Упражнения для расслабления челюсти во время пения
У человека может быть ярчайшая палитра интонаций голоса, но голос при этом будет звучать слабо и невыразительно. Мешает, если разобраться - всего одна причина – зажим гортани. А зажим гортани возникает вследствие следующих факторов: неуверенности, суеты, страха.
Расслабление гортани – это уже навык, который можно выработать, если хотя бы 40 дней ежедневно в течение 5-10 минут выполнять необходимые упражнения для расслабления.
Методы расслабления гортани.
1. "Зевающий лев".
Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.
На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.
Попробуйте поговорить в такой позиции, и вы заметите, как тембрально изменится ваш голос. Начните с одного слова, и с каждым днем усложняйте задачу, например, читайте стихотворения.
2. Пение буквы "М".
Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох. Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.
Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы научиться красиво и выразительно петь, нужно ещё и чётко произносить различные звуки, хорошо владеть разговорной речью. Помочь нам в этом призваны упражнения для развития артикуляции.
Тренируем артикуляционные органы.
2. Сытый хомячок. Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем по рту шарик.
3. Голодный хомячок. Втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щёки в исходное положение.
4. Недовольная лошадка. На выдохе воздух направляем к губам так, чтобы они завибрировали. Извлекаемый звук должен быть похож на фырканье лошади.
5. Улыбка-Трубочка. Смыкаем губы и максимально вытягиваем их вперед трубочкой, затем максимально растягиваем, как при улыбке. Губы остаются сомкнутыми.
Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
Упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не по-чувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным.
"Ч". В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
"ТР". Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
"С". У осы не усы, не усища, а усики.
"Т", "П". От топота копыт пыль по полю летит.
"Ж". Ужа жалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это настоящее испытание, так как интуитивно у каждого есть осознание своей неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. Очень важно справиться с этим комплексом. В.Барсова советует: "Перед разучиванием музыкального произведения обязательно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом". Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. (В шутку представьте себя кроликом, грызущим морковь своими передними зубами. Такую же активность в области передних зубов должны ощутить вы в момент произношения текстов, звуков). С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи.
курс ораторского мастерства
VIP Коучинг для 8 человек
12 упражнений на расслабление для улучшения речи и голоса
Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.
“Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность.
Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.
1. Приоткройте губы
Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться). Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.
Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.
2. “Фыркающая лошадь”
Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица. Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне. Сделайте выдох с вибрацией губ. Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно). Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.
Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание. Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.
3. “Радист”
Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.
Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин. Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.
4. “Зевающий лев”
Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.
На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается. Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).
5. Пение буквы “М”
Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).
Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.
Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются. Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия. Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.
6. “Пузатик”
Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот. Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее. Рука на груди должна оставаться неподвижной. Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.
Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков. Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция. Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.
Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.
7. “Дрожь земли”
Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении. Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях. Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит). Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному. Польза двойная: 1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению 2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.
Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).
Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.
8. “Выйдите из туалета”
Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.
В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению. Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.
9. Делайте выдох дольше
Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы. Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.
В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).
Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.
10. Лежите на лопатках на болстере для йоги
Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см. Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх. Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, как всегда, животом.
11. Дыхание через одну ноздрю
Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.
12. Бег
Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы. Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.
Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем. Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется. Из минусов, бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.
Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.
Сжатые челюсти оказывают сильное влияние на внешний вид человека — в зависимости от положения челюстей изменяется овал лица, смещаются носогубные складки, появляется второй подборок. Если симптомы, связанные с неприятными ощущениями и даже болью в челюстно-лицевой области, носят постоянный характер – это может свидетельствовать о наличии серьезных патологий. Больному необходимо как можно скорее обратиться за помощью специалистов.
Почему в челюсти появляется напряжение?
Боль при пережевывании пищи, зевании или скрежет зубов во сне могут быть связаны с некоторыми заболеваниями (рекомендуем прочитать: скрежет зубами во сне: причины и лечение). Болевые ощущения – это своеобразный сигнал организма о наличии патологии. Опытный врач сможет быстро выявить причину недуга. Порой спазм челюсти пациент просто не замечает, но такой симптом нельзя игнорировать, ведь он может сигнализировать о серьезных проблемах.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему люди иногда стучат зубами во сне?
Челюсть может сводить по разным причинам, вот основные из них:
- перелом челюстного сустава, приведший к дефекту костных структур,
- остеомиелит,
- саркома,
- гайморит,
- заболевания десен (гингивит, пародонтит),
- неправильный прикус,
- использование зубных протезов и брекетов,
- невралгия тройничного нерва,
- артриты и артрозы,
- стресс.
Распространенные проблемы
Спазм в челюсти может носить единичный или множественный характер. Часто с подобным симптомом сталкиваются женщины в период беременности. Такое состояние может быть кратковременным или продолжаться в течение длительного времени.
Обычно спазм возникает:
- во время зевания,
- при наличии такого заболевания, как бруксизм или остеохондроз,
- во время нервного или мышечного перенапряжения,
- при наличии заболеваний полости рта.
Неприятные ощущения человек может испытывать на правой или левой стороне челюсти. Спазму челюстных мышц подвержены как дети, так и взрослые, иногда это состояние связывают с полученной ранее травмой. Почему сводит челюсть, симптомом какого заболевания является это состояние? На этот вопрос сможет ответить высококвалифицированный врач при обращении пациента в специализированные медицинские учреждения.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сводит челюсть и скулы: причины и лечение
Иногда человек ощущает, как у него сводит нижнюю челюсть. Такой симптом может свидетельствовать о начале воспалительного процесса в тройничном нерве, обеспечивающем иннервацию лица. Болевые ощущения могут отдавать в одну или другую часть лица. Иногда возникают зубные боли. Как правило, жевательный аппарат сводит в течение 10-20 минут, после чего боль отпускает.
ИНТЕРЕСНО: где находятся точки выхода тройничного нерва на лице: фото
Если такие симптомы носят периодический характер, необходимо обратиться к врачу. Специалист должен обследовать больного на наличие или отсутствие злокачественных новообразований в челюстно-лицевой области. Затем назначается соответствующее лечение.
Мышечный спазм может быть вызван травмой, иногда поврежденное место отекает. Справиться с неприятными ощущениями в мышцах можно с помощью холодных компрессов и специальных упражнений.
Порой судорога возникает на фоне постоянно напряженных мышц, когда человек употребляет твердую пищу, которую необходимо долго и тщательно пережевывать. При зевании отдельные группы мышц теряют свой тонус, а при завершении этого роцесса — наоборот, появляется их гипертонус.
Головные боли могут возникать в силу ряда причин:
- из-за сидячей работы,
- при переутомлении,
- вследствие травм позвоночника или перелома челюстных костей,
- боль может возникнуть из-за мигрени.
Часто такие неприятные симптомы проявляются у людей, работающих за компьютером. Головные боли могут возникнуть из-за недостатка кислорода в душном непроветриваемом помещении. Справиться с болью можно, приложив холодный компресс к голове или помассировав ее. Если человек долго находится в напряжении, ему стоит расслабиться — перерыв в работе снимет напряжение, и боль уйдет.Если закладывает уши, тогда человеку стоит обратиться за консультацией к отоларингологу. Врач должен исключить тонзиллит, воспаление гортани и опухолевые процессы, симптоматика которых схожа с заложенностью ушей вследствие тризма. Также нельзя исключать невралгию — она способна приводить к спазмам.
Если все дело в напряженности жевательного аппарата, то справиться с проблемой можно, если отказаться от долгих телефонных разговоров, при которых аппарат зажимается между ушной раковиной и плечом. Нужно избавиться от привычки постоянно подпирать голову руками, такое положение тоже может приводить к спазму. Избавиться от неприятных ощущений можно, приложив тепло или проведя легкий массаж мышц под ухом.
Из-за стресса в организме человека могут происходить сильные изменения. Мышцы спазмируются, появляется боль и дискомфорт в области челюсти. Иногда нервные поражения могут отсутствовать, но из-за возникшего спазма мышцы находятся в постоянном напряжении и не могут расслабиться. В других случаях симптомы могут быть совершенно иными. Мышцы слабые, а тонус отсутствует. Нередко нервное перенапряжение приводит к тому, что тризм у человека проявляется во сне, справиться с этой проблемой помогут легкие успокоительные препараты. Стресс для организма не проходит бесследно, у больного могут возникать судороги и боли. Человек бесконтрольно может испытывать гнев, его могут преследовать панические атаки. Без консультации невролога в такой ситуации не обойтись.
Нередко люди, употребляющие в пищу твердые продукты, могут травмировать челюстной сустав. Всякий раз во время еды у них возникают спазмы в жевательном аппарате. При наличии даже незначительного вывиха сустава прием пищи будет сопровождаться непроизвольными мышечными сокращениями.Иногда употребление некоторых продуктов приводит к спазму пищевода, что является провоцирующим фактором напряжения в челюстных мышцах. Затрудненное проглатывание пищи и нарушение слюноотделения также способствуют проявлению неприятных симптомов.
Иногда проявления бруксизма для пациента незаметны, его ничто не беспокоит, однако ночной скрежет зубами может приводить к серьезным проблемам со здоровьем. Зубы нижней челюсти при бруксизме часто сводит по утрам, после пробуждения больной может испытывать головные боли и неприятные ощущения в области челюсти. Данное заболевание приводит к расшатыванию зубов и стиранию эмали. Если пациент длительное время не обращает внимание на проявляющиеся симптомы бруксизма, то вскоре он может столкнуться с новой проблемой – дисфункцией височно-челюстного сустава.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: слышен скрежет зубами ночью от ребенка: причины и лечение
Из-за деформации сустава у человека может сводить как нижнюю, так и верхнюю челюсть (рекомендуем прочитать: строение верхней челюсти, ее отличия от нижней). Боль стихает, когда жевательный аппарат пребывает в состоянии покоя.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие функции выполняет жевательная бугристость нижней челюсти в анатомии человека?
Как лечить?
Всякий раз во время спазма челюстных мышц необходимо обращать внимание на их локализацию и характер течения. Помощь специалистов потребуется в случае:
судорога сопровождается повышением температуры тела,- болевые ощущения слишком сильные,
- появляется отек в месте напряжения мышц,
- боль носит пульсирующий характер,
- болевые ощущения не стихают в течение длительного времени.
Пациенту необходимо избавить челюсти от нагрузки: меньше говорить, есть более мягкую пищу, не зевать, слишком широко раскрывая рот. До момента, когда больного сможет осмотреть врач, лучше воздержаться от приема обезболивающих препаратов. Специалист должен обследовать пациента, сделать рентгеновский снимок для выявления травмы челюсти или вывиха сустава (рекомендуем прочитать: болит челюсть слева: возможные причины боли и способы ее устранения).
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у вас хрустнула челюсть и болит?
Если возникающие судороги связаны со стоматологическими проблемами, тогда врач может назначить прием антибиотиков. Как правило, посещение стоматолога помогает избавиться от тризма. Если сустав поврежден из-за развития артроза или артрита, пациенту стоит начать прием негормональных противовоспалительных препаратов.
Напряжение мышц челюсти снимают с помощью миорелаксантов. Они помогают снизить тонус. Нервные расстройства и стрессы лечат при помощи успокоительных средств, обладающих седативным и противосудорожным действием. Расслабить мышцы помогут специальные упражнения.
При тризме основное внимание должно быть направлено на расслабление мышц. Помимо применения медицинских препаратов, хороших результатов удается достичь при выполнении физиотерапевтических процедур. Расслабляющий массаж и чередование холодных и теплых компрессов снижают мышечный тонус, боль утихает. Электрофорез оказывает лечебный эффект, производит успокаивающее действие и снимает спазм. С помощью УВЧ на напряженные жевательные мышцы воздействуют теплом, что приводит к снижению болевых ощущений.
Если напряжение жевательных мышц носит легкий характер, воспалительный процесс не развивается, а травмы отсутствуют, тогда справиться с неприятными ощущениями можно в домашних условиях.
По мнению специалистов, для расслабления лучше использовать различные методы медитации или делать легкий массаж жевательного аппарата. Движения должны быть осторожными и плавными. Мягко поглаживая и разминая болезненное место, а также выполняя специальные упражнения, удастся быстро избавится от спазма и вернуться к привычному образу жизни.
Профилактика возникновения спазмов в мышцах челюсти
В качестве профилактики возникновения подобных симптомов нужно вовремя лечить больные зубы и регулярно посещать кабинет стоматолога. По возможности, избегать травм челюсти и стрессовых ситуаций и заботиться о своем психическом здоровье.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно вправить челюсть при ее вывихе?
Нередко обезвоживание может спровоцировать спазм жевательного аппарата, поэтому необходимо больше пить, употребляя не менее 1,5 литров жидкости в сутки. Правильно питаясь и ведя здоровый образ жизни, можно укрепить мышцы и повысить иммунные силы организма.
- Свежие записи
- Архив
- Друзья
- Личная информация
- Избранное
Девид Джонс. Легато: Решение проблем при пении на конкретном языке.
Легато: решение проблем при пении на конкретном языке.
Помню, когда я был начинающим певцом, один из моих педагогов сказал мне: "Пой линией, пой легато". Мой первый педагог по фортепиано, Анн Дерек Тёрк (Ann Dean Turk), объяснила мне, как технически это исполнить, а от вокальных педагогов я никогда подобного не слышал.
Функция нижней челюсти:Я уже писал ранее, что Линдкуэст объяснял позицию языка, как при произнесении носовых звуков в словах "singing" или "hanging". Такая позиция - загог присутствия резонанса и звонкости в голосе, а следовательно и легато.Если же задняя часть языка находится не вне, а внутри глотки, звук становится матовым и слишком темным, а настоящий, не горловой, резонанс не может быть достигнут.
Виллиам Венард (William Vennard) предлагал при пении на любом языке, артикулировать так, как будто вы поете по-итальянски. Использование таких согласных, как "n", "d", "t", в образовании которых учавствует только язык, позволяет приучить челюсть отсаваться расслабленной при пении. Когда челюсть мягко отодвинута назад и вниз, в глотке появляется акустическое пространство, и все горло расслабляется, что позволяет звуку дольше и естественнее вибрировать. Таким же образом нужно произносить букву "m" и "взрывные" согласные "b" и "p". Жевательные движения челюсти помогают снять с нее лишнее напряжение, так как дикция должна стороиться за счет движений кончиком языка. Любимым упражнением Линдкуэста для этих целей было - пение слова "dentale": челюсть опускается сразу после "щелчка" языком на букве "d", затем на "nt" и "l" такое же небольшое движение у верхних зубов. Упражнение должно выполняться с опущенной вниз и отведенной назад челюстью, которая должна двигаться отдельно от языка. Есть несколько согласных, которые требуют движения челюсти: "s, f, z, v, ch", а также "й" и итальянское "r".
Я говорю студентам "выплевывать" эти согласные на том же потоке воздуха, что и гласные. Если же для произнесения согласной нагнетается большее давление, чем для гласной - легато прерывается. Челюсть должна двигаться так же, как при жевании, что трениртуется практикой. Я прошу певцов вокализировать на одной ноте такие слоги, как : "da, me, ni, po, tu, la, be, da". Эти согласные не требуют дополнительных движений челюсти. Я держу учеников на этих слогах, пока они не научаться автоматически отодвигать челюсть назад, затем постепенно я ввожу другие буквосочетания.
Носовой резонанс и его роль:
Кирстен Флагстад (Kirsten Flagstad) называла носовой резонанс "душой" своего голоса. В 1938 году Алан Линдкуэст учился в Стокгольме, где познакомился с драматическим сопрано Ингебьярт Изен (Ingebjart Isene), которая обучала Флагстад после смерти ее педагога - Джиллиса Братта. Одно из любимейших упражнений Братта было основано на произнесении носовых согласных "ng". Это помогает поднять мягкое небо, без сильного зажимания. Целью Линдкуэста было ввести в привычку такое положение голосового аппарата (без назализации, гнусавости) при пении всех гласных. В результате получался одновременно мощный и мягкий звук. Привычка петь в такой позиции также помогает создавать хорошую линию легато при звуковедении.
Во время занятий со мной Линдкуэст часто просил дышать и произносить в высокой позиции. Выполняя его указания, я получал ощущение звонкости во всех гласных, которые бы ни пел. Эффект легато огромен! "Ng" (носовая буква "г") нужно произносить с широким и расслабленным корнем языка, иначе певец будет ощущать напряжение в горле, и упражнение становится бесполезным.
Мы узнали о четырех самых важных элементах, сбалансировав которые, вы сможете создать хорошее легато: (1) опора на дыхании и управление им, (2) правильное положение нижней челюсти, (3) верная позиция языка и (4) носовой резонанс.
Упражнения для достижения хорошего легато:
(1) Используйте шипение, чтобы научиться создавать сопротивление воздуха у корней верхних передних зубов. Это позволит также почувтвовать сопротивление тела воздушному давлению и маленький поток воздуха, проходящий через гортань. Привычка подавать тело вперед от талии и стон дают возможность почувствовать опору дыхания.
(2) Отведение назад расслабленной нижней челюсти. Используйте жевательные движения челюсти, пойте закрытые гласные, например, "ee, oh, ee, oh, ee, oh," или "eh, ah, eh, ah, eh, ah," и т.д.
(3) Пропевайте итальянские слоги da, me, ni, po, to, la, be, da. Произносите их, расслабляя при этом челюсть, например, можно представлять, что пьете из большого стакана. Позвольте языку делать всю работу при произнесении этих звуков. Это предотвратит напряжение челюсти и поможет освободить горло. (Запомните, если мышцы лица, особенно верх щек, подтянуты, то челюсть открывается свободнее.)
(4) Постепенно тренируйте резонанс, затем открывайте рот на звуках "o" или "а", позволяя небольшому потоку воздуха свободно проходить сквозь гортань. Внесенный резонанс поможет продлить вибрирование гласных и сократит время произнесения согласных.
Нужно всегда помнить, что основой музыкальности является умение петь легато, без чего певец не может считаться профессионалом. На самом деле, мы не произносим звуки в пении так, как при разговоре. Главное отличие состоит в том, что нижняя челюсть становится более пассивной, а за четкость дикции отвечает язык.По моим личным наблюдением за многими певцами, когда они поют легато, публика реагирует эмоционально. Например, я был на концерте Кристы Людвиг (Christa Ludwig) в Линкольн Центре с Джеймсом Ливайном (James Levine) за фортепиано. В последнем отделении она пела песни Малера. Напевность в купе с общей музыкальностью покорили публику. Когда прозвучала последняя нота - воцарилось двадцатисекундное молчание, которое тогдапоказалось мне бесконечностью. Все, что я могу сказать, это было именно то, что мы все ищем в музыкальном представлении.
Музыкальность состоит из нескольких искусств, основным из которых является легато.
Желаю ваму спеха в овладении этим ремеслом!
Читайте также: