Невротическая покорность пример из литературы
Хрестоматийный образ современного городского невротика воплощают главные герои самых известных фильмов Вуди Аллена: "Энни Холл", "Манхеттен", "Все говорят, что я люблю тебя", "Разбирая Гарри", "Проклятие нефритового скорпиона".
Этим персонажам свойственна мнительность, разнообразные фобии, сексуальные проблемы. Они - постоянные клиенты психоаналитиков. Не случайно, один из сборников рассказов Вуди Аллена так и называется - "Записки городского невротика".
Возможно в этом и заключается секрет успеха фильмов В.Аллена - зритель обнаруживает в его персонажах отражение собственных проблем. Еще более ценно в этих героях то, что они эти проблемы более или менее успешно решают. В основном, благодаря иронии и умению ценить маленькие радости жизни.
В литературе непревзойденным любителем изображать людей с нервными заболеваниями и отклонениями, конечно, был наш Фёдор Михайлович Достоевский( Набоков в своих "Лекциях русской литературе" язвительно и беспощадно перечисляет:
Ставрогина, кстати, многие исследователи считают шизофреником - и в недавнем сериале Хотиненко "Бесы" Максим Матвеев играл именно Ставрогина- шизофреника.
Лев Толстой тоже иронизировал по этому поводу :
Между тем, у самого Толстого есть яркие невротики - Константин Левин и брат его Николай из "Анны Карениной", сама Анна отчасти - после измены, Позднышев из "Крейцеровой сонаты".
Иванов из одноименной пьесы Чехова - конечно, невротик( и герой "Черного монаха" и Таня оттуда, и доктор из "Палаты № 6", Треплев и Нина Заречная из "Чайки"(
повторяет доктор Дорн.)
Мастер в "Мастере и Маргарите" - альтер -эго самого Булгакова - невротик( так же, как и другой его альтер - эго - доктор Поляков из "Морфия").
В кино же сразу вспоминается Вуди Аллен - он сам невротик с несметным количеством фобий и комплексов ( книга его прозы так и называется "Записки городского невротика ") - и все,без исключения, сыгранные им персонажи - невротики.
Зилов из "Утиной охоты" - невротик, как и сам Олег Даль, его сыгравший.
Герои фильмов Райнера Мария Фассбиндера зачастую невротичны( например, главный герой "Я только хочу , чтобы вы меня любили", "Больвизер", "Кулачное право свободы").
Психиатры знают: нет людей абсолютно психически здоровых, есть недообследованные. Ярче всего можно проследить различные неврозы по людям искусства. Например, по писателям и поэтам.
Михаил Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов родился с целым букетом наследственных и приобретенных болезней: золотухой, рахитизмом, повышенной нервозностью. Его дед покончил жизнь самоубийством (отравился), а мать передала сыну необычайную нервозность.
Уже в раннем детстве Лермонтов демонстрировал шизофреничность своей натуры: жестокость удивительным образом сочеталась в нем с чрезвычайной добротой и обостренным чувством справедливости. Он испытывал страсть к разрушению, был крайне раздражителен, капризен, упрям. Мысль о самоубийстве посещала его с ранних лет.
Замкнутость, необщительность, а главное пренебрежение к людям отталкивало от него окружающих.
Шизоидная психопатия Лермонтова была настолько ярко выражена, что ее замечали не только специалисты. Еще одним фактором, который повлиял на замкнутость поэта, была его некрасивость, которая почти исчезла с возрастом, но оставила неизгладимый отпечаток в душе.
Лермонтов был крайне влюбчив, однако женщинам подобные типажи – злые и надменные – просто не могли нравиться. Это чрезвычайно оскорбляло самолюбие поэта. В итоге он был застрелен Николаем Мартыновым , которого он довел своими насмешками и клеветой практически до безумия.
Николай Гоголь
Состояния заторможенности чередовались с крайней активностью и возбуждением. Нередко его преследовала клаустрофобия.
Особенно обострились психические расстройства Гоголя после смерти сестры близкого друга писателя Екатерины Хомяковой. Он начал отказываться от еды, постоянно ссылаясь на недомогание и слабость – врачи обнаружили у писателя не смертельную болезнь, а всего лишь кишечное расстройство. Февральской ночью 1852 года Гоголь сжег свои рукописи, сославшись потом на происки дьявола.
Фёдор Достоевский
Творчество Фёдора Михайловича дало плодотворную почву для развития фрейдистской теории. Мотивы отцеубийства (отца Достоевского убили крепостные), эдипов комплекс, инцестуальные перверсии - всё это легко находится в творчестве Достоевского и, откровенно говоря, мешает чистому восприятию его творчества.
Сергей Есенин
Первой о сумасшествии Сергея Есенина заговорила на весь мир известная американская балерина Айседора Дункан. Она же возила поэта по американским, французским и немецким психиатрам. Увы, лечение не дало результатов.
Он крушил мебель, бил посуду и зеркала, оскорблял любого, кто попадался под горячую руку.
Причем подобная усталость обнаруживалась у него в раннем возрасте, уже в 16 лет он писал, что не знает, жить ему или нет. По официальной версии поэт повесился на трубе парового отопления в гостинице Англетер в Санкт-Петербурге. Интересная статистика: в 339 стихах поэт 400 раз упоминает смерть, конец жизни или рифмует похоронную атрибутику.
Владимир Маяковский
Самой известной фобией Маяковского была мизофобия (mysophobia; греч. mysos — грязь + фобия), навязчивый страх загрязнения или заражения.Поэт принимал изощренные меры, чтобы не подхватить какую-нибудь заразу, никогда не брался за дверные ручки голыми пальцами – просовывал платок или бумажку. Маяковский всегда возил с собой стакан и мыльницу, мыл руки после каждого рукопожатия. В парикмахерской Маяковский требовал полной дезинфекции.
Такая болезненная склонность к чистоте развилась в нём из-за того, что отец Маяковского умер от заражения крови после того, как укололся простой иголкой, сшивая бумаги.
Страх Маяковского был настолько силён, что из-за него у поэта случались судороги.
Александр Тиняков
Слог и стиль Тинякова было сложно с кем-то спутать. Имеющий хорошее образование, знающий наизусть целые главы Талмуда, в поэзии он выбрал путь маргинала. Вот его стихотворение 1907 года:
Любо мне, плевку-плевочку,
По канавке грязной мчаться,
То к окурку, то к пушинке
Скользким боком прижиматься.
Пусть с печалью или с гневом
Человеком был я плюнут,
Небо ясно, ветры свежи,
Ветры радость в меня вдунут.
В голубом речном просторе
С волей жажду я обняться,
А пока мне любо — быстро
По канавке грязной мчаться.
Чичерин растерян и Сталин печален,
Осталась от партии кучка развалин.
Стеклова убрали, Зиновьев похерен,
И Троцкий, мерзавец, молчит, лицемерен.
И Крупская смотрит, нахохлившись, чортом,
И заняты все комсомолки абортом.
И Ленин недвижно лежит в мавзолее,
И чувствует Рыков веревку на шее.
В августе 1930 года поэт был арестован и приговорён к трём годам лагерей. Срок отбывал на Соловках, позже был сослан в Саратов. Умер 17 августа 1934 года в Ленинграде.
Велимир Хлебников
И замки мирового торга,
Где бедности сияют цепи,
С лицом злорадства и восторга
Ты обратишь однажды в пепел.
Стремление к любви (движение к людям) — это первый тип невроза из классификации Карен Хорни.
В общем, это то, о чем больше всего пишет Эво — люди (чаще всего бабы) стремятся к отношениям, для того, чтобы иметь возможность справляться с жизнью. Точнее, стремятся найти того, кто будет справляться с их жизнью за них.
Невротическое стремление к любви отличается от нормального тем, что в отношениях человек (чаще всего женщина) неосознанно стремится заиметь покровителя, папика, который возьмет ее на ручки и начнет решать за нее ее проблемы. И вообще относится к миру с нижней позиции - я слабая, пугливая, несчастная - пожалейте меня, полейте меня .
Ключевое слово — "неосознанно". Потому что такая невротичка свято уверена, что она взамен дает очень много. Всю свою любовь, все свое почитание, все свое время, и вообще себя отдает — целиком. В принципе, она и отдает себя — отдает свою личность, свою целостность в обмен на защиту. И когда защиты не получает (что и случается чаще всего), получает страшный удар — мало того, что чувствует себя беспомощно и незащищенно в огромном страшном мире, так еще и, получается, ни за что отдала свою душу, которая, как выясняется, никому не нужна. Чувствует себя страшно обманутой — отдала самое ценное, что есть — себя — и не получила желаемого.
Такие люди, кстати, очень часто увлекаются религией, астрологией и прочей эзотерикой — уверены, что есть некие высшие силы, которые придут и помогут, решат за них их проблемы. Это отлично вписывается в их картину мира — есть папа и он будет меня любить, холить и лелеять, взамен на то, что я буду ему поклоняться.
Почти никто из них и никогда не осознает, как мало он (она) дает на самом деле и как много требует. Потому что ну кому ее душа и жизнь нужны-то? И сколько они объективно стоят? Да нисколько. Причем ее душа, ее время, и ее жизнь ей и самой не нужны, для нее самой ничего не стоят. А взамен ее нужно на ручках носить, от стрессов оберегать, поддерживать, подталкивать, хвалить, любить, направлять, ее проблемы решать, защищать, в общем, взвалить на себя полную ответственность за нее, плюс, если уж контролировать, то очень мягко, так, чтобы не задеть ее ранимую душу.
И получается такая нечестная сделка: я отдаю тебе безделицу, с которой я и сама не знаю что делать, а ты должен жить за меня мою жизнь, причем так, чтобы меня это устраивало.
Да, она может в глаза заглядывать, целыми днями готовить деликатесы любимому, наглаживать его рубашки и нацеловывать его в попу, из дому не выходить, на других мужчин не смотреть, с работы сразу домой (если работает - но обычно они не видят смысла в работе - их нервирует, что нужно целый день торчать вдали от любимого), уставать как три коня, дружить с его друзьями, смеяться или печалиться только если смеется или печалится он.
Но за всеми этими жертвами, за всем этим отказом от себя, от своей самости, от своей личности стоит не любовь, а страх — вот меня бросят, и я погибну. Тут к обычной базальной тревоге (которая и провоцирует развитие неврозов) прибавляется еще и неосознанный гипертрофированный страх перед жизнью — невротику с таким типом неврозов жизненно необходимо пугать себя дополнительно — иначе жизнь не будет казаться такой уж страшной, и у такого невротика (невротички) не будет морального права требовать защиты: раз жизнь не такая страшная, то как я могу требовать тотальной защиты от нее?
Еще из проблем такого невроза — нежелание нести ответственность за себя, перекладывание ответственности за себя на других. Тот самый внешний локус. И, наверное, это главная проблема любого, не только этого типа невроза.
В дружбе такой невроз проявляется желанием угождать, заглядывать в глаза, позволять на себе ездить, быть дурачком, клоуном, или серенькой мышкой — лишь бы не разозлить друзей, купить их расположение своей покорностью и покладистостью.
В работе такие люди боятся сослуживцев и, тем более, начальника — он большой и страшный серый волк, надо к нему подлизаться.
В их воображении другие люди кажутся им больше, сильнее и страшнее их, а они сами себе — маленькими, беспомощными и безопасными.
На самом деле невротики такого склада вовсе не безопасны. Они так сильно боятся мира, что постоянно плетут интриги, лишь бы обернуть все так, чтобы им было меньше проблем и больше ништяков. И у них очень низкая стрессоустойчивость, поэтому в критических ситуациях (например, в конфликте) могут реагировать совершенно неадекватно: раз напротив меня страшное чудовище, а не обычный человек, я могу, точнее, даже должен (должна) его уничтожить. То есть, невротики такого склада вполне могут сильно навредить, и даже покалечить и убить за какую-то мелочь, которую обычный здоровый человек переживет и не поморщится.
Еще одна из опасностей такого невроза: от постоянного самоуничижения, самоумаления такой человек чувствует себя униженным и перманентно оскорбленным, он очень остро реагирует на любые проявления неуважения в свой адрес (а неуважением может считать совершенно безобидные вещи, слова или действия со стороны окружающих).
Плюс, на фоне этого тотального самоумаления, человек вынужден создавать иллюзии собственной великости, чтобы как-то нивелировать боль от отсутствия самоуважения: это я не унижаюсь, терпя измены, я просто святой и всепрощающий; это я не трус, боящийся конфликтов, я просто выше этого; это я не не люблю работать — просто я предназначен для куда более творческой работы, и тд и тп)
Лечиться от такого невроза можно только одним способом — учиться решать свои проблемы самому. Но для этого надо сначала осознать свою слабость и гипертрофированный страх перед жизнью и принять на себя ответственность за свою жизнь, осознать, что да, жизнь может быть трудной и даже страшной — но остальные как-то справляются — значит и я смогу.
Вопросы для обсуждения
1. Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе.
2. Основные положения теории бессознательного в индивидуальной психологии А. Адлера.
4. Основные идеи и принципы концепции К. Хорни.
5. Научные перспективы разработки проблемы бессознательного.
Конспектирование научных работ
1. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 1999. – С. 41-46 (Некоторые проблемы психоаналитической техники)
2. Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002. – С. 113-131 (Взгляд на детство с точки зрения психоанализа)
3. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб., 1997. – С. 305-314 (Глава 15. Теоретические размышления)
Задачи и упражнения
1. Охарактеризуйте вторжение неосознанных очагов напряженности подсознания.
2. О каких механизмах психологической защиты идет речь?
а) «В ряде случаем эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в общении, трансформируется и представляется их виновникам как принципиальность, душевная тонкость, артистичность или как нежелание перекладывать свои беды на плечи друзей и близких, т.е. как своеобразный вид альтруизма. Д. Матс и Т. Сайкс даже разработали теорию нейтрализации, согласно которой преступник не отметает от себя общепринятые нормы морали и в целом разделяет их, но свое преступное поведение оправдывает с помощью проекций обвинения жертвы, обстоятельств, ссылок на окружающих: все так делают, бесконечных претензий в адрес судей: судьи-то кто?
б) «Этот способ психологической защиты может активизироваться в ситуации непереносимого страдания. В концлагерях были такие заключенные, которые, несмотря на голод, жажду, холод и унижения человеческого достоинства (приводящее большинство заключенных к бессилию, переживанию тотальной угрозы и полному автоматизму), смогли как бы отдалиться от своего страдания и не думать только о еде или тепле. В этом случае часто защитой от лагерного кошмара выступало чувство дереализации. Тем самым они сохраняли внутреннюю свободу – пространство, в котором могли мыслить, мечтать и планировать, т.е. освобождаться от кошмара настоящего.
3. Чем отличаются друг от друга установка и отношение?
4. Объясните как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. Проанализируйте приведенные примеры.
5. К. Хорни предложила выделять несколько стратегий, приспосабливающих человека к миру и избавляющих его от первичного чувства коренной тревоги. Приведите из литературы примеры таких стратегий:
Поясните, как формируются именно такие индивидуальные стратегии.
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте основные достижения теории глубинной психологии.
2. Прочитайте работы:
· Прангишвили А.С. Понятие установки в системе советской психологии в свете исследований грузинской психологической школы // Вопросы психологии. 1967. №4. С.3-16
· Ходжава З.И. К вопросу о теории установки Д.Н. Узкадзе (ответ на статью А.А. Кутелия) // Вопросы психологии. 1957. №1. С. 125-132.
Из каких понятий происходит концепция установки Д.Н. Узнадзе? Какую позицию занял Д.Н. Узнадзе в дискуссии между интроспективной психологией и психологией бихевиоризма? Что показали результаты исследований грузинских психологов?
3. Разработайте кроссворд по изучаемой теме.
5. По аналогии работы А. Менегетти (Кино. Театр, бессознательное. – М., 2001) осуществите психологический анализ любого художественного фильма.
Практическое задание
Посмотрите художественные фильмы:
Сформулируйте свою позицию на проблемы психоаналитической практики.
Вопросы для самопроверки
1. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению А.Адлера?
2. В чем роль компенсации в развитии личности?
3. На каких основаниях строится типология А.Адлера?
4. В чем заключаются разногласия А.Адлера и З.Фрейда?
6. Какие основные идеи внес в психоанализ В. Райх?
8. Перечислите фазы биологического напряжения и нагрузки?
9. В чем суть психотерапии В. Райха?
10. В чем заключается взгляд В. Райха на причины агрессивных и деструктивных влечений?
11. Кто положил начало течения, получившему название фрейдомарксизм?
12. Перечислите защитные поведенческие реакции у детей по И.М. Никольской и Р.М. Грановской.
13. Назовите основные идеи и принципы концепции К.Хорни.
14. Что такое комплекс маскулинности?
15. Перечислите стратегии защитного поведения.
16. Какие потребности человека, по мнению К. Хорни, являются невротическими?
17. Что такое невроз в понимании К. Хорни?
18. Охарактеризуйте невротический процесс личности.
19. В чем причины развития чувства коренной тревоги, по мнению К. Хорни?
20. Что доминирует в структуре личности, по мнению К. Хорни?
21. Какие основные линии критики К. Хорни теории З. Фрейда?
Рекомендуемая литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995
2. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М., 2007
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008
4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007
5. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.1. – М., 2001. – С. 13-29 (Образ), С. 31-86 (Бессознательное), С. 135-380 (Синемалогический практикум)
6. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.2. – М., 2003
7. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 1999
8. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., Воронеж, 1997
9. Хант М. История психологии. – М., 2009
10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию – СПб., 1997
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы
- Скачать:
- FB2
- EPUB
- iOS.EPUB
- Ещё 7
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
- Объем: 520 стр.
- Жанр:з арубежная психология, к линическая психология, п сихоанализ, п сихотерапия, с остояния и явления психики
- Теги:н еврозы, п оведенческая психология, п сихологическая защита, п сихологические исследования, п сихология личности, с амореализацияРедактировать
Но гораздо чаще стремление к мстительному торжеству стараются не демонстрировать. Фактически именно деструктивная природа этого элемента погони за славой приказывает прятать его как можно глубже.
Только в случае подлинно безумного честолюбия оно становится явным. Психоанализ предоставляет нам уникальную возможность увидеть, что честолюбием движет потребность посрамить и унизить других, поднявшись над ними. Менее вредная потребность в превосходстве может включить в себя более деструктивную компульсивную потребность. Это и позволяет человеку чувствовать себя вправе, реализовывая ее.
Несомненно, важно распознать особые черты индивидуальных тенденций, вовлеченных в погоню за славой, потому что психоанализу всегда подлежит особая констелляция. Но нам не понять ни природы, ни движущей силы этих тенденций, пока мы не рассмотрим их как части единого целого. Альфред Адлер – первый психоаналитик, который увидел это явление целостным и указал на его решающее значение при неврозе [7] .
Существуют различные веские доказательства того, что погоня за славой представляет собой целостное явление. Мы постоянно наблюдаем у одного и того же лица все вышеописанные тенденции. Конечно, определенный элемент может настолько выделяться, что мы с некоторой долей погрешности позволяем себе говорить о карьеристе или мечтателе. Но доминирование одного элемента не означает, что остальные отсутствуют. Карьерист мечтает о своем необычайном величии, мечтатель хочет реального превосходства, пусть даже последнее можно заметить только по тому, как его самолюбие задевают чужие успехи [8] .
Все индивидуальные тенденции вовлечены в столь тесные взаимоотношения, что на протяжении жизни человека главная роль переходит то одной, то другой. Романтические грезы в его воображении могут смениться стремлением стать совершенным отцом или предпринимателем, а потом его снова захватит мечта стать величайшим любовником всех времен.
И наконец, все они имеют две общие главные характеристики, вполне понятные из генезиса и функций всего явления. Это их компульсивная природа и фантазийность. Мы уже обсуждали их ранее, но желательно получить более полную и емкую картину их значения.
Вторая характерная черта, присущая всем элементам погони за славой, – это огромная и совершенно особенная роль, которую играет в них воображение. Оно – важный инструмент процесса самоидеализации. Это настолько решающий фактор, что фантастичность становится неотъемлемой частью погони. Неважно, насколько человек гордится тем, что он реалист, неважно, насколько на самом деле он реалистично оценивает свой успех, победу, совершенство, – воображение присутствует везде и во всем и заставляет его принимать миражи за реальность. Невозможно быть нереалистичным по отношению к себе и реалистичным во всяком другом отношении. Когда путешественник бредет по пустыне, изнемогая от усталости и жажды, и видит мираж, он иногда делает реальные усилия, чтобы добраться до него. Мираж в любом случае оборачивается разочарованием, но здесь даже сам мираж – слава – уже продукт воображения.
Надо сказать, что воображение входит во все психические и ментальные функции здорового человека. Оно позволяет нам чувствовать огорчение или радость за друга. У воображения такие возможности, что благодаря ему мы желаем, надеемся, боимся, верим, строим планы. Но воображение может быть как продуктивным, так и непродуктивным: оно может подвести нас ближе к правде о нас самих (как это часто бывает в сновидениях), а может и увести от нее. Оно может обогатить, а может и обеднить наши реальные переживания. В этом и есть отличие здорового воображения от невротического.
Оценивая грандиозные планы, которыми грешат столь многие невротики, или фантастическую природу их самовозвеличивания и требований, легко поддаться искушению и поверить, что они более других одарены королевским даром воображения и что по этой самой причине оно легче сбивает их с пути. Мой опыт не подтверждает эту гипотезу. Невротики так же разносторонне одарены, как и здоровые люди. Но я не нахожу доказательств тому, что невротик per se от природы одарен большим воображением, чем другие.
Роль, которую играет воображение в погоне за славой, безошибочно и непосредственно прописана в мечтах. В подростковом возрасте они иногда имеют неприкрыто грандиозный характер. Так, например, робкий и замкнутый школьник мечтает стать величайшим спортсменом, или гением, или Казановой. Люди постарше примеряют образ мадам Бовари, постоянно мечтая о романтических переживаниях, мистическом совершенстве, непостижимой святости. Иногда эти мечты принимают форму разговоров, в которых воображаемые собеседники поражены или пристыжены. В других мечтах, более сложной структуры, человек видит себя благородным страдальцем, жертвой жестокости и унижения. Часто мечты не сочиняются с нуля, а являются скорее фантастическим сопровождением повседневной рутины. Например, ухаживая за детьми, играя на пианино или укладывая волосы, женщина может одновременно видеть себя самой нежной матерью на свете, гениальной пианисткой или умопомрачительной красавицей, рожденной блистать на киноэкране. В некоторых случаях такие мечты настолько всепоглощающи, что человек может, как Уолтер Митти, постоянно жить в двух мирах. Некоторые люди, столь же увлеченные погоней за славой, но мечтающие урывками и боязливо, могут со всей субъективной честностью утверждать, что они не фантазируют. Излишне говорить, что они заблуждаются. Даже картины возможных неприятностей, которые могут свалиться на них, рисует их же воображение.
Воображение меняет и убеждения невротика. Он придумал себе, что другие – замечательные или гадкие, – и полюбуйтесь! Вот они на фестивале отличных ребят или ужасных чудовищ. Воображение играет его чувствами. Он хочет чувствовать себя неуязвимым суперменом – не вопрос! Его воображение достаточно мощное, чтобы заглушить боль и страдание. Ему требуется острота и глубина чувств – море доверия, жалости, любви и страдания – и воображение раздувает испытываемые им жалость, доверие и т. п.
Мы оказываемся перед нелегким вопросом, анализируя восприятие искажений внутренней и внешней реальности, которые может произвести воображение, поставленное на службу погоне за славой. Где воображение невротика заканчивает свой полет? В конце концов, он же не теряет полностью ощущение реальности, есть же грань, отделяющая его от психотика? Если и воздвигнута какая-то граница проделкам воображения, она, конечно же, почти не ощутима. Нам только очевидно, что психотик ревниво рассматривает процессы, происходящие в его сознании, как что-то исключительное, как единственную реальность, с которой следует считаться, тогда как невротик (причины могут быть любые) сохраняет явный интерес к внешнему миру и своему месту в нем и, следовательно, продолжает в нем неплохо ориентироваться [11] . Его воображение не знает преград, тем не менее он твердо стоит на земле, и в его функциональных процессах очевидных нарушений не наблюдается. Можно утверждать, что это самая яркая черта погони за славой – она сияет в мире фантастики, в царстве неограниченных возможностей.
Неотъемлемой частью влечения к славе является тяга к знаниям, мудрость, добродетель или сила, причем большие, чем те, которыми может обладать человек, потому что цель здесь – абсолютное, неограниченное, бесконечное. Невротик одержим славой, и ничто меньшее, чем абсолютное бесстрашие, гениальность или святость, его не привлекает. Следовательно, он видит себя как полную противоположность истинно религиозному человеку. Для верующего – один Бог всемогущ; версия невротика – нет ничего невозможного для Меня. Его сила воли должна являть чудеса, его разум должен быть непогрешимым, его предвидение – безошибочным, знание – всеобъемлющим. И здесь самое время появиться теме сделки с дьяволом – она будет проходить по всей книге. Невротик – это Фауст, которого не устраивает то, что он знает много; он должен знать все.
В погоне за славой сбоят препятствия для воображения. Это не говорит об общей неспособности видеть необходимость и подчиняться ей. Результатом особого направления невротического развития может стать убеждение многих, что безопаснее ограничить свою жизнь, и в таком случае возможность унестись в фантастичный мир рассматривается как опасная возможность, которой следует избегать. Они могут не пускать в свое сознание все, что кажется им фантастичным, питать отвращение к абстрактному мышлению и панически цепляться за все видимое, осязаемое, конкретное или приносящее сиюминутную пользу. Но даже если сознательная установка по отношению к этим вопросам является различной, каждый невротик в душе очень неохотно признает ограничения в том, чего он от себя ожидает и считает возможным достичь. Его потребность в актуализации своего идеального образа так настырна, что ему проще отмахнуться от всех проверок, как от неважных или несуществующих.
Конечно, развитие не обязательно доходит до таких крайностей. Но каждый невротик, даже если он на первый взгляд кажется здоровым, ненавидит сверку с реальностью, когда она касается его конкретных иллюзий о себе самом. По-другому быть не может, потому что в противном случае иллюзии исчезнут. Установка по отношению к внешним законам и правилам может быть различной, но невротик всегда стремится отрицать законы, действующие внутри него самого, намеренно закрывает глаза на причинно-следственные связи в физическом мире или на то, что один фактор следует из другого или усиливает его.
Сходство между здоровыми стремлениями и невротическими влечениями существует, поскольку они имеют общие корни в способностях, заложенных в каждом человеке. Интеллектуальные способности позволяют человеку расширить границы себя. Он может воображать и планировать, что не дано животным. Различными способами он может постепенно множить и совершенствовать свои умения и, как показывает история, действительно этого достигает. То же справедливо и для жизни отдельного индивида. Практически нет ограничений тому, с чем он может справиться в своей жизни, тем качествам и умениям, которые он может в себе развить, и его творческим способностям. Поэтому закономерно, что человек не ведает своих границ и, следовательно, легко ставит себе слишком низкую или слишком высокую планку. Это неведение – та основа, из которой и берет свое начало погоня за славой.
Основное различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе лежит в их побудительных мотивах. Здоровые стремления проистекают из присущей человеку склонности к развитию заложенного потенциала. Мы всегда ставили основным принципом нашего теоретического и терапевтического подхода уверенность во внутренней потребности в росте [13] . И чем больше накапливалось опыта, тем крепче становилась эта уверенность. Впрочем, я бы все же уточнила формулировку. Теперь я сказала бы (возвращаясь к первым страницам книги), что каждого человека к самореализации двигают живые силы его реального Я.
Итак, различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе – это различие между спонтанностью и компульсивностью; между признанием и отрицанием ограничений; между фокусом на желанном конечном продукте и ощущением развития; между видимостью и сутью; фантазией и правдой. Различие в этих категориях не идентично с различием между относительно здоровым и невротическим индивидом. Первый вполне может и не быть искренне вовлечен в самореализацию, допустимо, что и второго может не полностью захватить воплощение идеального Я. Тенденция к самореализации развивается и у невротика; мы не могли бы оказать терапевтическую помощь пациенту, если бы в нем изначально не было такого стремления. Но тогда как различие между здоровой и невротической личностью в этом отношении выглядит как просто различие в степени, различие между истинным стремлением и компульсивными влечениями, несмотря на их поверхностное сходство, скорее качественное, а не количественное [14] .
Мне кажется, что невротический процесс, инициированный погоней за славой, лежит в основе историй о сделке с дьяволом. Дьявол, или другое персонифицированное зло, предлагает человеку неограниченную власть, тем самым искушая его, запутавшегося в духовной или материальной сфере жизни. Но человек может получить эту власть, продав свою душу и отправившись в ад. Такое искушение может испытывать каждый, духовно богатый или бедный, потому что оно взывает к двум могущественным страстям – стремлению к бесконечному и желанию найти легкий выход из положения. Согласно религиозным учениям, величайшие духовные вожди человечества, Будда и Христос, подверглись такому искушению. Но поскольку их вера и души были тверды, они распознали это как искушение и смогли его отвергнуть. Следует заметить, что условия сделки вполне соответствуют цене, которую придется заплатить при невротическом развитии. Образно говоря, легкий путь к бесконечной славе неизбежно становится путем во внутренний ад самоистязания и презрения к себе. Выбирая этот путь, человек на самом деле теряет свою душу – реального Я.
Читайте также: