Что такое нерв в театре
— Что из вашей жизни с Высоцким вы вспоминаете в первую очередь? По какому поводу?
— Обычно вспоминаю без всякого повода и не только вспоминаю. Володя мне по-прежнему часто снится. Думаю о нем, смотрю его фильмы, фотографии, которые мне присылают. Плохо сплю и по ночам слушаю радио, по которому порой звучит голос Володи. Это меня всегда будоражит и волнует. Помню не отдельные кадры, как в кино, а все 12 лет совместной жизни — его гениальность, нашу встречу и главное — нашу любовь.
— Вы жили с Высоцким в двух совершенно разных мирах. Тем не менее не считаете вашу встречу случайной?
— Вас это не удивило?
Марина Влади и Владимир Высоцкий в день празднования десятилетнего юбилея театра на Таганке, 1974 год
Встретив Володю, я сразу поняла, что вижу гениального актера, поэта и певца. Потом он мне всю ночь пел песни. Мы долго оставались с ним только друзьями, а начали жить вместе намного позже. Мы оба артисты, которые больше всего любили искусство. Нам было ужасно интересно вдвоем. Кроме того, Володя очень напоминал моего отца. Всё это вместе превращало наше общение в нечто чудесное.
— Прежде всего из-за Высоцкого. В России мы прожили удивительную историю любви — может быть, одну из самых замечательных в минувшем веке. Меня по-прежнему знают и любят и во Франции, где я играю в театре, выступаю на телевидении. Но таких чувств, как в России, конечно, не питают.
— Очертя голову мы вместе с Володей нырнули в его огонь и лаву. За мою длинную жизнь у меня было несколько любовных увлечений, четыре мужа. Но наша история и для Володи, и для меня самая главная. В творческом плане он уникален. Помимо актерского, оставил огромное поэтическое наследие — около 800 стихотворений, из которых примерно половина стала песнями. Возможно, поэзия для исполнения под гитару становилась для него слишком тесной. Он начал переходить на прозу, сочинял рассказы и сценарии.
— Вам приходилось разрываться между Парижем и Москвой. Что было для вас самым трудным?
— Границы и страны для нас не имели значения. Он мог быть в Советском Союзе, а я во Франции. В Москве я жила восемь месяцев в году, полностью посвятив себя Володе. Редко бывает, чтобы у актера, поэта или музыканта была жена, которая занимается им с утра до ночи. Для этого мне пришлось отчасти пренебречь своей карьерой. Володе постоянно нужна была помощь. Несколько раз я спасала его от смерти. Жизнь наша была сложной. Далеко не небесный рай, в который я вообще не верю. Верю в жизнь, но не в возможность встречи после смерти. Это было бы слишком красиво.
— Я русского происхождения не только по крови, но и по тому, что мне передали родители. Они привили, прежде всего, любовь к искусству. Я человек русской культуры. Если бы у меня ее не было, мы бы с Володей никогда не встретились. Француженка, наверное, не стала бы с ним так долго возиться и жертвовать своей карьерой и даже детьми, которых я порой долго не видела. Они ходили в школу, а я могла их забирать с собой в Москву только летом. Всё остальное время сыновья оставались в Париже с моей мамой или в интернате. К счастью, я не прекращала сниматься. Надо было много зарабатывать, чтобы быть материально независимой.
— Какие главные черты его характера?
— Он был замечательный мужик — добрый, щедрый, бесшабашный, с душой нараспашку. В большей степени русский, чем подавляющее большинство других. Его широта проявлялась и в том, что он себя никогда не жалел, буквально сжигал свою жизнь, как сумасшедший, и умер в 42 года.
У Володи каждый день получался очень напряженным. Ему некогда было спать. Утром шел в театр на репетицию, днем снимался, вечером играл в театре, а ночью писал стихи. Или пел для друзей. Можете себе представить, какая у него была энергия и ответственность перед своим искусством. Прекрасно понимал, кем был, знал себе цену. Тем не менее, несмотря на все запои, когда он все ломал и крушил вокруг себя, Володя никогда не трогал своих рукописей. Это поразительная деталь.
— Конечно, его песни были энциклопедией жизни советской, они имели свой подтекст. Такого подтекста не было у Пушкина, который мог обо всем говорить прямо.
— Никто из них не помог ему ни издать книгу стихов, ни вступить в Союз писателей, чтобы получить различные преимущества, их у него никогда не было. Первым из больших поэтов его оценил Бродский, с которым мы встретились в Нью-Йорке. Володя читал ему свои стихи, а Иосиф написал посвящение на подаренной ему книге стихов, ее потом Володя часто брал в руки.
— Как Высоцкий относился к своей исключительной популярности в Советском Союзе?
Его приводило в ярость, что он был любим всей страной, а его лишали возможности вместе с женой поехать в Париж. Целых шесть лет мы ждали разрешения на выезд. Всё это время я ходила в ОВИР, обивала пороги разных министров. В конце концов Володя получил разрешение только потому, что ситуация стала действительно скандальной.
— Во Франции мне приходилось слышать, что Депардье и Высоцкий похожи по своему восприятию мира — у обоих все на оголенном нерве. Согласно легенде, Депардье утверждал, что Володя оказал на него больше влияния, чем Станиславский. Так ли это на самом деле?
— Случалось ли ему испытывать сомнения?
Актер Владимир Высоцкий в роли Гамлета
— Его окружали настоящие друзья или в основном случайные люди, которые хотели примазаться к его славе?
— Обсуждали ли вы с ним возможный переезд во Францию? Ему было бы интересно?
— За прожитые нами вместе годы Володя, конечно, мог бы перебраться в мой дом. Этому ничто не мешало. Но он никогда об этом не думал. Его язык, душа, поклонники были русскими. Ему нужны были его корни. Разве мог такой поэт жить в стране, где не понимают его песни?! Володя знал, что его обожают в России, и не смог бы жить без своей публики.
— Как любой человек, он любил поесть, но никогда не был гурманом. Володе было всё равно, что ему давали. Часто даже не знал, что у него в тарелке, потому что никогда о еде не думал.
— Так оно и будет. Его будут слушать на протяжении веков. Как Моцарта. У него много песен, в которых Володя говорит о смерти. Он ее не боялся. Потому что знал, что останется навсегда.
Бесперебойная работа органов тела человека обеспечивается целым рядом факторов. И один из них — правильная работа блуждающего нерва. Данное скопление клеток работает со всеми жизненно важными органами, а при сбоях в его деятельности может наступать смерть человека. Так как этот нерв самый длинный, он определяется сразу в разных частях тела. И стоит знать о нем побольше, чтобы не получить от него никаких сюрпризов.
Анатомия вопроса
Из черепа человека выходит 12 пар нервов — они ответственны за то, чтобы сигналы, регулирующие деятельность разных органов, доходили из мозга правильно. Блуждающий нерв является 10 парой. В медицине он называется вагусом.
Основные обязанности
В обязанности такого нерва входит приведение в действие парасимпатической нервной системы, которую иначе называют непроизвольным центром. Он, по сути, контролирует бессознательные функции. То есть именно блуждающий нерв ответственен за постоянный ритм сердца, отвечает за равномерное дыхание и обеспечивает правильное потоотделение. Также он работает и над пищеварением.
Кроме того, на его долю приходятся и следующие процессы:
- Контроль артериального давления;
- Соблюдение баланса глюкозы в организме;
- Выработка желчи, слюны и некоторых гормонов;
- Контроль вкусовых ощущений;
- Производство слез и т. д.
Почему может повреждаться
Несмотря на то, что блуждающий нерв спрятан довольно глубоко в теле человека, он все равно довольно уязвим. На его работу могут оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы. Итак, проблемы в его работе могут начаться, если нерв поврежден в результате:
- Менингита, непосредственно влияющего на мозг;
- Развития опухолей — как доброкачественных, так и раковых;
- Черепно-мозговых травм, приводящие к развитию гематомы или иным повреждениям;
- Проблемам с кровообращением, которые становятся причиной развития тромбов.
Также в качестве провоцирующих факторов могут выступать сахарный диабет, хронические болезни, например туберкулез или гайморит, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз. Врачи не исключают негативного влияния со стороны алкоголя, ведь развившаяся на фоне чрезмерного употребления крепких напитков невралгия нередко приводит к раздражению нерва.
Симптомы повреждения
Симптоматика проблемы напрямую зависит от того, какой отдел поражен. Так как блуждающий нерв длинный и тянется практически по всему телу, он условно разделен на отделы — головной, шейный, грудной и т. д.
Так, это могут быть проблемы с речью, например небольшой хрип, а то и полная потеря голоса. Кроме того, отмечаются и проблемы с глотанием, особенно если речь идет об употреблении твердой пищи. Повышение тонуса мышц пищевода вследствие проблем в работе блуждающего нерва становится причиной проблем со стулом, развития изжоги. Могут быть и проблемы в работе сердца и сосудов — аритмия, тахикардия, брадикардия, головокружения, глухота.
Могут развиваться и такие симптомы, как головная боль, проблемы с ушами, вялость и слабость, раздражительность и чувство отрешенности.
Тонус нерва
Считается, что для качественной работы блуждающий нерв должен быть в тонусе. Если тонус на высоком уровне, то человек отличается хорошим здоровьем, психически стабилен, устойчив к стрессам. При низком тонусе нерва человек склонен к тяжелым переживаниям, сложнее успокаивается после нервирующих событий. Кроме того, у него могут развиваться хроническая усталость, аутоиммунные заболевания, депрессивные состояния, диабет, эпилепсия и даже ожирение.
Если тонус снижен, это не повод впадать в отчаяние. Блуждающий нерв вполне возможно простимулировать. Единственное — лучше попросить врача рассказать о методиках и выполнять их под его контролем. Ведь неправильная работа с блуждающим нервом может быть опасной. Это касается и упражнений, и использования различных препаратов, которые помогут снять воспаление и скорректируют ситуации, вызывающие поражение нерва, и использования народных средств.
Неправильное воздействие на этот самый длинный нерв тела может стать причиной довольно тяжелых последствий.
НЕРВ, -а, м.
1. Анат., физиол. Каждый из тончайших отростков-волокон, образующих разветвляющуюся от головного и спинного мозга систему, которая управляет деятельностью организма. Зрительный нерв. Слуховой нерв. Двигательные нервы.
2. мн. ч. (не́рвы, -ов). Разг. То же, что нервная система (см. нервный). Крепкие нервы.□ — Не сердитесь, у меня нервы расстроены. Герцен, Былое и думы. [Шипучин:] Нервы так напряжены, что достаточно, кажется, малейшего пустяка, чтобы я расплакался! Чехов, Юбилей.
3. перен.; чего или какой. Центр какой-л. деятельности, основная действующая сила чего-л. Мучительное чувство личной ответственности и составляет основной нерв гаршинских настроений. Короленко, В. М. Гаршин. Создание кара-бугазского комбината затрагивает хозяйственные нервы всего побережья, от Эмбы до Атрека. Паустовский, Кара-Бугаз. — Вообразите: вы пишете интереснейший, как вам кажется, роман, остро ощущая, что ваша вещь попадает в самый нерв современности. Бек, Талант.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Нерв (лат. nervus) — составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из сплетения пучков нервных волокон (главным образом, представленных аксонами нейронов и поддерживающей их нейроглии), обеспечивающее передачу сигналов между головным и спинным мозгом и органами. Совокупность всех нервов организма образует периферическую нервную систему. Соседние нервы могут образовывать нервные сплетения. Крупные нервы называются нервными стволами. Дальше от мозга нервы разветвляются, в органах и тканях в конце концов распадаются на отдельные волокна, крайние точки которых являются нервными окончаниями. Один и тот же нерв у разных людей иннервирует соответствующие зоны разных размеров, аналогично различаются и области перекрытия зон иннервации.
НЕРВ, а, м. [лат. nervus]. 1. Один из многочисленных пучков волокон в виде длинных белых канатиков, идущих от головного и спинного мозга к органам чувств, мышцам, железам и проч. и дающих телу возможность двигаться и чувствовать (анат. физиол.). Двигательные нервы. Зрительный н. 2. только мн. Повышенная чувствительность и болезненная раздражительность. Игра на нервах. Даже тоска сделается; от нерв, что ли — не знаю. Гнчрв (род. мн. нерв — устар.). Но с нервами сладить трудно. Тргнв. У Порфирия
1. анат. орган животного, тонкий пучок нервных волокон, служащий для передачи в мозг важной для организма информации
2. мн. ч. нервная система в целом
3. перен. напряжённость, накал страстей ◆ В этом фильме чувствуется нерв.
4. перен. мн. ч. раздражённое, возбуждённое состояние, сильные беспокойства ◆ Он был весь на нервах. ◆ Это нервы.
- без нервов
- война нервов
- депрессорный нерв
- железные нервы
- зрительный нерв
- нерв Врисберга
- трепать нервы
- трёпка нервов
- трофический нерв
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ордынцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Новая интернет-игра с призами
Венера симпатичная, но довольно скромная и местами неуверенная в себе девушка. Сейчас она выбирает колледж для дальнейшего обучения. Собственно, она может учиться в престижном заведении, но все дело в том, что у нее семьи нет денег. Потому мама пророчит дочери бюджетное место в местном колледже, а жить она будет дома.
У Ви есть лучшая подружка — оторва и скандалистка Сидни. Она-то и рассказала девушке о новой игре, которую не так давно запустили в интернете. Ее суть заключается в следующем — зрители задают игрокам самые непредсказуемые задания и следят за их исполнением.
Если задание выполнено в полной мере, увеличиваются просмотры, игрок повышает свой рейтинг и зарабатывает деньги. Если не выполнено, игрок вылетает из игры и теряет все полученные ранее наличные. Победитель, естественно получает не только уважение, но денежный приз.
Решительный поступок Ви
В игре три условия: задание нужно снять на свой телефон, выйти из игры можно только по двум причинам (сломаться или отказаться от задания), об игре никому нельзя сообщать. На свое первое задание Ви берет друга, а ей нужно поцеловаться с первым встречным парнем в кафе.
Девушка выполняет задание, получает деньги и первые просмотры. Чуть позже Ви по требованию зрителей объединяется с Йеном и парочка становится лидером, но игра приобретает совсем не шуточный оборот.
Информация и настоящие друзья
Все задания словно специально подобраны для конкретного человека. как это получается? Здесь помог друг-хакер. Он уверен, что об игроках есть вся информация и взята она из социальных сетей. То есть, никто за кем не следит, народ и сам все выкладывает как на духу.
Так что видимо, у человека без аккаунта в соцсетях нет никакой возможности стать участником. Хотя, такой даже об игре то не узнает. Сама игра довольно напряженная, непредсказуемая и веселая. Ну, как минимум поначалу. Даже ради этого фильм стоит посмотреть. Это действительно развлечение на грани.
Адреналин и тайное управление
Кстати, как Ви умудрилась пройти по лестнице между этажами? Неужели такая смелая? Ничего подобного, она сделал это на чистом адреналине, потому что была в возбуждении после ссоры с лучшей подругой. В любой другой ситуации у нее этого бы не получилось. Если бы она хоть на минутку пришла в себя, точно бы свалилась.
Йен в какой-то момент показался мне не очень честным человеком. Но увы, для такого поведения у парня был повод. А потом на эту же удочку поймалась и сама Ви. И также как Йен и его друг стала пленницей игры. Теперь с ней и ее жизнью могут сделать все что угодно.
Пока Сидни пытается перейти по лестнице между окнами и вполне возможно сорвется вниз, окружающие не только подбадривают или стараются вернуть ее назад. Большинство тупо снимают на телефоны, чтобы запечатлеть момент, каким бы ни был его финал. Да что говорить о кино, если в сети регулярно выкладывают ролики о катастрофах от свидетелей.
О чем это говорит? Только о том, что вместо того, чтобы оказать помощь, остановить, предупредить, народ просто смотрит на это, стараясь не упустить самые интересные кадры. И чем хуже происшествие, тем лучше для зрителей. Так что до будущего нам не так уж и далеко.
Что мы не знаем об интернете
Зато в этом кино можно кое-что узнать об интернете. Истины вроде бы прописные, но кто об этом задумывается? Например, что обычный юзер видит процентов десять информации. Возможно? Почему бы нет. Есть много обычных сайтов, на которые просто так не попадешь, как минимум нужна регистрация, куда-то можно попасть только по приглашению и т.д.
Уверена, в интернете общаются не только простые пользователи или террористы, наверняка, спецслужбы и тайные общества его также используют. А что, очень удобно и быстро. Я уж не говорю о всяких там зашифрованных архивах и прочем. Так что, как говорится, если ты не видишь суслика в траве, это еще не значит, что его там нет.
Но вдруг твоя личность открывается? Что тогда? Разве захочет школьник, добропорядочная домохозяйка или уважаемый бизнесмен, чтобы все узнали, что они поддерживаются эту игру? Более того, я совершенно не понимаю стремления людей смотреть на то, как другой человек может погибнуть. Это не весело и совсем не смешно. Это какой-то скрытый садизм.
И ладно бы там просто покемонов ловили, но нет — кону порой стоит жизнь игрока. Ведь не все задания такие безобидные как в самом начале. Испортить воздух в людном месте или выбежать неглиже из магазина это одно, а вот повисеть над пропастью, лечь на рельсы под проходящим поездом и тем более убить человека, это совсем другое.
Антреприза и репертуарная театральная организация. Чем они похожи и чем отличны? Давайте ответим на этот вопрос вместе, разобрав, что такое театр антрепризы и репертуарный.
Антреприза - это.
Начнем с определений. Что такое антреприза? Слово произошло от франц. entreprise, означающего "предприятие". Театр антрепризы - это:
- Форма театральной организации, при которой антрепренер (иначе - организатор) приглашает актеров из других театров для участия в спектакле.
- Театральное предпринимательство, бизнес-проект, для которого характерно собрать для игры в постановке любимых зрителями актеров из известных театров, чтобы собирать аншлаги, несущие неплохую прибыль.
- Форма театральной организации, при которой в создании спектакля, игре на сцене задействованы приглашенные популярные актеры, постановщики и режиссеры.
- Театральное дело, отличное от классического театра тем, что актеры набираются не на весь сезон, а на конкретную постановку.
Посмотрим теперь на конкретные особенности этой театральной организации.
Особенности антрепризы
Определиться, что такое антреприза, нам поможет и знакомство с ее ключевыми особенностями:
- Во главе такого театра - антрепренер, импресарио, продюсер.
- Коммерческая, частная организация.
- Не получает или практически не получает материальной поддержки от государства.
- Отсутствие постоянной театральной труппы.
- Нет статичного репертуара.
Виды антрепризы
Театры антрепризы разделяются на два типа:
- Гастролирующие. Путешествуют по различным городам и театральным площадкам. Нет привязки к определенной локации.
- Стационарные. Имеют одну или несколько площадок для выступлений в пределах одного города.
Антреприза в современном мире
В современном мире наблюдается тенденция перехода многих как европейских, так и мировых театров на антрепризную политику. В ряде случаев это не является признаком того, что получение прибыли стало отныне их главной целью.
Во многих странах имела место быть реформа финансирования учреждений культуры. В ходе нее независимые антрепризные театральные труппы стали иметь право на получение дотаций и грантов от государства. Притом правомочием на такую материальную поддержку стали обладать не только актеры, режиссеры, перформеры, продюсеры, но и организации, которые делают возможным создание и демонстрацию спектакля.
Что касается нашей страны, то многие отмечают, что в России не предусмотрено ничего для создания частных независимых театров: нет площадок с постоянными зрителями, дотаций или иной поддержки от государства, льгот и преференций. При всем этом репертуарный театр в России - убыточный. Вместе с тем нет и никакой другой формы государственной театральной организации, которая бы окупалась, позволяла создавать коммерчески успешные постановки.
Антреприза изнутри
Давайте посмотрим, как выглядит российский театр антрепризы во мнениях тех, кто связан с этой сферой искусства:
- В основном, постановки рассчитаны на провинциального зрителя - приезды столичных артистов всегда срывают аншлаги.
- Многие антрепренеры делают упор именно на звездный состав труппы, экономя на декорациях, проработке драматичности, сюжета.
- Для нашей страны характерно не сотрудничество, а противостояние государственного и частного театра.
Примеры антрепризных театров
Несмотря на такую нерадостную ситуацию, что такое антреприза в России сегодня хорошо известно. Перечислим таковые театры в Москве:
- "Арт партнер 21" Л. Робермана. Постановки можно увидеть на таких площадках: "Русская песня", КЦ "Москвич", Театр имени Пушкина, "Театр Содружества актеров Таганки". Такая организация более тяготеет к гастрольной.
- "Театральное содружество 814" О. Меньшикова. Стационарная форма: выступления организуются на одной площадке - в Театре имени Моссовета.
- "Студия театрального искусства" С. Женовача. Этот частный классический театр, созданный в 2005 году, считается одним из лучших самобытных, имеющих свой уникальный репертуар. Благодаря поддержке мецената, "Студия" в 2008 году остановилась в помещении на ул. Станиславского.
- "LA' Театр" В. Дубровицкого. Спектакли можно увидеть в Театрах имени Маяковского и Пушкина, "Театре Эстрады".
- "Театральный марафон" А. Гордиенко. Постановки в "Театриуме на Серпуховке", ЦДКЖ, Театре имени Ермоловой.
- "Квартет И", "Другой театр" С. Петрейкова. Оба проекта имеют постоянный репертуар, их творения можно увидеть в "Центре-музее Высоцкого", ДК имени Зуева.
- "Русская антреприза имени Андрея Миронова" Р. Фурманова. Проект гастролирует по театральным площадкам Петербурга и Москвы.
- "Современный театр антрепризы" А. Могинова. Спектакли можно увидеть в "Театриуме на Серпуховке", ЦДКЖ.
Репертуарный театр
Что мы можем отнести сюда? Репертуарный театр - это одна из форм театральной организации, для которой характерен постоянный либо не спеша обновляемый репертуар. Еще одна особенность - постоянная труппа. При этом такому театру не запрещено нанимать сторонних актеров для игры в определенных спектаклях.
Стационарный (имеющий еще и свое постоянное пристанище) репертуарный театр более всего характерен для нашей страны и государств Восточной Европы. Поэтому мы называем его просто словом театр, без конкретизирующего прилагательного. В других же странах порой большей популярности добивается антрепризное театральное дело, бродвейский театр.
История репертуарного типа театра
Первые театры, которые можно отнести к репертуарным, появились в Англии в XIX веке:
- 1879 г. - в Стратфорде-на-Эйвоне был создан Шекспировский мемориальный театр.
- 1891-1897 гг. - "Независимый театр" в Лондоне.
- 1912 г. "Олд Вик" становится репертуарным.
В Российской империи на рубеже XIX-XX столетий работало множество именно репертуарных театров:
- Более четырехсот народных полупрофессиональных.
- Около десяти провинциальных казенных.
- 5-6 стационарных Императорских в Петербурге и Москве.
К этому числу прибавлялось порядка 300 антреприз и театральных товариществ.
Ключевые отличия
Мы разобрали, что такое антреприза и репертуарная организация театра. Давайте перечислим основные их различия:
- У репертуарного типа театра постоянная труппа, у антрепризы - нет. Организатор набирает театральные коллективы из приглашенных на конкретный спектакль актеров.
- Антреприза считается более коммерческой формой. Подразумевается, что одна из важных ее целей - получение прибыли.
- В отличие от репертуарного, антреприза - это всегда частный театр.
- Провал постановки для антрепризного театра - порой банкротство, разорение. Репертуарные театры с государственной поддержкой имеют возможность ставить коммерчески невыгодные спектакли.
Антреприза - не новое явление в театре. В России, например, до революции большинство театров были такими. Будущее этой сферы искусства - именно за антрепризой. Однако пока в нашей стране переход от репертуарного в антрепризный театр не приветствуется государством.
Теория — Теория по анатомии — Экспресс контроль лекций — ЭКЛ — Функциональная анатомия периферической нервной системы.
1. Что относится к периферической нервной системе? Как и где образуются спинномозговые нервы и на какие ветви они делятся?
Периферическая нервная система – часть НС, которая связывает ГМ и СМ с чувствительным аппаратом, а также с органами и аппаратами, отвечающие на внешние и внутренние раздражения приспособительными реакциями (движение, секреция).
- Нервы (стволы, сплетения, корешки),
- Нервные узлы,
- Периферические окончания.
СМН отходят от СМ попарно и образуют сегмент(31).
СМН образуется двумя корешками:
- Задний — чувствительный (аксоны чувствительных нейронов в СМ узлах).
- Передний – двигательный (аксоны нейронов двигательных ядер передних рогов) Выходит через передне-латеральную борозду.
13 СМН содержат вегетативные волокна от вегетативных отростков нейронов латерального промежуточного ядра боковых рогов (С8-L2).
Ствол с/м нерва делится на ветви :
- Передняя ветвь,
- Задняя ветвь,
- Менингеальная ветвь,
- Белая соединительная ветвь.
2. Задние ветви спинномозговых нервов: их зона иннервации и особенности распределения
- Имеют сегментарное строение.
- Иннервируют участки тела, сохранившие сегментарность: аутохтонные мышцы спины, мышцы затылка, кожа над этими мышцами.
- Смешанные по составу волокон.
- Более тонкие, чем передние ветви.
- Делятся на латеральные и медиальные ветви.
Но: 2 задние ветви:
- Задняя ветвь 1-го шейного СМН (подзатылочный) – иннервирует мышцы затылка — двигательный;
- 2-ой шейный СМН (большой затылочный нерв) имеет два отличия:
- чувствительный – иннервирует кожу затылка,
- по диаметру больше чем передняя ветвь.
3. Передние ветви спинномозговых нервов: их зона иннервация и отличие от задних
- Утратили сегментарное строение.
- Иннервируют трункопитальные и трункофугальные мышцы – мышечные волокна перемещаются, пересекаются, поэтому => передние ветви образуют сплетения.
Но:
- Передние ветви грудных СМН (Th2 – Th11 сегментов) — межреберные нервы — сегментарное строение + нет сплетений, так как они иннервируют части тела, сохранившие сегментарность.
- Th12 – подреберные нервы.
4. Почему передние ветви спинномозговых нервов образуют сплетения? Передние ветви каких нервов их не образуют? Почему?
Передние ветви СМН иннервируют трункопитальные и трункофугальные мышцы, мышечные волокна которых перемещаются и пересекаются, поэтому образуются сплетения.
Но:
- Передние ветви грудных СМН (Th2 – Th11 сегментов) — Межреберные нервы — сегментарное строение + нет сплетений, так как они иннервируют части тела, сохранившие сегментарность.
- Th12 – подреберные нервы.
5. Какие сплетения вы знаете? Их зона иннервации
Сплетение – это место, где нервы обмениваются между собой волокнами. В области сплетений нервы изменяют состав волокон (меняется количество нервов).
4 нервных сплетения :
- Шейное сплетение – образуется передними ветвями 4 верхних шейных СМН. Находятся спереди поперечных отростков. Иннервирует большую часть мышц шеи, кожу шеи, боковых частей головы, диафрагму.
- Плечевое сплетение – образуется передними ветвями С3-С8 СМН. Имеет надключичную и подключичную части. Иннервирует верхнюю конечность, включая пояс верхней конечности, а также поверхностные мышцы груди и спины.
- Поясничное сплетение – образуется передними ветвями поясничных СМН. Иннервирует кожу, мышцы нижней части живота, включая поясничной области, передняя медиальная часть бедра.
- Крестцово-копчиковое сплетение – образуется ветвями крестцовых СМН. Иннервирует мышцы, кожу и суставы нижней конечности.
6. Черепные нервы: чем они отличаются от спинномозговых и на какие группы по составу волокон они делятся?
Отличия ЧН от СМН :
- ЧН отходят от ГМ,
- Не имеют сегментарного строения,
- Разные по составу волокон – делятся на 4 группы:
- Чувствительные нервы (1,2,8),
- Двигательные нервы (3,4,6,11,12),
- Смешанные нервы (5,7,9,10),
- Вегетативные нервы (3,7,9,10).
7. Из чего состоят периферичекие нервы? Какие соединительнотканные оболочки они имеют? Что такое периневральное пространство, его значение?
Нерв – часть ПНС, представляющий собой длинный тяж, образованный пучками нервных волокон, окруженный соединительнотканными оболочками.
Функциональная структура периферического нерва — нервное волокно (отростки нервной клетки, окруженных оболочкой.
Соединительнотканная оболочка трех видов:
- Эндоневрий (внутри нерва) – между отдельными нервными волокнами, формирует отдельные пучки нервных волокон (1и 2 порядка).
- Периневрий – окружает несколько пучков нервных волокон – образуется двумя пластинками:
- Висцеральная,
- Париетальная.
Между пластинками — периневральное пространство (есть у всех ЧН, у СМН спорно) – сообщается с подпаутинным пространством, содержащим СМ жидкость
- Эпиневрий (у самых крупных нервов) – богат кровеносными сосудами, питает нерв, обеспечивает коллатеральное кровообращение.
8. Что такое нервное волокно? Их классификация по калибру и скорости проведения импульсов
Нервное волокно — отростки нервной клетки, окруженных оболочкой из леммоцитов.
По диаметру и скорости проведения нервных импульсов :
- Группа А: толстые миелиновые волокна до 100 мкм, скорость = 10-120 м/с, образуются соматические нервы,
- Группа В: тонкие миелиновые волокна 1-3 мкм, скорость = 3-14м/с, формируются преганглиолярные вегетативные нервы,
- Группа С: 0,4-1,2 мкм, скорость = 0,5-2,3м/с, постганглиолярные вегетативные нервы.
Толщина нервного волокна обусловлена миелиновой оболочкой – изолирующая оболочка, покрывающая проводник.
9. Внутриствольное строение нервов
Помимо того, что в состав нерва могут входить разные по функции нервные волокна, окруженные соединительнотканными оболочками, и имеющими периневральное пространство, пучки нервных волокон могут располагаться по разному.
По Синельникову выделяют:
- Кабельный тип (вегетативный) – все нервные волокна идут параллельно,
- Сетевидный тип (соматический) – приспособительная функция, особая форма связей между пучками нервных волокон.
10. Закономерности расположения экстраорганных нервов
Закономерности расположения экстраорганных нервов (от ЦНС до органа):
- Двусторонняя симметрия,
- Достигает органа по кратчайшему пути,
- Нервы расположены в защищенных местах,
- Проходят в составе сосудисто-нервного пучка или самостоятельно,
- Иннервирует мышцы, соответствующий миотому закладки этих мышц.
11. От чего зависят типы разветвления интраорганных нервов? Какие их типы знаете в мышцах с различной структурой и функцией?
Интраорганные нервы распределяются в органе в соответствии с его строением.
Развитие нервов в мышцах – три вида иннервации :
- Магистральный тип (веретеновидные мышцы) – через орган проходит один крупный нервный ствол, а от нее — веточки.
- Рассыпной тип (веерообразные мышцы — дельтовидная, височная мышцы) – в ворота органов входит крупный нерв, который сразу же рассыпается.
- Магистрально-рассыпной (перистые мышцы) — через мышцу проходит один или несколько крупных ветвей и затем рассыпаются на ветви 1,2 и т.д. порядка.
12. Классификация связей в периферической нервной системе, их значение
- В полости черепа и позвоночном канале (интрадуральные и экстрадуральные),
- Связи в области сплетений,
- Связи на периферии (около иннервирующего органа).
Связи выполняют приспособительную функцию.
13. Что такое сегментарная иннервация?
Сегментарная иннервация – участок кожи, группы мышц, суставы, органы, работу которых обеспечивает один СМН. На туловище горизонтальные полоски, на конечностях вертикальные полоски.
14. Что такое зональная иннервация?
Зональная иннервация – участок кожи, группы мышц, суставы, органы, работу которых обеспечивает один периферический нерв.
15. Зоны Захарьина-Геда. Как вы их объясняете?
Зоны Захарьина-Геда – участки кожи, соответствующие определенным внутренним органам. При изменении состояния внутренних органов на этих участках кожи появляются любые изменения. Воздействия на эти участки кожи приводит к изменению состояния внутренних органов. Эти участки кожи и внутренние органы иннервируются из одного сегмента СМ.
Читайте также: