Даниэль шребер мемуары больного страдающего нервной болезнью
Мориц Шребер. Убийство души.
Существует мнение, согласно которому Мориц Шребер является прототипом генерала Вольфа. Так это или нет, пусть каждый решает сам, никакими официальными данными по этому поводу мы не располагаем. Важно другое: знакомство с его деятельностью, его идеями позволяет лучше понять принципы воспитания как детей в 511 детском доме, так и самого Йохана, ближе взглянуть на программу, способную дать толчок к превращению человека в бездушного монстра.
Даниель Готтлоб Моритц Шребер родился в семье адвоката в Лейпциге в 1808 году. Таким образом, его ранние детские годы пришлись на времена наполеоновских войн и оккупации - времена разрухи в экономике и сельском хозяйстве. Семья Шреберов принадлежала к евангелическо-лютеранской общине. Отец (адвокат) Йоханн Готтхильф Даниель Шребер и мать Фредерика Шарлотта отдали сына в гуманитарную гимназию святого Фомы. Это была известная гимназия, состоявшая при церкви святого Фомы, где долгие годы работал кантором великий Иоганн Себастьян Бах. В 18 лет Даниель Шребер окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета. Через семь лет, в 1833, он окончил учебное заведение, получив степень доктора медицины.
Затем Шребер нанялся личным врачом к путешествовавшему по Европе русскому князю Алексею Соморевскому и в течение трёх лет сопровождал последнего в поездках по Германии, Австрии, Бельгии, Франции и Англии. В 1836 он открыл собственную практику в Лейпциге и начал работать врачом-ортопедом. С 1843 года (и вплоть до самой смерти) Шребер возглавлял частную лечебницу, занимавшуюся оздоровительной гимнастикой и ортопедией.
Идеи Шребера, однако, выходили далеко за пределы помощи больным. Мориц Шребер был занят вопросом правильного и гармоничного воспитания человека с самого рождения. Этой теме он посвятил свою книгу под названием "Каллиопедия, или воспитание чувства прекрасного". В ней изложены представления Шребера о том, как надо растить ребенка. Надо отметить, что труды, написанные Шребером, пользовались огромной популярностью очень долгое время, его книги издавались большими тиражами, выдержали множество переизданий и брались на вооружения подавляющим числом родителей. Именно так, по Шреберу, воспитывалась вся Германия. Так был вымощен путь для Адольфа Гитлера. Его мечтой было создание лучшего, более совершенного вида людей. В связи с этим сто лет спустя Шребера посчитали предвестником расовой теории национал-социалистов.
В настоящее время Морица Шребера называют одним из главных представителей так называемой "черной" или "ядовитой" педагогики.
Черная педагогика (Schwarze Pädagogik) - комплекс воспитательных воздействий, приводящих к травмированию личности. Согласно утверждению ученых, эта концепция возникает тогда, когда родители (воспитатели, медсестры или другие источники опеки) полагают, или утверждают, что полагают, будто ребенок инфицирован некими "семенами зла", будто в его поведении сквозит заведомо порочное начало и они обязаны сделать все, чтобы искоренить его при помощи эмоциональных манипуляций или грубой силы. Простыми примерами могут служить избиение детей в качестве наказания за ложь или отказ матери кормить новорожденного, кричащего ребенка вплоть до установленного времени с целью "научить его терпению, которое так пригодится в дальнейшей жизни". Иными словами, это рациональный садизм.
А теперь перейдем к рассмотрению того, как эти идеи отражены в работах Морица Шребера.
Метод "Паук и муха":
Он полагал, что дети должны спать лишь вытянувшись по струнке, лежа плашмя на спине, причем приучать детей отдыхать в подобном положении следовало с младенчества. Для облегчения задачи врач-ортопед придумал ряд особых бандажей, больше похожих на пыточный реквизит.
В числе его изобретений: плечевой ремень для фиксации тела на кровати, который вы можете видеть выше, и особое устройство, получившее название "Schrebersche Geradhalter" призванное заставить детей сидеть прямо.
А также особый фиксатор для головы под названием "Kopfhalter". Данное устройство одним концом крепилось к волосам, а вторым - к нижнему белью ребенка таким образом, чтобы при повороте головы или опускании подбородка ремень грозил вырвать своему носителю всю шевелюру.
Мориц Шребер полагал, что дети должны держаться в строгости, что они по природе своей являются дурными и болезненными, или же обязательно станут таковыми, если их вовремя не "спасти". Каждый ребенок до достижения годовалого возраста должен быть приучен подчинять себя воле взрослых и спокойно воспринимать отказ в исполнении любых желаний. Важно привить полное самоотречение. Даже пяти или шестимесячный несмышленый малыш, еще не вполне способный четко определить собственные потребности, особенно голод, по Шреберу должен быть наказан за крики и чересчур активное выражение чувств.
Между родителями и ребенком должны сложиться отношения гипнотизера и человека, введенного в транс, при которых каждое слово первого воспринимается последним в качестве команды.
Наказание ребенка является доказательством его вины.
Просьба о прощении - обязанность ребенка, а вовсе не результат его выбора. «Он не может не просить прощения, то есть он не может считать, что был наказан несправедливо. Даже если ему кажется, что наказание было слишком жестоким, ему следует молчать и переживать свои чувства в одиночку" - пишет Шребер.
Как и все видные врачи 19 века Мориц Шребер видел в мастурбации патологически-разрушительную силу. Считалось, что эта привычка может не только разрушить психическое здоровье, но и нанести реальный физический вред здоровью ребенка. Как представлено на иллюстрации, это может быть все от харканья кровью и облысения, до выпадения зубов и смерти. Именно злу мастурбации Шребер противопоставил комплекс физических упражнений укрепляющих тело и дух человека. Он был изобретателем целого ряда специальных бандажей, не позволявших детям дотрагиваться до своих гениталий.
Существует мнение, согласно которому Мориц Шребер является прототипом генерала Вольфа. Так это или нет, пусть каждый решает сам, никакими официальными данными по этому поводу мы не располагаем. Важно другое: знакомство с его деятельностью, его идеями позволяет лучше понять принципы воспитания как детей в 511 детском доме, так и самого Йохана, ближе взглянуть на программу, способную дать толчок к превращению человека в бездушного монстра.
Даниель Готтлоб Моритц Шребер родился в семье адвоката в Лейпциге в 1808 году. Таким образом, его ранние детские годы пришлись на времена наполеоновских войн и оккупации — времена разрухи в экономике и сельском хозяйстве. Семья Шреберов принадлежала к евангелическо-лютеранской общине. Отец (адвокат) Йоханн Готтхильф Даниель Шребер и мать Фредерика Шарлотта отдали сына в гуманитарную гимназию святого Фомы. Это была известная гимназия, состоявшая при церкви святого Фомы, где долгие годы работал кантором великий Иоганн Себастьян Бах. В 18 лет Даниель Шребер окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета. Через семь лет, в 1833, он окончил учебное заведение, получив степень доктора медицины.
Затем Шребер нанялся личным врачом к путешествовавшему по Европе русскому князю Алексею Соморевскому и в течение трёх лет сопровождал последнего в поездках по Германии, Австрии, Бельгии, Франции и Англии. В 1836 он открыл собственную практику в Лейпциге и начал работать врачом-ортопедом. С 1843 года (и вплоть до самой смерти) Шребер возглавлял частную лечебницу, занимавшуюся оздоровительной гимнастикой и ортопедией.
А теперь перейдем к рассмотрению того, как эти идеи отражены в работах Морица Шребера.
Он полагал, что дети должны спать лишь вытянувшись по струнке, лежа плашмя на спине, причем приучать детей отдыхать в подобном положении следовало с младенчества. Для облегчения задачи врач-ортопед придумал ряд особых бандажей, больше похожих на пыточный реквизит.
Между родителями и ребенком должны сложиться отношения гипнотизера и человека, введенного в транс, при которых каждое слово первого воспринимается последним в качестве команды.
Наказание ребенка является доказательством его вины.
Как и все видные врачи 19 века Мориц Шребер видел в мастурбации патологически-разрушительную силу. Считалось, что эта привычка может не только разрушить психическое здоровье, но и нанести реальный физический вред здоровью ребенка. Как представлено на иллюстрации, это может быть все от харканья кровью и облысения, до выпадения зубов и смерти. Именно злу мастурбации Шребер противопоставил комплекс физических упражнений укрепляющих тело и дух человека. Он был изобретателем целого ряда специальных бандажей, не позволявших детям дотрагиваться до своих гениталий.
Другие комментаторы случая Шребера, особенно англоязычные, очевидно полагают, что когда Freud считает, что больной, самонаблюдения которого он анализирует, параноик, то это то же самое, как если бы он сказал, что это шизофреник, и они не колеблясь просто-напросто делают из фрейдовской теории паранойи теорию шизофрении.
Имя Даниэля Шребера вошло в немецкий язык благодаря небольшим садовым участкам для городских жителей, которые в Германии называют "шребергартен". На самом деле Шребер был врачом и социальным педагогом и занимался более глобальными проблемами. Своей целью он объявлял "гармоничное развитие человека и, в особенности, сохранение им физических сил". "Шребергартены" же стали явлением, которое для многих символизирует немецкий характер.
Даниэль Готтлоб Моритц Шребер родился в семье адвоката в Лейпциге в 1808 году. Таким образом, его ранние детские годы пришлись на времена наполеоновских войн и оккупации - времена разрухи в экономике и сельском хозяйстве. Семья Шреберов принадлежала к евангелическо-лютеранской общине. Отец (адвокат) Йоханн Готтхильф Даниэль Шребер и мать Фредерика Шарлотта отдали сына в гуманитарную гимназию святого Фомы. Это была известная гимназия, состоявшая при церкви святого Фомы, где долгие годы работал кантором великий Иоганн Себастьян Бах. В 18 лет Даниэль Шребер окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета. Через семь лет, в 1833, он окончил учебное заведение, получив степень доктора медицины.
Затем Шребер нанялся личным врачом к путешествовавшему по Европе русскому князю Алексею Соморевскому и в течение трёх лет сопровождал последнего в поездках по Германии, Австрии, Бельгии, Франции и Англии. В 1836 он открыл собственную практику в Лейпциге и начал работать врачом-ортопедом. Два года спустя он женился на девушке по имени Луиза Генриетта в девичестве Хаасе (Haase). В их браке родилось пятеро детей: три дочери и два сына.
С 1843 года (и вплоть до самой смерти) Шребер возглавлял частную лечебницу, занимавшуюся оздоровительной гимнастикой и ортопедией. Главным образом, здесь работали над неправильной осанкой у детей и взрослых. Даниэль Шребер стал автором нескольких книг. Среди них - крайне популярная в своё время брошюра "Комнатная оздоровительная гимнастика". Эта его работа выдержала не менее 30 изданий.
Основной деятельностью Шребера была работа со слабыми болезненными детьми. Отметим, что в середине 19 века детский труд был обычным явлением в западноевропейских странах. Причем, рабочий день мог длиться до 14 часов, а питались простые люди гораздо хуже, чем в наше время. Вследствие этого детских болезней и отклонений в развитии было достаточно много, а классическая медицина зачастую не знала способов их лечения.
Шребер был занят поиском путей гармоничного и здорового развития детей. Одной из его центральных идей было создание небольших садов, где каждому ребенку выделялось по паре грядок. Дети должны были самостоятельно ухаживать за растениями, а затем самостоятельно собирать с них урожай. В настоящее время многие специалисты называют Шребера предшественником природной медицины. Природная или натуральная медицина - это вид лечения, когда вместо медикаментов используется солнечный свет, свежий воздух, гимнастика, диета или массаж.
Вместе со слабыми детьми к работе на садовых участках приобщались целые семьи рабочих. Им выделялись более крупные участки земли. Шребер придавал большое значение тому, чтобы после рабочей недели на фабрике или заводе взрослые также могли отдыхать на природе. Возможность претворения этой идеи в жизнь Шребер видел в выделении государством садовых участков для всех желающих. Так в середине 19 века в Германии зародилось движение садоводов-любителей.
Идеи Шребера, однако, выходили далеко за пределы оздоровления народа через земледельческий труд на свежем воздухе. Даниэль Шребер был занят вопросом правильного и гармоничного воспитания человека с самого рождения. Этой теме он посвятил свою книгу под названием "Каллиопедия, или воспитание чувства прекрасного". В ней изложены представления Шребера о том, как надо растить ребенка.
Поиск новых путей в воспитании имел, увы, и ряд негативных сторон. К примеру, Даниэль Шребер придумывал специальные конструкции, которые подобно корсету должны были создавать правильную осанку у детей при ходьбе и сидении. Деревянная конструкция фиксировала голову в прямом положении относительно торса. Свои теории он проверял на собственных детях. Пытаясь создать из них совершенных людей, Шребер заставлял своих детей даже спать с выдуманным им корсетом. Последствия не замедлили сказаться.
Из пяти детей Шребера четверо закончили жизнь в психиатрических лечебницах. Эксперименты отца и крайне строгое воспитание оставили тяжёлый след в душах всех его детей. Особый интерес для психиатрической науки представляет сын Шребера по имени Даниэль Пауль. До 42 лет он жил вполне благополучно, работал судьёй и занимал высокие должности. Однако уже в зрелом возрасте, после длительного стресса во время предвыборной кампании в Рейхстаг, он внезапно заболел тяжелым нервным расстройством.
После многомесячного пребывания в лечебнице психическое здоровье Даниэля Пауля пошло на поправку. Он был отпущен домой и смог вернуться к работе. Несколько лет спустя он даже стал президентом судебной коллегии Дрездена. Однако через десять лет после первого эпизода болезнь вновь напомнила о себе. Даниэль Пауль снова поступил в лечебное заведение - он страдал от ипохондрии и галлюцинаций. Ему казалось, что Бог разговаривает с ним посредством его нервов и сообщает о приближающемся конце света. Другой навязчивой идеей Даниэля Пауля было то, что он превращается в женщину.
Тем не менее, "Мемуары больного" стали известны и произвели сенсацию в кругах специалистов. Этой книге посвящали научные труды и симпозиумы лучшие доктора того времени. Одним из них был знаменитый Зигмунд Фрейд, написавший целое исследование "Мемуаров больного". Не углубляясь в вопросы психиатрии, отметим лишь, что большинство специалистов сходятся во мнении относительно связи между психическим расстройством у сына и методами воспитания, к которым прибегал его отец – Даниэль Моритц Шребер.
"Все наше воздействие на формирование воли ребенка полностью направлено на приучение к непременному послушанию. У ребенка вообще не должна зарождаться мысль, что его воля может доминировать. Наоборот, в нем должна необратимо закрепиться привычка подчинять свою волю воле родителей или воспитателей. С чувством закона соединяется тогда чувство невозможности противодействовать закону: детская послушность, основное условие всего дальнейшего воспитания, прочно обеспечивается на будущее".
Так Даниэль Готтлоб Моритц Шребер рекомендовал обращаться с детьми, которые еще не достигли годовалого возраста. Его мечтой было создание лучшего, более совершенного вида людей. В связи с этим сто лет спустя Шребера посчитали предвестником расовой теории национал-социалистов. Другой причиной такого обвинения стало стремление Шребера к идеальному порядку, которое находит отражение в его идее садовых участков - сегодня известных под названием "шребергартен".
Шребер, конечно же, не был изобретателем садовых участков. Они существовали и до него. Уже в начале 17 века, во времена глубокой экономической депрессии после затяжных войн, в некоторых районах Германии за небольшую арендную плату всем желающим предоставлялись участки для разведения овощей. Подобная практика существовала и в других европейских странах. Шребер же, главным образом, видел в садовых участках возможность оздоровления детей и всего общества.
Реальное воплощение и развитие идеи Шребера получили лишь через три года после его смерти. Зять Шребера Эрнст Инноценц Хаушильд был тем, кто впервые реализовал идею создания "шребергартенов". Сохранилась легенда, согласно которой в 1864 году Хаушильд вместе с детьми, содержавшимися в больнице, расчистил и озеленил запущенный участок земли в центре Лейпцига. Это место впоследствии получило имя Даниэля Моритца Шребера.
В конце 19 века существовало уже целое движение садоводов-любителей. "Шребергартены" становились всё более массовым видом отдыха для семей рабочих и мелких служащих. Садоводы объединялись в типичные для Германии того времени союзы. Подобные объединения самой разной направленности действовали во всех концах страны. Но именно "союзам Шребера" было суждено стать символом немецкой аккуратности и порядка.
Особенность садовых объединений заключалась в том, что все участки должны были быть одинаковыми. Правилами предписывались высота травы, ширина и количество грядок, виды овощных культур и размер лужайки перед миниатюрным домиком-сараем. Что считать сорняками, когда работать, а когда отдыхать - на все эти вопросы существовали конкретные предписания. Причём, несоблюдение этих правил грозило потерей права пользоваться участком.
При каждом садовом кооперативе имелся собственный зал для собраний (или пивная), где регулярно обсуждались всевозможные вопросы. Из числа членов объединения выбирался председатель, который был призван следить за порядком. Регулярно проводились спортивные праздники и состязания с соседними объединениями садоводов, заканчивавшиеся общим праздником. Совместное распитие спиртного также являлось неотъемлемой частью программы.
Особое значение садовые участки приобрели после Первой мировой войны. Они помогали людям прокормиться в тяжёлые годы. А для некоторых они даже стали домом. В эти годы садовые участки нередко называли "военными огородами". Аналогичная ситуация была и после Второй мировой войны. Участниками садовых объединений, как правило, были простые люди из низких слоев населения.
На сегодняшний день небольшие садовые участки есть практически в любом городе Германии. Они представляют собой огороженные невысоким забором участки, размером около 200-300 квадратных метров. Всё, что здесь может поместиться - это пара плодовых деревьев, несколько грядок и газон, на котором расставлены неотъемлемые садовые гномы. С краю стоит небольшой домик, в котором можно хранить садовый инвентарь и урожай или в лучшем случае - укрыться от дождя.
Многие современные немцы с сарказмом относятся к "шребергартенам", видя в них символ мещанства и мелкой буржуазности. С другой стороны, для многих "шребергартены" являются любимым местом отдыха и единственной возможностью, живя в городе, не терять связи с землёй. Прежней строгости, с которой следили за порядком в садике Шребера, пожалуй, не осталось. Однако общие собрания с совместными праздниками по-прежнему остаются на повестке дня.
Несмотря на многочисленные ошибки, свойственные первопроходцам, Шребер сыграл важную роль в популяризации и развитии природной медицины.
русскоязычный вариант списка:
до 1800 года
1. Тысяча и одна ночь (неизвестный автор) опубликовано: ок. 850
2. Повесть о старике Такэтори (неизвестный автор) опубликовано: Х век
3. Повесть о Гендзи (Мурасаки Сикибу) опубликовано: ХI век
4. Троецарствие (Ло Гуаньчжун) опубликовано: ХIV век
5. Речные заводи (Найань Ши и Ло Гуаньчжун) опубликовано: 1370
6. Золотой осел (Луций Апулей) опубликовано: 1469
7. Тирант Белый (Жоанот Марторель) опубликовано: 1490
8. Селестина (Фернандо де Рохас) опубликовано: 1499
9. Амадис Гальский (Гарсии Родригес де Монтальво) опубликовано: 1508
10. Жизнь Ласарильо из Тормеса (неизвестный автор) опубликовано: 1554
11. Гаргантюа и Пантанрюэль (Франсуа Рабле) опубликовано: 1532-1564
12. Лузиады (Луис Важ ди Камоэнс) опубликовано: 1572
13. Мартышка: путешествие на запад (Ву Чень-Энь) опубликовано: 1592
14. Злополучный скиталец (Томас Нэш) опубликовано: 1594
15. Томас из Ридинга (Томас Делони) опубликовано: ок. 1600
16. Дон Кихот (Мигель де Сервантес Сааведра) опубликовано: 1605-1615
17. Путешествие Персилеса и Сигизмунды (Мигель де Сервантес Сааведра) опубликовано: 1617
18. Правдивая история завоевания новой Испании (Берналь Диас дель Кастильо) опубликовано: 1632
19. Симплициссимус (Ганс фон Гриммельсхаузен) опубликовано: 1668
20. Принцесса Клевская (Мари Мадлен Пиош де ла Вернь, графиня де Ла Файетт) опубликовано: 1678
21. Оруноко, или Царственный раб (Афра Бен) опубликовано: 1688
22. Робинзон Крузо (Даниэль Дефо) опубликовано: 1719
23. Любовь в избытке (Элиза Хейвуд) опубликовано: 1719
24. Моль Фландерс (Даниэль Дефо) опубликовано: 1722
25. Путешествия Гулливера (Джонатан Свифт) опубликовано: 1726
26. Скромное предложение (Джонатан Свифт) опубликовано: 1729
27. История приключений Джозефа Эндрюса (Генри Филдинг) опубликовано: 1742
28. Мемуары Мартинуса Скриблеруса (Дж. Арбутнот, Дж. Гей, Т. Парнелл, А. Поп, Дж. Свифт)
29. Памела (Сэмюэл Ричардсон) опубликовано: 1742
30. Кларисса (Сэмюэл Ричардсон) опубликовано: 1749
31. Том Джонс (Генри Филдинг) опубликовано: 1749
32. Фани Хилл (Джон Клеланд) опубликовано: 1749
33. Приключения Перегрина Пикля (Тобайас Джордж Смоллетт) опубликовано: 1751
34. Дон Кихот в юбке (Шарлотта Леннокс) опубликовано: 1752
35. Кандид (Вольтер) опубликовано: 1759
36. Расселас, принц Абиссинский (Сэмюэл Джонсон) опубликовано: 1759
37. Юлия, или Новая Элоиза (Жан-Жак Руссо) опубликовано: 1760
38. Эмиль, или О воспитании (Жан-Жак Руссо) опубликовано: 1762
39. Замок Отранто (Гораций Уолпол) опубликовано: 1765
40. Векфильдский священник (Оливер Голдсмит) опубликовано: 1766
41. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (Лоренс Стерн) опубликовано: 1759-1767
42. Сентиментальное путешествие (Лоренс Стерн) опубликовано: 1768
43. Человек чувства (Генри Макензи) опубликовано: 1771
44. Путешествие Хамфри Клинкера (Тобайас Джордж Смоллетт) опубликовано: 1771
45. Страдания юного Вертера (Иоганн Вольфганг Гете) опубликовано: 1774
46. Эвелина (Фани Берни) опубликовано: 1778
47. Прогулки одинокого мечтателя (Жан-Жак Руссо) опубликовано: 1782
48. Опасные связи (Пьер Шодерло де Лакло) опубликовано: 1782
49. Исповедь (Жан-Жак Руссо) опубликовано: 1782
50. 120 дней Содома (Маркиз де Сад) опубликовано: 1785
51. Антон Рейзер (Карл Филипп Мориц) опубликовано: 1785
52. Ватек (Уильям Бекфорд) опубликовано: 1786
53. Жюстина (Маркиз де Сад) опубликовано: 1792
54. Сон о красном тереме (Цао Сюэцинь) опубликовано: 1791
55. Калеб Вильямс (Уильям Годвин) опубликован: 1794
56. Интересное повествование (Олаудах Экиано) опубликовано: 1794
57. Удольфские тайны (Анна Радклиф) опубликовано: 1794
58. Годы учения Вильгельма Мейстера (Иоганн Вольфганг Гете) опубликовано: 1759-1796
59. Монах (Мэтью Грегори Льюис) опубликовано: 1796
60. Камилла (Фани Берни) опубликовано: 1796
61. Жак-Фаталист (Дени Дидро) опубликовано: 1796
62. Монахиня (Дени Дидро) опубликовано 1796
63. Гиперион (Фридрих Гёльдерлин) опубликовано: 1797 – 1 том, 1799 – 2 том
1800 -е
64. Замок Рэкрент (Мария Эджворт) опубликовано: 1800
65. Генрих фон Офтердинген (Новалис) опубликовано: 1802
66. Племянник Рамо (Дени Дидро) опубликовано: 1805
67. Избирательное сродство (Иоганн Вольфганг Гете) опубликовано: 1809
68. Михаэль Кольхаас (Генрих фон Клейст) опубликовано: 1810
69. Разум и чувства (Джейн Остин) опубликовано: 1811
70. Гордость и предубеждение (Джейн Остин) опубликовано: 1813
71. Мэнсфилд-Парк (Джейн Остин) опубликовано: 1814
72. Эмма (Джейн Остин) опубликовано: 1816
73. Роб Рой (Вальтер Скотт) опубликовано: 1817
74. Франкенштейн (Мэри Уоллстонкрафт Шелли) опубликовано: 1818
75. Айвенго (Вальтер Скотт) опубликовано: 1820
76. Мельмот-скиталец (Чарльз Роберт Метьюрин) опубликовано: 1820
77. Житейские воззрения кота Мурра (Э. Т. А. Гофман) опубликовано 1820 – 1822
78. Исповеди грешника в свое оправдание (Джеймс Хогг) опубликовано 1824
79. Из жизни одного бездельника (Йозеф фон Эйхендорф) опубликовано: 1826
80. Последний из могикан (Джеймс Фенимор Купер) опубликовано: 1826
81. Обручение (Алессандро Мандзони) опубликовано: 1827
82. Красное и черное (Стендаль) опубликовано: 1831
83. Собор Парижской Богоматери (Виктор Гюго) опубликовано: 1831
84. Евгений Онегин (Александр Пушкин) опубликовано: 1833
85. Евгения Гранде (Оноре де Бальзак) опубликовано: 1834
86. Отец Горио (Оноре де Бальзак) опубликовано: 1834 – 1835
87. Нос (Николай Гоголь) опубликовано: 1836
88. Оливер Твист (Чарльз Диккенс) опубликовано: 1838
89. Лев Фландрии (Хендрик Консианс) опубликовано: 1838
90. Падение дома Ашеров (Эдгар Алан По) опубликовано:1839
91. Камера Обскура (Хильдебранд) опубликовано: 1839
92. Герой нашего времени (Михаил Лермонтов) опубликовано: 1840
93. Мертвые души (Николай Гоголь) опубликовано: 1842
94. Утраченные иллюзии (Оноре де Бальзак) опубликовано: 1843
95. Колодец и маятник (Эдгар Алан По) опубликовано: 1843
96. Три мушкетера (Александр Дюма) опубликовано: 1844
97. Факундо (Доминго Фаустино Сармьенто) опубликовано: 1845
98. Чертово болото (Жорж Санд) опубликовано: 1845
99. Граф Монте-Кристо (Александр Дюма) опубликовано: 1845 – 1846
100. Джейн Эйр (Шарлотта Бронте) опубликовано: 1847
101. Ярмарка тщеславия (Вильям Мейкпис Теккерей) опубликовано: 1847
102. Грозовой перевал (Эмилия Бронте) опубликовано: 1847
103. Незнакомка из Уайлдфелл-Холла (Анна Бронте) опубликовано: 1848
104. Дэвид Копперфильд (Чарльз Диккенс) опубликовано: 1850
105. Алая буква (Натаниэль Готорн) опубликовано: 1850
106. Моби Дик (Герман Мелвилл) опубликовано: 1851
107. Дом о семи фронтонах (Натаниэль Готорн) опубликовано: 1851
108. Хижина дяди Тома (Гарриет Бичер-Стоу) опубликовано: 1852
109. Кренфорд (Элизабет Гаскелл) опубликовано: 1853
110. Холодный дом (Чарльз Диккенс) опубликовано: 1853
111. Уолден, или Жизнь в лесу (Генри Дэвид Торо) опубликовано: 1854
112. Зеленый Генрих (Готтфрид Келлер) опубликовано: 1854
113. Север и юг (Элизабет Гаскелл) опубликовано: 1855
114. Мадам Бовари (Гюстав Флобер) опубликовано: 1857
115. Бабье лето (Адальберт Штифтер) опубликовано: 1857
116. Адам Бид (Джордж Элиот) опубликовано: 1859
117. Обломов (Иван Гончаров) опубликовано: 1859
118. Женщина в белом (Уилки Коллинз) опубликовано: 1860
119. Мельница на Флоссе (Джордж Элиот) опубликовано: 1860
120. Макс Хавелар (Мультатули) опубликовано: 1860
121. Большие надежды (Чарльз Диккенс) опубликовано: 1861
122. Сайлес Марнер (Джордж Элиот) опубликовано: 1861
123. Отцы и дети (Иван Тургенев) опубликовано: 1862
124. Отверженные (Виктор Гюго) опубликовано: 1862
125. Водяные дети (Чарльз Кингсли) опубликовано: 1863
126. Записки из подполья (Федор Достоевский) опубликовано: 1864
127. Дядя Сайлас (Шеридан Ле Фаню) опубликовано: 1864
128. Алиса в стране чудес (Льюис Кэрролл) опубликовано: 1865
129. Путешествие к центру земли (Жюль Верн) опубликовано: 1866
130. Преступление и наказание (Федор Достоевский) опубликовано: 1866
131. Последняя Хроника Барсета (Энтони Троллоп) опубликовано: 1867
132. Тереза Ракен (Эмиль Золя) опубликовано: 1867
133. Лунный камень (Уилки Коллинз) опубликовано: 1868
134. Маленькие женщины (Луиза Мэй Алькотт) опубликовано: 1868
135. Идиот (Федор Достоевский) опубликовано: 1868 – 1869
136. Песни Мальдорора (Граф де Лотреамон) опубликовано: 1868 – 1869
137. Финеас Финн (Энтони Троллоп) опубликовано: 1869
138. Воспитание чувств (Гюстав Флобер) опубликовано: 1869
139. Война и мир (Лев Толстой) опубликовано: 1865 – 1869
140. Степной король Лир (Иван Тургенев) опубликовано: 1870
141. Алиса в Зазеркалье (Льюис Кэрролл) опубликовано: 1871
142. Миддлмарч (Джордж Элиот) опубликовано: 1871 – 1872
143. Вешние воды (Иван Тургенев) опубликовано: 1872
144. Едгин (Сэмюэл Батлер) опубликовано: 1872
145. Бесы (Федор Достоевский) опубликовано: 1872
146. В зеркале отуманенном (Шеридан Ле Фаню) опубликовано: 1872
147. Вокруг света за 80 дней (Жюль Верн) опубликовано: 1873
148. Очарованный странник (Николай Лесков) опубликовано: 1873
149. Вдали от обезумевшей толпы (Томас Харди) опубликовано: 1874
150. Пепита Хименес (Хуан Валера) опубликовано: 1874
151. Преступление падре Амару (Жозе Мария Эса де Кейрош) опубликовано: 1876
152. Западня (Эмиль Золя) опубликовано: 1877
153. Анна Каренина (Лев Толстой) опубликовано: 1873 – 1877
154. Мартин Фьерро (Хосе Эрнандес) опубликовано: 1872 – 1879
155. Красная комната (Август Стриндберг) опубликовано: 1880
156. Бен-Гур (Лью Уоллес) опубликовано: 1880
157. Портрет леди (Генри Джеймс) опубликовано: 1881
158. Семья Малаволья (Джованни Верга) опубликовано: 1881
159. Посмертные записки Браса Кубаса (Жоакин Мария Машаду ди Ассис) опубликовано: 1881
160. Бувар и Пекюше (Гюстав Флобер) опубликовано: 1881
161. Остров сокровищ (Роберт Льюис Стивенсон) опубликовано: 1883
162. Жизнь (Ги де Мопассан) опубликовано: 1883
163. Смерть Ивана Ильича (Лев Толстой) опубликовано: 1884
164. Наоборот (Жорис-Карл Гюисманс) опубликовано: 1884
165. Регентша (Кларин Леопольдо Алас) опубликовано: 1884 – 1885
166. Милый друг (Ги де Мопассан) опубликовано: 1885
167. Марий – эпикуреец (Уолтер Патер) опубликовано: 1885
168. Приключения Гекльберри Финна (Марк Твен) опубликовано: 1885
169. Жерминаль (Эмиль Золя) опубликовано: 1885
170. Копи царя Соломона (Х. Райдер Хаггард) опубликовано: 1885
171. Маленький Йоханнес (Фредерик Ван Эден) опубликовано: 1885
172. Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда (Роберт Луис Стивенсон) опубликовано: 1886
173. Родовые замки Ульоа (Эмилия Пардо Базан) опубликовано: 1886
174. Жители города Хемсё (Август Стриндберг) опубликовано: 1887
175. Пьер и Жан (Ги де Мопассан) опубликовано: 1888
176. Под игом (Иван Вазов) опубликовано: 1889
177. Наслаждение (Габриеле Д`Аннунцио) опубликовано: 1889
178. Эллин Вер (Луи Куперус) опубликовано: 1889
179. Голод (Кнут Гамсун) опубликовано: 1890
180. На шхерах (Август Стриндберг) опубликовано: 1890
181. Человек-зверь (Эмиль Золя) опубликовано: 1890
182. Таис (Анатоль Франс) опубликовано: 1890
183. Крейцерова соната (Лев Толстой) опубликовано: 1890
184. Портрет Дориана Грея (Оскар Уайльд) опубликовано: 1891
185. Там, внизу (Жорис-Карл Гюисманс) опубликовано: 1891
186. Тэсс из рода д`Эрбервиллей (Томас Харди) опубликовано: 1891
187. Сага о Йёсте Берлинге (Сельма Лагерлёф) опубликовано: 1891
188. Новая Граб-стрит (Джордж Гиссинг) опубликовано:1891
189. Вести ниоткуда (Уильям Моррис) опубликовано: 1891
190. Приключения Шерлока Холмса (Артур Конан Дойль) опубликовано: 1892
191. Ничей дневник (Джордж и Видон Гроссмит) опубликовано: 1892
192. Вице-короли (Федерико де Роберто) опубликовано: 1894
193. Джуд Незаметный (Томас Харди) опубликовано: 1895
194. Эффи Брист (Теодор Фонтане) опубликовано: 1895
195. Машина времени (Г. Дж. Уэллс) опубликовано: 1895
196. Остров доктора Моро (Г. Дж. Уэллс) опубликовано: 1896
197. Камо грядеши (Генрик Сенкевич) опубликовано: 1896
198. Дракула (Брэм Стокер) опубликовано: 1897
199. О чем знала Мэйси (Генри Джеймс) опубликовано: 1897
200. Сострадание (Бенито Перес Гальдос) опубликовано: 1897
201. Фараон (Болеслав Прус) опубликовано: 1897
202. Яства Земные (Анлре Жид) опубликовано: 1897
203. Война миров (Г. Дж. Уэллс) опубликовано: 1898
204. Дряхлость (Итало Свево) опубликовано: 1898
205. Дон Касмурро (Жоакин Мария Машаду ди Ассис) опубликовано: 1899
206. Пробуждение (Кэйт Шопен) опубликовано: 1899
207. Штехлин (Теодор Фонтане) опубликовано: 1899
208. Звезды Эгера (Геза Гардоньи) опубликовано: 1899
209. Из опытов морского пехотинца (Сомервилль и Росс) опубликовано: 1899
1900 –е
2000s (почему-то только на английском)
Читайте также: