Хорни к невротическая личность нашего времени самоанализ 2004
О неврозах написано немало. Каждый практикующий психотерапевт публикует минимум одно издание, где раскрывает собственный взгляд на аспекты невротического развития личности, причины и способы её формирования, упоминает авторские методы психокоррекции навязчивых состояний. Сегодня, когда невротическая личность – это почти герой нашего времени, человека трудно удивить очередным изысканием на эту тему. Но Карен Хорни смогла.
Если рассматривать культурное наследие не в глобальных масштабах, а с более узкой точки зрения – семейные традиции, образовательные школьные программы, модные тенденции и субкультурные течения, характерные для определённого промежутка времени, то можно спрогнозировать не только типичные черты характера здорового человека, но и предусмотреть наиболее определяющие факторы формирования невроза. Об этом рассказывает в своей книге Карен Хорни. Актуальное для нашего поколения издание намного опередило своё время. Прогресс, наступивший на западе гораздо раньше, создал предпосылки для появления тревожной личности.
Чтобы читатель смог разобраться в сложной взаимосвязи культурного развития общества и формирования невротической личности, Карен структурирует свой сюжет, выделяя такие понятия, как невроз, невротическая личность, формирование тревожных оттенков в проявлении характера, влияние родителей на будущий характер своего ребёнка и влияние культурной среды как основополагающего фактора возникновения невроза. Карен Хорни убирает на задний план физиологические условия формирования невроза, отмечая, что большинство её пациентов, принявших участие в данном исследовании, уже имели склонность к определённым выводам и поведению задолго до вовлечения в травмирующую ситуацию. Более того, психолог сосредотачивает внимание читателей на том моменте, когда общество и сам индивид определяют невротичность в несовпадении мышления и образа жизни конкретного человека общепринятым клише, стереотипам и запретам, характерным для современного общества.
Критерии нормальности свои в каждой культуре, более того, они индивидуальны для каждого социального слоя и меняются в зависимости от половой принадлежности. Эти нюансы необходимо учитывать психотерапевту при постановке такого диагноза, как невроз. Основная проблема современного человека, провоцирующая рост уровня тревожности и приводящая к невротичному состоянию, это большая разница между амбициями и возможностями для их реализации. Отсутствие финансов, времени или сил для осуществления планов приводит к глубокому внутреннему конфликту, который обостряется из-за страха, вызванного опасениями негативной реакции окружающих. Невроз выступает в качестве защитной реакции на эту мнимую угрозу.
Не всегда страх или тревога, лежащие в основе любого невроза, могут свидетельствовать о том, что у человека наблюдается психическое расстройство. Даже мнительная и тревожная личность может соответствовать всем критериям нормальности, проявляя свои слабые стороны лишь в момент травмирующих ситуаций. О неврозе, по мнению Карен, можно говорить лишь в том случае, когда наряду с общепринятой симптоматикой заболевания проявляется деформация характера. Психолог утверждает, что клинические симптомы могут отсутствовать. В этом случае трансформация характера послужит тревожным сигналом.
Проблема современной психотерапии в том, что она направлена на устранение симптомов невроза и поиск его причины в детских травмах. Отчасти это верно. Но необходимо учитывать сложную систему объединения детских психологических травм и общественных устоев. Также важно осознать, что устранение внешних проявлений симптоматики невроза не означает полного излечения, так как культурные установки по-прежнему будут оказывать влияние на личность.
Страх, равно как и тревога лежит в основе инстинкта самосохранения и является адекватной реакцией организма, если рассматривать его с точки зрения физиологических аспектов. Однако Карен подошла к трактовке данных понятий с точки зрения социальных и культурных проявлений, подразделяя их на здоровые (оправданный страх) и нездоровые (субъективная тревога) реакции.
Если читатель придёт к правильным выводам и сможет взять контроль над субъективным тревожным состоянием, то самый сложный шаг в сдерживании и предотвращении развития невроза будет сделан.
Развитие ребёнка и невроз: взаимосвязи и вытекающие последствия
Путь к невротической личности начинается в раннем детстве, поэтому Карен не обходит период становления личности стороной. Автор обозначает корень проблемы в отсутствии любви и уважения к ребёнку. В этих условиях слабая детская психика воспринимает даже конструктивный воспитательный процесс как травму и обиду. Не зря же говорят, что самая большая угроза для неокрепшей детской психики – неокрепшая взрослая. А если ко всему этому присовокупить социальное давление на юную личность, то в результате получится бомба замедленного действия в виде целого клубка тревог и подавленной агрессии. Точное время взрыва неизвестно.
Мир глазами невротической личности
В своей книге Карен рассматривает состояние невротической личности в периоде здесь и сейчас. Она раскрывает читателю внутренние конфликты, противоречия и переживания, в которых находится страдающий от невроза человек. Если сильная и здоровая личность преодолевает трудности без ущерба для своей психики, то реакции невротика усиливают любую трудность до такой степени, что получение удовлетворительного результата не представляется возможным. Невроз – это персональный ад на земле. Ад, который мы строим своими руками, превознося культурные и общественные устои на первый план, пускаясь в погоню за ценностями, которые нужны лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза, соперничая и соревнуясь, вместо того, чтобы задуматься о самом главном – гармоничном душевном состоянии.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Карен Хорни - Самоанализ краткое содержание
Самоанализ - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Изначально психоанализ разрабатывался как метод терапии в строго медицинском значении. Фрейд обнаружил, что определенные нарушения, не имеющие видимой органической основы, — такие, как истерические приступы, фобии, депрессии, наркотическая зависимость, функциональные расстройства желудка, — можно излечить, раскрыв обусловливающие их бессознательные факторы. Со временем подобного рода расстройства получили общее название невротических.
Спустя некоторое время — в последние тридцать лет — психиатрам стало понятно, что невротические люди страдают не только от этих явных симптомов, но и от значительного нарушения всех их жизненных отношений. Они также увидели, что для многих людей характерны нарушения личности, которые не сопровождаются какими-либо определенными симптомами, прежде считавшимися признаками неврозов. Другими словами, постепенно становилось все более очевидным, что невротические симптомы могут и не проявляться, но не бывает так, чтобы отсутствовали личностные проблемы. Таким образом, неизбежно следовал вывод, что эти менее специфические проблемы и составляют суть неврозов.
Осознание этого факта оказалось чрезвычайно конструктивным в развитии психоаналитической науки — оно не только повысило ее эффективность, но и расширило сферы ее применения. Явные нарушения характера — такие, как навязчивая нерешительность, повторяющийся ошибочный выбор друзей или половых партнеров, значительные внутренние барьеры в работе, — стали такими же объектами анализа, как и грубые клинические симптомы. Тем не менее в центре интересов оказалась не личность и ее оптимальное развитие; конечной целью было понимание и возможное устранение очевидных расстройств, а анализ характера являлся лишь средством достижения этой цели. Если же в процессе такой работы человек начинал развиваться в более благоприятном направлении, то это было скорее результатом случайным и непреднамеренным.
Психоанализ был и остается методом терапии особых невротических расстройств. Но то, что его можно использовать с целью общего развития личности, делает его ценным самим по себе. Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что страдают от депрессий, фобий или подобных им нарушений, но потому, что чувствуют, что не могут справиться с жизнью, или понимают, что что-то внутри них самих тянет их назад или вредит их отношениям с другими.
Как иной раз бывает, когда открывается новая перспектива, значение этого нового направления сначала переоценивалось. Не раз заявлялось, да и сейчас такое мнение по-прежнему широко распространено, что психоанализ является единственным средством, способствующим развитию личности. Излишне говорить, что это не так. Сама жизнь оказывает наиболее действенную помощь нашему развитию. Невзгоды, которые обрушиваются на нас, — необходимость покинуть свою страну, физические болезни, периоды одиночества, — но также и радости жизни — настоящая дружба и даже просто общение с приятными и хорошими людьми, работа в коллективе единомышленников — все эти факторы способны помочь нам полностью осуществить наш потенциал. К сожалению, такая поддержка имеет определенные недостатки: благоприятные обстоятельства не всегда возникают тогда, когда мы в них нуждаемся; трудности могут не только потребовать от нас активности и мужества, но и, превысив наши силы, попросту сокрушить нас. Наконец, мы можем быть слишком поглощены психологическими проблемами, чтобы использовать помощь, предоставленную самой жизнью. Поскольку психоанализ не имеет этих недостатков, хотя у него есть другие, он может законно занять свое место в качестве одного из специфических средств, служащих развитию личности.
Цель этой книги — подвергнуть серьезному рассмотрению данный вопрос, обсудив должным образом связанные с ним проблемы. Я попыталась также изложить некоторые основные принципы, касающиеся метода, но в этой области накоплено мало подлинного опыта, который мог бы служить нам путеводителем, а потому главная моя задача состояла скорее в том, чтобы поставить вопрос и стимулировать усилия в направлении конструктивного самопознания, а не предложить какие-либо ясные ответы.
Попытки конструктивного самоанализа могут иметь большое значение в первую очередь для самого человека. Они дают ему возможность осуществить себя. Под самоосуществлением я понимаю не только развитие каких-то особых талантов, которые, возможно, подавлены у данного человека и никак не используются, но и, что еще более важно, развитие его потенциальных возможностей самопроявления в качестве сильного и цельного человеческого существа, свободного от калечащих внутренних принуждений. Но с этим связан и более широкий вопрос. Неотъемлемой частью демократических идеалов, за которые мы боремся в наши дни, является убеждение, что каждый человек призван полностью осуществить свои потенциальные возможности. Способствуя этому, психоанализ не может избавить людей от бед и страданий, но он может, во всяком случае, прояснить истоки трений и взаимонепонимания, ненависти, страхов и обид, слабостей и уязвимых сторон, причиной и следствием которых являются эти беды и страдания.
В двух предыдущих книгах мною представлены основы теории неврозов, разрабатываемой в данной работе. Я бы охотно отказалась от изложения этих новых подходов и формулировок, но мне кажется неразумным упустить хоть что-нибудь, что может быть полезно для самопознания. Но я постаралась изложить материал как можно более просто, не искажая его сущности. Необычайно сложная природа психологических проблем — факт, скрывать который не нужно и невозможно, и, понимая всю степень этой сложности, я стремилась не увеличивать ее громоздкой терминологией.
Я пользуюсь этой возможностью, чтобы выразить свою благодарность мисс Элизабет Бет за глубокое понимание, с которым она помогала мне структурировать материал. Мне хочется поблагодарить моего секретаря, мисс Мэри Леви, за ее неутомимые усилия. Я хочу выразить также благодарность моим пациентам, которые разрешили мне опубликовать их опыт самоанализа.
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 262 652
- КНИГИ 606 639
- СЕРИИ 22 752
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 571 304
Изначально психоанализ разрабатывался как метод терапии в строго медицинском значении. Фрейд обнаружил, что определенные нарушения, не имеющие видимой органической основы, — такие, как истерические приступы, фобии, депрессии, наркотическая зависимость, функциональные расстройства желудка, — можно излечить, раскрыв обусловливающие их бессознательные факторы. Со временем подобного рода расстройства получили общее название невротических.
Спустя некоторое время — в последние тридцать лет — психиатрам стало понятно, что невротические люди страдают не только от этих явных симптомов, но и от значительного нарушения всех их жизненных отношений. Они также увидели, что для многих людей характерны нарушения личности, которые не сопровождаются какими-либо определенными симптомами, прежде считавшимися признаками неврозов. Другими словами, постепенно становилось все более очевидным, что невротические симптомы могут и не проявляться, но не бывает так, чтобы отсутствовали личностные проблемы. Таким образом, неизбежно следовал вывод, что эти менее специфические проблемы и составляют суть неврозов.
Осознание этого факта оказалось чрезвычайно конструктивным в развитии психоаналитической науки — оно не только повысило ее эффективность, но и расширило сферы ее применения. Явные нарушения характера — такие, как навязчивая нерешительность, повторяющийся ошибочный выбор друзей или половых партнеров, значительные внутренние барьеры в работе, — стали такими же объектами анализа, как и грубые клинические симптомы. Тем не менее в центре интересов оказалась не личность и ее оптимальное развитие; конечной целью было понимание и возможное устранение очевидных расстройств, а анализ характера являлся лишь средством достижения этой цели. Если же в процессе такой работы человек начинал развиваться в более благоприятном направлении, то это было скорее результатом случайным и непреднамеренным.
Психоанализ был и остается методом терапии особых невротических расстройств. Но то, что его можно использовать с целью общего развития личности, делает его ценным самим по себе. Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что страдают от депрессий, фобий или подобных им нарушений, но потому, что чувствуют, что не могут справиться с жизнью, или понимают, что что-то внутри них самих тянет их назад или вредит их отношениям с другими.
Как иной раз бывает, когда открывается новая перспектива, значение этого нового направления сначала переоценивалось. Не раз заявлялось, да и сейчас такое мнение по-прежнему широко распространено, что психоанализ является единственным средством, способствующим развитию личности. Излишне говорить, что это не так. Сама жизнь оказывает наиболее действенную помощь нашему развитию. Невзгоды, которые обрушиваются на нас, — необходимость покинуть свою страну, физические болезни, периоды одиночества, — но также и радости жизни — настоящая дружба и даже просто общение с приятными и хорошими людьми, работа в коллективе единомышленников — все эти факторы способны помочь нам полностью осуществить наш потенциал. К сожалению, такая поддержка имеет определенные недостатки: благоприятные обстоятельства не всегда возникают тогда, когда мы в них нуждаемся; трудности могут не только потребовать от нас активности и мужества, но и, превысив наши силы, попросту сокрушить нас. Наконец, мы можем быть слишком поглощены психологическими проблемами, чтобы использовать помощь, предоставленную самой жизнью. Поскольку психоанализ не имеет этих недостатков, хотя у него есть другие, он может законно занять свое место в качестве одного из специфических средств, служащих развитию личности.
Цель этой книги — подвергнуть серьезному рассмотрению данный вопрос, обсудив должным образом связанные с ним проблемы. Я попыталась также изложить некоторые основные принципы, касающиеся метода, но в этой области накоплено мало подлинного опыта, который мог бы служить нам путеводителем, а потому главная моя задача состояла скорее в том, чтобы поставить вопрос и стимулировать усилия в направлении конструктивного самопознания, а не предложить какие-либо ясные ответы.
Попытки конструктивного самоанализа могут иметь большое значение в первую очередь для самого человека. Они дают ему возможность осуществить себя. Под самоосуществлением я понимаю не только развитие каких-то особых талантов, которые, возможно, подавлены у данного человека и никак не используются, но и, что еще более важно, развитие его потенциальных возможностей самопроявления в качестве сильного и цельного человеческого существа, свободного от калечащих внутренних принуждений. Но с этим связан и более широкий вопрос. Неотъемлемой частью демократических идеалов, за которые мы боремся в наши дни, является убеждение, что каждый человек призван полностью осуществить свои потенциальные возможности. Способствуя этому, психоанализ не может избавить людей от бед и страданий, но он может, во всяком случае, прояснить истоки трений и взаимонепонимания, ненависти, страхов и обид, слабостей и уязвимых сторон, причиной и следствием которых являются эти беды и страдания.
В двух предыдущих книгах мною представлены основы теории неврозов, разрабатываемой в данной работе. Я бы охотно отказалась от изложения этих новых подходов и формулировок, но мне кажется неразумным упустить хоть что-нибудь, что может быть полезно для самопознания. Но я постаралась изложить материал как можно более просто, не искажая его сущности. Необычайно сложная природа психологических проблем — факт, скрывать который не нужно и невозможно, и, понимая всю степень этой сложности, я стремилась не увеличивать ее громоздкой терминологией.
Я пользуюсь этой возможностью, чтобы выразить свою благодарность мисс Элизабет Бет за глубокое понимание, с которым она помогала мне структурировать материал. Мне хочется поблагодарить моего секретаря, мисс Мэри Леви, за ее неутомимые усилия. Я хочу выразить также благодарность моим пациентам, которые разрешили мне опубликовать их опыт самоанализа.
Возможность и желательность самоанализа
Хорни К.
Ка́рен Хо́рни (англ. Karen Horney , правильно фамилия произносится [хо́рнай]; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.
Невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины (например, подавление [культурой] инстинктов приводит к формированию невроза [пример — Эдипов комплекс]). В результате меняется смысл терапии. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.
В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Невротический конфликт по Хорни — борьба несовместимых сочетаний между несколькими невротическими наклонностями. Под невротическими наклонностями (термин введён Хорни) Хорни понимала компульсивные (навязчивые) влечения (также понимаются как основа невроза). Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). Впринципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.
Библиография
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Перевод с англ. В. В. Старовойтова; Общ. ред. [и послесл.] Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс: Универс, 1993. отрывок
- Хорни К. Женская психология: (Сборник) / Пер. с англ. — СПб.: Восточно-Европропейский институт психоанализа, 1993.
- Хорни К. Собрание сочинений: В 3 тт. / Пер. с англ. — М.: Смысл, 1997.
- Хорни К. Базисный конфликт
- Хорни К. Невроз и личностный рост
- Хорни К. Отношения полов
- Хорни К. Разрешение невротических конфликтов
- Хорни К. Самоанализ
- Хорни К. Тревожность
Ссылки
Хорни, Карен — Карен Хорни Karen Horney Карен Хорни в 1938 г. Дата рождения … Википедия
ХОРНИ — (Horney) Карен (1885 1952) немецко амер. психоаналитик, автор классических трудов в области психологии личности, крупнейший представитель неофрейдизма. Обучалась на мед. фак тах ун тов Фрейбурга, Геттингена, Берлина. В 1918 32… … Энциклопедия культурологии
ХОРНИ Карен — (Horney, Karen) (1885 1952), психиатр и психоаналитик, родилась в Гамбурге (Германия) 16 сентября 1885. Степень доктора медицины получила во Фрайбургском университете в 1913, преподавала в Берлинском психоаналитическом институте (1920 1932).… … Энциклопедия Кольера
Карен Хорнай — Карен Хорни, 1938 год Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хорнай]; 16 сентября 1885 4 декабря 1952) американский психолог норвежско датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли… … Википедия
Карен Хорни — Карен Хорни, 1938 год Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хорнай]; 16 сентября 1885 4 декабря 1952) американский психолог норвежско датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли… … Википедия
Хорнай, Карен — Карен Хорни, 1938 год Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хорнай]; 16 сентября 1885 4 декабря 1952) американский психолог норвежско датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли… … Википедия
Хорни — Хорни, Карен Карен Хорни, 1938 год Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хорнай]; 16 сентября 1885 4 декабря 1952) американский психолог норве … Википедия
Хорни К. — Карен Хорни, 1938 год Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хорнай]; 16 сентября 1885 4 декабря 1952) американский психолог норвежско датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли… … Википедия
Хорни Карен — Карен Хорни, 1938 год Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хорнай]; 16 сентября 1885 4 декабря 1952) американский психолог норвежско датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли… … Википедия
ХОРНИ — (Horney) Карен Клементина Даниельсон (1885 1952) немецко американский психолог и психоаналитик, реформатор психоанализа и фрейдизма. Одна из основательниц и лидеров неофрейдизма. Сооснователь женской психологии. Д р медицины Берлинского ун та… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Затрудненное общение: субъект — понятие, относящееся к вариативным социально психол. феноменам, к рые имеют не универсальный, а индивидуализированно типологический характер. Поиск нек рого устойчивого набора внутр. и внеш. детерминант (как и сочетаний между ними) будет только… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Вернёмся же к содержательной части работы. Основная идея психоаналитика Хорни довольно проста. В работе исследуются различные проявления личностных качеств, присущие людям, как-то: враждебность, соперничество, стремление к престижу, страх, различные потребности. Все эти проявления могут вытесняться, вследствие чего появляется тревожность, которая и приводит к развитию неврозов. Остановимся более подробно на отдельных аспектах исследования.
Ещё хуже тем, кто пытается вытеснить (подавить или проигнорировать) какие-либо личностные проявления. В результате получается тревожность большей силы. Следует пояснить, что враждебность, страх и прочие подобные проявления являются негативными, и вполне естественным является желание от них избавиться. Ярким примером являются враждебные побуждения. Этот термин понимается в самом широком смысле и означает побуждения к действиям, направленным против чьих-то интересов, пусть даже самых незначительных. В том числе это желание возразить, восстановить справедливость, причинить вред. Враждебность появляется почти постоянно, но почти всегда она вытесняется либо осознанно (когда человек понимает, что реализация его враждебности не принесёт ему ничего хорошего и потому отказывается от неё сознательно), либо неосознанно (например, ребёнок недоволен действиями родителей, но не имеет возможности проявить своё враждебное отношение). Хорни считает, что именно вытесненная враждебность является основой для развития тревожности.
Тревожность может развиваться и у уже ставшего невротическим человека на основе создания им заведомо порождающих тревожность конфликтов. Например, некоторые невротики чрезвычайно резво стремятся к власти, обладанию, доминированию над другими. Но в отличие от здорового расчётливого человека они при этом хотят, чтобы их любили, и поэтому разрываются между честолюбием и любовью. В таком случае развивается опять-таки тревожность.
1. Возникает желание какого-либо действия, исполнение которого явно или неявно противоречит каким-либо другим установкам.
2. Оформляется конфликт, ему придаётся особое значение.
3. Либо как следствие конфликта, либо как следствие его вытеснения формируется тревожность.
4. Постоянная тревожность приводит к формированию невроза.
5. Развивающийся невроз способствует зарождению новых опасных желаний, провоцирует конфликты, ускоряет развитие новой тревожности.
По мнению автора, немалая часть тревожности порождается культурой, и поэтому степень подверженности неврозам в разных культурах различается. Как и следовало ожидать, отмечается, что наша культура порождает относительно большую тревожность.
Таким образом, работа Хорни является жёстким приговором: только предрасположенные становятся невротиками, и они же склонны к ещё большему развитию невроза. Попадая в замкнутый круг, эти люди не могут из него вырваться, да и пытаться, по мнению Хорни, не стоит.
Особенно удивляет меня убеждение, которым пронизана вся книга, что во всех этих процессах сам человек не играет никакой роли, не имеет ни малейшей возможности повлиять на ситуацию. Структура всех процессов описана со строгостью физических законов, не допускающих никакого субъективного фактора. С такой позицией я не могу согласиться хотя бы потому, что считаю гораздо большей роль личности во всех жизненных процессах. На своём примере я знаю, что твёрдое намерение способно самым радикальным образом избавляться и от конфликтов и от тревожности.
Безусловно, велика заслуга автора в развитии теории психоанализа, однако наиболее полное представление об изучаемом предмете может быть получено только из всех теорий в совокупности.
Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Карен Хорни формировалась в традициях учения З.Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось в уменьшении значения либидо, другое — в отрицании представления о том, что люди мотивированы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.
Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности — основной невротической потребности.
КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
К. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.
Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира". Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в табл.№1 вместе с соответствующими стилями поведения.
Десять невротических потребностей, описанных Хорни
Проявления в поведении
1. В любви и одобрении
Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере
Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях
Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других
Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании
Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой
Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости
Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости
Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели
К. Хорни подчеркивала Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); агрессивный, враждебный (направление потребности — движение против людей); обособленный, независимый (направление потребности — движение от людей).
Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе — движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе — движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе движение от людей).
В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем
По мнению Хорни, только психоанализ, возможно в форме самоанализа, может помочь человеку преодолеть сильное и болезненное стремление к недостижимым целям и заменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации.
Таким образом, теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. Карен Хорни всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.
Таким образом, Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.
Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". У невротической личности обычно преобладает одна из них.
1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань, 1992.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
5. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основне положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
6. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Серия: Психологические технологии
7. Издательство: Академический проект, 2007.
8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Пер. с англ. В. В. Старовойтова; Общ. ред. и послесл. Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс: Универс, 1993.
Читайте также: