Невротическое чувство вины православие
Некоторые, далёкие от Православия, люди, в основном сектанты и атеисты, утверждают, что = христианство занимается выискиванием грехов, чтобы человек себя чувствовал виноватым =
Давайте уже разберёмся, что есть грех, вина, чувство вины и как от них избавиться.
2. Вина - 1. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), (По Далю)
То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.
3. Чувство вины - последствие нераскаянного греха и обратная сторона гордыни. И то и другое для христианина не приемлемо.
Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, не реалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску.
Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.
Чувство вины, по сути, это - агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.
Это то, что произошло с Иудой после предательства им Иисуса ХРИСТА. Он понял, что совершил страшный грех, и невыносимое чувство вины заставило его думать, что он имеет право и должен сам себя наказать за грех предательства. И вместо истинного покаяния, молитвенного обращения к Иисусу ХРИСТУ, который конечно бы его простил, Иуда пошёл и повесился.
4. Как же избавиться от греха и чувства вины? В Православии есть такое средство, которое уже 2 тыс. лет успешно помогает миллионам верующих, и без которого невозможно совершенствование и духовное возрастание человека. Это средство называется – покаяние.
Покаяние – это изменение себя и своего отношения к данному греху. Нужно возненавидеть его (не себя!), и иметь твёрдое намерение не повторять его в будущем.
Итак, вместо чувства вины, самобичевания - осознав свой грех, свою вину, необходимо, не откладывая, принести покаяние в Церкви в Таинстве Исповеди и сделать всё, чтобы компенсировать с избытком нанесённый грехом ущерб, проявив сострадание и помощь пострадавшему. И впредь с твёрдой решимостью измениться, стараться не повторять этот грех. Только так человек полностью освободится от опустошающего, обессиливающего чувства вины, и от гнёта греха, который исчезнет, как будто его и не было.
Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.
Наша задача - мощную деструктивную, разрушающую и убивающую энергию чувства вины преобразовать в позитивную энергию изменения себя к лучшему, в созидание в себе Нового нравственно совершенного человека.
Как отличить истинное чувство вины от невротического расстройства? Чем отличается страх Божий от страха человеческого? Обо всем этом — в нашем материале.
Ругать себя, чтобы смириться?
Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.
Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий. Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно. Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.
Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.
— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?
На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.
Страх Божий и страх человеческий
— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.
Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?
Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.
— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.
Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха. Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого. Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.
Куда уходят желания?
Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт. Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели. Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.
Депрессия, попытки самоубийства, беспричинная тревога и страхи — нередко с этими тяжелыми проблемами люди обращаются к психологу. Чтобы помочь пациенту, специалист должен понять причину его страданий. И нередко этой причиной оказывается оставшееся нераскаянным, часто глубоко запрятанное чувство вины. Грех без покаяния, совершенный в прошлом, прорастает в настоящем душевной трагедией. И человек часто не понимает: за что? А лекарство, оказывается, совсем близко.
Ошибочная эмоция?
Достаньте скелет из шкафа
Бывают ли без вины виноватые?
“Котька вытащил огурцы и положил их на грядку. — Ну, все, что ли? — спросил старик. — Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал. — Почему не хватает, где же он? — Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет? — Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье. — А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал? — Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет. Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали: — Дедушка, дедушка! — Ну что еще? — А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет? — Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл. — А как же? — Ну, считай, что я тебе подарил его. — Спасибо, дедушка! Я пойду. — Иди, иди, сынок. Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно”.
Фрагмент рассказа Н. Носова “Огурцы”
Что скрывает пластырь самооправдания
Наш нравственный идеал есть не что иное, как наша совесть, хранящая в себе Божий Закон о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. У нас всегда есть выбор — залепить ее пластырем самооправдания или же открыть наши душевные раны, уверовав в их исцеление. Первое сделать, несомненно, проще. Даже если поначалу наша совесть, мучимая грехом и смутой, сопротивляется и требует очищения от грязи, вторая, третья и последующие попытки приглушить эти порывы даются нам все легче. Холодеет сердце, циничнее становится ум, и душа подает все меньше признаков жизни. От всего этого недалеко и до самого губительного исхода — духовного разложения личности и духовной смерти. За вину — эту нераскрытую душевную рану — многие из моих пациентов заплатили дорогую цену: годами отчаяния и болезни. В своей практике, работая с людьми несчастными и неприкаянными, я постоянно наблюдаю эту тонкую грань, за которой человеческая жизнь может погрузиться в непролазный мрак, если в ней отсутствует свет веры. Вина и прощение — постоянные темы моих бесед с людьми во время психотерапевтических сеансов. И тем из них, кто не отвергает веру, а пытается найти к ней свой путь, всегда легче дается осознание важной правды, что, когда мы нарушаем законы, написанные в нашей совести, мы — виноваты, независимо от того, чувствуем ли мы себя виноватыми или нет. Когда же мы искренне каемся, нам прощается, даже если мы не чувствуем себя прощенными. Вина, чувство вины и конфликт, порожденный этим чувством, — духовная потеря. И потому искать ее разрешения надо в духовной жизни человека, в вере. Как православный психолог, я стараюсь прежде всего полагаться на веру в самом процессе терапии. Когда люди осознают свою ответственность за содеянное, они сами ищут очищение через раскаяние и глубокое сожаление. И только тогда — через боль и радость — в человеческую душу начинает приходить мир, только тогда наступает исцеление.
Одна из моих бывших пациенток, когда-то в молодости сделавшая семь абортов и оставшаяся без детей и без семьи, пришла к покаянию через страшные душевные муки. Непрестанная молитва о душах ее нерожденных детей, о ниспослании им Божьего света и милости зародила в ней надежду к новой жизни. Как говорил святитель Димитрий Ростовский, покаяние восстанавливает падшую душу, делает ее из отчужденной — дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровой уязвленную.
Бесплатный дар
Наталья ВОЛКОВА
Рисунки Г. Валька
Как мы знаем, покаяние способно и более того — должно преобразить нашу жизнь. Но задумывались ли мы над тем, как именно преобразить?
Если после покаянных молитв и исповеди на душе легко и радостно, возросла благодарность Богу, прибавилось желания и сил бороться с грехом, прибавилось любви к людям — значит, мы действительно каемся.
Если после покаянных молитв и исповеди мы остаемся в унылом, замкнутом состоянии, то это значит, что мы не каемся: скорее всего, покаяние подменено у нас ложным чувством вины. Ложное чувство вины лишает нас возможности покаяния и тем самым становится тормозом на пути нашей духовной жизни.
Признаки ложного чувства вины
Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.
1. Почти постоянное чувство уныния.
Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его — лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило, поститься, воздерживаться от телесных наслаждений (у кого-то это — сладости, у кого-то — винопитие, у кого-то — смотрение телевизора или фильмов, блуждание в интернете, вариантов много).
3. Отсутствует подлинное чувство Божиего милосердия.
По книгам, по историям других людей, мы, конечно, знаем о милосердии Бога, мы знаем о земном подвиге Спасителя. Но все это как бы не касается непосредственно нас. В своей печали о своих грехах мы одиноки, Бог не помогает нам.
4. Трудно переносим критику.
Такой человек может возмутиться даже обличениям со стороны духовника, если духовник говорит о грехах, выходящих за рамки списка, представленного кающимся.
При этом такой человек зачастую тщеславится мелкими грехами, упоминаемыми им на исповеди, которыми он показывает духовнику свою особую внимательность к духовной жизни и чувствительность к прегрешениям.
5. Гордыня, отсутствует смирение.
Кроме непереносимости критики, у человека, страдающего ложным чувством вины, присутствуют и все прочие признаки гордыни: тщеславие, уныние, ропот и тревога в моменты испытаний, осуждение других людей и др.
6. Неосознанная жажда наказаний.
Человек, страдающий от невротического чувства вины, сам не сознавая того, ищет наказаний, поскольку наказание частично освобождает его от груза грехов, который он не способен сбросить с себя подлинным покаянием, а также является подтверждением справедливости его чувства вины.
Проверяя себя на основе этих пунктов, необходимо помнить, что любая болезнь, в том числе и психологическая, может присутствовать в нас в разной степени, и тут не действует тот же подход, что при простуде: если простуда слабая, пройдет сама. Душевные болезни стоит брать во внимание и лечить, даже если они присутствуют в слабой степени, потому что усилия по их преодолению куда меньше, чем те проблемы, которые они создают нам — как в духовной жизни, так и просто на уровне душевного благополучия.
Свойства подлинного покаяния
Хотя эта брошюра — для людей грамотных в духовной жизни, все-таки для целостности повествования напомним основные свойства подлинного покаяния.
1. Покаяние основано на чувстве собственного бессилия в одиночку победить грехи и страсти.
2. Покаяние неразрывно связано с чувством Божиего милосердия и Его готовности помочь и простить в тот же момент, как мы покаялись.
3. Покаяние основано на сознании Божиего всемогущества, в особенности освобождать нас от власти бесов (страстей).
5. Покаяние приносит чувство облегчения, мир души и содействует победе над теми грехами, которые мы исповедуем.
Природа ложного чувства вины
В основе ложного чувства вины — эгоцентризм. То есть человек подсознательно видит себя, а вовсе не Бога, центром мироздания и причиной всего с ним происходящего. Отсюда естественным образом вытекают две проблемы:
— невозможно каяться, ведь каяться можно перед кем-то высшим, а выше меня никого нет;
— никто не поможет, потому что я главнее всех и только сам себе могу помочь.
Такой человек находится в безвыходной ситуации. Он видит часть своих пороков и неудач, но поделать с этим ничего не может, так как в глубине души не признает ни своего бессилия, ни силы и милосердия Бога.
отец Андрей Лоргус. Психолог
Исцеление от ложного чувства вины
Как исцелиться от невротического чувства вины, в какой бы степени оно у нас ни присутствовало? Многое можно сделать и без непосредственной помощи психолога.
1. Исцеление отношений с родителями.
2. Приближение к реализму через рассуждение.
Эгоцентризм удалил нас от реального восприятия мира, рассуждение поможет нам воспринимать вещи более реально, трезво. Для этого раз за разом, много раз в день, усилием ума и воли будем напоминать себе о том, как обстоят вещи на самом деле.
Первое. Мы не всемогущи. Более того, без Бога мы очень слабы и не имеем никаких шансов побеждать свои слабости, вообще — жить как следует.
Второе. В центре мироздания не мы, а Бог, сотворивший этот мир, столь же близкий к каждому человеку, как и к нам, и устраивающий различные внешние обстоятельства жизни к нашему спасению.
Третье. Бог милосерден и рядом с нами и прощает нас уже в тот момент, когда мы искренне, от сердца просим о прощении с сознанием своей слабости и необходимости Его помощи нам.
Четвертое. Наша роль в жизни вселенной и других людей ничтожна. У каждого человека тысячи разных мотивов, и даже для близких людей мы не являемся единственным предметом их дум и объектом их чувств. Вообще мы по большому счету никому по-настоящему не нужны, кроме Бога. Соответственно, и за свою жизнь и за свое душевное состояние другие взрослые люди отвечают сами, а мы отвечаем только за себя и в значительной мере — за своих детей.
3. Контроль своего душевного состояния.
4. Борьба с гордыней
Дмитрий Семеник, православный психолог
Скажите, должен ли православный иметь чуство вины?
Покаяние это основной элемент христианства, мы должны старатся увидеть свои грехи и покаятся в них. Мне казалось – виноват, значит стараешься исправиться.
Но чуство вины рассматривается психологией как нездоровое.
Мой психолог спросил – что именно мотивирует тебя исправитсья?
Вина ли это, или просто совесть? Я не знаю.
В аудио лекциях игумен Петр Мещеринов (а может это Кураев был, извините не помню) говорил что осознание своих грехов не должно заслонять то что каждый из нас принадлежит Церкви, и за нас Христос принес страшную жертву которая искупает наши грехи. Значит, мы не должны вечно чуствовать себя виноватыми? Грех исповедан, прощен - все, полностью забыли и идем дальше?
мое чувство вины
прочитала Ваш ответ. спасибо, очень понравилось.
Александр добрый день!
Чувство вины может невротизироваться. Сожаление и ужас от прошлых поступков могут привести к унынию и даже к отчаянию. Состояние печали может стать хроническим, и продолжатся годами. Говоря языком клинического психолога, мы имеем на лицо полный аспект невротических проявлений.
кажется у меня именно такая проблема.много раз каюсь в чревоугодии, в гневе на детей и все равно потом впадаю в грех, после чего испытываю жуткое чувство вины.
Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу.
И это не одномоментный акт. Это путь длиною в жизнь. В этом суть православной аскетики. Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым.
умом понимаю о чем вы пишете, а на деле. (((((
последние разы после исповеди ловлю себя на мысли., что не все сказала, умышленно забываю.
да, по собственному опыту это так.
Каяться - значит смотреть не только вниз, на свои собственные недостатки, прегрешения, заблуждения, но и обязательно вверх - на любовь Божию.
вот именно, тоже чувствую солидарность в этом, если не смотреть вверх, а только на свои собственные недостатки, это тоже своего рода гордыня. увы, часто вверх-то я и не смотрю.
Это не только взгляд назад, полный боли и упреков к себе, но и одновременно взгляд вперед полный веры и надежды. Эту антиномию нам трудно понять,-
а мешает в этом закоренелая гордыня, мне кажется, а может не она? - когда мы подходим к разговору о покаянии чисто интеллектуально.
Процесс этот непростой.
Другой вопрос, зачастую бывает, что после исповеди остается чувство вины. И этого не надо бояться. Да, грехи отпущены, но еще какое-то время, а иногда довольно долго будет внутри человека идти работа, приводящая его к исцелению. Будут возникать воспоминания, образы, какие-то слова и поступки, соделанные в прошлом, доставляющие переживание вины. И именно в эти моменты не следует от них отмахиваться, глушить, подавлять в своем сознании. Это моменты как раз говорят нам, что покаяние – это путь. Внутри человека этот процесс продолжается. Мы не должны ему противостоять искусственно и не должны разжигать специально. Идет как бы выгорание наших грехов в душе, смиряется наша гордыня, уходит куда-то самомнение и самопревозношение. Умирает в нас ветхий человек и рождается новый. Процесс духовной трансформации болезненный. И выдержать его можно только с верой в Бога, с молитвой, иногда с плачем.
Невротическая вина заставляет нас себя ненавидеть, в крайнем случае, может довести до суицида. В этом состоянии присутствует гордыня, вернее ее обратная сторона. А суть этого в том, что человек, считая себя безупречным и совершенным, не может согласиться со своими падениями, ошибками, заблуждениями. - именно это мне знакомо.
Но ведь – мы несовершенны. - да, но часто это несовершенство понимается мной искаженно.
Более того, мы очень далеки от этого состояния. И вот когда мы смиренно готовы принять наше несовершенство, нашу нищету духа, вот тогда может начаться разворот к истинному покаянию, которое несомненно требует большего мужества, чем плакать от жалости к себе, культивируя в себе свой невроз. Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос или, по крайней мере, помогла в продвижении к ответу на него.
С уважением, Легостаева Марина Вениаминовна
(Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного.
Вина мнимая и настоящая
Представьте, что опаздываете на деловую встречу. Вас ждет начальник и коллеги, которые не могут начать встречу без вас. Что бы вы чувствовали в этот момент? Многие люди в такой ситуации испытывают страх, дискомфорт, стресс и, как ни странно, вину.
А теперь представьте, что опаздываете к родителям, которые с самого утра ждут вашего приезда. В этом случае мы тоже испытываем вину, но есть разница.
В первом случае мы боимся за себя. Ведь это о нас плохо подумают коллеги, а начальник наверняка решит, что мы непунктуальны. Во втором случаем мы причиняем неудобства не себе, а родителям.
В этом отличие настоящей вины от ненастоящей. Если мы причинили боль другим людям — вина настоящая, если мы переживаем за себя — вина мнимая (невротическая).
Как чувство вины доводит человека до невроза
Смысл настоящего чувства вины — показать нам, в чем мы неправы. Чтобы мы могли исправить ситуацию.
Но иногда, даже здоровое чувство вины ведет нас к саморазрушению.
Митрополит Антоний Сурожский рассказал историю о человеке, который 60 лет жил с чувством вины. Этот человек в молодости нечаянно погубил свою возлюбленную. Во время перестрелки она подняла голову и он выстрелил в нее.
Человек был шокирован произошедшим. Он раскаивался в своем поступке многие годы. Ходил на исповедь, молился, причащался, но успокоения так и не получил.
И вот, спустя 60 лет после произошедшего он пришел к Антонию Сурожскому и рассказал ему о своих терзаниях.
Но зачем ты просишь прощения у Бога, — спросил его митрополит, — проси прощения у своей девушки. Сегодня же, после молитвы обратись к ней и попроси прощения.
Человек так и сделал. И наконец, его душа получила успокоение.
Пять шагов к прощению
Чтобы обезопасить себя от неврозов, связанных с чувством вины нужно пройти путь из 5 этапов:
Понимание произошедшего
Жизнь — это череда принятия решений. Одни наши решения верны, другие — нет. На этом этапе необходимо осознать, что что-то пошло не так, как должно было.
Осознание ответственности
Если в произошедшем есть ваша вина, необходимо сразу признать ее. Попытка отвести от себя обвинения может не только привести к неврозу, но и испортить отношения с близкими людьми.
Раскаяние
Необходимо проявить желание исправить ситуацию. Решимость исправить свой поступок запускает искупление.
Искупление
Искупление вины — путь к прощению. Если вы причинили обиду, то единственный способ это исправить — подарить любовь и заботу.
Искупление — это ваши действия. Например, мальчик потерял на улице кошку. А затем весь вечер искал ее, пока не нашел. Или сын украл деньги у матери, а потом взял подработку и вернул.
Прощение
Прощение — это самый важный этап в исправлении ситуации. Если не получить прощения, это может привести нас к отчаянию.
Порой люди зацикливаются на получении прощения, которое не приносит им облегчения. В этом случае необходимо осознать, что мир несовершенен. И наш поступок, который причинил кому-то неприятности сделал этот мир чуточку несовершеннее. Главное — вынести для себя урок и не поступать так в будущем.
Нездоровое чувство вины
Наша психика умеет вводить нас в заблуждение. Страх, боль, стыд, тревога маскируются и скрываются, а на поверхности появляется невротическое чувство вины.
Боязнь критики
Одна женщина, услышав неприветливый голос подруги в телефонной трубке, начала мучиться, вспоминая, чем же она могла ее обидеть во время последней встречи. Женщина думала, что виновата чем-то, хотя ее подруга просто была занята и ей неудобно было разговаривать.
В этом примере женщина на самом деле боится неодобрения, ее одолевает страх быть непринятой. Такие люди просят прощения и оправдываются, если чувствуют угрозу критики.
Можно посоветовать людям с подобным неврозом более адекватно относиться к замечаниям в свой адрес. Не принимать их лично. Вместо этого использовать замечания как повод изменить что-то в своем поведении.
Хроническое чувство вины
Некоторые люди чувствуют вину, если кашлянули в автобусе. Оправдываются, если просят близкого человека о небольшой услуге. Чувствуют угрызения совести, если напоминают знакомому вернуть деньги, отданные в долг.
Под чувством вины у таких людей маскируется травма, которую они получили в детстве. Возможно, они были гонимыми в школе или их много раз отвергали близкие люди. И вот теперь они боятся причинить малейшие неудобства окружающим.
Самостоятельно побороть такой невроз сложно. Здесь нужна помощь специалиста.
Защита от внешней угрозы
Одна женщина исповедовалась в том, что гневается на мужа и не имеет кротости перед ним. Однако, как выяснилось позже, ее супруг обладал деспотичным характером и сам вел себя жестко по отношению к ней.
В этом случае ее реакция — ответный гнев — была естественной. Это был не грех, а самозащита.
Половая тряпка
Некоторые люди настолько боятся ответственности за свои поступки, что добровольно лишают себя всякого выбора. Они опускаются на самое дно и все тревоги уходят. Жизнь как бы течет сама собой.
В этом случае именно страх ответственности заставляет людей принимать на себя любую вину, лишь бы не приходилось что-то в своей жизни менять.
Вина перед собой
Иногда, единственный человек, которому мы причиняем боль — мы сами.
Например, во время собрания у нас была мысль высказать что-то полезное, но мы этого не сделали. Мы будем жалеть об упущенной возможности показать себя, принести пользу окружающим.
Многие люди, навредив себе, уходят в самоуничижение. Самоукоры и самообвинения только ухудшают ситуацию.
К сожалению, святые отцы также учат нас самоосуждению, осознанию совей греховности.
Но разве Господь хочет нас осудить? Причинить нам страдания из-за угрызений совести? Нет. Осознав свою греховность, мы должны приложить все усилия, чтобы исправиться. Этого же хотят от людей и святые отцы.
Что в итоге
Научитесь различать настоящую вину, когда ваши действия причиняют боль другим людям.
Приложите усилия, чтобы получить прощение. Иначе чувство вины может перерасти в саморазрушение.
Получив прощение — успокойтесь. Мир неидеален.
Если вы чувствуете вину, не причинив другим людям вреда — это чувство невротическое. Найдите причину вашего переживания или обратитесь за помощью к специалисту.
Если вы причинили вред самому себе — не укоряйте себя. Приложите усилия, чтобы исправиться.
- ТРЕНИНГИ
- БЛОГ
- ОТЗЫВЫ
- МОЯ ИСТОРИЯ
- КОМАНДА
- НОВОСТИ
- КОНТАКТЫ
- МАТРИЦА СТРОЙНОСТИ
- МАТРИЦА СТРОЙНОСТИ SPORT EDITION
- МАТРИЦА СТРОЙНОСТИ ДЛЯ МАМ
- АВТОР ЖИЗНИ
- ФИНАНСОВЫЙ КЛЮЧ
- КЛЮЧ К РЕБЕНКУ
- КЛЮЧ К ДОШКОЛЬНИКУ
- КЛЮЧ К ПОДРОСТКУ
- КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ. ДЕТИ
- КЛЮЧ К ТЕЛУ
- КЛЮЧ К СЕБЕ
- АВТОР ЖИЗНИ 2
- МАРАФОН ЖЕЛАНИЙ
- РАСШИРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОЗНАНИЯ
Первый шаг к избавлению от тревоги и чувства вины — принятие себя. Принятие своих желаний, чувств, мыслей и ошибок выводит из состояния виновности. Когда человек становится другом самому себе, пропадает желание унижать и обвинять этого друга. Приходит понимание, что мир несовершенен. Человек несовершенен. И с этим несовершенством можно мириться и жить.
Эффективный способ борьбы с чувством тревоги — уложить тревогу в схему. Например, взять ситуацию, в которой возникает тревога — страх потерять работу. Здесь можно нарисовать такую схему:
Когда я сталкиваюсь с ситуацией: допустил ошибку, начальник жестко поговорил, задача кажется слишком сложной.
Что я чувствую: страх, тревогу, чувство вины, ненужность, никчемность.
Почему я это чувствую? Я думаю, что у меня недостаточно знаний, я идиот, я не достоин этой должности, я хуже всех.
Что происходит на самом деле: включается схема, которая диктует мне чувствовать себя виноватым, маленьким и никчемным. Схема из детства.
И тогда я: грызу ногти, ругаю себя, заедаю тревогу.
А в реальности у ситуации много других объяснений: начальник поговорил жестко, потому что у него проблемы в семье или он устал. Задача кажется слишком сложной, потому что у меня нет опыта, и это нормально. Ошибаться — это тоже рабочий процесс.
Вместо того, чтобы тревожиться и чувствовать себя ничтожеством, я буду себе мудрым другом:
— скажу себе, что действую по привычному шаблону;
— позабочусь о себе: подышу, прогуляюсь, помедитирую;
— разрешу себе чувствовать тревогу и страх;
— поддержу себя: напомню о своих достижениях, моментах триумфа;
— спрошу себя, как можно сейчас уменьшить тревогу: поговорить с другом, почитать что-то поддерживающее;
— проговорю (если уместно) свои чувства: когда я не получаю обратной связи, то чувствую себя никчемным. Я нервничаю, когда со мной говорят в таком тоне. Я никогда не решал подобные задачи и чувствую страх.
— представлю, что потерял работу и продумаю, что сделаю в этом случае.
Читайте также: