Костная проводимость слуховой нерв
Ее длина около 3,5 см. Основная функция евстахиевой трубы вентиляционная. Благодаря этому соединению барабанной полости с носоглоткой поддерживается одинаковое давление по обе стороны барабанной перепонки.
При нарушениях проходимости трубы и уменьшении воздушного давления в барабанной полости втяжение барабанной перенонки ведет к увеличению акустического сопротивления звукопроводящей системы и слух снижается примерно на 15 дб для низких звуков. Вследствие всасывания кислорода его парциальное давление понижается и когда оно падает ниже 60 мм ртутного столба, т. е. ниже давления в капиллярах, из них начинается просачивание жидкости в полость среднего уха.
Нарушения проходимости трубы отражаются и на величине внутрилабиринтного давления (Кобрак).
В норме вентиляционная функция обеспечивается актом глотания и зевания, при которых трубы открываются.
Евстахиева труба выполняет и дренажную функцию, благодаря которой жидкость из барабанной полости может эвакуироваться в носоглотку. Это способствует очистке среднего уха и защищает его от инфекции.
Помимо обычного пути через воздух, звуковые волны могут дойти до улитки и по костному (или тканевому) пути и вызвать раздражение рецептора.
Это имеет место, в частности, тогда, когда вибрирующий предмет соприкасается с черепом, зубами или другими плотными тканями, хотя и в обычных условиях, при воздушной проводимости, часть энергии звука попадает в лабиринт по тканям черепа.
Большое значение костная проводимость звука приобретает при поражениях звукопроводящей системы уха.
Касаясь механизма костной проводимости, Бецольд отмечал, что вибрация костей черепа передается на стремя и в конце концов возбуждение рецептора возникает благодаря вибрациям стремени (остеотимпанальный путь).
В настоящее время доказано, что существует и чисто костная проводимость, причем раздражение рецептора может осуществляться помимо стремени (опыты с удалением стремени).
При этом происходит компрессия лабиринтной капсулы и усиленное давление на лимфу, вследствие которого мембраны окон выпячиваются в сторону барабанной полости. В фазе декомпрессии мембраны занимают свою обычную позицию. При этом величина сдвига мембраны круглого окна будет превалировать ввиду ее большей податливости (отсутствие костной основы и круговой связки). Сопротивление же подножной пластинки увеличено еще системой косточек и барабанной перепонкой.
Считается, что в норме подвижность мембраны круглого окна примерно в 5—7 раз больше, чем подножной пластинки, и поэтому при компрессии улитки возникает смещение столба лимфы в сторону круглого окна и основная мембрана выпячивается в направлении scala tympani. При одинаковом сопротивлении окон никакого выгиба основной перепонки не получилось бы.
Этот вид костной проводимости называется компрессионным.
Очевидно, чем больше разница в сопротивлении со стороны обоих окон тем больше будет сдвиг. При этом механизме анкилоз стремени подведет к усилению костной проводимости. Легко видеть, что и при этом механизме состояние окон играет существенную роль, хотя они и не участвуют как проводники звуковых колебаний в лабиринт. Компрессионный механизм доминирует при частых колебаниях, когда в костях черепа наблюдаются зоны сжатий и разрежений.
Кроме того, существуют и другие механизмы костной проводимости. Так, например, при малых частотах черен не только испытывает сжатие и декомпрессию, но приходит в колебание как целое, производя при приложении вибратора ко лбу движения вперед и назад, а при приложении к сосцевидному отростку — колебания во фронтальной плоскости. При этом благодаря инерции цепи слуховых косточек, свободно подвешенных на связках, череп то подвигается на стремя, то отходит, т. е. получается смещение между краем овального окна и подножной пластинкой.
Этот модус называется инерционной костной проводимостью [Барани (Ваrаnу)]. Он превалирует при проведении малочастотных звуков. В отличие от компрессионной проводимости здесь главное значение имеет подвижность стремени, поэтому при анкилозе стремени компрессионная проводимость будет усилена, а инерционная — уменьшена. Их общим свойством является то, что звуковая энергия действует изнутри улитки кнаружи, а при обычной воздушной проводимости энергия действует снаружи внутрь.
Кроме этих основных механизмов действия звуков по костной проводимости, имеются и добавочные механизмы. Так, например, колебания черепа часть своей энергии передают окружающему воздуху и звуковые волны обычным путем, через трансформационный аппарат, доходят до улитки.
Колебания же костных стенок слухового прохода и стенок барабанной полости часть своей энергии передают воздуху слухового прохода и воздуху барабанной полости и таким путем доходят до улитки.
Наконец, Бекеши придает известное значение колебаниям нижней челюсти, которые вызываются инерционным путем. Эти колебания вызывают соответствующие периодические сжатия и разрежения воздуха в слуховом проходе.
Как видно, эти добавочные пути по механизму действия ближе стоят к обычной воздушной проводимости, при которой звуковая энергия действует снаружи внутрь. Поэтому исследования при помощи костной проводимости являются сложным методом, при котором действуют многочисленные механизмы, оказывая свое влияние в различной степени — в зависимости от характера звука и от патологических изменений в звукопроводящем аппарате.
Особый способ подведения звука к улитке заключается в применении звукового зонда — вибрирующего стержня. Он позволяет сравнивать костную проводимость с результатами, полученными при приложении стержня к разным структурам звукопроводящего аппарата (к барабанной перепонке в области короткого отростка, к головке или подножной пластинке стремени и т. д.). Сравнение данных (остроты слуха), полученных при подведении звука к отдельным структурам, дает возможность судить о сохранности или нарушениях их функций.
Среди многих неизвестных один важный факт можно считать установленным. Каким бы путем (по воздушной или костной проводимости) ни доставлялся звук к кортиевому органу, в конце концов, возбуждение происходит благодаря тождественным процессам ( передвижению столба лимфы и выгибу основной мембраны). Это было доказано Бекеши: подводя к уху звуки одинаковой силы и высоты по воздушной и костной проводимости, но противоположные по фазе, ему удалось получить интерференцию и погасить слуховое ощущение.
Слух – один из органов чувств, который обеспечивает нормальное качество жизни человека. При его поражении человек не может полноценно воспринимать звуки окружающего мира: речь, музыку, индустриальный шум и так далее. В 73% случаев нарушения слуха обусловлены нейросенсорной тугоухостью. При этом состоянии повреждается один из участков слухового нерва, часто необратимо.
Анатомические особенности слухового нерва
Слуховой нерв – это VIII черепно-мозговая пара. Его путь не имеет клинического значения при этом заболевании, так как уровень поражения не влияет на симптомы неврита слухового нерва. Они возникают при поражении любого участка от рецепторов, которые расположены в волосковых клетках внутреннего уха, до ствола мозга (точнее – его мостовой части).
Важные особенности, которые отражаются на симптомах нейросенсорной тугоухости следующие:
- Волокна ствола слухового нерва распределяются неоднородно. На периферии (по краю ствола) расположен путь проведения низких звуков. Ближе к центру находятся волокна, проводящие более высокие тоны. Поэтому в первую очередь, при этой патологии страдает восприятие низких звуков;
- Из-за того, что вестибулярная часть VIII-ой пары идет вместе со слуховой, нередко у пациентов возникают: нарушения равновесия, головокружение, тошнота и другие признаки поражения этих волокон;
- Так как проведение звуков не страдает при нейросенсорной тугоухости, а ствол нерва поражается постепенно, полная глухота (анакузия) редко возникает в начальном периоде болезни;
- Возможно развитие атрофии (нарушения питания) нервного ствола, из-за его длительного сдавления (отеком, новообразованием и так далее). В этом случае, нарушения слуха становятся необратимыми.
Учитывая то, что при нейросенсорной тугоухости поражается исключительно ствол нерва (до его входа в мозг), поражения чаще возникают на одной стороне (в одном ухе). Однако возможно развитие двустороннего процесса.
Классификация
В зависимости от расположения патологического процесса выделяют:
- Одностороннее (право- и левостороннее);
- Двустороннее:
- Симметричное – нарушение звуковосприятия одинаковое с двух сторон;
- Ассиметричное – функция слуха изменена по разному справа и слева.
Чаще всего встречается односторонняя тугоухость, так как для развития поражения с двух сторон требуется какой-то общий патологический фактор.
Вид нейросенсорной тугоухости | Срок развития симптомов | Сколько сохраняются симптомы? |
Внезапная | 12 часов | До нескольких недель (2-3) |
Острая | В течение 3-х суток | Не более 4-5 недель |
Подострая | Несколько недель (1-3) | От 4-х недель до 3-х месяцев |
Хроническая | Более 3-х месяцев (возможны необратимые изменения) |
Вид развития глухоты зависит от степени повреждения слухового нерва. Если развивается его атрофия, как правило, болезнь приобретает хроническое течение.
Степени нейросенсорной тугоухости
Степень нейросенсорной тугоухости определяется порогом слышимости больного (какой громкости звук человек не слышит). Выделяют пять вариантов:
Это наиболее распространенная классификация, одобренная ВОЗ. Степень нейросенсорной тугоухости обязательно должна быть определена в соответствии с ней.
Причины
При нейросенсорной тугоухости всегда имеют место следующие негативные факторы:
- нарушение микроциркуляции (питания) слуховых рецепторов, из-за чего снижается их звуковоспринимающая функция;
- сдавление волокон нерва окружающими тканями (отеком, опухолью, как последствие травмы и так далее), что приводит к нарушению передачи импульса от рецепторов в мозг.
Эти состояния могут развиваться по следующим причинам:
Определенные виды вирусов и микроорганизмов обладают тропизмом (склонностью к поражению) к нервной ткани, особенно черепных нервов.
В первую очередь, происходит нарушение питания рецепторов слуха, из-за чего их функция постепенно снижается, а затем необратимоутрачивается.
Клиническая картина не зависит от причины развития нейросенсорной тугоухости (исключение – цереброспинальный менингит), поэтому ее учитывают только при диагностике болезни.
Симптомы
Наиболее значимой жалобой больных является снижение слуха. Нейросенсорная тугоухость может проявляться только на одном ухе или сразу с двух сторон (см. почему плохо слышит одно ухо). Как видно из классификации, она может быть различной степени: от невозможности услышать шепотную речь до анакузии. В первую очередь, страдает восприятие низких звуков (басовой речи, низких тонов в музыке и так далее). В дальнейшем присоединяется плохая слышимость высокочастотного звука.
- Шум в ушах — у 92%, снижение звуковоспринимающей способности сопровождается постоянным навязчивым шумом с одной/двух сторон (см. шум в голове). Он может иметь различный тембр, часто шум смешанной тональности (высокие и низкие звуки переходят друг в друга).
- Боль в ушах не характерна для нейросенсорной тугоухости (только в момент получения травмы).
Так как вместе со слуховыми волокнами проходят вестибулярные, у больных нередко наблюдаются следующие симптомы:
- Постоянное головокружение, которое усиливается при движении;
- Неустойчивость походки;
- Нарушение координации (невозможность выполнения точных движений);
- Постоянная тошнота, периодическая рвота.
Возможно присоединение других признаков болезни, в зависимости от причины развития тугоухости.
Диагностика
Нарушение звуковосприятия – это одна из социально-значимых проблем. Поэтому при подозрении на нейросенсорную тугоухость больного необходимо госпитализировать в ЛОР-отделение больницы, если есть такая возможность. Для того чтобы предположить это заболевание достаточно:
- Жалоб пациента на вышеперечисленные симптомы;
- Наличие в анамнезе возможных причин, которые могли привести к болезни.
После госпитализации проводится дополнительная диагностика, для подтверждения и уточнения диагноза.
Элементарный тест, который не требует какого-либо оборудования. В первую очередь, исследуют слышимость шепотной речи. Проводится по следующему алгоритму:
- Расстояние между врачом и пациентом должно быть 6-ть метров. Больной должен быть обращен ухом к доктору, одновременно закрыв другое слуховое отверстие;
- Врач произносит слова преимущественно с низкими звуками (нора, море, окно и так далее), затем с высокими (чаща, заяц, щи);
- Если больной не может расслышать низкие/высокие звуки – расстояние сокращается на 1 метр.
Норма: низкие звуки шепотной речи должны ясно различаться больным с расстояния 6-ти метров, высокие – 20-ти.
При необходимости, аналогичное исследование проводят с использованием разговорной речи.
Первый и наиболее простой метод инструментальной диагностики функции слуха. С помощью низкочастотного и высокочастного камертонов определяют тип нарушения (невозможность проведения звуков или нейросенсорная тугоухость).
Что такое камертон? Это специальный инструмент, который издает звук определенной частоты. Он состоит из ножки (за которую держит доктор) и браншей (при ударе по ним возникает звук). В медицине применяют два вида камертонов: С128(низкочастотный) и С2048(высокочастотный).
Для диагностики нейросенсорной тугоухости имеют значение следующие тесты:
Определение у пациентов признаков нейросенсорной тугоухости позволяет с уверенностью предполагать ее наличие. Однако, для постановки окончательного диагноза необходимо проведение аудиометрии.
Это обследование проводится с помощью специального генератора звуков определенной частоты – аудиометра. Существует несколько методик его использования. Традиционно для диагностики нейросенсорной тугоухости применяется пороговая аудиометрия.
Это метод определения порога слышимости в децибелах (одна из функций аудиометра), костной и воздушной проводимости. После получения результатов прибор автоматически выстраивает кривую больного, которая отражает функцию его слуха. В норме она горизонтальная. При нейросенсорной тугоухости линия становится наклонной, воздушная и костная проводимость снижается идентично.
Для уточнения звуковоспринимающей функции, есть дополнительные современные методики аудиометрии:
Наличие поражений рецепторов слухового нерва.
Наличие поражений ствола слухового нерва или ствола мозга.
Возможность общаться больного в социуме.
Вышеописанные методики используются для уточнения состояния больного, они редко применяются в клинической практике.
В национальных рекомендациях также показано проведение томографии (КТ) височной области, чтобы исключить наличие опухолей, и УЗИ сосудов вертебробазилярного бассейна.
Лечение
Врачебная тактика существенно отличается, в зависимости от формы нейросенсорной тугоухости, поэтому их лечение рассматривают отдельно. Неизменным остается одно – раннее обращение больного (при появлении первых симптомов) значительно улучшает прогноз патологии.
Стандартами врачебной помощи (МЭС) рекомендованы следующие медикаментозные препараты:
- Гормоны-глюкортикостероиды внутривенно (Дексаметазон). Как правило, назначается на 7-8 дней, с постепенным снижением дозы;
- Препараты для улучшения кровообращения, в том числе в нервной ткани (Пентоксифиллин/Винпоцетин). Рекомендованная схема назначения: внутривенно в течение 8-10 дней;
- Антиоксиданты (витамины группы С, Е; Сукцинат этилметилгидроксипиридина).
Если после госпитального лечения сохраняется необходимость в препаратах, их назначают на дальнейший прием, но в виде таблетированных форм.
При этих формах патология приобретает стабильное или медленно-прогрессирующее течение. Для того чтобы замедлить снижение звуковоспринимающей функции больному показаны следующее мероприятия:
Помимо этого, следует должное внимание уделять адаптации пациента в обществе с помощью специализированной медицинской аппаратуры.
Методы реабилитации больных
В настоящее время, разработаны эффективные методики для адаптации пациентов с хронической нейросенсорной тугоухостью. К сожалению, большинство из них предполагают хирургическое вмешательство, и только один способ выполняется за счет федерального финансирования (бесплатно для больного).
- Заушные;
- Внутриушные.
Нейросенсорная тугоухость – социально значимая болезнь, которая снижает качество жизни пациентов. Именно поэтому при подозрении на этот диагноз, следует немедленно госпитализировать больного и приступить к лечению, чтобы увеличить шансы вернуть жизнеспособность нерва. Однако при отсутствии такой возможности, разработаны методы реабилитации, которые позволят человеку комфортно чувствовать себя в обществе.
Частые вопросы пациентов
Нет, однако существуют физиотерапевтические методы, которые доказали свою эффективность: эндоуральный электрофорез определенных препаратов (Галантамина, Дибазола, Никотиновой к-ты и так далее), массаж околоушной и воротниковой областей, импульсные токи.
Это зависит от формы нейросенсорной тугоухости. У больных с внезапной/острейшей формами восстановление наступает в течение 1-го месяца в 93% случаев. При подострой и хронической тугоухости прогноз более негативный.
Да, однако, с меньшей эффективностью. Группа ученых в 2011 году провела исследование по следующим методикам: низкочастотной виброзвуковой стимуляции, электрорефлексотерапии и педагогической активации системы слуха. Они направлены на восстановление рецепторов слухового нерва, однако не распространены в России.
Достоверно известна передача тугоухости при сифилисе, прогрессирующем лабиринтите и врожденном отосклерозе. При других патологиях роль наследственности не доказана.
Они лечатся по аналогичной схеме. Возможно включение в курс ноотропов (Церебролизина) и антихолинэстеразных веществ (Нейромидин). Дополнить терапию и выбрать окончательную тактику может только лечащий невролог.
Мы постоянно отсматриваем статьи и материалы по данной теме, и каждый год выискивается что-то новое. И, кстати, не всегда позитивное! Чтобы быть честными до конца, мы решили доуточнить пару спорных моментов в свете последних найденных материалов.
Чуть-чуть истории
Впервые же диагностическим взглядом на костную проводимость взглянул Иеронимус Капиваччи в 1589 году.
В своих экспериментах он использовал музыкальный инструмент, к струнам которого был подведен стальной стержень. Если человек слышал звук, то Капиваччи делал вывод, что расстройство на уровне барабанной перепонки, если не слышал — поражен слуховой нерв.
Год назад мы отвечали на некоторые из них. Однако с того времени кое-что изменилось, появились новые статьи и работы по данной теме, так что некоторые ответы стоит пересмотреть.
1. Безопасность в городе
В одном из исследований провели соответствующий эксперимент. По результатам же пришлось признать, что локализация звуков окружающей среды, разумеется, не такая точная, как если бы наушники не использовались вовсе. Определенное снижение чувствительности к реальному миру так или иначе будет сохраняться, но при этом и свою задачу наушники выполняют: посторонний звук вы расслышите.
2. Безопасность для организма
Самое проблемный вопрос на сегодняшний день. Мы часто сталкиваемся с комментариями о том, что костная проводимость очень и очень вредна, каждый раз запрашиваем у комментаторов исследования, каждый раз получаем в ответ молчание.
Единственный пока способ, с помощью которого мы можем опровергнуть данное положение — отсутствие обратных доказательств. За все время поисков релевантной информации по запросам, типа, какой вред наносит костная проводимость, ничего не обнаружено.
В этом случае костная проводимость могла бы быть признана усугубляющим фактором, но для потребительских наушников и гарнитур такой проблемы нет.
3. Безопасность для слуха
Это хитрость. И пока не совсем понятно, кто начал ее тиражировать, хоть и мы, вслед за Aftershokz на эту уловку попадались. Сейчас на странице, где была эта запись, после дополнительных комменатриев со стороны научного сообщества, на официальном сайте ничего нет.
Научные исследования показали, что использование обычных наушниковспособствует снижению слуха и повреждению барабанной перепонки. Поскольку наушники AfterShokz не используют барабанные перепонки для передачи звука, они обеспечивают потребителям качественное стереофоническое прослушивание, одновременно снижая риск повреждения барабанной перепонки.
И это не совсем так. Точнее, и так, и не так. В общем, все, куда проще. Как уточняется в одном из материалов, любые наушники недостаточно мощные для того, чтобы повредить барабанную перепонку. Иными словами, и наушники с костной проводимостью, и обычные наушники в равной степени безопасны. И — там же — имеет смысл читать далее, где сказано, что и обычные, и костные наушники в равной степени опасны, но для улитки.
Иными словами, согласно последним данным, костная проводимость для качества слуха преимуществ, к сожалению, не дает.
4. Вот когда Apple сделает, тогда и поговорим
На самом деле на уровне патента у Apple есть наушники с костной проводимостью звука.
Также в пользу того, что самая дорогая компания в мире заинтересована в подобном способе передачи звука, говорит и то, что одна из версий Aftershokz одно время продавалась в Apple Store, что, кстати, позволило получить такой кредит доверия у пользователей. Сейчас Aftershokz — лидер в своей категории.
Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня хотелось бы рассказать вам о таком феномене, как костная проводимость звука. Рассуждения о подобного рода гарнитурах в сообществах аудиофилов негласно считаются в известной степени дурным тоном, однако из песни слов не выкинешь.
Другой момент: как мне указали, отчет, из которого я заимствовал цифры, несколько занижает значения. Тут я сошлюсь на своего ближайшего друга Леонида, который работает со многими крупными брендами электроники, а потому имеет доступ к их цифрам.
По его словам, оборот только одного из брендов — Aftershokz, лидера текущего рынка наушников с костной проводимостью — за 2018 год как минимум покрыл всю отчетную цифру, а стало быть на другие бренды из документа не пришлось никаких продаж.
Впрочем, этой гипотезе тоже можно верить. Я, например, последние упоминания о наушниках с костной проводимостью от Panasonic встречал года три назад, но без особого позиционирования их в ассортименте.
Иными словами, на текущем рынке по сути есть один игрок, который противостоит обычным наушникам и получает все оплеухи от слушателей. И не всегда справедливо. Например, если бы мы имели с десяток крупных имен, то они спокойно бы сопоставлялись между собой, не влезая в основной рынок — и все было бы чинно-благородно.
Что думают читатели Stereo
Прошел год с последней более или менее основательной беседы на портале, где обсуждались кое-какие тонкости. Мнения не то, что бы поделились, но из комментариев наиболее точно передающим, чего вообще стоит ждать от таких гарнитур, я бы назвал этот.
Здесь автор достаточно точно попал в определение, которым я сам бы наделил эти наушники — они, скажем так, жанровые. То есть восприятие качества звука сильно разнится в зависимости от того, что конкретно играет.
Полагаю, что подобная ситуация характерна для любых излучателей звука. Безусловно, неплохо было бы иметь некие эталонные наушники, с которыми можно было бы сравнивать весь рынок, но пока — увы.
В современной модели костной гарнитуры Aeropex стоит кодек Qualcomm QCC3024. Вторая проблема — конечно, индивидуальное восприятие. Быть же объективным в тестах КП-наушников почти невозможно.
Скажем, есть портал RTings, который разложил по полочкам упомянутые выше AIR, но на каждую такую полочку добавил тезис о том, что скорее всего классическая аппаратура для тестов тут неуместна, потому что на такие пьезодинамики она не рассчитана.
Строение наушников Aftershokz
Затея логичная, так как это попытка без личных характеристик описать возможности наушников, но в целом она дает сбой и очень напоминает соответствующую картинку о равных условиях для всех.
Себя лично я бы относил не к аудиофилам, а к меломанам, которые в целом готовы на компромиссы, лишь бы что-то играло фоном. Причем мой музыкальный вкус достаточно прост: Наутилус, Высоцкий, Башлачев, Песняры, Самоцветы.
Это примерно проясняет, какие требования к звуку я могу предъявлять. И для меломанов фоновый звук во время их обычных занятий, воспринимаемый через кости, достаточно хорош. С чем не согласен человек, полагаю, значительно более требовательный — пользователь Tess, который, например, не готов мириться с такой передачей.
Возможно, важно учитывать и такой нюанс при первом прослушивании, как будущая модель использования. Об этом предлагаю порассуждать чуть подробнее.
Костная проводимость — для спорта
Условия, в которых производители предлагают использовать наушники с костной проводимостью — это спортивные мероприятия.
Основная особенность таких наушников в том, что они не закрывают уши, а это в свою очередь повышает безопасность, так как человек продолжает реагировать на окружающие звуки, сигналы автомобилей и т.п.
Безусловно, ориентация в пространстве сохраняется не на 100%, что подтверждено исследованием, однако критические звуки вроде громкого сигнала автомобиля различимы, и на них можно своевременно среагировать.
Сосредоточенность же и концентрация в условиях бега или велотренировки — на других факторах. Мало кто выходит на пробежку с целью насладиться кристальным звучанием любимых песен. И, напротив, чтобы создать условия для прослушивания люди тратят годы, деньги, выверяют по миллиметру расстояние от колонки до колонки.
Вот и выходит: нужна ли вам мотивирующая музыкальная поддержка на час-полтора или нет. Если нужна, то костная проводимость — неплохой выбор. Изначально наушники такого плана создавались как средство, повышающее осведомленность об окружающей обстановке. Это средство умеет извлекать музыку и покрывает весь стандартный слышимый диапазон: 20–20 000 Гц, — во что, кстати, зря не верит, например, Rodomir.
Проблема же безопасности, которую призывают решать, на самом деле стоит достаточно остро. На Западе, конечно, острее, но по нашей статистике аварий и несчастных случаев с участием пешеходов и велосипедистов тоже можно сделать кое-какие выводы.
Бывшие союзные республики обсуждают и вводят ограничение в ПДД на использование наушников. В России что-то подобное обсуждалось в 2016 году и касалось прицельно велосипедистов.
Мой личный опыт таков, что капельками я пользуюсь только в транспорте, переходя же дорогу и просто во время прогулки стараюсь уши держать открытыми, потому что теперь еще и самокаты всякие.
Надо отметить, что и производители классических массовых ушей о безопасности так или иначе думают. В качестве одного из примеров можно привести функцию аудиопрозрачности, которая благодаря Apple скоро станет на слуху.
У Samsung в IConX это работало, например, таким образом: пользователь мог активировать внешний микрофон, который захватывал и усиливал звуки улицы, пропуская их поверх музыки. Мне для восприятия показалось сложным, когда все в одну дырку.
Но безопасность — прежде всего!
Звук не на первом месте
Для того, чтобы понять, почему производитель так долго не инвестировал в качество звучания, надо немного покопаться в истории костной проводимости как способа восприятия.
История же начинается издавна. Впервые на такой способ восприятия обратили внимание еще в 1500-х годах. Джероламо Кардано (его именем назван карданный вал) в книге De Subtilitate описывает способ восприятия звука через зубы, закусив деревянный предмет. Первое более или менее основательное диагностическое описание приходится на конец того века: в 1589 году Капивачи подвел стальной стержень к музыкальному инструменту.
Принцип его эксперимента заключался в том, что если человек слышит звук таким образом, то поражение находится на уровне барабанной перепонки. Если не слышит — поврежден слуховой нерв.
С тех пор и почти до наших дней костная проводимость существовала исключительно в контексте медицины. И костные аппараты как единственный способ слышать не сильно заморачивались над качеством того, как именно звук доходит до человека.
Следующий значительный этап развития — концепция безопасности. Если механическая костная проводимость (первые патенты были еще в 1880 году) могла быть достоянием публики (скажем, известны специальные веера для театров), то электрическая, в первую очередь, заинтересовала армию.
И не в том смысле, конечно, что бравый вояка мог и музычку послушать, и звуки природы. Скорее, он мог и получать команды руководства, и контролировать неприятеля. Опять же, согласимся заочно, что особых претензий к частотным характеристикам не было.
И лишь в последние лет 15 они появились, и за этот короткий срок наушники стали звучать приемлемо для массового пользователя. Так что если на секунду задуматься, то те же Aftershokz совершили революцию в этой области.
Ну и в качестве шутки, мне всегда льстила мысль о Бетховене, чье имя связывают с костной проводимостью: когда он начал терять слух, то прикладывал специальные трубки к височной кости.
А так как он — не последнее имя в музыкальном сообществе, и его все устраивало, то с чего бы и мне возмущаться?
Специальные устройства для слуха из музея Бетховена
Опасно для здоровья и нет басов
Про здоровье пояснить проще. Восприятие звука через кости относится к естественным особенностям нашего организма, и звук собственного голоса мы воспринимаем по большей части именно так — что, к слову, обеспечивает разницу при прослушивании себя на записи. Если человек заткнет уши, то слышать себя не перестанет, и раз уж головы наши до сей поры не взорвались, то нет смысла опасаться и дальше.
Люди, которые обещают некроз тканей от костной проводимости правы лишь отчасти. Я в свое время пристально перерыл базу NCBI, чтобы понять, насколько вредным может быть использование именно пассивных наушников. Ни насколько. Ни одного серьезного документа или исследования мне найти не удалось. По поводу же некрозов и прочих страхов — тут вот какая история. Речь с высокой долей вероятности идет о слуховых аппаратах на базе костной проводимости.
Их устройство отличается от устройства наушников, и они в основной массе все еще имплантируемые. Вначале вживляется титановый штифт в кость черепа. Несмотря на то, что титан — лидер по приживаемости, в ряде случаев проходит гладко не все. Ткани вокруг штифта действительно могут омертветь и т.п.
Но это речь о хирургическом вмешательстве, которое к потребительскому опыту отношения не имеет. В пользу безопасности говорят и такие косвенные факты, как активное проникновение технологии в детскую медицину (AdHear, Oticon), где обычно не принято так рисковать, как со взрослыми.
Это тоже не совсем так, и сегодня медицина уравнивает вред для слуха обычных наушников и костных. Выходит, что наушники с КП не безопаснее, но и не опаснее обычных наушников для прослушивания.
Не могу сказать, что это фантастическая киллер-фича, но могу сказать, что такая особенность западным рынком имеется в виду. Есть проекты — например, Woojer или SubPac — конкурентное преимущество которых как раз в подобном виброотклике.
Костная проводимость на рынке
Единственным дополнением тут может служить то, что софтово вроде как появилась возможность дооптимизировать потребительские гарнитуры до уровней слуховых аппаратов. Один из примеров — приложение Petralex, но сам я его не тестировал и утверждать не буду.
Из ключевых игроков массовых имен не много: Panasonic, Motorola. Реальный же лидер рынка один — это компания Aftershokz, известная, впрочем, и на Stereo по обсуждениям и по новостям. Занимается она исключительно гарнитурами с костной проводимостью звука, так что анонс OptiShokz (очки эти у меня есть) пока все еще на стадии анонса.
Своей основной аудиторией до текущего года они считали бегунов, велосипедистов, триатлонистов, а в 2019 к ним должны присоединиться пловцы из-за модели-плеера XTrainerz.
Любопытно, кстати, что свою историю компания на начальном этапе продвижения в массы аналогично пыталась связать с медициной. Скажем, один из громких совместных проектов с Microsoft — помощь людям с ограниченными возможностями.
Что касается Aftershokz
Откровенно говоря, я выступаю кем-то вроде блогера, увлекаюсь современными гаджетами и по долгу службы, и по зову сердца.
С костной проводимостью познакомился давно, а Aftershokz слушаю с первых моделей.
По текущей флагманской линейке я прочитал порядка 10 обзоров и понимаю, что объективное мнение сформулировать сложно, так что мне ближе и справедливее показался материал CNet.
Его суть в том, что они сравнивают предыдущую модель с новой — и это реально небо и земля. В целом, могу подтвердить, что по состоянию на сегодня ни в дорогих, ни в дешевых сегментах (мой опыт — это в том числе и наушники с алиэкспресс) конкурентов по качеству звука нет.
Будущее за костной проводимостью?
Рынок устройств с костной проводимостью достаточно большой, но на потребительском рынке они участвуют только в нише спортивных наушников. В целом, идея и концепция повышения безопасности вне помещения — понятна и должна бы беспокоить людей.
Если же говорить про сегодняшний день, то применение технологии в остальной электронике уже подыскивается, и появляются довольно странные проекты. Например, браслет для часов, который позволял бы слушать информацию через палец. Или аналогичное кольцо.
Но объективно все это крутится пока возле головы, поэтому в большей степени меняются формы устройств, нежели концепции и содержания. Очки-наушники — пожалуйста. Кроме OptiShokz есть и еще несколько вариантов, в том числе Zungle.
Что слушать, подойдут ли, и какие вообще итоги?
В итоге, я хотел бы донести мысль, что к нынешнему дню такие наушники уже не требуют суперснисхождения. Слушать в них можно абсолютно все, но надо быть готовым к тому, что какая-то музыка вас удивит, а какая-то порадует. Сравнивать же их с обычными наушниками — это все равно что сравнивать электронную книгу с бумажной.
Подойдет ли этот формат персонально вам — скорее зависит от вашего характера. Ведь как уже упоминалось, некоторые пользователи не согласны с этим мириться даже отчасти, в то время как некоторые вполне адаптировались, нашли приемлемый жанр и с удовольствием пользуются.
Читайте также: