Свой храм для вич инфицированных
Молебны о здравии больных ВИЧ/СПИДом и борьба с одиночеством
Храм расположен в удивительно живописном месте: на обрыве над Москвой-рекой, где вдали виднеются причудливые мосты. Парк за церковной оградой выглядит одним из любимых мест отдыха жителей района – во дворе прогуливаются мамы с колясками, дети постарше подбирают последнюю осеннюю листву, старушки беседуют на лавочках под деревьями… Райский уголок тишины среди грохочущих кругом строек.
Храм, как и любая церковь в спальном районе Москвы, в воскресенье полон народом. Литургия давно закончилась, но к свечному ящику стоит длинная очередь: кто за свечами, кто – подать записку на молебен или панихиду, кого-то заинтересовала выставленная на прилавке книга…
В большинстве записок, передаваемых на молебен – одно-два имени. Начинается богослужение, молитвы о недужных чередуются с покаянными. Евангелие читают по-русски – чтобы было всем понятно, ведь на молебен может зайти любой человек, в том числе и не имеющий опыта церковной жизни. В руках у нескольких человек – помянники с длинными списками на сотни имен.
Атмосфера на молебне и за столом поражает своей теплотой. Не покидает чувство, будто в каждую фразу молитвы, в каждое крестное знамение, поклон, в каждую дружескую улыбку и переданное соседу печенье ребята вкладывают весь накал своих душевных сил. И это легко понять – ведь никто не знает, сколько еще подобных общих богослужений и чашек чая в кругу друзей каждому из них отпущено. ВИЧ-отрицательному большинству есть чему у них поучиться – если бы все мы умели столь же трепетно, как с драгоценным сосудом обращаться с каждым, кто к нам приходит, то каждый день проводили бы как в раю. В каждом действии сквозит желание подарить своим ближним радость. Одна участница достает целый пакет нательных медальонов с изображением святителя Николая, привезенных из Бари, и дарит каждому присутствующему по одному. А если кто-то просит, то по два. Или по три, чтобы хватило всем друзьям и знакомым.
Молебны в Троицком храме в Хорошеве совершаются ежемесячно с 2001 года. В общем помяннике сегодня около 1000 имен, и у многих больных было замечено серьезное улучшение состояния после того, как о них возносилась церковная молитва.
После чаепития желающие идут в храм на исповедь. Перед этим батюшка еще раз напоминает о важности церковной жизни, о том, что благодать Божия помогает преодолеть многие страхи, отчаяние, подавленность.
Когда-то каждый из этих людей получил страшное известие об инфицировании – перечеркнувшее многие планы, оборвавшее социальные связи, вынуждающее жить в совсем других условиях. Сегодня они жадно слушают другое известие – Благую Весть о Христе, которая дает надежду. Честно могу признаться, что давно не встречала людей, даже православных, которым был настолько интересен Господь и отношения с Ним. Конечно, кто-то скажет, что причиной тому – постоянные мысли о смерти, интерес к участи души за гробом. Но разве всем остальным, ВИЧ-отрицательным людям, смерть не предстоит?
Комментирует игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных:
– Этот упрощенный и однобокий взгляд на болезнь присущ тем, кто не имеет достаточно сведений о самой болезни и не знаком с ситуацией со СПИДом за пределами Европы, в странах Азии и особенно Африки (где в некоторых государствах ВИЧ заражено до четверти населения). Представление о карающем, одержимым жаждой справедливого воздаяния за грехи Боге абсолютно чуждо Восточной Церкви. Для нас Бог, даже в гневе Своем, всегда любящий Бог Отец. Но мы так же приучены думать, что на земле ничто не может происходить помимо Его воли и ведения. Появление ВИЧ — не исключение. Не получается ли тогда, что, выступая на борьбу со СПИДом, мы противимся воле Божией?
Центр реабилитации наркозависимых (где проживают и ВИЧ-инфицированные) Свято-Георгиевского прихода. ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, не отделяясь от прочих насельников ни на работе, ни на молитве, ни на отдыхе
Когда кто-либо ищет нашей помощи, например ВИЧ-инфицированный молодой человек, вместо того чтобы вдаваться в изыскания, насколько он грешен, давайте лучше подумаем, что мы можем сделать для его спасения и благополучия. Благоразумие подсказывает рекомендовать ему посвятить в тайну о своем ВИЧ-статусе ограниченное число прихожан, может быть, одного только духовника. Правда в том, что и не всякий священник способен правильно отреагировать на выказанное ему доверие — большинство пастырей еще никогда не сталкивались с ВИЧ-инфицированными людьми. Некоторым утешением в случае неверной реакции духовника является то, что духовники обязаны хранить тайну исповеди. Когда благоразумный священник услышит такое признание в таинстве покаяния, он осознает, что пришло время для него лично ознакомиться с проблемой и создать атмосферу благожелательного отношения к ВИЧ-положительным людям на вверенном ему приходе. Если на каком-то приходе появятся двое или трое ВИЧ-инфицированных, с их согласия неплохо было бы духовнику познакомить их друг с другом, сохраняя тайну для остальных членов прихода. По мере улучшения отношения к ВИЧ-инфицированным, круг посвященных в тайну может быть увеличен.
Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.
Мы убедились, что среди попавших в наркотическую зависимость немало талантливых ребят, многие серьезно относятся к своему воцерковлению, поскольку понимают, что в их случае это вопрос жизни и смерти. Ребята умеют ценить доброе и доверительное к ним отношение. За все годы, пока на приходе проводилась реабилитация, никто из пациентов не позволил себе подлого поступка по отношению к приходу (хотя мы понимаем, что у некоторых приходов в этом отношении может быть иной опыт). Когда становишься свидетелем того, как эти ребята буквально на глазах воскресают к жизни, понимаешь, что Богу дороги эти люди, видишь, что Он принимает их.
Свято-Георгиевский приход занимается реабилитацией наркозависимых с 1998 года. Одновременно здесь проходят реабилитацию семь-восемь молодых людей. В 2002 году братия прихода дала согласие на реабилитацию ВИЧ-инфицированных, в последнее время они составляют половину пациентов. Всего реабилитацию прошли около 80 ВИЧ-инфицированных. На приходе соблюдаются необходимые правила гигиены, ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, никак не отделяются от прочих насельников . Приход посещают специалисты, профессионально занимающиеся помощью наркозависимым. Реабилитация пациентов бесплатна.
Посещение больных СПИДом
Наместник Донского ставропигиального мужского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл регулярно посещает СПИД-центр при инфекционной больнице No. 2. Последний визит прошел на Пасху 2010 года. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Кирилл поздравил всех с праздником Светлого Христова Воскресения и вручил персоналу и пациентам, находящимся на лечении в СПИД-центре, пасхальные подарки.
Архипастырь пожелал всем сотрудникам и пациентам больницы помощи Божией и доброго настроения, помогающего без уныния нести свои труды и свой жизненный крест.
МОСКВА, 5 фев — РИА Новости, Сергей Стефанов. Ученые всего мира рассчитывают к 2030 году победить эпидемию СПИДа. С вирусом иммунодефицита до сих пор живут те, кто состоит на учете еще с 1990-х годов, смертность и заболеваемость ВИЧ-инфекцией снизились. Медицина сегодня способна понижать содержание ВИЧ в крови до такого уровня, что человек уже не заразен. В России в 98% случаев ВИЧ-инфицированная мама, исполняющая все рекомендации врачей, рожает здорового ребенка.
Об этом говорилось на прошедшем недавно в Москве круглом столе, посвященном участию Русской православной церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом. О том, как помогают пациентам с неизлечимой болезнью в службе паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным, одном из проектов православной службы помощи "Милосердие", — в материале РИА Новости.
"Бухта спасения"
"Я узнала о своем диагнозе, ВИЧ, в 2006 году, — вспоминает Анастасия. — Прекрасно понимала, откуда это и почему. Девять лет прятала голову в песок — отказывалась от терапии — и сейчас могу сказать, что это было большой ошибкой. Если начать вовремя принимать лекарства, качество и продолжительность жизни будут совсем иными".
Сейчас Насте 39. До своего заболевания она работала женским парикмахером, у нее были муж и двое детей. Наркотики разрушили всю эту жизнь, Настя осталась одна. Без жилья и без родственников. В 2014 году она в критическом состоянии попала в Инфекционную клиническую больницу (ИКБ) № 2. Тогда же, по ее собственному признанию, стала рождаться заново.
Надежда рассказывает, что все пациенты с ВИЧ в чем-то похожи: по поведению и мышлению они как дети или подростки, их возраст как будто законсервировался на уровне 13-15 лет. Это может быть связано и с особенностями самого заболевания, и быть следствием длительного употребления алкоголя или наркотиков.
"И я для себя вывела одну интересную формулу, мне в этом помогла книга "Материнская любовь — жизненная защита ребенка". Если относиться к этим людям именно как к страдающим детям, подросткам, вне зависимости от их биологического возраста, то можно нивелировать любую агрессию, раздражение и все-таки добиться какого-то нормального контакта с человеком… Многим из них абсолютно некуда идти, они настолько выпали из социума, что больница для них становится как бухта спасения", — делится опытом Надежда.
В ИКБ № 2 Настя нашла новое любимое дело — стала рисовать и писать маслом на холсте. Краски и все остальное для художества ей приносила Надежда. Она же помогла в декабре 2016 года организовать и целую выставку Настиных работ в больнице. Выставку приурочили ко Всемирному дню борьбы со СПИДом. Вместе с сотрудниками службы помощи "Милосердие" Анастасия выезжает на экскурсии и в паломнические поездки, ее жизнь во всех смыслах заиграла новыми красками.
"Мало кто хочет его знать"
В службе паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным людям "Милосердие", отметившей в 2017 году 10-летие, сейчас 30 человек. По словам руководителя службы Ольги Егоровой, на шесть сестер милосердия и 24 волонтера приходится 230 пациентов, преимущественно в возрасте от 30 до 40 лет.
Помимо ухода за больными в стационаре, патронажные сестры и добровольцы занимаются оформлением инвалидности, помогают подопечным с трудоустройством или отправкой на реабилитацию, отстаивают их права в разных учреждениях. А также оказывают помощь и на дому. Стараются руководствоваться древним христианским принципом: "Ненавидь грех, но люби грешника".
К сожалению, элементы дискриминации, признают в "Милосердии", встречаются часто.
В конце концов приняли решение написать в департамент здравоохранения, и уже через два дня он прошел всех врачей, ему оформили нужные документы.
"О чем это говорит? В обществе не принимают этих людей", — признает руководитель паллиативной службы.
Главный врач ИКБ № 2 Светлана Краснова считает сотрудничество персонала больницы и сестер милосердия по развитию благотворительной деятельности очень важным. Оно способствует "созданию условий для активизации гражданских инициатив, развитию гражданского общества в Москве". "Концепция добровольчества основывается на простой, но чрезвычайно важной идее о том, что в любом обществе всегда есть люди, нуждающиеся в какой-либо помощи, равно как есть и люди, готовые откликнуться, прийти на помощь, делая это добровольно, не предполагая извлекать какую-либо выгоду для себя", — отмечает главврач.
"Причащаемся из одной чаши"
Духовная жизнь пациентов ИКБ № 2 — отдельная тема. Среди сестер милосердия есть те, кто непосредственно отвечают за эту сферу. Их так и называют: "требные сестры". Духовник службы "Милосердие" епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон лишь немногих женщин благословляет на это служение: разговор с пациентом о вере достаточно серьезен и непрост, и здесь нужно иметь особые интеллект, чувство и такт.
В 2013 году бывший главврач больницы Вячеслав Мясников построил на собранные пожертвования прямо на территории ИКБ храм-часовню в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Сделал это по своей инициативе, а на открытии храма сам же и объяснил почему:
"Сюда приходят ВИЧ-инфицированные, которые этого не подозревают и которым здесь сообщают эту очень страшную весть. Это надо один раз увидеть. Если раз увидишь, это останется в душе на всю жизнь. Видя состояние таких людей, особенно юных, мы пришли к выводу, что только врачебной и психологической помощи недостаточно. Нужна еще помощь духовная — так возникла идея построить храм".
Как рассказывает Ольга Егорова, по субботам в больничном храме служатся Божественные литургии для пациентов, на которые, впрочем, может прийти любой. Требные сестры готовят больных к богослужению и исповеди, беседуют с ними и молятся. А затем вместе с добровольцами помогают им добраться до храма.
"Мы, верующие, знаем, что причастие — это Кровь и Тело Христовы, "огонь попаляющий", и не было еще в истории случая, когда во время эпидемий холеры или чумы люди бы заразились во время причастия. Это так по канонам веры, и это подтверждается в жизни. Поэтому мы причащаемся вместе с нашими пациентами и не стараемся впереди них попасть к чаше. Мы понимаем, что они такие же христиане, как и мы", — объясняет Ольга Егорова.
С медицинской точки зрения нет никаких препятствий и для крещения ВИЧ-инфицированного в приходском баптистерии — при условии отсутствия у больного открытых кровоточащих ран. Это тоже прописано в церковной концепции.
"Он меня на руках носил"
Руководителю паллиативной службы, проработавшей 27 лет в Свято-Димитриевском сестричестве, известны случаи образования "дискордантных пар" — когда один из супругов здоров, а другой живет с вирусом ВИЧ. Такие люди, по словам Егоровой, "берут на себя из любви к человеку бремя его болезни и несут его".
…Произошли положительные изменения и в судьбе Насти. По ходатайству сестер милосердия ИКБ ее устроили в Центр социальной адаптации (ЦСА) имени Елизаветы Глинки на юго-востоке Москвы, где она и живет сейчас.
Настя рассказывает, что в социальном приюте к ней все очень лояльны, ее диагноз не афишируется. Правда, сейчас она уже передвигается только в инвалидной коляске: запущенное прежде заболевание не могло не дать осложнений. Действует только одна рука.
Но самое главное, что, попав из больницы в приют, Настя познакомилась с Александром. На вопрос о том, как это произошло, отвечает: "Бог послал".
Александр — сирота, инвалид второй группы с ДЦП. Тоже остался без жилья и нашел себе место в социальном центре. Увидев там новую девушку, начал ей помогать, вывозить на прогулку.
Примерно полгода назад отец Антоний, духовник Насти, обвенчал ее и Сашу. Сейчас молодожены живут в разных палатах, но не теряют надежды получить социальное жилье. Саша устроился работать посменно сторожем при храме, правда, ездить приходится на другой конец Москвы. Спрашиваю у Насти, какие еще трудности и надежды, помимо жилья.
"Хотелось бы, — говорит, — попасть на реабилитацию, чтобы хотя бы самостоятельно научиться пересаживаться в коляску. Ну а потом, конечно, — получить электрическую коляску, потому что для людей наполовину парализованных, как я, должны выписывать именно такую. Но с нашей временной регистрацией в ЦСА это все очень сложно".
Отсутствие постоянной регистрации не позволяет получить социальную карту москвича, вступить во Всероссийское общество инвалидов и пользоваться многими льготами.
Надеется Настя и на то, что рано или поздно восстановятся отношения с родственниками — мамой, братом, у которых она готова за все попросить прощения. "А вообще, — добавляет она, — мечта — окрепнуть настолько, чтобы работать в храме за свечным ящиком. Чтобы вместе с мужем быть и на работе, и в жизни, и везде…"
Служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным — один из 27 социальных проектов православной службы помощи "Милосердие". Сегодня в России действует более 80 церковных центров реабилитации наркозависимых, в которых проходят реабилитацию более 100 ВИЧ-инфицированных. В разных регионах сестры милосердия также трудятся в инфекционных больницах и ухаживают за ВИЧ-инфицированными людьми, проводят обучающие семинары по паллиативной помощи.
При поддержке РПЦ разработаны программы профилактики рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа для детей и молодежи: Программы "ЛадьЯ" (для детей 13-17 лет), "Живая вода" (младшие школьники) и "Дорога к Дому" (студенты). Темы — профилактика наркозависимости, поиск счастья и любви, преодоление проблем, цель и смысл жизни, и другие. Ценностно-ориентированные программы реализуются уже в десяти регионах, обучение прошли более десяти тысяч человек.
Концепция РПЦ по борьбе с ВИЧ/СПИДом предусматривает и создание специальных центров при монастырях, которые "в силу организации и внутреннего уклада жизни предоставляют хорошую возможность для реабилитации лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом".
Духовные корни телесного страдания, или
Что думает о СПИДе православная церковь
Разговор с пастырем
В жизни каждого бывают такие моменты, когда спасти, поддержать, помочь не сломаться может только вера. И мы, православные люди, ищем веру в храме, в словах духовных наставников – приходим под светлые церковные своды с надеждой на то, что Господь простит нам наши прегрешения, что те, кто говорит с нами и наставляет нас от Его имени, – поймут нас и помогут найти выход. Особенно нужна поддержка тем, на чью жизнь легла тень неизлечимой болезни, имя которой СПИД. Но измученные страхом, людским непониманием и болезнью, люди боятся вновь ощутить отчуждение, непонимание, душевный холод тех, к кому обратились за помощью – таких же православных христиан или священнослужителей. Что же думает о СПИДе и ВИЧ-инфицированных людях наша православная церковь? Об этом я решилась расспросить иеромонаха Свято-Введенского монастыря города Иванова отца Макария.
– ВИЧ-инфицированный больной. Как относится к нему православная церковь и как должны к нему относиться православные христиане, как к человеку, нуждающемуся в помощи, или же как к человеку, который искупает своим страданием собственные грехи и грехи родителей?
– Тема СПИДа неоднозначна, но ответ на этот вопрос может быть только один. Как относиться к больному СПИДом? – Да абсолютно так же, как к любому другому больному. Если кто-то относится к больному с ненавистью, со злорадством, с какими-то теориями, что это хорошо, что он болен, так ему, подлецу, и надо, то что можно сказать про такого человека – ему самому надо всерьез покаяться и разобраться в собственном мировоззрении.
К больному нужно относиться с любовью, с состраданием, думать, как ему можно помочь, чем облегчить его страдания. Чем бы он ни был болен, начиная от насморка и кончая чумой, – тут нет никаких сомнений и даже поводов для разномыслия. Во всех православных источниках мы находим именно это. Один из самых ранних примеров – Киприан Карфагенский. Христиан тогда в Карфагене было не очень много, была страшная эпидемия чумы, все люди уже тогда знали, что чума – это заразная болезнь, сторонились больных и сторонились умерших от чумы, а христиане под руководством своего епископа – святителя Киприана – прославились тогда именно своим состраданием и к христианам, и нехристианам, они помогали больным, хоронили умерших, чем оказывали им честь и уменьшали риск дальнейшего распространения болезни. Так что здесь я не вижу поводов для обсуждения, здесь все ясно.
– Но СПИД – болезнь, передающаяся преимущественно половым путем, к тому же большинство ВИЧ-инфицированных – это люди, употребляющие наркотики. Половые отношения вне брака, наркомания – ведь все это пути неправедные?
– Начнем с того, что СПИД – это прежде всего венерическая болезнь. Сам этот термин у нас почему-то не любят употреблять, и причиной этому могут служить наши контакты с заграницей и политическая окраска этой болезни, которую она приобрела в США и Западной Европе. Но факт остается фактом – СПИД прежде всего болезнь венерическая, к чему добавляется факт ее распространения путем обмена зараженными иглами. Так это не первая болезнь в истории человечества. Хорошего ничего в них нет, как и в любых других болезнях. Факт заражения говорит об определенном поведении, которому этот человек привержен. Люди, знакомые с проблемой, могут возразить, что среди этих несчастных есть те, которые заболели СПИДом и никакого такого поведения у них не было, – это дети, получившие ВИЧ-инфекцию от заразившихся родителей, и те, кто заразился в результате переливания крови. Что ж, такое бывает. Но это единицы, о которых пишут в медицинских журналах как об особенных медицинских казусах. Однако это вовсе не отменяет того, что СПИД – болезнь венерическая, со всеми вытекающими отсюда последствиями, кроме, пожалуй, того, что СПИД на данном этапе лечению не поддается и приводит человека рано или поздно к смерти, а все остальное доступно нашему медицинскому и общечеловеческому пониманию.
Вообще говоря, христианское мировоззрение требует от нас видеть в каждом грехе и каждом проявлении зла источник для контратаки на дьявола, ведь всякий грех – это результат нападения дьявола на человека. И мы, ведя борьбу с грехом, испытывая на себе его тяжесть, должны не просто от него отталкиваться, а изыскивать способы, как ему противостоять, как исправить нанесенное зло и добиться добра. Именно в этом аспекте стоит серьезно подумать о последствиях венерических болезней и, в частности, СПИДа. ВИЧ-инфицированных не так уж много, но в круге проблем, связанных со СПИДом, находится большая часть населения страны. И особую важность приобретает вопрос о том, как же эту болезнь воспринимают люди, что изменяется в их образе действия и мысли в связи с тем, что такая болезнь существует. Это действительно серьезный вопрос.
– Россия – страна прежде всего православная, а православное воспитание, на мой взгляд, помогает ограничить, замедлить восприятие негативных мировых тенденций, таких как, например, сексуальная революция. Однако нам свойственно и замедленное осознание опасности воспринятого…
– Вот вы говорите, православное воспитание. Если бы оно было у нас у всех, то и жить было бы гораздо лучше. В том-то и дело, что наше православное воспитание как рыбацкая сеть, да к тому же рваная… так что в нее проваливается все, что угодно. Да, несмотря на наше православное воспитание, мы воспринимаем всякую мерзость с огромной легкостью, а вот добро-то, к сожалению, плохо воспринимаем. Но надо сказать, что такая же ситуация и в других странах, ну так на место православного воспитания можно поставить христианское, так как наша цивилизация, так сказать, европейско-американская, она базировалась в основном на христианском наследии. Кто и когда это наследие порастерял – это другой вопрос. Но мы видим, что то, что происходит у нас, ничем не отличается от того, что в свое время происходило на Западе. Люди утратили христианский образ жизни, а вместо него приобрели огромные беды на свои несчастные головы. Что же нам делать? Ответ понятен – надо нам возвращаться к истинному христианскому бытию и менять образ своего поведения. Борьба это трудная, но она дает результаты. Насколько это возможно, надо быть оптимистами.
Ищите и обретете, обретете понимание и сострадание, ведь мы христиане и должны помогать друг другу. И приятно сознавать, что и наши духовные наставники и вся наша церковь готова поддержать нас в борьбе за ЖИЗНЬ БЕЗ СПИДА.
С иеромонахом Свято-Введенского
монастыря о. Макарием
беседовала Дарья Котова
14 мая пройдет Всероссийская акция по борьбе со СПИДом.
Ее организует Фонд социально-культурных инициатив, который возглавляет Светлана Медведева. Накануне акции мы собрали воедино цифры, показывающие масштаб проблемы с распространением ВИЧ-инфекции
у нас в стране и в мире.
Важно знать
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) никогда не диагностируется только по симптомам. Чтобы узнать, есть ли в организме ВИЧ, нужно сдать несколько анализов и пройти тестирования. Без лечения период от инфицирования до развития СПИДа длится в среднем 9–11 лет. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) является неизлечимой терминальной стадией ВИЧ-инфекции. Продолжительность жизни после постановки диагноза СПИД в отсутствие терапии составляет от 6 до 19 месяцев. Сегодня в медицине нет препаратов, позволяющих полностью вылечиться от ВИЧ-инфекции, но если своевременно установить диагноз и начать терапию, можно прожить еще несколько десятков лет.
В России
Миллионный человек, зараженный ВИЧ, был зарегистрирован в России в 2016 году.
Первый случай ВИЧ-инфекции в России был зарегистрирован в 1986 году. Спустя двадцать пять лет в нашей стране насчитывалось уже более 650 000 заболевших.
За период эпидемиологической ситуации с 1987 по 2015 гг. из числа инфицированных ВИЧ от различных причин умерли 273790 человек.
Число заболевших ежегодно увеличивается в среднем на 10 %. Это только официально зарегистрированные случаи. Если темпы роста останутся прежними
к 2021 году, то угроза может превратиться в генерализованную эпидемию.
Более 13% новых случаев выявляются на поздних стадиях, с наличием сочетанных инфекций, таких как активные формы туберкулеза, гепатиты В и С, инфекции, передающиеся половым путем.
Среди путей передачи инфекции в течение последних лет в России преобладает парентеральный (через кровь) путь заражения (57,3 % случаев в 2014 г.). При этом на протяжении последних 10 лет наблюдается тенденция к увеличению доли гетеросексуального пути передачи, составившего 40,3 % (в 2014 г.), то есть в эпидемиологическую ситуацию вовлекаются социально благополучные слои населения.
Мы стоим на пороге настоящей эпидемии ВИЧ. При этом СПИД сегодня ошибочно считать болезнью неблагополучных групп населения. Среди инфицированных становится все больше людей, у которых есть нормальная работа, семья, дети.
По материалам Министерства здравоохранения России и Фонда социально-культурных инициатив
В мире
На сегодняшний день ВИЧ унес более 34 000 000 человеческих жизней.
В конце 2014 года в мире насчитывалось примерно 37 миллионов людей с ВИЧ-инфекцией. Наиболее пораженным регионом является Африка к югу от Сахары — здесь в 2014 году проживало 25,8 миллиона человек с ВИЧ.
По оценкам, в настоящее время лишь 53 % людей с ВИЧ знают о своем статусе. ВИЧ-инфекцию часто диагностируют с помощью диагностических экспресс-тестов (ДЭТ), которые выявляют наличие или отсутствие антител к ВИЧ. В большинстве случаев результаты тестов можно получить в тот же день; это важно для постановки диагноза в тот же день и предоставления раннего лечения и ухода.
За период с 2000 по 2015 гг. число новых случаев ВИЧ-инфекций уменьшилось на 35 %, уровни смертности, связанной со СПИДом, снизились на 24 %, то есть в результате международных усилий было спасено около 7,8 миллиона человеческих жизней. Лекарства, излечивающего от ВИЧ-инфекции, нет. Однако благодаря эффективному лечению антиретровирусными препаратами (АРВ) вирус можно контролировать и предотвращать его передачу, что позволяет людям с ВИЧ и тем, кто подвергается значительному риску, вести здоровую и полноценную жизнь.
По данным Всемирной организации здравоохранения
Наркозависимые
Сегодня действует более 70 церковных центров реабилитации нарко зависимых, в которых сейчас проходят реабилитацию более 100 ВИЧинфицированных.
Помощь церковных добровольцев и сестер милосердия
Программы профилактики, созданные при участии Церкви
По данным Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви
Недавно целый ряд волгоградских СМИ опубликовал новость о "чудесном" исцелении годовалого ребёнка от ВИЧ молитвой. Осведомлённость о ВИЧ-инфекции в России настолько невелика, что очень многие, включая журналистов, не понимают различия между отсутствием вируса в крови и тем состоянием, когда вирус не выявляется из-за применения антиретровирусной терапии. Последним и объясняется "чудо", случившееся в Волгограде.
Как сообщили врачи областного СПИД-центра, девочка принимала терапию, и постепенно врачам удалось добиться снижения вирусной нагрузки. Так что "после акафиста и молитв" никак не означает "вследствие них".
"Одной из семей, в которой ВИЧ-инфицированы оба родителя и младший ребенок — годовалая [имя девочки], мы помогли снять квартиру. По правилам центра люди с ВИЧ, туберкулёзом, сифилисом не могут проживать вместе с другими постояльцами".
Отказ людям, живущим с ВИЧ, в предоставлении приюта означает, что руководители православного социального центра либо не знают, каким образом передаётся вирус, либо разделяют представления Русской православной церкви о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.
О таких причинах заявил на заседании правительственной комиссии 23 октября 2015 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
"Мы все с вами понимаем, что эта болезнь, как, может быть, никакая другая болезнь, имеет социальные и нравственные, вернее, безнравственные причины, и поэтому, конечно же, роль традиционных религий в нашей стране в борьбе с этим недугом очень и очень важна".
При этом епископ Пантелеимон добавил: "Особое внимание мы уделяли и уделяем противодействию стигматизации ВИЧ-инфицированных людей", очевидно не заметив собственного стигматизирующего высказывания тремя секундами ранее. Пантелеимон порадовался тому, что в России не принимаются программы снижения вреда — "бесплатной раздачи контрацептивов, замены метадоном наркотиков", и предложил утверждать в обществе и детях понятие целомудрия. Премьер-министр Дмитрий Медведев и министр здравоохранения Вероника Скворцова, участвовавшие в заседании правительственной комиссии, никак не отреагировали на высказывание епископа о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.
Ни власть, ни церковь не понимают, что любой разговор о ВИЧ/СПИДе в контексте "духовных и моральных ценностей" стигматизирует людей, живущих с ВИЧ, и способствует тому, что подавляющее большинство скрывает свой ВИЧ-статус от окружающих, часто — даже от родственников.
Русская православная церковь ещё в 2005 году опубликовала концепцию участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Во введении к концепции утверждается, что подлинной первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является "достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров".
Однако далее признаётся, что "ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником", подчёркивается роль лечения, современных профилактических и терапевтических методов, рекомендуется наблюдение у врача супругам с ВИЧ, которые хотят родить ребёнка.
Отношение к сексуальному образованию сформулировано в концепции сдержанно: "Русская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческих схем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацея от всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросах профилактики СПИДа".
За время, прошедшее с 2005 года, когда РПЦ опубликовала эту концепцию, число выявленных случаев ВИЧ среди граждан России возросло почти на миллион — с 300 тысяч до 1 272 403 случаев (к 30 июня 2018 г.). С 2016 года это число ежегодно возрастает более чем на 100 тысяч. В первом полугодии 2018 г. территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом сообщили о 51 744 новых случаях ВИЧ-инфекции, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан. Либо грех и бездуховность продолжают стремительно умножаться, несмотря на все усилия церкви, либо риторика традиционных ценностей и упование на целомудрие не могут остановить эпидемию.
Если в середине нулевых можно было говорить, что позиция РПЦ не помогает остановить эпидемию ВИЧ, то в настоящее время она способствует распространению вируса. На круглом столе "Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом", который состоялся в Отделе внешних церковных связей РПЦ в январе 2018 года, сообщалось: "благодаря сотрудничеству с Церковью фокус рекламных профилактических кампаний госучреждений сместился с рекламы технических средств защиты от заражения ВИЧ на пропаганду нравственных ценностей; происходит воцерковление сотрудников социальных служб государственных организаций".
Некоторые представители РПЦ — такие, как председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов — клеймят НКО, пытающиеся заниматься профилактикой ВИЧ в школах, и говорят о целомудрии, не видя разницы между ВИЧ и СПИДом: "Чтобы не заболеть СПИДом, нужно вести целомудренную жизнь".
Неудивительно, что православный социальный центр отказывает в приюте людям, живущим с ВИЧ.
В других обществах, столкнувшихся с эпидемией ВИЧ, её удалось остановить благодаря тем мерам, действенность которых отрицается РПЦ и российскими властями — обмену шприцев, заместительной терапии, распространению использования презервативов, сексуальному образованию в школах. Каких масштабов должна достичь эпидемия в России, чтобы власти и церковь отказались от "особого пути" в борьбе с ВИЧ/СПИДом? Двух миллионов зарегистрированных случаев ВИЧ в стране? Судя по официальной статистике, действиям властей и РПЦ, это число может быть достигнуто в 2025 году.
Читайте также: