Встреча чумы с холерою
Чума, холера, сифилис, гонорея, туберкулез, сибирская язва, три геморрагические лихорадки, а теперь еще и коронавирус. За почти тысячу лет Минску и его жителям приходилось не раз сталкиваться со смертельными заболеваниями, становившимися пандемиями.
Немного предыстории. До Крыма эта болезнь добралась в середине XIV века – это был пик второй в истории пандемии чумы. Ее разносчиками стали грызуны (например, сурки) пустыни Гоби, на которых охотились монголы: они и стали первыми жертвами эпидемии.
Затем монгольские воины и торговцы, перевозившие товары по Великому Шелковому пути, завезли ее в Золотую Орду. Оттуда через Крым болезнь добралась в Константинополь. Затем была заражена практически вся Европа. Через Польшу чума дошла до литовских земель.
Известно, что с XIV века в Полоцке действовала регулярная санитарная застава, где всех приезжих осматривали и расспрашивали, нет ли близко мора.
Следующая эпидемия чумы вспыхнула в Минске вместе с сильным пожаром в 1708 году.
Как боролись: для профилактики – мешочек с фекалиями на шею, от высокой температуры – свежая кровь щенков
Во всем мире с чумой боролись одинаково. Самое простое – введение санитарных кордонов и карантина, дезинфекция. Так, на улицах для очистки воздуха жглись костры. Предавались огню также личные вещи, одежда, жилье и сами умершие больные – это был самый действенный способ борьбы с чумой по всей Европе. В топе также была и молитва.
«Для уничтожения заразы утром и вечером окуривать закрытое помещение можжевельником или полынью. Человека, прибывшего из зараженной местности, также окуривать – поставить сковородку так, чтобы дым прошел между рубашкой и телом.
Себя можно было также защитить, а заодно и шугануть болезнь, повесив на шею душистые травы и растения (например, черемшу, которая считается растительным антибиотиком), пахучие цветы или мешочек с фекалиями.
Избавиться от бубонов помогали пиявки, ящерицы или высушенные жабы, которые должны были высосать весь чумной яд. Но самым действенным способом их вскрытия считалось прижигание раскаленной кочергой. Это, кстати, иногда помогало, но чаще всего доводило до смерти от сердечного приступа или болевого шока.
На открытые раны можно было положить масло или сало.
От высокой температуры помогала свежая кровь только что убитых щенков или голубей.
«В том же году в Минске и в губернии свирепствовала ужасающая холера: человек 50–70–100 умирало ежедневно. Скверное санитарное состояние города, особенно в скученных местах, где ютилась еврейская беднота, как Нижний и Рыбный рынки, Зыбицкая улица и т.п., отсутствие водопровода и незнание личных предохранительных мер, являлись благоприятными условиями для развития заразы.
Когда точно в Беларуси и Минске появилась холера, тоже неизвестно. Принято считать, что ее по стране распространили российские войска, которые в начале 1831 года были переброшены сюда из Азии и с Черного моря для подавления восстания.
Справедливости ради: в Минске эпидемия холеры была зафиксирована уже в 1710–1711 годах. А своего пика болезнь достигла как раз в 1830-х (разгар второй холерной пандемии) и продолжала свирепствовать следующие сто лет. Количество умерших идет на сотни тысяч человек, ведь только в 1848-м от эпидемии холеры погибло 1100 минчан. Хоронили их чаще всего на Золотой Горке, что очень символично.
Согласно легенде, во время одной из эпидемий холеры кому-то из горожан приснился вещий сон: спасение города от полного вымирания зависит от святого Роха (небесный заступник и покровитель от эпидемий и инфекций), статуя которого погребена под обломками старого костела, – ее нужно найти и извлечь.
Костел Святого Роха на открытке 1904 года.
Как итог, статую нашли и торжественно установили в деревянной каплице (возведена в 1796 году) на Золотогорском кладбище. После этого эпидемия холеры пошла на убыль. В благодарность за спасение минчане стали жертвовать средства на строительство большого каменного храма вместо маленькой каплицы.
Ныне действующий костел Святого Роха был открыт в 1864-м. Во время эпидемий холеры он становился местом спасения для верующих, которые приходили сюда молиться о прекращении болезни. Защитные литании звучат здесь и сегодня.
– На протяжении всего Великого поста в минском католическом приходе Святой Троицы, или святого Роха, на Золотой Горке каждый день будут молиться за заступничество святого от распространения эпидемии коронавируса в Беларуси и во всем мире, – недавно рассказал Sputnik.by ксендз Юрий Санько.
Как еще боролись с холерой: кормили бедных удовлетворительной пищей
С холерой власть боролась практически так же, как и с чумой.
«На въезде в город установили карантин, где всех заставляли окуриваться возле специальных костров, чтобы убить вредные миазмы. Около этих костров часто устраивались драки, доходило даже до поножовщины. А избавиться от холеры такое окуривание помогало как мертвому припарки.
Для борьбы с последствиями холеры власти учредили институт специальных служащих. Их называли “гіцлямі” (мортусы). Это были одетые в черное люди в масках, которые ездили на лошадях и были “вооружены” длинной тростью с крюком. Когда находили умершего от холеры человека, его цепляли этим крюком и тащили в специальную яму, куда бросали тело.
Но были и более-менее положительные моменты в том, что предпринимало руководство города для борьбы с холерой.
«Одной из существенных предохранительных мер против заболевания холерой следует считать предоставление беднейшему населению возможности получать удовлетворительную пищу. В Минске в этом отношении сделано довольно много. Так, благотворительное Еврейское общество содержит дешевую столовую и чайную.
Для христианского населения такие же дешевые столовые имеются при Благотворительном обществе и при городском ночлежном приюте. Последнее учреждение открыто в декабре прошлого года. Ночлежный приют находится в самом бойком месте, близ Нижнего рынка, и состоит из 2 отделений – мужского и женского – с двумя кухнями при них.
Живьем закапывали на кладбище с трупами больных
У местных жителей способы борьбы с холерой были более радикальными и даже варварскими. Но, прежде чем к ним обратиться, применяли простые народные средства: употребление самогона и чеснока, уксусные примочки, обертывание красной шерстяной тканью и прочее.
Не забывали и о дезинфекции с помощью окуривания дымом от тления остро и дурно пахнущих веществ и растений. Среди последних популярны были полынь, чертополох, дягиль, которому отводилась особая роль.
Так, например, в начале 1855 года этот ритуал провели в деревне Окановичи Минской губернии (сейчас Кореличский район). Семь крестьян, среди которых были даже фельдшер и полицейский сотник, вместе с несколькими умершими от холеры закопали на кладбище свою односельчанку – 70-летнюю Луцию Манько.
Ей отвели роль жертвы, которая ценой своей жизни должна была остановить болезнь. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Принуждали всех мыть руки, бесплатно раздавали мыло
Под контролем держалось санитарное состояние дворов, отхожих мест, помойных ям, колодцев для питьевой воды, речных берегов, базаров, меблированных комнат, улиц, хлебопекарен и булочных, чайных, мясных и колбасных заведений, столовых.
На базарах, заводах, в храмах, ночлежках, местах скопления горожан были оборудованы кипятильники для снабжения их кипяченой водой. Бесплатно раздавалось и мыло, а школьники посещали бани.
Для обеспечения населения гигиеническими средствами был организован сбор – по копейке с каждой проданной бутылки пива, пачки сигарет, почтовой марки и каждого трамвайного билета.
В 1913 году в Минске появилась первая эпидемическая больница. До этого в столице функционировали только лазареты. К слову, в настоящее время в Городской инфекционной клинической больнице на Кропоткина, 76 обслуживаются заболевшие коронавирусом.
У каждой медали есть две стороны. Мы воспринимаем пандемию коронавируса, как бедствие. И это действительно так. Но по иронии судьбы именно великие эпидемии изменили мир к лучшему и создали современную цивилизацию такой, какой мы ее знаем.
Чума: да здравствует мыло душистое!
Юстинианова чума (551 - 558) выкосила в Европе почти 100 миллионов человек. В России жертвами жертвами эпидемии (1654-1655) годов стали около 700 тысяч человек. Великая Лондонская чума, приключившаяся примерно в это же время унесла жизни почти четверти жителей города. Чуму разносили блохи, а практически каждый человек в Средние века представлял собой ходячий зоопарк, где были представлены самые разнообразные насекомые. Причем порядочными свинтусами были представители всех сословий - блохоловки являлись обязательным аксессуаром аристократок, а в роскошном дворцовом комплексе Версаль первые 100 лет отсутствовали туалеты. Они были оборудованы во дворце по распоряжению Людовика XV лишь в 1768 году.
Несколько столетий понадобилось чуме и другим инфекционным заболеваниям, чтобы приучить людей к чистоплотности. В России мода на нее в дворянских кругах пришла вместе с распространением агломанства. Русские денди - а среди пионеров этого движения на Руси был Александр Пушкин , пропагандировали новую модель телесных привычек. Среди них ежедневная смена белья, утренняя ванна, чистая кожа и подмышки без запаха. Для продвинутых аристократов дендизм являлся способом противопоставить себя дурно пахнущему в массе своей высшему обществу.
Несколько столетий понадобилось чуме и другим инфекционным заболеваниям, чтобы приучить людей к чистоплотности. Фото: EAST NEWS
О том, как в среде дворянства укоренялись новые привычки, сохранилось не так много письменных свидетельств, ну разве что знаменитая пушкинская фраза из Евгения Онегина “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”. Однако, существует бесценный источник - циркуляры закрытых женских институтов, наиболее известным из которых было Воспитательное общество благородных девиц или Смольный институт. Это были передовые для своего времени заведения по части санитарии и гигиены. Институтский устав предписывал немыслимое - не реже одного раза в 2 недели водить воспитанниц в баню. Попечительница этих учреждений императрица Мария Федоровна вдова Павла I утвердила нормы: два раза в неделю воспитанницам меняли нательное белье, постельное - два раза в месяц. На чистюль смотрели косо. Когда в 1840-х годах Главный совет Ведомства императрицы Марии выступил с инициативой оборудовать в корпусах душевые и ванные комнаты Николай I наложил резолюцию “Эта статья Мне кажется лишней и прихотливой”. Ванны в Смольном институте появились лишь в 1898 году. Надо сказать, что даже к концу XIX века привычка мыться не стала повсеместной. В конце XIX века петербургский врач-гигиенист Александр Вирениус , инспектируя закрытые учебные учреждения писал: “. в общем 47,5%, то есть менее половины учащихся пользуются баней, а остальные или годами в нее не ходят, или ходят в редкие сроки”.
Лишь к середине ХХ века современные нормы личной гигиены получили массовое распространение.
Холера “создала” современные города
Великие мегаполисы прошлого представляли собой жалкое зрелище: скученность, антисанитария - идеальные условия для распространения холеры. Власти боролись с заболеванием, опустошающим города, с помощью карантинов. А крестьяне, которые потеряли возможность выезжать на заработки, устраивали холерные бунты (так это было в России в 1830-31 годах). В Нью- Йорке в 1832 году результате эпидемии погибло 3515 человек из 250 000. Для сегодняшнего 8-миллионного города это эквивалентно гибели 100 000 человек.
Холера беспрепятственно собирала свою дань до тех пор пока во время лондонской эпидемии 1854 года лондонский врач Джон Сноу установил, что причиной болезни является зараженная питьевая вода. Он обратил внимания, что работники пивоваренного завода, которым разрешали пробовать продукт на рабочем месте (поэтому они почти не пили воду) оказались не подвержены болезни. Тогда он нанес все случаи заболевания на карту и обнаружил, что большинство жертв брали воду из общественного насоса в районе Сохо. Выяснилось, что колодец соседствовал с уличным сортиром, в который мама больного холерой ребенка выбросила грязный подгузник. Этот эпизод положил начало великой санитарно-гигиенической революции. Холера подтолкнула власти к идее современных мегаполисов - городов с централизованной системой городского водоснабжения и канализации, вывозом мусора и отсутствием трущоб.
Похороны жертв холеры в Санкт-Петербурге, 1908 г. Фото: EAST NEWS
Кстати, именно холера и подобные ей болезни в определенной степени помогли преодолеть социальное расслоение и кастовую структуру общества. Долгое время при первых признаках эпидемии представители аристократии и состоятельные слои населения бежали из города в свои имения, рассчитывая там пересидеть тяжелые времена. Представителям низов предоставлялось право вымирать в загрязненных и перенаселенных городах - именно плебеи считались виновниками эпидемий, потому что болезни вспыхивали в бедных кварталах. Но с началом промышленной революции и ростом трудовой мобильности населения выяснилось, что социальные барьеры вовсе не являются преградой для вирусов и бактерий. А длительный карантин разорителен и приводит торговлю в упадок. Куда дешевле правильная организация городов и выравнивание уровня жизни горожан, чтобы даже бедняки имели возможность соблюдать элементарные санитарно-гигиенические правила.
Урок холеры в том, чтобы не смотреть на социальную группу людей, среди которых свирепствует болезнь, как на виновников. В ХХ веке мы повторили этот опыт с ВИЧ -инфекцией, - говорит профессор Дэвид Хо, основатель и главный исполнительный директор Центра исследования СПИДа имени Аарона Даймонда. - Точно так же причина заболевания была неизвестна, первыми жертвами были представители специфической касты - белые мужчины-геи и с ними обращались, как с изгоями. Первая реакция общества - клеймить жертв и обвинять в болезни их образ жизни. Но ученые понимали, что болезнь не ограничится гомосексуалистами и станет угрозой для всех.
Эффективные меры медиков, которые помогли оценить масштаб угрозы и ограничить распространение ВИЧ - это в какой-то мере результат общественного прозрения более чем полуторавековой давности. Нынешние сверхмеры по по борьбе с коронавирусом (хотя в основном он опасен пожилым людям) - тоже отчасти родом из прошлого опыта, когда стало окончательно ясно, что для болезни нет привилегированных сословий.
Туберкулез и “Чисто, как в трамвае”
В конце 19 века в мире от туберкулеза умирал каждый седьмой человек. Открытие немецкого врача Роберта Коха , который обнаружил, что виновники болезни - бактерии, привело к отмиранию множества привычек, способных передавать чахотку. Например, хлебать щи из одной посуды, что в крестьянской среде было обычным делом. Или пить из одного стакана. Один из вариантов брудершафта, который был популярен в студенческой среде, заключался в том, чтобы пустить по кругу суповую чашу, наполненную алкоголем. Таким образом все участники возлияния становились между собой на “ты”. Такой обычай описан у Льва Толстого в повести “Юность”.
Под флагом антитуберкулезной компании в начале ХХ века развернулась борьба с привычкой плевать на улицах и в общественным местах. Помните знаменитую фразу Шарикова из “Собачьего сердца” брошенную профессору Преображенскому: “Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте?” Трамвай не нравился Шарикову потому что там повесили таблички “Плевать запрещено”. Для его современников такие ограничения были в диковинку и вызывали законное раздражение. Но со временем, плевать не только в общественных местах, но даже на улицах - стало дурным тоном.
Чему нас научит коронавирус?
Уже сейчас принято считать, что отомрет такой обычай, как здороваться за руку или мода целовать друг-друга при встрече, распространенная среди девушек. Возможно, привычка носить маски переживет коронавирус и возродится дворянский обычай надевать перчатки на улице. Не исключено, что функции автоматического открывания дверей и голосового управления лифтом (чтобы не трогать дверные ручки и кнопки) станут обязательными. Но одно, на мой взгляд очевидно: эта пандемия должна вернуть высокий статус профессии врача. Выяснилось, что от коронавируса не могут защитить не ядерные боеголовки, ни самая передовая в мире экономика, ни всесильные чиновники. Наверное, у нас в обществе почему-то возникли неверные представления о том, что в жизни главное, а что второстепенное. Коронавирус все расставит по своим местам.
- Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
- Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Есть мнение (13754)
- О чем глаголют в Мире (6882)
- Любопытно (5092)
- За нашу и Вашу Свободу! (3853)
- Разное (2168)
- Бодрящее пиво,водка и виски (1488)
- Воры (1398)
- Как там с военной реформой (1343)
- Солидарность (962)
- Мои стихи (521)
- Футбол (376)
- А нам всё равно (215)
- Реклама (185)
Хорошо быть приличной девушкой :)
Принято считать, что "революции пожирают своих детей", но контрреволюции и мракобесные режимы делают то же самое. Яркий пример - арест на 12 суток (или уже 15?) лояльного имперца, друга Прилепина и Моторолы - рэпера Хаски.
В общем-то, к реперу - никаких вопросов. Так называемый "журналист", работавший на путинских каналах и мотавшийся в Донбасс, - представитель той гоп-среды, которую олицетворяют "волки" Залдостанова, "казаки" с нагайками, погромщики милонова и прочая "опора" режима. Он остался "в образе".
Вопросы к офигевшему режиму: "Совсем уже крыша поехала? Зачем же палить по патриотам из тяжёлой артиллерии?" Полицаи, разгоняющие вашу имперскую "паству", - лучшие вербовщики молодёжи в ряды оппозиции.
Но вряд ли у режима есть логичные ответы по поводу "выстрелов в собственную ногу". Зато можно сказать, что все это - знакомо по истории. Гапон был агентом охранки, но именно расстрел его "акции" толкнул страну к революции. Многочисленные "гиркины" и мясники Вагнера, - верой и правдой служившие имперской политике, вдруг бегут в международные суды, поливают вас грязью и норовят "с броневичка" (как минимум, с машины) спеть вам что-то на тему "измены" родине (если верить депутатам).
Бравые казаки, которые только что были с вами в имперских рядах, сбегаются разгонять ваши концерты. А если "гиркины" и "вагнеры" тоже выйдут на улицу, - то помчатся помогать омону тащить вас в автозаки.
Хотя, ясно, что лупить нагайками бойцов ЧВК или соратников Гиркина будет несколько сложнее, чем разгонять активистов Навального.
Что-то в королевстве этом окончательно прогнило, если власть затеяла войну всех против всех, теряя контроль за страной или просто не имея единой стратегии. ЧВК против кремля, казаки против фаната "новороссии", "гиркины" против "волков", омон против гопников путина.
Империя зла идет вразнос, путин репетирует бегство из кремля в образе Карлсона, и никакая уже администрация президента (как в изощрённые сурковские времена) не способна построить "во фрунт" всех своих "воинов тьмы" и мерзавцев гаснущей империи.
Поклонники гумилёвской теории этносов могут легко увидеть здесь всплеск "пассионарности" в финале угасающей системы, - независимо от взглядов и полит-ориентаций. Всплеск всеобщего раздражения.
Имперцы, ретрограды, как и либеральная молодежь, морально готовы к "закату" осточертевшего "путинизма", который в силу изначальной ублюдочности и неэффективности - не мог подарить стране ни имперского "величия", ни нормальной демократии.
Так он и рухнет "промеж стульев", на которых пытался высидеть, изображая европейскую страну и "великую Россию" одновременно. Стулья окончательно разъехались.
Владимир Хавкин
3(15)1860года-20.10.1930года
О сильной личности поведать вам могу.
Из той когорты, пред которой все в долгу.
Родился в Украине, в солнечной Одессе,
Известный к медицине жгучим интересом.
Учился в знаменитом университете*,
"Народоволец", у охранки на примете.
Талантлив, на лету он знаний набирался.
Сам Мечников** его успехам удивлялся.
Красивый, сильный, к знаниям стремился очень.
Всегда готов помочь любому днём и ночью.
Аресты, вон из альма-матери в момент.
Экстерном*** защитился, стал приват-доцент.
В Париж уехал, чтобы избежать надзора,
Служить науке и не знаться с прокурором.
В Париже Мечников помог попасть к Пастеру.
В его талант профессор не утратил веру.
Париж соблазнов полн, зовут гулять бульвары.
Мечта всех молодых, везде влюблённых пары.
Но Хавкин не гулять к Пастеру попросился,
Людей мечтал спасать, лишь этому учился.
Среди умнейших книг штудировал науку,
В лаборатории набил отлично руку.
Ночами, днями препарировал, мечтал.
Как препаратор, он усталости не знал.
Здоровье позволяло сутками не спать.
Способности от Бога - тайны разгадать.
Работой увлечённый, делу Хавкин рад.
Проверки, поиск, пробы месяцы подряд.
Высокой пробы цель поставил он себе,
Холеру победить в неравной столь борьбе.
Ночные бденья тяжки, снова пробы, снова.
Вот первая вакцина Хавкина готова.
Убийственный холерный яд в его руках.
Малейшая ошибка - смерть и в этом страх.
Не в правилах его рискнуть чужой судьбой,
Коль риск велик, опасен - только над собой.
Тайком от всех большую дозу ввёл себе.
Реакция сильна - он сутки был в огне.
Он каторжным трудом добился чести, славы.
Парижа пресса: "Российскому врачу, - браво. "
Он рад и счастлив,что вакцина так надёжна.
Теперь и на друзьях её проверить можно.
Пастер и Мечников с успехом поздравляют.
Надежды на него большие возлагают.
В России в это время вспыхнула холера.
Вакцина Хавкина в борьбе отлична мера.
Для Родины он безвозмездно просит взять.
Принц Ольденбургский**** не готов её принять.
В итоге триста тысяч унесла холера.
Принц верующим был, куда поделась вера?
Возможно, среди них нашлись бы наши предки.
Таких метаморфоз, ведь, случаи не редки.
Холеры очаги в Испании бывали.
Во Франции о ней не понаслышке знали.
Врачей религиозных там всегда хватало.
Желающих помочь, жаль, оказалось мало.
Опасна и вредна вакцина, так решили.
Что зависть - смертный грех - забыли и грешили.
В Европе все врачи спешили принять меры.
Закрыли перед "русским" в храм науки двери.
Вакцину бритты оценить смогли достойно
И были рады автора принять пристойно.
Особенно их впечатлял и восхищал
Научный и практический потенциал.
Беда - свирепствует в Индии***** холера.
Опасность велика, принять немедля меры.
Отъезд, госслужба******, не знал он в ту минуту
На сколько лет он отправляется в Калькутту.
В разгаре эпидемия холеры - раз,
Им так необходим вакцин большой запас.
Деревни полностью выкашивает смерть.
Наладил срочно производства круговерть.
Создал он мигом из палаток городок.
Помощников нашёл, учил в кратчайший срок.
На прочность в джунглях испытал характер свой,
Кочуя из одной деревни до другой.
Шприц с длинной и стальной иглой людей пугал.
Но фокус Хавкина стресс мигом убирал:
Сюртук снимал, брал шприц, себе в живот
Мигом иглу вонзал, науки патриот.
Такой эксперимент десятки тысяч раз,
Снять страх и успокоить смог ли кто из нас?
В такой "стерильной" атмосфере есть и спать?
Поддержки близких и друзей не ощущать.
Беда - от малярии некуда деваться.
И к пище непривычной страшно прикасаться.
Там все деревни в джунглях, змеи ядовиты.
Чтоб выжить людям там, условия сердиты.
Холеры эпидемия идёт на спад.
Два года каторги - забыть бы этот ад.
Не будет отдыха - чума пришла в Бомбей.
Создай вакцину для спасения людей.
Готов спасать людей МАХАТМА Хавкин снова.
Трёхмесячный итог борьбы - она готова.
Могучий организм сдавал, он не сдавался.
И на себе вновь испытал, не испугался.
Он свыше послан исполнять свою задачу.
Как пуля к цели он летел, не мог иначе.
Летела мимо жизнь, но цель, как цепь, держала.
Он, как прожектор, всем светил, душа страдала.
Десяткам тысяч делал он прививки лично.
Без вспышек камер и газет, всё как обычно.
Отдал здоровье, силы все, чтоб люди жили.
Себя он выжал, как лимон, его забыли.
Как мать, он Родину любил, знать не желала.
Что создал, людям подарил,не принимала.
Он вне России русским был, кричали браво.
В России гений, коль еврей, постыла слава.
Про Белку, Стрелку знают все, о нём ни слова.
Обязаны признать - страна, знать, нездорова.
Всем миром воспитать детей в добре, любови.
Дружить,ценить людей, войны не знать и крови.
Рождён еврейкой сам Христос - забыли дружно.
Апостолы - евреи все, а помнить нужно?
Клянём народ - ведь "нашего Христа" распяли.
Кто он такой, зачем пришёл - не осознали.
Задуматься хоть раз, что делаем, творим.
Христос любви учил, любой народ раним.
Добра не помним, злы на всех, и пересуды.
Нет правды в нас и на Земле..
МЫ ВСЕ ИУДЫ.
В Индии В.Хавкин был на положении божества, поклонялись "великому белому целителю". Госпочта Индии выпустила в обращение марку с его портретом.
В.Хавкин жил и трудился для счастья людей, ни создав семьи, ни богатства.
День испытания противочумной вакцины - 10.01.1897 года -
-день рождения Индийского института "МАХАТМЫ ХАВКИНА",
который работает по сей день. Там изготавливают миллионы
доз вакцин и сывороток,спасая людей от холеры и чумы,
тифа, бешенства, столбняка и др. Его вакцины получили
признание во всём мире.
*Новороссийский
**Илья Ильич Мечников - русский и украинский выдающийся микробиолог, лауреат Нобелевской премии 1908 года
***Как "стороннее лицо", не имеющий связи с университетом
Луи Пастер - французский микробиолог и химик, основоположник
современной медицинской микробиологии и иммунологии,
директор всемирно известного Пастеровского института
****Руководитель борьбы с холерой
*****Индия - колония Великобритании
******Государственный бактериолог короны Британской империи, 22 года
Владимир Хавкин был готов помогать людям любой национальности,
главное - оказать помощь всем нуждающимся. Он говорил:
Расизм - отвратительное инфекционное заболевание, против
которого нет вакцины и противоядия.
Когда Луи Пастера, незадолго до его смерти, спросили - неужели
люди так и будут умирать от чумы? Пастер ответил: "Я не сомневаюсь,
мой ученик остановит чуму. Им стал Владимир Хавкин..
В Израиле, в районе Леса мира имени Кеннеди,
на одном из холмов шумит листвой роща его
имени - живой мемориал великому учёному Владимиру Хавкину
Читайте также: