Болезнь паркинсона у сальвадора дали
Дали часто твердил: разница между мной и сумасшедшим в том, что я – не сумасшедший. При этом он всегда играл в безумие и боялся, что на самом деле сойдёт с ума.
Через четыре года после рождения Сальвадора, родилась его сестра, Анна-Мария. Она и её подруги стали куклами в руках Дали, предметом для его самоутверждения.
Как-то Сальвадор сломал её любимую игрушку и после того, как Анна-Мария громко заплакала, для того, чтобы успокоить сестру, нарисовал её. Так Анна-Мария спровоцировала Дали на первый шаг в живописи.
Когда он заявил профессорам Мадрида о том, что они ничего не смыслят в живописи, его исключили из Академии изящных искусств. Он не расстроился и стал пробовать себя во всех стилях искусства. Дали был классицистом, импрессионистом, кубистом. Поиски себя в живописи давали ему возможность искать самого себя и менять маски. Он был настоящим художником, а мастеру, как известно, тесно в рамках каких-либо направлений. Его интересовало только собственное искусство.
Сальвадор Дали стоит в нашем сознании совершенным особняком. Его мир - не отражение реальности, он полностью придуман. Его обыкновенная, а не выдуманная жизнь до сих пор остаётся тайной за семью печатями…
В его жизни войны были чаще, чем нам кажется. Война с отцом. Война с сюрреалистами. Война с собственной болезнью… Не психический недуг, как можно подумать, сразил Дали.
Главными проявлениями паркинсонизма является дрожание головы или рук (так называемый дрожательный паралич). Есть у болезни и другие симптомы, которые долгое время не относили к проявлению паркинсонизма. Среди ранних признаков паркинсонизма, которые должны направить к доктору: утрата способности чувствовать некоторые запахи, нарушения стула (в виде запора) и/или мочеиспускания; сильная потливость в обычных условиях, а не в жару или при волнении, причём потеет даже лицо; скованность по утрам – когда человек встал, а фактически пошевелить ничем не может и должно пройти время, прежде чем он начнёт нормально двигаться. Все эти признаки связаны с нарушением выработки особого вещества в мозге – дофамина. В итоге сбоя нервные импульсы не доходят до своей цели. Поэтому мозг начинает подавать бессистемные команды.
От ранней диагностики зависят качество и прогноз жизни больного паркинсонизмом. Какой она будет? Нормальной и активной? Или тяжёлой и обездоленной?
В настоящее время при подозрении на паркинсонизм обязательным является проведение МРТ головного мозга. Данное исследование помогает дифференцировать идиопатическую болезнь Паркинсона и вторичный паркинсонизм.
Записаться на МРТ-исследование для исключения болезни Паркинсона можно здесь
Дали понял, что болен, слишком поздно. У него начала дрожать рука. Что интересно – дрожь унималась, как только художник брал в руку кисть. Мольберт стал его спасением.
30 августа 1984 года никто из слуг, находящихся в замке, не ощутил едкий запах дыма, заполнивший спальню. Когда Сальвадор Дали наконец-то проснулся, начала тлеть кровать и расплавилась серебряная рама, висящая на стене. Больной и обессиленный, он стал звать на помощь, но его не слышали. Задыхаясь, он упал с кровати и из последних сил пополз по направлению к двери. На нём загорелась одежда и он потеряет сознание в метре от спасительного выхода.
Больше наших статей без читайте ВКонтакте
Через несколько минут вбежавшие в комнату слуги и медицинские сёстры обнаружили великого маэстро лежащим на полу, сильно обгоревшим, но живым…
Когда через три месяца Дали выпишут из клиники - вместо возмутителя общественного порядка мир увидит немощного и подавленного старика, с трясущимися руками и обгоревшими усами. Это был конец великого и ужасного Сальвадора Дали…
Знаменитая далианская трость, ставшая символом безумия, прекратила гневно стучать по каждому поводу…
Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года. Его похоронили так, как он завещал – чтобы по его усыпальнице могли ходить люди. Тело Сальвадора Дали замуровано в пол одной из комнат театра-музея Дали в испанском городе Фигерас.
(род. в 1904 г. - ум. в 1989 г.)
Сальвадор Дали рождался дважды. Его отцу, государственному нотариусу Фигераса, антимадридскому республиканцу и к тому же атеисту, которого также звали Сальвадор Дали, было двадцать девять лет, когда утром 21 октября 1901 года у него родился первый сын, Сальвадор. Однако через некоторое время (в 1903 г.) младенец умер от менингита. Болезнь развилась в результате удара, нанесенного ему отцом во время одной из частых вспышек гнева.
Второй Сальвадор Дали (при рождении Сальвадор Филипп Яхинто Дали и Доминик) родился через девять месяцев и десять дней после смерти брата — 2 мая 1904 года. Впоследствии он вспоминал, как в детстве боялся заходить в родительскую спальню, где над кроватью висел портрет его умершего брата-двойника.
Ребенок рос в семье, где доминировали женщины: старая бабушка восседала в своем кресле-качалке, мать Дали раздавала приказания, незамужняя тетка Дали, его няня и служанки помогали по хозяйству. И в центре этого мира пребывал Сальвадор — избалованный принц, вокруг которого вращался этот хоровод женщин.
Его так называемые истерики и детские болезни (которые он позже называл ангинами) были главными событиями в пропитанной клаустрофобией жизни семьи. С очень раннего возраста у Сальвадора случались необычные припадки, когда он неожиданно и необъяснимо впадал в состояние гнева, который его вечно взвинченная мать могла успокоить лишь обещаниями, что он может нарядиться в маскарадный костюм короля. Благодарный Дали считал мать совершенством. Что же касается отца, тот стал его лютым врагом и соперником в борьбе за привязанность и чувства матери. Чтобы позлить его, Дали вплоть до восьми лет намеренно мочился в кровать, а также вызывал у себя приступы кашля, имитировавшие удушье, что заставляло отца трястись от страха.
Лет с 14-ти, в период полового созревания, юноша отпустил себе волосы, крал косметику матери, густо покрывал лицо рисовой пудрой, подводил карандашом глаза и брови, кусал губы, чтобы они были яркими. Окружающие не понимали его, но он ничуть не расстраивался из-за этого, а, наоборот, кичился своей непохожестью. Свободное время Дали заполнял чтением Ницше, Вольтера, Канта, которые и вдохновили его на стихосложение (позже Дали будет утверждать, что как писатель он лучше, чем как художник, и относиться к своей литературной деятельности не менее серьезно, чем к живописи).
Через четыре года после смерти жены отец Дали женился повторно — на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его художественных аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповою отца, желающего уничтожить своего сына. Дали возвращался к этой теме на протяжении многих лет.
Среди многочисленных гостей той выставки был и поэт Поль Элюар, приехавший со своей дочерью Сесиль и женой Талой, которая в свое время была любовницей Макса Эрнста, основателя дадаизма, а затем и сюрреализма. Сама Тала родилась в Казани, на Волге, в 1895 году (она была почти на десять лет старше Дали). Ее настоящее имя — Елена Делювина-Дьяконова. За многие годы Тала нарассказывала о своих предках кучу фантастических историй. Например, она говорила, что ее отцом был богатый киргизский цыган из Сибири, который жил в шатре и мыл золото на реке. На самом же деле она была обычной провинциалкой.
Итак, когда эта парочка впервые сбежала вместе, они заперлись в своей комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку от Марселя и отгородились от всего остального мира. Это бегство продолжалось всю их супружескую жизнь, даже тогда, когда Дали стал скандально знаменитым.
Хотя в художественных кругах Европы Дали не считали серьезным эстетом из-за его склонности к экзотерическим теориям в искусстве, в США, где приветствовались лишь традиционные установки и где за традиционным европейским искусством охотились миллионеры и короли бизнеса, он был встречен с энтузиазмом. Его картины, хоть и непонятного содержания, были доступны для визуального восприятия, так как на них были изображены понятные предметы. Поэтому эта импульсивная личность, отталкиваемая и раздражающая всех в Европе, была принята в Соединенных Штатах.
Несмотря на столь оглушающую популярность, в личной жизни художника произошли неприятные перемены. Ближе к старости Гала уже полностью игнорировала Сальвадора. Только его умение делать деньги удерживало ее рядом. Словно и не было пятидесяти лет, прожитых вместе. Их отчуждение началось еще в 60-е годы. По ее просьбе Дали вынужден был купить ей замок, где она проводила время в обществе молодых людей. Остаток их совместной жизни представлял собой тлеющие головешки, бывшие некогда ярким костром страсти.
Гала умерла в возрасте 84 лет. Когда Дали сообщили печальную новость, внешне он никак не отреагировал, только сказал, что его жена не умерла и что она вообще никогда не умрет. И действительно, он никогда не подходил к могиле жены.
20 июля 1982 года, всего через месяц с небольшим после смерти Галы, Сальвадор Дали был удостоен чести получить из рук короля Хуана Карлоса Большой крест Карла Третьего.
Дали скончался 23 ноября 1989 года. Его похоронили там же, где он жил, — в центре сцены небольшого провинциального оперного театра. С местом упокоения художника связана последняя насмешка, которую художник полностью оценил бы: его могила находится над женским туалетом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
11 апреля в мире отмечается Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона. Памятная дата выбрана Всемирной организацией здравоохранения в день рождения английского исследователя Джеймса Паркинсона, описавшего ее симптомы.
Двигательные симптомы - собирательно их называют паркинсонизмом - встречаются у многих здоровых стариков. На поздних стадиях человек легко теряет равновесие, то Симптомы страшной болезни - человек на месте во время ходьбы, ему трудно говорить, глотать, спать, появляются тревога, депрессия и апатия, мучают запоры, падает кровяное давление, слабеет память, а под конец часто развивается слабоумие.
По данным врачей, при болезни Паркинсона гибнут клетки черной субстанции, области мозга, которая частично отвечает за движения, мотивацию, обучение. Что вызывает смерть нейронов, неизвестно.
Известны случаи болезни у многих знаменитых людей современности. Болезнь Паркинсона была диагностирована у Мохаммеда Али, Сальвадора Дали, Майкла Джея Фокса, Билла Гейтса, Оззи Осборна, Ясира Арафата и других.
Отметим, что в России болезнь Паркинсона есть примерно у 210-220 тыс. человек. Но эти данные рассчитаны по косвенным показателям, а единого реестра не существует. Следует обратить внимание на такие симптомы, как запоры, расстройства настроения, ухудшение обоняния, эректильная дисфункция, дневная сонливость - все это может указывать на начальную стадию болезни Паркинсона.
Стоит помнить, что болезнь Паркинсона неизлечима, но ее развитие можно затормозить, поэтому следует своевременно обращаться к врачу.
Алекс Форсайт из университета Ливерпуля и его коллега Тамсин Уильямс из фонда Национальной здравоохранительной системы Британии в Йорке изучили манеру рисования семи известных художников, часть из которых страдала от болезни Альцгеймера в пожилые годы жизни.
В их число попали Сальвадор Дали и Норваль Мориссо, "Пикассо Севера", страдавшие от болезни Паркинсона, Виллем де Кунинг и абстракционист Джеймс Брукс, жертвы старческой деменции, а также троица художников без проблем с работой мозга - Пабло Пикассо, Клод Моне и Марк Шагал.
Выяснилось, что художники с одинаковыми нейроденеративными заболеваниями используют очень похожие друг на друга самоповторяющиеся приемы и узоры из красок, которые заметно отличаются от того, как писали их здоровые коллеги.
По мнению исследователей, эти наборы фракталов помогут медикам определять наличие болезней, связанных с работой мозга, используя кисточку и лист бумаги, а не длительные медицинские анализы.
Почему так происходит? Пока у ученых нет определенного ответа на этот вопрос, однако они предполагают, что проблемы с "чтением" воспоминаний возникают из-за того, что нервные клетки мозга, пораженного болезнью Альцгеймера, теряют способность самостоятельно формировать шипики - небольшие отростки, соединяющие нейроны друг с другом. Стимуляция их при помощи света приводит к формированию этих связующих звеньев, и восстановлению памяти.
"Возможно, что в будущем мы сможем создать какую-то технологию, которая позволит нам избирательно включать и выключать нервные клетки в глубинных слоях мозга, таких как гиппокамп или в височной коре. Мы выяснили, какими клетками надо управлять, и осталось научиться это делать", - заключает Тонегава.
Исследования Альцгеймера занимают специалистов во всем мире. Так, ирландские ученые существенно продвинулись в понимании причин возникновения этой болезни.
Сальвадор Дали: по следам одного диагноза
Классика жанра
Будущий гений рос, с одной стороны, заносчивым и неуправляемым, а с другой — изгоем. Одноклассники открыто над ним издевались, отсюда развившиеся впоследствии у Дали многочисленные комплексы и фобии (например, до конца жизни он панически боялся кузнечиков). Характер окончательно испортился, когда после смерти матери отец женился на ее сестре. Сына он, впрочем, любил и сносил все его оскорбления, что, возможно, и подтолкнуло у него развитие болезни Паркинсона (да-да, они оба ею страдали!). Далее события в жизни Дали менялись с калейдоскопической частотой — Мадридская академия художеств, дружба с без пяти минут знаменитостями Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсия Лоркой, Пабло Пикассо, увлечение работами Зигмунда Фрейда, встреча с будущей женой Галой, создание на основе сюрреализма собственного легкоузнаваемого художественного стиля и эпатажного образа. Закат его творческой карьеры в конце 1970-х был связан с ухудшением здоровья, которое, в свою очередь, подточили стрессы.
О болезни Сальвадора Дали известны лишь отдельные факты, но они красноречивы. Первым симптомом, который сейчас бы насторожил любого грамотного невролога, был мелкоамплитудный тремор правой кисти. Возник он на склоне жизни, в 76 лет, но какое-то время не мешал писать картины. Через два года стало хуже: появились депрессия и нарушения сна, и это тоже классика жанра для страдающих паркинсонизмом. Ведь у него с депрессией общие биохимические корни, а проблемы со сном в половине случаев возникают еще до того, как болезнь становится заметна. Был ли установлен тогда верный диагноз, науке неизвестно. Дали назначили большие дозы психотропов, которые и не могли в этой ситуации дать стойкого эффекта. Вскоре тремор охватил уже обе руки, к нему присоединился еще один характерный симптом — нарастающая скованность конечностей. И это при том, что великий художник, судя по всему, принимал самые прорывные на тот момент препараты леводопы. Увы, болезнь прогрессировала быстрее. В 80 лет Дали уже не мог свободно передвигаться и чудом не погиб во время пожара в своем замке, получив тяжелые ожоги. Память при этом у великого мистификатора, по свидетельствам близких, не страдала, что при болезни Паркинсона очень даже возможно.
Четыре загадки
Сальвадор Дали давно ушел в мир иной, а дискуссии по поводу его болезни продолжаются. И на просторах интернета, и среди медиков.
1. Каким конкретно паркинсонизмом страдал художник?
Есть предположение, что все его безумства — следствие шизофрении, на которую наложился еще дрожательный паралич, вызванный приемом больших доз нейролептиков. В самом деле, есть так называемый лекарственный паркинсонизм, который могут провоцировать:
• типичные нейролептики (наиболее часто аминазин),
• некоторые антидепрессанты (прозак),
• сосудистые (циннаризин, фезам) и противоаритмические (кордарон) средства.
Риск возрастает при передозировке, в том числе за счет употребления форм пролонгированного действия, особенно у людей пожилых. Однако при лекарственном паркинсонизме симптомы заявляют о себе значительно быстрее (в течение нескольких месяцев или даже дней), с двух сторон, а человек испытывает трудности в основном с движением. Тремор рук тут — скорее редкость, и то иной, чем при классической болезни Паркинсона, — переменчивый по частоте и амплитуде. Если бы у Дали речь шла о лекарственном паркинсонизме, то наблюдались бы и другие признаки: например, непроизвольное желание изменить положение тела — лечь, сесть, встать; себорея; слюнотечение; синдром Пизанской башни (такой тонус мышц, когда постоянно сгибается позвоночник). Главное же, после отмены препаратов ему полегчало бы. Этого не произошло. Значит, Сальвадор Дали страдал именно той формой заболевания, которую впервые описал сэр Паркинсон, и никакой другой.
2. Это была наследственная болезнь?
Такое ведь случается. Каждый десятый случай — именно семейный, обусловленный единичной генной мутацией. Доказано, что наличие болезни Паркинсона у одного близкого родственника увеличивает риск его развития у других в 2 — 2,5 раза, а если больны двое, то в 10 раз. Так что предрасположенность у Дали имелась, но очень поздний дебют недуга, отсутствие деменции и выраженных вегетативных расстройств не вяжутся с семейной версией. Скорее всего, болезнь отца и сына были никак не связаны. Окончательную точку здесь могло бы поставить генетическое тестирование, но кому оно надо?
3. Повлиял ли недуг на работы гения?
4. Можно ли было вылечить Дали?
В 1980-е годы это, увы, было нереально. Однако прогресс медицины, и особенно внедрение в клиническую практику клеточных технологий, дает большую надежду для других больных. В начале этого года на базе нейрохирургического отделения 5-й больницы Минска провели две первые трансназальные трансплантации мезенхимальных стволовых клеток молодым (29 лет и 32 года) пациентам с болезнью Паркинсона. Им не помогали даже максимально допустимые дозы специальных препаратов — болезнь все наступала. Теперь же, по словам Владимира Пономарева, у обоих наблюдаются обнадеживающие результаты, хотя речь не идет о полном выздоровлении.
А что тут поделаешь. У Дали было тяжелое детство. Его мучили комплексы и страхи. У него были коммуникационные проблемы и он боялся кузнечиков. Над ним смеялись и издевались. Чтобы всем отомстить, Дали решил стать гением. И стал им.
Рисовать он начал очень рано и в 17 лет поступил в академию художеств. Дело происходило в Каталонии на рубеже 10-20-х годов прошлого века. Каталония тогда была не совсем глухой, но провинцией* – местные продвинутые художники уже начали осваивать импрессионизм, символизм и даже фовизм, о котором во Франции уже лет десять как забыли. Тем не менее, Дали удалось нарыть информацию о своем земеле Пикассо и о кубистах, в результате чего он ненадолго кубистом и стал. Параллельно он изучал творчество старых мастеров. Как испанских – Гойи, Эль Греко, Сурбарана, так и всяких других, из которых особенно выделял итальянского маньериста Арчимбольдо и голландца (имеется в виду и школа) Вермеера Делфтского.
Джузеппе Арчимбольдо. Лето
Вермеер Делфтский. Урок музыки
Арчимбольдо его привлек шизоидностью своего искусства – вроде бы пишет человек репу с цветами, а получается дядька. Этот прием удвоения образов Дали впоследствии часто применял.
Невольничий рынок и прозрачный бюст Вольтера
А Вермеер – некой мистичностью, легкой и необъяснимой нереальностью всего происходящего в его работах. Любовь к Вермееру не оставляла Дали всю жизнь и иногда выливалась вот в такие фрейдистские трактовки. На работе Дали кружевница – в окружении носорожьих рогов, т.е. вполне понятных фаллических фрейдовских символов.
Вермеер Делфтский. Кружевница
Кружевница
Ну, и надо к тем, чье творчество Дали изучал, добавить еще и Босха со старшим Брейгелем, которых он видел в Мадриде. Короче, в результате всего в 1925 году Дали пишет работу, сильно содержащую, так скажем, магический реализм, и в которой уже чуть-чуть виден будущий он, Дали.
Девушка у окна
В общем, внимательно рассмотрев эту картинку, можно сказать, что в это время Дали к сюрреализму был готов. Трактовка реальности не как банальной видимости, а как чего-то скрытого и загадочного, плюс академическая манера исполнения – вот что можно увидеть в этой картинке, если, опять же, внимательно ее рассмотреть. Так что, скорее всего, не встреться Дали никогда в жизни с сюрреалистами, он бы все равно стал сюрреалистом.
Но Дали с ними встретился, они его приняли как родного и полюбили настолько, что к нему ушла жена Элюара/любовница Эрнста, русская женщина из Казани Елена Дьяконова, откликавшаяся, впрочем, и на имя Gala (фр. торжество, праздник). И прожила с ним всю жизнь. И так она его беззаветно любила, что позволяла себя рисовать голой – вся женская обнаженка на картинках Дали – это она, Gala.
Сон, вызванный полетом пчелы
Раскрашенные удовольствия
Мрачная игра
Все. Вот с этого момента можно считать, что мы имеем дело с тем Дали, которого знает весь мир, с настоящим Дали. В этих работах уже есть основные признаки его стиля.
Сейчас я немного позанимаюсь тем, что в искусствоведческих кругах называют формальным анализом. Итак, на первом плане у Дали обычно происходят главные события. Как правило, это какие-нибудь внутренне и внешне противоречивые гадости и безобразия – твердое ведет себя как мягкое, тяжелое – как легкое, далекое – как близкое, а дешевое – как дорогое. И наоборот. Несочетаемое легко сочетается. Популярны биоморфные и человекообразные конструкции, часто, для красоты, гниющие и разлагающиеся, и вступающие друг с другом в странные отношения. Много всякой физиологии и эротики. Движения – медленные и тягучие, как во сне. Все это богатство располагается на фоне беспредельного пространства с низким горизонтом – хочется пошутить – вдали. Последний прием был придуман Эрнстом и Кирико. Названия работ мало что объясняют, у них совершенно другая задача. Вот одна из самых знаменитых работ Дали, очень для него хрестоматийная.
Предчувствие гражданской войны в Испании, мягкая конструкция с вареными бобами
А вот зачем. С его точки зрения, все эти ужасы и есть главная реальность, на которой стоит мир. Подтверждений этому - куча. Ну, на вскидку - на памяти Дали мир пережил одну мировую войну и усердно готовился к следующей. В Германии сидел Гитлер, в СССР – Сталин, и их режимы отличались и сверхценными идеями, и фанатизмом в их реализации, и недоверием ко всему, что движется.
Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на рояле
В Китае японцы крошили китайцев. Родная Испания была на грани гражданской войны, и еще имела в закромах истории перегибы инквизиции на местах. Да и вся история в целом – это нормальная, качественная, человеческая паранойя. Сексуальность в том или ином виде, например, в подавленном, в ней тоже вовсю наличествует как личностная характеристика тех, кого принято называть политическими деятелями и, соответственно, через их решения и поступки активно влияет на историю.
Великий мастурбатор
Портрет Фрейда
Остается добавить, что Дали еще был скульптором,
делал объекты, самым потрясающим из которых была клетка для птиц из хлеба (фотографию не нашел),
Телефон-лангуст
Ретроспективный бюст женщины
писал книги, работал в рекламе, делал декорации к спектаклям и балетам. А похоронить себя заставил в полу собственного музея в родном Фигерасе, так, чтобы по нему ходили люди. Последняя сюрреалистическая выходка мастера.
Да, чуть не забыл. Самое главное – без творчества Дали невозможно себе представить искусство ХХ века! Ну, теперь, вроде, все.
*При этом, из пяти испанских мировых знаменитостей ХХ века в изобразительных искусствах – это Пикассо, Дали, Гауди, Миро, Грис – только последний не был связан с Каталонией.
**Среди прочего Фрейд пишет о том, что параноик ищет компромисс со своим состоянием в алкоголизме, агрессии, в борьбе с воображаемыми врагами и демонстрации подчеркнуто мужского поведения, граничащего с героизмом. Хорошо, что теперь ученые отменили фрейдовскую концепцию возникновения паранойи (застревание развития в подростковой гомоэротичности) и выяснили, наконец, ее истинную причину– она в нарушении белкового обмена и в дефиците какого-то там белка. Иначе слишком печальный диагноз получился бы у нашей Родины – подобным образом – алкоголизм и т.д. - можно описать половину российского населения. А белков-то у нас много, слава Богу, на всех хватит.
- Ребята, а почему вы эту книжку написали?
- Мы давно интересуемся темой. Нам была интересна нейробиология, психология, психиатрия. Почему что-то ломается, от чего зависит поведение людей. Как хобби. А потом сначала я заболела клинической депрессией, потом Антон. Мы на обеде собирались и обсуждали свои проблемы и переживания, связанные с поиском правильной информации в интернете. На русском языке хорошей информации очень мало. Мы читали исследования на английском. И в какой-то момент решили, что надо написать книгу для таких же, как мы.
О чем книга?
- О самых распространенных психических расстройствах, которые при этом общество зачастую не замечает, - рассказывает Дарья Варламова . - Это то, от чего в течение жизни может страдать примерно каждый четвертый – вы сами, ваш коллега, друг, родственник, сосед. Мы хотели рассказать, каково жить с такими расстройствами, почему они возникают, по какой логике развивается заболевание, что с этим делать.
- Данных по России нет, - продолжает Антон Зайниев. - Но даже в США только каждый четвертый больной клинической депрессией доходит до врача.
Лауреатами премии “Просветитель” - она вручается за лучшие научно-просветительские книги - в это году стали Дарья Варламова и Антон Зайниев
Где грань между болезнью и “грустняшкой”?
- Если на работе что-то не так случилось, с мальчиком поссорилась, мне грустно три дня – это не депрессия, это просто грустняшка, - поясняет Даша. - А если больше двух недель, и это касается не какой-то одной сферы жизни, а разных: человек и на работу идти не хочет, и развлекаться не хочет, и общаться не очень хочет, и в себе не очень уверен – это основание для тревоги. Плюс есть какие-то психосоматические симптомы. Обычно это сон. Либо человек спит по 14-15 часов в день, либо у него бессонница. И проблемы с аппетитом. Человек становится вялым, ему бывает трудно дышать, бывают психосоматические боли.
Еще и другие серьезные заболевания. Например, общая тревожность, когда просыпаешься, и кажется, что какая-нибудь катастрофа случится. Она не привязана ни к каким конкретным факторам. Может быть социофобия, когда человек боится общаться, тусоваться, появляться в обществе. Может агорафобия – боязнь открытых пространств. Это может быть боязнь летать на самолете.
“КП”:
- Если ты сломал ногу, это видно. Если ты заболел гриппом - у тебя температура. А тут ты лежишь на диване, смотришь в потолок. Большинство близких будут говорить: эй, вставай, иди работать! Самое сложное в таких состояниях это то, что сначала человеку трудно признаться в них самому себе.
- Депрессия не про то, что человек не хочет работать, - говорит Антон. - Она про то, что человек физически этого не может сделать. Изменение в мозгу происходит, и это научно доказано. Как ломается кость не в состоянии выдерживать нагрузку, точно так же может сломаться мозг.
Общество должно понять, что человек с психиатрическими расстройствами - в первую очередь человек, у которого есть вполне конкретная поломка в организме. И есть способы это лечить, если к этому относиться как к болезни. Если человек в соцсетях собирает деньги на лекарства от рака, мы же не говорим: ты дурак, тебе что, делать нечего, ты раком болеешь. Мы понимаем, что человек в этом не виноват. Точно так же в психиатрической болезни человек не виноват.
- Я объясняю депрессивное состояние так, - продолжает Даша. – Это когда тебе все равно – встать, пойти на работу, пойти в любимый ресторан или выйти в окно. Для тебя просто эмоционально не существует никакой разницы между этими явлениями. Ты можешь совершить последнее волевое усилие и дойти до работы. Но в целом у тебя просто отсутствует механизм эмоционального выбора.
Возраст перелома
- Часто вот такой слом в организме случается на переломе между 16 и 23 годами. Почему?
- Почему – не очень понятно. Возможно, какие-то гормональные изменения, поздний подростковый возраст… Но это так – первые симптомы часто стартуют как раз, когда человек оканчивает школу или начал учиться в вузе…
- Людей с теми или иными психическими отклонениями много. Но в сознании общества есть матрица – психически больной человек опасен…
- Эти люди не опасны. Им сложнее работать, им сложнее общаться, у них большие трудности в жизни, но при этом они критически относятся к своему состоянию, они понимают, что делают, они считаются дееспособными. На Западе есть концепция о нейроразнообразии - о том, что у людей мозг просто по-разному устроен. Кто-то склонен к определенным психологическим реакциям, а кто-то нет. Это как разные вариации прошивки мозга, а не то, что у кого-то правильно психика работает, а у кого-то неправильно.
- Сальвадор Дали, который выгуливал броненосца и скакал на швабре голышом перед Хачатуряном , был абсолютно психиатрически здоров, - продолжает Антон. - Он был адаптирован, он умел зарабатывать деньги, он умел выстраивать отношения с обществом и со своими близкими, со своей женой. Никакой психиатр ему никакой диагноз не поставил бы.
Депрессия не про то, что человек не хочет работать. Она про то, что человек физически этого не может сделат Фото: EAST NEWS
“КП”:
- Зато был и Ван Гог, у которого были серьезные психиатрические диагнозы. Но при этом он оставил выдающийся след в художественной культуре.
Сдаваться в ПНД
- И что делать? Идти в психо-неврологический диспансер народ боится – на учет поставят, автомобильные права отберут…
- Нужно некоторые страхи развеять. В отдельных случаях могут отобрать права. Но это обычно касается определенных состояний, когда человеку лучше какое-то время не водить автомобиль. Если депрессия достаточно сильная, у человека могут быть проблемы с концентрацией. Даже если будет временный запрет на работу с оружием, с детьми или с финансами, он пересматривается каждые пять лет. Для этого человек должен проявлять уже какие-то психотические симптомы.
Но я бы посоветовала для начала, если есть деньги, идти к частном психиатру, который одновременно занимается психотерапией. Он может выписывать таблетки, при этом он владеет методами разговорной терапии.
- Где гарантия, что он этими методами владеет?
- Смотреть образование, сертификаты. Некоторые методы психотерапии с точки зрения доказательной медицины более эффективны. Это, например, когнитивно-поведенческая терапия, такие специалисты в Москве есть.
- А если не в Москве?
Диагноз может ставить человек только с медицинским образованием. Если такой вариант не работает, можно идти в ПНД. Но туда хорошо бы не идти одному. Чтобы был свидетель, который заметит, если что, какие-то нарушения.
- Что вы имеете в виду?
- Часто бывает, что в ПНД не говорят диагноз пациенту: меньше знаешь – крепче спишь. Но тогда ты не можешь понять, насколько эффективно тебя лечат. Тебе что-то прописали, а ты даже не знаешь, от чего.
- Больше того, это нарушение закона, - добавляет Антон. - Пациент имеет право знать свой диагноз. Всегда нужно смотреть по конкретному врачу. В нашей медицине это лотерея. Тебе могут и в частной клинике выписывать абсолютно не нужные лекарства и залечивать тем, что тебе не поможет. Главное – запастись знаниями и терпением.
- Прочесть вашу книжку?
- Например. Есть и другие ресурсы.
- Есть шанс поправиться?
- В психиатрии считается, что расстройства подобного рода пожизненные, поскольку многие из них имеют биологическую, генетическую основу. Но можно войти в состоянии ремиссим – это когда человек себя чувствует как обычно.
В психиатрии есть большой набор разных лекарств. Нет универсального для всех. Лекарство помогает в 50-60 % случаев. Это не трагедия. Если человеку не помогло какое-то лекарство, его можно поменять. Рано или поздно какое-нибудь поможет. Важно проконтролировать, чтобы врач правильно подобрал препарат.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Проект "Голоса".
- Что еще можно сделать, чтобы помочь таким людям?
- Помогают флешмобы, - говорит Даша. - Недавно проходил флешмоб, когда люди выкладывали в Фейсбуке свои фотографии, рассказывали о своей депрессии.
В соцсетях появляются группы поддержки, когда люди с расстройствами объединяются, делятся своими историями, просят советы, скидываются деньгами, если нужна помощь. Если кто-то потерял работу из-за обострения психического расстройства.
- Пять лет назад я бы побоялся кому-то рассказать о своих проблемах, - добавляет Антон. - Сейчас готов об этом сказать на федеральном радио. Я не вижу ничего постыдного в том, что человек может испытывать те или иные проблемы. В Италии , одной из передовых стран в плане интеграции людей с психиатрическими расстройствами в общество, нет психбольниц. Такие люди лечатся там амбулаторно и лежат в общих больницах с остальными. Научно доказано, что люди с психиатрическими расстройствами, если они способны интегрироваться в общество, пусть это даже дается им тяжело, с большей вероятностью выздоравливают.
Читайте также: