Алексе й льво вич хвосте нко
Во вторник, 30 ноября, в возрасте 64 лет скончался русский поэт и бард Алексей Хвостенко. Его госпитализировали в 61-ю московскую больницу с диагнозом "пневмония", однако умер он, по словам родственников, от сердечной недостаточности. Во сне.
Хвост не раз говорил в интервью, что не видит различий между видами искусств, и вспоминал о том, что древние греки называли все, что делается в искусстве, музыкой. Он и сам был похож на предводителя бродячей секты проповедников, которая была благосклонна к адептам всех современных ей контркультурных идеологий, но всегда состояла из одного человека — из него самого, Алексея Львовича Хвостенко.
Он появился на свет 14 ноября 1940 года в Свердловске. Отец его был филологом и переводчиком, дружил с Самуилом Маршаком. Молодость связана с Санкт-Петербургом. Жизнь Хвоста в северной столице до эмиграции принято называть жизнью битника и чуть ли не первого русского хиппи. Стихи появились раньше всего, но уже в начале 60-х он увлекся живописью и современным искусством, а затем пошел учиться режиссерскому мастерству в ЛГИТМиК, к знаменитому режиссеру и художнику Николаю Акимову. Алексей Хвостенко стал одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где позже собирался цвет питерского рока, а в 60-е назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с проживающим теперь в Германии Анри Волхонским, который стал его другом и соавтором на долгие годы. Как многие представители питерской контркультуры, включая Иосифа Бродского и Виктора Цоя, Хвост был не понаслышке знаком с "Пряжкой" — психбольницей #2 на реке Пряжке. Хвост издавал самиздатовским способом стихи, исполнял их под гитару, писал картины, ставил спектакли, да и после отъезда в 1977 году в Париж продолжил заниматься всем этим, став в конце концов одним из оплотов интеллектуальной прослойки местной русской диаспоры. В его сквоте-клубе "Симпозион" гостили "митьки", Петр Мамонов, Юрий Шевчук, Михаил Шемякин, Эдуард Лимонов.
После смерти Алексея Хвостенко осталось очень много аудиозаписей. Самыми удачными своими работами он считал альбомы, сделанные с группой "АукцЫон" и с саксофонистом Анатолием Герасимовым. На последний свой день рождения, 14 ноября 2004 года, он получил в подарок от московского издателя Олега Ковриги CD "Последняя малина", на котором запечатлен материал, записанный в 1981 году в Лондоне вместе с парижскими цыганами. Ждут своего часа "Песни старцев" — придуманный во Франции акапельный альбом, который поэт переписал в абсолютно авангардном ключе. Готовится к выпуску сборник лучших песен. Но главная музыкальная ассоциация с именем Алексея Хвостенко — песня "Рай", получившая известность как "Город золотой" Бориса Гребенщикова из саундтрека к "Ассе". Мелодию Франческо ди Милано, на которую были написаны стихи, Анри Волхонский и Алексей Хвостенко нашли на пластинке "Старинная лютневая музыка". Много копий было сломано по поводу того, что, исполняя "Город", Борис Гребенщиков не указывал авторов. Но еще интереснее тот факт, что сам Алексей Хвостенко текст песни тоже не писал. По его собственному признанию, стихи сочинил Анри Волхонский. При этом самый распространенный штамп, бытующий в отношении Алексея Хвостенко,— "тот, кто написал 'Город золотой'".
В этом году Алексей Хвостенко словно постоянно находился где-то рядом. После почти тридцати лет, проведенных в эмиграции во Франции, Алексей Львович написал письмо российскому президенту: "Я прожил во Франции почти 30 лет, у меня здесь масса дел, масса связей, но основная моя аудитория находится в России, поэтому большую часть времени я буду, конечно, проводить на родине". 21 января в Париже поэту вручили российский паспорт. В течение последующих месяцев он словно наверстывал упущенное — выпускал в Москве один за другим музыкальные альбомы, печатал свои тексты, концертировал сольно и в компании с молодыми музыкантами, приготовил выставку коллажей и скульптур "Колесо времени" в Зверевском центре. Эти работы Алексея Хвостенко, в отличие от его песен и стихов, российской публике практически не известны. По печальному стечению обстоятельств, выставка откроется в ЦДХ спустя несколько дней после его похорон — 7 декабря.
Алексей Львович Хвостенко ("Хвост")
14.11.1940 - 30.11.2004
КОНЬ УНЕС ЛЮБИМОГО
Умер "первый русский битник" Алексей Хвостенко
(Ксения Иванова, 01.12.2004, Страна.ru, оригинал лежит здесь)
Алексей Хвостенко родился 14 ноября 1940 года в Свердловске. В конце 1960-х - начале 1970-х годов участвовал в движении самиздата. В 1977 году эмигрировал во Францию. В Париже он устраивал концерты и перформансы на заброшенных фабриках и в других нежилых помещениях - сквотах, где проходили спектакли и творческие вечера с участием художников и музыкантов, представителей русской эмиграции и специально приезжавших из России к Хвосту - так они привыкли называть его. Хвостенко был вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, одним из издателей журнала "Эхо", автором нескольких книг - "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия". В 1995 году с группой "Аукцыон" им был записан альбом на стихи Велимира Хлебникова под названием "Жилец Вершин". Хвостенко принимал участие в записи дисков "Аукцыона" - "Чайник вина", "Верпования", "Париж - Санкт-Петербург" (с Анатолием Герасимовым), а также сотрудничал с питерскими художниками - митьками. Было издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1981), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Репетиция" (2002), "Завтра потоп" (2000), "Последняя малина" (2004).
В последние годы Алексею Хвостенко несколько раз приходилось отменять намеченные в России совместные концерты с "Аукцыоном", из-за того, что ему не удавалось получить российскую визу. В начале 2004 года ему, наконец, предоставили российское гражданство. Текст именного указа был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным. После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами.
7 декабря в Москве в ЦДХ откроется его персональная выставка "Колесо времени", на которой будут представлены коллажи и скульптурные работы Хвостенко. 8 декабря там же должен был состояться музыкальный вечер автора.
Вадим Алексеев, художественный критик:
"Про Алексея Хвостенко можно сказать, что он был любимцем муз, женщин и богов Олимпа. Каждый поэт живет в созданном им мире, но это не относилось к Хвосту. При кажущемся внешнем бездействии он все это время создавал песни, которые сорок лет спустя молодые люди слушают с замиранием сердца, отравляясь сладким ядом богемной жизни. Алексей Хвостенко был русским битником, по мировосприятию близким к Игорю Холину и Эдуарду Лимонову, и он же стал первым русским хиппи. Перебравшись в Париж, он не вел ностальгическую жизнь, не замкнулся на эмигрантской тусовке. Он всегда был выше этого. Хвост вырос из питерских шестидесятых, его другом детства был Бородский. При этом ему удалось не "забронзоветь", остаться нужным и в своем театре, и в позии, и в своих песнях. Эти песни, спетые слабым, не попадающим в ноты голосом, предлагали выход людям, несогласным с окружающим их миром - не в социальном плане, конечно: "Жизнь должна быть чистое парение". Весь питерский авангард начался с фразы Хвостенко: "Я говорю вам: жизнь красна в стране больших бутылок, здесь этикетки для вина - как выстрелы в затылок". Это было написано им, когда он сидел в яме, под Самаркандом, куда его на пятнадцать суток посадили местные менты, за то, что он вместе с другими художниками расписал чайхану. Время все расставит на места, и Хвостенко будет оценен, в первую очередь, как поэт".
Михаил Гробман, поэт, художник:
"Как-то в 60-х на домашней выставке Хвоста у Киры Сапгир я напился, залез на стол, меня пытались удержать. - В квартире недавно кончился ремонт, и рабочие оставили там ведра с краской. В итоге ведра были перевернуты, и краска оказалась повсюду. Все гости были в краске. Я снял свой шикарный пиджак, а под ним у меня была рваная майка, как будто в меня стреляли шрапнелью. Хотя все были пьяные, но все равно было смешно. Он всегда много пел и играл для друзей. Когда Хвост живет у тебя в доме, его не слышно и не видно. Он не мешает. Он лежит где-то на кушетке, курит, потягивает вино, пишет стихи. Иногда это все выливается в совместное написание стихов. И он не обижается, когда его ругают. Несколько месяцев он жил у нас в доме в Израиле, и ему захотелось обратно в Париж. Самый дешевый билет стоил 200 долларов. И мы устроили ему концерт в клубе "Цавта" в Иерусалиме. Это было в 70-х. Он дал несколько концертов, собрал денег и полетел в Париж через Лондон, где задержался на два года. Там он успел выпустить пластинку "Прощание со степью" и подружиться с русской женщиной, у которой был английский муж и подвал, полный вина. Алеша там жил, пока не выпил все вино, запасов которого хватило на два года. Выпив последнюю бутылку, Хвост уехал в Париж".
Валентин Воробьев, художник (знает Алексея Хвостенко с 1961 года):
"Эдик Штейнберг и я ладили выставку в Тарусе с видными толкачами: Пауст (К.Г. Паустовский), Боря Балтер (полковник кавалерии и литератор) и Фрида Вигдорова (педагог и просветитель народных масс). На мне лежала ответственная обязанность кладовщика. Я заведовал "катухом" при доме поэта А.А. Штейнберга, где как солдаты стояли картины участников. Там, в кладовке, где я спал, состоялось знакомство с парой питерских битников - Ленька Ентин, "Енот" (авторитет по блюзу), и Леха Хвостенко (гитара и песни за выпивоном), плюс "чувихи", а значит, четверо без крыши над головой, и пешком из Питера на нашу выставку глазеть и петь. Я не знал, куда спрятать дорогих гостей, и выделил им стог сена, стоявший на лужайке. Питерские артисты обиделись и на вернисаж не явились".
Олег Коврига, издатель альбомов Хвостенко (лейбл "Отделение Выход"):
"Давным - давно, помню, мы впервые слушали "Прощание со степью" - с большим чувством. Когда Хвост снова появился здесь, было такое впечатление, что человек прилетел с Луны, а оказалось - старый раздолбай, птица Божия. Общаться с ним было легко и приятно".
Владимир Котляров, художник, перфомансист, издатель альманаха "Мулета", (совместно работал с Хвостенко над спектаклем "На дне", поставленном в подвале парижской мастерской):
"Алексей Хвостенко был одним из тех, кто представлял так называемую неофициальную культуру, которая на самом деле и есть русское искусство. К этому племени принадлежал и Леша. У него не было никакой специализации и никаких профессиональных условностей цеха. Не всегда социален, часто эгоистичен, но это свойство крупного человека, не вредное для окружающих. Его влюбленность и творчество разбилась о бытовые проблемы. Я счастлив был работать вместе с ним в театре. Для большинства людей это литература, драматургия, для Хвоста театр - самое главное. Царствие ему небесное. Его место в Пантеоне нашего времени".
Вспоминает Олег Гаркуша:
(Rolling Stone, №7, январь 2005 г.)
Даже не знаю, что сказать. Это все так неожиданно. В Хвосте будто уживались два совершенно разных человека: один - жизнерадостный, абсолютно непосредственный, даже ребячливый, а другой - по-настоящему умный, зрелый. Он мог, прихлебывая вино, всю ночь петь на кухне какие-то совершенно дикие, глупые песни, а мог долго и невозмутимо рассуждать об очень серьезных вещах - о религии, о политике, о культуре. Еще - это сейчас большая редкость, по-моему, - он бьи наделен неподдельной человечностью: был чуток, внимателен, милосерден. Мы познакомились году в 89-м, когда АукцЫон впервые приехал с концертами во Францию. Нам всем тогда не было еще и тридцати - то есть разница в возрасте была на самом деле весьма приличной, лет 25, - но что странно, она совершенно не чувствовалась. Хвост пришел на одно из наших выступлений. Конечно, я тогда уже знал, кто написал "Хочу лежать с тобой с любимой рядом" и "Над небом голубым. ". После концерта он пригласил нас всех к себе в мастерскую - в какой-то сквот, где мы и познакомились по-настоящему. Хвост спел: "Хабарик, хабарик, я нашел его в туалете. " Я ему сказал: "Слушай, я эту песню слышал в детстве от каких-то гопников в парадном!" Оказалось что эту песню написал тоже он. Мы сидели, выпивали, Хвост еще что-то пел, Леня Федоров тоже, и мне кажется, именно тогда Хвосту пришла в голову вот эта идея: аранжировать и как-то записать все это. Мы уехали, а он напел песни на магнитофон и с какой-то оказией переслал нам кассету. Так,собственно,и появился "Чайник вина", а потом и "Жилец вершин", который воплотился из наших таких же коротких встреч то опять во Франции, то в Германии, то в России. Вышвырнутый из Союза в 70-х. Хвост производил впечатление человека очень необустроенного. Жил на правах беженца, получал пособия. По-моему, у него и паспорта-то французского не было. Как он пересекал границы - уму непостижимо! Такой "человек мира". Что-то стало налаживаться только в последние годы. Он все чаще стал приезжать в Россию и все больше проводить здесь времени. Совсем недавно ему вернули гражданство. Он ожил, казалось, жизнь налаживается. Насколько я знаю, у него была масса творческих планов - выставки, записи,театральные постановки. Я очень удивился, когда узнал, что он как-то хочет задействовать на сцене и меня. Мы должны были созвониться буквально в день его смерти.
ФОТО НА НАШЕМ САЙТЕ
Ниже приводятся работы Алексея Хвостенко, в записи которых Леонид Фёдоров принимал активное участие и может быть услышан, или, по меньшей мере, выходу которых в свет он содействовал.
"Хвост и АукцЫон:
Жилец вершин"
SBI Records
SNC 5049 (1995)
Moroz MR00334CD (2000)
Направление жанра исполнителя определяется по вашим голосованиям.
Вы всегда можете проголосовать за жанр на странице профиля.
Результат голосования будет виден после обновления страницы.
Голосование с одного IP-адреса возможно только раз в сутки!
Результат голосования будет виден после обновления страницы.
Голосование с одного IP-адреса возможно только раз в сутки!
Направление жанра исполнителя: |
авторская песня | 4 |
дворовая песня | 10 |
рок-шансон | 2 |
русские песни и романсы | 2 |
актёрская песня | 1 |
не шансон | 3 |
Всего: | 22 |
Годы жизни: 14.11.1940 - 30.11.2004
посетители | визиты | ||
всего | 14268 | 20649 | |
сутки | 6 | 8 |
Алексей Хвостенко Биография
Алексей Львович Хвостенко (Хвост) (14 ноября 1940, Свердловск — 30 ноября 2004, Москва) — российский поэт-авангардист, автор песен, художник. Сочинил более 100 песен и несколько пьес в соавторстве с Анри Волохонским (под общим псевдонимом А. Х. В.).
Алексей Хвостенко родился 14 ноября 1940 в Свердловске. Его дед, Василий Васильевич Хвостенко, ещё до революции перебрался в Англию. После возвращения в Советскую Россию был расстрелян. Отец Алексея — переводчик Лев Васильевич Хвостенко (1915—1959). Мать — Ирина Ивановна Хвостенко (Бояркина;1916-1987), бросила Льва Васильевича в 1946 году, когда Алексею было шесть лет, и отец с сыном переехали в Ленинград. Жена Елена Хвостенко, пианистка. Дочь Анна, певица.
С детства жил в Ленинграде. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
Алексей Хвостенко умер 30 ноября 2004 года в московской больнице № 61. Похоронен в Москве, на Перепечинском кладбище (19 участок, могила 7525).
Русская песня в изгнании
В незаконченном автобиографическом романе Алексей Хвостенко пишет:
“Ну, пора, товарищи, прощайте
Вы меня совсем не вспоминайте
Никогда не вспоминайте
Иногда не забывайте”
Дискография:
1977 "Фонарики"
1981 "Последняя малина"
1981 "Прощанье со степью"
1990 "Парижские сейшена" при участии Л.Фёдорова ("АукцЫон")
1992 "Чайник вина" (Хвост и гр. "АукцЫон")
1995 "Жилец вершин" (Хвост и гр. "АукцЫон")
1995 "Опыт постороннего творческого процесса" ("Квартирник" 7 марта 1995 г., при участии Л.Фёдорова)
1995 "Париж - Санкт-Петербург" (Хвост - А.Герасимов - гр. "АукцЫон")
1995 "В гостях у Митьков" ("Квартирник" 26 февраля 1995 г.)
1996 "Прощание со степью" (издание в России)
1996 "Парижские сейшена" при участии Л.Фёдорова ("АукцЫон") издание в России
1997 "Ночные фонарики" ("Хвост от Кузьмы") основная часть песен записана в 1981 году, ориг. название "Последняя малина", плюс записи из коллекции К.Кузьминского.
1997 "Хвост-Герасимов-АукцЫон: Париж - Санкт-Петербург" (А.Хвостенко, А.Герасимов, Л.Фёдоров) записи 1992-95 г.
1998 "Опыт постороннего творческого процесса" ("Квартирник" 7 марта 1995 г., при участии Л.Фёдорова) переиздание
1998 "Говорящие птички" (Хвост - Давшан - Камиль)
2000 "Три песни старца / Полихронион" (Алексей Хвостенко, Камиль Чалаев, Анри Волохонский)
2001 "Завтра потоп" (Хвост и А.Герасимов)
2001 "Верпования" (запись выступления 1992 года, с гр. "АукцЫон")
2002 "Репетиция"
2004 "Последняя малина" (издание на СД альбома 1997 г., переиздание МС под названием "Ночные фонарики")
2004 "Могила - Live" (Хвост и гр. "dеГенераторс")
2004 "Вода и Пена" (Хвост и Вадим Михайлюк)
2005 "Хвост и Рекшан на Монмартре" - "Квартирник у Кирилла и Анны", 24 марта 2004 года (А.Хвостенко и В.Рекшан)
Хвостенко Алексей Львович ("Хвост")
Гостевая книга | |||
Фотоархив: Изображ.на фото. | |||
Печатный двор: Упоминается в публикациях |
Хвостенко Алексей Львович ("Хвост"). [Россия, Московская область, Москва] [Автор (полный), Жанр: бард-рок, Жанр: шансон, Исполнитель, Художник] Хвостенко Алексей Львович ("Хвост") родился 14 ноября 1940 года в Свердловске. Учился в Высшей школе искусств и Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. В 1963 году создал литературное направление, которое назвал "Верпа". Поэт и композитор, художник, скульптор. В конце 1960-х начале 1970-х годов Алексей Хвостенко принимал большое участие в жизни ленинградского и московского андеграунда: самиздат, сочинение песен, написание картины. В 1977 году эмигрировал во Францию, жил в Париже, где издавал совместно с Владимиром Марамзиным журнал "Эхо". Организовывал выставки, концерты, спектакли, перформансы на заброшенных фабриках и сквотах, был вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, В Париже Хвостенко возглавлял Ассоциацию русских художников во Франции, тогда же была написана песня "Город золотой" ("Рай"), которую исполнил Б. Гребенщиков в к/ф "АССА". В Лондоне в 1981-м году Алексей Хвостенко записал альбом "Последняя малина", запись прошла с двумя парижскими цыганами: Паскалем де Люшеком и Андреем Шестопаловым. В России этот диск вышел только в 2004 году при поддержке Олега Ковриги. Так же Хвостенко вместе с группой "АукцЫон" записал альбом "Жилец Вершин" на стихи Велимира Хлебникова и альбом "Чайник вина". В начале 2000-х годов Алексей Хвостенко стал бывать в России, в 2003 году он провел несколько концертов в Москве и Петербурге, записал совместно с питерской командой "deГенераторс" диск "Могила-live". В начале 2004 года Хвостенко было возвращено российское гражданство и он вернулся в Россию. Скончался Алексей Хвостенко 30 ноября 2004 года в Москве в 61 городской больнице от сердечной недостаточности на фоне пневмонии. Русская песня в изгнании В незаконченном автобиографическом романе Алексей Хвостенко пишет: "Историю же своей семьи я знаю совсем плохо. Деда своего я знаю только по рассказам своей бабушки. В 37-м году во время Великого Террора он был ликвидирован как "враг народа". Основанием к такому определению послужило то, что он со всей своей семьей провел почти двадцать лет в эмиграции. Дед был по образованию горный инженер и, кроме того, выдающийся оперный певец. Как он совмещал эти свои занятия в дореволюционной России, я не знаю. За границей он вел исключительно жизнь профессионального артиста. Бабка тайком показывала мне чудом сохранившиеся афиши его выступлений в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и других городах Нового и Старого Света. Он был другом Шаляпина и его пламенным поклонником. Своими выступлениями он мог кормить семью". Будущий "гражданин мира" Алексей Хвостенко родился в 1940 году в Свердловске. Мама умерла рано, он ее практически не помнил. Отец – поэт и переводчик Лев Васильевич Хвостенко. "С самого раннего детства я жил в окружении книг. " — вспоминал при жизни художник. "В отцовской библиотеке было много иллюстрированных томов, по которым я изучал культуру Средневековья и Ренессанса. В литературе мне интересен период, начиная с трубадуров и заканчивая Данте. А потом, конечно, Шекспир. Поэзия трубадуров близка мне удивительной свободой импровизации и абсолютным владением темой. Если поэт хвалит патрона, то делает это мастерски. Впрочем, не будем забывать, что в этой области блистали и восточные поэты, особенно в жанре касыды. Это такой специальный жанр, когда поэт восхваляет владыку и просит что-то для себя. Однажды в шутку мы с Анри Волохонским*** сочинили касыду министру культуры Фурцевой. Не знаю, получила ли она ее. Учился я в привилегированной английской школе. Поэтому язык знаю неплохо, у нас в семье говорили на английском. Мой отец родился в Англии — его семья эмигрировала сразу после революции. В девятнадцать лет отца не стало. Я остался сиротой". Молодой человек учится в высшей школе искусств, поступает в Театральный институт. Появляются первые песни, картины – Хвост вливается в питерскую тусовку культурного подполья, приобретает известность. В начале 60-х завязывается их дружба с Иосифом Бродским: "он очень часто приходил ко мне поутру и первому читал свои новые стихи". Имена неразлучных товарищей мелькают в едких фельетонах "о лодырях и бездельниках". Первым, по статье "тунеядство", на скамье подсудимых оказывается Алексей, и друг Иосиф бегает выручать его. "Потом меня два раза еще арестовывали по тунеядству, но до суда дело не доходило, а отправляли в психушку и там держали. В первый раз, на Пряжке, я попал на койку, на которой лежал до меня Бродский, и там я провел целый месяц. Второй раз мне еще больше "повезло": я полгода провел в Ленинградской областной психиатрической больнице, где попал на инсулиновую шокотерапию — за то же самое, за тунеядство" — вспоминал поэт в последнем интервью известному журналисту Вадиму Алексееву. В дальнейшем, их пути разойдутся, но приятельские отношения сохранятся. Эпизодически, оказываясь по другую сторону Атлантики, они иногда встречались. В 1977 году Хвостенко эмигрирует во Францию, где полностью отдается творческому процессу: занимался рекламой, скульптурой, организацией выставок в сквотах (заброшенных помещениях, часто нелегально заселяемыех творческой богемой, пользующихся либерализмом европейских законов – М.К.). Вспоминает Михаил Гробман, поэт, художник: "Несколько месяцев он жил у нас в доме в Израиле, и ему захотелось обратно в Париж. Самый дешевый билет стоил 200 долларов. И мы устроили ему концерт в клубе "Цавта" в Иерусалиме. Это было в 70-х. Он дал несколько концертов, собрал денег и полетел в Париж через Лондон, где задержался на два года. Там он успел выпустить пластинку "Прощание со степью" и подружиться с русской женщиной, у которой был английский муж и подвал, полный вина. Алеша там жил, пока не выпил все вино, запасов которого хватило на два года. Выпив последнюю бутылку, Хвост уехал в Париж". Кроме упомянутой пластинки Хвостенко записал там две кассеты "блатных песен", которые недавно были переизданы на одном диске под названием "Последняя малина". В записи приняли участие сын патриарха кабаре Марка де Лучека — Паскаль де Лучек и Андрей Шестопалов. По возвращении в Париж Хвост несколько сезонов подряд устраивает в сквотах театральные постановки. Режиссирует горьковское "На дне", превращая действо в мюзикл. Сам играл Луку и пел. Девяностые дали надежду вернуться к своему зрителю. Появились совместные проекты с российскими рок-музыкантами. Начались выставки, гастроли. Президент Путин своим указом вернул ему гражданство. Хвост не верил в приметы и не привык искать "знаки свыше". Он не видел в названии своих последних альбомов "Могила Live" и "Рай" ничего особенного. Журналисты заметят это потом. А еще у Алексея Львовича было стихотворение, звучащее нынче как завещание: "Ну, пора, товарищи, прощайте Вы меня совсем не вспоминайте Никогда не вспоминайте Иногда не забывайте" 14 ноября 2010 года поэту-авангардисту, музыканту и художнику Алексею Хвостенко исполняется 70 лет. Русский поэт-авангардист, автор песен, художник Алексей Хвостенко, известный как Хвост, родился 14 ноября 1940 г. в Свердловске. Друзья рассказывают, что сам поэт называя себя Хвостом, даже придумал расшифровку своего псевдонима. "Хвост - как Христос Воскреси, "ост" - как Восток и "о" - как горловина гитары посередине. " - говорил он. Отец Алексея Хвостенко был поэтом и переводчиком, мать умерла рано, он ее практически не помнил. После войны они с отцом перебрались в Ленинград, где Алексей учился в английской спецшколе. Ему было 18 лет, когда отец умер и Алексей остался один. Он вел жизнь битника (его даже считают первым русским хиппи), образ жизни которого не предполагал постоянной работы. Хвостенко два раза арестовывали за тунеядство, но до суда дело не доходило, два раза его отправляли в психиатрическую больницу ‑ в первый раз на месяц, а второй раз он полгода провел в Ленинградской областной психиатрической больнице. Иногда органы внутренних дел обязывали его устраиваться на работу, но все обычно заканчивалось увольнением. Он работал в зоопарке, в Большом драматическом театре (БДТ) художником по рекламе, художником в Обществе слепых и т. д. Алексей Хвостенко был одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где собирался цвет питерского рока и назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с поэтом, метафизиком и эзотериком Анри Волохонским, который стал его другом и соавтором многих его песен и пьес. В этот период он общался по большей части с поэтами-шестидесятниками, джазовыми музыкантами и другими представителями художественной богемы. Писал стихи, которые в отдельных случаях ложились на музыку и быстро становились частью городского фольклора. В начале 1960-х гг. Хвостенко увлекся живописью и современным искусством, учился в Высшей школе искусств, затем, решив стать режиссером, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), на курс знаменитого режиссера и художника Николая Акимова. В 1963 г. Алексей Хвостенко создал литературную группу "Верпа", девиз которой был взят из "Телемского Аббатства" Рабле: "Каждый делает, что хочет". В 1965 г. он опубликовал в самиздате свою первую книгу "Подозритель". В 1966 г. вошел в содружество "Хеленуктов". В 1968 г. Хвостенко женился на москвичке Алисе Тиле и переехал в Москву, став активным деятелем столичного художественного андеграунда. В Москве он создает минималистскую поэму "Я живу в Измайловском зверинце", пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни. Обвинив поэта в тунеядстве, власти предложили ему либо высылку из страны, либо арест. Хвостенко выбрал первое и в 1977 г. эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где продолжал заниматься главным образом изобразительным искусством, издавал самиздатовским способом стихи, исполнял их под гитару, ставил спектакли, занимался рекламой, организацией выставок в сквотах (заброшенных помещениях, часто нелегально заселяемых творческой богемой). Он устраивал в сквотах театральные постановки, даже поставил пьесу Горького "На дне", превратив ее в мюзикл, в котором сам играл Луку и пел. Вместе с Владимиром Марамзиным стал издавать журнал "Эхо". В конце 1970-х гг. Алексей Хвостенко выпустил в Лондоне пластинку "Прощание со степью", в 1981 г. записал альбом "Последняя малина". На родине Хвоста вспомнили лишь в конце 1980-х гг., когда на экраны вышел фильм Сергея Соловьева "АССА", где в исполнении Бориса Гребенщикова прозвучала песня "Рай", более известная как "Город золотой" или "Под небом голубым", которая вскоре стала одним из главных рок-н-ролльных гимнов того времени. Эта песня стала самой знаменитой песней Алексея Хвостенко, несмотря на то, что он был всего лишь ее первым исполнителем. Песня была написана на стихи Анри Волохонского, а музыка позаимствована у средневекового итальянского лютниста Франческо да Милано. В 1989 г. Хостенко снялся вместе с группой "Митьки" в фильме "Митьки в Париже". В декабре 1990 г. он, впервые после долгого перерыва, вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов группы "АукцЫон" (один из них позднее был издан под названием "Верпования"). В 1991 г. в Москве и в Париже вышел сборник его стихов "Черный квадрат". С середины 1990-х гг. Алексей Хвостенко выступал с концертами и выпускал альбомы в России. В частности, он записал несколько альбомов с группой "АукцЫон", в том числе альбом на стихи Велимира Хлебникова "Жилец Вершин" и альбом "Чайник вина". Во второй половине 1990-х гг. Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице‑президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб "Symposion", в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет. Осенью 1997 г. он записал в Нью-Йорке альбом "Завтра потоп", в котором ряд его песен звучит в джазовой аранжировке. Хвостенко написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волохонским, ему принадлежат стихи "Ах, Александр Исаевич. ", "Хочу лежать с любимой рядом. ", "На турецкий выходит берег Соханевич молодой. " и др. Самыми удачными своими работами он считал альбомы, сделанные с группой "АукцЫон" и с саксофонистом Анатолием Герасимовым. Издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1982), "Чайник вина" (1992), "Жилец вершин" (1995), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы" (1997), "Завтра потоп" (2000), "Верпования" (2001), "Репетиция" (2002), "Последняя малина" (2004). Алексей Хвостенко - автор книг "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия". В 2003 г. Хвост провел несколько концертов в Москве и Петербурге, записал совместно с группой deГЕНЕРАТОРs диск "Могила-live", выступил дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове. Летом 2003 г. Алексей Хвостенко направил президенту России письмо с просьбой о предоставлении российского гражданства, и его просьба была удовлетворена. 21 января 2004 г. в Париже поэту был вручен российский паспорт с именным указом, текст которого был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным. После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами. Он выпустил в Москве один за другим музыкальные альбомы, печатал свои тексты, концертировал сольно и в компании с молодыми музыкантами. В апреле 2004 г. Хвостенко выступил на VIII фестивале "S.K.I.F." в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы deГЕНЕРАТОРs, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием "Рай" (с ними же), занимался подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов. На декабрь 2004 г. была запланирована серия концертов Алексея Хвостенко и выставка картин и скульптур "Колесо времени" в ЦДХ на Крымском Валу (открылась 7 декабря 2004 г.). В последних числах ноября Алексей приехал в Москву. Здесь он почувствовал себя плохо, был госпитализирован в 61-ю больницу Москвы с диагнозом воспаление легких. Начался отек легких, который повлек остановку сердца. Скончался Алексей Хвостенко 30 ноября 2004 г. Похоронен в Москве на Перепеченском кладбище. Материал подготовлен на основе информации открытых источников Читайте также:
|