпь, прыщи, опухоли’, поэтому в Северной Греции его считали защитником детей от оспы и воспаления миндалин.
Имя святого Варфоломея болгары сближали со словом въртоглавие ‘головокружение’, а святого Елисея – со словом олисяване ‘облысение’. В праздники этих святых не работали, чтобы не подвергнуться таким напастям.
Румыны связывали имя святого Фоки со словом foc ‘огонь’. Поэтому в румынских поверьях Фока стал братом святого Ильи, связанного с громом и молнией. Также Фока, как считали румыны, поджигает нивы земледельцев, не почитающих святых и нарушающих запреты на работу в поле.
Подобные верования имелись не только у славянских и балканских народов. Например, святая Люция у романских и германских народов считалась целительницей глазных болезней из-за того, что ее имя образовано от латинского слова lux ‘свет’.
Этот же механизм и вызвал связь святого Валентина и эпилепсии. Название эпилепсии в народе порой образуется от глагола, означающего ‘падать’ (вспомним старинное русское название падучая). А латинское имя Valentinus оказалось созвучным с древневерхненемецким глаголом fallan ‘падать’ (ср. англ. to fall). Из-за этого созвучия сначала у германоязычных народов, а потом и у их соседей Валентин стал почитаться как целитель эпилепсии.
Теги: история слов
мифология
народная этимология
семантические переходы
Около 50 млн человек в мире страдают эпилепсией. Среди нервных болезней ее распространенность уступает только инсульту и болезни Альцгеймера
14 февраля — день особенный. Ведь святой Валентин считается не только защитником влюбленных, но и покровителем страдающих от эпилепсии. Во всяком случае в Европе. Этот факт впервые получил широкую огласку 14 февраля 2009 г., когда в столице Польши Варшаве прошли мероприятия, приуроченные ко Дню борьбы с эпилепсией. Через два года в День влюбленных уже отмечали Европейский день борьбы с эпилепсией. А с 2015 г. Международный день борьбы с эпилепсией под эгидой Международного бюро по эпилепсии и Международной лиги борьбы против эпилепсии получил в календаре памятных дат собственную прописку — второй понедельник февраля. В этом году он придется на канун Дня святого Валентина.
Внезапный вскрик, падение, потеря сознания, судороги, пена изо рта… То, что большинство из нас слышало об эпилепсии, приводит в ужас. Впрочем, неподготовленных свидетелей генерализованного (синонимы — общего, большого) эпилептического приступа можно понять — это в самом деле тяжелое зрелище. Однако далеко не во всех случаях эпилепсия проявляется именно так. Это многоликое заболевание является одной из наиболее распространенных нервных болезней, занимая третье место после инсульта и болезни Альцгеймера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эпилепсия ежегодно регистрируется у 2,4 млн человек и оценивается в 0,5% глобального бремени болезней. При этом ни возрастных, ни социальных, ни расовых границ не имеет. Не связана болезнь и с интеллектуальными способностями, человеческими качествами, профессиональными навыками и талантом.
Большой эпилептический припадок настолько заметен, что эпилепсия стала одним из первых заболеваний, привлекших внимание человека. Как утверждают знатоки древнеиндийской медицины ведического периода, первую четкую трактовку и описание недуг получили между 4 000 и 1 500 гг. до нашей эры. Более точную дату установить трудно — Веды (древнейшее священное писание индуизма) записывались в период XVI — V вв. до н. э., а до того длительное время существовали исключительно в устной форме. А вот факт, что сведения об этой болезни присутствуют на выставленных в Лондонском музее Вавилонских глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н. э., бесспорен. Более того, 40 этих бесценных артефактов содержат описания различных типов припадков, выделяемых и сегодня. Впрочем, в те времена объяснения им были даны самые мистические, в связи с чем рекомендации по лечению включали и спиритические сеансы. Заболевшему это, безусловно, не помогало, но и не вредило, что само по себе хорошо.
Страдания не кончились даже тогда, когда наивной вере в козни дьявола и заразность эпилепсии был положен конец. По непонятной причине ученые умы просвещенного ХVIII в. стали считать эпилептические припадки разновидностью сумасшествия. Госпитализация несчастных в клиники для душевнобольных, а то и тотальная изоляция от пациентов любого иного профиля продолжилась вплоть до середины ХIХ в. К несчастью, в отсутствие сколь-нибудь эффективного лечения и то и другое, по сути, превращалось в пожизненное заключение.
Первая специализированная клиника для лечения эпилепсии была открыта в Лондоне в 1857 г. Это выдающееся событие ознаменовало выделение неврологии из психиатрии в самостоятельную науку. Тогда же в терапии болезни начали применяться бромиды, а врачи отметили первый реальный успех. Эти средства не всегда срабатывали и имели массу побочных действий, но прежде не удавалось достичь и таких результатов. До конца века чудесные лекарства получили активное применение в Европе и Соединенных Штатах Америки.
И все же настоящий научный фундамент в изучении эпилепсии заложил английский невролог Джон Хьюлингс Джексон в 1873-м. Талантливый врач предположил, что характер судорог напрямую связан с локализацией и выраженностью неких подвижных процессов в головном мозге. Эта идея стала выглядеть еще более зрелой, когда в 1875-м английский физиолог и хирург Ричард Катон обнаружил, что мозг проявляет электрическую активность.
Так что, похоже, одновременное покровительство святого Валентина тем, кто борется с эпилепсией, и стремящимся быть вместе любящим сердцам, — это очень правильно. Пусть у них все получится.
Часто спрашивают: "Является ли "День святого Валентина" католическим праздником?"
Так что День Святого Валентина НЕ Католический праздник. И конечно же не православный. И вообще - НЕ ХРИСТИАНСКИЙ, хотя, для прикрытия, пользуется именем святого Валентина.
Вот неплохая статья на эту тему:
"День святого Валентина - языческое заблуждение"
День святого Валентина — это попытка ввести в заблуждение людей, навязать народу язычество под прикрытием христианских ценностей.
Всем христианам должно быть понятно, что это совершенно светское мероприятие, имеющее под собой так же коммерческую подоплеку. Никакого реального святого Валентина – покровителя всех влюбленных — в римо-католических традициях не было, и нет. Кто то может возразить мне в защиту этого праздника, что мол, ничего плохого в этом нет, давайте разберемся, так ли это!?
Продолжим тем, что человек, которого выдают за святого Валентина, это не небылица. Святой с таким именем упоминается в списке мучеников, как Валентин пресвитер, живший в Риме в 269 г., православные празднуют день этого святого 19 июля. В списке Валентин обозначен на ряду с многими другими святыми, далее там же говорится о том что в 269 году в Риме язычниками была совершенна массовая казнь в которой погибли все члены римской христианской общины и Валентин был среди погибших.
Какой из этого следует вывод? Должны ли христиане участвовать в тех мероприятиях, которые проходят в этот день повсеместно? На мой взгляд, это просто святотатство, по отношению к погибшим мученической смертью, нашим братьям и сестрам.
Христианство же к этому идолопоклонническому празднеству не имеет никакого отношения, просто случилось так, что в католическом календаре день памяти святого Валентина совпал с датой 14 февраля.
Исходя из этого, полагать, что Валентин может являться покровителем этого языческого праздника будет, по меньшей мере, безрассудно и кощунственно по отношению к человеку который принял мученическую смерть от язычников, которые собственно и поклонялись богине Юноне.
Давайте не забывать о том, что Валентин наш брат во Христе, он не мифическая личность, он не выдумка, он на ряду с другими святыми принял мученическую смерть и предпочел остаться верным нашему Господу и был вынужден пережить эту страшную трагедию в 269 году.
Было бы крайне не этично, если бы кто то затеял в честь жертв какой-нибудь катострофы устроить яркий, радостный праздник, и в одном из ночных клубов затеяли вечеринку назвав ее именем одного из погибших. Неужели для нас не имеет значения, что мы празднуем, неужели мы как и весь мир будем праздновать абы что, неужели нам только дай повод повеселиться.
"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель".
Все нормальные люди устраивают праздники. Праздник – это особенный день, когда человек вспоминает о том, что ему дорого и свято. В этот день каждый человек приобщается к объекту своей радости. Праздники бывают разные: семейные, государственные, религиозные. Они напоминают историю семьи, страны, общения людей с Богом. Все праздники – отражение нашей культуры, это объединяющий фактор разных поколений.
Итак, о дне святого Валентина.
14 февраля в православных храмах не вспоминается святой Валентин. Но если мы откроем святцы, то увидим, что с древности Святая Православная Церковь почитает трех мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за то, что он христианин, в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного за проповедь о Боге в 269 году (память 19 июля). Все даты памяти – это дни, когда мученики приняли кончину от рук язычников.
Святой согласился, Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу (отроком считается ребенок до 14 лет – А.К.). После горячей молитвы маленькая девочка прозрела, и все домочадцы Астерия уверовали во Христа, и после подготовки Астерий со всем своим домом, в котором было 46 человек, принял Таинство Крещения.
Не христианский он потому, что празднующий его прямо нарушает седьмую заповедь, – не прелюбодействуй.
И еще несколько отрывков из одной тематической статьи:
Не успели мы разобраться со своими старыми “праздниками”, ставшими традиционными после 1917 года, как на нашу землю хлынули новые напасти. Навязанный средствами массовой информации, ворвался в нашу жизнь “День Святого Валентина”.
Кому-то понравилось. Появился лишний повод оттянуться. На вопрос, какое отношение это имеет к России, выдвигается всё тот же убийственный аргумент: “Ну что мы, хуже других?”. Нет, не хуже, просто к нам это не имеет абсолютно никакого отношения. Да и не только к нам, но и к здравому смыслу тоже.
Внедрение в нашу жизнь новых “праздников” весьма выгодно тем, кто вводит подобные новшества. Несёт это весьма приличные прибыли от продажи всевозможных сувениров, открыток, безделушек и, конечно, спиртного.
День Святого Валентина существенно повысил продажи товаров, которые можно использовать как подарок для любимого человека. Особенно это заметно у тех продавцов, которые не поленились немного изменить дизайн и текст своих лотков соответствующим образом. С начала февраля магазины, киоски и рынки заполнены самыми разнообразными сердечками. День св. Валентина ехидные журналисты называют "Днём святого Холмарка", в честь основателя праздника и по совместительству основателя открыточной корпорации Hallmark, которая половину годовой прибыли делает на продаже бумажных сердечек. Рестораны и отели заманивают парочки "эротическими меню" и романтичными вечерами при свечах. Турфирмы объявляют о спецпредложениях - романтических путешествиях. Не зря некоторые продавцы называют этот праздник "великим коммерческим днём".
. Этот праздник пока ещё молодой, его начали отмечать в России относительно недавно. Он неофициальный, но весьма популярный, особенно среди молодежи. Его пропагандировали все СМИ. На темы праздника сочинялись песни, снимались "весёлые" кинофильмы. Такая массированная информационная атака на умы возымела действие, и люди, якобы сами, по своей воле, добровольно приняли решение отмечать такой "весёлый" праздник.
Ответ даёт изучение истории зарождения праздника св. Валентина, которая к настоящему времени обросла многочисленными легендами. Однако достоверно известно, что этот праздник восходит к Римскому празднику Луперкалия (Lupercalia). В Древнем Риме праздник Луперкалия считался праздником очищения и плодородия. Праздновался он в ночь с 14 на 15 февраля в честь бога Фавна (от латинского fatuor — быть одержимым) — древнеиталийского бога плодородия. Отличительными чертами Фавна были сладострастие и сексуальная распущенность.
Начиналось празднество в Луперкале — святилище Фавна Луперка (от латинского lupus — волк). Сначала луперки (жрецы бога Фавна) приносили в жертву собаку и козла. После жертвоприношения обнажённые луперки, со шкурой закланных на алтаре козлов на бёдрах, обегали вокруг Палатинского холма в Риме. По пути они стегали вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин. Удар жертвенным ремнём считался добрым знаком того, что у женщины в этом году произойдёт зачатие ребёнка. Жертвенный ремень из кожи козла называется scrotum, что в переводе имеет ещё два значения: 1 — кожаный козлиный мешок и 2 — мошонка.
В результате беспорядочных половых связей рождается неполноценное потомство, но именно беспорядочные половые связи культивирует праздник дня св. Валентина. Во всяком случае это следует не только из сути праздников-предшественников дня св. Валентина, но из текстов современных песен и кинофильмов, например фильма А. Эйрамджана "День святого Валентина", скромно называемый "лирической комедией" и показываемый по телевидению каждый год в одноимённый день.
Символом дня св. Валентина является валентинка. Её, пробитую стрелой, целуют и называют "сердцем". Должен отметить, как врач, что подобного сердца в природе не существует.
Но, помня русскую пословицу "Нет вещи без образа", посмотрите внимательно вокруг себя, и вы легко найдёте эту вещь. Женщинам это сделать легче, достаточно дома, стоя спиной к зеркалу, нагнуться и посмотреть на себя. После данных строк многие обвинят автора в пошлости, но зря.
Если обратиться к истории Древней Греции, чья культура стала основой культуры Древнего Рима, то увидим, что именно данный символ, пробитый стрелой, обозначал телесную любовь — эрос (в Греции любовь обозначалась тремя словами для трех состояний: Эрос — телесная любовь; Филос — любовь к мудрости; Агапэ — божественная любовь). В обществе, где господствовал культ красивого тела и носил красивое название gluetus — ягодичный, и стрела, обозначающая мужское начало, оказалась на месте. Другими словами этот контур-символ, пронзённый стрелой, означает акт совокупления мужчины и женщины. Католическая же церковь, заимствовав ритуал многобожников, нарекла символ этого ритуала сердцем. Воистину "если на клетке слона прочтёшь "буйвол" не верь глазам своим" (К. Прутков).
ИсточниК:
ДОПОЛНЕНИЕ: Белослав "Бумеровод"
Недалёкое воображаемое будущее. Год 20xx.
- Что значит "Не буду праздновать?".
Уполномоченный по воспитательной и профилактической работе удивлённо крякнул и уронил ручку. Пока он её поднимал, кряхтя и чертыхаясь, молодой парень Денис, 23 лет, одетый по-домашнему, в майку и спортивные штаны стоял в проёме калитки и наблюдал за сей картиной.
- А вот не буду и всё тут! Не наш это праздник! Чужеродный! - парень ответил, дождавшись, пока толстенный уполномоченный примет вертикальное положение. "Интересно - форму на них шьют где? чай не меньше 56 размера будет" - думал он.
- Я тебе дам, чужеродный! Указ видишь?
Он принялся тыкать в лицо ксерокопией гербовой бумажки "О праздновании дня Святого Валентина" и продолжил:
- Правительство, понимаешь, заботится о нём, праздник дополнительный подарили, а он кочевряжится! Раз сказано праздновать - значит праздновать!
"Чужеродный!" , передразнил он парня. И тут его скудную на мысли голову озарило просветление:
- А может ты ещё и расист? Раз праздник тебе чужеродный? Нет ну точно расист! Сейчас ты у меня быстро по 282-й загремишь!
- А вообще с чего это вы вдруг решили что именно я не праздную? - перебил он начавшийся было ход мыслей.
- Как с чего ты глянь, видишь, все повесили шарики на домах, сердечки и всё такое. Всё согласно указу. Раз правительство считает это праздник таким великим, то надо праздновать, вон в Питере так вообще официально день поцелуев сделали. Там для этих целей специально педе. геев пригласили в знак примирения и покаяния за тоталитарное прошлое.
- А почему вот в том двухэтажном особняке напротив шариков нету? - спросил хозяин дома
- Ну ты даёшь. Это ж таджикские трудолюбивые мигранты! Им нельзя навязывать, как-никак тысячелетняя культура и самобытные традиции - сыпал уполномоченный заученными на политзанятиях штампами - Короче - если я куплю эти шарики и повешу, всё будет хорошо? - утомлённо отозвался Денис
- Да чёрт с тобой! Купишь, повесишь, вычеркну из списка! Ведь покупая эти полезные вещи ты помогаешь нашим дорогим трудолюбивым мигрантам! понимать должен политическую ситуацию! Зелёный ещё. В общем через час приеду проверю - пригрозил он втискиваясь в служебную "шестёрку".
(КОНЕЦ)
Хочу подвести краткий итог: 14 и 15 февраля древний языческий мир отмечал так называемые луперкалии – праздник исступленного эротизма, включая порку в духе извращенных фантазий маркиза де Сада. Для христиан и мусульман такой праздник – мерзость перед Всевышним.
День Святого Валентина не католический праздник. И конечно же - не православный. И вообще - НЕ ХРИСТИАНСКИЙ, он не отмечается НИ ОДНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КОНФЕССИЕЙ, хотя, для прикрытия, пользуется именем святого Валентина.
Более того: Многие говорят о сатанинской сущности этого праздника. Я бы мог многое написать на эту тему, да итак объем статьи получился очень большой.
Скажу одно: Сатану называют "обезьяной Бога". В том плане, что все Божье он пытается как бы "скопировать", но только вот "копии" получаются искаженными и извращенными. Как "День всех Влюбленных", иначе - "День святого Валентина": Искренняя чистая любовь заменяется сексом, а святость - распущенностью и извращениями. Именно потому этот праздник так любим геями и лесбиянками (см. картинку в начале статьи).
Читайте также: