Почему так нелепо поранился и заразился тифом базаров
Что стало причиной смерти Евгения Базарова в романе "Отцы и дети"?
Формально, строго по сюжету - Базаров во время вскрытия тела умершего поранился и получил заражение крови, от чего и умер. Но у его смерти есть и символический подтекст: Базаров становится жертвой неразрешимых внутренних противоречий. Как нигилист, от отрицает существование вечных ценностей: любви, красоты, семейных связей. Но жизнь раз за разом убеждает его в обратном. Переживая глубокий душевный кризис, Базаров теряет веру в свои принципы, не видит цели и смысла своего существования и погибает. Кроме того, гибелью героя сам автор явно намекает на свое несогласие с жизненной позицией Базарова.
В связи с этим вопросом. Вспоминается забавный случай, который пооизошел у нас на уроке в школе, когда я училась, и мы проходили на литературе произведение Тургенева "Отцы и дети". Не все школьники отличались старанием и не всегда внимательно прочитываои изучаемые произведения. Когда учительница задала вопрос: "От чего умер Базаров?", один из них ответил: "Его телега переехала". Класс, конечно, дружно рассмеялся.
Но если говорить серьезно, насколько я помню произведение, Базаров получил порез во время вскрытия трупа, у него под рукой не оказалось нужного антисептика, пооизошло заражение крови трупным ядом.
На самом же деле по мнению Тургенева у его героя не было будущего. Отрицая важнейшие ценности человечества - любовь, семью и др., то есть будучи нигилистом, Базаров обрекал себя на жалкое существование. Внутренние противоречия, которые имели место, сделали бы его несчастным человеком без будущего. Это противоречило установкам того времени.
Давайте, для начала, по сюжету: Базаров еще с самого начала романа любил заниматься жабами. Зачем он это делал: он врач, которому было интересно, что внутри жабок делается. Но спустя время и под влиянием ситуации он не ограничился жабами, а занялся и людьми.
Вернее Базаров пытался делать вскрытие больному на опасный вирус, а своей безопасностью пренебрег - поранился и зараженная кровь попала в его организм - официально от заражения и умер.
Но в классике часто не положительные герои не доживают до конца книги потому, что не имеют будущего свет обещающего. Базаров умер, как представитель и сторонник того, что не для будущего - не такая у него была жизнь.
Думаю, что причиной смерти стала все-таки любовь к Одинцовой. Влюбившись, он становится рассеянным и из-за этого при вскрытии умершего крестьянина заражается сам. Этого бы с ним не случилось, будь он в нормальном состоянии. Ну а Тургенев "убивает" его, потому что считает, что время Базаровых еще не настало. Жаль, хороший был человек.
Какие-то однолинейные ответы. Базаров не так прост (а уж Тургенев тем более!), как кажется тем, кто "проходит литературу", а не изучает её.
Итак. Сцена на сеновале (Базаров с Аркадием в гостях у родителей Базарова). "Я как представлю, что место, мною занимаемое здесь и сейчас, так мало по сравнению со Вселенной, что злость накатывает. И всем на меня, в сущности, наплевать (+ лопух из меня будет расти)!" Это претензия быть Богом, который с суперменом Базаровым расходится только в вопросе о бессмертии. ОН бессмертен, а Базаров - увы. Что сделал Наполеон для подтверждения своего бессмертия? Он посетил чумной госпиталь в Египте(где военный гений угробил армию) - см. знаменитую картину. +бытовавшее во Франции мнение, что истинный государь может не то что не заболеть среди больных, а и других излечить от болячки (например, от золотухи) - см. жизнеописание Людовика Святого. Вспомним великие строки А.С.Пушкина: "Есть упоение в бою! . И в дуновении ЧУМЫ! . Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья - БЕССМЕРТЬЯ, может быть, залог! . " (расстановка моя) Переворачиваем страницу от начала этой беседы (она, кстати, для Аркадия чуть смертью не кончилась - от руки друга, между прочим, который "себя испытать захотел", задавшись вопросом Достоевского "Тварь я дрожащая или право имею?") - на следующей странице продолжение жизненно важного разговора с упоминанием и Наполеона, и Пушкина.
Т. о., если Базаров (по своему собственному желанию) проходит испытание тифом (ведь НЕ ВСЕ И НЕ ВСЕГДА умирали даже во время пандемий!), то он
БЕССМЕРТЕН, КАК БОГ!
А если нет - "туда мне и дорога" (все цитаты даю по памяти, но смысл тот).
Давайте всё-таки не повторять чужие истины времён брежневского СССР ("Тургенев не видел будущего у своего героя" - ну да, стал бы он его тогда придумывать!), а мыслить самостоятельно, со знанием великого текста великого автора, а не "квадратно-гнездовым способом".
При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.
Кто такой Базаров?
В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.
Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает "труд на пользу общества". Его задача — "жить для великой цели обновления мира".
Отношение к окружающим
Любовь Базарова
Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.
Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.
Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.
Смерть Базарова – случайность?
Итак, в финале романа главное событие - смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.
Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности - небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.
Отношение Базарова к смерти и к себе
Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.
Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"
Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.
Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.
Понимание истинных ценностей
Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.
Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.
Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.
Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.
Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
Ход урока
I. Вступительная беседа
Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.
— Как вы думаете, для чего это делает автор?
(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)
Урок 9. Е.В. Базаров перед лицом смерти
Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
I. Вступительная беседа
Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.
— Как вы думаете, для чего это делает автор?
(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)
— Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).
(В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта — к дуэли.)
— Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)
(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).
— Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)
— Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)
II. Анализ сцены смерти Базарова
— Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?
(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).
— Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?
— Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова — от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров — представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.
Вторая причина — внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)
— Как автор относился к своему герою?
Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда — сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую — базаровскую — судьбу.
IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы
Е. Базаров и П. П. Кирсанов;
— Почему Базаровы нужны России?
— Базаров и русский народ;
— Что делает Базарова героем своего времени?
1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.
2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.
Дополнительный материал для учителя
Писатель, начав работу над романом, даже начал писать дневник от лица Базарова, чтобы вникнуть в сущность героя, понять его.
Автор не только не разделяет нигилистических убеждений Базарова, но всем ходом романа последовательно их развенчивает. И в то же время писатель испытывает огромный интерес к своему герою, в котором отразилась эпоха во всех ее противоречиях. Как бы ни был мил Тургеневу Николай Петрович, в его личности эпоху не исследуешь. Еще менее интересен ему Аркадий — слабая копия отца. Героем времени становится, прежде всего. сильная, социально активная личность. А такие личности не могут не интересовать литературу. Сама личность Базарова привлекает автора. И действительно, Тургенев, стремясь полюбить и понять Базарова, создает образ небезупречный, но человечески очень интересный, вызывающий вначале любопытство, а к финалу романа — сострадание, Ни на секунду никого не оставит равнодушным Базаров. Он вызывает ненависть или любовь, но в нем нет ничего, порождающего скуку.
Момент социальных переустройств обязательно предполагает действия людей-разрушителей. Но каково на самом деле взаимодействие таких героев с эпохой? Что приносит их нигилизм обществу и что дает он самим нигилистам? На эти вопросы и стремился найти ответ Тургенев.
Сам того не осознавая, Базаров живет по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы, от чего-то придется отказаться.
Страницы, рисующее болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчетливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его мужеством, душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь самобытного, сильного человека.
Тургенев не верил, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но он принимал их нравственную силу и большое общественное значение.
Евгений Базаров. Художник Д. Боровский |
В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети": описание личности, характера и внешности героя.
Смотрите:
- Все статьи о Евгении Базарове
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Отцы и дети"
Краткая характеристика Евгения Базарова
Евгений Васильевич Базаров - будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он - умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.
Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство - любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе.
Базаров - яркий представитель молодежи второй половины XIX века. Нигилизм был очень популярен и "моден" среди молодежи той эпохи. Однако вскоре интерес к нигилизму угас, как и к остальным модным течениям.
". Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. "
Возраст Базарова - около 30 лет. Он старше Аркадия, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:
". мы оба уже не первой молодости, особенно я. "
". на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. "
О внешности Базарова известно следующее:
". человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. "
". Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. "
". Не правда ли, какое у него славное лицо. "
". Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. "
". в энергической по прежнему фигуре. "
Евгений Базаров - сын простого лекаря и потомственной дворянки:
". Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. "
". Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. "
Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или все же является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):
". Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. "
". я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. " (отец Базарова о себе)
Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он - потомственный дворянин:
"Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки." (Базаров - Аркадию)
Евгений является бедным, но гордым человеком:
". Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. "
Он учится на доктора:
". Он в будущем году хочет держать на доктора. "
". А! он по медицинскому факультету. "
Евгений Базаров занимается естественными науками:
". Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. "
". он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. "
Он является самоуверенным человеком:
". лицо выражало самоуверенность и ум. "
". И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант. "
Евгений Базаров - умный мужчина:
". Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. "
". лицо выражало ум. "
Он является простым человек в общении с окружающими и не любит "церемоний":
". Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь. "
". чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. "
". Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. "
". Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна. "
Евгений Базаров не танцует на балах в отличие, например, от его друга Аркадия:
". Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. "
Евгений является развязным человеком с небрежными манерами:
". Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. "
". Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. "
". встретив его быстрый и небрежный взгляд. "
Он любит шутить и подтрунивать над окружающими:
". он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней. "
". Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович. "
". Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал. "
Евгений Базаров - самолюбивый человек:
". И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. "
". тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. "
Он является спокойным, флегматичным мужчиной:
". Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
". флегматически заметил Базаров. "
Евгений является холодным, хладнокровным человеком:
". Базаров и тут остался холоден как лед. "
". Холодная усмешка скривила губы Базарова. "
". Город как город, – хладнокровно заметил Базаров. "
Евгений не любит говорить о чувствах:
". вы меня извините… я вообще не привык высказываться. "
". я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний. " (отец Базаров о сыне)
Базаров - надменный, презрительный человек:
". Базаров надменно выпрямился. "
". с надменною гордостию отвечал Базаров. "
". Увы! презрительно пожимавший плечом. "
". воскликнул Базаров с презрительною усмешкой. "
Он является гордецом, нахалом и циником, по мнению Павла Петровича:
". Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. "
Базаров - самонадеянный человек:
". не имеем той дерзкой самонадеянности. "
Он ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:
". Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. "
Базаров - "хищный", агрессивный человек:
". Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть. " (Катя о Базарове)
". мы драться хотим. "
". нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо. "
Он является резким человеком:
". Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. "
". Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил. "
Он гордится тем, что сам себя воспитывает:
". Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. "
". человеку иногда полезно взять себя за xоxол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях. "
Нигилист Базаров не признает искусство:
". Вы, стало быть, искусства не признаете. "
". не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет. "
Евгений считает, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:
Он ни перед чем не преклоняется:
". мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся. "
Базаров смеется над современной медициной, но при этом все равно учится на врача:
". мы теперь вообще над медициной смеемся. "
". Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет. "
Он не верит в романтическую любовь и романтику:
". любовь… ведь это чувство напускное. "
". но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. "
". И охота же быть романтиком в нынешнее время. "
Базаров также не верит в брак:
". Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. " (Базаров - Аркадию)
Он является трудолюбивым человеком в отличие от своего друга Аркадия:
". Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. "
Евгений обычно рано встает и идет на прогулку:
". он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь. "
Судя по всему, он является хорошим врачом:
". В ее глазах он и доктор был отличный. "
". Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. "
Базаров является скромным человеком, он не любит хвастаться:
". Вы очень скромны. " (Одинцова о Базарове)
". Не знаю, хвастаться не хочу. "
Евгений - необычный, незаурядный человек:
". вы человек не из числа обыкновенных. " (Анна Сергеевна - Базарову)
". в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. " (непошлый - то есть незаурядный)
Базаров является бескорыстным человеком:
". Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. "
Евгений - совестливый человек:
". Да и совестно как-то от него запираться. "
Он является добрым человеком, по мнению Фенечки:
". как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. " (Фенечка - Базарову)
Евгений Базаров ценит женскую красоту:
". Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты. "
Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:
". по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. "
Евгений Базаров умирает в молодом возрасте - от заражения тифом:
". Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался. "
". Если я заразился, так уж теперь поздно. "
Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети" Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.
урок по литературе в 10 классе
«Базаров перед лицом смерти…
закрепить и систематизировать знания учащихся творчества И.С.Тургенева;
раскрыть конфликт героя с миром окружающих его людей, природы.
ввести учащихся в мир духовных исканий и страданий героя;
показать, какую власть над человеком может иметь теория, как ответственен человек за свои решения.
развитие аналитического мышления;
развитие умения анализировать и сопоставлять композиционные моменты произведения, делать выводы;
развитие устной связной речи учащихся, умение строить логический
работать в группах.
формирование гуманистических черт характера;
воспитание интереса к литературе, к творчеству И.С.Тургенева;
формирование коммуникативных навыков.
Музыка а) Генделя Г.Ф. Сарабанда; б) Каталани. Дива.
Экран, компьютер, проектор, портрет писателя.
Пакет материалов для самостоятельной работы в группах.
Весь интерес, весь смысл романа
заключается в смерти Базарова…
Организационный этап. Обеспечение восприятия и первичного осмысления изучаемого.
(Презентация: слайд № 1) (музыка без изображения в слайде).
Дело мое дрянное. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность. И через несколько дней меня хоронить будут. Пока еще моя голова в моей власти. Завтра или по послезавтра мозг мой в отставку подаст. Я и теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь… Вокруг меня красные собаки бегают. Точно я пьяный. Больше ничего не нужно . Странно! Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно…, и больше ничего.
… Сила-то, сила, вся еще тут, а надо умирать. Старик тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни , а я. Да, поди, п опробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?
Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу. а там придет беспамятство… Ну, что ж мне вам сказать. я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается.
Ну, прощайте! Живите долго, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет. Все равно.
Я нужен России. Нет, видно не нужен, да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник. мясо продает. мясник. постойте, я путаюсь. Тут есть лес.
Прощайте… Прощайте. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.
Вам знакомо чувство одиночества? (вопрос без ответа).
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: а что дальше? (вопрос без ответа).
Что же происходит в душе человека за краткий миг перед смертью? Что?
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Мотивация.
Посмотрите на эпиграф . ( Презентация: слайд № 2):
Весь интерес, весь смысл романа
заключается в смерти Базарова…
2. Запись темы урока. (Презентация: слайд № 3)
3. Организация деятельности учащихся по принятию целей урока.
Вдумайтесь в эпиграф, в тему и по данным глаголам поставьте цели нашего урока:
На уроке вы сможете: (учителю читать первую цель, вторую и т.д. – учащимся) (Презентация: слайд № 5)
проанализировать эпизод, определить его основное содержание;
проследить логику развития авторской мысли;
показать роль этого эпизода в романе, то,
как он сцеплен с другими эпизодами;
сделать обобщения по образу центрального героя романа;
исследовать авторскую позицию, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя, и оценить символическую насыщенность повествования;
Прошу вас по ходу работы над произведением делать записи в тетрадях: ключевые слова, клише, которые будут необходимы для выполнения домашнего задания.
1. Этап усвоения новых знаний . Организация исследовательской работы.
(Презентация: слайд № 6 ) ( Учащиеся читают по цепочке )
Каков взгляд Тургенева на проблему взаимоотношений такого типа людей, как Базаров, с людьми, противоположными ему по убеждениям, по складу ума, по образу жизни? Какое место он занимает в мире других людей?
Как отразились взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию и как отразились на финале романа?
- это вопросы нашей с вами исследовательской работы на уроке.
Фронтальная работа по предыдущим главам произведения.
Взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом – это темы, уже известные по предыдущим главам. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.
Что вы можете сказать о жизненной позиции Евгения Базарова?
Как относился Базаров к окружающим? (Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.)
Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова?
в) Почему невозможна любовь с Одинцовой?
(Презентация: слайд № 7 – опорные слова)
Используя опорные слова, составить ответы на предложенные выше вопросы:
б) Во-вторых, представление о дружбе у Евгения Васильевича особое. Он думал, что дружба - это отношения по принципу учитель - ученик, причем учитель всегда и во всем прав. Именно так Базаров относился к дружбе с Аркадием Кирсановым. Он не считал этого птенца личностью, достойной уважения. Евгений видел в Аркадии хороший материал для создания настоящего человека, подобного себе самому, путем искоренения разного вздора вроде романтизма и наставления на путь истинный. Базарову было сначала приятно восхищение своего ученика и роль творца нового человека, но потом, увидев, что из романтичного, мечтательного Аркадия не получится нигилиста, просто махнул на него рукой. Он говорит Аркадию: Так ты задумал гнездо свить.. Ты поступил умно. Для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан. Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.
Но дело не только в базаровском понимании дружбы. Просто сам Евгений не умеет дружить. Его высокомерное, часто неоправданно грубое обращение с Аркадием нарушает все извечные законы человеческих отношений и неминуемо ведет к разрыву. Ведь дружба - это равноправное партнерство, уважение, а не рабство и не покровительство .
Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества. (На сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество).
Вы над этой главой работали дома, поэтому зачитывать всю главу мы не будем. Просмотрите текст, чтобы вспомнить еще раз этот эпизод.
Просматривание эпизода – тексты на столах.
Все испытания, которые Евгению предстояло выдержать, он выдержал блестяще: ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не уронил своего человеческого достоинства. Лишь с одним испытанием Базаров не справился: он не выдержал столкновений с самим автором , которые даны в романе как подтекст, как подводное течение. Столкновений этих два. Тургенев опровергает тезис своего героя: Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, - изображая в романе природу как храм; а затем автор, показывая готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений - действовать, то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается).
а) Какова причина смерти?
б) Как ведет себя Базаров?
в) Почему скрывает от родителей свое состояние?
г) Как относится к смерти и как борется с болезнью? Подтвердите текстом.
(а) Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного.
б) Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение.
Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам ? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью в душе Базарова происходит примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать - скрыть от нее всю тяжесть его положения. Он перестает сопротивляться любви к Одинцовой).
Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России. Нет, видно не нужен. ” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и. умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова.
Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная. Поэтому, в финале он напоминает о хрупкости, недолговечности жизни, о жизни природы, о великих жизненных ценностях).
Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
(Сцена "На кладбище": это надежда на мирное, счастливое будущее, когда исчезнет несправедливость.
Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни).
Этап закрепления знаний. Работа в группах. ( Презентация: слайды №9-11)
Докажите, что Базаров - образ противоречивый.
В чем проявляется его противоречивость? (не менее 3 противоречий)
Он нигилист, демократ, т.е. живёт для общества - а одинок;
Отрицает любовь - а сам страстно полюбил Одинцову;
Гордится близостью к народу (“мой дед землю пахал) - а сетует, что “ну будет он (народ) жить в белой избе, а из меня лопух расти будет”
Безвременная гибель. Необходимая плата за исключительность.
Чем это определяется? Необходимая плата за исключительность.
Каков Базаров в смерти? В смерти хорош — не теряет достоинства, думает о близких, не отказывается от взглядов.
К чему же приходит Базаров? “ Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник, мясник, портной. ” эти дело делают, не задумываясь о высоких целях.
Дело Базарова - разрушать устаревшее, "расчищать место" для строительства будущего я во имя этого не щадить даже себя. Это дается в романе как общественная миссия, выполнить которую по плечу натурам незаурядным. И не вина их, а беда, если, выйдя на поле сражения рано, самоотверженно принимая на себя первые удары, они как будто бесславно погибают. Итак, трагическое противоречие разрешается неким примирительным аккордом. Тургенев опровергает воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам не какую-то отвлеченную теорию, а законы, по которым существуют человек и природа. Герой считал, что “сначала надо место расчистить”, а строить будет кто-то на этом пустыре. Абсурдность этого убеждения автор раскрывает в словах о “жизни бесконечной”. Все развивается в обществе, как и в природе, — постепенно, естественно.
Об этом в одном из своих стихов писал и наш башкирский поэт Александр Филиппов ( Презентация: слайд № 12):
Всё, что было добыто веками,
Съела эта пляшущая рать.
Было дело, раскидали камни,
Время их обратно собирать.
Смерть Базарова — логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду - здесь он как в безвоздушном пространстве.
Тургенев вынужден показать смерть Базарова, потому что он не имеет возможности показать, как живет Базаров.
Читайте также: